Образ и характеристика князя святослава (слово о полку игореве) сочинение

Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

Среди главных героев в «Слово о полку Игореве» можно выделить самого Игоря и его брата Всеволода. Однако, нельзя не уделить должного внимания и фигуре их ещё одного, самого старшего брата — Святослава.

Святославу в произведении шестьдесят лет, автор говорит о его седине и присущих пожилому возрасту слабостях. Сам Святослав местами говорит о себе, как о слабом орле, который всё ещё может воевать.

Главными характеристиками Святослава являются патриотизм и большая любовь к своим братьям.

Обратите внимание

В «Слове» же его речи можно воспринять немного неправильно, потому что автор говорит о Святославе, как об отце Игоря и Всеволода, однако в реальности же они были братьями, а отцовская любовь в произведении может объясняться тем, что Святослав был самым мудрым и старшим из братьев, а потому и ответственность за них брал на себя, как будто бы он их отец.

Автор также называет Святослава великим князем, однако в действительности всё величие его заключалось лишь в том, что он правил столицей городов русских — Киевом.

Плюс ко всему, своё влияние и власть он разделял с Рюриком, с которыми заключил договор, благодаря которому Киевская Русь действительно жила спокойной жизнью довольно долго, однако это не умаляло того, что Святослав был довольно слабым князем, в сравнении с другими киевскими правителями.

Не стоит правда и преуменьшать заслуги Святослава: он остановил набеги половцев на деревни и посёлки на Руси, заставил врагов бояться себя и своей армии, а если попадали к нему в руки половцы, то он никого не щадил, так говорит автор.

Игорь и Всеволод разрушают эту стену боязни половцев перед русским народом своим поражением, о котором Святослав очень сильно горюет, ведь он так долго воевал с половцами и добивался того, чтобы Русь была в тиши.

С другой стороны, он сильно восхищается отважностью, храбростью и смелостью своих братьев-сыновей, которые решили пойти в поход против половцев.

Но результат выдался настолько плачевный, что Святослава поглощают раздумья о будущем Руси, ведь теперь половцы, которые считали Святослава чуть ли не непобедимым, одолели его близких князей, а значит, могут одолеть и всех русских бойцов.

Образ Святослава противоречив, как и любой образ великого исторического деятеля, в особенности, правителя. Но своим успехом с половцами и заключением мирной жизни на Руси на некоторое время Святослав заслужил своё почётное место в произведении «Слово о полку Игореве».

Вариант 2

«Слово о полку Игореве» – глубокое произведение, полное умелых и патриотичных описаний событий исторически важных для России. Эта книга притягивает, читая снова и снова можно заметить новые необычные детали. Автор наделил произведение мудростью и высокой духовностью, благодаря чему «Слово о полку Игореве» стоит на ряду с известнейшими работами великих авторов.

Святослав Всеволодович – прославленный князь Киева, мудрый и умиротворенный. Положение вещей в стране его сильно задевает, ведь Святослав мыслит старыми принципами, он благочестив, не терпит лжи. Всё вокруг кажется неправильным, князь постигает великое разочарование от того, что творится в его собственном государстве, но находит правильный путь решения различного рода проблем.

На момент событий, возраст Святослава обозначается как примерно 60 лет. По тексту его именуют как отца Всеволода и Игоря, но на самом деле они браться, а князь лишь относится к ним с отеческой любовью. К сожалению, Игорь не послушал Святослава, подвергнув Русь опасности.

Хоть и проблема довольно значительная, Святослав не держит зла на непослушника, ведь мудрец убежден, что обвинять кого-то в трудные времена – себе дороже.

Важно

Да, его братья, молодые и глупые, желали славы, хотели показать себя воинами, но сейчас это уже не имело значение, ведь теперь Святослав призывает народ бороться.

Князь был спокоен, он оставил после себя покой и мир. Несмотря на это, его очень волновала судьба его страны, ведь противники считали, что, победив сыновей Святослава, они победили и отца.

Сделать страну своего правления безопасным и наставить на путь дальнейшего развития в положительном ключе было его главное целью, поэтому мудрец предлагает русским князьям организовать союз, подкрепляя это тем, что так они будут иметь гораздо большее влияние и мощь, перед которой не устоит ни один враг.

Князь уверен в том, что управление государством сначала должно задумываться о народе, потом – о себе. Сделать страну своего правления безопасным и наставить на путь дальнейшего развития в положительном ключе ставилось как главная задача.

К сожалению, Святослав не был выслушан. Все ищут выгоду, а не войну. Князю остается только горевать, в силу потерь и упущенного времени.

Автор использует образ Святослава как прототип могучего и мудрейшего правителя Руси. «Золотое слово» мудреца можно назвать эпицентром всего произведения. Он грозен и мудр, символизируя этим идеал правителя Русской Земли.

Сочинение Характеристика и образ Князя Святослава

Святослав Всеволодович был сыном киевского князя Всеволода Ольговича. Главные герои «Слова о полку Игореве», Игорь и Всеволод – двоюродные братья, а не дети князя, как указано в летописи. Он считается отцом для своих племянников только по иерархии князей. Святослав представлен в  «Слове» как великий правитель старшего на Руси города – Киева.

Вещий сон представляет его как провидца и добавляет мистический оттенок в княжеский образ. Приснилось Святославу, что над ним треснула балка в потолке, его готовят к погребению, а сыновья его – соколы, улетели, их поймали и подрезали крылья (захватили в плен). Здесь показаны трагические моменты из его жизни.

Но он не сдается, а делает все возможное для спасения «соколов», доказывая стойкость и мужество, свойственное его натуре – держит речь перед другими князьями для объединения сил. Это основной положительный герой, «золотое слово» которого стало одним из самых известных изречений о Киевской Руси.

Он считается одним из самых мудрых и справедливых правителей своего времени, который пытался убедить других князей о важности единения земель и силе держащихся вместе.

Совет

Личные качества Святослава описаны в положительном ключе. Князю примерно 60 лет во время событий, описанных в произведении, где он описан как старец «с серебряными сединами».

Он обладает большим военным опытом, сражался в битвах с половцами, отличается патриотизмом и силой духа. В книге он сравнивается со старым соколом, который все же защитит свое гнездо, и птицы полетят высоко.

Только другие князья не хотят помочь слабому только с виду правителю. Автором «Слова» вспоминается славная победа над войском Кобяка, одержанная мудрым полководцем.

Очень важно для читателя то, как относится великий князь к своим братьям и к Игорю – он любит их отеческой любовью, называя их «любимыми чадами». Это показывает его мягкую сторону, способность на нежные чувства. По отношению же к своим врагам Святослав грозен и беспощаден.

Он устрашал половцев грозным войском, не щадя побежденных. В политике своего государства князь сыграл важную роль как защитник родной земли и носитель объединяющей разные княжества идеи.

Святослава Всеволодовича называют великим, скорее всего из-за того, что он был главным среди князей, имея в своей власти один из главный политических и религиозных центров русской земли.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/harakteristika-i-obraz-knyazya-svyatoslava-iz-slovo-o-polku-igoreve-kratko

Образ и характеристика Князя Святослава (Слово о полку Игореве) сочинение

Князь Святослав один из значимых фигур произведения “Слово о полку Игореве”- прекрасные полководец, имел плечами большое количество военных походов и завоеваний, отличался своей мудростью и живым умом. Он был великим человеком, всю свою жизнь он старался объединить Русь против общего врага, бросая на это все свои силы.

Святослав прославился на Руси благодаря тому, что положил конец набегам половцев, терроризирующих русских людей долгое время, и, тем самым, облегчил всего народа.

Святослав был не только смелым, но и мудрым мужчиной, он не только защищал народ от половцев силой, но и сумел сплотить несколько городов для наибольшей защиты населения усилиями всех.

Это характеризует его как довольно умного и смышленого человека.

Обратите внимание

Святослав был горд за своих детей Игоря и Всеволода, тем, что восстановил спокойствие для других людей. Святослав понимал, что решение его сыновей пойти в поход не было хорошо обдуманным, а, скорее скоропостижным, и влекло за собой поражение в любом случае и дальнейшие беды.

Князь рассчитал это, опираясь на свой ум и жизненный опыт военного человека, умного полководца, что пока ещё было непостижимо для его сыновей. Промахи Всеволода и Игоря тяжело ударило по отцу, он знал, что они были очень юны, чтобы брать на себя такой ответственный подвиг.

А также Святослав переживал и за судьбу своей родины, из-за того что его сыновья своим поступком пробудили силы половцев, которые до этого момента затихли. Последние же в свою очередь поняли , что в этот раз могут победить русских ещё раз.

Князь Святослав верит, что у русской земли есть только лишь одно спасение – это объединение, но, к его беде он не находит отклик у народа, который теперь уже думает только о своей выгоде, что огорчает его больше всего. Он ужасно жалеет, что прошлое уже не вернуть, когда все были едины готовы были защищать друг друга.

Сочинение Образ Князя Святослава

Произведение “Слово о полку Игореве” описывает важные исторические события, которые происходили во времена правления Князья Святослава.

Князь Святослав является достаточно значимой персоной. Он прославился как великий полководец.

В произведении он описан как сильный воин, умный и мудрый правитель, который заботиться о благополучии своего народа и процветания русских земель.

На момент событий, описанных в “Слове о полку Игореве”, Святославу было около 60 лет. Он смог остановить безжалостных половцев, которые в те времена совершали набеги на русские земли, грабили их, убивали местных жителей, уводили скот.

У Святослава было два сына, Игорь и Всеволод, которые пошли по стопам отца и стали хорошими воинами и правителями. Князь был уверен в том что его дети, так же как и он, будут умны и сильны, однако его ожидания не были оправданы.

Братья отправляются в поход, и только Святослав понимает что Игорь и Всеволод еще совсем молоды и рано им идти на такие подвиги, но братья жаждали добиться воинской славы, хотели показать свою храбрость.

К сожалению им не повезло, они потерпели поражение, тем самым “разбудив” старые силы врагов. Эта победа над сыновьями великого князя, побудило половцев вновь напасть на Киевские земли.

Важно

Поражение Игоря и Всеволода дало половцем уверенность в том что они смогут победить и самого князя.

Бояре осуждают сыновей князя, из-за их поражения. Святослав в своей речи тоже осуждает Игоря и Всеволода, за их самонадеянный и необдуманный поступок. Князь и рад бы встать за своих детей, но ему нужно, как можно быстрее прийти на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.

 Святослав понимает что в одиночку ему не справится с многочисленными войсками половцев, поэтому он просит поддержки от других князей. Однако мало кто слушает, так как никто не хочет воевать и каждый хочет получить свою выгоду.

Святославу остается только оплакивать своих сыновей и горевать о прошлых, мирных временах.

Характеристика 3

Среди самых дорогих духовных богатств каждого народа является его героический эпос. А это поэтический рассказ о давно минувших днях, любимых исторических героях. В основе эпоса лежат исторические события, образы людей, которые существовали на самом деле.

В третьей части, сон и «золотое слово» Святослава имеет значение для понимания идейного содержания поэмы. Киевскому князю Святославу приснился дивный, тревожный сон, который он рассказ своим приближенным.

Этот сон предвещал горе – гибель Игоря, Всеволода и их дружин. И тогда Святослав обращается к князьям Киевской Руси с пламенным словом-призывом.

Он прославляет силу и доблесть князей и призывает их всем вместе встать за родную землю, за раны Игоря.

Автор поэмы, дальновидный и мудрый политик, не случайно поставил в центре этого важного эпизода именно Святослава. Ведь Святослав – киевский князь, а именно Киев представляется здесь как центр могущественного объединения руського государства.

Кроме этого, перед походом Игоря Святослав дважды победил половцев.

Поэтому автор «Слова …» пытается возвеличить образ этого князя, сделать его имя символом  объединения Руси, без чего была немыслима сильная Русь, способная противостоять не только натиску кочевников, но и диктовать им свою волю.

На самом деле же киевский князь Святослав Всеволодович на то время, на основании исторических источников, не играл в жизни Киевской Руси такой выдающейся роли, которую ему приписывал автор поэмы.

Он не выделялся военной мощью, был посредственным политиком и руководителем государства.

Совет

Святослав, точно так, как и другие князья, заботился только о местных интересах собственного княжества, действовал, исходя с эгоистических соображений обыкновенного феодала.

Автор поэмы «Слово о полку Игореве» идеализирует Святослава, показывает, как к нему тянуться другие князья, для которых слово великого князя киевского – закон. В «Слове …» он заботиться обо всей Руськой земле, отстаивал, прежде всего, общие интересы. Его речь поистине наполнена государственной мудростью и дальновидностью.

Читайте также:  Сочинение память о войне рассуждение

Святослав, обращаясь к руським князьям, проявляет хорошее понимание характеров каждого из них, говорит как старый и умудренный опытом отец с сыновьями.

Таким образом, устами Святослава говорит сам автор поэмы, который стремиться всей душой, чтобы объединилась Русь под знаменами киевского князя.

← Рецензия на книгу Бедная Лиза Карамзина ← Особенности жанра баллады в творчестве Жуковского↑ ДругиеОсобенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века → По рассказу Аня в стране чудес Набоков →

  • История создания повести Левша Лескова (история написания и публикации)Николай Лесков – знаменитый писатель, публицист и мемуарист, имя которого всегда было на слуху. Именно Лескова называли самым русским из всех писателей, его талант описывать жизнь русского человека именно
  • Обед в честь Багратиона (Война и Мир) анализ эпизодаСцена обеда в Английском клубе предшествует дуэли, которая состоится между Долоховым и Безуховым. Обед в Английском клубе происходит уже после Аустерлицкого сражения в честь героя войны Багратиона.
  • Уместна ли жестокость на войне? Итоговое сочинениеЖестокость – это качество, которое противопоставляется доброте, ласке. Там, где жестокость, там нет мира, есть лишь оскорбления, опасность для жизни человека или других живых существ, грубость
  • Образ и характеристика Эвелины в повести Слепой музыкант КороленкоЭвелина – это единственная дочь семьи Яскульских. Внешне она была очень милой девочкой с русыми волосами и голубыми глазами. Как говорит сам автор, смотрела она
  • БунинИван Алексеевич Бунин – классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-knyazya-svyatoslava-slovo-o-polku-igoreve

Образ и характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве” :

Характеристика Святослава играет большую роль в знаменитом памятнике древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”. В основе сюжета этого произведения реальные события – провалившийся поход князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь. Предположительно, “Слово о полку Игореве” было написано в 1185 году, когда и состоялся этот поход.

Роль Святослава в тексте

Характеристика Святослава дается и в самом тексте “Слова о полку Игореве”. Стоит отметить, что в этом произведении не только описывается неудачный поход русских князей, но и подробно рассказывается о междоусобицах между ними. Также внимание уделяется их походам и военным удачам, начиная с древнейших времен. В “Слове…” разворачивается настоящая народная эпопея.

Святослав выходит на первый план в повествовании уже после того, как князья терпят поражение. Многие плачут по павшим. При этом автор “Слова…” отмечает, что всему виною стали неблагоразумные молодые князья, которые увлеклись спорами за чужое имущество и крамолами друг на друга.

После громкой победы Святослава над половцами, которая произошла в 1184 году, контраст просто поразителен.

Выступление Святослава в Киеве

События в “Слове о полку Игореве” переносятся в Киев. Там все обсуждают удачи Святослава и провал Игоря. Результат сражений оказался тем более удручающим, что сразу четыре русских князя попали в плен. Это сам Игорь, а также Всеволод, Владимир Игоревич и Святослав Ольгович.

Бояре обращаются к собравшимся с речью, которая постепенно переходит в настоящий плач. Именно тогда князь Святослав произносит свое знаменитое “золотое слово”, это одно из самых значимых мест в произведении.

В своей речи он осуждает и упрекает Всеволода и Игоря, которые были слишком самонадеянны, отправившись в далекий и опасный поход.

В заключение он отмечает, что готов был бы встать за свою семью и близких, но надо спешить на помощь Владимиру Глебовичу, который уже сражается с половцами.

Князь Святослав

Характеристику Святослава следует начать с того, кем был этот русский князь. Это отец Всеволода и Игоря, имя которого на Руси было у всех на слуху. Популярность он заработал благодаря тому, что сумел остановить бессистемные набеги половцев на Русь. Это значительно облегчило жизнь всего народа.

На протяжении многих лет половцы не давали спокойной жизни многим населенным пунктам, расположенным у границы. Только Святослав дал им понять, что не потерпит такого. Он решительно дал им отпор с помощью силы и меча. При этом сумел между собой объединить некоторые приграничные города, чтобы им было проще обороняться.

Это явно свидетельствует о его организационном таланте и сообразительности.

Ему удалось оставить после себя в княжестве мир и покой. Воспитал талантливых сыновей, которые неплохо до поры до времени управлялись со своими землями. Пока не отправились в самостоятельный поход против половцев.

Опрометчивый поход

Ведь по большому счету поход, который описан в “Слове…”, нельзя назвать умным и расчетливым поступком. Лучше всех это понимал как раз князь Святослав. В “Слове о полку Игореве” подробно описывается, к чему привела такая недальновидность.

Отец тяжело переживал поражение своих сыновей. Кроме того, волновался за будущее русской земли, на которой только все стало налаживаться после набегов половцев. Он осознает, что так половцы получают силу и уверенность в себе, о которой уже успели подзабыть. Победив сыновей Святослава, они начинают подозревать, что вполне в состоянии справиться и с их отцом.

Святослав понимает, что Русь может спастись, только объединившись, но его мало кто слушает.

Характеристика Святослава

В данном произведении герой нашей статьи предстает истинным патриотом, сильным и смелым человеком. Именно такой его образ сохранился и в летописях.

Образ Святослава в “Слове о полку Игореве” исключительно положительный. Его яркие и неординарные качества подчеркивает один из самых известных исследователей этого произведения академик Лихачев.

Примечательно, что к моменту описываемых событий Святославу около 60 лет. Это весьма почтенный возраст для того времени. Именно поэтому автор “Слова…” изображает его как старца, убеленного сединами.

Великий князь

Характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве” вполне однозначна – его называют исключительно великим князем. Причем в конкретном случае понятие “великий”, скорее всего, отражает не величие самого князя, а величие и значимость города, в котором он правил – Киева. На тот момент это, пожалуй, главный город славян, исторический и религиозный центр всей Руси.

Описание Святослава в “Слове о полку Игореве” неизменно сопровождается его значимостью. Ведь в то время киевский князь фактически был главою всех русских князей.

Патриот и защитник

Давая характеристику Святослава в “Слове о полку Игореве”, автор всегда его представляет как патриота и защитника своей Отчизны. Несмотря на преклонные годы, он не намерен давать в обиду Русь, на страницах произведения он часто называет ее своим “гнездом”.

В описании Святослава в “Слове о полку Игореве” его сравнивают со старым соколом, который с виду слаб. Но при этом заставляет высоко летать всех окружающих его птиц.

Еще один исследователь этого памятника древнерусской литературы Булахов пишет о патриотизме Святослава, что князь в первую очередь заботился о безопасности своей страны, ратовал за ее единство. Все это характеризует образ Святослава в “Слове о полку Игореве” как настоящего патриота. Эту же черту отмечают и многие летописцы, которые отражали в своих трудах его значения для своего народа.

Цитаты про мужество Святослава

Многие цитаты о Святославе в “Слове о полку Игореве” свидетельствуют о нем как об отважном, грозном и беспощадном к врагам воине. Например, автор “Слова…” пишет, что князь “поганых ратей не щадил”.

Но грозность Святослава не следует понимать как грозность Ивана Грозного. Тот же Лихачев отмечает, что Святослав при всех своих достоинствах был чрезвычайно слабым князем из тех, которые когда-либо правили в Киеве.

Отмечая, какой Святослав в “Слове о полку Игореве”, Лихачев пишет, что он не был по-настоящему грозным, владея только одним Киевом.

Оценка Святослава современными исследователями

Интересно, что нынешние исследователи, в отличие от современников князя, воспринимают его неоднозначно. Например, историк Рыбаков называет его, пожалуй, наиболее крупной фигурой среди всех русских князей того временного периода.

А вот другой исследователь Каллаш пишет, что авторы “Слова…” были наверняка необъективными в описании образа Святослава. Он считает, что они явно хотели угодить действующему правителю или его ближайшим родственникам и приближенным. Идеализация Святослава кажется этому историку слишком надуманной.

Отдает должное важности фигуры князя Святослава академик Дмитрий Лихачев. Он утверждает, что его “золотое слово” имело огромное значение для того времени, он господствовал над всеми князьями, все происходило так, как он повелевал.

Обратите внимание

Мудрым правителем называет Святослава и историк Яценко. Он считает его обладателем государственной мудрости, положившим начало будущему объединению Руси. С ним солидарен и исследователь “Слова о полку Игореве” Барсов, который пишет, что Святослав – редкий на то время представитель идеи единства Руси.

А вот историк Древней Руси Булахов невысоко оценивает достижения Святослава. По его мнению, он вовсе не был выдающейся личностью. Но при этом умудрился играть важную роль в истории своего и соседних княжеств.

Сон Святослава

Важное место отводится в “Слове о полку Игореве” сну Святослава. Анализ его приведен в этой статье. Он важен для понимания того, как рассказчик оценивает последствия поражения Игоря от половцев.

Необычный сон он видит, когда находится в Киеве. Автор так описывает его, будто князя накрыли черным покрывалом, угощали вином, смешанным со страданиями и горем. При этом на кровать, где спит князь, сыпется жемчуг. При этом крыша в его тереме остается без князька.

Для того чтобы разобраться в значении этого сна, для начала отметим, что князек – это специальная балка, которая призвана скреплять обе половины крыши жилого дома.

Пытаясь растолковать сон Святослава, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в то время под Киевом наши предки понимали примерно то же самое, что сегодня все христиане подразумевают под Иерусалимом. То есть это Небесный Град или Небо, самое святое место.

Естественно, что править в этом Граде может только Бог, некий Высший Разум. Именно с ним и сравнивается Святослав в этом сне. Он как бы считается главным в Граде Божьем, которым фактически является Киев.

В христианстве существует убеждение, что именно Разум имеет всесветную славу, которая способна охватить весь свет. Среди исследователей существует мнение, что Игорь в этом произведении олицетворяется с Иисусом Христом. А так как Иисус создал учение об Уме, то он и должен являться истинным сыном Разума.

Отмечается, что Святослав видит мутный сон. Таким он стал после того, как Игорь потерпел поражение от половцев. Поэтому, когда Святослава накрывают черным покрывалом, это означает, что разум покидает его.

Важно

Вино во сне князя символизирует не только хмельное опьянение. Уточняется, что оно было черным, то есть похожим на густую человеческую кровь. Это последствия кровопролитного и неудачного походя Игоря против половцев.

Подводя итог, стоит признать, что после князя Игоря Святослав – один из ключевых и центральных персонажей “Слова о полку Игореве”. Образ князя в этом произведении максимально идеализирован.

Хоть на самом деле, возможно, он был и не таким грозным и великим, но его роль в общем противостоянии половцам, а также в первых шагах, сделанных для объединения Руси, отнять нельзя. В наше время изучать личность и образ князя Святослава важно и интересно.

Это противоречивая, но, безусловно, значимая личность в истории Древней Руси.

Источник: https://www.syl.ru/article/348712/obraz-i-harakteristika-svyatoslava-v-slove-o-polku-igoreve

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно.

Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль.

Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.

Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.

Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла.

, хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки.

Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои» . Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но так же понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.

Читайте также:  Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу юшка платонова сочинение

Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам.

Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и.

в результате, превращает в рабов.

Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Источник: http://resoch.ru/xarakteristika-knyazya-svyatoslava-v-slovo-o-polku-igoreve/

Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве» | Литерагуру

(351 слово) «Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.

В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и  поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины.

Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые  привели князя к поражению.

Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию.

Совет

Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.

Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах.

Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.

Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства.

Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям.

Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obrazy-knyazej-v-poeme-slovo-o-polku-igoreve/

Краткая характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве”

Характеристика Святослава в известном историческом произведении «Слово о полку Игореве» может заинтересовать любого читателя, ведь он играет не последнюю роль в повествовании. Этот киевский князь выступает в роли мудрого человека со своими стремлениями. Более подробно о его биографии и роли в книге можно узнать из данной статьи.

Характеристику Святослава Всеволодовича следует начинать с того, что такая личность действительно существовала. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это двадцатые годы двенадцатого века.

Мужчина приходится двоюродным братом главным персонажам повествования – Игорю и Всеволоду. В 1180 году ему выпала честь стать князем киевским. Большую часть своей жизни он посвятил борьбе против половецких нападений на Киевскую Русь.

Обратите внимание

В том же году, когда он занял свое место в Киеве, он отправился в поход на уже упомянутые кочевые племена. Святослав нанес им сокрушительное поражение благодаря своей отваге.

В 1181 году заключил союз с Рюриком Ростиславовичем и обеспечил в течение тринадцати лет мирную жизнь на Руси до своей смерти. Эти факты помогут лучше составить характеристику Святослава.

Путаница в фактах и образ

Стоит отметить, что автор произведения немного странно показывает факты. В характеристике Святослава важной информацией является то, что он двоюродный брат главных персонажей.

Писатель же называет его их отцом, и из-за этого можно запутаться в героях. На самом деле так его называет автор из-за того, что в княжеской иерархии он занимает место в Киеве.

Таким образом, он будто является им наставником, но автор предпочел назвать это отцовством.

Именно этот князь показан на страницах произведения в качестве самого светлого персонажа. Его образ выставлен с самой лучшей стороны, о чем можно судить по его мудрым высказываниям в сторону братьев.

В произведении «Слово о полку Игореве» характеристика Святослава и других героев будет сильно отличаться. На момент происходящих событий ему около шестидесяти лет. Автор делает акцент на его внешнем виде с седыми волосами и грузом долгих лет жизни.

Святослав подтверждает статус отца по иерархии своим отношением к братьям. Он всегда называет их нежно «детьми» и показывает этим душевную доброту.

Забота о государстве

В характеристике Святослава в «Слово о полку Игореве» необходимо упомянуть, что он всячески заботился о сохранности Киевской Руси. Он правил центральным городом и его беспокоила активность половцев на границах государства. Князь даже сравнивал себя со старым соколом, который уже постарел, но свое гнездо в обиду никому не даст.

Истинным препятствием в этой борьбе были другие властители, которые не желали объединиться против общего врага. Их личные распри они ставили выше безопасности державы. Еще и по этой причине Святослав смотрится в положительном свете. Автор произведения не ошибся в том, что придал образу князя патриотическую направленность.

Разнообразные летописи и подлинные источники утверждают, что ему была близка любовь к родной Руси. Он неоднократно это доказывал своими поступками. На протяжении всей истории в книге герой переживает из-за того, что не может сплотиться страна.

В «Слове о полку Игореве» характеристика Святослава строится именно вокруг этого образа – добрый и мудрый мужчина, который заботится о державе.

Дальновидность

В произведении «Слово о полку Игореве» характеристика Святослава и других главных героев пересекается, ведь его поступки основаны на действиях его «сыновей». Проигрыш Игоря в бою против половцев стал громким событием.

Кочевые племена решили, что могут сражаться против воинов Руси, ведь уже одержали одну победу. Святослав же приходится отцом по иерархии для Игоря, а потому половцы думают, что одержали победу и над ним. Этот факт сильно заботит князя, ведь осмелевшие враги могут вторгнуться в государство.

Важно

Но Святослав умел смотреть на несколько шагов вперед. Он предпринимает попытку объединить всех правителей на Руси в единое сплоченное государство, но у него ничего не получилось. В характеристике князя Святослава стоит отметить, что он видел слабость в междоусобицах.

Персонаж в книге понимает пагубность внутренней борьбы за власть, желания получить славу. Только вот к его словам никто не желал прислушаться.

Еще немного о личности

В своем правлении Святослав не был жестоким князем. Он был добрым по своему характеру и стремился принести мир в свою державу. Именно потому он объединился в союз с Рюриком Ростиславовичем. Этот компромисс помог исключить военные междоусобицы на целых тринадцать лет.

В тех реалиях такой срок считался большим достижением. При этом Святослав Всеволодович правил только Киевом, а Рюрик имел власть над другими городами в государстве. В своем отношении к врагам персонаж полностью менялся. Он становился беспощадным и жестоким, без проявления даже малейшей жалости.

Мнение историков и исследователей в анализе этой фигуры расходится. Многие из них сходятся на мысли, что личность Святослава Всеволодовича в этот период на Руси была достаточно весомой. Он правил Киевом, сумел заключить выгодный союз в 1181 году, который принес мир, а также успешно боролся с половцами.

Этого достаточно для создания образа положительного персонажа.

Другие мнения и итоги

В характеристике Святослава в «Слове о полку Игореве» следует отметить, что его правление пришлось на трудное время. Со своим добрым характером он сделал все, что было в его силах. Об этом говорят и некоторые историки, подчеркивая трудности в его бурной жизни.

Ряд других исследователей считают, что автор слишком сильно идеализирует фигуру Святослава. Он показывает только лучшие стороны героя, а все его возможные минусы упускает из поля зрения.

Если подытожить всю информацию из книги и мнения экспертов, то получится, что Святослав был выдающимся князем, который в истории не имеет большого веса. Его мудрость и дальновидность позволили добиться некоторых успехов в политическом направлении.

Также Святослав Всеволодович провел успешную военную кампанию против половцев. Только вот его сил не хватило для нового объединения Киевской Руси в единое мощное государство.

Источник: https://autogear.ru/article/377492/kratkaya-harakteristika-svyatoslava-v-slove-o-polku-igoreve/

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Подробности29.09.2011

83.3(2Рос=Рус)я7

Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. – 7-е изд. – М. : Высш. шк., 2003. – 334 с. : ил.

Изображение князей. Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.

Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания.

С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону…

Хощу бо, — рече, — копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Совет

Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.

«Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.

Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов.

Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны.

Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.

Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.

«Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца».

«Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста»,— к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна».

«Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.

Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» — старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили».

Обратите внимание

И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича…

Читайте также:  Образ и характеристика груши в повести лескова очарованный странник сочинение

уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.

Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.

За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин.

Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей.

Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.

В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков.

Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.

В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован.

Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени.

Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.

«Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».

Важно

Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он.

«Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле.

Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!».

Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г.

, когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане»,—говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп.

(гривна — 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб — 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).

Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов —«живые копья» —рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».

Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход — вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями».

Совет

Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота.

Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.

Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».

Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».

Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины — верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину.

Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам.

Ее скорбь о поражении Игоря — это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!

Источник: http://www.ol-cbs.ru/51-other/slovo/486-slovo-o-polku-igoreve-obravy-rus-knyazej

Анализ “Золотого слова” Святослава из “Слова о полку Игореве”

Меню статьи:

Слово о полку Игореве – это произведение, которое стало значимым в жизни славянских народов. Текст этого произведения занимает умы и вызывает интерес у научных деятелей различных отраслей и направлений, так как по своей сути является энциклопедией того времени.

Именно в этом произведении мы можем увидеть этапы симбиоза христианства и язычества, обозначить эволюцию образов политических деятелей и социальных ролей, узнать о географических особенностях древнего государства, проанализировать особенности ведения боя, обмундирования воинов.

Этот текст периода Киевской Руси помогает не только узнать о стихотворных особенностях того периода, но и узнать о различных социальных категориях, их функциях в обществе. Одним из опорных моментов «Слова» является «Золотое слово» Ярослава.

Кто такой Святослав

Святослав Всеволодович, действующий в произведении, по факту, является исторической личностью. Годы его правления припадают на 1140-1194.

Политическая деятельность Святослава Всеволодовича обозначена урегулированием отношений и борьбой с междоусобицами.

Обратите внимание

В контексте общей политической и экономической ситуации результаты его правления были положительными, а достижения, хотя они и не избавляли от большинства проблем, все же были заметны.

В глазах народа он выглядел талантливым и перспективным деятелем. Естественно, что в «Слове о полку» образ Святослава подвержен литературной обработке – некоторые его качества характера умышлено опоэтизированные – это позволяет с большей силой акцентировать на проблемах и целях эпоса.

Роль Святослава Всеволодовича в «Слове о полку Игореве»

Несмотря на то, что Святослав Всеволодович не принимает участие в военном походе, его роль в тексте неизменно важна. Автор отвел ему задание анализировать причины неудачи похода и общую ситуацию в княжествах.

Такой функции соответствует и возраст Святослава Всеволодовича. На момент повествования он опытный политический деятель и военный, обладающий значимыми достижениями в области ведения военных походов.

Почему слово Святослава названо Золотым

Слово Святослава в самом тексте не обозначено как Золотое. Такое символическое название фрагмент текста «Слова о полку…» получило исходя из его сути и содержания.

Первоочередная задача – справиться со своими внешними врагами.

Это вполне выполнимая задача, однако, для этого необходимо не только приложить значительные усилия, но и быть готовым принести свою жизнь в жертву. К сожалению, такое положение вещей неизбежно.

С врагами невозможно будет договориться мирным путем – свою свободу и мир необходимо отстаивать военным путем, а в этом деле невозможно избежать жертв.

Вторая задача, пожалуй, еще более сложная. Князьям необходимо отказаться от своей алчности, желания властвовать и быть главнее всех. К сожалению, такая борьба с самим собой и своим внутренним естеством не всем по силам, поэтому эта задача кажется еще более трудной, но вполне осуществимой.

Во-вторых, в слове Святослава ярко прослеживается взаимосвязь мир-золото. Этот постулат фактически вытекает из необходимости объединения. Мир достается слишком дорогой ценой, это те вещи, к которым нельзя относиться пренебрежительно.

Другими словами, фразу о сравнении мира в качестве золота, невозможно воспринимать буквально, в ее значении сокрыт глубокий смысл о сложностях и драгоценностях мира.

Особенности Золотого слова и характеристика Святослава

В реальной жизни о Святославе Всеволодовиче отзываются как о человеке рассудительном, обладающим спокойным нравом. Такая же тенденция к характеристике Святослава сохраняется и в тексте «Слова».

Князи были полны решительности и смелости, но это не помогло им победить врага. Впервые в истории русские князи были пленены половцами, а войска русичей беспощадно разбиты, осознание этого факта крайне негативно усиливает порицательную сторону Золотого слова.

В первую очередь проявляется его сердобольность – он искренне переживает за судьбу молодых людей, погибших и попавших в плен. Именно поэтому его слово смешано с горькими слезами. Святослав не думал, что князья способны на такой безрассудный поступок. Киевский князь называет такое действие «злом».

Важно

Святослав обозначает и причины, повлекшее трагедию общенародного масштаба – князьями руководствовало желание прославиться, добыть себе честь и почет, но при этом они не взирали на тактическую сторону их похода.

Для боевой доблести было выбрано крайне неудачное время, к тому же силы их были неравны, что также крайне негативно сказалось на итогах похода.

Князья не побеспокоились о том, чтобы продумать все мелочи их похода, поэтому навлекли беду на седые волосы киевского князя – Святослава.

Святослав вспоминает своих предшественников, теплые воспоминания об их былой славе и доблести вызывают восхищение. Киевский князь считает, что это результат искренней доблести и желания обеспечить безопасность и счастье своего народа.

Потом киевский князь обращается с призывом объединиться между собой. Важно забыть все обиды друг на друга, лишиться чувства корысти, прекратить междоусобицы. Только таким образом можно добиться победы.

Князья должны думать о благополучии своей Родины, а не о личных благах или победах.

Святослав видит в поражении Игоря повод для объединения. В его понимании все князья должны последовать этой цели.

Таким образом, Золотое слово Святослава выполняет значимую функцию в тексте.

Киевский князь в своем обращении анализирует поход князей против внешнего врага, причины их неудачи, указывает на правильный подход к борьбе против врагов.

Совет

Святослав показан в качестве мудрого правителя, который относиться ко всем князям с отцовской любовью, он огорчен их поступком, но не злится на них, а в мягкой форме обличает их желание к славе.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/sochinenija/slovo-o-polku-igoreve-knyaz-svyatoslav.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector