История создания повести поединок куприна и прототипы героев

История создания повести «Поединок» Куприна, прототипы героев

Ромашов и Хлебников.Художник П. Пинкисевич

Повесть «Поединок» является одним из центральных произведений в творчестве Александра Куприна.
В этой статье представлена история создания повести «Поединок» Куприна, интересные факты о прототипах героев.

Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»

Служба в армии

Как известно, выдающийся писатель А. Куприн служил в армии и был хорошо знаком с военной средой, ее проблемами и трудностями. Служба в армии оставила в Куприне сильные впечатления, которые дали ему богатый материал для произведений, в том числе для повести «Поединок».

Работа над повестью

Первые наброски повести «Поединок» были сделаны Куприным в 1902 г. Весной 1903 г. в Мисхоре Куприн набросал отдельные главы, но уничтожил рукопись, которая не удовлетворила его.

Весной 1904 г. Куприн вплотную приступил к работе над «Поединком» и летом продолжал активно трудиться. Произведение писалось в обстановке русско-японской войны, когда тема военой службы имела особую актуальность. 

Потеря XIV-ой главы


С XIV главой случилась неприятность: в числе других рукопись главы забрали жандармы во время обыска у Куприна. Писателю пришлось восстанавливать главу по памяти. 

Финал «Поединка»


Чтобы успеть сдать повесть в печать, Куприн был вынужден отказаться от детального изображения дуэли, поэтому повесть заканчивается кратким рапортом о поединке Ромашова и Николаева. Образец рапорта о дуэли Куприн взял в Дуэльном кодексе, когда остальные главы повести уже были напечатаны. 

Первая публикация 


Изначально повесть «Поединок» предназначалась для журнала «Мир божий», но потом автор решил печатать ее в сборнике «Знания», посвященном памяти А. П. Чехова.

Повесть «Поединок» была впервые напечатана в мае 1905 г. в «Сборнике товарищества «Знание» за 1905 год» в книге VI с посвящением Максиму Горькому «с чувством истинной дружбы и глубокого уважения».

Обратите внимание

Первый тираж повести состалял 20 тысяч экземпляров и разошелся в один месяц. В 1927 г. в России вышло первое отдельное издание «Поединка». 

Прототипы героев

Исследователи обнаружили ряд прототипов «Поединка» из армейского окружения Куприна 90-х годов. Известно также, что в образе корпусного командира выведен «либеральный» генерал М. И. Драгомиров, в то время командовавший Киевским военным округом.

Сцена между Ромашовым и полковником Шульговичем в «Поединке» весьма близка к эпизоду из жизни Куприна-офицера, не стерпевшего грубости полкового командира (письмо Куприна к А. А. Измайлову, 16 марта (1913)). 

Реакция сослуживцев Вскоре после выхода «Поединка» Куприн получил протест от своих бывших сослуживцев — офицеров 46-го Днепровского полка. Офицеры протетовали против того, что автор якобы изобразил их в повести, но Куприн опроверг эти обвинения:Куприн о «Поединке»

Накануне публикации повести, 5 мая 1905 года, Куприн писал Горькому о «Поединке»:

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/08/istorija-sozdanija-prototipy-poedinok-kuprin.html

История создания повести Поединок Куприна и прототипы героев

Основой написания произведения являются автобиографические моменты жизни писателя, который в силу обстоятельств проходит обучение в военном училище.

Материал для книги писатель собирает в течение нескольких лет, намереваясь изобразить более детально и реалистично бытовую историю жизни русских офицеров в заброшенной провинции. 

В этот момент на свет появляется роман немецкого автора Фриц фон Кюрбурга, описывающий подобную тематику, который  производит неоднозначную реакцию и шумиху в высших кругах, в результате чего Кюрбурга исключают с военной службы. Писатель находится под тяжелым впечатлением от этой ситуации и на несколько лет откладывает работу над повестью, поскольку задумывает произведение как  некую автобиографию и исповедь.

Лишь под влиянием Горького А.М. писатель возобновляет написание повести, замыслом которой является увиденное и лично пережитое.

Соединение личных впечатлений в единое произведение получается у писателя с введением в повесть образа ранимого, доверчивого Ромашова, глубоко чуждого военному делу, осознающего и страдающего от реальной действительности в виде бесправия обычных солдат, бездуховности офицерского состава, сословных пережитков, бытующих в армейских традициях и обычаях.

Несмотря на непростую длительную работу над повестью, которая сопровождалась постоянными остановками в написании, произведение в начале двадцатого века издается в очередном выпуске литературного сборника «Знание».

Современники неоднозначно воспринимают повесть, поскольку писатель изобличает своим повествованием ситуацию, царящую в армии, тем самым оскорбляя чувства тех, кто считает военное дело жизненным призванием. Однако многие критики положительно оценивают повесть, отмечая смелость автора, изобразившего бюрократизм, военщину и монархический милитаризм.

Прототипами персонажей повести, которую сам писатель называет романом, служат многочисленные сослуживцы автора, проходившие с ним военную службу в 46-м пехотном Днепровском полку. Именно характерные черты штабс-капитана Дорошенко, адъютанта батальона Олизара, командира полка Шульговича, офицера Бек-Агамалова писатель черпает из воспоминаний о коллегах по службе.

После выхода в свет повести писатель обвиняется многими офицерами в их литературном изображении без личного согласия, однако автор считает, что в произведении не живых образов, а лишь описаны типичные представители армейского сообщества.

Повесть вносит значительный вклад в творчестве писателя, поскольку дает широкое представление о пороках армейского быта, демонстрирующихся с ярким выражением внутреннего человеческого мира и его противоречивых психологических портретах.

← Образ и характеристика Трилли в рассказе Белый пудель ← Образ и характеристика Елизаветы Мерцаловой в рассказе Чудесный доктор↑ КупринКритика о повести Поединок → Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/kuprin/istoriya-sozdaniya-povesti-poedinok

А и куприн поединок история создания повести

А. И. Куприн «Поединок»

История создания повести

• Повесть А. И. Куприна «Поединок» во многом автобиографична. А. И. Куприн был воспитанником 2 -го Московского кадетского корпуса, выпускником Московского Александровского военного училища. В 1890 — 1894 гг. будущий писатель служил в 46 -м Днепровском пехотном полку, дислоцированном в г. Проскурове Юго-Западного края.

Таким образом, важнейшие жизненные впечатления молодости Куприна были тесно связаны с российской армией, ее бытом и проблемами. Возможно, А. И. Куприн, по складу своего характера, особенностям личности и темперамента вообще не был создан для военной службы, тем более в мирное время. Но профессию военного будущий писатель себе не выбирал: так сложилась жизнь.

Его мать, вдова, не имея средств, чтобы дать сыну достойное образование, отдала мальчика в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус. Обида за несвободу собственного выбора сказалась на всей дальнейшей военной карьере Куприна, а также и в его литературном творчестве.

Словно в кривом зеркале, она нашла своё отражение на страницах многих «военных» произведений писателя и в наибольшей степени – в повести «Поединок» .

• Начав работу над повестью еще в 1902 г. , Куприн длительное время напряженно трудился над ней, испытывая значительное воздействие М. Горького, который не просто поддержал и ободрил писателя, но и вдохнул в него уверенность в своих силах.

Важно

Впервые «Поединок» был напечатан в горьковском «Сборнике товарищества «Знание» за 1905 год» с посвящением М. Горькому «с чувством истинной дружбы и глубокого уважения».

Принято считать, что своеобразными эскизами к «Поединку» стали многочисленные ранние рассказы из военного быта — «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночлег» (1895), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901), повести «Прапорщик армейский» (1897) и «На переломе» («Кадеты», 1900).

В 1902 г. был написан рассказ «В казарме», который явился первым наброском «Поединка»: в переработанном виде этот рассказ вошел в XI главу повести.

Тематика произведения • В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. «По своим. . . чисто человеческим качествам офицеры купринской повести — люди очень разные. . .

почти каждый из офицеров обладает необходимым минимумом “добрых чувств”, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием» (О. Н. Михайлов). Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий — люди разные, но все они — ретрограды армейского воспитания и обучения.

Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение всего бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий.

Человек жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову.

• В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам. Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой системе он бессилен. Служба гнетёт его.

Ромашов приходит к мысли об отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам. . . и вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам» .

Ромашов — это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность же этого героя в его искренности. Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром.

Совет

Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта Ромашова с действительностью. Однако простой, обыкновенный, «естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы одержать верх.

Преданный своей возлюбленной, по-своему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой Шурочке, Ромашов погибает.

Герои • Ромашов Георгий Алексеевич — главный герой повести. Шурочка называет его «неуклюжим» , «милым мальчиком» , «добрым, трусливым» , слабым. В молодом выпускнике кадетского училища, ныне подпоручике, второй год служащем в полку, расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно соединяются слабость воли и сила духа.

Служба в армии для него тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и пошлостью полкового быта. • «Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок» . Однако именно застенчивый, краснеющий даже в разговоре с офицерами Ромашов заступается за солдата-татарина перед полковым командиром Шульговичем, чем вызывает его гнев.

Он осознает свое одиночество и затерянность среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей. От тоски Георгий часто ходит на вокзал, где ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной, праздничной жизни. Он сохранил детскую привычку «думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов» .

Но однажды он увидел, что стоящие на платформе курьерского поезда красивая дама и ее спутник смеются над ним — бледным, близоруким и неловким. •

• Называя себя «маленьким» , «слабым» , «песчинкой» , Ромашов жалуется на Бога, но затем просит прощения: «Делай со мной все, что Тебе угодно. Я всему повинуюсь с благодарностью» . Р. испытывает глубокий душевный надлом, чувствует себя намного старше своих двадцати двух лет.

• После драки с Николаевым Ромашов вызывает его на дуэль и за сутки становится «сказкой города и героем дня» . Заседание офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка между Георгием и Василием.

Шурочка просит Ромашова не убивать ее мужа, но и не отказываться от дуэли, так как это может помешать его поступлению в академию. По словам Шурочки, Николаев обо всем знает и тоже будет стараться не попасть в него.

Тут «между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое» , и Шурочка, зная, что видит Ромашов в последний раз, отдается ему. На следующий день Николаев убивает Ромашова на дуэли.

• Не называя имени Шурочки, Василий рассказывает Ромашову историю своей любви. Он как бы предупреждает Ромашова о грозящей ему опасности, видя, что в Шурочке живут сразу «два человека: один — с сухим, эгоистичным умом, другой — с нежным и страстным сердцем» . Во второй раз Казанский и Ромашов встречаются перед дуэлью.

Он доказывает, что отказ от дуэли был бы более смелым поступком, чем согласие на нее. Василий уговаривает Ромашова уйти в отставку, так как служба в армии уродует даже лучших людей, видит в душе Ромашова «какой-то внутренний свет» , который погасят в «берлоге» -в полку.

Обратите внимание

Ромашов чувствует в Казанцеве сумасшествие, передающееся «волнами ужаса» ему самому.

Развитие сюжета • Придя с полковых занятий, молодой подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов получает письмо с приглашением от Раисы Александровны Петерсон, с которой он имел давнюю, надоевшую связь, но не приходит на встречу, а письмо рвет.

Вместо этого, нарушая данное себе обещание, подпоручик отправляется к Николаевым (где часто бывает), где мило беседует с Шурочкой — женой капитана Николаева. Тот готовится поступать в военную академию и почти не принимает участия в разговоре.

Читайте также:  Сочинение по картине мартовский снег грабаря 3 класс описание

• На полковом балу Ромашов объявляет Раисе Патерсон о разрыве их отношений, на что та в негодовании говорит кучу оскорблений и клянётся мстить. • В конце апреля Ромашов получает письмо от Александры Николаевой с приглашением на пикник в честь её именин. На пикнике происходит признание в любви Шурочки и Ромашова.

Одновременно с этим Александра просит больше не приходить к ним из-за того, что кто-то посылает её мужу лживые анонимные письма об их связи.

• Во время смотра полка Ромашов терпит провал перед командующим генералом из-за своей ошибки, приведшей к тому, что строевой порядок был потерян. Главный герой глубоко переживает неудачу. После случившегося надлом в отношении его с офицерами ещё усилился.

В довершении всего он встречает Николаева, который холодно говорит с ним об анонимных письмах, касающихся его жены, и также просит не бывать более у него. • После самоубийства солдата в одной из рот в обществе офицеров пьянство вспыхивает с особенно ожесточённой силой.

Товарищ Ромашова уговаривает его пойти с ним в офицерский клуб. Ближе к утру происходит конфликт между Николаевым и Ромашовым, заканчивающийся дракой. На следующий день офицерский суд выносит решение о том, что конфликт не может быть закончен примирением и назначает время поединка.

• После длинного разговора со своим другом — Незнанским, Ромашов готов отказаться от дуэли и уйти из полка, но, придя домой, обнаруживает там Шурочку, которая просит не отказываться от дуэли, так как это повредит её мужу, который готовится к поступлению в академию Генерального штаба.

Она утверждает, что устроит так, чтобы никто из дуэлянтов не был ранен. Перед уходом между ними происходит любовная сцена.

• Повесть заканчивается кровавым поединком, бессмысленной смертью юноши от руки ничтожного карьериста Николаева. Финальный аккорд пронизан чувством непримиримости с нелепой смертью, а также осуждением эгоистичных людей, неоценивших прекрасно расцветающую юность.

Важно

Сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова усиливает ощущение абсурдности, а, вместе с тем, и трагичности смерти молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, но вступившего в поединок с пошлостью и подлостью.

Ценность человеческой жизни, её хрупкость видится в свете этих событий особенно ярко.

Вывод • Ищущий справедливости Ромашов проиграл в поединке с действительностью. Заставив прозреть своего героя, автор не нашел для него дальнейшего пути, и смерть офицера стала спасением от нравственной гибели. • Ромашов — жертва времени, обстоятельств и нравов.

Он искал выход, его внутренние душеные переживания обнажены перед читателем. Однако, для решения таких глобальных проблем в армии необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как единицы неспособны переменить ход истории.

Но не стоит забывать, что историю вершат конкретные люди.

От того, каких людей воспитывает общество, зависит, будет ли военная мощь страны пустым звуком, фарсом, или же воплощением правды и смелости, когда молодые люди с готовностью будут пополнять офицерские ряды и гордо, без угрызения совести, произносить «Честь имею!»

Источник: http://present5.com/a-i-kuprin-poedinok-istoriya-sozdaniya-povesti/

Краткое содержание повести Куприна “Поединок”

Повесть “Поединок” увидела свет в 1905 году. Это история о конфликте гуманистического мировоззрения и насилия, процветавшего в армии того времени. Повесть отражает виденье армейских порядков самим Куприным. Многие герои произведения – персонажи из реальной жизни писателя, с которыми он столкнулся во время службы.

Юрий Ромашов, молодой подпоручик, тяжело переживающий всеобщее моральное разложение, царящие в армейских кругах. Он часто бывает в гостях у Владимира Николаева, в чью супругу Александру (Шурочку) он тайно влюблен. Ромашов также поддерживает порочную связь с Раисой Петерсон, женой своего сослуживца.

Этот роман перестал доставлять ему какую-либо радость, и однажды он решился разорвать отношения. Раиса вознамерилась отомстить. Вскоре после их разрыва, кто-то стал засыпать Николаева анонимками с намеками на особую связь между его супругой и Ромашовым.

Из-за этих записок Шурочка просит Юрия больше не посещать их дом.

Однако и других бед у молодого подпоручика хватало. Он не позволял унтерам устраивать драки, постоянно пререкался с офицерами, поддерживающими моральное и физическое насилие над подопечными, чем вызывал недовольство командования. Материальное положение Ромашова также оставляло желать лучшего. Он одинок, служба для него теряет смысл, на душе горько и тоскливо.

Во время церемониального марша подпоручику пришлось пережить самый страшный позор в его жизни. Юрий попросту замечтался и допустил фатальную ошибку, нарушив строй.

После этого случая Ромашов, терзая себя воспоминаниями о насмешках и всеобщем порицании, не заметил, как оказался недалеко от железной дороги. Там он встретил солдата Хлебникова, который хотел покончить с собой.

Хлебников сквозь слезы рассказывал о том, как над ним издеваются в роте, о побоях и насмешках, которым нет конца. Тогда Ромашов стал еще ярче осознавать, что каждая безликая серая рота, состоит из отдельных судеб, и каждая судьба имеет значение.

Его горе меркло на фоне горя Хлебникова и ему подобных.

Совет

Немногим позже в одной из рот повесился солдат. Это происшествие повлекло за собой волну пьянства. Во время попойки между Ромашовым и Николаевым разгорелся конфликт, который повлек за собой дуэль.

Перед дуэлью в дом Ромашова пожаловала Шурочка. Она стала взывать к нежным чувствам подпоручика, говорить, что стреляться они должны обязательно, ведь отказ от дуэли может быть неверно истолкован, однако никто из дуэлянтов не должен быть ранен. Шурочка заверила Ромашова, что ее супруг согласен на эти условия и их договоренность останется в тайне. Юрий согласился.

В итоге, несмотря на заверения Шурочки, Николаев смертельно ранил подпоручика.

Главные герои повести

Юрий Ромашов

Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.

Александра Николаева (Шурочка)

Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.

Владимир Николаев

Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.

Шульгович

Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.

Назанский

Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.

Раиса Петерсон

Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.

Анализ повести

В “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру.

Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование.

В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами.

Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

Главная идея повести

Проблемы, затронутые Куприным в “Поединке”, выходят далеко за рамки армии. Автор указывает на недостатки общества в целом: социальное неравенство, пропасть между интеллигенцией и простым народом, духовное падение, проблему взаимоотношений между обществом и отдельной личностью.

Отзывы, критика

Повесть “Поединок” получила положительный отзыв от Максима Горького. Он утверждал, что это произведение должно глубоко затронуть “каждого честного и думающего офицера”.

А. Луночарский опубликовал в журнале “Правда” статью под названием “О чести”, в которой взывал к чести каждого офицера. По его словам, “Поединок” – это красноречивое обращение к армии.

Обратите внимание

К. Паустовского глубоко тронула встреча Ромашова и солдата Хлебникова. Паустовский причислил эту сцену к лучшим в русской литературе.

Однако “Поединок” получил не только положительную оценку. Генерал-лейтенант П. Гейсман обвинял писателя в клевете и попытке подрыва государственного строя.

Интересные факты

  • Первое издание повести Куприн посвятил М. Горькому. По словам самого автора, всеми самыми смелыми мыслями, выраженными на страницах “Поединка”, он обязан влиянию Горького.
  • Повесть “Поединок” была экранизирована пять раз, последний – в 2014 году. “Поединок” стал последней серией четырех-серийного фильма, состоявшего из экранизаций произведений Куприна.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/poyedinok.html

Автор и его герои в повести «Поединок» А.И. Куприна

Писатель Александр Куприн стал известен всем после того, как весною 1905 года в одном из сборников была напечатана повесть «Поединок». Книга быстро разошлась, и уже примерно через месяц пришлось это произведение печатать заново.

Автор показывает в повести царскую армию, те нечеловеческие условия, которые в ней существуют простые солдаты. Все, о чем он пишет, Александр Куприн видел, когда служил в армии.

В изображении поручика Куприна жизнь в армии давно уже опошлилась, и отупляющее воздействие имеет на человека.

Но тут же автор говорит о том, что вырваться из такой жизни трудно. И офицер должен либо дальше подумать о своей учебе в военной академии, либо тянуть эту лямку дальше, надеясь на отставку с назначенным пенсионным жалованием.

Жизнь офицерского состава расписана: строевые занятия и занятия по изучению уставов армии, выпивки, связи с женщинами, балы, обязательно карточные игры и поездки в публичный дом.

Но иногда для разнообразия проводились парады и маневры.

В повести показано много офицеров: Веткин — добрый малый и не стремящийся ни к чему, Слива — командир роты, тупой капитан, Осадчий — офицер, верящий в то, что все может изменить война, Зегржет — вдовый поручик, которому едва хватает денег на содержание маленьких детей, а у него их четверо, Рафальский —подполковник, которого зовут по кличке Брэм, она произошла от увлечения зверинцем, Бобетинский — пытается показать из себя светского человека, но он на самом деле пустышка, Арчаковский — обманывает в карты, и другие. Все офицеры, которых показывает Александр Куприн, не вызывает никакого сочувствия. Так, офицер Рафальский избивает солдата-горниста лишь только за то, что он уставший исполняет на своем инструменте другой сигнал.

Действие купринской повести разворачиваются в конце 19 века. В то время дуэли пользовались большой популярностью, особенно между офицерами. Но более подробно автор останавливался на сценах избиения и унижения солдат.

Важно

Ярким образом солдата из народа является солдат Хлебников, над которым солдаты постоянно издеваются. А. Куприн не только обличает те порядки, которые царят в армии, но главный смысл заключается в опустошении и бесчеловечности людей, которые оказываются в армейских условиях.

Автор противопоставляет двух героев: Ромашова и Назанского.

https://www.youtube.com/watch?v=VlF7Q8qpQHM

Ромашов — подпоручик, многие критики в его чертах обнаруживали сходство с автором. Он родился и вырос в небольшом городе Наровчата Пензенской губернии. О семье его известно немного: мать проживает в Москве, отца своего герой не помнит.

Читайте также:  История создания повестей белкина пушкина

Учился подпоручик в кадетском корпусе, где и начал увлекаться сочинительством. Обаятельный молодой человек привлекает внимания читателя чистотой своей души. Он сострадает солдатом, наивен, но такой человек не сможет долго прожить в армейской среде.

Ему в тягость служба, так как вокруг него находятся нравственные уроды. Он мечтает вырваться из этой бесчеловечности.

В гуманистических мечтах поддерживает Ромашова его друг офицер Назанский.

А гуманизм подпоручика проявляется в каждой сцене купринской повести: Ромашов осуждает жестокое наказание солдат, его знакомство с Хлебниковым, который уже отчаялся, тем, как он защищает женщину и в то же время тяготиться своим пошлыми связами с Раисой Петерсон, и в его чистой любви к Александре Петровне. Герой Куприна мечтателен, но ему всего двадцать лет. Он мечтает изменить мир, но сохранить честь и веру своему отечеству.

Эти же мечты, но уже более зрелые возникают и у офицера Назанского. Жизнелюбивый офицер пытается насладиться всеми радостями жизни, но армию он не любит. Женщин он боготворит, а любовь к ним он считает святой. Восторженно он говорит о неразделенной любви к женщине. Ромашов считает его своим учителем, он видится ему мудрецом.

Назанский обвиняет офицеров в том, что они не стремятся к новой жизни, остаются к ней слепыми и глухими. Не верит офицер и в библейские заповеди, да и не желает принимать мысли о служении или об исполнении долга. По мнению героя, нужно любить только себя и служить себе. Он верит в то, что настанет время, когда богами станут сами люди.

Но ведь эти мысли можно расценивать как простой эгоизм.

Назанского и Ромашова объединяет отвращение к тем традициям и порядкам, которые существуют в царской армии, где офицеры забывают о чести, а простого человека унижают и подавляют. Но есть и различие в их взглядах.

Совет

Назанский презирает слабых людей, а Ромашов относится к нему бережно. Ромашов считает, что у каждого человека есть три основных признания, которые он должен реализовать. Это искусство, наука и физический труд, но по желанию.

Но в России, где царили самодержавные и крепостнические порядки, невозможен никакой свободный труд.

Атмосфера человеческого разложения и отупения охватывает не только офицеров. Жены офицерского состава живут скучной жизнью, они невежественны и недалеки. Яркой представительницей такой офицерской жены у Куприна становится Раиса Петерсон. Автор начинает знакомство читателя с этой женщиной с писем, которые она пишет и отсылает Ромашову.

Содержание в них глупое и вульгарное, они и сентиментальные, и одновременно злобные. Но зато по ним легко можно представить саму героиню. Когда Ромашов сообщает ей о том, что он разрывает эту пошлую связь, то она начинает мстить ему, мерзко и подло. Раиса пишет анонимные письма, которые и становятся виновниками смерти Ромашовой на дуэли.

По-другому нарисован образ Николаевой. В изображении Шурочки Александр Куприн вложил весь свой талант и чуткость. Александра Петровна обаятельна и прекрасна внешне, она умна, женщине присуще и чувство такта, и чуткость. Поэтому-то Ромашов и влюбляется в нее. Влюблен в не и Назанский.

Но прекрасную женщину пугает то, что ждет ее впереди: дети, небольшое жалование и звание офицерской жены и нищета. А ведь она мечтает всегда хорошо одеваться, выглядеть прекрасно и изящно, чтобы перед ней преклонялись.

А пока она живет с мужем, которого совсем не любит, он ей отвратителен, но она требует от него поступления в академию, чтобы в дальнейшем он сделал карьеру.

Чтобы этого достичь, она готова пожертвовать и любовью Назанского, и даже предать и любовь подпоручика, и самого Ромашова. Ради своих целей она отдается Ромашову, чтобы лишить его воли.

Обратите внимание

Поэтому и образ Шурочки показан автором исковерканным, лишенным человечности. Ее основная жизненная цель — выйти в высший свет, где она имела бы успех, и вырваться из этой провинции.

Александра Петровна изображена автором, как эгоистка.

Повесть Александра Куприна сильное и яркое произведение. В нем человек, который жизнелюбив и человеколюбив, противопоставлен обществу, где личность унижают и подавляют. И это был настоящий, реальный уклад России того времени.

Поэтому «Поединок» содержит и гуманистический смысл. И критика на армию переходит у писателя на критику строя жизни, который порождает такие античеловеческие отношения. Заканчивает Куприн свою повесть рапортом о дуэли Ромашова, на которой он был убит.

Автор обрывает свое повествование смертельным для главного героя выстрелом.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/11/avtor-i-ego-geroi-v-povesti-poedinok-kuprina.html

А.И. Куприн — «Поединок»

А. И. Куприн

26 августа (7 сентября) 1870 года родился в г. Наровчат Пензенской губернии в семье чиновника.

1890 год окончив юнкерское училище, поступает в армию.

1894 год оставляет военную службу, работает грузчиком, актёром, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортёр и фельетонист.

В ранних произведениях сочувственно рисует нужду бедняков (Чудесный доктор1897 год), трагическую участь артистки цирка (ALLEZ! 1897 год), издевательства над солдатом (Дознание 1894 год, Ночная смена 1899 год).

Протест против порабощения личности содержится в повести Молох (1896 год).

Куприн противопоставляет современной цивилизации естественную жизнь в общении с природой (Олеся 1898 год и Чёрный туман 1905 год).

Творчество Куприна отличается прежде всего своей яркостью и своеобразием среди произведений других писателей-реалистов того времени. Александр Иванович очень своеобразный писатель он много путешествовал по всему миру, перепробовал множество профессий (от грузчика до управляющего имением), именно поэтому большинство его произведений так интересны читателям.

1905 год вышла в свет повесть Поединок.

1907-1919 годы выходят повести и рассказы.

В рассказах Гамбринус (1907 год), Гранатовый браслет (1911 год) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали. Увлекается экзотическими, библейскими мотивами (Суламифь 1908 год). Эти и другие его произведения (Сны, Свадьба, Река жизни, Убийца, Бред, Обида) были откликом на события первой русской революции.

1919 год вынужден был эмигрировать в Париж.

1937 год возвращение в СССР.

25 августа 1938 года умер в Москве.

Поединок

… трепещет и бьется пульс целой эпохи,

рвущейся из мрака безличия и покорности

к свету…

(журнал Правда, 1905, сентябрь-октябрь).

Повесть Поединок принесла А. И. Куприну всероссийскую славу. Переведенный еще в рукописи на немецкий, французский, а затем на польский, шведский, итальянский языки, Поединок уже в 1905 году стал известен западноевропейскому читателю.

Правдивое изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат вызвало огромный общественный резонанс. Картины Поединка словно отвечали на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы (разгром русского флота при Цусиме).

Но проблематика Поединка выходит за рамки традиционной военной повести, потому что Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от душевного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Иными словами, смысл повести в борьбе старого мира с новым. И пусть сегодня еще побеждают устои прошлого, загнивающего мира, но налицо и ростки нового, прогрессивного, позволяющего …ощутить гнет окружающей жизни и искать из нее выхода. (Вестник и библиотека самообразования, 1905, № 28).

Важно

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.

Сопоставление двух героев, которым свойственно два типа миропонимания, вообще характерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие.

Отношение автора к ней двойственно, ему ближе безрассудное благородство и благородное безволие Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.

Ромашов естественный человек, он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов близок чеховским героям.

Но возникшая необходимость немедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению после встречи с солдатом Хлебниковым, униженным и оскорблённым, в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает способность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни.

Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то доказать окружающим. Ромашов потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношение Ромашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливости носят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многом наивен.

Образ же Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие светозарной жизни, предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противореч�

Источник: https://www.studsell.com/view/5025/

Анализ произведения Поединок Куприна 11 класс

Повесть «Поединок» А. Куприна считается лучшим его произведением, так как там затронута важная проблема армейского неблагополучия. Сам автор когда-то был кадетом, его изначально вдохновляла эта идея – пойти в армию, но в дальнейшем он с ужасом будет вспоминать эти годы. Поэтому тема армии, ее уродство очень хорошо изображена им в таких произведениях, как «На переломе» и «Поединок».

Герои – армейские офицеры, тут автор не поскупился и создал несколько портретов: полковник Шульгович, капитан Осадчий, офицер Назанский и другие. Все эти персонажи показаны далеко не в лучшем свете: армия превратила их в монстров, которые признают исключительно бесчеловечность и воспитание палками.

Главным героем является Юрий Ромашков, подпоручик, которого сам автор назвал буквально своим двойником. В нем мы видим совершенно иные черты, отличающие его от вышеупомянутых лиц: искренность, порядочность, желание сделать этот мир лучше, чем он есть. Также герой иногда мечтательный и очень интеллигентный.

Каждый день Ромашков убеждался в том, что солдаты бесправны, он видел жестокие обращения и безразличие со стороны офицеров. Он пытался протестовать, однако этот жест порой было трудно заметить.

В его голове было множество замыслов, которые он мечтал осуществить ради справедливости. Но чем дальше, тем больше начинают открываться его глаза.

Совет

Так, страдания Хлебникова и его порыв покончить с собственной жизнью, настолько изумляют героя, что он, наконец, понимает – его фантазии и планы по поводу справедливости слишком глупы и наивны.

Ромашков – человек со светлой душой, с желанием помочь другим. Однако любовь погубила героя: он поверил замужней Шурочке, ради которой пошел на дуэль. Ссора Ромашкова с ее мужем привела к поединку, который печально закончился.

Это было предательство – девушка знала, что именно этим дуэли и завершится, но она обманом заставила поверить влюбленного в себя героя, что будет ничья.

Более того, она намеренно использовала его чувства к себе, только чтобы помочь своему мужу.

Ромашков, который все это время искал справедливость, в итоге не смог сразиться с беспощадной действительностью, он проиграл ей. А автор не увидел другого выхода, кроме смерти героя – иначе его ждала бы другая гибель, нравственная.

Анализ повести Куприна Поединок

Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна.

В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века, как устроен ее быт, чем собственно она живет. На примере армии Куприн показывает то социальное неблагополучие, в котором  она находится. Он не только описывает и размышляет, но и ищет возможные выходы из положения.

Облик армии разнообразен: она состоит из разных людей, отличающихся друг от друга теми или иными чертами характера, внешности, отношения к жизни. В описанном гарнизоне все как и везде: постоянная муштра с утра, разгульство и пьянки по вечерам, — и так изо дня в день.

Обратите внимание

Главный персонаж подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов, как принято считать, написан с самого автора, Александра Ивановича. Ромашов личность мечтательная, несколько наивная, но честная. Он искренне верит в то, что мир можно изменить.

Читайте также:  Герои повести гранатовый браслет куприна

Как для человека молодого, он склонен к романтизации, ему хочется подвигов, показать самого себя. Но со временем он осознает, что это все пустое. Ему не удается найти единомышленников, собеседников среди других офицеров. Единственный с кем ему удается найти общий язык, это Назанский.

Возможно, именно отсутствие человека с которым он может говорить как с самим собой и привело в итоге к трагичной развязке.

Судьба сводит Ромашова с женой офицера, Александрой Петровной Николаевой или иначе Шурочкой. Эта женщина прекрасна, умна, невероятно хороша собой, но при всем этом она прагматична и расчётлива. Она одновременно прекрасна и коварна.

Ею движет одно желание: покинуть этот город, попасть в столицу, зажить «настоящей» жизнью, и она готова на многое ради этого. В свое время она была влюблена в другого, но тот не подходил для роли того, кто сможет выполнить ее амбициозные планы.

И она предпочла брак с тем, кто мог бы помочь в исполнение ее мечты. Но годы идут, а мужу все не удаётся получить повышения с переводом в столицу. У него уже выпадало два шанса, и третий был крайним. Шурочка томится в душе и не удивительно, что она сходится с Ромашовым.

Они как никто другой понимают друг друга. Но к сожалению Ромашов не может никак помочь Шурочке выбраться из этого захолустья.

Все со временем становится явным, и о романе узнает супруг Александры Петровны. У офицеров того времени были разрешены дуэли, как единственный способ защиты собственного достоинства.

Важно

Это первая и последняя дуэль в жизни Ромашова. Он доверится словам Шурочки, что муж будет стрелять мимо, и пусть он стреляет мимо: честь сохранена и жизнь тоже. Ромашову как человеку честному, даже в голову не приходит, что его могут обмануть. Так Ромашов был убит в результате предательства той, кого он любил.

На примере Ромашова мы можем видеть, как рушится романтический мир, при столкновение с реальностью. Так и Ромашов выйдя на поединок, проиграл суровой действительности.

Повесть для 11 класса

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/analiz-proizvedeniya-poedinok-kuprina-11-klass

«Поединок», анализ повести Куприна

Русская армия неоднократно становилась объектом изображения русских писателей. При этом многие из них на себе испытали все «прелести» армейской жизни. Александр Иванович Куприн в этом смысле может дать сто очков вперед.

Проведя раннее детство в сиротском приюте, мальчик был настолько воодушевлен победой русской армии в русско-турецкой войне, что выдержал экзамен в Московскую военную академию, преобразованную вскоре в кадетский корпус.

Потом он опишет все уродства системы воспитания будущих офицеров в повести «На переломе (Кадеты)», а незадолго до смерти скажет: «Воспоминания о розгах в кадетском корпусе остались у меня на всю жизнь».

Эти воспоминания нашли отражение в дальнейшем творчестве писателя, и в 1905 году вышла в печать повесть «Поединок», особенностям которой и будет посвящен данный анализ.

Повесть А. Куприна не просто зарисовки быта захолустного гарнизона: перед нами огромное социальное обобщение. Читатель видит будничную жизнь царской армии, муштру, помыкание подчиненными, а вечером еще пьянство и разврат среди офицеров, что, по сути, является отражением всей картины жизни царской России.

В центре повествования — жизнь армейских офицеров. Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколения — полковник Шульгович, капитан Слива и капитан Осадчий, отличающиеся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающие исключительно палочную дисциплину.

Есть и более молодые офицеры — Назанский, Веткин, Бек-Агамалов. Но их жизнь ничуть не лучше: смирившись с деспотичными порядками в армии, они в пьянстве пытаются спастись от действительности. А.

Совет

Куприн изображает, как в условиях армии идет «расчеловечивание человека — солдата и офицера», как погибает русская армия.

Главный герой повести — подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов. О нем сам Куприн скажет: «Он мой двойник».

Действительно, в этом герое воплощены самые лучшие черты героев Куприна: честность, порядочность, интеллигентность, но при этом некая мечтательность, желание изменить мир в лучшую сторону.

Не случайно Ромашову одиноко в среде офицеров, что дает право Назанскому сказать: «В вас … какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят».

Действительно, слова Назанского станут пророческими, так же, как и название самой повести «Поединок». В то время снова были разрешены дуэли для офицеров как единственная возможность отстоять честь и достоинство. Для Ромашова такой поединок станет первым и последним в его жизни.

Что же приведет героя к этой трагической развязке? Конечно же, любовь. Любовь к замужней женщине, жене сослуживца, поручика Николаева,- Шурочке. Да, среди «скучной, однообразной жизни», среди грубых офицеров и их убогих жен она кажется самим совершенством Ромашову.

В ней есть черты, которых не хватает герою: целеустремленность, сила воли, настойчивость в осуществлении своих планов и намерений. Не желая прозябать в провинции, т. е.

«опуститься, стать полковой дамой, ходить на эти дикие вечера, сплетничать, интриговать и злиться по поводу разных суточных и прогонных…

», Шурочка все силы прилагает к тому, чтобы подготовить своего мужа к поступлению в академию Генерального штаба в Петербурге, ведь «два раза с позором в полк возвращались», значит, это последний шанс вырваться отсюда, чтобы блистать умом и красотой в столице.

Именно ради этого все положено на карту, и Шурочка вполне расчетливо использует любовь к ней Ромашова.

Обратите внимание

Когда после ссоры Николаева и Ромашова поединок становится единственной возможной формой сохранения чести, она умоляет Юрия Алексеевича не отказываться от дуэли, а выстрелить в сторону (как должен сделать якобы и Владимир), чтобы никто не пострадал.

Ромашов соглашается, а об исходе дуэли читатель узнает из официального рапорта. За сухими строчками отчета скрывается предательство так любимой Ромашовым Шурочки: становится понятно, что дуэль была подстроенным убийством.

Так ищущий справедливости Ромашов проиграл в поединке с действительностью. Заставив прозреть своего героя, автор не нашел для него дальнейшего пути, и смерть офицера стала спасением от нравственной гибели.

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
  • «Олеся», анализ повести Куприна
  • «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
  • Александр Иванович Куприн, биография
  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна
  • «Слон», анализ рассказа Куприна
  • «Суламифь», анализ повести Куприна
  • «Allez!», анализ рассказа Куприна
  • «Яма», анализ повести Куприна
  • «Молох», анализ повести Куприна
  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна
  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Источник: https://goldlit.ru/kuprin/275-poedinok-analiz

Концепция личности в повести куприна поединок ,поэтика повести

«Поединок» был опубликован в 1905 г., в дни тяжелых поражений, понесенных русской армией в войне с Японией.

Многие современники видели в купринской повести правдивое изображение тех пороков армейской жизни, которые привели к трагедии Цусимы и Порт-Артура. Официальная же и консервативная печать обвинили писателя в клевете на армию.

Однако позднейшие неудачи русских войск в первой мировой войне, революционная катастрофа 1917г. подтвердили, что Куприн нисколько не сгустил краски.

Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты.

Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми, однако проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа.

Но самое главное заключалось в общей, объединяющей концепции, которой не хватало более ранним произведениям Куприна о царской армии и которая в период мощного революционного подъема была подсказана писателю жизнью и легла в основу его «Поединка». Эта концепция, позволившая в частных явлениях открыть их общий смысл, заключается в том, что в «Поединке» «пороки военного быта» даны писателем  как выражение «общего неизлечимого недуга» всего монархического строя.

В «Поединке» раскрывается процесс становления характера в важный период жизни героя. Мировоззрение главного героя только еще складывается, он по сути дела «стоит на пороге жизни».

Молодостью Ромашова многое объяснено: непоследовательность поведения, романтическая влюбленность, подчинение обстоятельствам и отсутствие твердой воли.

Но сила этого характера в том, что он постепенно просыпается для значительной, наполненной жизни, которая мыслится им как служение обществу.

Куприн остался верен лучшим заветам русской реалистической литературы.

Обобщая явления современности, писатель выбрал демократического героя, человека среднего достатка, средних способностей, подчеркивая, что процесс пробуждения личности широко захватил общество. Ромашов помещен в характерные обстоятельства – в атмосферу пошлости, тупости, жестокости и равнодушия царской армии. И при всей своей внешней заурядности и незаметности Ромашов возвышается над средой.

«Поединок» – наиболее зрелое и сложное произведение, к которому Куприн пришел после долгого раздумья, обогащенный житейским и писательским опытом. Сюжет был подсказан Куприну фактами собственной биографии.

Но организация художественного сюжета   требовала   долгих поисков.

   Очень важно было найти начало, которое и заинтересовало бы читателя, и ввело бы его непосредственно в самую гущу событий, в самые главные мысли произведения.

Важно

Именно   будничные   занятия   солдат и офицеров, повседневная жизнь армии выдвигалась на первый план, а не романтическая интрига повести. Не случайно говорил Куприн, что этой повестью он вызывает на поединок общество, царскую армию, т. е. подчеркивал социальную значимость произведения.

«Поединок» – это социально-психологическая повесть. Сюжет ее охватывает события, происходящие в течение нескольких месяцев, но внутренняя насыщенность и напряженность сюжета создают впечатление о более длительном периоде времени.

Создавая свое произведение, Куприн не утопает в мелочах, он выделяет главное: отношения между офицерами и солдатами, сущность «воспитания» в армии, нравственный облик военной касты и ее социальная опасность.

До тонкости изучив военную касту, ее идеалы, быт, речь, Куприн показывает ее членов как жрецов царского самодержавия, что звучало особенно актуально в условиях позорной войны с Японией.

Судьба героя на фоне общей деградации и деморализации трагична. Но не менее трагичны судьбы и других людей, обезличенных армейской машиной.

Множество офицеров, действующих в повести, составляют коллективный образ, мастерски нарисованный Куприным при помощи групповых характеристик.

Благодаря мастерским портретным характеристикам писателю удалось показать своеобразную общность всех действующих лиц и в то же время наделить их живыми, индивидуальными, разнообразными чертами.

Куприн отдельными штрихами сумел показать живых узнаваемых людей и наметить глубокие социальные обобщения, так как все простые, достоверные детали-характеристики выстроились у него в продуманную систему, оказались единственно возможными и совершенно необходимыми.

В «Поединке» природа непосредственно связана с переживаниями людей, главным образом, Ромашова: чуткая, по-матерински заботливая, она сопровождает героя в самые важные моменты его жизни (разговоры с Назанским, свидание с Шурочкой в роще, мучительные мысли после провала на полковом смотре и т.д.). Внутренний мир человека сливается с «тайной творческой жизнью природы».

Совет

От природы – друга, участника событий и творца переживаний человека Куприн приводит читателя к природе – фону, а от него – к миру холодных и бесчувственных вещей. Вот тогда-то и говорит мысленно Ромашов: «Я приговорен. Я один».

Да, сначала Ромашов стал чужим «живой и чуткой природе», а затем природа и сама как бы умирает – ее заменяют бесчувственные вещи, потому и герой обречен – он неминуемо должен погибнуть.

Таким образом, пейзажи в «Поединке» очень важны композиционно, вот почему так тщательно продуманы Куприным все детали, так мастерски отобраны для их воплощения лексические средства.

Языковая ткань произведения свидетельствует о возросшем мастерстве Куприна. Удивительная гибкость, с которой Куприн использовал богатство русского литературного и разговорного языка, пригодилась писателю для углубленного воспроизведения отдельных характеров и коллективных характеристик в «Поединке».

К своей работе над повестью Куприн подходил ответственно, как большой писатель-реалист. Реалистическая форма произведения соответствовала тому социальному накалу, который таил в себе «Поединок», написанный уверенной рукой мастера.

В этом сочетании большой общественной идеи и ее художественного решения и заключается непреходящая ценность выдающегося произведения русской литературы XX века.

                                                                                                                                                                                                 

Источник: https://students-library.com/library/read/45554-koncepcia-licnosti-v-povesti-kuprina-poedinok-poetika-povesti

Ссылка на основную публикацию