Образ и характеристика долохова в романе война и мир толстого сочинение

Образ Долохова в романе «Война и мир»

В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир».

Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни.

Для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга, а для кого-то смысл жизни неясен, и сам жизненный путь сложен и извилист.

Обратите внимание

Таким сложным, неоднозначным героем в романе является Долохов. Этот образ вызывает у нас противоречивые чувства. Мы видим Образ Долохова в начале романа в шумной гусарской компании, среди вина и карт, мы видим, как он на спор рискует своей жизнью.

Он кажется нам жестоким человеком, он не жалеет ни себя, ни других. Он только пользуется другими людьми. Так, он в своих целях использует дружбу с Анатолем Курагиным.

«Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным.

Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова».

Долохов жестоко обошелся с Пьером. Можно сказать, что он завидовал богатству Пьера, его положению в обществе. Долохов становится любовником

Элен и даже не скрывает своих отношений с ней.

А затем он готов был убить Пьера на дуэли, хотя прекрасно знал, что Пьер никогда раньше не участвовал в поединках и никогда не держал в руках пистолет.

Для Образа Долохова, кажется, не существует таких понятий, как верность в любви и дружбе. Он живет только ради себя и презирает других людей.

Привычка «управлять людьми» стала основной в натуре Образа Долохова. Он управляет не только Анатолем, но и Николаем Ростовым, которого считал своим другом. Долохов любит Соню и поэтому мстит Николаю за то, что она его любит.

Долохов вовлекает неопытного Николая в карточную игру и обыгрывает его на очень крупную сумму. Но тот же Долохов, оказывается, может быть нежным, любящим сыном и братом.

Важно

Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре.

Долохов, бесспорно, является храбрым офицером. Он был за дуэль разжалован в солдаты, но сумел отличиться в сражении и снова получить офицерский чин. После начала войны 1812 года Долохов принимает самое непосредственное участие в боевых действиях. Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им.

Можно сказать, что эта война во многом изменила отношение Долохова к жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он постепенно преодолевает свою замкнутость и свой эгоизм.

И мы верим, что герой Толстого изменится к лучшему, в его душе возьмут все же верх добрые начала, которые помогут ему найти правильный путь в жизни.

Любовь и дружба, честь и благородство. Лев Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, и одним из таких образов является в романе Образ Долохова, который мне кажется интересным.

Источник: http://www.sochuroki.com/obraz-doloxova-v-romane-vojna-i-mir/

Образ Долохова в романе Л. Толстого «Война и мир»

Меню статьи:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон противоречивых персонажей. Естественно, что в реальной жизни, как, впрочем, и в литературе, нельзя разделить людей по принципу позитивные- негативные.

В любом человеке можно найти черты характера, вызывающие восхищение и уважение, равно как и отталкивающие.

Совет

Наше мнение о том или ином человеке складывается преимущественно из восприятия качеств, преобладающих в характере.

По отношению к персонажам «Войны и мира» эта тенденция значительно усложняется еще и тем, что мы видим многих героев действующих в двух ипостасях – на фронте и в обыденной, цивильной жизни. Образ Федора Ивановича Долохова наиболее активно, что не типично для большинства образов аристократов раскрывается на поле битвы, а не в обыденной жизни

Кто такой Долохов

Федор Иванович Долохов – двадцатипятилетний представитель обедневшего дворянского рода.

Быть представителем такого вида дворян всегда было нелегко – их стремление вернуть величие их угасающего рода приводит часто к самым, что ни на есть, нехорошим и неблагородным действиям.

Подобная ситуация сложилась и у Долохова. Подстегиваемый жаждой материального улучшения своих возможностей, он часто действует не самым приятным образом.

Федор Иванович получил хорошее образование. Он умен и образован. Долохов не женат. У него есть мать и сестра – это и вся его семья. Толстой не описывает его детство и этап взросления – с Федором Ивановичем мы знакомимся уже во время его военной службы.

Прототипы образа

Прототипами для создания образа Федора Ивановича Долохова стало сразу три человека – Фигнер Александр Самойлович, Дорохов Иван Семенович и Толстой Федор Иванович («Американец»).

Александр Самойлович был командиром партизанского отряда во время военных событий 1812 года. Он стал прототипом Долохова после его дуэли с Пьером Безуховым и разжалования. Он, как и Фигнер был награжден «георгием».

Дорохов Иван Семенович также принимал участие в военной кампании против Наполеона, неоднократно был представлен награде. С него срисован Долохов во время его службы офицером. Фамилии Ивана Семеновича и Федора Ивановича очень похожи – их отличает всего одна буква, можно предположить, что Толстой это сделал, чтобы провести аналогию между этими людьми.

Последним, частично «подарившим» Толстому материал для образа Долохова стал Федор Иванович Толстой. Как видим, Долохов и Толстой являются тезками, вполне вероятно, что Лев Николаевич использовал такие имя и отчество своего героя, чтобы, подобно ситуации с фамилией, подчеркнуть аналогию с реально существующим человеком.

Федор Иванович Толстой стал прототипом Долохова в цивильной жизни. Он, подобно литературному герою, слыл повесой, частым участником дуэлей и карточных игр.

Внешность Федора Долохова

Федор Долохов выглядит очень красивым и хорошо сложенным: «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». Его светлые волосы красиво лежали на воротнике его рубашки.

Долохов среднего роста. У него атлетическая фигура. Стройный, ловкий, широкоплечий, руки его «красноватые, с короткими пальцами».

Этот факт компенсируется пленительной улыбкой. Стоит признать, что такая улыбка не всегда присутствует на лице Долохова. Чаще всего можно заметить у него «холодную усмешку».

Обратите внимание

Говорил Долохов «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Как видим, Федор Иванович обладает привлекательной внешностью, он хорошо сложен. Его внешность не лишена изъянов, проявляются они в виде холодного взгляда и улыбки.

Военная служба

Для Долохова служба в армии – это, в первую очередь, возможность выделиться, обеспечить свое будущее. Он не испытывает страсти к военному делу, подобно Николаю Ростову. Долохов хорошо выполняет свою работу, но подстегивает его не чувство патриотизма или долга, а желание стать известным и богатым.

Федор Иванович проходит службу в Семеновском полку, считавшимся элитным. Однако благодаря кутежам и дуэлям Долохов часто попадает в опалу и лишается звания офицера.

Во время военных событий 1805 -1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует вновь-таки в корыстных целях – ему необходимо вернуть свое офицерское звание, поэтому, он активно акцентирует внимание на том, что было им сделано положительного во время боя: « Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство».

С марта 1806 года Федор Иванович опять становится семеновским офицером. После военной кампании 1805-1807, он отправляется сначала на Кавказ, затем в Персию.

Его деятельность в этих регионах полна домыслов, активно ходили сплетни о том, что Федор Иванович «На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова».

Однако как бы не сложилась его служба на Кавказе и в Персии, в 1811 Долохов возвращается в Москву.

Его кутежи и любовная связь с Еленой Безуховой, в девичестве Курагиной, становится причиной дуэли и, как результата, нового понижения в чине.

Войну с Наполеоном Долохов встречает в качестве рядового солдата. Его дальнейшая служба происходит все по потому же маршруту восхождения по карьерной лестнице «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».

Характеристика личности

Что сразу бросается в глаза в образе Долохова, после его военных подвигов, это особое отношение с женщинами. Они в восторге от него, он часто становится предметом мечтаний женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели».

Федор Иванович, благодаря своей некой доле безрассудства, становится любимцем в обществе: «им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Важно

Такое поведение привлекает людей разного положения и статуса. За ним прочно закрепилось определения «повесы» и «дуэлянта». Ему ничего не стоит вызвать на дуэль и « убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это».

Обожает Долохов и карточные игры, он играет практически во все возможные игры и очень часто выигрывает. Это породило новые слухи о том, что Долохов – шулер. Сам же Федор Иванович, иронично пересказывает эти слухи. «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее» – говорит он.

Не зря говорят, что глаза человека – это олицетворение его души. Неприятный взгляд Долохова стал незначительным проявлением его сложного характера. Он наглый и дерзкий – такая тенденция прослеживается не только в его цивильной жизни, но и по отношению к своим полковым командирам. «По службе очень исправен, но карахтер» – так говорят о нем. Долохов очень хитрый, он «бестия, везде пролезет».

Ему не всегда удается контролировать себя и свои действия, часто, он действует крайне агрессивно и необузданно. Что правда, такое его состояние может провоцировать и скука.

«Соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее».

В такие моменты, он готов пристрелить просто так лошадь ямщика, или убить человека.

В армии знали о его таком жутком характере, но прощали, не смотря ни на что, ведь «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он был очень смелый, храбрый, готов совершить подвиг, слухи и рассказы «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» были распространены в армии и вызывали восхищение у многих.

Долохову тяжело дается переход от военной службы к светским приемам – его привычка командовать людьми (на фронте он чаще всего занимал командующие должности) сказывается не самым лучшим образом. Он порой забывает о том, где находится – и начинает вести себя подобно тому, как бы он себя вел в полку.

Несмотря на то, что его отношение к окружающим в целом враждебное, такая тенденция не подтверждается по отношению к его родным матери и сестре. Он их искренне любит, для них он всегда «был самый нежный сын и брат».

Понимание дружбы

Федор Иванович Долохов специфически относится к такому проявлению чувств человека, как дружба. Внешне он проявляет это чувство, но если хорошо разобраться – это только игра на публику, на самом деле он не испытывает признательности или чувства родства с человеком, которого называет своим другом.

Осуществляет Долохов это из всего того же желания быть известным и богатым. Он удачно пользуется положением в обществе своих друзей, их материальными статками, но в отплату готов осуществить самые безрассудные поступки.

Активно в романе Долохов появляется в романе в компании Анатоля Курагина – такого же повесы, как и он сам, но и в этом случае, им руководит чувство привязанности к кошельку Анатоля.

Федор Иванович не избегает любых способов обогатиться – он бесчестно, с помощью обмана обыгрывает в карты Николая Ростова. Почему он не поддержал Ростова и не завел с ним дружбу – вопрос непонятный.

Совет

Семья Ростова была широко известна в высшем свете, люди были о Ростовых высокого мнения, поэтому такое знакомство помогло бы Долохову закрепить свое положение в обществе, но он предпочитает этому легкую выгоду в виде денег.

Возможно, что Долохов ставил расчет на то, что Ростов погибнет и эта дружба не даст нужного результата, а возможно, что здесь сыграл тот факт, что Федор Иванович слишком отличается по восприятию мира и отношению к людям, по сравнению с Николаем Ростовым.

Понятие того, что такое общение будет слишком конфликтным и не соответствует его привычному положению дел, не приведет к желаемому результату провоцирует такое бесчестное поведение Долохова по отношению к Ростову. Он стремиться получить хоть что-то.

В целом отношение его к людям странное – он не испытывает ни чувство благодарности, ни привязанности. Он умеет обставить дело так, чтобы получить максимальную выгоду из своей псевдо дружбы. Долохов не выслуживался перед более успешными людьми, ожидая от них подачки, а умело «пользовался и забавлялся» людьми.

Таким образом, Федор Иванович Долохов – очень специфический персонаж. Он не лишен положительных качеств характера, но несколько отрицательных качеств перечеркивают все позитивное в нем – читатель воспринимает его, в первую очередь как обманщика, повесу и дуэлянта.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-fedor-dolohov.html

Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: внешность и характер героя, описание биографии и карьеры в цитатах.

Читайте также:  Анализ и мораль басни слон и моська крылова

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Полное имя героя — Федор Иванович Долохов: «…за его дружбу к Феде…» «…обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч…»

Возраст Долохова — около 25 лет в начале романа (в 1805 году):

«…Ему было лет двадцать пять…»Долохов — офицер гвардии. Он служит в элитном Семеновском полку: «…Это был Долохов, семеновский офицер…»

«…как и все пехотные офицеры…»

Долохов — небогатый дворянин: «…Долохов был небогатый человек, без всяких связей…»

Долохов — сын почтенной дамы Марьи Ивановны Долоховой:

«…Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же?..»

«…Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шепотом…»

Долохов (актер Олег Ефремов).Фильм «Война и мир» 1965 г.

Описание внешности Долохова:
«…Да, он очень красив, – думал Пьер…» «…Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица…» «…Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его…»

«…курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи…»

«…Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата…»

«…Голубые ясные глаза…» «…голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался…» «…вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как всегда, имел на себе подобие улыбки…» «…красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова…» «…эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки…» «…эти руки, красноватые, с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки…» «…стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме…» (Долохов в театре в 1811 году) «…Долохов имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку…» (Долохов в 1812 году — начальник партизанского отряда)

У Долохова красивые, но наглые и холодные глаза:

«…блестя своими красивыми, наглыми глазами…»

«…встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова…»

«…прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала…»

У Долохова холодная улыбка и холодный взгляд:

«…с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе‑то уж это оставить пора…»

«…Светлый холодный взгляд Долохова…» «…Долохов, холодно улыбаясь…» «…глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом…»

Долохов — яркий, заметный мужчина:

«…нельзя было не заметить этого лица…» «…полковой командир не мог не обратить внимания на этого солдата…»


У Долохова звучный и твердый голос:

«…сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом…»
Долохов — умный, образованный человек:

«…с твердым, наглым, умным взглядом…»
«…то и умен, и учен, и добр…»

Долохов нравится женщинам: «…ну, с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan*, да и кончено…» «…Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели…» (*Персиянин Долохов)Долохова уважают в обществе: «…У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь, – говорил Шиншин…» «…того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу…»Долохов — заядлый игрок: «…известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем…» «…ведший роскошную игорную и кутежную жизнь…»Долохов — заядлый дуэлянт, бретёр: «…когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека…» «..«Да, он бретёр, – думал Пьер, – ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это…» «…известный бретёр и повеса…»

Долохова считают шулером (карточным мошенником). Он почти всегда выигрывает в карты, вероятно, потому что жульничает:

«…мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее…» «…Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал…»

Долохов — кутила и «разбойник». Он любит шумно погулять в компании друзей:

«…И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга…» «…Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья…» «…этот буян, бретёр-Долохов…»

Долохов — наглый человек:

«…наглыми глазами Долохова…» «…Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму…» «…глаза его нагло смотрели в лицо…» «…красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова…»

Долохов — дерзкий человек:

«…Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира…»

Долохов — хитрый человек:
«…Это такая бестия, везде пролезет! – отвечали Пьеру…»

Долохов — гордый человек. Он не допускает плохого обращения к себе: «…Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов…» «…Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов…»

Долохов — человек со сложным характером:

«…По службе очень исправен, ваше превосходительство… но карахтер… – сказал Тимохин…»Долохов иногда ведет себя как зверь: «…Находит, ваше превосходительство, днями, – говорил капитан, – то и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать…»Долохов — жестокий человек: «…когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика…» «…Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами…»Долохов совершает жестокие поступки от скуки: «…как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее…»

Долохов — сорвиголова, отчаянный и смелый человек:

«…этот сорвиголова за ней…» «…выказывая сочувствие сорвиголове, как она назвала Долохова…»

Долохов — храбрый человек:

«…Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было…»

«…Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами…»

Долохов очень любит свою мать и сестру (несмотря на свою жестокость к другим людям):

«…Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать,..» «…Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат…»

Долохов — злой, хладнокровный человек:

«…Она настаивала на том, что он злой человек что он неприятен и неестествен  он злой и без чувств…» (мнение Наташи Ростовой)

Долохов — расчетливый человек:

«…Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль…»Долохов — аккуратный человек: «…Я люблю аккуратно дело делать…»

У Долохова крепкий, четкий почерк:

«…взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова…»

Долохов — приятель Анатоля Курагина. Но Долохов пользуется Курагиным, его деньгами и связями:

«…сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей…» «…Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина пользовался и забавлялся Курагиным…» В начале романа Долохов служит офицером в гвардии в Семеновском полку:Долохова переводят из офицеров в солдаты за его кутежи:
Разжалованный Долохов-солдат служит в пехотном полку в ходе войны 1805-1807 гг.:
На войне 1805-1807 гг. Долохов проявляет себя как герой:
После геройского поступка Долохова снова производят в офицеры:
После войны 1805-1807 гг. Долохов служит на Кавказе, затем — в Персии. В 1811 году он снова находится в Москве:
Долохов встречается с женой Пьера Безухова — Элен Безуховой. За это Пьер вызывает Долохова на дуэль:
После дуэли с Пьером Долохова снова переводят в солдаты:
В 1812 году в войне против Наполеона Долохов руководит отрядом партизанов:
Долохов спасает русских пленных в 1812 году от французов. Среди пленных находится Пьер Безухов:
За свою храбрость Долохов получает Георгиевский крест (вероятно, он был награжден в 1812 году):

Это был цитатный образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: описание внешности и характера Долохова, описание его биографии и карьеры в цитатах.

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/01/dolohov-vojna-i-mir-harakteristika-obraz.html

Портретная характеристика Долохова в романе «Война и Мир»

В каждом из нас живёт хорошее и плохое. У кого-то хорошего больше, у кого-то больше плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может от самого человека.

Во всех этих вопросах трудно разобраться, сложно понять человека, его поведение, жизненные устои и судьбу, поэтому мне было совсем нелегко разобраться в самом, на мой взгляд, таинственном герое романа Л.Н. Толстого «Война и Мир».

Впервые мы видим его пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и со светлыми голубыми глазами… Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден…

Обратите внимание

В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у зеленого карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, — тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять. С одной стороны Долохов храбр и отважен, а с другой бесчеловечен и жесток.

Какой же он на самом деле? Он «был небогатый человек, без всяких связей. И, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

Ему не на что и не на кого рассчитывать — только на себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль и Пьер — «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…» Чем же все это кончилось?

Долохов был офицером — и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, — видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером — его не разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру.

Еще один урок он получил на войне. Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели. Этого Долохов тоже не забыл — и когда Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно.

Перед нами вырисовывается характер жестокий, эгоистичный и мстительный, но в то же время перед нами предстает одинокий человек. Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

  • «— Пускай, пускай,— сказал Долохов улыбаясь».

Он бессердечен к людям, и его развлекает возможная смерть другого человека (разве толстый, неповоротливый Пьер способен выпить бутылку рома сидя на открытом окне?)

Прошел год—очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в Шенграбенском бою.

Долохов чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера, так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не влюбился в нее, не полюбил — это бы хоть в какой-то степени его оправдывало.

Важно

Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен. Пьер знает: «Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля.

Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему»

Он боится Долохова — могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…

» Но в душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, и когда Долохов «с серьезным выражением, но с улыбающимся в угла ртом, с бокалом обратился Пьеру»,— это бешенство вскипает, ищет выхода. Что же делает Долохов, видя бешенство Пьера? Он просто издевается над несчастным Пьером.

Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты — само по себе это было бы вполне возможно при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и овладело» Пьером.

  • «Не смейте брать! — крикнул он». И Все вокруг испуганы, но Долохов смотрит «светлыми, веселыми, жестокими глазами…».
  • «Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, —проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола».

И вот — дуэль в Сокольниках. Секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения. «Нет, об чем же говорить!—сказал Пьер,—все равно… Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?»

Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер — за что он готов убить этого человека?

 «Становилось страшно», — пишет Толстой. И вот Денисов выходит к барьеру и сердито кричит: «Г'…аз! Два! Тг'и!» Уже нельзя остановить то, что происходит, и Денисову остается только сердиться. Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя», стреляет первым — и ранит Долохова.

Пьера, Долохов разрушил эту семью. Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему — Долохов не таков, чтобы не отмстить.

Совет

Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает его в карты — сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или боишься со мной играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее», — и, выиграв огромную сумму, «ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю».

Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот—преклонялся перед ним, обожал его — так он наказан за свое обожание.

Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым Он страшный человек, Федор Долохов.

В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту. Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят.

Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

Но… трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого. Подъезжая к дому после дуэли с Пьером, он поразит Ростова — и нас тоже: «Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…

  • — Кто? — спросил Ростов.
  • — Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова».

Никто не знает другого Долохова, того, каким его знает мать: «Он слишком благороден и чист душою… для нашего нынешнего, развращенного света… Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова?..

Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо!.. Какая низость, какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф… Его редкие понимают.

Это такая высокая, небесная душа…»

Мать помнит: «В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!» Она права—так оно и было. Она права, когда говорит: «Таких, как он, храбрецов и сынов отечества немного…

» Она, как и всякая мать, отлично видит все хорошее в своем сыне и не видит, не хочет и не может видеть его холодной жестокости.

Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную душу»? Но где же он настоящий — с матерью или со всеми остальными?

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Портретная характеристика Долохова в романе «Война и Мир». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/portretnaya-xarakteristika-doloxova-v-romane-vojna-i-mir/

Школьные сочинения

Вот как мы видим его впервые — пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами… Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, — тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять.

Долохов —  самый непонятный, самый таинственный из всех героев «Войны и мира». Мы восхищаемся его безрассудной храбростью, его внезапно и коротко прорывающейся нежностью; нас пугает его жестокость, нам хочется постичь этот загадочный характер.

Что же он такое на самом деле, Федор Долохов? Он «был небогатый человек, без всяких связей. И, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

Ему не на что и не на кого рассчитывать — только на себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль и Пьер — «достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать.

Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…» Чем же все это кончилось?

Долохов был офицером — и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, — видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером — его не разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру.

Обратите внимание

Еще один урок он получил на войне. Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели.

Этого Долохов тоже не забыл — и когда Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно. Так на наших глазах складывается характер, формируется жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк.

Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

  • «- Пускай, пускай, — сказал Долохов улыбаясь».

После этого прошел год — очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в бою.

Он чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера, так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не влюбился в нее, не полюбил — это бы хоть в какой-то степени его оправдывало.

Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен. На обеде в честь Багратиона «Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда.

Но… он, казалось, не видел и не слышал ничего… и думал о чем-то одном, тяжелом и не разрешенном.

Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо… Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался». Пьер знает: Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля. «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему». Так думает Пьер в то время, как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

Он боится Долохова — могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его.

И действительно, я боюсь его…» Но в душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, и когда Долохов с «серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», — это бешенство вскипает, ищет выхода.

  • «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников», — сказал Долохов.
  • Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты — само по себе это было бы вполне возможно при нх приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и овладело» Пьером.
  • «Не смейте брать! — крикнул он».

Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера.

Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер — за что он готов убить этого человека? Долохов промахнулся, стреляя в Пьера, которого он жестоко оскорбил. Но через несколько недель он не промахнется в другой дуэли — бескровной. Живя в семье Пьера, Долохов разрушил эту семью.

Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему — Долохов не таков, чтобы не отомстить.

Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает его в карты — сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или ты боишься со мной играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее», «и, выиграв огромную  сумму,  «ясно  улыбаясь  и  глядя  в  глаза   Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю». Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот — преклонялся перед ним, обожал его — так он наказан за свое обожание.

Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым.

Он страшный человек, Федор Долохов. В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту.

Важно

Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят. Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и преданно любит (ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную душу»?  Он правильно выбрал: Соня — именно та чистая и верная душа, которую он ищет. Но нет ему счастья: она любит другого. Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть у него сорок три тысячи.

«Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с  годами   Сони». Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен на такую чувствительность — складывать свои годы и Сонины. Но он способен.

Страницы : 1 2

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Характеристика образа Долохова в романе «Война и мир» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-2312.htm

Характеристика героя Долохов, Война и мир, Толстой

Долохов

Федора Долохова впервые мы встречаем в компании Анатоля Курагина и нескольких молодых офицеров, к которым вскоре присоединяется Пьер Безухов.

Все играют в карты, пьют вино и развлекаются: от скуки Долохов на спор пьет бутылку рома сидя на окне третьего этажа и спустив ноги наружу. Федор верит в свои силы, не любит проигрывать и очень любит рисковать, поэтому выигрывает спор.

Пьер тоже хочет повторить этот трюк, но все против, а Долохов с усмешкой его подбадривает, хотя уверен, что у Безухова ничего не получиться.

Дальше они находят лучшее развлечение: ловят медведя и отправляются с ним к актрисам, но появляется полиция чтобы их успокоить, Долохов, Безухов и Курагин привязывают квартального к медведю и отпускают в Мойку. За это Долохова разжаловали в солдаты, а Анатоль и Пьер практически не пострадали.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа красавица бунина

Долохов очень злопамятный и мстительный и в будущем отомстил своим друзьям за эту несправедливость.

Федор Долохов был небогат, у него не было никаких связей, он всегда рассчитывал только на себя, но умел неплохо пристраиваться в жизни: жил за счет Анатоля Курагина. Ему очень понравилась Соня Ростова и он сделал ей предложение, но она отказала ему, объяснив, что связана с Николаем Ростовым.

Долохов не смог забыть обиду и пригласил Николая поиграть в карты, и во время игры Ростов проиграл 43 тысячи рублей. Долохов всю жизнь искал такую девушку как Соня, а на его пути к счастью встал Николай, и Федор не задумываясь забыл про их дружбу и отомстил ему за несбывшиеся мечты о счастье.

Совет

Для Долохова не существовало никаких жизненных принципов принятых в обществе. Его роман с Элен Безуховой закончился дуэлью, на которой по чистой случайности Пьер ранил Долохова. Участвовать в интригах для него было обычным делом, поэтому он не задумываясь помогал Анатолю Курагину организовывать похищение Наташи Ростовой.

Хотя Курагин показан нам как дерзкий, коварный и жестокий человек, в нем также есть и сострадание и какая-то нежность. Когда Долохов вместе с Петей Ростовым ходил в разведку, то чувствовал ответственность за молодого солдата, и увидев что Петя восхищается им и хочет поцеловать, сам обнял и поцеловал его.

Но это была его минутная искренняя слабость, ведь после гибели младшего Ростова, он не выразил никаких чувств, ведь ему было наплевать на чужое горе.

Получается, что Долохов мог был искренним, но не хотел это показывать, так как общество не принимало его как равного и он старался для всех быть воинственным авантюристом.

(Пока оценок нет)
Loading…
Илиада гомера изготовление оружия краткое содержание.
Характеристика героя Долохов, Война и мир, Толстой

Categories: Сочинения на свободную тему

Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-geroya-doloxov-vojna-i-mir-tolstoj/

Женские образы романа война и мир

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье.

С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины — носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности.

Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа — Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами.

Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения.

Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее…”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Обратите внимание

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи.

Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь.

Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе.

Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже.

Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов.

Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете.

Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, — самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма.

Важно

Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”.

В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное — когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”.

Характернейшая примета Анны Павловны — статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”.

За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев.

Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Совет

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных.

В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора.

Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и — в противоположность им — застывших, не эволюционирующих, а статичных.

В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

“Живые” героини в произведении — прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями.

Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви.

Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней — тяжелым.

Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость).

Обратите внимание

Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним.

В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”.

Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать — образец сердечности, любви и такта.

Она — близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости.

Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе.

Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы.

Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Источник: https://works.doklad.ru/view/LCMgPFhtync.html

Ссылка на основную публикацию