История написания цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» представляют собой набор из пяти повестей. Исследователи считают, что идея написания данной книги возникла у Пушкина в 1829 году. Но активную работу над повестями автор начал осенью 1830 года.
Известно, что изначально «Повести Белкина» включали в себя иной состав повестей, нежели современный сборник:
- Гробовщик
- Барышня-крестьянка
- Станционный смотритель
- Самоубийца
- Записки пожилог
Современный же цикл повести исключает повести «Записки пожилого» и «Самоубийца», но содержат «Выстрел» и «Метель». Кроме этого в состав цикла должна была войти еще одна повесть — «История села Горюхина». Но, к сожалению, работа над этой повестью так и не была закончена.
Весь цикл повестей был написан Пушкиным за сентябрь-октябрь 1830 года в имении Болдино. Осень 1830 года принято называть «Болдинская осень». Это время, когда у Пушкина была наибольшая продуктивная творческая пора. Доподлинно известен порядок создания повестей поэтом.
Первой была написана повесть «Гробовщик» — 9 сентября. Следом Пушкин начинает работать над «Станционным смотрителем» и заканчивает его 14 сентября. 20 сентября — написана «Барышня-крестьянка», 14 октября — «Выстрел», а 20 октября — «Метель». Те, кто уже знаком с «Повестями Белкина», знают о существовании предисловия к циклу.
Оно было написано Александром Сергеевичем 14 сентября.
Повесть «Выстрел»
Главный Герой: Повествование осуществляется от первого лица. Автор является действующим лицом истории. Но сюжет завязан на отставном гусаре Сильвио и Графе Б***
Направление: реализм
Основа сюжета: Незаконченная дуэль между Сильвио и Графом
Повесть «Метель»
Главный Герой: Марья Гавриловна Р***
Направление: сентиментализм
Основа сюжета: Стремление молодых людей пожениться против воли родителей.
Повесть «Гробовщик»
Главный Герой: Адриян Прохоров — гробовщик
Направление: готическая повесть
Основа сюжета: Переезд гробовщика в новый дом и его обидчивость, обернувшаяся для него «приходом» странных гостей
Повесть «Станционный смотритель»
Главный Герой: Повествование осуществляется от первого лица. Автор является действующим лицом истории. Но сюжет завязан на станционном смотрителе Самсоне Вырине и его дочери Дуни.
Направление: сентиментализм
Основа сюжета: Опрометчивая влюбленность молодой девушки и болезненные последствия её действий для родных
Повесть «Барышня-крестьянка»
Главный Герой: Лиза
Направление: сентиментализм
Основа сюжета: Заинтересованность девушки в молодом человеке. Желание видеться без открытия ему своей личности из-за неоднозначной репутации молодого человека и разногласий между их отцами.
Первая публикация повестей была осуществлена в 1831 году. Заголовок цикла повестей гласил «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.».
Иван Петрович Белкин — это персонаж, выдуманный автором специально. Поэт не стал публиковаться под своим именем, опасаясь проблем с цензурой.
В 1834 году повести были опубликованы поэтом повторно, но уже с другим названием «Повести, изданные Александром Пушкиным».
Купить «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкин на book24
Читать онлайн А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» на ЛитРес
Источник: http://xn—-ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai/istoriya-napisaniya-tsikla-povesti-pokojnogo-ivana-petrovicha-belkina
Презентация «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» ( к читательской конференции по творчеству А. С. Пушкина)
Слайд 1
А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Выполнил : Углов Арсений, 6 класс
Слайд 2
История создания В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830). Это очень важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе».
Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя, воссоздающего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей доходчивостью до самых широких читательских кругов.
Слайд 3
Как задумывались и писались «Повести Белкина» Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному и покойному. Это был честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью.
Он и собрал эти «простые» повести. Таким образом, Пушкин скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, позволяет выразить свое отношение к этим историям. Другу П.
Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».
Слайд 4
«Выстрел» Всю жизнь он потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, отомстить графу, отстоять свое первенство. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага .
В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый и храбрый человек, служивший в гусарском полку. Там он встретился и вступил в неравную борьбу с красивым, богатым и знатным сослуживцем.
У н ебогатого и незнатного Сильвио было только искусство меткой стрельбы из пистолета.
Слайд 5
«Метель» Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады. Впрочем, она же и гораздо суровее , и прозаичнее.Марья Гавриловна обретает свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. П утаница с женихами приводит героиню к выстраданному счастью.
В повести «Метель» у ездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в битве.
Слайд 6
«Гробовщик» Душа Адриана н астолько огрубела, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Явление мертвецов не меняет мысли, совесть и жизнь героя.
Таково счастье гробовщика, позволивше го нам не только заглянуть в его душу, но и увидеть уголок реальной питерской жизни.
В «Гробовщике» Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, этот неожиданный званый пир у гробовщика связан с его мрачным ремеслом.
Слайд 7
«Барышня-крестьянка» « Барышня-крестьянка» Два богатых русских барина, Муромский и Берестов, враждуют из-за какой-то мелочи. Их дети,Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники. По всей житейской мудрости , им следует пожениться .
Но вражда мешает, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Но реальное счастье их зависит от пугливости кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на землю. Ьарины помирились и решили все за молодых.
Не нужно было переодеваний, тайных любовных встреч барина и мнимой крестьянки. Счастье их было обычным, без шекспировской трагедии и романтизма.
Слайд 8
«Станционный смотритель» Вырин отправился в город спасать дочь. Но ротмистр оказался честным человеком и не бросил Дуню. Отец вернулся на свою станцию и постепенно спился от горя и тоски. Позже Дуня вернулась блистательной барыней. На кладбище она «долго лежала» на могиле отца.
Это народный обычай последнего прощания . Станционный смотритель Самсон Вырин отставной солдат, добрый и простодушный. Он — маленький человек, которого каждый проезжий может оскорбить. Всех гостей встречала его дочь Дуня.
Однажды м олодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез девушку в Петербург.
Слайд 9
Проблемы В «Выстреле» дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь? В «Метели» герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу.
Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет. В «Гробовщике», кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти.
Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.
Слайд 10
В «Станционном смотрителе» Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери ; ее обретает в конце концов и героиня.
В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным — и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному.
В «Барышне- крестьянке» наконец побеждены все предрассудки — и личные, и социальные — это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин. Проблемы
Слайд 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/11/15/prezentatsiya-povesti-pokoynogo-ivana-petrovicha
А.С.Пушкин «Барышня –крестьянка». История создания «Повестей Белкина» Осень 1830 года А.С.Пушкин провёл в селе Болдино Новгородской губернии. Из-за вспыхнувшей. — презентация
1 А.С.Пушкин «Барышня –крестьянка»<\p>
2 История создания «Повестей Белкина» Осень 1830 года А.С.Пушкин провёл в селе Болдино Новгородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь.<\p>
3 Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне» -говорил он.<\p>
4 И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.<\p>
5 А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен (5), поэму «Домик в Коломне», около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка».<\p>
6 В мире нет другого примера, когда писатель за такое короткое время создал бы столько замечательных произведений.<\p>
7 Материалом для повестей Послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной традиции. Вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской улице в Москве навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика».<\p>
8 Воспоминания о старинном кишинёвском приятеле — бесстрашном дуэлянте и боевом офицере полковнике Липранди – легли в основу «Выстрела».<\p>
9 Разъезды поэта- странника, ожидания и ночёвки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю». В «Метели» и «Барышне- крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными традициями…»<\p>
10 «Повести» были изданы анонимно. Авторство их было приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.<\p>
11 Работа над повестью «Барышня – крестьянка» Почему были в ссоре помещики Берестов и Муромцев? Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Как проявляет себя Алексей при знакомстве с Акулиной и Лизой? Чем привлекает нас Лиза? Какие серьёзные мысли автора может найти в этой повести внимательный читатель? Инсценировка 1-2 эпизодов из повести (по выбору).<\p>
12 Озаглавьте эти иллюстрации строками текста.<\p>
13<\p>
14<\p>
15<\p>
16<\p>
17 Домашнее задание:<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/833258
История создания и издания цикла “Повести Белкина” А.С.Пушкина
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и Дизайна»
Северо-Западный институт печати
Специальность (направление): 030901.65 — «Издательское дело и редактирование»
Выпускающая кафедра: Книгоиздания и книжной торговли
Допустить к защите
Заведующий кафедрой Н. Б. Лезунова
«____»__________________20 г.
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «История создания и издания цикла “Повести Белкина” А. С. Пушкина»
I. Теоретическая часть
Исполнитель — студент учебной группы: 5–ГИД–12
Ильичева Эльвира Викторовна
Руководитель выпускной квалификационной работы:
канд. филол. н., доц. Рубинчик Ольга Ефимовна
Консультанты: канд. эк. н., доц. Мелешкина И. М.
Нормоконтролер: канд. филол. н., доц. Дмитриева Е. Е.
Санкт-Петербург
2013
Аннотация
Дипломный проект Э. В. Ильичевой на тему «История создания и издания цикла “Повести Белкина” А. С. Пушкина» состоит из трех частей: теоретической, практической и экономической.
Основу теоретической части составляет изучение практики издания «Повестей Белкина» А. С. Пушкина. Тема раскрывается в двух главах. Первая глава посвящена истории создания каждой из повестей цикла и анализу прижизненных публикаций. Во второй главе представлен обзор посмертных изданий с 1837 по 2012 гг.
Список изданий насчитывает 156 названий.
Практическая часть содержит отредактированную рукопись шести статей из сборника «Проблемы современной массовой литературы» объемом 12 а. л., а также аннотацию и редакционное заключение.
Экономическая часть представляет собой расчет затрат на издание сборника «Проблемы современной массовой литературы» и определяет отпускную стоимость одного экземпляра.
Оглавление
Введение. 4
Глава I. Творческая история «Повестей Белкина». Обзор первых публикаций. 7
§1. История создания цикла. 7
§2. Прижизненные публикации. 20
Глава II. Обзор посмертных изданий «Повестей Белкина». 34
§1. «Повести Белкина» в составе собраний сочинений. 34
§2. Отдельные издания. 55
§3. Моноиздания отдельных повестей и публикации в сборниках. 73
Заключение. 88
Список литературы.. 91
Приложение. Список изданий. 95
Введение
«Повести Белкина» (полное название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина») – цикл из пяти небольших повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», объединенных предисловием «От издателя». А. С. Пушкин написал их осенью 1830 года в Болдино. При его жизни они издавались только два раза. Первый раз – в 1831 году, тогда они вышли без указания автора, как «изданные «А. П.». Второй раз – в 1834 году, с именем Пушкина.
После двух прижизненных публикаций «Повести Белкина» в течение 50-ти лет издавались только в собраниях сочинений. Современники не приняли их всерьез, сочли забавными, но недостойными имени поэта, отзывы критиков были негативными, порой жестокими.
Издатели выпускали другие произведения поэта – те, которые завоевали себе место в литературе и были признаны великими.
Впоследствии интерес к «Повестям Белкина» возрос и у исследователей, и у читателей, их стали издавать для изучения в школе и в качестве пособия для обучающихся русскому языку иностранцев. «Повести Белкина» встали в ряд подлинной классики.
Несмотря на то, что «Повести» существуют уже более 180-ти лет, их издательская судьба изучена недостаточно. Исследований по истории всех посмертных изданий не проводилось. Этим обусловлена актуальность дипломного проекта. Основной его целью является изучение опыта издания «Повестей Белкина» с момента их первого выпуска в печать до 2012 года.
В задачи диплома входит описать творческую историю произведения: возникновение замысла и его воплощение, систематизировать издания по видам, составить их обзор с 1831 по 2012 год, дать характеристику каждому издательскому периоду.
Первая глава дипломного проекта отражает ход работы Пушкина над повестями, содержит описание прижизненных публикаций. Остальным задачам посвящена вторая глава, в которой прослеживаются:
– история издания «Повестей Белкина» в составе собраний сочинений,
– отдельные издания цикла как единого художественного и композиционного целого,
– моноиздания каждой из пяти повестей: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Гробовщик», «Метель» и «Станционный смотритель»,
– публикации в сборниках.
Источник: https://vunivere.ru/work54820
Реферат: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкин
Содержание
«Повести Белкина»
«Выстрел»
«Метель»
«Гробовщик»
«Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»
Общие черты
«Повести Белкина»
Эти повести написал некий Иван Петрович Белкин, когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». «Повести Белкина» состоят из 5 частей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
Но всё дело в том, что Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший своё первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью.
Писали письмо другу Ивана Петровича. Он нам вкратце рассказал о покойном в ответном письме: «Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино. Покойный отец его, секунд-майор Пётр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных.
Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышлёный. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтённому мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил в службу в пехотный егерский полк, в коем и находился до самого 1823 года.
Смерть его родителей, почти в одно время приключившая, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину. И.П.
Белкин осенью 1828 года занемог простудною лихорадкой, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенного в лечении закоренелых болезней, как-то мозолей и тому подобного. Похоронен он в церкви села Горюхина близ покойных его родителей». Его друг, не хотел, чтобы его имя где-нибудь упоминалось.
В Болдино Пушкин присоединил к маленьким трагедиям другой новаторский цикл, но уже в прозе — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830).
Это очень важно для поэта-лирика и автора романа в стихах, позволившим Пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни», увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы.
Заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценили и сохранили навсегда. Эти повести рассказывали о современной Пушкину России и их обитателей. Русская жизнь в 1830-е годы изменилась, иными стали люди, их характеры и исторический опыт.
Но жизнь продолжалась, и рядовой человек имел право на место в ней, на личное счастье.
В «Повестях Белкина» Пушкин расстается с романтизмом и лирикой своего романа в стихах, с романтиками Онегиным и Ленским, и начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях. Потом разговор этот был продолжен в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке», где простые люди встречаются с историей и судьбой и проявляют свое достоинство и «простое величие» (Гоголь).
Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению.
Таким образом Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.
То есть «Повести Белкина» рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях простого звания («Гробовщик» рассказан приказчиком Б.В.), а автор-собиратель их — маленький человек из этой же среды. За ними и через них видна низовая, простая, народная Россия с ее реальными заботами, каждодневным бытием.
Холодный климат, огромные необработанные пространства, крепостничество и общая неустроенность, беззаконие верху донизу, помещичий и чиновничий гнет, злоупотребления и вечная несправедливость власти, отсутствие стабильности и гарантий достойного существования для миллионов людей — все это русский быт, определяющий жизнь и сознание персонажей повестей.
Но всюду жизнь, эти простые люди хотят быть счастливым, хотят хорошей жизни для своих близких, борются за такую жизнь, достойное существование, уважение к их добросовестному труду и личности. Вот что привлекло Пушкина к этой демократической теме. В этих повестях показано то, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.
«Выстрел»
Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространенной дворянской модой. В «Выстреле» обращаем внимание на своеобразную игру с эпиграфами и откликом на них в последнем предложении. Игра в стрельбу — стреляют куда угодно, только не в человека с целью убить его.
Главный герой этой повести является Сильвио. Он пришёл из уходящей эпохи романтизма. Он красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотически нерусским именем.
Сильвио был великий стрелец, который всю свою жизнь потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять своё первенство и достоинство. Он одинокий романтик.
У него был конфликт с графом, уже со времен, когда он служил в полку, там он получил пощёчину от молодого человека, фамилию которого он упоминать не хотел.
Вызвавши его на дуэль, он не выстрелил в него, потому что видел равнодушие в его глазах, и решил, что незачем убивать человека, который своей жизнью совсем не дорожит.
И много лет спустя, он дождался такого момента, когда графу жизнь действительно дорога. Таким образом, он получил удовольствие.
В этой повести мы наблюдаем замкнутое пространство и открытое пространство. Начало повести это местечко, которое не названо автором, дальше всё действие происходит в доме Сильвио, где все обедали, пировали, играли в карты. Основном всё и происходит у него. Потом мы из этого замкнутого пространства перемещаемся в другое, тоже замкнутое пространство, это дом графа.
Художественное время в этой повести разнообразное. Смешение времён. Всё действие как-бы происходит в настоящее время, но потом, рассказ Сильвио нас уносит в прошлое, в его молодость. Он другу своему, автору текста, рассказывает о давнем происшествии, когда он служил в полке.
После этого мы возвращаемся в настоящее время, и после этого время проходит очень быстро. Дальнейшие события уже несколько лет спустя. Молодой человек (автор текста) является к графу и узнаёт что это тот самый человек, который в своё время разозлил Сильвио. Это он узнал совсем случайно, в разговоре с графом.
И во время их разговора мы снова погружаемся в прошлое, молодой человек, таким образом, узнает, что случилось с Сильвио.
Эта повесть нам учит к тому, на сколько важна человеческая жизнь, и хорошо, когда люди это понимают, и Сильвио было достаточно увидеть в глазах графа расстройство, чтобы получить то удовольствие, о ком мечтал всю свою жизнь.
«Метель»
Марья Гавриловна Р., героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах.
Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей литературы.
Метель в повести есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью, оно и символ судьбы. Тут всюду реальность побеждает романтическую книжную схему.
Эта повесть представляет собою судьбу двух молодых людей, у которых много препятствий в жизни, чтобы быть счастливыми. Художественное пространство и в этой повести разное, начало действия это дом Гаврила Гавриловича. Мы наблюдаем о том что у него дома происходит. Гостевая, комната Марьи Гавриловны.
Это замкнутое пространство, и от дома Гаврилова мы перемещаемся в пространство открытое, поля, парк, сад, и дорога, которая уводит Марью Гавриловну. Эта дорога символична, потому что во время метели, мы не знаем, куда может попасть главная героиня, но цель её это деревня, в которой она должна была тайком со своим возлюбленным обвенчаться.
Но судьба её возлюбленного не так уж доброжелательна к нему, как была к Марьи. Он во время этой метели заблуждается, и попадает совсем не туда, куда ему надо было. Но когда, он прибывает в церковь, видит, что уже опоздал. И после этого он решил, что Марья сильно на него зла, и поэтому он уходит в армию и во время войны погибает.
Но и Марьи эта поездка не шла в пользу, она слегла, у неё был жар, и во время кошмаров, она рассказала причину своей болезни. И тогда родители дали согласие на этот неровный брак, но было уже поздно. Через некоторое время умер и отец Марьи. Тогда она с матерью переехала в другое местечко, не названное автором.
Там с нею приключается необъяснимое, она находит своего мужа, с которым она венчалась в ту безумную ночь. Но это происходит в течении долгого времени.
И тут мы возвращаемся в прошлое, когда это всё произошло, та безумная ночь, когда они венчались.
С того времени как они познакомились, и до того как они узнали всю правду, у них была возможность узнать друг друга, и полюбить. И этим мы понимаем, что судьба всё время сделает своё, и против неё не устоять, как пытались это сделать Марья и Владимир.
«Гробовщик»
«Гробовщик» был написан первым (9 сентября 1830 года), тем самым задав направление всему циклу. В итоге он занял в цикле серединное место, став между «Метелью» и «Станционным смотрителем». Здесь Пушкин со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьёзной теме «Пира во время чумы». Главный герой этой повести, гробовщик по имени Адриан.
Явно, что смерть давно не вызывает у героя особых чувств. В повести есть ещё один поимённо означенный персонаж первого плана, функция которого при первоначальном восприятии неясна учащимся. Это будочник — чухонец Юрко. Вместе с Прохоровым и Шульцем он образует своеобразный смысловой треугольник. Он вечно рядом со своей будкой, как Адриан рядом с гробами.
Адриан, в отличие от Юрко, которого всё устраивает в жизни, интуитивно ощущает абсурдность безысходности, безрадостности, неполноценности своего существования. Поэтому он мрачен и задумчив. Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. И это происходит очень незаметно. Адриян ждёт радостного события — смерти выгодной клиентки, купчихи Трюхиной.
Но, осуществившись во сне, желание не приносит ему радости, а становится просто бытовой деталью, повседневными хлопотами. Значит, выгода и нажива не являются определяющими компонентами в жизни героя. И его совсем не удивляет то, что к нему в гости приходят его клиенты. О них он помнит только то, где он их хоронил и в каких гробах.
Но проснувшись, он обрадовался, что это был всего лишь сон, и живёт дальше своей жизнью, как и прежде.
«Станционный смотритель»
В Станционном смотрителе автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права. Это центр и вершина «Повестей Белкина». Люди здесь изображены самые простые и сама их история была бы простой, если бы не вмешивались в неё разные житейские обстоятельства.
Включена история блудного сына, которая так и не осуществилась. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот.
Что только не ставят в вину станционному смотрителю? Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель….
Повесть основана на двух характеров — отца и дочери.
Герой этой повести Самсон Вырин — маленький чиновник, старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих. Красивая и бойкая его дочь — Дуня, девочка четырнадцати лет. И ради Дуни жил Самсон.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел свежим и бодрым. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище.
Причиной этого горя была его дочь, которая уехала с малознакомым гусаром. И это она сделала тайком, когда гусар предложил её отвезти до ближайшей церкви.
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.
«Барышня-крестьянка»
В основе произведения — взаимоотношения двух молодых людей: Лизы Муромцевой и Алексея Берестова. Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, первейшего недруга старшего Берестова, отца Алексея. — Муромский — «настоящий русский барин». Он живет на широкую ногу, бездумно тратит деньги, обустраивая имение на английский лад, увлекается нововведениями.
Несмотря на долги, у дочери Муромского в наставницах мадам англичанка. Все это не по нраву его ближайшему соседу — Ивану Петровичу Берестову, крепкому хозяйственнику, консерватору и, в принципе, любимому и уважаемому всеми человеку.
«Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера», — говорит о Берестове автор, подчеркивая разность героев.
Лиза — девушка приятной внешности, смуглое лицо, чёрные глаза, она избалованна, резва, любит проказы.
Муромская живет в глуши, и неожиданно появившийся Алексей возбуждает живое любопытство «черноглазой шалуньи».
Это любопытство еще больше разжигает ее служанка Настя, которая, побывав на именинах поваровой жены, рассказывает, что молодой Берестов удивительно хорош собой, к тому же весел и баловник необыкновенный.
Основное пространство это лесная тропинка, где гуляют молодые люди. Но из открытого пространства мы временами перемещаемся на замкнутое, и это дом Лизы, где Алексей Лизу увидит в совсем другом облике.
Молодому Брестову на столько понравилась бедная крестьянка, что он был готов уйти из дому и всё достичь своими руками, лишь бы быть с Акулиной.
Он был настолько влюблён в неё, что уже отправился к Мурмонскому, чтобы сказать, что не будет жениться на Лизе, а там его ожидает сюрприз, его Акулина оказывается Лиза.
Время в «Барышне-крестьянке» реальное, настоящее. Все действия происходит на притяжении одного времени, время движется вперёд. И главные герои с нетерпением всегда ждут наступления каждого дня. Потому что это означает, что они смогут снова встретить друг друга.
В этой повести мы наблюдаем, то, что ради сильной любви человек готов отказаться от всех своих принципов, чтобы быть счастливым.
Общие черты
пушкин повесть белкин проза
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности — это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза — точная, краткая, мужественная, «голая», как однажды выразился Лев Толстой.
В каждой из этих повестей мы видим, что присутствует лошадь. И оно является главным мотивом всего этого. В «Метели» лошадь увозит Владимира очень далеко от ему нужного места, и лошади, которые увозят Марью из дома её отца. «Гробовщик» нам представляет лошадь как информатора, потому что верхом к Адриану прискакали, чтобы сообщить о смерти Трюхиной.
В «Станционном смотрителе» на лошадях увозят любимую дочь смотрителя, и потом в родные края Дуня прибывает в карете в шесть лошадей, и это знак её благополучия, того что она не бедно живёт. В «Барышне-крестьянке» лошадь скидывает Мурмонского, и благодаря этому двоя давних врагов мирятся.
А в «Выстреле» лошади увозят Сильвио в Москву, к графу, чтобы выполнить свой давний долг.
Источник: http://dodiplom.ru/ready/95161
Сочинение «История создания «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»»
Внимание и интерес А. С. Пушкина к людям и явлениям «стороннего мира» ни в какой мере не ослабляли его пристального внимания к русской действительности.
В том же октябре, когда были завершены «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», было написано стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…», созданы поэма «Домик в Коломне» и две первые повести из цикла «Повестей Белкина», велась работа над «Историей села Горюхина».
Созданием «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» (1830-1831) закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина художественной прозы. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико.
Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический язык. Поэтому перед Пушкиным вставала исключительно важная и нелегкая задачи — «обработка» «языка мысли», как называл он прозаический литературный язык.
Несколько позднее, отмечая отчетливо обнаружившееся в литературе 30-х годов чрезвычайное развитие прозаических жанров — повести и романа,- В. Г. Белинский правильно связывал это с тем, что «истинной «И настоящей поэзией» XIX в. все больше становилась «поэзия реальная, поэзия жизни, поэзия действительности», которая «не пересоздает жизнь, но воспроизводит, воссоздает ее».
Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе в самом деле оказались особенно удобными и подходящими. Это и было одной из несомненных причин обращения Пушкина к прозе. Прозаические жанры повести и романа привлекали его к себе и своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов.
«Повести и романы читаются всеми и везде»,- замечал он.
С призывами «образовать» русскую прозу Пушкин неоднократно обращался к литераторам-современникам. Начиная примерно с 1824 г. настойчивая внутренняя потребность приняться за творчество в прозе возникает и у самого Пушкина.
В его стихотворных произведениях появляются прозаические вставки: концовка «Разговора книгопродавца с поэтом», ряд сцен, написанных прозой» в «Борисе Годунове», прозаический кусок в стихотворении «Послание Дельвигу» (1827). В 1827 г. он приступает к созданию чисто прозаического произведения — исторического романа «Арап Петра Велико го».
То, что это произведение не было закончено, отнюдь не остановило дальнейших исканий и опытов Пушкина в области художественной прозы. В 1828-1830 гг.
он задумывает одно за другим шесть новых прозаических произведений, на этот раз из современной ему действительности, дошедших до нас в планах и набросках (среди них такое значительное и относительно далеко продвинувшееся, как «Роман в письмах»). Первыми завершенными пушкинскими произведениями в прозе явились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
«Повести» были приписаны Пушкиным условному автору — Ивану Петровичу Белкину. Облик кроткого и смиренного Белкина, возникающий из предисловия к ним «издателя» и из автобиографического предисловия якобы самого Белкина к «Истории села Горюхи-на», набросан Пушкиным в добродушно-шутливых тонах.
Но за этим кроется нечто принципиально новое и весьма серьезное.
В законченной незадолго до «Повестей Белкина» главе о путешествии Онегина поэт, оглядываясь в одном из наиболее программных своих лирических отступлений на пройденный им к этому времени творческий путь, с полной осознанностью и отчетливостью формулирует основные тенденции своего развития как «поэта действительности» — свой новый эстетический идеал. «Высокопарные мечтанья» поэтической «весны», романтическая поэтика необыкновенного, исключительного, грандиозного, загадочно-величавого («пустыни, волн края жемчужны», «моря шум», «груды скал», «гордый девы идеал», «безыменные страданья») — далеко позади. Поэтому нужны и дороги теперь «иные картины» — реальные картины обычной русской природы, русского народного быта. И вот в соответствии с этим «пиру воображения», как характеризовал творческий процесс поэт-романтик в «Разговоре книгопродавца с поэтом», демонстративно противостоит в «Повестях Белкина» «простой пересказ» разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей. Повести, написанные Белкиным, указывается в предисловии «От издателя», «большею частию справедливы и слышаны им от разных особ… названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка… Сие произошло… единственно от недостатка воображения». Но в то же время в этот «простой пересказ» Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его «Повести Белкина» (если не считать незаконченного «Арапа Петра Великого») являются и хронологически, и по существу началом русской художественной реалистической прозы.
Источник: http://litsochinenie.ru/istoriya-sozdaniya-povestey-pokoynogo-ivana-petrovicha-belkina.html
Какова история написания Пушкиным «Повестей Белкина»?
Какова история написания Пушкиным «Повестей Белкина»?
-
Повести Белкина А. С. Пушкин написал глубокой осенью 1830 года в селе Болдино. Впервые они были опубликованы в 1831 году. Повествование в Повестях Белкина ведется от имени помещика Белкина, очень скромного и доброго человека, но, примите к сведению, этот герой полностью вымышленный.
С помощью героя-рассказчика (а Пушкин впервые ввел в литературу такой образ) создается впечатление, что то, что рассказано в повести, было на самом деле. Ведь Белкин так и говорит, что все случаи им были услышаны от разных людей, но тем не менее связующим звеном всех повестей является сам Белкин.
И в то же время мы явственно ощущаем присутствие самого Пушкина — в эпиграфах, ремарках и отступлениях.
Все повести, объединенные в Повести Белкина, несмотря на разность тематики и проблематики, глубоко оптимистичны и ироничны.
По сути благодаря А. С. Пушкину появился новый метод в литературе это реализм, для которого характерна правдивость и трезвая оценка происходящих событий.
-
В 1830 году Пушкин поехал в Болдино по своим хозяйственным делам. Но пришлось остаться на три месяца — был объявлен карантин, и уехать было невозможно.
Это время носит название quot;Болдинская осеньquot; и оно оказалось лучшим периодом творчества российского гения. Он писал в это время и поэзию, и прозу.
Его quot;Повести Белкинаquot; вошли в обязательный курс изучения в школах.
Потому что Пушкин пытался написать литературу нового века, более простую и легкую для читателя. Кстати, он наверное впервые в российской литературе стал угождать читателям счастливым концом своих романтических повестей. Мне, наверное как большинству дам, более всего нравится рассказ quot;Барышня — крестьянкаquot;.
-
Когда 31 августа 1830 года Пушкин отправлялся в Болдино, он рассчитывал быстро закончить хозяйственные дела и тут же вернуться обратно в Москву. Однако, все пошло не так, и обрушившийся на российские дороги карантин задержал Пушкина в Болдино на три месяца. Ни Пушкин, ни вся Россия никогда не жалели об этом.
Ведь этот период вошел в историю под названием quot;Болдинская осеньquot; и оказался необычайно продуктивным.
ВажноПушкиным было написано три десятка стихотворений, написаны quot;Маленькие трагедииquot;, завершен quot;Евгений Онегинquot;, написана quot;Сказка о попе и работнике его Балдеquot; и наконец записаны quot;Повести Белкинаquot;, совершенно новое и неожиданное произведение, попытка Пушкина сделать русскую прозу более простой, понятной и вместе с тем более интересной. За месяц с небольшим были написаны пять прелестных повестей, и продуман образ их вымышленного автора, Ивана Белкина, ведь Пушкин не стал издавать повести под собственным именем, вероятно желая видеть непредвзятую реакцию на это новаторство в литературе того времени. И он оказался прав — современники не оценили повести, хотя Баратынский quot;ржалquot;. Только позже, значение этих повестей для всей русской литературы было оценено по достоинству, как и значение всего творчества Пушкина.
Пушкин всю жизнь решительно ломал рамки привычных, общепринятых жанров, как в лирике, поэмах, драме, так и в прозе. И везде он оказывался впереди истории, и в этом величие Пушкина, как писателя.
-
Повести Белкина были написаны Пушкиным в 1830 году. Это было время знаменитой Болдинской осени. Свирепствовала холера и Пушкин был вынужден задержаться в деревне. quot;Повести Белкинаquot; состоят из пяти повестей и предисловия quot;От издателяquot;.
В предисловии говорится о том, что Иван Петрович Белкин рассказал о реальных событиях. Но на самом деле это не так. В романтической литературе того времени существовали определнные каноны, и каждый сюжет был предсказуем. Пушкин взял самые ходовые сюжеты, развил их по всем правилам романтического направления в литературе.
Однако концовку каждой повести он сделал свою, совсем неожиданную.
Так, в повестях quot;Барышня-крестьянкаquot; и quot;Выстрелquot;повествование ведт к трагедии. Но в самом конце Пушкин внезапно меняет сюжет и вс оборачивается очень хорошо.
А вот в quot;Станционном смотрителеquot; повесть казалось бы должна закончиться плохо. Имеется в виду девушка, не сам смотритель. Но оказывается у героини вс складывается в жизни прекрасно.
В повести quot;Гробовщикquot; мы ждм чего-то страшного, но это оказывается всего лишь сон.
Пушкин своими повестями хотел сказать, что жизнь намного интереснее и непредсказуемее, чем описана в романтической литературе того времени.
Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/kakova-istoriya-napisaniya-pushkinim-quotpovestej-belkinaquot/