История создания романа пушкина дубровский и прототипы героев

История создания романа “Дубровский” Пушкина: прототипы героев

Художник Б. М. Кустодиев

Роман “Дубровский” является одним из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе.

В этой статье представлена история создания романа “Дубровский”: прототипы героев, интересные факты из истории написания и т.д.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Дубровский”

Исследователям известны точные даты создания романа “Дубровский”, так как сам Пушкин в рукописи проставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав. Работа над романом “Дубровский” началась 21 октября 1832 г. К 11 ноября 1832 г. Пушкин написал восемь глав. После перерыва он снова начал писать 14 декабря. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 г.

“История Пугачева”, а затем “Капитанская дочка” надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить “Дубровского”. Из черновиков Пушкина видно, что роман “Дубровский” остался неоконченным. Произведение не имело названия. Роман “Дубровский” был впервые напечатан только после смерти Пушкина – в 1841 г.В основе романа “Дубровский” лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Пушкина.

Дело Муратова и Крюкова

Пушкину было известно одно печальное дело “О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском”.В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в  1759 г.

, отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение (“купчая крепость”) сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г. Поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение.

Но чиновники оставили это без внимания.

Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826-1832 годы). В конце концов в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок аппеляции и безвозвратно потерял свое имение. Помимо этого Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет, которые он якобы потерял.

Однако суд не удовлетворил эту просьбу. 

Знакомый Нащокина, Д. В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела Пушкин вставил в рукопись романа “Дубровский”. В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию Дубровского, а Крюков – Троекурова. 

Дело Островского

Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П, В. Нащокина осенью 1832 года в Москве. Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских.

Обратите внимание

Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако в конце концов его поймали и посадили в тюрьму. Друг Пушкина, Нащокин, лично видел Островского, когда тот сидел в остроге.

История Островского легла в основу романа “Дубровский”: об этом говорит тот факт, что в первоначальном тексте романа Пушкин называет героя Островским, а не Дубровским.

Это были материалы об истории создания романа “Дубровский”: прототипы героев, интересные факты из истории написания и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману “Дубровский”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/10/istorija-sozdanija-dubrovskij-pushkin-prototipy-geroev.html

История создание романа “Дубровский”: краткое содержание :

Писатель и поэт А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в русскую литературу. Его творческое наследие поистине бесценно. Затмить гения оказалось не под силу ни одному живущему как во времена творения классика, так и по сегодняшний день. Его слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» оказались поистине пророческими. Народная тропа к нему никогда не зарастет.

Одним из множества величайших произведений великого писателя является роман «Дубровский». Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

История создания романа «Дубровский»

Идея написать данный роман возникла у Пушкина после того, как он услышал от одного из своих друзей рассказ о жизни дворянина Островского. Данный персонаж и стал прообразом главного героя. Его жизненные невзгоды и история создание романа «Дубровский» – тесно переплелись между собой.

В 1830 году у Островского отняли его родовое имение, и он остался бездомным. Доведенный до нищеты, дворянин белорусского происхождения начал мстить чиновникам. Себе в союзники он взял своих же крестьян. Вместе с ними Островский стал грабить богатых. Данная история закончилась трагически.

Островский, в конце концов, был пойман и отправлен в тюрьму.

Имеются также сведения, что история создание романа «Дубровский» берет свое начало еще после одного печального дела. В результате длительной судебной тяжбы, поручик Муратов потерял имение, по праву принадлежащее ему. По несправедливому решению чиновников, оно было отдано влиятельному господину Крюкову.

Эти истории до глубины души потрясли Пушкина, который сам являлся бескомпромиссным борцом за право каждого человека мыслить свободно. За эти свои качества, поэт и писатель неоднократно подвергался гонениям.

История создание романа «Дубровский» началась во времена вражды между социальными слоями страны.

В произведении отображается взаимная неприязнь различных классов, а также весь драматизм происходящих в то время событий.

История создания романа «Дубровский». Краткое содержание

Богатый русский барин К. П. Троекуров, отличающийся жестоким нравом, поддерживает дружественные отношения со своим соседом – небогатым дворянином А. Г. Дубровским. Любимым развлечением Троекурова является запирание своих гостей в комнате с голодным медведем. Жестокие шутки характеризуют помещика как беспринципного и аморального человека.

Однажды между приятелями происходит крупная ссора, которая перерастает со временем в откровенную вражду. Помещик подкупает суд, и, пользуясь своим влиянием – отсуживает у соседа его имение.

Дубровский лишается рассудка в зале суда и тяжело заболевает. Его сын Владимир, покинув службу в Петербурге, приезжает к больному отцу, который вскоре отдаёт Богу душу.

Важно

Вне себя от гнева, Владимир поджигает имение, чтоб оно не досталось жестокому помещику.

Впоследствии Дубровский-младший становится разбойником, который грабит богатых местных помещиков. Но он не трогает имение Троекурова. Подкупив проезжего учителя, он под его видом оказывается гувернером в семье своего врага. Между Владимиром и дочерью Троекурова Машей со временем вспыхивает любовь.

Троекуров отдает свою дочь против её воли замуж за старого князя. Дубровский пытается этому помешать, но не успевает этого сделать – Маша уже дала клятву, поэтому отказывается от помощи Владимира. Губернские власти, через какое-то время, пытаются обезвредить отряд молодого человека. Однако им это не удается. Владимир распускает своих людей, а сам скрывается заграницей.

Образ главного героя

История создания романа «Дубровский» и главные герои были навеяны автору тяжелым для крестьян временем, в котором власть и деньги решали все. Пушкин с большой точностью отображает в своем произведении быт русской деревни, а в противовес ему показывает уклад жизни помещиков, который наполнен излишествами и жестокими забавами.

Личность главного героя по ходу романа претерпевает существенные изменения.

Если в начале произведения он показан как легкомысленный и беззаботный юноша, тратящий деньги отца, и не задумывающийся о жизни простых смертных – то в дальнейшем, столкнувшийся с потерей близкого человека и несправедливостью жизни – он в корне меняется. Беззаботность Владимира сменяется обеспокоенностью и ответственностью за судьбы крестьян, которые ему подвластны.

Дубровский начинает мстить, и не столько за себя, а для того чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом жестоком мире. Образ Владимира приобретает романтические черты, так как он остается благородным, несмотря на свой разбойничий уклад жизни. Он грабил только богатых и никого не убивал.

Любовь к Маше преображает Дубровского. В итоге он отказывается от своей мести. Однако судьба главного героя печальна. Он претерпевают неудачу в любви, остаётся одиноким и никому не нужным.

Возможное продолжение

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» так и не была завершена автором. Она осталась незаконченной. Великий писатель не успел завершить свое произведение.

Есть версия, будто бы Пушкин планировал продолжить свой роман следующим образом. После смерти мужа Маши, Дубровский возвращается на Родину, чтобы воссоединиться с возлюбленной.

Совет

Однако на Владимира поступает донос, который связан с его разбойничьим прошлым. В дело вмешивается полицмейстер.

Выводы о возможном продолжении романа были сделаны после изучения черновиков великого писателя.

Критика

Не всем по нраву пришлась история создания романа «Дубровский». Кратко свою критику данного произведения высказывала Анна Ахматова.По её мнению, роман не удался. Она даже выразила радость по поводу того, что произведение было не завершено.

Ахматова считала, что история создание романа «Дубровский» – это была попытка заработать автором деньги, а само произведение она отнесла к «бульварным». Данный роман русская поэтесса поставила ниже всех остальных сочинений великого писателя.

Экранизация

В 1936 году советским режиссером А. Ивановским был снят одноименный фильм по роману «Дубровский». В 1989 г., а также в 2014 г. была осуществлена экранизация романа режиссерами В. Никифоровым и А. Вартановым.

Источник: https://www.syl.ru/article/284535/new_istoriya-sozdanie-romana-dubrovskiy-kratkoe-soderjanie

История создания романа А.С. Пушкина “Дубровский”

В 30-е годы начинается новый этап в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов «Дубровский».

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом.

Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться.

Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и Дубровского, главного героя пушкинского романа, неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о благородном разбойнике роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова.

Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский.

Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой князь Верейский должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Читайте также:  Сочинение поручик в рассказе солнечный удар бунина

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/dubrovskij/dubrovskij-istoriya-sozdaniya.html

История создания романа «Дубровский», краткий обзор произведения

Александр Сергеевич Пушкин, величайший поэт и писатель. Его произведения бесценны и неповторимы. В романе «Дубровский» блестяще описан не только быт и жизнь людей того времени, но и взаимоотношения между различными слоями общества, их социальные отрывы друг от друга. Не зря это произведение входит в обязательный курс литературного изучения в 6 классе школьной программы.

История создания романа «Дубровский»

В основе произведения лежат жизни и судьбы реальных людей:

  • Одним из таковых стал Островский. Он был небогатым белорусским дворянином, имевший судебный процесс с соседом из-за земли. В результате тяжбы, Островский лишился своего имения. В результате чего, Островский занялся грабежом и впоследствии попал в тюрьму. Вот такую историю сообщил писателю его друг П. В. Нащекин.
  • А также Пушкину было известно еще одна не менее трагичная история одного человека. Поручик Муратов, владел имением Новоспасским, состоявшим из 186 крепостных душ. В 1759 году, имение было продано отцу Муратова, но в 1790 году, в результате пожара, документы подтверждающих право владения на имение сгорели. Поэтому новый владелец не смог доказать в суде, что была сделка по продаже имения, поэтому право собственности отошло предыдущему владельцу. В этом деле судебные чиновники не стали поднимать архивы уездного суда, в котором были доказательства на право владения имением поручиком Муратовым. Копия выписка из судебного дела легла в рукопись романа.

Эти сообщения из истории живых людей, которыми был так впечатлен Пушкин. После писательской переработки получилось целое произведение. К созданию «Дубровского» Пушкин приступил 21 октября 1832, а последняя глава датирована 6 февралем 1833 годом.

К сожалению, книга так и не была закончена и не подготовлена для издания. Сама же книга не получила название от автора, ведь в оглавлении оригинала рукописи стояла только дата его начала, а название прозе дали его издатели. Впервые роман был напечатан в 1841 году после смерти Пушкина.

Первое издание было подвергнуто жесткой цензуре, многое было вырезано и не допущено к изданию.

Краткий обзор произведения

В основу романа заложен конфликт социального неравенства.

С одной стороны состоятельный, богатый помещик Кирила Петрович Троекуров, весьма своенравный человек по характеру, привыкший к жестокому обращению с людьми и к тому, что все окружающие ему угождают.

С другой стороны, небогатый помещик Дубровский (отец героя), которых связывает давняя дружба по службе. По отношению к Троекурову, Дубровский держится независимо и гордо. Именно их сходный характер, стал основой их дружбы и этот же характер сделал их врагами.

Однажды происходит ссора на псарне между друзьями из-за случая с одним из крепостных, который весьма дерзко подметил финансовое благополучие Дубровского. Начало будущей вражды положена, отныне бывшие друзья превращаются в непримиримых врагов.

Троекуров подает иск в губернский суд, использует свое влияние и деньги, в итоге он выигрывает дело и забирает имение Дубровского — Кистеневку. Во время суда отец Дубровского сходит с ума, поэтому сын вынужден бросить учебу в Петербурге и вернуться к тяжелобольному отцу.

После его смерти, Владимир поджигает имение вместе с судебными чиновниками и уходит на путь разбойника. Его дерзким налетам и грабежам подвергаются местные помещики, все, кроме Троекурова. Власти губернии предпринимают попытки уничтожить разбойников, но у них ничего не выходит.

Дубровский распускает свою банду и отправляется за границу. На этом заканчивается повесть.

Хотя некоторые исследователи считают, что в возможном пушкинском замысле дальнейшего продолжения рассказа, Дубровский возвращается в Россию для встречи с Машей, дочерью Троекурова, которая была отдана замуж за старого князя Верейского, но на него поступит донос о его старых разбойничьих делах.

Образ главного героя

В начале повествования, главный герой под стать своему врагу: он также беззаботен, легкомысленный и чрезмерно горд. С легкостью тратит деньги своего отца, его не интересует жизнь простых крестьян. После смерти отца, Дубровский начинает понимать и ценить жизнь других людей.

К нему приходит понимание об ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, которые его окружают.

Несмотря на то, что главный герой перешел за черту закона, избрал путь «злодея», он не теряет вновь приобретенные качества, остается мужественным, честным и человеком способным на высокое чувство — любовь.

Критика

Многие критикуют «Дубровского» за «копию» уже вышедших за границей произведений с похожей тематикой, за создание «русского Робин Гуда», мол это попытка легкого заработка денег на столь актуальной теме, как отозвалась А. Ахматова. Несмотря на это, другие критики оценили в романе высокую достоверность помещичьего быта тогдашней России, подробное описание героев повествования.

Заключение

Пушкин в своем произведении талантливо раскрыл, что происходит:

  • когда у одних людей есть большие деньги и связи, неограниченные простыми нормами человеческой морали;
  • если процветает алчность и жажда наживы чиновников.
  • когда нет возможности добиться справедливости законными путями.

Видео

Из этого видео вы можете узнать о том, как создавался роман «Дубровский».

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/istoriya-sozdaniya-romana-dubrovskij-kratkij-obzor-proizvedeniya

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок по литературе “А. С. Пушкин “Дубровский”. Историческая эпоха в романе”

6  класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 19.        

        Тема. А.С.Пушкин. «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

        Цель:        

  • познакомить учащихся с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе, творческой историей произведения и прототипами героев;
  • формировать  навыки сопоставительного анализа;
  •  развивать интерес к истории отечества.

         Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.     Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…» (по выбору).

III.      Изучение нового материала.

1.Выявление первоначальных читательских впечатлений. Ответы на вопросы домашнего задания.

– Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?

– Какой эпизод запомнился вам более всего?

– Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

2.Понятие о романе.

Роман (фр. Roman – повествование) – крупное эпическое произведение с разветвлённым, развёрнутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Сюжет  (фр. Sujet – предмет, содержание) –  последовательность и связь событий в                 художественном произведении.

Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина.  Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует.

3.Слово учителя.

Первая глава романа «Дубровский» была напечатана 21 октября 1832 г. Пушкин увлечённо работает над рукописью и 6 февраля 1833 г. заканчивает 19-ю главу.

Роман увидел свет лишь в 1842 г. Он должен был иметь продолжение, содержание которого представлялось Пушкину таким:

Жизнь Марьи Кириловны.

Смерть князя Верейского.

Вдова.

Англичанин.

Свидание.

Игроки.

Полицмейстер.

Развязка.

Обратите внимание

Сюжет романа «Дубровский» был характерен для русской действительности XIX в.

Пушкину было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 г. незаконно отняли имение его родственника. Уездный суд оставил поместье за женой губернского прокурора. Крестьяне Дубровского были готовы расправиться с сержантом и солдатами, запрещавшими вывозить лес из имения.

Друг А.С.Пушкина, П.В.Нащокин, рассказал ему похожую историю о небогатом дворянине Островском. Этот рассказ дошёл до нас в двух пересказах. М.П.Погодин в письме к П.А.Вяземскому от 29 марта 1837 г.

писал об Островском: «Помещик взял своих крестьян, оставшихся без земли, и пошёл с ними разбойничать, несколько раз был пойман, переходил через суды разные очень оригинально…» В записи Бертенева акцентирован другой момент: Островский, «оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других».

Незадолго до начала работы над романом Пушкин стал свидетелем волнений болдинских крестьян, требовавших смещения управляющего.

Местом действия романа сделано Поволжье, где в 1774 г. бушевало восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. В произведении сохранены реальные названия (в восьми километрах от Болдина расположено село Кистенёво). Можно также найти черты сходства пейзажей Покровского и Петровского парка.

В романе нашли отражение нравы, царившие в Петровском, имении двоюродного деда Пушкина, генерал-майора Петра Абрамовича  Ганнибала. Некоторые черты К.П.Троекурова сродни тем наклонностям, которые были свойственны П.А.Ганнибалу.

Действие романа происходит в начале XIX в. Обращаясь к недавнему прошлому, Пушкин ищет ответы на многие вопросы об отношении человека и общества, причинах несправедливого социального устройства.

В романе богатый и властный помещик Троекуров оказывается виновником разорения и смерти своего друга, бедного дворянина Андрея Дубровского, а сын Дубровского, Владимир, и дочь Троекурова, Маша, не могут быть вместе, хотя любят друг друга.

4.Лексическая работа.

Важно

Определите значения слов и словосочетаний губерния, генерал-аншеф, картуз, отъезжие поля, протравить, псарь, стремянной.

Губерния – это род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния также губернский город, главный город в губернии.

Генерал-аншеф – это 1) Высший генеральский чин (в Российском государстве XVIII в.). 2) Лицо, имевшее такой чин.

Картуз – это неформенная разновидность фуражки, пришёл на смену не очень практичным широкополым шляпам, первоначально появился в Швеции и представлял из себя мягкий колпак с козырьком и с возможностью прикрывать уши от холода. Картузы широко использовались в европейских армиях XVI—XVII века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения.

Отъезжее поле  (спец. устар.). Дальнее, отдаленное от усадьбы, не при усадьбе, такое, куда приходится ездить. Отъезжие угодья. Отъезжее поле (первонач. дальняя, отъезжая охота – см. поле; позже – дальнее поле, преимущ. для охоты и преимущ. во мн. ч.).

Протравить 4. кого. Разг. Занимаясь травлей зверя, упустить его. Напали на след зайца, да и того протравили.

Псарь –  это слуга на псарне, ухаживающий за собаками и участвующий в охоте.

Стремянной – это придворный чин в Московском государстве, верховный конюх, сопровождающий Государя верхом, заведовал царскими верховыми лошадьми и подавал стремя царю, когда последний садился верхом.

5.Русская усадьба XIX в. (Кистенёво, Болдино, Архангельское, Петровское, Михайловское). Слайдовая презентация. Сообщения учащихся.

Архангельское.

Совет

Среди архитектурных памятников Подмосковья конца XVIII – начала XIX в. Архангельское занимает исключительное место. Великолепный дворцово-парковый ансамбль складывался здесь в течение пятидесяти лет. Начало его строительства относится к 1780-м гг., когда имение принадлежало князю Голицыну.

Позднее, при новом владельце, князе Н.Б.Юсупове, в строительстве усадьбы принимали участие как известные зодчие, так и крепостные архитекторы, художники, декораторы – В.Стрижаков, Ф.Сотников, М.Ткачёв и др.

Считая, что Архангельское существует «для веселья, а не для прибыли», Юсупов стремился «то заводить, что редко, и чтобы всё было лучше, нежели у других». Юсупов сосредоточил в Архангельском большую часть своих бесценных коллекций – «картины, мраморы, бронзы, всякие дорогие и хорошие вещи».

В 1830 г. Пушкин посвящает князю Н.Б.Юсупову послание «К вельможе».

В наши дни Архангельское – известный подмосковный музей, где хранятся собранные некогда Юсуповым уникальные коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства.

В память о посещении Пушкиным усадьбы его именем названа аллея парка. В 1899 г. здесь был установлен памятник поэту.

Михайловские рощи.

От Пушкинских Гор к Михайловскому ведёт четырёхкилометровая дорога, которая на полпути раздваивается: прямая лента уходит дальше, к Тригорскому, а свернув направо, можно попасть в старинную русскую деревню Бугрово (при Пушкине – Бугры).

Читайте также:  Анализ поэмы за далью даль твардовского сочинение

Сразу за деревней стеной стоит лес – Михайловские рощи. Отсюда до усадьбы поэта в Михайловском дорога, часто и круто поворачивая, идёт по красивому сосновому бору.

Дом, построенный дедом поэта Осипом Абрамовичем Ганнибаллом в конце XVIII в., был небольшим и скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Поэт в стихотворении «Домовому» назвал его «скромная семьи моей обитель», а в одном из писем брату «Михайловской избой».

Возле озера Маленец сохранились вековые сосны – современники Пушкина.

Аллея ведёт к пруду с перекинутым через него горбатым деревянным мостиком. Пруд окружён высокими серебристыми ивами. От усадьбы открывается неповторимый вид на окрестности.

Петровское.

Петровское расположено на противоположном от Михайловского берегу озера Кучане (или Петровское). От Михайловского в Петровское ведут две дороги: одна – по Михайловскому лесу, другая – по заросшему сосновым бором берегу озера Кучане.

Петровское стало по-настоящему обжитым имением раньше Михайловского. Сюда в 1783 г. после выхода в отставку с военной службы прибыл на постоянное жительство двоюродный дед А.С.Пушкина – Пётр Абрамович Ганнибал.

Обратите внимание

Господский дом (Дом-музей Ганнибалов) в Петровском сгорел в 1918 г. В 1977 г. он был восстановлен, вокруг него воссозданы зелёные беседки, аллеи и дорожки. В самом доме открыт музей.

В противоположном конце большой липовой аллеи лежит камень-валун. По преданию, здесь любил сидеть, предаваясь думам, владелец имения – П.А.Ганнибал. Пушкин не раз встречался с ним, посещая Петровское.

Обстановка и быт ганнибаловского Петровского и его окрестностей нашли отражение в творчестве Пушкина. Усадебный и крепостной быт Покровского – имения Троекурова – во многом сходен с тем, что видел поэт в Покровском. Совпадает с описанным в «Дубровском» и пейзаж, который виден со стороны петровского парка.

Кистенёво, Болдино

На северо-востоке от Болдина, в восьми километрах от него, окружённое плоской равниной, расположено село Кистенёво. Ещё в конце XVI – начале XVII в. оно числилось среди пушкинских владений.

В Болдино остались дом Сергея Львовича Пушкина – отца поэта и различные хозяйственные постройки: две людские избы, баня, каретный сарай, конюшни.

В самом Кистенёве в 1830 г. не существовало уже ни дома, ни многих построек, а остались только «деревянных два флигеля для вотчинного правления». Часть села Кистенёва, выделенная А.С.Пушкину в 1830 г., была единственным принадлежавшим ему имением.

В связи с оформлением ввода во владение им он приезжал сюда в первый раз.

И как знать, если бы не этот повод, поэту, может быть, и не довелось бы посетить Болдино, где появились произведения, без которых теперь невозможно представить себе его творческое наследие.

Эта мысль заставляет по-особому посмотреть на Кистенёво – обычное, на первый взгляд, ничем не примечательное село.

– Какие эпизоды романа можно соотнести с этим описанием?

Важно

6.Сравнение описаний Архангельского, Петровского, Михайловского, Кистенёва, Болдина с местами событий романа «Дубровский».

6.1. Выразительное чтение эпизодов.

Покровское. От слов «Вот Покровское!» до слов «…около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями» (глава III).

Кистенёвка. От слов «Выехав из деревни, поднялись они на гору» до слов «…и с плачем обняла своего воспитанника».

Арбатово. От слов «В тридцати верстах от него находилось богатое поместье князя Верейского» до слов «Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях» (глава III).

От слов «Они пили кофе…» до слов «…время прошло незаметно, начало смеркаться».

– Чем отличаются эти усадьбы друг от друга? Что можно сказать о хозяевах имений?

Огромный каменный дом Троекурова, богатое поместье князя Верейского с изысканной картинной галереей свидетельствуют о достатке их владельцев.

Вид серенького дома с красной кровлей вызывает сочувствие к его хозяину, обедневшему дворянину Дубровскому.

– Как проводят время хозяева Покровского и Арбатова?

6.2. Выразительное чтение эпизодов.

«На псарне Троекурова». От слов «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра» до слов «…то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая» (глава I).

Устройство псарни свидетельствует о том, что хозяин её не привык отказывать себе ни в чём.

«Праздник в доме Троекурова». От слов «Накануне праздника гости начали съезжаться…» до слов «…словом, ужин был чрезвычайно весел и оставил по себе много приятных воспоминаний» (глава IX).

– Как ведёт себя Троекуров во время церковной службы?

Троекуров ведёт себя как хозяин в доме даже в церкви. А.С.Пушкин подчёркивает его «гордое смирение».

– Какие порядки заведены в доме?

Совет

Даже за обедом Троекуров демонстрирует всем своё превосходство и властность, указывая каждому своё место («Слуги стали разносить тарелки по чинам…»). Несмотря на хлебосольство хозяина, гости чувствуют себя свободно лишь в его отсутствии.

6.3. Приём у князя Верейского. Выразительное чтение от слов «Князь подал Марье Кириловне шаль…» до слов «…дав друг другу обещание вскоре увидеться» (глава XIII).

 IV.  Подведение итогов урока.

– Какие особенности русской жизни начала XIX в. позволяют отметить описания усадеб и образа жизни их обитателей?

Описания усадеб и развлечений хозяев позволяют воссоздать детали образа жизни богатого помещика, не знающего ограничения своим прихотям, судить об изысканных пристрастиях праздного и пресыщенного вельможи, почувствовать гордость и стремление к независимости обедневшего дворянина.

V. Домашнее задание.        

Перечитать первую главу романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/08/urok-po-literature-a-s-pushkin-dubrovskiy-istoricheskaya

Кто был прототипом Дубровского

Казалось бы, история появления произведений А.С. Пушкина полностью изучена и не имеет белых пятен. Тем не менее, мало кто знает, что в романе «Дубровский» у благородного разбойника был реальный прототип, а название этому литературному произведению дал вовсе не его автор. А совершенно посторонний человек…

Повесть без названия

Над «Дубровским», согласно собственным дневниковым записям А.С. Пушкин начал работать 21 октября 1832 года. Написание романа настолько увлекло Александра Сергеевича, что первые восемь глав он написал «залпом»: всего за три недели.

Но, закончить «Дубровского» поэт не успел, из-за своей трагической гибели на дуэли. В то же время часть исследователей творчества писателя уверена, что роман был им полностью написан, но лишь в черновом варианте, другие предполагают, что «Дубровский» мог иметь и другие дополнительные главы.

При этом название роману дал не его автор, а редактор перед первым изданием в 1842 году. Сам поэт просто не успел озаглавить свое произведение, увидевшее свет лишь после его смерти.

Хотя в переписке с друзьями Александр Сергеевич неоднократно указывал, что роман должен был быть назван иначе, например, «Островский» по имени прототипа главного героя.

Прототип Дубровского

Самое интересное, что сюжет романа полностью был взят поэтом из реальной жизни. Его рассказал Александру Сергеевичу в 1832 году Павел Воинович Нащокин.

В последние годы жизни поэта этот радушный московский барин, легко растративший свое многомиллионное состояние на друзей и веселые кутежи, являлся одним из его ближайших приятелей.

Обратите внимание

При этом обладая невероятно большим количеством друзей в обеих столицах, Павел Воинович был настоящей кладовой сюжетов для произведений поэта. Во время одной из посиделок, как вспоминала жена П.В. Нащокина, ее муж рассказал Александру Сергеевичу трагичную историю белорусского дворянина Павла Островского.

Во время судебного спора с соседом за имение одного из его близких родственников, Островский несправедливо лишился земли. Оставшись в двадцать два года без средств к существованию молодой помещик сколотил из своих бывших крестьян бандитскую шайку, после чего принялся грабить местных чиновников и помещиков.

Островский и Дубровский: близнецы-братья

Если провести параллели между реальной жизнью и страницами романа, сходство будет на лицо. Владимир Дубровский имел тот же возраст, что и Павел Островский – 22 года. Он точно также лишился имения, став белорусским Робин Гудом. О том, что прототипом главного героя «Дубровского» был именно Павел Островский, поэт лично писал П.В.

Нащокину 2 декабря 1832 года: «… честь имею тебе объявить, что первый том «Островского» кончен и на днях прислан будет в Москву на твое рассмотрение…». Неизвестно, рассказал ли Нащокин историю белорусского разбойника Пушкину целиком, но то, что он знал ее в мельчайших деталях, сомнений не вызывает.

Отец Павла Воиновича обладал обширным имением в Себежском уезде Витебской губернии. Не удивительно, что часто бывая в родительском доме, Павел Воинович отлично знал историю Павла Островского разбойничавшего в соседней губернии. Его биография сохранилась и в Центральном государственном историческом архиве Белорусской ССР.

Достоянием гласности она стала благодаря филологу Н. Степунину, собравшего воедино разрозненные документы архива. Родился Островский в селе Рованичи Минской области. Как и литературный Дубровский, он получил по наследству небольшое имение в двадцать душ крепостных. Располагалась родовая деревня Оржехневичи в девяти верстах от города Дисны.

Но, несмотря на то, что сомнений в правах Павла Островского на имение ни у кого из соседей не вызывало, документов на него он не имел. Если у литературного Владимира Дубровского документы на владение Кистеневкой сгорели во время пожара, то у Павла Островского они пропали во время войны 1812 года.

Лишившись в ходе судебной тяжбы родового поместья Островский, как и его литературный герой, решил мстить. Правда, если Владимир Дубровский разбойничал исключительно в компании своих крепостных крестьян, то Павел Островский тесно сотрудничал с польским подпольем.

Беглый каторжанин

Об этом стало известно из донесения могилевского губернатора М.Н. Муравьева начальнику военных поселений Клеймихелю, предложившему установить наблюдение за Островским. Разбойника долго не могли поймать, пока он не был арестован по доносу в доме помещика Помарнацкого, у которого скрывался в качестве учителя.

Снова этапы судьбы литературного Владимира Дубровского и Павла Островского совпадают. Правда, критики не однократно высказывали мнение, что повесть как бы обрывается на полуслове. По их мнению, поэт мог бы рассказать о дальнейшей судьбе Дубровского. Нет, не мог.

Поскольку сам не знал, чем закончилась история Павла Островского. В 1831 году Островский, после ареста был этапирован в Витебск, оттуда разбойника перевели в Псков, где он благополучно перепилил кандалы и скрылся. Об этом в своем рапорте от 26 марта 1832 года докладывал полковник Жуковский в Витебск генерал-губернатору Н.Н.

Важно

Хованскому. В частности он писал: «Содержащийся в г. Пскове в числе военнопленных польских и литовских мятежников уроженец Минской губернии Игуменского повета местечка Рованичи шляхтич Павел Островский, коему от роду 22 года, сего месяца марта 12-го числа неизвестно куда отлучился».

Дальнейшая судьба Павла Островского не известна. Можно однозначно утверждать лишь то, что пойман он так и не был….

Источник: https://suharewa.ru/kto-byl-prototipom-dubrovskogo/

История создания романа “Дубровский” А.С.Пушкина

А.С.Пушкин «Дубровский»

  • «Дубро́вский» — неоконченный (по крайней мере, необработанный) и не изданный при жизни роман А. С. Пушкина (1833 год), представляющий собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — отпрысков двух враждующих помещичьих семейств. Многие фразы из этого романа дожили и до нашего времени. Часто употребляется слово «троекуровщина», обозначающее правила и порядки, принятые у Троекурова (жестокое обращение к дворовым, неуважение к чинам и т. д.).
  • Над романом “Дубровский” А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. Впервые издан в 1842 году.
Читайте также:  Анализ произведения некрасова княгиня трубецкая

Образ Дубровского имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, который «имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом других.

Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что и у героя), у которого в 1802 г. Незаконно было отнято имение его родственника. Ираклий Андроников указывает на ряд других возможных прототипов.

Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах . Какой? – Решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова.

Пушкина интересовала судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти.

Писатели для придания занимательности часто использовали “переодевания” героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя.

А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение.

Благородство – это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление – вот такие непохожие события соседствуют в романе.

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

3

Произведение А.С.Пушкина «Дубровский» – 180 лет с момента издания

Несколько сюжетных линий :

– изображение русского барства;

– взаимоотношения крестьян и дворян;

– любовная линия.

4

Начало конфликта между героями

псарня Троекурова

душевное состояние Дубровского

  • иллюстрация художника Д.А.Шмаринова

4

Сцена в суде

Удалось ли Троекурову достичь цели: сломить гордость, растоптать человеческое достоинство бывшего друга?

Пожар

иллюстрация художника

Б.М.Кустодиева

Художник С.С.Бойм

«Вы свободны!»

Какова, по-вашему, дальнейшая судьба Маши?

Пушкин спланировал дальнейшее развитие сюжета романа

Жизнь М.К.

Смерть кн.Вер.

Вдова.

Англичанин.

Свидание.

Игроки.

Полицмейстер.

Развязка

Говорящие фамилии.

Пушкин очень вдумчиво подходил к выбору имен для своих героев. Значимость имен, литературных персонажей берет свое начало из фольклора. Чаще всего через имя высвечивается суть основного конфликта.

В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Полтава”, “Дубровский”, “Бахчисарайский фонтан”, “Выстрел”).

Мария – с древнеегипетского – Богом любимая, с древнееврейского – горькая .

«Дубровский» и другие виды искусства:

Дубровский (опера) — опера Э. Ф. Направника. Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состаялась в Петербурге, 15 января 1895 года, в Мариинском театре, под управлением автора.

Дубровский (фильм) — режиссёра Александра Ивановского, 1935 год.

Совет

Дубровский (фильм-опера) — фильм-опера Виталия Головина по одноимённой опере Э. Ф. Направника. 1961 год

«Благородный разбойник Владимир Дубровский» — фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский», 1989 год.

The Eagle (фильм) — немой фильм с участием Рудольфа Валентино, 1925 год. Сюжет фильма значительно отличается от романа Пушкина.

Источник: https://multiurok.ru/files/istoriia-sozdaniia-romana-dubrovskii-a-s-pushkina.html

Происхождение Дубровского

   Помните, как начинается повесть Пушкина «Дубровский»?    «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.

Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения.

Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское».    И только старый мелкопоместный дворянин Андрей Гаврилович Дубровский проявил гордость и на требование Троекурова приехать к нему прислал письмо, в котором сообщал, что до тех лор, пока перед ним не извинятся за обидную, шутку, ноги Дубровского у соседа не будет.

Вспыхнувшая ссора кончилась судебным процессом. Троекуров добился того, что старика Дубровского лишили его имения Кистенёвки. Андрей Гаврилович после суда слёг и уже не вставал. Решили позвать сына, молодого Владимира Дубровского. Потеряв после смерти отца родовое поместье, Дубровский ушёл с крестьянами в лес и стал чинить расправу над помещиками и царскими чиновниками.

   …

В основу этого сюжета Пушкин взял действительное событие. Московский друг поэта Павел Войнович Нащокин рассказал Пушкину о мелкопоместном белорусском дворянине Островском, который был вытеснен богатым соседом-помещиком из своего имения и стал грабить на дорогах вместе со своими крестьянами. Бунтарей поймали. Нащокин видел Островского уже в остроге. Пушкина поразил рассказ друга.

Вскоре после их разговора, в 1832 году, поэт решает писать роман и первоначально даёт ему название «Островский». Потом, видимо не желая лишний раз оглашать имя сосланного и пострадавшего дворянина, Пушкин заменил Островского на Дубровского.

   Имя разорителя Островского, его богатого соседа-помещика, нам неизвестно. Но, чем больше читаешь о Кирилле Петровиче Троекурове, о его выходках, о его сумасбродном и жестоком нраве, о его властолюбии, тем больше убеждаешься, что Пушкин видел и знал такого вот барина.    Известный пушкинист Борис Львович Модзалевский составил удивительную картотеку. Она насчитывает тысячи имён людей, окружавших Пушкина. Здесь собраны не только те, кто по многу раз встречались Пушкину, были его друзьями или врагами. Здесь, в этой удивительной картотеке, есть имена людей, чьи черты запечатлел поэт в своём творчестве. Это прототипы литературных героев Пушкина. Если прийти в Институт русской литературы (Пушкинский дом) и в хранящейся здесь картотеке Модзалевского отыскать карточку с фамилией Измайлов, можно прочесть следующее: «Л. Д. Измайлов, рязанский помещик, выведен Пушкиным в «Дубровском» под именем Троекурова».    Кто же он такой, этот рязанский помещик Лев Дмитриевич Измайлов? Что общего между ним и Кириллой Петровичем Троекуровым?    …В Тульской губернии, неподалёку от Куликова поля, жил в своём поместье генерал Измайлов, крутой и вспыльчивый барии, прав которого был известен далеко за пределами его имения.    Однажды Измайлов подарил исправнику тройку лошадей с экипажем. А потом велел исправнику отпрячь лошадей и отвезти экипаж в каретный сарай. При этом Измайлов размахивал арапником, подгоняя оторопевшего исправника. Тот повиновался молча. Потехи ради приказал Измайлов одного мелкого дворянина привязать к крылу ветряной мельницы, а другого вымазать дёгтем, вывалять в пуху и в таком виде водить по окрестным деревням.

   Около тысячи собак разных пород содержалось в образцовом порядке на псарнях Измайлова. Он обожал псовую охоту не меньше пушкинского Троекурова. Сотня крепостных и наёмных псарей была приставлена к собакам. И горе было тому, кто не проявлял расторопности, забывал вовремя накормить собак. Барин ценил собак куда больше, чем своих дворовых. Тут его сходство с Троекуровым было почти полным.

   «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гои чих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своём собачьем языке».    И так же, как и Троекуров, держал Измайлов у себя диких зверей – волков и медведей. Медведей сажали на цепь, стравливали со щенятами, иногда впрягали в сани и сажали в них гостей. Под свист и хохот пускали медведей скакать вместо лошадей. Гости кричали, Лев Дмитриевич, довольный, усмехался в усы. Но больше всего он любил другое развлечение – впускать новичка в комнату, где был на верёвке привязан к стене медведь. Так поступил и Троекуров, решив поиздеваться над молодым французом Дефоржем. Но неожиданно для всех, Дефорж (Дубровский) застрелил медведя. Ожидали страшного барского гнева. Но Кирилла Петрович, как и Измайлов, уважал тех, кто умел за себя постоять. Узнав о случившемся, Троекуров похвалил Дефоржа и с той минуты полюбил его.

   На одной из пирушек Измайлова перед ним в чём-то провинился бедный дворянин Голишев. Хозяин велел поднести Голишеву чашу с крепким напитком и насильно влить ему в горло.

Обратите внимание

Голишев вырвался из рук слуг и на глазах у них стал душить Измайлова. Лев Дмитриевич успокоил гостя и даже попросил у него прощения. Да, самодур ценил и уважал храбрость.

Впрочем, это, пожалуй, была единственная благородная черта его характера.

   В Москве у Измайлова был свой дом. С многочисленной прислугой на нескольких десятках запряжённых цугом лошадей въезжал он в Москву. Здесь, в своём доме, Измайлов устраивал шумные пиршества.    Гнев и злобу обычно барин вымещал на спинах своих крепостных. Он мог заковать их в рогатки, нарушая при этом предписание, запрещавшее помещикам применять железные вещи для наказания. Четырёх дворовых, служивших ему 30 лет, он однажды променял на четырёх борзых собак. Не об этом ли случае рассказал Грибоедов в своей комедии «Горе от ума»? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг, Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали; вдруг На них он выменял борзые три собаки!    Доведённые до отчаянья крепостные послали в Москву жалобу на Измайлова. Приехали царские чиновники расследовать жалобу. Измайлов подкупил их. В результате дворовые оказались в смирительном доме в Туле, куда их доставили закованными в кандалы. Рязанский суд оправдал Измайлова.    Вся Москва живо обсуждала это происшествие. Много говорили о нём и в домах княгини Зинаиды Волконской и прокурора Жихарева, хорошо знакомых Пушкину. В 1820 году Пушкин дважды побывал в Москве в то время, когда там находился вызванный на суд Измайлов. Возможно, Пушкину даже удалось познакомиться с материалами судебного дела. Вот почему мог быть известен поэту образ жизни и характер бывшего губернского предводителя.

   И ещё одно любопытное совпадение. У Измайлова тоже была непокорная дочь. Она вела переписку с любимым. Посредниками в этой переписке были няня и четырнадцатилетний мальчик. Посланцем Дубровского стал, если помните, тринадцатилетний мальчик.

   Все эти неслучайные совпадения говорят о том, что Измайлова можно назвать прототипом известного пушкинского литературного героя. Островский – Дубровский. Похожесть имён лишний раз говорит о сходстве жизненных судеб реального человека и литературного персонажа. Но что общего в именах Измайлов и Троекуров? Они звучат так непохоже. Однако в истории литературы есть немало случаев, когда имя своё литературный герой получает по названию какого-либо места, где бывал писатель, или жил прототип его героя. Так родилось имя героя знаменитой драмы Виктора Гюго – Эрнани и, наверное, хорошо вам известное имя графа Монте-Кристо, героя романа А. Дюма.    И сегодня существует ранее относившееся к Рязанской области, где некогда жил помещик Измайлов, село Троекурово, принадлежавшее старинному роду Троекуровых. Можно предположить, что имя Троекуров возникло у Пушкина не случайно.    Нетрудно догадаться, на чьей стороне были симпатии автора. Пушкин ненавидел Троекуровых–Измайловых, спесивых бар, угнетавших и притеснявших крепостных. Своего «Дубровского» Пушкин не закончил. Напечатан роман был только после его смерти.    Читая «Дубровского», мы узнаем о той ужасающей обстановке, в которой жили крепостные, о бунтаре-дворянине, за которым пошли не раздумывая крестьяне, чтобы чинить свой суд над самодурством и несправедливостью.

Иллюстрации Д. Шмаринова.

Источник: http://chto-chitat-detyam.ru/dubrovskyi-prototip.html

Ссылка на основную публикацию