Нравы и быт дворян 18 века в изображении А. С. Пушкина в произведении «Капитанская дочка» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей.
Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями.
Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает оценку происходящему. Через восприятие довольно типичного героя своего времени мы можем не только увидеть, что происходило в России в те времена, но и узнать о жизни различных дворянских семей, их нравственных ценностях, взглядах, познакомиться с бытовыми подробностями.
С иронией вспоминает Петруша Гринев свои детские годы типичного дворянского ребенка, выросшего в семье отставного премьер-майора. Еще до рождения он «был записан в Семёновский полк сержантом».
С пятилетнего возраста за ним присматривал пожалованный ему в дядьки Савельич, затем, по дворянским правилам, «выписали» француза Бопре, которого впоследствии выгнали из дома за пьянство, беспутство и за пренебрежение к учительским обязанностям.
Отражая нравы дворянства екатерининской эпохи, Пушкин показывает дворян среднего слоя, которые читают «ежегодно получаемый» «Придворный календарь», испытывают почтение к своей службе и ценят верность отечеству. Дворянские дети, как правило, растут недорослями, «играя в чехарду с дворовыми мальчишками», как это делал юный Гринев.
Преданный Отечеству, старший Гринев отправляет своего сына в 17 лет на военную службу в Оренбург, решив, что Петр должен в армии «потянуть лямку» и «понюхать пороху». Интересны наставления отца сыну верой и правдой служить, «кому присягаешь», и беречь честь смолоду.
В повести мы видим еще одну дворянскую семью Мироновых, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, живущих в Белогорской крепости. Туда был отослан из Оренбурга на службу Петр Гринев. Его глазами мы смотрим на деревушку, окруженную деревянным забором, «храбрый гарнизон» инвалидов и пушку, забитую мусором.
Безыскусная простая жизнь офицера, выбившегося «из солдатских детей», человека необразованного, но честного и доброго, и его хозяйственной жены пришлась по душе Петру Гриневу. Он влюбляется в их дочь, «благоразумную и чувствительную девушку».
Еще одна грань дворянства того времени отражена в образе поручика Швабрина – типичного представителя тогдашней «золотой» молодежи. Циник, эгоист, скептик, он равнодушно и с чувством глубокого презрения относится к простым людям.
В повести не обошлось и без дуэли – обычного явления того времени. Гринев с помощью шпаги отстаивает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин.
И, наконец, еще один исторический образ повести помогает понять реально существовавшую связь между «казанской помещицей» (царицей Екатериной ІІ) и широкими кругами дворянства.
Именно к ней в Петербург едет Маша, чтобы спасти от ссылки и позора своего возлюбленного. В Царском Селе она встречает даму, привлекшую ее сердце.
Оказавшаяся императрицей дама помогла Маше, искренне рассказавшей ей свою историю. Гринев был помилован.
Читая «Капитанскую дочку», мы как будто окунаемся в атмосферу, царившую в те далекие времена. Соблюдая все исторические реалии, Пушкин показал нам жизнь дворян и крестьян, уставших терпеть несправедливость. По словам Белинского, эта повесть стоит в ряду лучших произведений русской литературы.
Источник: http://resoch.ru/nravy-i-byt-dvoryan-18-veka-v-izobrazhenii-a-s-pushkina-v-proizvedenii-kapitanskaya-dochka-sochinenie/
Сочинение: Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Выдающийся критик девятнадцатого века Виссарион Григорьевич Белинский назвал роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
В этом произведении автор в той или иной мере отобразил все социальные слои русского общества.
Но наиболее полно он обрисовал быт и нравы дворянства, господствующего класса того времени, — класса, к которому принадлежал и сам поэт.
В романе мы встречаем изображение трех разрядов, трех социальных срезов дворянского общества: это, во-первых, петербургский высший свет; во-вторых, мелкопоместная сельская среда; и в-третьих — московское патриархальное дворянство. Эти три группы имеют между собой как черты сходства, так и черты различия.
Сходство заключается в общности привилегированного положения. Дворянский класс обладает властью в стране, ему принадлежат земля и работающие на ней крепостные крестьяне. Таким образом, объединяет все три перечисленные группы их паразитический образ жизни, который позволяет вести им существующее в стране крепостное право.
Чтобы увидеть черты различия, нужно вспомнить, как обрисована в «Евгении Онегине» каждая из трех групп.
В начале романа мы вместе с заглавным героем оказываемся в Петербурге — столице Российской империи. Петербург первой четверти девятнадцатого столетия был центром политики и культуры. Образ жизни Онегина является типичным для молодежи того времени. Его жизнь проходит в постоянной праздности, бесконечных развлечениях:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Жизнь в Петербурге строится по европейскому образцу, что видно и по моде, и по обилию «иноплеменных слов». Но при всей кажущейся наполненности и быстром темпе жизни, она, по замечанию поэта, «однообразна и пестра».
Неудивительно поэтому, что главным героям романа, стоящими над своей средой, такая жизнь кажется никчемной.
Онегин быстро в ней разочаровывается, а Татьяна, став после замужества видной представительницей высшего света, дает ему такие характеристики: «постылой жизни мишура» и «ветошь маскарада».
Совершенно иной образ жизни ведут мелкопоместные дворяне, подробно показанные на примере семьи Лариных. Их быт ближе к народному. Ларины сохранили «привычки милой старины».
Но при этом «милая старушка» Ларина оказывается заядлой крепостницей: она «служанок била осердясь», как госпожа Простакова в «Недоросле» Фонвизина, «брила лбы» мужикам, то есть отправляла их служить в армию.
А ее помещичья жадность проявлялась в том, что крестьянские девушки, собирая ягоды для хозяев, должны были все время петь: «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».
В среде поместного дворянства фактически нет никакой духовной жизни. Отец Татьяны Дмитрий Ларин считал книги «пустой игрушкой», а покойный дядя Онегина, как «деревенский старожил», занимался главным образом тем, что «с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».
Выделяются из этой среды сам Онегин и его друг Ленский — романтический юноша, получивший образование в Германии. В их общении заметно кипение молодой мысли:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Однако, рисуя возможное будущее Ленского, если бы тот не был убит на дуэли, Пушкин весьма ироничен. Он предполагает, что молодой романтик, под влиянием обыденной сельской жизни, со временем мог бы повторить типичную судьбу поместного дворянина:
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Нет принципиальных отличий от сельского помещика и в жизни московского дворянства. Когда Татьяну привозят в Москву «на ярманку невест», Пушкин подробно рисует нам московское общество.
В отличие от петербургского высшего света, ориентированного на Запад, московские жители ведут патриархальный образ жизни, который очень похож на тот, что описан в комедии Грибоедова «Горе от ума». Здесь «всё на старый образец».
Застылость, малоподвижность московской жизни подчеркивается и обилием существительных в этой части романа. В то время как динамичность Петербурга создается использованием преимущественно глаголов.
В описании московского дворянского общества Пушкин щедро пользуется сатирическими красками. Разговоры в московских гостиных — это «бессвязный пошлый вздор», где «не вспыхнет мысли в целы сутки». В целом изображение быта и нравов дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин» показывает историческую обреченность этого класса, не способного вести Россию по пути прогресса.
На этой странице искали :
- нравы и быт дворян 18 века в изображении а с пушкина капитанская дочка
- нравы и быт дворян 18 века в изображении А С Пушкина
- как представлены в романе различные срезы жизни русского дворянства
- нравы и быт дворян 18 века в изображении пушкина
- быт и нравы русского дворянства в романе а с пушкина «евгений онегин»
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-byt-i-nravy-russkogo-dvoryanstva-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin.html
Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно
«Капитанская дочка» — последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историческую тему.
Тема романа — крестьянское восстание 1773—1775 годов — так же закономерна и важна в идейной и творческой эволюции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года.
Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была закончена: интерес Пушкина к проблеме крестьянства оказался более устойчивым.
Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в основу которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвардейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение.
Сюжет «Капитанской дочки», сочетавший историческое событие — восстание Пугачева — с хроникой одной дворянской семьи, сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугачева».
В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».
Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» — произведение широкого тематического охвата.
В нем нашли яркое отражение жизнь народа, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II.
В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская дочка» дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачевского восстания.
Проблематика «Капитанской дочки» необычайно остра и разнообразна.
Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы государственной внутренней политики, крепостное право и морально-бытовые стороны жизни дворянства, обязанности дворянства перед народом, государством и своим сословием — таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.
Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством — крестьянское восстание — дано в «Капитанской дочке» в наиболее развернутом виде. Противоречия внутри самого дворянства привлекают внимание в гораздо меньшей степени.
Пушкин стремится раскрыть и показать всю совокупность явлений, связанных с восстанием крестьянства.
Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и национальный состав участников движения, рядовая масса восставших и ее вожди, расправа с помещиками и отношение восставших к мирным жителям, психология крестьянских масс, политика дворянской монархии и дворянская расправа с крестьянством — все это отражено в романе.
Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, несмотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения — присущую участникам восстания гуманность по отношению к «простому народу».
При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнетающего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Пропущенной главе»: «Начальники отдельных ^отрядов, посланных в погоню за Пугачевым…
самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину крестьянского восстания, показывая чисто феодальные методы расправы с крепостными крестьянами.
То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновенно «пьянели» от ненависти к помещикам, показано Пушкиным поразительно верно.
Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойственным ему художественным лаконизмом Пушкин индивидуализировано показывал крепостное крестьянство.
Он не рисовал при этом картины повседневной жизни крестьянства, их быта.
На первом плане стояли темы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивидуализировал в аспекте их политического сознания, их отношения к помещикам и к Пугачеву как вождю движения.
Политическое сознание восставшего крестьянства Пушкин характеризует как стихийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое понимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Гринева в Бердскую слободу.
Караульные крестьяне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный приезд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворянина-помещика.
Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки — земского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов.
Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.
В изображении Пушкина народ — стихийная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно.
Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руководителям, было дано, например, в историческом романе современника Пушкина, литератора Загоскина.
Пушкин, напротив, показывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, отражая историческую истину.
Пушкин подчеркивал отсутствие идеализации, реалистичность в изображении Пугачева, художественную и историческую верность образа.
Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его личности, совмещающей в себе качества выдающегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого бывалого казака, немало побродившего по свету.
Первая и главная черта пушкинского Пугачева — его глубокая связь с народом. Подлинный реализм проявляется во всей силе в типичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.
В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомненно, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природного благородства и великодушия.
Благородство и гуманность Пугачева противопоставлены жестокости и эгоизму «просвещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях с Гриневым. Весьма полно автор вкладывает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб.
На всем протяжении романа Пушкин показывает обратное — гуманизм Пугачева, его способность к проявлению милосердия и справедливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания.
Пушкинский Пугачев даровит, талантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому оренбургскому губернатору.
Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, отсутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинного Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер русского народа.
Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя».
Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому «барину». Добродушие и простосердечие Пугачева — также черты характера народного. Ведущее в этом образе — величие, героизм, столь импонирующие Пушкину.
Это выражено символическим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показывает и трагизм судьбы Пугачева.
Некоторыми характерными для части крепостного крестьянства чертами и особенностями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепостнической действительности, которая обезличивала крестьянина.
В образе Швабрина изображены типические черты «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени, воспринявшей вольтерьянство только как основание для циничного скептицизма и для чисто эгоистичного и грубо эпикурейского отношения к жизни.
В характере и поведении Швабрина содержатся и черты того авантюристического дворянского офицерства, которое осуществляло дворцовый переворот 1762 года. Он исполнен равнодушия и презрения к простому и честному мелкослужилому люду, чувство чести в нем развито очень слабо.
Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью.
Большое значение в идейном содержании романа имеет образ Екатерины II. Рисуя образ Екатерины Н, Пушкин раскрывает ту связь, которая реально существовала между «казанской помещицей» и широкими кругами дворянства. Эта связь показывается с помощью такой детали, как высокая оценка Екатериной личности капитана Миронова.
В изменении лица Екатерины при чтении просьбы о помиловании Гринева, дружившего с Пугачевым, в ее холодном, спокойном отказе раскрывается беспощадность царицы к народному движению. Не обличая Екатерину прямо, Пушкин просто нарисовал образ самодержицы именно как «казанской помещицы», исторически правдиво.
Пушкин показал, что было действительно существенным в политике Екатерины II в момент пугачевского восстания и в ее отношении к восставшим.
Своей «Историей пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой» поэт ставит «вопрос вопросов» — о прошлом, настоящем и будущем народа, просвещенного дворянства, власти; куда реже рассматривалась одна, особенная причина этих поисков: влияние внутренних, личных мотивов самого Пушкина на формирование его героев. Пугачевское время, несомненно, давало Пушкину больше простора для архивных изысканий, общих исторических рассуждений, нежели недавняя современность. Причем пушкинскому «шекспировскому» историзму решительно претил аллюзионный метод, когда рассказ о восстаниях в 1770-х годах целиком сводился бы к прямолинейным намекам на последние бунты: для поэта важно, что существовала действительная, не умозрительная историческая связь; преемственность тех и этих событий, когда взаимодействие прошлого и современного обнаруживается как бы само собою.
Источник: http://lit-helper.com/p_roman_kapitanskaya_dochka_kak_istoricheskoe_polotno
Капитанская дочка — история русской литературы первой половины 19 века
Капитанская дочка.
«Капитанская дочка» (1833–1836). В этом романе Пушкин вернулся к тем коллизиям, к тем конфликтам, которые тревожили его в «Дубровском», но разрешил их иначе.
Теперь в центре романа – народное движение, народный бунт, возглавляемый реальным историческим лицом – Емельяном Пугачевым. В это историческое движение силою обстоятельств вовлечен дворянин Петр Гринев.
Если в «Дубровском» дворянин становится во главе крестьянского возмущения, то в «Капитанской дочке» вождем народной войны оказывается человек из народа – казак Пугачев. Никакого союза между дворянами и восставшими казаками, крестьянами, инородцами не существует, Гринев и Пугачев – социальные враги.
Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг к другу. Сначала Гринев, не дав замерзнуть Пугачеву в оренбургских степях, заячьим тулупчиком согрел его душу, потом Пугачев спас Гринева от казни и помог ему в сердечных делах.
Итак, вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно, стали участниками мощного народного движения и делателями истории.
Пушкин широко воспользовался историческими источниками, архивными документами и побывал в местах пугачевского бунта, посетив Заволжье, Казань, Оренбург, Уральск. Он сделал свое повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим, и включив в них цитаты из подлинных бумаг, например, из воззваний Пугачева, считая их удивительными образцами народного красноречия.
Немалую роль сыграли в работе Пушкина над «Капитанской дочкой» и свидетельства его знакомых о пугачевском восстании. Поэт И.И. Дмитриев рассказал Пушкину о казни Пугачева в Москве, баснописец И.А.
Крылов – о войне и осажденном Оренбурге (его отец, капитан, сражался на стороне правительственных войск, а сам он с матерью находился в Оренбурге), купец Л.Ф. Крупеников – о пребывании в пугачевском плену.
Пушкин услышал и записал предания, песни, рассказы от старожилов тех мест, по которым прокатилось восстание.
Прежде чем историческое движение захватило и закружило в страшной буре жестоких событий мятежа вымышленных героев повести, Пушкин живо и любовно описывает быт семьи Гриневых, незадачливого Бопре, верного и преданного Савельича, капитана Миронова, его жену Василису Егоровну, дочку Машу и все население ветхой крепости.
Простая, незаметная жизнь этих семей с их старинным патриархальным укладом – тоже русская история, творящаяся невидимо для посторонних глаз. Она совершается тихо, «домашним образом». Стало быть, и описывать ее надо так же. Примером такого изображения служил для Пушкина Вальтер Скотт.
Пушкин восхищался его умением представить историю через быт, нравы, семейные предания.
Прошло немного времени после того, как Пушкин оставил роман «Дубровский» (1833) и закончил роман «Капитанская дочка» (1836). Однако в исторических и художественных воззрениях Пушкина на русскую историю многое изменилось.
Между «Дубровским» и «Капитанской дочкой» Пушкин написал «Историю Пугачева», которая помогла ему составить мнение народа о Пугачеве и лучше представить всю остроту проблемы «дворянство – народ», причины социальных и иных противоречий, разделивших нацию и мешающих ее единству.
В «Дубровском» Пушкин еще питал рассеявшиеся по мере продвижения романа к окончанию иллюзии, согласно которым между старинным аристократическим дворянством и народом возможны союз и мир.
Однако герои Пушкина не хотели подчиняться этой художественной логике: с одной стороны, они независимо от воли автора превращались в романтических персонажей, что не было предусмотрено Пушкиным, с другой – все более трагическими становились их судьбы.
Пушкин не нашел в пору создания «Дубровского» общенациональной и всечеловеческой положительной идеи, которая могла бы объединить крестьян и дворян, не нашел пути преодоления трагедии.
В «Капитанской дочке» такая идея была найдена. Там же был намечен путь для преодоления трагедии в будущем, в ходе исторического развития человечества.
Но прежде, в «Истории Пугачева» («Замечания о бунте»), Пушкин написал слова, которые свидетельствовали о неизбежности раскола нации на два непримиримых лагеря: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало, не только попы и монахи, но и архимандриты и архиереи.
Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны».
Все иллюзии Пушкина относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась с еще большей очевидностью, чем было раньше. И тем отчетливее и ответственнее встала задача найти положительный ответ, разрешающий трагическое противоречие.
С этой целью Пушкин мастерски организует сюжет. Роман, стержень которого – любовная история Маши Мироновой и Петра Гринева, превратился в широкое историческое повествование.
Этот принцип – от частных судеб к историческим судьбам народа – пронизывает сюжет «Капитанской дочки», и его легко можно усмотреть в каждом значительном эпизоде.
«Капитанская дочка» стала подлинно историческим произведением, насыщенным современным социальным содержанием. Герои и второстепенные лица выведены в пушкинском произведении многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных персонажей.
Каждый выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются прежде всего в поступках. Вымышленные герои связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев, выковывая их нелегкую судьбу.
Благодаря принципу историзма (неостановимое движение истории, устремленной в бесконечность, содержащее множество тенденций и открывающей новые горизонты) ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию в самых мрачных обстоятельствах, не лишаются веры ни в личное, ни в общее счастье.
Пушкин находит идеал в действительности и мыслит его осуществление в ходе исторического процесса. Он мечтает о том, чтобы в будущем не чувствовалось социальных расслоений и социальной розни. Это станет возможным тогда, когда гуманизм, человечность будут основой государственной политики.
Пушкинские герои предстают в романе с двух сторон: как люди, т. е. в своих общечеловеческих и общенациональных качествах, и как персонажи, играющие социальные роли, т. е. в своих социальных и общественных функциях.
Гринев – и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание, и обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином, и дворянин, офицер, «слуга царя», верный законам чести; Пугачев – и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств, в духе народных традиций защищающий сироту, и жестокий предводитель крестьянского бунта, ненавидящий дворян и чиновников; Екатерина II – и пожилая дама с собачкой, гуляющая по парку, готовая оказать помощь сироте, если с той поступили несправедливо и обидели, и самовластная самодержица, безжалостно подавляющая мятеж и творящая суровый суд; капитан Миронов – добрый, незаметный и покладистый человек, находящийся под началом жены, и офицер, преданный государыне, не задумываясь прибегающий к пыткам и совершающий расправу с бунтовщиками.
В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря своя социальная правда, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю свойственна и человечность. Если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет. Там, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое съеживается и исчезает.
Пушкин изображает несколько эпизодов, где сначала Гринев пытается вызволить Машу Миронову, свою невесту, из пугачевского плена и из рук Швабрина, потом Маша Миронова стремится оправдать Гринева в глазах императрицы, правительства и суда.
В тех сценах, где герои находятся в сфере действия социальных и моральных законов своего лагеря, они не встречают понимания своим простым человеческим чувствам.
Но как только социальные и моральные законы даже враждебного героям лагеря отступают на второй план, пушкинские герои могут рассчитывать на доброжелательство и сочувствие.
Если бы временно Пугачев-человек, с его жалостной душой, сочувствующий обиженной сироте, не возобладал над Пугачевым – предводителем бунта, то Гринев и Маша Миронова непременно бы погибли.
Но если бы в Екатерине II при свидании с Машей Мироновой не победило человеческое чувство вместо социальной выгоды, то и Гринев не был бы спасен, избавлен от суда, а соединение влюбленных было бы отложено или не состоялось вовсе.
Стало быть, счастье героев зависит от того, насколько люди способны оставаться людьми, насколько они человечны. Это особенно относится к тем, кто обладает властью, от кого зависят судьбы подчиненных.
Человеческое, говорит Пушкин, выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил. Пушкин находит выразительную формулу для обозначения, с одной стороны, социальных законов, а с другой – человечности.
В современном ему обществе между социальными законами и гуманностью существует разрыв, противоречие: то, что соответствует социальным интересам того или другого сословия, страдает недостаточной человечностью или убивает ее.
Когда Екатерина II спрашивает Машу Миронову: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?», то героиня отвечает: «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия».
Милость, за которой приехала Маша Миронова, – это человечность, а правосудие – социальные уложения и правила, принятые и действующие в обществе.
По мысли Пушкина, оба лагеря – и дворянский, и крестьянский – недостаточно человечны, но, чтобы гуманность победила, не нужно переходить из одного лагеря в другой. Необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, встать над ними и помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, титулов и чинов.
Для Пушкина вполне достаточно и того, что герои внутри своей среды, внутри своего сословия, следуя своей нравственной и культурной традиции, сохранят честь, достоинство и будут верны общечеловеческим ценностям. Гринев и капитан Миронов остались преданы кодексу дворянской чести и присяге, Савельич – устоям крестьянской морали.
Человечность может стать достоянием всех людей и всех сословий.
Пушкин, однако, не утопист, он не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они не стали реальностью, но их торжество, пусть в отдаленном будущем, возможно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая важную в его творчестве тему милости и справедливости, когда гуманность станет законом человеческого бытия.
В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической жизни лишь на короткий срок.
Однако печаль не смывает пушкинской уверенности в ходе истории, в победе человечности.
В «Капитанской дочке» Пушкин нашел убедительное художественное решение вставших перед ним противоречий действительности и всего бытия.
Мера человечности стала наряду с историзмом, красотой и совершенством формы неотъемлемым и узнаваемым признаком пушкинского универсального (его называют также онтологическим, имея в виду общечеловеческое, бытийное качество творчества, определяющее эстетическое своеобразие зрелых произведений Пушкина и его самого как художника) реализма, вобравшего в себя и строгую логику классицизма, и свободную игру воображения, привнесенную в литературу романтизмом.
Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой.
С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам.
Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.
Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III. Этот образ в повести многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица.
По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ.
Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует». И только во время третьей встречи с Гриневым П.
раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам.
Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее.
Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале повести.
Источник: https://scribble.su/work/history/15.html
Русское дворянство в повестях Александра Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка»
Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство.
Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом во время Отечественной войны, выходят на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне достойны своего общественного положения? Этот вопрос занимает многих писателей начала века.
Достаточно вспомнить пьесу Грибоедова «Горе от ума» и изображенное в ней фамусовское общество, чтобы понять, что многие дворяне стремились лишь к личному благополучию.
Анализирует проблему дворянства и великий русский писатель А. С. Пушкин. Он вырабатывает свой, личный взгляд на эту тему, связанный, во многом, с фактами биографии Пушкина и с его отношением к настоящему и будущему России.
В стихотворении «Моя родословная» Пушкин иронизирует над новыми русскими дворянами, которые заняли высокие посты в государстве благодаря интригам и дворцовым переворотам. Настоящими дворянами, теми, кто достоин носить это звание, Пушкин считаетлюдей, принадлежащих к древним дворянским родам.
В семьях этих людей сохранились высокие представления о чести и достоинстве, а именно это, по мнению писателя, должно составлять основу дворянского благородства.
B повести «Дубровский» Пушкин описывает двух помещиков: Дубровского и Троекурова. Когда-то они были друзьями, но смешной случай становится причиной их ссоры. Троекуров представлен в повести жестоким человеком, не останавливающимся ни перед чем ни в удовольствиях, ни в мести. Но в какой-то момент он сталкивается с молодым Дубровским.
Владимир не способен примириться с оскорблением, нанесенным его семье, и начинает мстить. В повести он представлен как романтический разбойник, который вершит свой суд над несправедливостью, царящей в мире. Дубровский становится защитником простых людей и настоящей грозой дня помещиков.
Не удивительно, что крестьяне называют его отцом и кормильцем.
Если образ молодого Дубровского связан, скорее, с романтической традицией благородного разбойника, то Гринев, главный герой повести «Капитанская дочка», — образ гораздо более глубокий.
Пушкин не случайно: делает повествователем, свидетелем событий пугачевского бунта дворянина.
Герой оказывается в двойственной ситуации: он осуждает и не принимает восстание, но вместе с тем он же вынужден свидетельствовать о гуманности, справедливости и великодушии Пугачева.
Пушкин наделяет Гринева великолепными нравственными качествами. Он добр, честен и благороден, и эти черты писатель связывает с происхождением героя. Отец Петра не очень заботится об образовании сына, но с детства прививает ему основной жизненный принцип: «Береги честь смолоду».
Юному Гриневу чуждо стереотипное отношение к крестьянскому бунту. С одной стороны, он считает соратников Пугачева преступниками, но в то же время он верит своим чувствам и видит глубину души крестьянского царя.
Не случайно в повести подчеркивается, что оренбургский губернатор вызывает у героя презрение, а Пугачев — восхищение. Главное испытание для Гринева состоит в том, что он ставится в ситуацию выбора между долгом и чувством.
Как дворянин, он не может преступить через свои представления о чести и остается верен принесенной присяге даже в той ситуации, когда на карту ставится его жизнь. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. Офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу.
И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев с твердостью отвечает отказом, так как присягал государыне-императрице.
Такой герой, безусловно, близок Пушкину. Антиподом Гринева в повести является Швабрин. Этот человек никогда не был нравственным, и это мы видим в эпизодах, посвященных взаимоотношениям героев с Машей Мироновой.
Но поведение Швабрина во время пугачевского бунта уже не оставляет сомнений: этот человек бесчестен и беспринципен.
Ради собственной выгоды он с легкостью переходит из одного лагеря в другой и даже после поражения восстания пытается оклеветать Гринева.
Итак, мы видим, что многие герои-дворяне описаны Пушкиным с чрезвычайной теплотой, поскольку он, будучи близким другом декабристов, связывал с лучшей частью дворянства свои надежды на светлое будущее России. Но писатель-реалист видит и других дворян, которые легко расстаются со своими представлениями о чести и долге.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/russkoe-dvoryanstvo-v-povestyax-aleksandra-pushkina-dubrovskij-i-kapitanskaya-dochka.html