Образ автора в романе евгений онегин пушкина

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Литерагуру

Образ автора в романе «Евгений Онегин» необычен: он не только рассказывает историю и смотрит на события со стороны, но сам является другом Евгения, возможно, знает Татьяну, поэтому так сильно проявляются его чувства к героям.

В лирических отступлениях автор, не стесняясь делиться воспоминаниями, высказывает нам свои мысли. Например, в третьей главе он говорит, что может «волею небес» перестать писать стихи и увлечься прозой. В романе он выражает свое представление о сложившихся в обществе традициях.

Даны описания театра, бала, деревни, семейной жизни (история матери Татьяны). Светское общество кажется искусственным, а деревня — искренней и простой. Рассказчик любит уединение и природу.

Обратите внимание

Это проявляется не только в чудесных описаниях времён года, но и в следующих словах: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой».

Интересны наблюдения автора за модными общественными явлениями, например, дамские альбомы или витающая среди молодёжи хандра. Она и «знакомит» его с Евгением. Рассказчик заявляет о смежности их взглядов и судеб: «Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас…».

В словах автора на протяжении всего романа прослеживается антитеза моды и старины, причём мода изначально оценивается как нечто наружное, мелкое (вещицы в доме Онегина), а после явно отрицательно: «Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка».

Со словом «мода» поэт использует эпитеты: обветшалая, самовластная. Старина, напротив, умная, милая, гостеприимная, простонародная.

Однако и старина иногда описывается с сарказмом, вспомним, например, Зарецкого, который позволяет растянуть человека (на дуэли) не как-нибудь, а «по всем приданьям старины».

Следует упомянуть, что рассказчик, конечно, очень начитанный человек, в тексте присутствуют постоянные ссылки на произведения других литераторов, используются цитаты, иногда и с целью пародии. Например, в пятой главе приведена пародия на стихотворение Ломоносова.

Образ автора отличается в начале и в завершении произведения. В первых главах он часто рассказывает о молодости. Например, отходит от описания бала и вспоминает о своей любви к «прелестным ножкам».

Говоря о себе, он так увлекается, что «забывает» о главном герое произведения, и потом вынужден возвращаться к повествованию о нём, спрашивая: «Что ж мой Онегин?». В финальных главах его внимание сосредоточено на действующих лицах.

Важно

Своё мнение рассказчик высказывает в небольших комментариях (иногда афористичных) в конце строф.

На протяжении всего романа отличает автора чувство юмора. В тексте встречается как довольно дружелюбная ирония, так и сатира, причём и на уровне идей (суждений об обществе), сюжета (отношения к героям), формы произведения. Например, «подчиняясь» классицизму, он пишет нужное вступление, только помещает его лишь в конце седьмой главы.

Так, по воспоминаниям и суждениям, отношению к героям и явлениям и создаётся образ автора – ироничного, наблюдательного и вдумчивого. Образ, через который передано отношение в миру современников А.С.Пушкина и самого писателя.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-avtora-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В поэме «Евгений Онегин» Пушкин выступает в роли рассказчика событий, выражает собственное отношение к героям, к событиям. Но в то же время он является одним из героев романа.

Во вступлении автор представляет свое новое творение. Он говорит о своем отношении к написанному.

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе.

В 6-й главе Пушкин упоминает о том, что ему уже 30 лет, осознает, что пора молодости прошла, и он, автор, пускается в новой жизни путь. Читатели, конечно, знают, что у Пушкина были грандиозные планы по созданию эпических произведений.

В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает юношеские годы в лицее, где он начал писать свои творения и где

Здесь он вспоминает о своей южной ссылке, о поездке по Кавказу и Молдавии. Рассказывая о своих героях, Пушкин показывает себя, то доброжелательным, то ироничным, то грустным, или страстным. Он с любовью отзывается о своих героях, учит любить родной край, природу, людей.

Под Музой поэт подразумевает свое творческое вдохновение, и говорит, что на светский раут приводит ее впервые. Он изумительно воспевает природу. В одном только «Евгении Онегине» воспеты все 4 времени года, с теплотой пишет о деревне, о русских полях, вспоминает о театральных постановках и актрисах, блиставших на сцене, на светский раут Пушкин приводит читателя впервые.

«Онегин, добрый мой приятель». Автор неоднократно на протяжении романа говорит о личном знакомстве с Онегиным. Например, в поэме встречается фраза, что Пушкин вместе с друзьями пытался познакомить Онегина с законами поэзии, но безрезультатно. Он часто общался со своим героем.

И даже Онегин собирался вместе с автором отправиться в путешествие в Африку, но смерть отца разрушила их планы.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание.

Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен.

Совет

Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

В одном из отступлений Пушкин сообщает о том, что тоже жил в Петербурге:

В лирическом отступлении «Мои Богини что вы, где вы» Пушкин говорит о своем отношении к балету и театру своего времени. Признается, что любил петербургские балы. Приятные воспоминания о милых ножках, которые поэт любил когда-то, встречаются не только в Евгении Онегине. Но здесь поэт не называет имени той, которая когда-то поразила его воображение.

Автор также близок Татьяне. Он признается, что любит свою героиню. Он сочувствует девушке, уважает ее чувства, оправдывает ее поступки, переводит ее письмо на русский язык для читателя, и признается, что свято бережет ее письмо. Как оно попало к нему в руки? Ведь оно было написано Онегину. Об этом Пушкин не сообщает. Но говорит, что свято бережет его.

Пушкин как бы со стороны оценивает поступки своего героя.

В конце автор прощается с читателем, и говорит, что была девушка, которая послужила прообразом для Татьяны и жизнь ее оказалась нелегкой. О много, много рок отъял!

Таким образом, читатель ощущает присутствие автора на протяжении всего романа «Евгений Онегин».

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin.html

Сочинение Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина

В романе Пушкина автор выступает героем наравне с остальными.

Как правило, в некоторых произведениях мы тоже можем видеть взгляд автора и лирические отступления, однако, в таких вариантах чаще всего предлагается взгляд автора как какого-то высшего разума, который объективно оценивает ситуации и даже может управлять читательской интерпретацией событий, указывать на суть поведения героев.

В Евгении Онегине ситуация немного другая, однажды автор даже встречает героя, Пушкин указывает на некоторые сходства их духовного положения, хотя также и указывает на различия.

Таким образом, автор становится равным героям, он – часть произведения со своими особенностями.

Обратите внимание

В конечном итоге немного трудно понять идет ли речь о самом Пушкине или автора Пушкин тоже отделяет от себя и делает просто отдельным действующим лицом.

Если обратить внимание на некоторые детали, то автор выглядит как обладатель мудрых взглядов и жизненного опыта. Вполне возможно, в нем мы видим мнения самого Пушкина.

Другой интересной деталью является диалог с читателем и как бы написание романа при читателе. Автор в романе описывает свои действия сомнения, к примеру, выбор имени героя.

Благодаря этому читатель вовлекается в общение с автором и самим романом тоже, читатель тоже становится в какой-то степени действующим лицом произведения, так как вступает в диалог с героями, а начинает этот диалог автор, который сам обращается к читателю и даже в какой-то степени приглашает к сотворчеству.

Помимо этого автор выполняет роль своеобразного проводника, который сопровождает каждого читателя по страницам своего романа, дает нужные разъяснения, указывает на наиболее значимые детали.

Такая функция делает автора нашим другом и надежным товарищем, в компании которого и рождается творчество.

Точнее автор помогает нам родить собственное восприятие текста, продвигаться по постижению этого произведения.

Фигура автора представляется многогранной и весьма интересной. Пушкин использует оригинальный литературный прием, который для его времени во многом является новаторским.

Важно

Он добивается не просто диалога с читателем, но и увлекательной интерактивности, которая чем-то напоминает светское общение с приятелем, рассказывающим историю Онегина.

С другой стороны персонаж автора помогает Пушкину с удобством высказывать собственную позицию и оригинальным образом моделировать структуру повествования.

В этом произведении, безусловно, два главных героя – Онегин и сам автор.

Автор в романе Евгений Онегин

Пушкин в своем романе умело вплетает образ автора для достижения определенных художественных приемов, многие из которых выглядят новаторскими и создают уникальную атмосферу романа.

Если типично для этого жанра литературы читатель остается как бы за рамками произведения, а писатель предстает не более чем безликим рассказчиком, то в Евгении Онегине автор является своеобразным героем романа, связующим звеном для читателя и героев произведения и также проводником для читателя.

Суть заключается в диалоге между читателем и автором и приглашением читателя к сотворчеству. Автор рассказывает о том, как пишется роман, как бы размышляет вслух о том, как дальше писать и включает другие рассуждения, которые создают непринужденную атмосферу.

Казалось бы, Пушкин этим добивается только расположения читателя и особой атмосферы своего романа, но в действительности он дополняет жанр в котором работает и создает уникальную структуру, которая ранее не использовалась подобным образом, к примеру, рассуждения о том как пишется роман, являются довольно новаторскими.

Помимо этого, автор – полноценный герой произведения и этот факт подтверждается некоторыми биографическими деталями, которые предлагает Пушкин читателю, но, конечно, Пушкин рассказывает не о себе самом, но об авторе, который похож на него. Таким образом, мы персонализируем автора и понимаем его как некоторую особую ипостась, которая действие и в романе и при этом является демиургом, который будто спустился на землю.

Автор делает роман более читабельным и более динамичным. Мы смотрим на Онегина глазами Пушкина, а точнее глазами автора, а автор является похожим на самого Онегина. Они являются людьми с похожим воспитанием и манерами, социальным статусом.

Как пишет сам автор про главного героя «добрый мой приятель», то есть они действительно являются людьми похожих взглядов. Благодаря этому достигается атмосфера, в которой нам будто кто-то рассказывает о своем приятеле. Такое умелое приобщение читателя к теме выглядит намного более выгодно по сравнению с типичным безликим повествованием в других популярных романах того времени.

Вариант 3

Александр Сергеевич, завершив работу над  своим произведением, хлопая в ладони, похвалил себя. Поэт прекрасно осознавал, что сотворил  шедевр. Роман «Евгений Онегин» был легким и изящным по  содержанию. Работа над этим трудом длилась не один год. Автор пережил гибель и потерю близких друзей, горечь разочарований, и изгнание. Может поэтому роман был так дорог поэту.

Порой нам кажется, что главным персонажем здесь является далеко не Онегин, а сам Пушкин. Он  присутствует  повсюду: и на балу, и на спектакле в театре. Он насмешливо наблюдает за Евгением в деревенской обстановке, и в бедноватых гостиных дворян, и в саду, где так и осталась  сидеть на скамейке Татьяна после разговора с Евгением.

Персонажи произведения находятся в окружении приятелей автора: то промчится Чаадаев, или  грозно посмотрит Вяземский. А  в неопубликованной 10-й главе промелькнет тень Якушкина. И повсюду из-за спин виднелась улыбка Александра Сергеевича.

Совет

Многочисленные лирические отступления показывают нам образ автора. Изучив роман внимательно, можно заметить ,что здесь главных героев два -Онегин и сам автор, который также, как и его персонаж, устав от суеты, в душе презирает людей светского общества.

Он предается воспоминаниям о  беспечных и веселых юношеских годах. Говоря об образованности Онегина, Пушкин, прежде всего,  говорил о себе. Главный персонаж и автор имели сходство практически во всем. У них у обоих воспитанием занимался гувернер французской национальности.

Их окружали общие друзья.

Однако автор делает некоторые отличия от Онегина. Так, например, если Онегину сложно давались занятия по созданию стихов, то Пушкин занимался поэзией серьезно. Евгению чужда природа, автор же наоборот полон мечтаний о тихом уголке в местечке, окруженном природными красотами.

К театру же у них тоже разное отношение. Если Онегину там было скучно, и он даже не смотрел на сцену, то Александр Сергеевич, находясь в ссылке, только и мечтал, чтобы посмотреть новую пьесу.

Тот мир, где живут Евгений и автор-это светские балы и званые приемы, это общество особ, с которыми трудно завязать знакомство.

Поэт жестко критикует высший свет Петербурга за его неестественность и отсутствие серьезных интересов.

Автору жить тяжелее, чем Онегину. Если тот был разочарован во всех проявлениях жизни, то Пушкин, находясь в изгнании, мучился отсутствием свободы.

У него были друзья, интересы, но он не мог их полностью реализовать, потому что был, подвергнут слежке властей. В конце произведения автор делает обращение к тем, к кому испытывал горячие чувства, будучи юношей, и кому остался, сердечно верен.

Обратите внимание

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/avtor-v-romane-evgenij-onegin-pushkina

Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина

Автор романа знаком с Онегиным. Называет его «добрым приятелем». И тут же сетует, что климат Петербурга вреден для него. Пушкин упоминает, что они познакомились в то время, когда ещё был жив отец Онегина. Но при этом он подчёркивает, что они с ним – разные люди.

Их сблизило то, оба были угрюмые и скучали. Оба были игроками, уставшими от жизни. Как-будто в их сердцах угас жизненный огонь. Но после смерти отца Онегина они отдалились друг от друга.

Автор принимает активное участие в романе. Он разговаривает с читателями, даёт советы, даже извиняется. Из строк романа мы узнаём, что автору 30 лет. В молодые годы он любил бывать на балах и в театрах. Вёл примерно такую же вольную жизнь, как Онегин.

Вот автор даёт совет маменькам и мужьям лучше приглядывать за дочками и жёнами. Он также как и Онегин не равнодушен к прекрасному полу. Автор сетует на то, что в России перевелись женщины с красивыми ногами. Не возможно найти и трёх обладательниц стройных ножек.

Автор рассказывает нам свои секреты, планы. Спорит с цензорами и критиками. Как-будто становится нашим другом, в непринуждённой беседе повествующим о жизни своего друга. Но автор не просто рассказывает, он комментирует, делает лирические отступления.

К примеру, он рассуждает о том, какой была бы жизнь Ленского, не будь дуэли.

Интересны философские рассуждения автора. Вот, например, в восьмой главе он рассуждает о молодости  и старости. В молодости – балы, красавицы, светские рауты. А потом приходит время осмысления своего жизненного пути, своего места в жизни. Прямо как у Грибоедова «Пофилософствуй – ум вскружится».

Вроде автору и не 30 лет. Перед нами как-будто проживший долгую жизнь, умудрённый опытом человек. Автору явно не нравится в людях пошлость, зависть, лицемерие Он знает о людях всю их изнанку, но всё равно любит.

Автор описывает настоящих людей, которые жили в пушкинскую эпоху. Фонвизин. Княжнин.

Важно

В романе много лирических отступлений. В одном из них автор упоминает о своей учёбе в лицее. Сравнивает себя с цветком, который «безмятежно расцветал».

В конце романа он оставляет дальнейшую судьбу Онегина неопределённой. Пусть каждый читатель сам её допишет.

Мне кажется, что роман родился из дневников и отдельных заметок Пушкина. Возможно, он вёл дневник ещё с юности. Потом он решил поделиться своими мыслями с читателями. Придумал главного героя Онегина, вложил свои мысли в его уста.

 Поэтому, автор и Онегин так похожи. Поселил в роман второстепенных героев. Описал быт и нравы, природу, моду.  Добавил интригу и любовный треугольник для того, чтобы заинтриговать читателя. Получился великолепный роман в стихах.

Сочинение 2

Имя А.С. Пушкина известно на весь мир. Я думаю трудно найти человека, который не знал бы, кем является этот человек. Имя этого поэта знакомо людям с малых лет и остаётся с ними всю жизнь. Этого человека называют: прозаиком, поэтом, драматургом, именно он внёс основы реалистического направления в Российскую империю.

А.С. Пушкин – это синоним русской поэзии. Я считаю, Александр Сергеевич целенаправленно шел к установлению справедливости и свободы в мире. Этот поэт презирал мстительность, эгоистичность и произвол помещиков. А так же я считаю, что роль писателя в произведении «Евгений Онегин» не менее значима, чем сама сюжетная линяя.

Писатель излагает, что его роман – это букет душевых переживаний самого Пушкина, а не только «собранье красивых глав». Значение роли Александра Сергеевича в данном романе интерпретируется одной из главнейших.

От самого начала до конечной главы состояние души Александра Сергеевича заметно изменяется.

Поэт восхищается торжествами, любит танцы и веселье, его душа молода, но он разочаровывается в этом бессмысленном существовании.

Писатель поднимает широкие круги проблем: философские, моральные, проблемы любви, а так же житейские проблемы. Серьёзную проблематику в романе писатель переводит в иронию.

Автор много говорит о Москве с восхищением и любовью.

В этом романе большое внимание писатель уделяет теме любви в иронической форме. Лирические промежутки показывают проблематику, волновавшую А.С.Пушкина. Эти лирические отступления показывают зрелость автора. Пушкин вспоминает былые годы, важные моменты в своей жизни, счастливые и не очень. Пережитые годы в лицее, года в Михайловском оживают на бумаге великого автора.

Совет

Писатель показывает своё отношение к героям. Онегин для автора — это друг Пушкина. Автор понимает Онегина и сочувствует ему, но взгляды на жизнь Онегина и Пушкина существенно расходятся.

Автор любит природу и вдохновляется ей с каждым днём, он горяч и в нём живут глубокие чувства, а в Онегине разочаровался в этом мире раз и навсегда. Татьяна для писателя милый идеал верной женщины.

Герой Ленский — это предмет ироничных шуток автора.

Мое мнение такого, что, я думаю, этот роман написал писатель, что бы рассказать о своей жизни, о своих переживаниях и минутах счастья. Сам Александр Сергеевич, его мировоззрение и мысли присутствуют в этом романе, и поэтому, можно смело заявить: главным героем этого произведения является, несомненно, сам А.С.Пушкин.

← Образ и характеристика князя Верейского в романе Дубровский ← Граф в повести Выстрел↑ ПушкинОбраз и характеристика Минского в повести Станционный смотритель → Образ и характеристика Карла 12 в поэме Полтава →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин»

    В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего.

Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно.

Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

    На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:

    О, вы, почтенные супруги!

    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.

    Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:

    Я думал уж о форме плана

    И как героя назову;
    Покамест моего романа
    Я кончил первую главу,
    Пересмотрел все это строго:
    Противоречий очень много,
    Но их исправить не хочу,
    Цензуре долг свой заплачу…

    Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.

    В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:

    Условий света свергнув бремя,

    Как он, устав от суеты,
    С ним подружился я в то время,
    Мне нравились его черты.
    И дальше поэт продолжает:
    Томила жизнь обоих нас,
    В обоих сердца жар угас.

Обратите внимание

    Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:

    Цветы, любовь, деревня, праздность.

    Поля! Я предан вам душой.
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.

    Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.

    В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» — о молодости и старости — дано в восьмой главе романа:

    Блажен, кто смолоду был молод,

    Блажен, кто вовремя созрел,
    Кто постепенно жизни холод
    С летами вытерпеть сумел.

    В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.

    Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.

    В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».

    В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.

    Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:

    И здесь героя моего,

    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго…навсегда.

Важно

    Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/6023-obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgenij-onegin

Образ автора в романе «Евгений Онегин» Пушкина, с цитатами

Меню статьи:

Общепринятой тенденцией любого художественного произведения, если оно, конечно, не является автобиографией, является сокрытие образа автора. Читателю предстает самобытная картина, в которой события происходят как бы сами по себе, а фокус событий зависит как бы от желания и особенностей героев произведения.

В романе Пушкина все происходит наоборот: автор не только постоянно фигурирует в тексте, но и по сути оживляет мир своих героев, делает его не только возможным, но и реально существующим. Автор действует в романе наряду со всеми героями «Евгения Онегина» и принимает непосредственное участие в большинстве событий повествования.

Лирические отступления и философские размышления

С помощью завуалированного образа автора часто прибегали к различным лирическим отступлениям в тексте. Тема для этих отступлений никогда не была зафиксированной и определялась самим автором.

В большинстве случаев это были описания различных сопутствующих жизненных ситуаций, внутреннего мира и восприятия происходящих событий.

Значимую долю из подобных вкраплений образа автора в сюжет занимают философские размышления, часто юмористического или иронического характера.

Так, например, рассуждая, об особенностях развития русского языка, Пушкин вполне серьезно утверждает, что он «к почтовой прозе не привык», но тут же иронично обрисовывает картину будущего, в котором, предположительно, русская речь станет обыденным явлениям:

Не дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шали
Иль с академиком в чепце!

Сам же автор осознает проблематичность употребления русского языка и его еще недостаточную сформированость для литературы и культуры в целом, что и подтверждают такие строки:

А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами.

Совет

Как видим, проблема русского языка, а точнее его словарного запаса на тот момент еще не позволяла полноценно изъяснятся в рамках высшего общества, так как в большинстве случаев русский язык был лишен отечественных соответствий. Такая ситуация еще и усугублялась фактом незнания многими аристократами русской речи. При таких обстоятельствах русский язык не мог развиваться быстрыми темпами, и удовлетворить потребности аристократов.

Некоторые высказывания, звучащие из уст автора касаются норм общества и традиций его бытования:

Как видим, Пушкин умело подчеркивает проблему консервативности общества и слепое следования правилам, привычкам и традициям.

Все, что, так или иначе, отличается от традиционного и распространенного – осуждается обществом, даже если некоторые отличия от общепринятого наоборот привносят положительный эффект.

Фактически людям остается только смириться с этим обстоятельством, так как в любом случае порывы изменить, что-либо в обустройстве общества будут обречены на поражение и подавлены основной массой.

Проблема взаимоотношений между людьми и их сущностью всегда вызывают противоречивые и резкие суждения:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

Действительно, не всегда и не у всех людей поступки и дела носят позитивный характер.

Такое высказывание относится к действию человека в любой сфере отношений или деятельности, как в сугубо личном плане, например, взаимоотношений между близкими членами семьи так и в глобальном – отношении к проблемам общества. Исходя из неидеальности мира и людей в частности и понимании этого и возникает резкое прагматичное отношение к человечеству.

Обратите внимание

Отдельную тему в лирических отступлениях, обусловленных образом автора, касаются быстротечности жизни. В основном эта тема проходит параллельно с юношеской влюбленностью. Очень часто Пушкин сравнивает юные годы с молодыми девушками – кокетками, которые исчезают в неизвестном направлении:

Читайте также:  Сочинения по картинам васнецова

Исчезло счастье юных лет —
Как на лугах ваш легкий след.

Однако не все сравнения с быстротечностью жизни связаны с ностальгией. В «Евгении Онегине» можно также отыскать высказывания философского характера, лишенные юмора или романтизма, такие, которые представляют собой серьезные, глубокие размышления:

Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.

Знакомство и общение автора с Онегиным

В романе Пушкина «Евгений Онегин» с помощью образа автора происходит процесс воссоздания реальности происходящих событий в романе. Пушкин неоднократно утверждает, что он лично знаком с Онегиным и даже состоит с ним в дружеских отношениях: «Онегин, добрый мой приятель».
Автор и Онегин долгое время общались друг с другом. И даже собирались совершить совмествую поездку заграницу:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.

Их общение со временем было прекращено, причиной этого стали не разногласия между товарищами, а неприятные события в жизни Онегина – его отец умер, и Евгений должен был уделить внимание проблемам с наследством и кредиторами:

Но скоро были мы судьбою
На долгий срок разведены.
Отец его тогда скончался.

Автор утверждает, что характер его и характер Онегина значительно отличался всегда, это не мешало молодым людям общаться и поддерживать дружеские отношения:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Судя по всему, автор был лишен язвительного тона и был вполне дружелюбным человеком, в отличии от Онегина, поэтому автору потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к манере общения своего знакомого:

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Автор имеет и определенные сходства в жизни, роднящие его с Онегиным – он также раньше придавался атрибутам светской жизни – часто ездил в театр, на бал и званые обеды. Был любимцем женщин и удачно пользовался этой популярностью – он был еще тем ловеласом.

Автор доброжелательно относится к Онегину и старается обратить внимание читателей на положительных качествах его характера. В частности благородстве, которое явно проявляется в сцене объяснения Евгения и Татьяны после ее письма:

Автор не бездумно, слепо защищает Онегина, в тех моментах, когда поведение Онегина становится причиной непоправимых трагедий, бездумных действий автор жестко критикует Евгения за его легкомыслие и необдуманность действий.

Однако, в целом, он старается показать образ Онегина близким читателю, таким, который не застрахован от ошибок и непреднамеренных действий, поэтому автор стремиться оградить Онегина от неправомерного гонения и порицания:

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?

Характеристика образа автора и элементы его биографии

Автор время от времени оглашает некоторые факты своей биографии, что позволяет ближе понять его образ. Так, во времена своей молодости он был франтом и денди, любил светскую жизнь и ее атрибуты

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.

Помимо балов, автор также питал особую любовь к театру и часто посещал это пристанище Мельпомены. Автор был свидетелем самых значимых постановок и видел триумф самых известных драматургов Отечества:

Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Автор долгое время вел такой образ жизни. Его не тяготили возможные последствия такой жизни и бесцельность проведенного времени.

Важно

Однако ничто не длится вечно – со временем автор отошел от такого праздного образа жизни.

Анализируя свою молодость и пристрастие к светской жизни, автор крайне разочарован таким положением вещей и жалеет, что не воспользовался свободным времени более целесообразно:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.

Автор в романе часто рассказывает о своем поэтическом таланте. По мнению автора, он должен был жить в тиши и спокойствии, именно такой образ жизни позволяет как можно лучше развить свой талант:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

Некоторые комментарии из уст автора позволяют приоткрыть завесу и узнать о том, как автор придумывает в творчестве новые сюжеты и элементы:

Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила.

Как видим, автор указывает, что для воплощения даже самых необычных идей необходима муза, которая поможет воплотить эти замыслы в реальность.

Любовь в понятии автора и отношение к женщинам

Как и любой другой молодой человек, автор непременно интересуется противоположным полом. Его пленяют образы женщин, которые в основном являются воплощением грациозности и красоты, но, иронично замечает автор невозможно найти представительницу, в которой было бы все идеально:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоценимую награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.

Судя по всему, автор отличался сильной влюбчивостью, он пленялся образом женщины и полностью предавался своему влечению:

Совет

Когда ж, и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?

Автор умеет быть верным – образ любимой надолго поселяется в его душе. Он предоставляет читателю на обозрение свою романтическую сущность. Автор умеет подмечать подробности отношений, отожествлять человеческую сущность сквозь призму природы:

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

Как видим, автор не лишен романтических чувств, он очень впечатлительный и лирический персонаж. Однако и в этом случае автор не избегает некоторой доли юмора, что сближает и располагает читателя к образу автора.

Характеристика персонажей устами автора

Евгений Онегин не стал единственным персонажем, с которым автор имел личное знакомство. Прямо или посредственно он имеет представление обо всех героях романа.

Внешность Ольги Лариной была классической – она обладала типичными привлекательными чертами лица и фигуры – у девушки были белокурые волосы, светлая кожа лица и заметный румянец на щеках. Она была милой кокеткой – ветреной и непостоянной – эталоном светского общества:

Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет: он очень мил.

В былые времена автор сам был поклонником такого образа девушек, но вскоре он смог разглядеть поверхностность этого образа и всю его призрачность – Ольга милая девушка, но ее прелесть заключается только в ее внешности, которая, к сожалению не вечна и не может обеспечить все потребности общества. У нее нет стержня, характера и никаких интересов – со временем ее интересы сузятся до бытового уровня.

Понимая всю абсурдность таких людей автор признает, что, несмотря на первоначальную расположенность, такой тип людей стал его тяготить:

Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Однако, пожалуй, самым нежным образом автор относится к образу Татьяны Лариной. Он искренне переживает ее личной трагедии, сочувствует ей. Именно с этим образом неразрывно связаны эпитеты и обращения, нацеливающие на нежность и доброжелательность:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слёзы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.

В этой сцене автор выступает больше в роли подруги Татьяны, которая способна эмоционально воспринимать события действительности и даже, быть впечатлительным и мелодраматичным – он способен «лить слезы», что, пусть даже в переносном смысле, не характерно для мужского этикета.

Подведем итог: образ автора выполняет в романе важную роль. С одной стороны он помогает лучше понять героев романа, в частности образы Татьяны и Ольги Лариных. С другой стороны, описания личностных ощущений, производимые в сравнении с образом Евгения Онегина, способствуют большему раскрытию образа Онегина и его внутреннего состояния.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/evgenij-onegin-obraz-avtora.html

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтичную и горькую русскую действительность зо­лотого века.

Пушкин работал над романом не один год. Автору «Онегина» пришлось пере­жить и изгнание, и одиночество, и поте­рю друзей, и горечь гибели лучших лю­дей России. И в романе отразилась вся жизнь автора, поэтому создается впе­чатление, что главный герой произве­дения все же не Онегин, а сам Пушкин.

Он присутствует везде: и на балу, и в те­атре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гости­ных мелкопоместных дворян. Героев романа окружают друзья Пушкина: Чаа­даев, Вяземский, Якушкин.

Обратите внимание

Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горест­ных замет».

С образом автора в романе связаны лирические отступления. Их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сказал о Евге­нии «добрый мой приятель». Автор о се­бе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали  оба,

Томила жизнь  обоих нас,

В  обоих сердцах жар угас…

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать светскую жизнь, вспоминает юность, светлую и беспечную. Пушкину близок «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недо­вольство собой.

Автор и его герой — это люди одного поколения, у обоих были французы-гувернеры, оба провели мо­лодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родите­ли их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами».

Обобщая, поэт пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас нему­дрено блеснуть».

Но автор отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни би­лись, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьез­но, называя ее «высокой страстью». Евгений не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы на­слаждаться красотой природы.

Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают поэт и его герой, на­пример, театр. Для Пушкина петер­бургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке.

Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным ви­дом «отворотился и зевнул».

Важно

Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гос­тиных, балов. Пушкин не приемлет фальшь, неестественность, пустоту светской жизни. С иронией относится автор к поместному и московскому дво­рянству:

Несносно  видеть  пред  собою

Одних обедов длинный ряд,

На жизнь смотреть как на обряд,

И вслед за  чинною толпою

Идти,  не разделяя с ней

Ни общих мнений,   ни страстей…

Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Пе­тербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобо­да? Он томится и с ней, и без нее, он не­счастлив, потому что не умеет жить пол­ной жизнью.

Многие строки романа раскрывают перед нами жизнь автора, начало его творческого пути, события литератур­ной борьбы, настроения общества и ли­тературных кругов. Многие лирические отступления поэта посвящены культур­ной жизни России начала девятнадца­того века. Размышляя о смысле челове­ческого существования, о молодости в жизни каждого человека, Пушкин с го­речью говорит: Но  грустно думать,

Что напрасно была нам молодость дана, Что  изменяли   ей всечасно, Что обманула нас она.

Многие друзья Пушкина считали, что он изобразил себя в Ленском. Но в ли­рических отступлениях Пушкин ирони­чен по отношению к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в дерев­не, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин видел дека­бристом, и в этом высоком предназна­чении отразились симпатии автора к своему герою.

Источник: http://lit-helper.com/p_Obraz_avtora_v_romane_Evgenii_Onegin

Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» — произведение лиро-эпическое, в котором на ряду с эпическими образами проходит широкая волна лиризма. Роман весь пронизан лирическими отступлениями, авторскими репликами и оценками. Функциональная роль их заключается:

1) в развертывании образа автора, который реализуется, персонифицируется в них и противопоставляется основным образам, раскрываемым в сюжете;

2) в расширении сюжета путем выведения читателя часто за рамки этого сюжета, обогащения содержания романа введением чрезвычайно разнообразного материала, бытового, биографического, пейзажного и т. д., не связанного непосредственно с сюжетом;

3) в построении образов путем дополнения их сложного психоло гического облика внесением в действие непосредственной оценки ге роев и событий.

Читайте также:  Сочинение мой любимый музыкальный инструмент (гитара) 5 класс

В «Евгении Онегине» Пушкин ведет свой роман не как бесстраст ный наблюдатель, фиксирующий события, а как активный близкий уча стник описываемых в романе событий и лиц. Образ автора, его «я» проходит через весь роман, несет определенную смысловую функцию; оценка автора сопровождает все развитие действия и характеров.
С первой главы автор выступает наряду с главным героем:

Онегин, добрый мой приятель.Родился на брегах Невы… .

Пушкин подчеркивает свою близость, родственность к изображаемой им среде, ее жизни, быту, близость к своим героям, их поведению, взглядам, психике. Эта близость особенно четко ощущается по отношению к Онегину. Повествование о столичной жизни Онегина все время перебивается авторскими ремарками:

Во дни веселий и желанийЯ был от балов без ума..Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Период разочарования Онегина в светской жизни, стремление к уединению рисуется Пушкиным как период сближения его с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,
С ним подружился я в то время.

Но, несмотря на эту близость, образ автора и образ Онегина идут параллельно, не сливаясь, и воспринимаются в их качественном отли чии; и даже если бы Пушкин и не стремился заметить «разность между Онегиным и мной» (как это он делает в VI строфе главы I), отождествлять эти образы нет никаких оснований.
Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, — огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость…

По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он — порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер — характер наиболее полноценный и богатый.

Он выше их всех, ибо он знает не только то, каковы в жизни Онегин, Татьяна, Ленский, сущность их взглядов и поведения как определенных социальных типов, но осознает и их социальную значимость, осознает не только «несовершенство мира» (что свойственно и Онеги ну], но и неполноценность самих Онегиных.Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм.К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное:Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

В образе автора виден характер, осуще ствляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художе ственном творчестве. «Музе», вдохновению Пушкин отводит много места в своем творчестве вообще, и в частности, в «Евгении Онегине», связывая с творчеством свое значение для будущего, видя во вдохновении оздоровляющее начало.

Быть может, в Лете не потонетСтрофа, слагаемая мной…Благослави мой долгий труд,

О ты, эпическая муза!

Совет

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора.

Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть.

Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.
В будущем автор видит возможность другой жизни, ничтожность настоящего не исключает надежды на лучшее будущее:

Покамест упивайтесь ею,

Сей легкой жизнию, друзья!

В образе автора Пушкиным дается и жизнеутверждение и жизне способность, и в силу этого «Евгений Онегин» в целом, несмотря на трагическую судьбу героев, несмотря на тупик, к которому приводит ло гика характеров и жизни, — не пессимистическое произведение.

https://www.youtube.com/watch?v=SHx6Ebar_6w

Поиски новых путей исторического развития дворянства в некото рой степени могут быть определены и в «Евгении Онегине», поскольку «настоящее» дворянства Пушкин показывает как пройденный этап, подводя ему итоги в романе

Источник: http://biblioman.org/compositions/pushkin/evgeny-onegin/obraz-avtora-v-romane-pushkina-evgeny-onegin

Образ автора в романе «Евгений онегин»

Сочинения по литературе: Образ автора в романе «Евгений онегин» Пушкин, закончив работу над основными главами «Евгения Онегина», бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: «Аи да Пушкин!..» Поэт, которого даже холодный Николай II признал «одним из самых умнейших мужей России», понял, что создал шедевр.

Роман «Евгений Онегин» — легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность «золотого века», — до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе.

Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение.

Ведь автору «Онегина» пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин.

Он присутствует везде: и на балу, и в театре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком…

Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской — будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина…

И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»? Многие считают, что главный герой романа — это все-таки сам Пушкин.

Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине.

Обратите внимание

Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это «добрый мой приятель».

Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердцах жар угас… Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной.

Пушкину нравится «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин «родился на брегах Невы», говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин.

Автор и его герой — это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами…

» Обобщая, Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так вос-питаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина.

Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни Бились, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью». Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок».

По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом «отворотился и зевнул».

Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь — это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь.

Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению.

Важно

Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству.

Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей… Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину.

Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин.

Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что «и в деревне скука та же».

Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди «дикого барства» в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это «ветошь маскарада», и не просто сочувствует, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.

В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным». Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.

Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века.

Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом.

Он пишет о театре: «Там, под сению кулис, младые дни мои неслись». Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она.

Совет

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны.

Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем.

Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат».

Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою. «Евгений Онегин» — первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами.

И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна — вымышленные герои, они предстают пред нами как живые.

Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей.

Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина — Чаадаев, Каверин и сам Пушкин. Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он — друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге.

Он любит Татьяну, «свято бережет» ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.

Обратите внимание

Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.

вызов Ленского: Он мог бы чувства обнаружить, А не щетиниться, как зверь; Он должен был обезоружить Младое сердце… Онегин — друг Пушкина, которому «нравились его черты». Но Онегин и Пушкин — не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской.

Пример этому — творчество Байрона. Но «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной», — писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин — совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни: …

Источник: http://historylib.net/obraz-avtora-v-romane-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию