Лирика петербургского периода пушкина 9 класс сочинение

Романтическая лирика Пушкина

Романтическая лирика Пушкина

Расцвет романтической лирики пришелся на 1820-1824 годы. В тот период в творчестве поэта преобладают идеи необходимости преобразования общества (ода «Вольность»), Пушкина волновали вопросы равенства, гуманизма, проблема крепостного права («К Чаадаеву»).

Перемены во внешней жизни поэта (1819 год и Южная ссылка (1820-1824 годы)) совпали с творческими исканиями Пушкина. В 1819 году Пушкин пишет стихотворение «Возрождение», где, говоря о судьбе картины, поэт размышляет о самом себе. В конце стихотворения Пушкин осознает, что надо вернуться к своему собственному неповторимому поэтическому голосу:

Так исчезают заблужденья С измученной души моей,

И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.

Как подметил пушкинист Б. Томашевский, первые дошедшие до нас стихи Пушкина напоминали зрелого поэта, но Пушкин понимал, что, для того чтобы стать поэтом, надо учиться у своих предшественников.

Обратите внимание

Такое «ученичество» соответствовало представлению классицистов о необходимости подражать образцам.

В то время Пушкин называл себя учеником «школы гармонической точности» (Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский).

В 1819 году Пушкин переживает творческий кризис. По дороге на юг он собирает различный фольклор, но постепенно в нем рождался новый поэт. Романтическая лирика начинается со стихотворения «Погасло дневное светило» (1820).

Ключевое понятие романтизма — свобода. В первую очередь — свобода политическая, но важную роль играет и свобода творческая.

Романтизм, пришедший на смену классицизму в 20-е годы XIX века, проповедовал отказ от канонов, поэтому Пушкин смело отказывается от штампов классицизма.

Так, в стихотворении«Погасло дневное светило» происходит соединение двух жанров — элегии и дружеского послания, что было совершенно не свойственно поэтической традиции классицизма.

Поэты следовали за учениями о жанрах, разработанными еще европейскими мыслителями: не случайно Пушкин-лицеист блестяще владеет всеми жанрами.

Ода — главный жанр в русской поэзии, «К Чаадаеву» — жанр дружеского послания, элегия — жанр философской лирики, главной темой которого являются размышления о смысле жизни. В русской поэзии появилась особая разновидность элегии — любовная элегия.

Важно

Из элегии вырос будущий психологизм (отсюда в стихотворении «Погасло дневное светило» черты дружеского послания).

Этот жанр сыграл огромную роль в развитии русской литературы, так как он не был до конца узаконен в поэзии, в нем допускались отступления от правил, что позволяло уделять внимание не только высоким темам, но и будничным, повседневным событиям в жизни человека. Именно тут произошел сдвиг в сторону реализма.

Психологизм, который смело можно назвать открытием романтиков, — другая черта романтизма. Поэты-романтики культивировали свою непохожесть, в отличие от классицистов, которые старательно изгоняли из искусства все индивидуальное.

Пушкин, как и другие поэты-романтики, познавал других людей и окружающий мир через самонаблюдение, поэтому в стихотворении «Погасло дневное светило» присутствует автобиографическое начало. Новаторским открытием Пушкина в этом стихотворении была передача изменения настроений поэта, то есть изображение динамичной личности.

В стихотворении трижды повторяется рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Он делит стихотворение на несколько частей, и в каждой из них — особая тональность.

В этом стихотворении можно увидеть большое количество излюбленных образов романтиков: другой берег, олицетворяющий другую жизнь, образы ветрила и океана, означающие неподвластную человеку изменчивость жизни.

В стихотворении также присутствуют темы судьбы, рока, образ романтической души, разочарованной в дружбе и любви:

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые .

Также важно отметить, что в эти годы Пушкин остается верен вольнолюбивой лирике. Тема свободы занимает большое место в его творчестве, его политические воззрения стали более радикальными.

Совет!

Пушкин Петербургского периода (1817-1820 годы) — сторонник конституционной монархии, противник насильственной перемены модели государственного управления.

В 1821 году он пишет стихотворение «Кинжал», главной темой которого становится размышление о судьбе тирана, страшащегося торжества справедливости и закона (кинжал здесь выступает как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании):

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет,

Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:

На суше, на морях, во храме, под шатрами,

За потаенными замками,

На ложе сна, в семье родной.

Пушкин верен идеям будущих декабристов: в целом ряде посланий друзьям в Петербург он подчеркивает неразрывную связь с вольнолюбивыми идеями.

«Узник» (1822) — важнейшее произведение Пушкина-романтика. Стихотворение изобилует романтической символикой: поэт видит себя в образе пленника, а окружающую действительность — в образе темницы, он призывает к бегству, к решительным действиям, он воспевает свободу как величайшую ценность для человека:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

В эти годы Пушкин также переосмысливает свое понимание назначения поэзии. В стихотворении «Муза» (1821) появились другая излюбленная тема романтиков — размышления об искусстве. Они считали, что в искусстве главное

  • не рациональное начало (как у классицистов), а интуитивное. Главное — вдохновение, только с его помощью можно проникнуть в тайны мироздания. На коротком отрезке времени Пушкин разделяет идею романтического двоемирия: поэт тяготится земной жизнью и устремляется к небесной вечности, считая искусство предметом божественного происхождения.

Еще одна черта романтизма — интерес к историческому прошлому и к фольклору. В отличие от классицистов, которые опирались на античную литературу, романтики обращаются к национальной культуре, к русскому народному творчеству. В 1822 году Пушкин пишет «Песнь о вещем Олеге». Песня

  • жанр устного народного творчества, но Пушкин остается в русле силлабо- тонической системы, он верен размеру и рифме, но, несмотря на это, ему удается воспроизвести приемы фольклорного произведения.

Пушкин-романтик отдает дань теме судьбы как предопределяющей поступки человека силы, поэтому историзм Пушкина в начале 20-х годов XIX века, проявившийся в «Песни о вещем Олеге», сильно отличается от исторических воззрений зрелого поэта (конец 20-х, 30-е годы), когда жизнь человека в произведениях Пушкина будет предопределять уже не рок и судьба, а сама действительность и исторические обстоятельства.

Источник: http://sochynenie.ru/romanticheskaya-lirika-pushkina/

Вольнолюбивая лирика пушкина

Вольнолюбивая лирика пушкина

Тема вольности, свободы была актуальна для Пушкина на всем протяжении его творчества, хотя и вмещала в себя в разные перио­ды творчества поэта разные идеи.

Приехавший в Петербург молодой Пушкин попадает в «Арзамас», в который в 1817 году вступают Н. Тургенев, Орлов и Мура­вьев, которые, будучи активными членами конспиративных групп, рассматривают литературу как средство политической пропаганды. Основная идея — «необходимость уничтожения рабства».

Начало оды «Вольность» Пушкина — демонстративный отказ от любовной поэзии, и обращение к вольнолюбивой Музе вполне в духе этих на­строений. Да и весь круг идей — отношение к русскому самодержа­вию и французской революции — вполне выражает политические концепции Союза Благоденствия.

Вольность в понимании Пушкина наступает только тогда, когда выше всех будет стоять не царь, не тиран, а закон и правосудие.

В то же время тема свободы у Пушкина связана с идеей «естест­венного человека» Руссо. Свобода не противопоставляется Счастью, а совпадает с ним. Свободное общество должно обеспечить полноту и расцвет личности, расширение внутренних сил и страстей.

Одновременно с этим тема свободы приобретает личный харак­тер — человек противопоставляется чиновному миру. В стихах по­является идея объединения единомышленников, в это время пи­шется много посланий («К Чаадаеву», «Жуковскому», «Послание к Тургеневу» и т. д.). В стихотворении «К Чаадаеву» выражены стремления в борьбе за свободу, честолюбивые замыслы, желание бессмертной славы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

В стихотворении 1819 года «Деревня» с темой борьбы за свобо­ду соединяется тема поэта-витии. Кроме того, свобода соединяется с просвещением:

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря!

Обратите внимание

В годы ссылки тема свободы приобретает романтический коло­рит. В поэме «Кавказский пленник» тема свободы носит философ­ский смысл: герой не только пленник горцев, но и пленник своих страстей, «цепей судьбы». Свободолюбивый романтический герой бежит из тесных городов на волю, но и там он не находит полного раскрепощения, хотя и не жалеет людей города:

О чем жалеть? Когда б ты знала

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди в кучах, за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов,

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Алеко не может жить вольной жизнью цыган, он «не рожден для дикой доли, он для себя лишь хочет воли».

В годы южной ссылки Пушкин сближается с Орловым, Раев­ским и другими кишиневскими декабристами и становится вырази­телем их политических идей. В стихотворении 1821 года «Кинжал» Пушкин явно выражает себя сторонником тираноубийства. По идее Пушкина, на каждого тирана обязательно находится кинжал:

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.

Цезарь хочет стать императором Рима, но его убивает Брут. Марат становится палачом революции, вольности, и его убивает Шарлотта Конде. «Грозя бедой преступной силе», кинжал стано­вится символом мести для каждого тирана.

Весной 1923 года Пушкин переезжает в Одессу. В это время его ждут два потрясения.

Первое — подавленная революция в Греции, второе — разгром кишиневской группы заговорщиков, что было связано и с общим кризисом декабризма.

Настроения этого времени выразились в стихах «Свободы сеятель пустынный…», «Недвиж­ный страж дремал на царственном пороге» и т. д. Появляется идея бесполезности всех усилий:

Паситесь мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Кроме того, в южной ссылке Пушкин, разрабатывая тему поэта, приходит к противопоставлению поэта и царя и пишет о свободе внутренней, о свободе человека творчества.

В период Михайловской ссылки вольнолюбивая лирика Пушки­на связана с декабристскими идеями. В 1825 году написано стихо­творение «Андрей Шенье» о гибели знаменитого французского поэта. Пушкин пишет о гибели поэта, чья слава будет бессмертна, который даже перед смертью казнит самодержавных палачей, вос­певает свободу. В стихотворении провозглашается неизбежность свободы:

Постой, постой, день только, день один:

И казней нет, и всем свобода,

И жив великий гражданин

Среди великого народа.

В 1827 году Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд». Декабризм требовал осмысления, и первой реак­цией явилось чувство эмоциональной солидарности («Любовь и дру­жество до вас дойдут сквозь мрачные затворы…»).

Пушкин пишет декабристам о небесполезности всего, что было сделано, и о том времени, когда оковы непременно рухнут и настанет царство свобо­ды.

Важно

В стихотворении «Арион» Пушкин подчеркивает свою причаст­ность к делу и идеям декабристов и вместе с тем провозглашает: «Я гимны прежние пою…»

В 1828 году Пушкиным было написано стихотворение «Анчар». В нем поэт говорит о несвободе от всякой власти, поэтому любая власть ужасна. Больше того: в этом стихотворении ясно указывает­ся на то, что смерть порождает смерть:

А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

В конце 20 — начале 30-х годов темой вольнолюбивых стихов Пушкина становится тема внутренней, духовной свободы — свобо­ды поэта и свободы человека. Свобода поэта — это способность не обращать внимание на критику, цензуру:

Все это, видите ль, слова, слова, слова.

Иные, лучшие мне дороги права,

Иная, лучшая потребна мне свобода,

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними,

Никому

Отчета не давать. Себе лишь самому Служить и угождать…

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить…

И глядь — как раз — умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Источник: https://sochinenya.com/volnolyubivaya-lirika-pushkina/

Лирика петербургского периода Пушкина

Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще.

Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают “вечера”у Жуковского, “русские завтраки” у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже чтение книг — занятие традиционно связанное с уединением — становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло и активно жило “арзамасское братство”, в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а теперь, летом 1817 года, оказавшись в Петербурге “Сверчок” стал его

реальным участником.

К тому времени в “Арзамасе” вместе с новыми членами (Н. Тургеневым, М. Орловым, Н. Муравьевым) появились политические идеи, которые вскоре привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину сблизиться с Н. Тургеневым и М.

Совет!

Орловым — их облик проповедников свободы оказался для Пушкина теперь более привлекательным, чем облик “беспечного ленивца” в духе героев Батюшкова или “усталого селянина” в духе Жуковского.

Пушкина привлек декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в речах, категоричность, суровые нравственные требования и глубокая религиозность Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие Федора Глинки, высокий “градус” патриотизма и гражданственности Никиты Муравьева, Михаила Лунина, Якушкина и др. Увлекшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин тем не менее имел собственные этические представления.

Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического аскетизма.

Истинный гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви; гражданин противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью. Однако Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи.

Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всем сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию свободы, не противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно свободный человек — это человек страстей, раскрепощенных внутренних сил, это — любовник, поэт, гражданин.

Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и усвоил такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось, например, в известном послании “К Чадааеву” (“Любви, надежды, тихой славы…”, 1818; I – С.

307), о котором уже говорилось выше, или в мадригале княгине Е. И. Голицыной:

Краев чужих неопытный любитель И своего всегдашний обвинитель, Я говорил: в отечестве моем Где верный ум, где гений мы найдем? Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? Где женщина — не с хладной красотой, Но с пламенной, пленительной, живой? Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный? С кем можно быть не хладным, не пустым? Отечество почти я ненавидел — Но я вчера Голицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный идеал, он провозглашает установку жить в постоянном горении, “пламени”, напряжении страстей (любви, шалости, патриотизма и т. д.)

Такая установка на азартное веселье и страстность, казалось бы, сближала Пушкина с поэтами-“арзамасцами”, но это было внешним сходством.

Для арзамасцев и поэтов их круга веселие и лень были лишь литературной позой: Жуковский, известный самоотреченными поэтическими мечтаниями, в быту был уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически больной в жизни, прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский, меланхолик в жизни, написал поэму “Пиры”, прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин одинаков в стихах и в жизни. Взяв от “арзамасцев” идеи радости земной жизни, а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти от слов к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишенный крайностей: счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и высокие гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и просто шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной способностью сохранять “золотую середину”, обладая совершенным чувством меры.

Обратите внимание

Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии, но окружающие его не могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они хотели направить его на путь “истинный”, причем это пытались делать и “арзамасцы”, и декабристы. Уставая от нравоучений, от того, что его все еще считают мальчиком, Пушкин порой назло всем демонстрировал мальчишество своего поведения.

Но чем больше позволял себе шалостей и чем больше укреплялась его репутация “незрелого” юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в круг участников тайных декабристских обществ.

Назойливые поучения наставников, с одной стороны, а с другой недоверие друзей стали причиной лихорадочной нервозности, напряженности душевного состояния Пушкина тех лет; в любую минуту он ждет обид и всегда готов ответить вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по ничтожному поводу вызвал на дуэль старика дядю С. И. Ганнибала, вызывал Н. Тургенева, однокурсника по Лицею М.

Корфа, майора Денисевича и мн. других. Многие дуэли удавалось “погасить”, но не все — осенью 1819 г. Пушкин стрелялся с Кюхельбекером (оба выстрелили в воздух), серьезная дуэль была, вероятно, с К. Ф. Рылеевым (точно не установлено).

В этот период душевной смуты спасительным для Пушкина оказалось сближение с П. Я. Чаадаевым (1794-1856). По воспоминаниям современников Чаадаев “заставлял его [Пушкина] мыслить” (Я. И. Сабуров), “поворотил [Пушкина] на мысль” (П. В. Анненков).

И это не удивительно — Чаадаев был самым ярким явлением в русском обществе тех лет и самым загадочным (“сфинкс русской жизни” по словам А. И. Герцена). П. Я. Чаадаев в то время еще ничего не написал, но был известен силой своего ума.

Чаадаев вообще за всю жизнь не написал крупного системного сочинения, но был известен даже за границей и Шеллинг считал Чаадаева “самым умным из известных ему умов”. И все-таки загадочность этого человека привела к появлению множества слухов о нем, в частности, слуху о его сумасшествии.

Славу Чаадаеву принесла его историософская теория “негативного патриотизма”. Суть теории кратко такова: Европа и Россия — страны христианские, но принципиально различные.

Важно

Европейское католичество Чаадаев понимал как синтез христианских идей с политикой, наукой, общественными идеями; феномен католичества как бы “вдвинут” в историю и потому активно влияет на развитие цивилизации в Европе.

Русское православие генетически восприняло восточный византийский стиль, православие — это синтез христианских идей с философией, искусством и поэтому как бы “выдвинуто” из истории.

Такая особенность православия усилила в русской нации аскетический элемент: “семейность” и “домашность” православного христианства в России не способствует активно-поступательному развитию русского общества. Из этих рассуждений Чаадаев делал вывод: для того, чтобы Россия смогла войти в процесс развития европейского общества, ей нужно не подражать Европе, а смело вступить на путь католицизма и самостоятельно пройти все этапы европейской истории! Чаадаев однако постепенно менял свои взгляды, обнаруживая вдруг положительные стороны православия и, следовательно, русской судьбы. “В отличие от католичества, плодами просвещения на Руси являются не наука и благоустроенная жизнь, а особое духовное и душевное устройство человека — бескорыстие сердца и скромность ума, терпение и надежда, совестливость и самоотречение” (В. Тарасов).

Эта теория заинтересовала Пушкина, “поворотила на мысль”, в некоторых пунтках он согласился, но при этом все-таки специально подчеркнул: “клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал”.

Главное в том, что Чаадаев задал Пушкину максимально высокий уровень осмысления “русской идеи” и развеял его хандру. Неслучайно он написал в записке такие слова: “твоя дружба мне заменила счастье”.

Чаадаев успокоил Пушкина, доказав ему, что человек, которому предстоит великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих гонителей:

В минуту гибели над бездной потаенной Ты поддержал меня недремлющей рукой; Ты другу возвратил надежду и покой; Во глубину души вникая строгим взором, Ты оживлял ее советом иль укором; Твой жар воспламенял к высокому любовь; Терпенье смелое во мне рождалось вновь; Уж голос клеветы не мог меня обидеть, Умел я презирать, умея ненавидеть.

Вскоре это умение Пушкину пригодилось.

К весне 1820 года знакомство Пушкина со столь опасными людьми (Н. Тургенев, М. Орлов, Н. Муравьев, Ф. Глинка, К. Рылеев, П. Чаадаев), стихи его (например, ода “Вольность”) обернулись доносами (В. Н. Каразин) и угрозой ссылки. Друзья Пушкина и, в том числе Чаадаев, смогли облегчить его участь — добились отмены ссылки.

“К Чаадаеву”. “Краев чужих неопытный любитель…” “Вольность”. “Сказки (Noel)”.

“Деревня”.

Источник: https://ege-essay.ru/lirika-peterburgskogo-perioda-pushkina/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно.

Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы.

В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»

Совет!

Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства: Хочу воспеть свободу миру,На тронах поразить порок. С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов.

Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию: Тираны мира! трепещите!А вы, мужайтесь и внемлите,Восстаньте, падшие рабы! В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое».

Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны.

Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенныйИ рабство, падшее по манию царя,И над отечеством свободы просвещеннойВзойдет ли наконец прекрасная заря? Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности: Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман… 

Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:

 

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона – великих людей с мятежными характерами.

Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости.

Герой обращается к морю, восхищается им: Как я любил твои отзывы,Глухие звуки, бездны глас,И тишину в вечерний час,И своенравные порывы! Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии».К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис.

Обратите внимание

Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный».

Читайте также:  Сочинение анализ облако в штанах маяковского

Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен.

Поэт полностью избавляется от иллюзий: Паситесь, мирные народы!Вас не разбудит чести клич.К чему стадам дары свободы?Их должно резать или стричь.Наследство их из рода в родыЯрмо с гремушками да бич. 

Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11718-volnolyubivaya-lirika-a-s-pushkina

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Лирика Петербургского периода — презентация

1<\p>

2 По окончании лицея Пушкин 13 июня 1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург. Северная Пальмира увлекла молодого поэта шумными спорами литературных кружков, пестрым калейдоскопом театральных новинок, роскошью светских салонов и раздольем состоятельной дворянской молодежи, беззаботно растрачивающей свое время в кутежах, карточной игре, любовных похождениях. Пушкин, столько лет находившийся под стеснительным надзором лицейских аргусов и впервые предоставленный самому себе, так как его служба была формальной, жадно ринулся в водоворот столичной жизни, стремясь воспользоваться всеми ее удовольствиями.<\p>

3 Но лицейский дух, сформировавший в своих лучших питомцах преданность просвещению и свободе, спас Пушкина от губительных соблазнов великосветской праздности, от ханжества и мистики правящих кругов. Поэт начинает тяготиться «важным бездельем» ( «Всеволожскому», 1819), «чадом большого света» ( «Послание к кн. Горчакову», 1819). Он ищет общества людей «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной» ( «Краев чужих неопытный любитель», 1817) и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми: Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. Его все сильнее захватывают вольнолюбивые идеи освободительной борьбы. И он отдается им всей своей жизнелюбивой, жизнерадостной натурой, преисполненной духовных и физических сил. Это время стремительного развития поэтического гения Пушкина. Поэт избирается членом «Арзамаса», с деятелями которого общался уже в последние два года пребывания в лицее, становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературно- политическое общество «Зеленая лампа» (март апрель 1819 до осени 1820).<\p>

4 В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность, искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические ( «Веселый пир», 1819), то шутливо- эротические ( «Старик», 1815; «Платоническая любовь», 1819; «Русалка, 1819), иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады (27 мая!», 1819; «Юрьеву», 1819; «Мансурову», 1819).<\p>

5 Обращаясь к «Юрьеву», поэт пишет: «Здорово, рыцари лихие Любви, Свободы и вина!» Главной проблемой творческих вдохновений Пушкина становится социально-политическая свобода. Поэт провозглашает: «Свобода, мой кумир» ( «Веселый пир»). Проникнутый вольнолюбивым убеждением ума и сердца, он выступает против самодержавной деспотии ( «Ура! в Россию скачет Кочующий деспот», 1818). Н. П. Огарев в 1861 году в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX века», восхищаясь «звучностью» выражения юной веры Пушкина в будущую свободу, воскликнул: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?».<\p>

6 Пушкин ополчается против самого страшного зла его времени крепостничества ( «Деревня»).<\p>

7 Исходя из атеистического миропонимания, он поднимает голос против «небесного царя» и духовенства. Руководствуясь просветительскими идеями, поэт разит сиятельных невежд, «почетных подлецов» ( «Послание к кн. Горчакову»), знатных палачей ( «Орлову», 1819) и даже самого царя хлесткими эпиграммами ( «На Аракчеева», 1819; «Ты и я», ). С гордостью произносит он в послании «К Н. Я. Плюсковой» (1818): «Я не рожден царей забавить». И если «Елизавету в тайне пел» (опальную жену Александра I), то лишь за ее «добродетель». Известно, что Александра I декабристы думали заменить либеральной Елизаветой.<\p>

8 Не состоя формально членом декабристского общества, Пушкин стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа». Понятно, что его боевые социально- политические стихи «в печати не бывали» ( «Послание цензору», 1822), а распространялись устно и в списках.<\p>

Важно

9 Освобождаясь от классицистской условности, наложившей заметную печать на его лицейскую лирику, проникаясь все большей задушевностью и искренностью, петербургские стихи Пушкина, воплощающиеся чаще всего в форме дружеских посланий, явно тяготеют к романтизму. Истинно романтична его устремленность к свободе, которую он восторженно называет «мечтой прекрасной».<\p>

10 Ода «Вольность», написанная, вероятно, в декабре 1817 года, обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы тогда организационно подготовляемого «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической ( «изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии. По смыслу и форме ода «Вольность» первое последовательно декабристское произведение, его художественная декларация и прокламация.<\p>

11 В критической литературе верно указывалось, что пафос обличения ( «самовластительный злодей!»), угроз ( «трепещите!») и призыва ( «Восстаньте, падшие рабы!») «Вольности» много выше ее политического конституционализма. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.<\p>

12 «Деревня», написанная в июле 1819 года в селе Михайловском, посвящена крепостничеству. Это пламенная инвектива в форме социально-политического монолога, продолжающая традиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Оставаясь, как и в «Вольности», конституционалистом, сторонником освобождения крестьян по «закону», мерами сверху, поэт заключает свое стихотворение надеждой увидеть в будущем, «по манию царя», «народ неугнетенный» и над отечеством зарю «свободы просвещенной». При жизни Пушкина «Деревня» печаталась лишь в первой своей части в 1824 и 1826 годах. Вторая ее часть размножалась в списках. Полностью это стихотворение впервые было напечатано Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870 году.<\p>

13 Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1008466/

План урока «Петербургский период жизни Пушкина» 9 класс

                      Урок литературы в 9 классе по теме:

             «Петербургский период жизни А.С. Пушкина».

Тема: Петербургский период жизни А.С. Пушкина

Цели: 1)ознакомить учащихся с этим периодом жизни поэта;

2)вызвать интерес к его творчеству, к творчеству поэта-свободолюбца.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина; портреты молодых современников А.С.Пушкина: Н.И. Тургенева, С.И. Тургенева,  Чаадаева, М.Ф. Орлова, стенгазета.

Эпиграф к уроку:                Свободу лишь учася славить,

                                            Стихами жертвуя лишь ей,

                                            Я не рожден царей забавить

                                            Счастливой музою своей.

                                     Ход урока.

I. Опрос.

— Детские годы поэта.

— Учеба в лицее.

II.  Сообщение темы, эпиграфа к уроку, слово учителя.

   Послелицейские годы – счастливое время в жизни поэта. Не обремененный служебными делами в Коллегии иностранных дел, он наслаждается свободой и всеми радостями жизни.

   Его дружеские связи быстро расширяются. Он знакомится и быстро сходится с видным декабристом М.Ф. Орловым, с братьями Тургеневыми, с Грибоедовым. Пушкина можно было видеть в петербургских салонах, в кругу «золотой молодежи», на заседаниях «Арзамаса», на театральных премьерах с участием лучших актрис, среди членов общества «Зеленая лампа».

   Но мы бы жестоко ошиблись, если бы представили Пушкина 1817 -1820 гг. как молодого человека, беспечного растрачивающего свою молодость и свой огромный талант. Да, он ощущает все радости жизни. Подобно Евгению Онегину, он « и жить торопится,  и чувствовать спешит». Но ведь

Все чередой идет определенной,

Всему пора, всему свой миг;

Смешон и ветреный старик,

Смешон и юноша степенный.

                            («К. Каверину», 1817г.)

   «Под легким покрывалом» юношеской шалости виден высокий ум Пушкина, серьезный интерес поэта к искусству, литературе, к творческому труду, к политической жизни страны.

Совет!

   Перед нами не праздный мечтатель, а юноша-мыслитель, «гражданин с душою благородной: возвышенной и пламенно свободной».

   Свое поэтическое кредо Пушкин определил еще в конце лицейского периода.  В стихотворении «Товарищам» он в шутливой форме, но вполне определенно говорит о своих политических взглядах. Превыше всего он ценит свою независимость и свободу мысли:

Равны мне писари, уланы,

Равны законы, кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не ползу в асессора;

Друзья! Немного снисхожденья –

Оставьте красный мне колпак.

   Красный колпак – символ революционности, его носили члены «Арзамаса», «Зеленой лампы».

   Основателем «Зеленой лампы» был Н.В. Всеволожский. В его доме проходили шумные заседания. Это было отделением декабристского «Союза благоденствия». За чашею вина участники «Зеленой лампы» вели непринужденные разговоры о дружбе, поэзии, искусстве и политике.

 Эти строки из стихотворения Пушкина, в которых говорится, чем заняты умы «верных сынов свободы»:

С тобой пить мы будем снова

Открытым сердцем говоря

Насчет глупца, вельможи злого,

Насчет холопа записного,

Насчет небесного царя,

А иногда насчет земного.

                         («В.Э. Энгельгардту»,1819г.)

   Поведение Пушкина поражало его современников смелостью и дерзостью. Он был единомышленником декабристов, но декабристы не решались вверить ему тайну, т.к. их пугал пылкий нрав Пушкина и еще они берегли его как выдающегося поэта.

   Эпиграммы и вольнолюбивые стихи Пушкина служили «благой цели» дворянских революционеров.

   Вот эпиграмма на Аракчеева:

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

   В 1817 г. пишет оду «Вольность», которая направлена против самодержавия. Само название напоминало радищевскую оду. Этим Пушкин хотел подчеркнуть, что он следует идеям первого русского революционера Радищева. Ода звала к борьбе с самодержавием.

Обратите внимание

   Свободолюбивой лирике Пушкина будет посвящен целый урок, а сегодня только хочется сказать, что эту оду заучивали наизусть, ее основная мысль – и народ, и монарх должны подчиняться закону. Деспотизм – это и есть беззаконие.

   Если в оде Пушкин выступает против самодержавия, то в стихотворении «Деревня» он обличает крепостное право, насилие бар над крепостными крестьянами. Это стихотворение выражало чувства и мысли лучшей части дворянской молодежи 10-20гг. 19 века. Стихотворение пользовалось исключительным успехом. Природа в этом стихотворении противопоставлена картине позорного рабства.

   Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит и в стихотворении «К Чаадаеву» (1818г.). Это дружеское послание, отражающее взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина и его друга Чаадаева.

   Итак, политическая лирика Пушкина 1817-1820 гг. стала самым ярким выражением идей будущих декабристов. По словам царя, «он наводнил Россию возмутительными стихами, вся молодежь их читает».

Генерал-губернатор Милорадович пригласил к себе Пушкина, а затем  приказал полицейскому опечатать все бумаги в квартире поэта. Пушкин услышал это и сказал: «Граф, вы напрасно это делаете. Там не найдете того, что ищете.

Лучше велите дать мне перо и бумагу, я здесь же вам все напишу». В том эпизоде весь Пушкин: честный, смелый, горячий, благородный, решительный.

   Сослать поэта в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь – таково первоначальное решение царя. Но заступничество Карамзина, Жуковского, Энгельгардта спасло А.С. Пушкина. Его отправили в ссылку.

III. Домашнее задание:

1) подготовить рассказ о Петербургском периоде жизни поэта.

2) выразительное чтение стихов: «Узник», «Птичка», «Погасло дневное светило».

3) наизусть «К Чаадаеву».

Источник: http://mironovavera.ucoz.ru/load/plan_uroka_quot_peterburgskij_period_zhizni_pushkina_quot_9_klass/1-1-0-7

Лирика Пушкина

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Лирика / Лирика Пушкина

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:          Свободен, вновь ищу союза     Волшебных звуков, чувств и дум.          Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина, в отличие от громоздких строф Державина, обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин.

Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма; содержание.

Важно

         Брожу ли я вдоль улиц шумных,     Вхожу ли в многолюдный храм,     Сижу ль средь юношей безумных,     Я предаюсь моим мечтам.          Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения.

Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения.

Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:          И пусть у гробового входа     Младая будет жизнь играть,     И равнодушная природа     Красою вечною сиять.          Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера.

Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа:          Долго ль мне гулять на свете     То в коляске, то верхом,      То в кибитке, то в карете,     То в телеге, то пешком?          Когда читаешь стихотворение “Обвал”, невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов.          …

И ропщет бор,     И блещут средь волнистой мглы     Вершины гор.          Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.

Таким является стихотворение “К Чаадаеву”. В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.          Пока свободою горим,     Пока сердца для чести живы,     Мой друг, отчизне посвятим     Души прекрасные порывы!          Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность”.

Главная мысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает к этому, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:          Тираны мира! трепещите!          Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу.

         Самовластительный злодей!      Тебя, твой трон я ненавижу     Твою погибель, смерть детей,      С жестокой радостию вижу.     Читают на твоем челе     Печать проклятия народы,     Ты ужас мира, стыд природы,      Упрек ты богу на земле.          Царь рассвирепел, прочитав эти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик хуже Пугачева”.

    » На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится “Деревня”. Стихотворение условно можно разделить на две части. Первая Часть— это “приют спокойствия”, где все полно “счастья и забвенья”. Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования.

Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: “душистые скирды”, “светлые лучи”, “лазурные равнины”. Иначе, “везде следы довольства и труда”. Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность. Именно здесь, в деревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий — крепостное право, “рабство тощее”, “барство дикое”.

Заканчивается стихотворение риторическим вопросом:          Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный     И Рабство, падшее по манию царя,     И над отечеством Свободы просвященной     Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?          Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной.

Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение “В Сибирь”, которое передает декабристам через Екатерину Трубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:          Не пропадет ваш скорбный труд     И дум высокое стремленье…

Совет!

         Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении “Арион”:          …А я — беспечной веры полн, —     Пловцам я пел…          Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою”.

    Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.     Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом.

Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение “Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:          Душе настало пробужденье:     И вот опять явилась ты,     Как мимолетное виденье,      Как гений чистой красоты.

         Женский образ дан лишь в самых общих чертах: “голос нежный”, “милые черты”. Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.     В стихотворении “Я вас любил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:          Я вас любил так искренно, так нежно,      Как дай вам бог любимой быть другим.          Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение “Мадонна”.     Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н.Н.Гончаровой) выразились в строках:          Исполнились мои желания. Творец     Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,     Чистейшей прелести чистейший образец     

    Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.

Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.

38218 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Лирика / Лирика Пушкина

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00054301184864017544

Вопрос 14. первый петербургский период в творчестве а.с. пушкина. вольнолюбивая лирика и эпиграммы пушкина

Второй период тв-ва поэта (осень 1817 — весна 1820) . Пушкин после окончания лицея живет в Петербурге, сближается с декабристами, испытывая влияние их идей, явл.членом многих лит.

обществ, создает политическую лирику, выражающую идеи Союза Благоденствия «Ода «Вольность», «К Н.Я.

Плюсковой», «К Чаадаеву», «Деревня»), работает над поэмой «Руслан и Людмила», в которой намечаются принципы пов-я, позже проявившиеся в романе «Евгений Онегин».

Обратите внимание

В этот период П. живёт в Петербурге. П. сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодёжи. Крепнет его дружба с Чаадаевым. Он общается с либералистом Тургеневым, атеистом и «якобинцем» Кривцовым, республиканцем Якушкиным, умным и пылким Никитой Муравьёвым и др. деятелями декабристского движения, станов-ся уч-ком кружка «Зелёная лампа».

Быстро развивается поэтический гений П. Старшие друзья с восхищением следили за разв-ем таланта. В пушк. Поэзии этих лет продолжают развиваться темы лицейского периода, связанные с прославлением веселья и наслаждения жизнью. Вместе с тем усиливаются элегические мотивы, носящие предромантический характер. Лирика 1817-1820 – лирика гражданская. Политич. Лирика П.

выражает идеалы декабристов, но П. декабристом НЕ БЫЛ! Ода «Вольность»1817 г. Тут П. не призывает к революционному низвержению самодержавия, он осуждает расправу народа с Людовиком 16 во время Фр. БУРЖ. Революции. Но решительно высказывается против деспотзма самовластия и против крепостного рабства. «Послание к Чаадаеву», «Деревня».

Использует аллюзию, дидактизм, поэтическую фразеологию. «Деревня» 1819 г. Написана под влиянием поездки в Михайловское. Было опублик. Только в 1870 г. 1 часть – 1825 «Едининение». Стих-е строится на разных устойчивых стилях. Элегический. Но пейзаж объективный. Топографически точный. 2 часть стих-я отделена от 1 графически. 2ч. – образец гражд. Стиля.

Фразеология тоже подчинена др. стилю. Двоится и образ героя. Он предст. Как человек ненавидящий рабство. «Друг человечества» — «Друг народа» — газета. К перербургским годам относятся и эпиграммы П. – на Аракчеева, н архимандрита Фотия и др. реакционных деятелей Александровского царствования. В эти годы за П. упрочивается слава первого поэта вольности.

Популярность поэта усиливалась его выпадами против самодержавия, политическими анекдотами. П. становится выразителем не только дворянской передовой молодёжи своего времени, но вообще выразителем прогрессивных национальных чаяний, антикрепостнических народных настроений. Алекс. 1 намеревается сослать его на Соловки или в Сибирь.

Заступничество Карамзина и Жуковского провело к тому, что Сибирь была заменена ссылкой в Екатеринослав, куда П. отправился в мае 1820г.

ВОПРОС 15 ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА ПЕРИОДА ЮЖНОЙ ССЫЛКИ . ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА ЮЖНОГО ПЕРИОДА: СТИХОТВОРЕНИЯ «ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО…», «УЗНИК», ПОСЛАНИЯ «В.Л. ДАВЫДОВУ», «ЧАПАЕВУ», «ЧААДАЕВУ», «В СТРАНЕ,ГДЕ Я ЗАБЫЛ ТРЕВОГИ ПРЕЖНИХ ЛЕТ…», «СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ…».

Третий период творчества Пушкина (1820-1824) связан с пребыванием поэта в южной ссылке. Творчество этих лет шло под знаком романтизма.

Важно

Созданы поэмы «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начаты «Цыганы». Романтическая поэма соединила лирическое и эпическое, пушкинский романтич.

герой изображен на фоне народной среды, которая и судит его. И несет в себе понятие этической нормы, начало работы над романом «Евгений Онегин».

В южной ссылке П. заканчивает начатую на Кавказе поэму «Кавказский пленник» 1820-1821. Он стремился воссоздать в ней характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет, стремящегося обрести в общении с природой утраченную младость. Герой поэмы – «отступник света».

Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой составляет пафос поэмы. Пленник- друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Вольнолюбивая идея «К.П,» выражена также и в образе черкешенки. Её образ – воплощение любви и самопожертвования.

Черкешенка жертвует собой во имя свободы любимого. Она предпочитает расстаться с пленником и погибнуть, чем видеть его в цепях. В отличие от романтических поэм Байрона и от произведений Жук., «К П» лишён нарочитой экзотичности, элементов таинственности в развитии сюжета. Герой поэмы взят из действительности. Сам П.

ценил в ней изображение горских нравов, по существу, мало связанное с сюжетом поэмы. В поэме нет глубокого психологического проникновения поэта в облик человека своего времени. П. почувствовал, что его замыслу противоречит избранная им форма романтической поэмы, свободного лирического повествования.

Однако на читателей «Кавказский пленник» произвёл неописуемое впечатление и вольнолюбивым пафосом, и новизной красок и стиля.

Источник: https://cyberpedia.su/4x6a03.html

Ссылка на основную публикацию