Импрессионизм лирики фета (поэзии, творчества) сочинение

Импрессионизм лирики Фета (поэзии, творчества) сочинение

Импрессионизм в поэзии,  как я понимаю, состоит из тонких описаний. То есть картина такая рисуется не «чётко и просто», а намёками, полутонами. Когда смотришь слишком близко на картину импрессиониста, то видишь лишь мазки разноцветные, но издалека – картина видна полностью. То же самое со стихотворением в такой манере – воспринимается оно только целостно.

У Фета описание природы очень связано с чувствами, с философией. Всё перетекает одно в другое… Вот, например, очень известное стихотворение, которое стало, собственно, романсом, «Ива». Вроде бы просто описывается дерево, его ветки-листья, но их описание прекрасно передает чувства автора. Как и бывает, легкие листья ивы дрожат, но это дрожит и сам автор.

А ещё одушевленные листья спорят (как будто) друг с другом. Или это герои спорят? Под ивой автор видит переливы струй золотых, которые  из стекла дрожащего… Видимо, речь просто о водоёме! Тут же и описание девушки, у которой взгляд стал «мягче». И всё это связано, но не совсем понятно, что происходит: расставание или встреча людская.

Просто остаётся ощущение… Вот импрессионизм.    

Обратите внимание

Эпитеты у Фета, в своём сочетании оставляют тоже размыто-романтическое впечатление. Я слышал, что некоторые современники даже смеялись над  Афанасием Фетом из-за «излишнего» романтизма. Вот в его стихотворении «Эоловы арфы» беседуют Он и Она. Здесь можно найти, например, «прозрачные персты». Нельзя ведь это понять буквально! Но ощущение создаётся…

Даже в «сюжетном» и сатирическом стихотворении «Змей» неожиданные сравнения, например:  трава осыпается росой. Ничто прямо не обозначено, но тем шире простор для читательской фантазии.

Возможно, Афанасий Фет немного запутывает, не даёт чёткого описания, ответов на вопросы… Но он передаёт в первую очередь ощущение. Известно, что у Фета в стихах очень много цвета и музыки. Я повторюсь, что он часто прямо не называет что-то, а описывает. Например, в стихотворении «К цветам» главных героев он называет, то «дети Флоры», то «дети света».

Нет в стихах такой уж четкой структуры, опять только наброски… Важно, что именно Фет перенёс это художественное направление в поэзию. (Хотя, конечно, элементы такие встречались в стихах многих поэтов и до него.

) Он именно разрабатывал этот вопрос, считай, философию. Поэт писал, что нужно в стихотворении показывать не явление или вещь, а впечатление от них, что «строительный материал стиха» — не слова, а намерения.

Изучающие его творчество говорят о множестве смыслов, скрытых в его образах.

Мне понравились стихи Фета, но их нельзя сразу много читать (по крайней мере, мне), так как всё начинает тогда спутываться.

← Человек и природа в лирике А. А. Фета ← Жизнеутверждающее начало в лирике Фета о природе↑ ФетВечные темы в лирике Фета →

  • Сочинение Какими должны быть школьные переменыУченики, безусловно, устают от уроков, на которых получают много новой и полезной информации. Урок длиться 45 минут, и детям, очень тяжело его просидеть, спокойно и не балуясь
  • Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича сочинение«Песнь про царя Ивана Васильевича» — легендарная поэма великого писателя Лермонтова. Здесь повествуется о ссоре, которая произошла из-за разных мнений на жизнь
  • История происхождения глуповцев в Истории одного города Салтыкова-ЩедринаВ городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.
  • Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Олеся Куприна сочинениеПовесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.
  • Сочинение Любовь в патриархальном мире в пьесе Бедность не порок ОстровскогоОстровский был неким знатоком Замоскворечья. Это район столицы, где живут довольно простые люди. Драматург дает возможность читателям своих произведений приблизиться и немного понять жизнь простых людей, купцов, мелких служащих и других

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/fet/impressionizm-liriki-feta-poehzii-tvorchestva

Импрессионизм в поэзии Фета

о.п. охрименко

 О художественных достоинствах поэзии А. Фета написано немало, и тонкие наблюдения над его поэтическим миром давно убедили всех в том, что ему принадлежит особое место в ряду лучших русских поэтов.

 Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонациональное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обостренный психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанными с импрессионизмом.

 Импрессионизм (впечатление) — это направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар, Адольф Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезан.

Важно

Это новое направление заявило о себе весной 1874 года, когда группа молодых художников, пренебрегая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Возникновение самого названия нового направления связывают с картиной К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Философской основой импрессионизма является эмпирический позитивизм, т.е.

вера в позитивный опыт, а в художественном творчестве — это стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах».

 Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит. Импрессионизм понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры.

К особенностям такого восприятия следует отнести свободное построение композиции, выявление лишь нескольких черт, схваченных мимолетным взором, способность тонко передавать переходные состояния природы и фиксировать минутные впечатления.

 Все это мы находим в поэзии А. Фета, который, по словам В. Боткина, будучи в высшей степени одаренным чувством красоты предметов и явлений, «…улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве …

Мотивы Фета заключают в себе иногда такие тонкие эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя».

 Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь.

Отсюда природа предстает в поэзии Фета в разных своих проявлениях, во все времена года, в разные часы дня и ночи. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звезд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на двойном стекле.

Совет

Заря и туман, река и черный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях Фета в дивные поэтические картины, часто фиксирующие не только мимолетность мгновений жизни природы, но и таинственную прелесть постоянного перехода от одного состояния к другому.

Стихотворение «Вечер», например, дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях:

 Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко в полумраке, луками Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

 А какое живое чувство создает картина приближающейся весны в стихотворении «Еще весны душистой нега»! И звук грохочущей телеги по замерзшей земле, и краснеющая в высоте липа, и тепло пригревающего в полдень солнца, и пролетающие в небе журавли — все это в отдельности можно отнести и к другим временам года, а вместе они создают великолепную картину ранней весны со всеми ее незаметными прелестями, говорящими о красоте и силе жизни и природы.

 Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров.

Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А.

Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

(«Какая ночь!..»)

 Прав был В. Боткин, отмечая, что «хотя Фет редко вдается в описания природы, но тем не менее, он умеет мастерски рисовать. Какие другие строки смогут лучше передать тоскливую картину поздней осени, чем строки в стихотворении «Ласточки пропали …» ?

С вечера все спится, На дворе темно.

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Обратите внимание

 Тревожный, испуганный крик улетающих журавлей и неприкаянное перекати-поле на равнине уже не оставляют никаких надежд:

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

 Так проявляется еще одна особенность лирики Фета — изображение не самой картины природы в привычном смысле, а того ощущения, которое она в нас пробуждает. В таких стихотворениях, как «Тихая, звездная ночь …», «Я пришел к тебе с приветом…», «Уж верба вся пушистая…

«, «Ива» и других находят отражение самые разнообразные чувства в их мимолетном проявлении, но так или иначе жизнь души тесно связана с жизнью природы.

В стихотворении «Ива» беспокойная дрожь водяных струй, зеленый водопад ветвей, листья, бороздящие воду, переливаются в волнующее и трепетное состояние души влюбленного:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты …

Мягче взор мой горделивый …

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

 Импрессионистам было свойственно видеть природу в красочном и световом разнообразии, в причудливой игре разнообразных оттенков цвета. Так и Фету было дано видеть окружающий мир в мгновенной смене красок, звуков, форм и очертаний, едва уловимых явлений в мире живой природы:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы.

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все весна.

 Нельзя не согласиться с В. Боткиным, писавшим, что «чувство природы у Фета наивное, светлое, радостное. В обычных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живописи, и которые может воспроизводить одна только поэзия слова».

 Особую глубину слову А. Фета придает такой элемент поэтики импрессионизма, как метафоричность. Художники-импрессионисты использовали метафоры живописные, Фет же мастер метафоры поэтической.

С ее помощью природа в изображении Фета оживает, становится созвучной душе человека, близкой и понятной ему («ручей рвется», «березы ждут», «камень плачет», «фонтан лепечет», «звезды молятся», «ивы дремлют», «верхушки лип дышат негой»).

Природа и человек как бы превращаются в одно целое, объединенное настроением поэта, «навеивающим» на душу читателя то, что так трудно бывает выразить понятием, словом.

Важно

 Из общего характера поэзии А. Фета вытекает еще одно ее свойство — музыкальность. Не случайно Фет считал, что «нет музыкального настроения — нет художественного произведения».

Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета «на романс, написан в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринят».

Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать «На заре ты ее не буди» А. Варламова, «Сад весь в цвету» А.

Аренского, «Не отходи от меня», «Певице», «Я тебе ничего не скажу» П. Чайковского, «Серенада», «Свеж и душист твой роскошный венок» Н. Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» С. Танеева и др.

 При всей философской глубине понимания жизни, которое сложилось у Фета под значительным влиянием немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра, Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: «…

Читайте также:  Сочинение мцыри свободолюбивая личность

в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии — это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей… Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г.

Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии».

 Источник: Русский язык и литература в учебных заведениях. – 1996. — № 3. – С. 26-27.

Источник: http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=2899&album_id=120&category=

Пример сочинения: Импрессионизм в лирике А. А. Фета

Импрессионизм воздействует на человеческие чувства. Основа чувств — впечатления. Впечатление — от слова печать, некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Например, люди часто испытывают антипатию к определенным именам. Предположим, не нравится имя Маша. Может быть, в пятилетнем возрасте какая-то

Маша отобрала конфету. Может быть, Маши у Пушкина, говорящие по-французски, вечно влюбленные, не вызывают симпатии. Только при прочтении новой книги, где есть героиня по имени Маша, при знакомстве с человеком в первые минуты иногда чувствуется некоторая неприязнь в силу давнего впечатления. Вот так упрощенно можно определить основу импрессионизма.

Закат и восход солнца, пенье птиц, снег — констатация факта. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег — уже воздействие на чувства читателей, вызывающее одинаковые эмоции.

Что глубже: чувства или эмоции? Мне кажется, чувства глубже. Эмоции

Стихийны, возникают «автоматически». Чувства же у разных людей

Разные.

Первый снег. Кто-то представит прежнюю квартиру, дом-пятиэтажку. Снежинки разного размера, красивые, будто напечатанные, падают в лужу у подъезда и исчезают в ней.

Кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху, как они путаются в ветвях деревьев и мелькают у фонарей. В этом состоит разница восприятия. Потому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него.

Совет

Удивительно, как поэт из девятнадцатого века мог отгадать такое заветное, такое личное.

Поэзия, красота, гармония всегда вместе, одно подразумевает другое. Это не античные статуи, идеальные и мертвые, а живые и прекрасные состояния души.

Недаром в те давние времена родился чудесный миф о Пигмалионе и Галатее, воспевающий не холодную красоту статуи, а пламенную любовь скульптора. Красивый человек не обязательно красив внешне. Художник Кранах не рисовал красивых людей.

Но его картины притягивают взоры посетителей музеев красотой внутренней. Еще одно сравнение:

«На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит:

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит».

«Нос образовывал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые… Брови были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично». (И. А.Гончаров. «Обломов»)

Кто из героинь живее, материальнее, красивее? Первая, наверное. В мягком свете утра А. А.Фет воспевает свежесть и прелесть молодой девушки, не описывая ее рост, цвет глаз, форму носа.

Недаром этот поэт считается «шепотом русской поэзии». Эти строчки — утренний шепот в тишине спящего дома.

Разве можно громкими неуклюжими словами передать умолкшие трели соловья, ночную «игру луны»? Тепло, радость, рассеянный свет восходящего солнца наполняют стихотворение.

«Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры»…

— это у Пушкина. У Фета нет Аврор, Аполлонов, Посейдонов. Лишь чувства и стихи, стихи и музыка.

«Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,

Пред скамьей ты чертила блестящий песок.

Я мечтам золотым отдавался вполне —

Ничего ты на все не ответила мне».

«Жгучий луч», «золотые мечты», «блестящий песок»… Как дописать

Сочинение? Зачем слова о том, что прекрасно? В простоте, в кажущейся

Банальности — такое… Надо писать, анализировать, а хочется петь.

Музыка звучит и звенит в этом луче солнца и поднимается к синему

Небу. Зонтик у скамейки. Такой, какие были тогда: белая ручка, острый кончик, воздушные кружевные оборки. Какие здесь чувства, на что воздействует автор? Да разве важно это, когда захлебываешься в восхитительном водопаде мечтаний!

Обратите внимание

Очищение. Настоящее искусство, если можно так сказать (искусство — страна воображения, царство идеалов), призвано возвышать человека, учить его мудрости, любви. Прочувствовав стихотворение А. А.Фета, узнаешь новую, прекрасную жизнь. Естественно, после примитивно сколоченного стишка в голове ничего не прибавится.

Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что каждый может писать такие же картины. Сложного, думают, мало. Здесь мазочек, там мазочек, примитивный домик, как дети рисуют — вот и вся премудрость.

Жаль, что эти люди не понимают отличия произведения Мастера от любительской мазни. Оно заключается в искренности и глубине впечатления.

Чем больше тепла, любви вкладывает художник в свое творение, в свое дитя, чем лучше он знает мир человеческих эмоций — счастье, страдание, злобу, ревность, веселье — тем восторженней примет его зритель, поклонник.

«Мир спасет красота». Все равно какими художественными приёмами

Она выражена, к какому стилю относится, какому направлению соответствует. Импрессионизм… Лирика…

Фет… Импрессионизм в лирике Фета — ступенька рая.

Как беден наш язык! — Хочу и не могу.— Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета свежа и благоуханна сегодня, как и во время ее создания. Поэт умел подметить такие тонкие переходы в состоянии природы, что диву даешься зоркости и умению автора.

Причем природа в лирике Фета существует не сама по себе, она отражает внутреннее состояние автора или его лирического героя. Порой они так близки, что трудно понять, где чей голос. Очень часто стихи звучат диссонансом, но это окружающий мир вторгается в поэзию. Только встречу улыбку твою.

Или взгляд уловлю твой отрадный,— «в тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной. Кажется, что поэт всемогущ, ему доступны любые «верши — 1)1 и глубины». Это возможность гения говорить на привычном языке. Сама природа, гармония и красота поют его душою. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Важно

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Начиная от конкретной и реальной картины, поэт переходит к лирическому символу. Обращаясь к читателям — «я»« приближает свое творение миллионам любителей поэзии, заставляя их воспринимать ту красоту и прелесть естественной лирики ни, которая так ярко открылась автору.

Стихи Фета естественны, как и вся окружающая природа. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Поэзия вечна, потому что заставляет вздрогнуть наши сердца и души, будит лучшие чувства человека, зовет его к возвышенным целям.

Только там и существует гармония и красота, где пропадают фальшь и надуманность. Стихи А. А. Фета показывают прекрасный и чистый мир природы, ее безыскусную красоту и свежесть. И не так важно, как они переданы, лишь бы это было правдой, шло из глубины души.

Автор учит нас открывать свои сердца навстречу природе, впускать ее в свою душу, обогащаться духовно, возвращая эту красоту окружающим. Умея оценить все многообразие мира, становишься богаче и чище — не это ли главная ценность общения с поэзией большого мастера.

Как дышит грудь свежо и емко — Слова не выразят ничьи! Как по оврагам в полдень громко На пену прядают ручьи! В эфире песнь дрожит и тает, На глыбе зеленеет рожь — И голос нежный напевает: «Еще весну переживешь!» Поэт показывает тесную взаимосвязь человека и природы» это тот родник, из которого можно черпать силы бесконечно, если относиться к нему бережно и душевно. Но природа и удивительно ранима, ее легко разрушить, нанести невосполним урон. Остро понимаешь это, читая прекрасные стихи Фета. Его поэтический мир удивительно многообразен и хрупок, и тонкий лирик, заставляет понять всю глубину происходят перемен. — рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному темно, и жутко, и грустно, и весело, — Я ничего не пойму. Петер, кругом все гудет и колышется, Листья кружатся у ног. Там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Природа в стихотворениях Афанасия Афанасьевича не пустынна, она наполнена присутствием человека, его привычным миром звуков, запахов, форм. Ее можно реально ощутить, она «откликается» на любое прикосновение: словом, рукой, мыслью… Это большая радость — общение с творчеством А. А. Фета.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Пример сочинения: Импрессионизм в лирике А. А. Фета. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/primer-sochineniya-impressionizm-v-lirike-a-a-feta/

Импрессионизм поэзии Фета | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства — впечатления.

Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег — это лишь констатация фактов.

Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег — это уже воздействие на чувства читателей.

«Первый снег…» Кто-то, к примеру, представит свой прежний дом; снежинки разного размера, красивые, будто напечатанные, опускаются в лужу у подъезда и исчезают в ней.

Кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху, то, как они путаются в ветвях деревьев и мелькают у фонарей. В этом состоит разница восприятия. Потому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него.

Совет

Удивительно, как настоящий поэт может отгадать такое заветное, такое личное практически для каждого человека.

Фета считали «жрецом чистого искусства», однако если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь — но только песня знает», может быть понято не как поэтический «каприз», а как отклик поэта на изменения окружающего мира.

Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же    отзовется   в   стихах.    Фета-стихотворца ведет вперед впечатление об окружающем мире, это впечатление через образы передается человеку, читающему его стихи. Ос-. новываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, заставляет его забыть житейские невзгоды.

Поэзия, красота, гармония всегда вместе, одно подразумевает другое. И их воплощением могут быть не античные статуи, а подвижные и прекрасные состояния переменчивой души.

Недаром в давние времена родился миф о Пигмалионе и Галатее, воспевающий не холодную красоту статуи, а пламенную любовь скульптора к своему творению. Ведь красивый человек не обязательно красив внешне.

Внутренняя красота, красота духовная значит гораздо больше. Вот стихотворение, которое знают практически все:

  • А на заре ты ее не буди,
  • На заре она сладко так спит:
  • Утро дышит у ней на груди,
  • Ярко пышет на ямках ланит.

В мягком свете утра А. А. Фет воспевает свежесть и прелесть молодой девушки, но делает это так, как может только он один. Недаром этого поэта иногда называли «шепотом русской поэзии».

Эти строки и есть утренний шепот в тишине спящего дома. Тепло, радость, рассеянный свет восходящего солнца наполняют стихотворение.

«Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры»… — это уПушкина, У Фета нет Аврор, Аполлонов, Посейдонов. Лишь чувства и стихи, стихи и музыка:

  • Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,
  • Пред скамьей ты чертила блестящий песок.
  • Я мечтам золотым отдавался вполне
  • Ничего ты на все не ответила мне.

«Жгучий луч», «золотые мечты», «блестящий песок… В простоте, в кажущейся банальности вдруг возникает нечто совершенно необычное… Музыка звучит и звенит в этом луче солнца и поднимается к синему небу. Зонтик у скамейки. Такой, какие были тогда: белая ручка, острый кончик, воздушные кружевные оборки.

На что именно, на какие чувства читателя воздействует автор? Да разве это здесь важно. Настоящее искусство, если можно так выразиться, призвано возвышать человека, учить его мудрости, любви. Прочувствовав это стихотворение А. А. Фета, узнаешь новую, прекрасную жизнь.

Читайте также:  Анализ поэмы за далью даль твардовского сочинение

И, думается, дело здесь в том самом волшебном «отпечатке», который оставляют в душе, казалось бы, такие простые и незатейливые слова. Отпечаток — импрессион…

Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что каждый может писать такие же картины — здесь мазок, там мазок. Здесь очень важно понимать отличия произведения

Мастера от произведения посредственного. Оно заключается в искренности и глубине впечатления творца и в способности передать его читателю или зрителю. Чем больше тепла, любви вкладывает художник свое творение, чем лучше он знает мир человеческих эмоций — счастье,1 страдание, злобу, ревность, веселье, тем восторженней примет его зритель или читатель.

А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося в Европе в конце XIX века. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета осо~ бенно отразилось на творчестве поэтов и художников XX века, и более всего Блока.

«Красота спасет мир». Не имеет особого значения, какими художественными приемами она выражена, к какому стилю относится, какому направлению соответствует. Импрессионизм… Лирика… Можно утверждать, что в творчестве Фета эти понятия неразделимы.

Источник: http://resoch.ru/impressionizm-poezii-feta/

Импрессионизм в лирике А.А.Фета

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии — 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно.

Фета считали «жрецом чистого искусства», однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь — но только песня знает», — может быть понято не как поэтический «каприз», а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира.

Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод: «Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль: В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей».

(«Певице», 1857) Назначение поэта — воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами: «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!» («Одним толчком согнать ладью живую…», 1887) Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: «Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря!..» («Шепот, робкое дыханье…», 1850) Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения «милого лица» и изменения в природе — подобный параллелизм типичен для фетовских стихов.

Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа — две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь.

Обратите внимание

Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди — составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние.

Но природа вечна, деревья «останутся холодной красой пугать иные поколенья» («Сосны», 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее: «Не верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа».

(«Учись у них — у дуба, у березы», 1883) Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению: «Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает: В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста — И посвященным только зримо Цветет весна и красота».

(1862) Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) — это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, «душа опять помолодеет». А кроме того, искусство — это и есть тот «родной край», где нет никаких бурь, где «цветут весна и красота».

А.А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру.

Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение «Осенняя воля», хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Источник: http://diplomba.ru/work/99415

Импрессионизм Лирики Фета

У Афанасия Фета была необычная, сложная, во многом весьма драматическая судьба.

Незаконнорожденный сын богатого помещика Шеншина, он всю жизнь стремился укрепить свой социальный статус, вернуть утраченные им в отроческие годы потомственное дворянство и фамилию.

Старательный офицер и деятельный помещик, Фет стал для русской литературы первооткрывателем утонченной воздушности природной лирики, в идеале воплотившейся в стихотворениях символистов и отчасти акмеистов.

Важно

Древние говорили: поэтами рождаются. Фет действительно родился поэтом. «Замечательная художественная одаренность, — писал академик Д. Д. Благой, — составляла суть его сути, душу его души».

Чувствительность, задушевность, утонченное восприятие всего происходящего вокруг в мире и в душе человека сделали Фета первым настоящим импрессионистом не только русской литературы, но и всего русского искусства.

Основное свойство импрессиониста — явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере Фет обладал им. Звуки, шорохи, мимолетные впечатления — не мотивы, а темы фетовского творчества:

Шепот, робкое дыханье,»

Трели соловья,»

Серебро и колыханье»

Сонного ручья.

Каждая мелочь, каждая — даже невзрачная — деталь природы прекрасна, потому что они составляют наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.

Фет-лирик, в противоположность Фету — трезвому хозяйственному помещику, идеалист, почти романтик. В этом он схож с Жуковским. Однако, в отличие от Жуковского, в стихах Фета нет ничего потустороннего, нереального, фантастического.

Фетовская красота — это красота природы, объективно существующей, постигаемой зрением, слухом, обонянием. Гениальность Фета заключается в том, что он сумел отыскать в реальной повседневности, которая никогда не вдохновляла стихотворцев, поэтическое.

Это обескураживало большинство его современников. Наверное, поэтому некоторые стихотворения Фета вызвали поток всевозможного рода пародий и стихотворных издевок.

А Фет продолжал писать по-своему, оставался верен себе, своему дарованию, поэтому он большой поэт, а его оппонентов теперь никто, кроме исследователей фетовского творчества, не знает.

Стихи Фета несут в себе гармонию драматического человеческого бытия и рожденную этой гармонией волшебную музыку, удивительную внутреннюю мелодию. Они стали основой для многих популярных романсов. Вспомним:

На заре ты ее не буди,»

На заре она сладко так спит,»

Утро дышит у ней на груди,»

Ярко пышет на ямках ланит.

Или:

Сияла ночь.»

Луной был полон сад.

Лежали»

Лучи у наших ног в гостиной без огней.»

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,»

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Совет

Не случайно Фет был широко известен прежде всего как автор задушевных песен. Как правило, популярность приходила к импрессионистам поздно.

Наверное, потому, что их творения, в том числе произведения Фета, нельзя рассматривать с близкого расстояния, в упор, нужна дистанция — и, конечно, не столько пространственная, сколько временная. Чтобы Россия по-настоящему открыла Фета для себя и для мира, понадобилось несколько десятилетий.

Тогда был осознан подлинный масштаб его поэтических достижений. В сущности, Фета нам «подарили» Анненский и Брюсов. Именно они своими стихами помогли понять суть фетовского творчества, подсказали, что она — в импрессионизме.

Казалось бы, что импрессионизм Фета не соответствовал современной поэту социально-политической обстановке. Народникам и социалистам, задававшим тон в общественной жизни, более близко было иное литературное направление — реализм, прямая гражданственность, социальная проблематика.

То, что не требовало времени и духовных усилий на всматривание, вслушивание. Импрессионизм не может работать на злобу дня, служить сиюминутным прагматическим задачам. И поэзия Фета — это искусство ради искусства, если не понимать эту формулу примитивно.

Ведь подлинное искусство создается без стремления угодить читателю, зрителю, слушателю. Так писал свои стихи Фет, воплощая пушкинское понимание творческой свободы, не желая «зависеть от царя, зависеть от народа».

Когда многие поэты, в том числе и крупные, были поглощены злобой дня, Фет размышлял о другом:

Ночь.»

Не слышно городского шума,»

В небесах звезда — и от нее,»

Будто искра, заронилась дума»

Тайно в сердце грустное мое.

Эти думы о мире, о природе, о жизни, о человеке, о Боге раздражали многих современников Фета, казались им никчемными, праздными. Но ими живет человек во все времена, и поэзия, рожденная ими, долговечна.

Обратите внимание

Фет умер в забвении, среди «робкого дыханья» тишины. Его голос зазвучал в полную силу позднее, в «серебряный век». Дистанция, отделявшая его от современников, была пройдена, на первый взгляд хаотично разбросанные по холсту текста мазки слов и образов были наконец собраны в единую замечательную картину великого художника. Так Россия узнала Фета.

Источник: http://www.testsoch.info/impressionizm-liriki-feta/

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Трепет жизни (импрессионизм в творчестве А.Фета)

Тема:  «Трепет жизни».

            (импрессионизм в лирике А.Фета)

Цели урока:  

  1. Формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом  видении мира.
  2. Учить выявлять общие черты импрессионизма в  

     произведениях живописи, музыки, литературы.

   3.  Развивать навыки стилистического анализа текста.

   4.  Учить «чувству поэзии», восприятию и постижению

        прекрасного.

Оборудование:

       1.Компьютерная презентация.

    2. Записи музыкальных произведений К.Дебюсси.

Эпиграфы к уроку: 

  Не я, мой друг, а божий мир богат.

                                                                                         А.Фет.

                                Целый мир от красоты,

                                От велика и до мала.

                                                    А.Фет

(В скобках даются предполагаемые ответы учащихся)

Ход урока:

I.  На фоне музыки Дебюсси звучат стихотворения А. Фета.

                «Только встречу улыбку твою…»

                «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

                «На стоге сена ночью южной…»

                «Ещё люблю, ещё томлюсь…».

Вот так, из рук в руки, лирик Фет передаёт читателю своё сердце, «трепет  жизни».

Природа, любовь, красота – тематика стихотворений Фета. Причём эту красоту поэт находил не в мечтах и грёзах, как романтики, а на земле, в реальном мире.

Читайте также:  Сочинение по картине рафаэля сикстинская мадонна описание

(1 слайд) (запись в тетрадях)

Обращаемся к первому эпиграфу урока:

                «Не я, мой друг, а божий мир богат».

Но ведь о любви и природе писали поэты всех времён и народов.

? Что же сделало Фета неповторимым поэтом со своеобразным голосом? Почему его стихи восхищали Толстого и Тургенева?

II. Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, т. е. в чём заключается своеобразие его стиля.

Обратимся к самому известному фетовскому шедевру «Шепот, робкое дыханье»: (2-3 слайды)

— о чём это стихотворение?

   (сцена ночного свидания)

— но ведь слова «свидание» в нём нет, по каким приметам мы узнаём, о чём идёт  речь.

(В тетрадях: Шепот, дыхание, милое лицо, лобзание, слёзы  (чувства не названы, а слова, передающие чувства, расположены в определённом порядке: мы видим нарастание страсти)).

— Как бы вы описали настроение этого стихотворения?

(Светлое, радостное, взволнованное.)

Давайте проанализируем звуковой состав этого стихотворения и попробуем проследить, как звуки создают такое настроение. Сделайте транскрипцию первых двух строчек.

([  ШОПОТ, РОПКОЙЭ ДЫХАН`ЙЭ, ТР`ЭЛ`И СОЛОВ`ЙА ])

Учитель: Какие гласные звуки преобладают?

(О,Э,А.)

Какие ассоциации вызывают эти звуки? Попробуйте соотнести звук и цвет.

(Работа в тетради)

— Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки:

 А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый;
О – синий: тайну их скажу я в свой черед…

Важно

Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И – синим, У – ярко-желтым, А – красным. Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И – небесно-голубой, А – красным, О – пурпурный.

А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е – желто-зелёным, И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым.

Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг.

Какому настроению человека соответствуют эти цвета?

Вывод: Итак цвета светлые, радостные, в то же время желтый цвет привносит какую-то изменчивость, непостоянность.

— Сделайте транскрипцию последней строчки.

([ И ЗАР`А, ЗАР`А ! ])

—  Какой гласный звук преобладает?

(«А»).

—  Какому цвету он соответствует и какое настроение привносит?

(Звук «А» соответствует красному цвету, он будоражащий, соответствует и цвету зари, и настроению восторга при виде нее.)

Как называется  литературный троп, в котором используется повтор гласных звуков?  (Ассонанс)

Проанализируйте согласные звуки. (4 слайд) Как называется этот троп? (Аллитерация)

— Итак, мы увидели, что при помощи звукового ряда уже создается настроение: светлое, неяркое, в то же время в нем есть какая-то изменчивость, непостоянство

      Выпишите слова, несущие значение цвета.

(Серебро белый

Свет ночной голубоватый

Тени цветные

Пурпур красный

Янтарь желтый

Заря алый)    (5 слайд)

— Что помогает передать использование такой цветовой гаммы?

(Изменение цветовой гаммы от холодной к теплой помогает передать не только изменчивость мира, но и чувств)

— что ещё помогает ощутить это возрастающее напряжение?

  (повторяющийся союз, повторение слова заря)

— в любом поэтическом тексте любое слово значимо, и всё же какие строчки кажутся главными?

  (и лобзания, и слёзы…)

— почему слёзы? По каким приметам можно догадаться, что это слёзы счастья?

  (серебро ручья, тучки, милое лицо, пурпур) 

Сам подбор лексики несёт в себе свет радости и счастья.

— обратите внимание на строчку

Ряд волшебных изменений милого лица.

? Почему произошли эти изменения?

 (Меняется состояние влюблённого, но происходят изменения и в природе, постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарёй. Природа как бы подыграла влюблённым).

        (6 слайд)

На наших глазах произошло движение. 

— в связи с этим какую особенность стихотворения мы замечаем (обратите внимание на части речи)?

 (в стихотворении нет глаголов, но поэт сумел передать движение).

— За счет чего возникает движение?

(Автор употребляет отглагольные имена существительные.)

—  Выпишите из текста отглагольные имена существительные

(Дыханье  

колыханье  

изменение

отблеск  

шепот)

— обратите внимание на строение предложений (они назывные, их особенность – зафиксировать какой-то миг жизни).

        Прочитать стихотворение ещё раз.

(7-8 слайды)   Выводы: В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.

Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов.

Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

Фет сумел зафиксировать каждый миг.

        «Каждое выражение – картина.»

                                              Л. Толстой.

? Какой вид искусства обладает способностью остановить миг? (живопись)

Совет

        Это стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений роднит лирику А. Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом. 

 (показ репродукций картин художников – импрессионистов).

III.   Импрессионизм (9-11 слайды): 

        Всё началось в 60-е годы 19 века в Париже. В Салоне  (знаменитой выставке) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, а французская пресса «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Кажущаяся неуравновешенность, неожиданные ракурсы,  раздельные мазки — создаётся трепетная, светлая, воздушная живопись, передающая динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

Долго не приходило название новому направлению (критика: «Мазня»), но вот в Салоне была показана картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца», и всем вдруг стало понятно, что работы этих художников стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё.

Импрессионизм – впечатление.

Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Наша задача сегодня – понять и доказать это на конкретных примерах.

        Картина К. Моне была написана в 1874г.,

 а  фетовское «Шёпот…» — в 1850г.

Так чутко уловил Фет новое веяние в жизни и в своих стихах предвосхитил 20-ый век, начав удивительную игру со словом, которой ещё не знала поэзия.

IV. Итак, первая особенность, которая роднит импрессионизм  в живописи и лирику Фета, — стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, переливы настроений, «трепет жизни».

        Вторая общая примета – предмет изображения.

Тематика стихов Фета – Природа, Любовь, Красота.

(12-14 слайды)

? О чём рассказывают картины импрессионистов? (о радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. Импрессионизм был светлой сказкой. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен).

(15 слайд)

— Стихотворение «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым сияньем

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

(Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она — центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.)

— Почему именно бабочка привлекла внимание автора?

 (Бабочка — воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна.)

— Почему неважными становятся вопросы о том, где, куда, откуда появилась эта бабочка?

(Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное — ухватить этот миг.)

Вывод: Итак, для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок — в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

?Почему же Фет, битый жизнью, обиженный людьми, огрубелый практик, был вдохновенным и неутомимым певцом красоты и любви ? (понимал, что в этом смысл жизни. Красота спасёт мир. Погружаясь в свою душу, он спасал своё «Я» от несовершенства мира).

V. Второй эпиграф к уроку:

                        «Целый мир от красоты…»

? Какое название получила в русском литературоведении теория, которая объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства?

(« чистое искусство » —  стремление воссоздать мир красоты помимо и

 вопреки действительности.)

Обратите внимание

Среди приверженцев данной теории имя Фета стоит на самой высокой вершине поэтического Олимпа. Даже Белинский, возглавлявший борьбу с «чистым искусством», признавал поэтичность стихов Фета, правда, добавлял: «Оно хорошо, но как же не стыдно тратить время и чернил на такие вздоры.»

Импрессионизм в живописи любят не все.

У художников особая манера письма.

Поэзия же Фета привлекает всех.

Он внёс в поэзию новые находки, своё самоценное слово.

Поиск новых способов художественной выразительности – одна из важных сторон импрессионизма. (16-18 слайды)

Но у поэзии и живописи свои приёмы.

Лев Толстой высоко ценил творчество Фета («Фетинька»), но и он говорил о «непонятной лирической дерзости» стихов Фета.

VI. Какое время суток чаще всего изображает Фет?

(ночь, сумерки.)

У Фета очень много ночных стихотворений. Прочтем некоторые из них.

Ноктюрны (слайд 19)

(Ученики читают стихи, выделяют основные черты)

Учитель: Какого цвета ночь у Фета? (20 слайд)

Есть ли там чёрный цвет? Почему? Чёрный – гибель оттенка чувства

— звёзды – излюбленный образ у Фета. Они то поют, то шепчутся, то молятся.

Вывод (21 слайд): Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна.

— художникам – импрессионистам нужен был день, чтобы передать всё буйство красочной природы, но и ночь часто встречается на их полотнах.

Но у художников – импрессионистов и у Фета ночь не тёмная, тем более не чёрная (Импрессионисты чёрный цвет не любили, Левитан называл его «трупом краски»).

VII. Музыка импрессионистов:

1. природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё и третье составляющее этого треугольника – музыка.

2. «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».

                                               Клод Дебюсси.

3. К. Дебюсси – основатель импрессионизма в музыке.

Музыкальные пьесы: «Облака», «Снег идёт», «Отражение в воде», «Лунный свет».

4. На фоне музыке Дебюсси звучат стихотворения Фета:

    «В лунном сиянии»

    «Ночь и я, мы оба дышим»

    «Устало всё кругом…»

VIII. Подведём итог уроку (22 слайд):

?Чему служит лира А. Фета? Или прав Белинский: всё это «такой вздор»?    

Лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает

 наш мир, учит любить жизнь, ценить каждое мгновение, видеть свет и радость.

Это и есть импрессионизм в поэзии.

Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.

                     Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

                 Усилить бой бестрепетных сердец –

                 Вот чем певец лишь избранный владеет,

                 Вот в чём его и признак, и венец!

(22 слайд) –обобщение

         1) выучить стихотворение Фета наизусть (по    выбору);

              2) анализ стихотворения «Это утро, радость эта…»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/31/trepet-zhizni-impressionizm-v-tvorchestve-afeta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector