О чем заставляет задуматься роман мастер и маргарита сочинение эссе

Сочинение на тему романа Мастер и Маргарита, — Сочинения по литературе

ФИЛОСОФСКОЕ КРЕДО «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ» М. А. БУЛГАКОВА И УЧЕНИЕ Г. С. СКОВОРОДЫ

Прочитав роман, что называется, на одном дыхании, остаешься наедине с вопросами: а есть ли в этой блестяще описанной вакханалии адских сил какой-то философский, нравственный смысл? Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского произведения? Таких точек как минимум две: «настоящее время», в котором живут и действуют москвичи 30-х годов, и «прошедшее время», в котором разворачиваются события романа Мастера. В произведении есть герои, одинаково свободно чувствующие себя как в «настоящем», так и в «прошедшем» времени. Это прежде всего Воланд, затем — Мастер, пишущий роман о Пилате и в конце концов встречающийся со своим героем.

Очевидно, для них существует еще и какое-то «третье время». Эти «времена» (говоря по-иному — «миры») существуют не отдельно друг от друга, а переплетаются самым причудливым образом.

Нельзя не заметить, что каждая глава из романа Мастера начинается теми же словами, которыми закончилась предыдущая глава из жизни москвичей 30-х годов: «В белом плаще…», «Солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением…», «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». Уже в самом начале романа ощущается какая-то таинственная связь между тем, что происходит в Москве нынче, и тем, что происходило в Ершалаиме много лет назад. Следовательно, можно предположить, что художественное целое булгаковского романа — это своеобразный перекресток двух миров: «земного», обыденного, содержащего в себе жизнь Москвы 30-х годов, и «христологического», библейского, включающего в себя персонажей, связанных с историей смерти Иешуа (Христа).

Обратите внимание

Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем мире» — в континууме вечности, где наиболее четко проявляется всеобщая связь предметов и явлений. С позиции вечности становится вполне объяснимой и «таинственная связь» между встречей на Патриарших прудах и историей допроса Иешуа: оба эти события происходят в один и тот же день календарного года, а именно в Страстной четверг.

Полная весенняя луна, которая сияет в небе Ершалаима и Москвы, — это намек на то, что на дворе Страстная неделя, канун Пасхи, отмечаемой в христианском мире в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. «Троемирие «— вот основная концепция булгаковского романа.

Вечность, в которой встречаются миры человеческий и библейский, — вот пространственно-временные координаты «Мастера и Маргариты».

Даже в деталях проявляется это «троемирие». Например, имя одного из воландовской свиты: для людей он — Коровьев, для «своих» — Фагот, в вечности же он, возвративший себе свой истинный рыцарский облик, и вовсе не имеет имени. «Троемирие» — вовсе не открытие Булгакова.

Как философская категория оно существует в трудах выдающегося украинского мыслителя Григория Савича Сковороды.

Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трех «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической «реальности, связующей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей.

Ее наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия. Философская основа романа Булгакова (за исключением христологических преданий как связующего звена между человеком и Вселенной, исполняющих в романе функции Священного Писания) в основном совпадает с краеугольным камнем учения Сковороды.

Обратившись к личности Мастера, можно легко заметить, что основой его жизни является роман, творчество, написанное им слово. Многочисленные высказывания героя о несущественности для него земной жизни (кроме всего, что связано с Маргаритой) тому доказательство. Примечательно и то, что роман определяет в конце концов судьбу автора.

Важно

Следовательно, именно внутренний мир человека, его отношение к истине становится в булгаковском романе силой, определяющей место этого человека в макрокосме бытия.

Эта закономерность действует относительно всех персонажей «Мастера и Маргариты», ибо Воланд проникал в сердце каждого человека, воздавал ему по делам его, подтверждая тем самым справедливость слов Гете, вынесенных в эпиграф, о себе как о части «…той силы, что хочет зла и вечно совершает благо».

Почти так же понимал сущность человека и Сковорода. Человек состоит из «двух натур»: видимой и невидимой.

В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека.

В качестве примера можно привести рассуждения великого философа о пророке Исайе, изображенном на иконе держащим в руках листок со словами своего пророчества: «Сей блаженный старик, — пишет Сковорода, — легко держит в правой руке то дело, в коем всегда, везде все содержится.

Рассуди, что сам откровения светом озаренный старец в его состоит руке: носимым носится и держится у себя держимым». Очевидно, что существование Мастера у Булгакова, как и Исайи у Сковороды, определяется сказанным или написанным — романом о Понтии Пилате.

За что наказаны Никанор Иванович Босой, буфетчик Андрей Фокич Соков, дядя Берлиоза Поплавский и прочие? За жадность, за непомерные материальные потребности. Переводя таким образом разговор в область морали, можно вспомнить изученный ранее роман Л. Н. Толстого «Война и мир», где человек должен жить по принципу «ничего лишнего».

Ведь именно так понял смысл жизни Пьер Безухов, побывав в плену и ощутив, что боль от хождения босыми ногами по холодной сентябрьской земле так же сильна, как и боль от тесных модных лакированных башмаков. «Ничего лишнего «для Мастера — это полная и глубокая удовлетворенность тем, что ему дано, что ему жизненно необходимо: любовь и творчество.

Нравственная концепция Сковороды в точности совпадает с реальным кредо булгаковского романа. Украинский философ полагал, что все, что нужно человеку, он уже имеет, а то, что трудно ему достается, вовсе не является жизненной необходимостью.

Совет

Именно этим рассуждением начинается работа Сковороды «Начальная дверь к христианскому добронравию»: «Благодарение блаженному богу за то, что сделал все нужное нетрудным, а трудное ненужным «.

Этот же принцип («ничего лишнего») проявляется и в рассуждениях Сковороды о «законе сродностей»: «Все для тебя худая пища, что не сродная, хотя бы она и царская… Без сродностей — все ничто… Разумным и добрым сердцам гораздо милее и почтеннее природный и честный сапожник, нежели бесприродный штатский советник».

Наконец, философия Сковороды поможет понять и одну из последних глав булгаковского романа: «Судьба Мастера и Маргариты определена».

Автор романа о Пилате заслужил не свет, уготованный лишь святым мученикам за веру, а покой, предназначенный истинному человеку. В этом же русле рассуждает о покое и «украинский Сократ».

Искание покоя — одна из постоянных тем философских трудов Сковороды и его поэзии. Покой кажется ему наградой за все земные страдания — это вечный его дом. В своих стихах Сковорода говорил:

Оставь, о дух мой, вскоре все земные места! Взойди, о дух мой, на горы, где правда живет свята, Где покой, тишина от вечных царствует лет,

Где блещет та страна, в коей не преступный свет.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-romana-master-i-margarita/

Эссе по роману «Мастер и Маргарита» на тему «Добро и зло»

«Мастер и Маргарита» — это, наверное, самая загадочная книга во всей русской литературе. По крайней мере, она самая известная из самых загадочных книг, самая популярная и любимая в народе. Сейчас трудно поверить, что на момент написания романа никаких предпосылок того, что роман станет потрясающе известным, не было.

Более того, книга имела все шансы остаться вообще непрочитанной и недоступной читателю, исчезнуть навсегда. Роман «Мастер и Маргарита» был запрещен к издательству и смертельно больной Булгаков так и не увидел его появления в свет. Однако ему удалось предвидеть его будущую славу.

Основная тема романа – тема добра и зла. То, что в обществе Москвы 1930-х годов считается нормальными деяниями, для многих людей несет горе, боль, отчаяние и зло. Талантливый писатель, Мастер, окончательно сломлен травлей его работы и его самого критиками. Чудом он спасается от застенков НКВД, и то в сумасшедшем доме.

Отчаявшаяся, озлобленная Маргарита, его любимая женщина, готова найти и спасти его даже с помощью нечистой силы. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые» — говорит автор.

Обратите внимание

И злые силы тут как тут — в Москву прибывает сам сатана Воланд со свитой. «Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет» — говорит Маргарита.

Зло, появившись в Москве, быстро открывает в людях все их пороки: жадность, страх, сплетни, жестокость, подлость, привычки доносить друг на друга. Воланд и его помощники подстраивают людям такие ситуации, где обнажается их желание выкрутиться любой ценой, даже ценой жизней других. В романе не зря неоднократно говорится о том, что главный порок человечества – трусость.

Добро в романе представляют иные качества героев и персонажей. Это любовь Маргариты, которая отказывается от денег, обеспеченной жизни и положения в обществе, ради того, чтобы быть с любимым – с Мастером, чтобы помогать ему. Это милосердие, когда на балу сатаны она дает освобождение от мук женщине-убийце, страдавшей за свой поступок много времени.

Это творчество Мастера, которое он задумывал для людей. Также это слова правды, честность и прямота. Москвичи, попадающие под «горячую руку» свиты Воланда обычно не привыкли говорить правды.

Они привыкли все скрывать и бояться властей. Правду всегда говорит антагонист Воланда – Иешуа, пророк света. За это его бьют, мучают, жалеют, однако он не меняет своего выбора.

«Правду говорить легко и приятно» — таковы его слова.

Воланд говорит о себе, что является той силой, что вечно творит добро, хотя желает зла. Только творит другими методами. Пожалуй, эти слова и являются наибольшей загадкой романа. На мой взгляд, человечество еще не разгадало ее целиком.

Источник: http://newessay.info/article.php?id=19

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» прочитало огромное количество людей, он переведен на многие языки и поставлен на сценах театров бесчисленное количество раз. Однако, он, этот роман, все еще не раскрыт до конца, мы еще далеки от осмысления всех истин, прямо или косвенно преподносимых нам автором.

Критики и публицисты все еще бьются над бесконечными загадками: кто такой Воланд, где искать истоки сюжета, кто прототипы героев, можно ли трактовать роман как своего рода римейк Евангелия?  И каждый человек, читая и перечитывая бессмертные строки Булгакова (ведь «рукописи не горят»), находит свою истину, испытывает свои чувтва, так непохожие на чувства других и так не похожие на чувства испытанные впервые при прочтении. На мой взгляд, чтобы лучше понять роман Булгакова, его стоит перечитать хотя бы дважды. Иначе истина может ускользнуть. Читатель, впервые открыв страницы «Мастера и Маргариты», следит за сюжетом, вчитывается в диалоги и пытается угадать развязку. Но взяв в руки книгу во втрой раз и зная практически все события, пытливый ум следит теперь за развитием философских идей, за неодназначной трактовкой автром вечных истин и за чудесными превращениями добра во зло и наоборот. Потом может быть и третий и четвертый раз.

Мне было очень интересно читать «Мастера и Маргариту». Не скрою, иногда поступки и слова героев казались мне непонятными и лишенными смысла, иногда мне казалось, что герои не должны переступать черту, отделяющую порок от праведности и безумие от разума.

Но Булгаков писал свой роман не в угоду публике и критикам. Как мы знаем «Мастера и Маргариту» многие трактуют как духовное завещание писателя, и поэтому, наверное, очень многие его мысли резко очерчены в романе.

И от этого все строчки наполняются сакральным смыслом.

Читайте также:  В чем счастье в понимании матрены тимофеевны в поэме некрасова кому на руси жить хорошо сочинение

Мне очень интересна была фигура Понтия Пилата, прощенного в конце Мастером, хотя по ходу действия выясняется, что Пилат был не так уж и виновен в смерти Иешуа, ведь он все-таки пытался спасти его. В Евангелие мы этого не найдем.

Важно

И вообще в романе все перевернуто с ног на голову, и Воланд, этот дьявол во плоти,  представляется нам чуть ли не ангелом: «ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя.

Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы.

Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Получается, что Воланд, чуть ли не оракул, устами которого разговаривает с нами Иешуа, Иисус, которого распяли. Но и этот Иешуа, получается любит распявшего его Пилата и прощает его, или это Мастер прощает прокуратора, или Воланд?

Роман раскручивается как бесконечный клубок ниток, кажется, что все события взаимосвязаны, и, в то же время, никакой связи нет. Те, кто вначале кажутся жестокими и плохими, в конце оказываются милосердными и хорошими.

Сначала Воланд пугает, эти бесчисленные убийства и превращения, этот страшный бал с чередой убийц и душегубов, да он ведь и сам Сатана! Но вот он позволяет Маргарите простить Фриду, вот он возвращает Мастеру его квартиру и лампу, вот он достает сожженую рукопись, и мы невольно вместе с Мастером восклицаем: «Всесилен, всесилен!» Иногда Воланд кажется даже всесильнее Бога, потому что так просто, походя, распоряжается жизнями и душами моквичей, занимает квартиры и перемещает отдельные личности в пространстве. Но москвичи сами виноваты, «квартирный вопрос их испортил», а потому наступила власть Воланда.

Очень интресно мне было следить и за приключениями свиты Воланда. Именно из реплик Бегемота и Азазелло мы узнаем об основных пороках того времени, именно глазами этих героев мы видим общество того времени. И поэтому именно в диалогах этих героев так много сатиры.

Ведь «Мастер и Маргарита» — прежде всего, социальный роман, высмеивающий людские грешки и обращающий на них внимание, и, благодаря мастерству Булгакова-писателя, Москва тех годов очень ярко предстает перед нашим мысленным взором: «Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!». Смешных моментов очень много в романе, и иногда думается, почему нельзя вот так в реальной жизни сказать «Брысь!» и преместить таких вот лиходеевых куда-нибудь в Ялту или еще дальше. Вообще, похождения Воландовской свиты похожи на сказку, потому что они наказывают плохих и поощряют хороших, но не забывают и напроказничать. Без них не было бы в романе этого колорита, напоминающего где-то похождения Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев».

Повторюсь, но очень интересно было читать страницы, посвященные Понтию Пилату. В Библии его образ мы находим очерченным очень поверхностно, а в романе нам переданы все его чувства и мысли. Читая о нем, я невольно представляла себя на его месте, да и каждый, наверное, делал то же самое. Здесь Булгаков ставит извечную проблему ответственности за свои деяния.

Совет

Пилат облечен властью, он может повелевать и наказывать, и вот к нему приводят «преступника» Иешуа, и он его выслушивает и проникается состраданием к нему. Но почему? «Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата.

Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал». Потом то, что не дослушал  Пилат две тысячи лет назад, объяснит ему полубезумный писатель Мастер.

Вот так причудливо переплетается время. Во время чтения меня постоянно волновал вопрос: кто главный герой романа, Мастер или Понтий Пилат? Потом я поняла, что это, наверное, решает каждый для себя. Для меня героем стал Пилат, слишком много выпало ему пережить при жизни, и после, но все же он был «отпущен».

Страдания его так сильны, и сердце его переполнено такой тоской, ведь где-то в душе он понимает, что войдет в историю как прокуратор, отдавший приказ убить Бога, как не пародаксально это звучит. И как потом он раскаивается, и этот молчаливый приказ убить Иуду, предавшего Иешуа, преподносится нам, как еще одна попытка искупить свою неискупимую вину.

По билейским законам нельзя убивать, даже если убийство – это отмщение, но в «Мастере и Маргарите» все вверх ногами: «Я, прокуратор, пятнадцать лет на работе в Иудее. Я начал службу при Валерии Грате.

Мне не обязательно видеть труп для того, чтобы сказать, что человек убит, и вот я вам докладываю, что тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан». Вот так прокуратор пытался «спасти» Иуду и сделать все возможное для человека, которого обрек на смерть: похоронить его, и отблагодарить людей, помогавших Иешуа.

Интересно следить и за развитием женских судеб в романе, и конечно, в первую очередь судьбы Маргариты. В Евангелие мы также найдем ее — это Мария Магдалина, святая блудница. Но также как священна Мария Магдалина, так и Маргарита в романе Булгакова играет свою священную роль.

  Она скорее мать, чем жена, королева, чем нищенка, святая, чем грешница, несмотря даже на то, что мы видим ее правительницей на балу всех грешников. Маргарита – это пример всепрощающей и всепоглащающей любви. Она способна любить всеми проклятого, безумного Мастера, и эта любовь перерождает ее.

Наверное, она даже не Мария Магдалина, а скорее прародительница Ева, давшая начало всему людскому роду на земле. Вообще мотивы смерти, перерождения и новой жизни очень сильны в романе.

Обратите внимание

Мастер перерождается в больнице, встречая там своего наставника Бездомного, Маргарита перерождается, помазавшись волшебной мазью, Пилат, перерождается «убив» Иешуа и Иуду, и один лишь Воланд вечен.

Нет сомнения в том, что роман «Мастер и Маргарита», действительно, великое произведение. Для меня он как настольная книга, и я знаю, что сколько бы раз я его не перечитывала, я всегда найду что-то новое.

Наверное, можно перечитать роман следя, например, только за жизнью Мастера, или только за действиями Воланда, но тогда придется перечитать его огромное количество раз, но, может быть, тогда мы все-таки сможем понять, кто является носителем той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо», потому что мне, например, кажется, что это не обязательно Воланд. Роман «Мастер и Маргарита» – это еще и гимн простому человеку, который, поверив в себя, способен совершать великие поступки, так же как и сделал это, поверив в себя и в слова несчастного заключенного,  жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80430

Сочинение «Эссе о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков — всемирно известный писатель. Широкую известность он получил благодаря своему роману «Мастер и Маргарита». В этом произведении сводятся воедино жизненный и творческий опыт автора.Роман был напечатан впервые только через двадцать лет после смерти Булгакова.

Власти не пускали произведение в массы, потому что в нем раскрывались изъяны и проблемы общества тех дней.

Помимо современности в романе широко раскрыты «вечные вопросы»: выбор между верой и истиной, между разумом и сердцем, предсказанность судьбы человека, его культурное развитие и, конечно, всепобеждающая сила любви.

На каждый из этих вопросов автор дает свой ответ. Очень интересен сюжет романа. Поначалу не задумываешься о смысле слов и следишь за развитием событий. И только после того, как полностью откроешь для себя картину, задуманную автором, начинаешь разбираться с проблемами обозначенными писателем.

Хотя главными героями романа заведомо указаны Мастер и Маргарита, но по мере прочтение мы узнаем, что повествование идет о многих персонажах, на поведении которых автор заостряет внимание читателя, благодаря чему мы легко можем понять, какой вопрос раскрывает перед нами писатель.

Михаил Булгаков выбрал для своего романа эпиграф, который отражает, пожалуй, главную идею автора.

Слова Гете, «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро», становятся смысловым стержнем «Мастера и Маргариты», так отражает жизненный закон, высказанный еще в народном фольклоре: «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Важно

Очень примечателен прием «романа в романе», используемый Булгаковым, чтобы выделить «философию истины» исповедуемую Иешуа Га-ноцри. Этот герой изображен автором так, что сразу становится понятно с кем он сравнивается — Иисус Христос.

Иешуа младше Иисуса на пять лет, но есть и более важные различия. Во-первых, Иисуса встречают, когда он приходит в город, с радостью, даже ликованием, потому что знают, что тот, кто перед ними — это божий человек.

А Иешуа не известен никому.

Целью существования и того, и другого можно назвать «идеал добра». Но каждый идет к нему своим путем. В этом второе различие. Иисус Христос учил Верить в Бога. А Иешуа говорит, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». То есть, опровергает идею Христа в «слепое верование». Считает, что только разговором можно изменить человека в лучшую сторону.

Это же он доказывает, когда после разговора с ним сборщик податей бросил деньги на дорогу и пошел вслед за Иешуа, став его учеником.

В толковании Булгакова «храм истины» предстает в гораздо лучшим виде, чем храм «старой веры». Хотя за читателем всегда остается выбор согласиться с автором, либо нет. Но Михаил Афанасьевич расставляет свои акценты.

Иешуа, также как и Иисусу предначертана тяжелая смерть, как расплата за свои нерушимые убеждения.

Читайте также:  Импрессионизм лирики фета (поэзии, творчества) сочинение

Любимым способом проверки качеств своих героев для Булгакова является «Выбор» между только двумя вариантами решения какого-то вопроса.

Именно в момент, когда на невидимых чашах весов лежат взаимоисключающие варианты и когда сделанный выбор коренным образом влияет на дальнейшую судьбу, проявляется истинная натура героя романа, да и любого человека в реальной жизни.

Пожалуй, самым ярким примером такого выбора служит метание Понтия Пилата между Совестью и Долгом. Понтий Пилат грозный прокуратор, жестокий судья проявил в себе человеческие чувства, когда Иешуа отнесся к нему по-доброму.

Совет

Тогда Пилат оказывается у «роковой развилки»: либо помиловать обвиняемого и получить от него избавление от мучительной головной боли, либо приговорить к смерти и все время терзаться тем, что упустил единственный случай излечиться. Кстати, в этот момент Понтию Пилату мерещится ужасающая бесконечность и это не случайно.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-esse-o-romane-m-bulgakova-master-i-margarita/

Мои впечатления после прочтения романа Мастер и Маргарита Булгаков М. А

Мои впечатления после прочтения романа
Мо впечатления после прочтения романа

Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не может не остаться никаких впечатлений.

Сколько загадок, тайн и неясностей возникает по ходу чтения, а над некоторыми из них до сих пор спорят литературоведы и критики так и не в состоянии придти к единому ответу… Булгакову, на мой взгляд, удалось создать величайший роман в истории всей мировой литературы, где были бы затронуты столь разнообразные, но глубокие и «связанные» между собой темы: сюжетная линия тесно перекликается с Библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в «Мастере и Маргарите» идет от лица сатаны. Именно поэтому часто можно услышать второе неофициальное название романа — «Евангелие от сатаны». Сколько прочтений романа, столько существует мнений. Как говорится, «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?»

Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа Га-Ноцри и тьма в облике Воланда. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями. Невозможно не задуматься над их словами:

«Что такое истина?»

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…».

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей.

Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ.

Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоя-щий мастер смог бы так изящно и невероятно соединить прошлое с будущим, тьму со светом, показать вечное переплетение любви и верности, противостояние добра и зла.

И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем: сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. Надо учиться не завидовать, а прощать. Тогда, может, и мир станет чище. Как мне кажется, основная идея, заложенная Булгаковым, — неотвратимое наказание за деяния.

Не случайно, сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам.

И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

Обратите внимание

Истина, на мой взгляд, присутствует в каждой строчке этого романа. Она проникла в него так же, как и «кровь, ушедшая в землю, и там, где она пролилась, уже давно растут виноградные гроздья».

Истина — это то, что создано богом и не осквернено. Чего не коснулась рука человека, вечно делающего все себе во благо. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что это.

А если и узнаем, то не сможем объяснить это другим, ведь она внутри нас.

Каждый герой романа по-своему пережил «встречу» с Воландом или его свитой. Но лично я не считаю представленного с булгаковской интерпретации сатану некой темной личностью… В «Мастере и Маргарите» он предстает в образе несущего истину, как и Иешуа, но в отличие от него, карающий за дурные поступки.

И взяточник Босой, финдиректор и директор Варьете Римский и Лиходеев, и конферансье Жорж Бенгальский, и буфетчик Соков… Все они были жестоко наказаны свитой Воланда, тем не менее, на мой взгляд, они задумывались, почему все происходит именно с ними.

Уже можно и не говорить о поэте Иване Бездомном, который по ходу романа кардинально изменил свои жизненные позиции… Встреча с Мастером заставила его пересмотреть многое. Но сам результат того, что эти люди наказаны ярко представлен Булгаковым. У всех у них остались неприятные воспоминания о встрече с сатаной и его свитой.

Босой, к примеру, больше не любит театры, Жорж Бенгальский утратил свою привычную веселость, а теперь уже сотруднику Института истории и философии, профессору Ивану Николаевичу Поныреву в каждое полнолуние снится один и тот же сон. Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым.

Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/moi-vpechatleniya-posle-prochteniya-romana-master-i-margarita-bulgakov-m-a/

Философия жизни в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Литерагуру

“Мастер и Маргарита” – философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о смерти и в особенности о том, что ожидает человека после неё.

В этом произведении Михаил Булгаков сочетает “дьявольские”, темные и мистические образы и светлые, библейские мотивы.

Конечно, не раз писатели говорили на тему добра и зла, жизни и смерти, но в таком ключе никто ещё эти понятия не рассматривал.

Остановимся на темной части сюжета. Одна из главных сюжетных линий романа — появление господина Воланда и компании в Москве и проделки его свиты. Он как бы лишь наблюдает за происходящим и оценивает его. Та сила, которая хочет зла, но делает лишь благо, как писал Гёте. Тот, кто не говорит ничего хорошего, но не делает ничего плохого, как писал Уайльд.

Дьявольская природа всегда характеризовалась парадоксами, ведь в них заключена противоречивая природа моральных убеждений человечества. Злой демон смотрит на события, на людей, но ничего не предпринимает. Это настроение, энергия, направление – все, что угодно, но только не действие.

Лишь человек наделен правом что-то предпринять, а противоборствующие силы, составляющие его естества, направляют его руку. Зло в этом произведении представлено не как что-то плохое, а как то, что является неотъемлемой частью каждого из нас и необязательно наихудшей. Именно мятежный дух противодействия движет Мастером в процессе творения.

Важно

Именно он вдохновляет Маргариту на отречение от бессмысленной волокиты жизни и призывает ее на поиски истинного счастья. Более того, даже проповедник Иешуа хочет повергнуть существующий уклад в развалины и воздвигнуть на его месте Царство Божие. Он призывает людей к революционным переменам, к решительным мерам, к борьбе против устоявшихся традиций.

Также восстал Сатаниил из сонма архангелов, хотя ему приписывают гордыню, а Богу – Сыну – любовь к братьям и сестрам.

Вторая главная линия — любовь между Мастером и Маргаритой. Маргарита — это образ сильной женщины, готовой на всё ради своего чувства. Ей нужно только одно — быть рядом с любимым и чувствовать, что он счастлив. Мастер также влюблён в Маргариту, но для него важнее его творчество, как главное дело жизни.

Он болен им, болен презрением к тем, кто губит его талант и не признает в человеке личность. Ему нужно, чтобы его самого и его творчество уважали и ценили, а советская действительность не приемлет индивидуализм принципиально. Романтический конфликт творца и окружающего мира заставляет задуматься, какую позицию в аналогичных обстоятельствах займем мы.

Этот конфликт, как крест, принимает на себя Маргарита, вступая в отношения с Мастером. С того момента она – любовница, живущая во лжи и лицемерии. Ее муж, приличный, состоятельный человек, который сделал для нее все, обманут, а она выбирает богемного непризнанного писателя, паразитирующего на рабочем классе, как сказали бы в советское время.

Эта линия в романе акцентирует внимание читателя на том, что (с общепринятой точки зрения) благообразное отнюдь не всегда является эталоном доброты и честности, а. казалось бы, аморальное поведение иногда служит единственным средством жить в гармонии и любви.

Мир сложнее, чем монохромное кино, в нем много оттенков и полутонов, что неразличимы при определенном освещении. Мы видим лишь одну сторону явления в то время, как другая скрыта, словно темная сторона луны. Нельзя однозначно оценить то или иное, не зная всех обстоятельств. «Не судите – да не судимы будете» — как написано в Священном Писании.

Любовь Мастера и Маргариты чиста и искренна и ради такого чувства стоит нарушить близорукие законы порочного общества. Любовников в этом случае нельзя осуждать, как и многих других людей, которым наш круг пытается выносить абсурдные приговоры.

Совет

Так называемый роман в романе или линия Иешуа Га-Ноцри разбавляет произведение, полное сатиры на советский уклад жизни и мистики демонических авантюристов.

Читатель представляет себе сцены из жизни Иисуса Христа, осужденного за призывы к свержению Кесаря и колдовство, что (если вспомнить о воскрешении Лазаря и превращении воды в вино) совершенно справедливо с точки зрения законодательства того времени.

Автор на протяжение всей книги доказывает нам, что зло всегда идёт рядом с добром и одно без другого существовать не может, как и Иешуа, спаситель человечества, не может не нарушить земные законы, выполняя миссию Отца Небесного.

Читайте также:  История создания сказок салтыкова-щедрина

Прочитать и понять эту книгу сможет далеко не каждый. Чтобы вникнуть во всё происходящее и услышать то, что хочет сказать читателю автор, нужно знать Библию, историю, и понимать именно то время, о котором рассказывается в романе.

Многие возвращаются к этому роману после школы, так как мы, подростки, понимаем роман только на уровне сюжета, а философия воспринимается нами фрагментарно.

Кое – какие фрагменты изложены выше, но все мысли, заложенные Булгаковым, возможно в полной мере оценить только с возрастом.

Источник: https://LiteraGuru.ru/filosofiya-zhizni-v-romane-bulgakova-m/

О чем заставляет задуматься роман “мастер и маргарита”

Лично я читала роман “Мастер и Маргарита” 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы – полный бред…

Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил читателям.

Прочтение второе было приятнее – чисто с эстетической точки зрения.

Красивый язык, небанальные диалоги, авторские слова и выражения, которые хочется запомнить наизусть и где-то после удачно “ввернуть” в разговоре.

Позже роман читался уже “одним духом”, за два дня без отрыва

от книги. И каждый раз он заставлял меня задуматься…

Над чем же? О чем?

Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, усердно молящиеся и постящиеся, знающие наизусть Евангелия, считают догмами, на самом деле могло по-другому происходить! Это, конечно, крамола и еретизм. Но как же интересно узнать правду! Кто был Иисус? И был ли? Или это собирательный образ, вроде Робина Гуда или Добрыни Никитича?

В этом плане роман “Мастер и Маргарита” предоставляет человеку сомневающемуся и логически мыслить пытающемуся уникальную возможность путешествия во времени. Участия в событиях древнейших христианских текстов. Проникновения в мысли к самому Понтию Пилату! И даже – “нахождения в одном времени-пространстве” с самим сыном божиим.

Всего, что касается религиозных чувств, гаммы эмоций, связанных с институтом церкви, не расскажешь в доном сочинении. Здесь, пожалуй, целая диссертация требуется. Но искажение реальных событий

Обратите внимание

священными текстами, вероятно, имеет место. Об этом, как и о невозможности постичь “истину”, “Мастер” вместе с Маргаритой заставляет задуматься читателей.

О таланте, его хрупкости, нежности, болезненности размышляешь, читая Булгаковский текст. Как важно для каждого “Мастера” найти свою Музу.

Ту (или того), кто сможет оберегать, защищать творческого человека, впечатлительного и ранимого, от грязи и несправедливости жизни, от ударов общества, от банальной неосторожности, как редкий экзотический цветок. Без “тыла” почти ни один гений не расцвел бы столь ярко и полно.

Булгаков М. А. был, как известно из большинства его произведений, прекраснейшим карикатуристом, сатириком, высмеивавшим исподволь, очень осторожно и умно (поскольку: цензура!) порядки и нравы своего времени.

В “Мастере и Маргарите” также без подобных моментов не обошлось.

Чего стоят представления в театре-варьете, когда вполне приличные граждане бросались за модными платьями и новыми туфельками “из Парижу”, готовые остаться без подштанников! А как они за деньками прыгали! Как собачки дрессированные! И много еще примеров привести можно.

Думаю, я в дальнейшем не раз еще вернусь к этому роману, перечту и открою для себя “новые горизонты”.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/o-chem-zastavlyaet-zadumatsya-roman-master-i-margarita/

Сочинения по литературе: Чему меня научил роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». (сочинение)

Саляхова Камилла (группа 2 уровня)

Одна из немаловажных функций литературы – поучительная. Да, литература не просто знакомит нас с миром, развивает, развлекает, она нас учит. Учит различать добро и зло, учит ценить прекрасное, видеть важное, уважать достойное.

Каждая прочитанная книга обогащает наш духовный мир и вносит свою лепту в формировании нас как личности. Достойное место в ряду великих произведений русской литературы, которые не оставит равнодушным никого из читателей, занимает роман М.

Булгакова «Мастер и Маргарита».

Писатель создавал роман 12 лет, произведение стало своеобразным апофеозом его творчества. Оно раскрывает взгляды М.Булгакова на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть.

Важно

Интересно, что автор смог затронуть очень много важных и «вечных» в искусстве проблем. Это и сила любви, и судьба художника слова, и пороки общества, и многие другие.

Без сомнения, каждый читатель почерпнет в романе что-то важное и интересное для себя. Чему же научил роман «мим» меня?

Очень интересным и неординарным показался мне подход М.Булгакова к проблеме противостояния Добра и Зла. Мы привыкли воспринимать эти понятия как противоположные, взаимоисключающие.

Однако задумаемся над словами Воланда, обращенными к Левию Матвею: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей».

Действительно, разве можно понять, что такое добро, если не изведать зла? Эти два понятия не взаимоисключающие, они взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга. Более того, грань между ними не всегда ясна четко. Так, сатана Воланд – представитель темных сил, зла.

Однако, если задуматься, на протяжении романа он творит добро – восстанавливает справедливость, наказывает грешников, помогает Мастеру и Маргарите. Еще сильнее мысль о взаимосвязи добра и зла звучит в эпизоде, когда Левий Матвей является к Воланду просить подарить Мастеру «покоя».

Невероятно! Силы света и тьмы объединились, чтобы решить судьбу героя, чтобы помочь ему обрести счастливый покой. Талант писателя наталкивает нас, читателей, на долгие философские размышления, и не нужно, чтобы ответы на вопросы были однозначными…

Оставила отпечаток в моей душе и история любви Мастера и Маргариты.

Мастер рассказывал Ивану Бездомному: «Любовь выскочила перед нами, как из под земли, как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Уже в этой цитате удивляют сравнения, описывающие чувства героев.

Совет

Становится ясно: это необычайное по силе, безусловное, вечное единство двух людей, и разъединить их теперь не может ничто. Но судьба уготовила любящим непростые испытания.

Отчаявшийся, подавленный, преданный «другом» Мастер добровольно ушел в психиатрическую больницу, а Маргарита, не знающая о его судьбе, была обречена на страдания и одиночество. Сильная женщина не сдалась. Я восхищен Маргаритой, которая пошла на сделку с Сатаной, чтобы спасти любимого.

Она согласилась быть королевой на балу Воланда. И эта обязанность потребовала от нее большой стойкости. Окровавленное колено, которое целуют миллионы грешников, кровь от шипов на короне – это то немногое, что пришлось перенести Маргарите. И тем более поразительным кажется ее поступок после бала.

Милосердная Маргарита, чувствуя свою ответственность перед Фридой, жертвует своим желанием поскорее увидеть Мастера и просит у Сатаны прощения для несчастной детоубийцы. Благородство, доброту Маргариты смог оценить даже Воланд: он позволил женщине «потребовать» еще одно желание. Так любовь, верность, сила Маргариты спасают Мастера. Конечно, история героев полна фантастики, но она учит нас важному: любовь – это сила, и от нее нельзя отказываться, за нее нужно бороться, ведь любящие – одно целое, и друг без друга они обречены.

Это лишь некоторые выводы, которые я сделал для себя после прочтения великого романа М.Булгакова «Мастер и М» .Поистине это произведение многогранно, его можно читать не раз и снова и снова открывать что-то новое.

Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniya_po_literature/362

О чем заставляет задуматься роман «мастер и маргарита» | свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Лично я читала роман «Мастер и Маргарита» 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы — полный бред…

Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил читателям.

Прочтение второе было приятнее — чисто с эстетической точки зрения.

Красивый язык, небанальные диалоги, авторские слова и выражения, которые хочется запомнить наизусть и где-то после удачно «ввернуть» в разговоре.

Позже роман читался уже «одним духом», за два дня без отрыва от книги. И каждый раз он заставлял меня задуматься…

Над чем же? О чем?

Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, усердно молящиеся и постящиеся, знающие наизусть Евангелия, считают догмами, на самом деле могло по-другому происходить! Это, конечно, крамола и еретизм. Но как же интересно узнать правду! Кто был Иисус? И был ли? Или это собирательный образ, вроде Робина Гуда или Добрыни Никитича?

В этом плане роман «Мастер и Маргарита» предоставляет человеку сомневающемуся и логически мыслить пытающемуся уникальную возможность путешествия во времени. Участия в событиях древнейших христианских текстов. Проникновения в мысли к самому Понтию Пилату! И даже — «нахождения в одном времени-пространстве» с самим сыном божиим.

Обратите внимание

Всего, что касается религиозных чувств, гаммы эмоций, связанных с институтом церкви, не расскажешь в доном сочинении. Здесь, пожалуй, целая диссертация требуется. Но искажение реальных событий священными текстами, вероятно, имеет место. Об этом, как и о невозможности постичь «истину», «Мастер» вместе с Маргаритой заставляет задуматься читателей.

О таланте, его хрупкости, нежности, болезненности размышляешь, читая Булгаковский текст. Как важно для каждого «Мастера» найти свою Музу.

Ту (или того), кто сможет оберегать, защищать творческого человека, впечатлительного и ранимого, от грязи и несправедливости жизни, от ударов общества, от банальной неосторожности, как редкий экзотический цветок. Без «тыла» почти ни один гений не расцвел бы столь ярко и полно.

Булгаков М. А. был, как известно из большинства его произведений, прекраснейшим карикатуристом, сатириком, высмеивавшим исподволь, очень осторожно и умно (поскольку: цензура!) порядки и нравы своего времени.

В «Мастере и Маргарите» также без подобных моментов не обошлось.

Чего стоят представления в театре-варьете, когда вполне приличные граждане бросались за модными платьями и новыми туфельками «из Парижу», готовые остаться без подштанников! А как они за деньками прыгали! Как собачки дрессированные! И много ещё примеров привести можно.

Думаю, я в дальнейшем не раз ещё вернусь к этому роману, перечту и открою для себя «новые горизонты».

Источник: http://resoch.ru/o-chem-zastavlyaet-zadumatsya-roman-master-i-margarita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector