Образ и характеристика кота бегемота в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Бегемот

Кот Бегемот — персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», любимый шут Воланда.

Бегемот – это кот-оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей».

В виде человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает и похищает Варенуху в общественном нужнике.

Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллегентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на трамвае:

«Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности  застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо  сильнее,  был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только  увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

—  Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Обратите внимание

Ни  кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не  то,  что  кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Кот   оказался   не  только  платежеспособным,  но  и  дисциплинированным  зверем. При  первом  же окрике кондукторши он прекратил  наступление,  снялся  с подножки и сел на остановке,потирая  гривенником усы.

Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай  тронулся,  кот  поступил  как всякий, кого изгоняют из трамвая,  но  которому  все-таки  ехать-то надо.

Пропустив мимо себя  все  три  вагона,  кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник.»

В «нехорошей квартирке» кот Бегемот перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом:

«Но оказались в спальне вещи и похуже:  на  ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий,  именно — жутких  размеров  черный кот со стопкой водки в одной  лапе  и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой.

Свет, и так слабый в спальне, и вовсе начал меркнуть в глазах степы. «Вот как, оказывается, сходят с ума!» — Подумал он и ухватился за притолоку.

—  Я  вижу,  вы  немного  удивлены,  дражайший  Степан Согданович?-  Осведомился  Воланд  у  лязгающего зубами степы, — а между тем удивляться нечему. Это моя свита.

Тут  кот  выпил водки, и степина рука поползла по притолоке вниз.

—  И свита эта требует места, — продолжал воланд, — так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний — именно вы !

—  Они,  они!- Козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном  числе  говоря  о степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами,используя  свое  положение, ни черта не делают, да и делать ничего  не  могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!

— Машину зря гоняет казенную!- Наябедничал и кот, жуя гриб. Когда Степа, совсем уже сползший на пол, ослабевшей рукой царапал притолоку.»

Заинтергованы? Это только начало похождений этого дьявольски изумительного кота. Кот бегемот умеет показывать карточные и другие фокусы, играть в шахматы, распоряжаться на балах…

Кот Бегемот —  только один из персонажей этого замечательного произведения, созданного истиным мастером отечественной литературы. Всем, кто не знаком с этим уникальным романом рекомендуем! Налаждайтесь чтением и присоединяйтесь к армии поклонников.

Кот Бегемот – любимый персонаж нашего кошачьего интернет портала http:www.33cats.ru!

Кот Бегемот отставил свой след не только в литературе. Он был изображен на официальной марке СССР1991 года, выпущенной в честь 100 юбилея великого писателя.

Важно

В Киеве на Андреевском спуске на фасаде ресторана рядом с домом- музеем Михаила Булгакова есть памятное место для почитателей кота Бегемота. Говорят, что в последнее время мемориал коту исчез, как и сам персонаж в финале романа. Однако памятник исчез не бесследно – сохранилось фото и надежда на его воскресение.

В Москве в сквере на улице Советской Армии установлена лавочка Коровьева и Бегемота.

Источник: http://www.33cats.ru/guide/item/120-kot-begemot.html

Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»

Кот-оборотень из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» едва ли не самый популярный персонаж произведения. Образ его был навеянный автору книгой И.Я. Порфирьева, где описывается водное чудовище Бегемот, живущее в незримой человеческому глазу пустыне. Помимо того существует версия, что кот-оборотень был списан Булгаковым со средневекового демона чревоугодия.

Данный мотив зависимости от материальных благ и ценностей можно проследить во многих сценах произведения. Например, в сцене в театре, где люди неистово дрались за деньги, летящие с потолка. Впрочем, жена Булгакова, Л.Е. Белозерская утверждала, что прототипом для создания образа Бегемота, послужил их домашний кот Флюшка.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу характеристики персонажа, следует разобраться в его роли в романе. Бегемот описан в книге, как большой черный кот, главный помощник Воланда.

В его образе смешаны философия, повадки интеллигента и агрессивность. Его первое появление происходит во время погони за Воландом, от которой кот сбегает на трамвае.

Второе его появление происходит перед Степаном Лиходеевым – кот пьет водку при нем, попутно закусывая сушенным грибом.

Также на пару с другим демоном, Азазелло, избивает Варенуху. Не последняя роль отведена ему и во время занятья черной магией, когда Бегемот, дабы поразить зрителей, наливает себе воды в стакан и выпивает ее. Также по поручению Фагота демон лишает Жоржа Бенгальсого головы, впрочем, позже возвращает ее на место. Приказ дирижеру прекратить играть отдает как раз таки Бегемот.

Кроме того после посещения демоном председателя Зрелищной комиссии последний исчезает, оставив после себя костюм, лежащий в кресле. Когда Маргарита появляется в спальне Воланда, она застает Бегемота, играющего в шахматы с хозяином дома и проигрывающего ему. Демон не так прост и пытается жульничать, что только подчеркивает его дьявольскую натуру.

Все сценки с Бегемотом наполнены юмором, иронией и философией, что заставляет задуматься над человеческими желаниями и пороками. В какой-то мере его появление в тех или иных частях книги снимает всеобщее напряжение романа.

Совет

Последнее перевоплощение Бегемота – привычный образ кота-оборотня пропадет и пред нами предстает худенький юноша-паж из свиты Сатаны.

Что же касается общей характеристики персонажа, то Бегемот без сомнений один из самых веселых, забавных и в то же время глубоких персонажей романа. Детальный анализ дает возможность понять, что он вовсе не беззаботный весельчак, а просто шут, при дворе своего хозяина.

Он послушный, исполнительный, всегда готовый выполнить любое поручение своего господина. Азартный игрок, верный друг, преданный соратник Воланда, Бегемот многогранный персонаж, чьи даже самые веселые проделки несут в себе глубокий философский смысл.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/10/kot-begemot-v-romane-master-i-margarita.html

Кот Бегемот — самый обаятельный герой бессмертного романа | Матвей Перция

К концу Соввласти я работал учителем в школе. Роман «Мастер и Маргарита» еще в программу не ввели, но уже его можно было читать в программе внеклассного чтения.

К сожалению, больше трех часов выделить на него я не мог, но это были интенсивные часы. В результате несколько человек написали сочинения, которые мне понравились, и я их сохранил.

Одно такое публикую в ответ на пост «М и М — кто главный герой романа». Кое-что я, конечно, подредактировал, но основа осталась.

Роман «Мастер и Маргарита» писался во времена страшной сталинской тирании, когда каждое слово правды о котах преследовалось и каралось.

Сам Булгаков, любящий котов до безумия, просил у Сталина разрешения выехать за границу, чтобы изучать их в естественном ареале обитания в Париже, но, не получив разрешения, стал писать свой знаменитый роман.

В романе, посвященном мировому событию: приезду в Москву знаменитого любителя котов (в основном черных) Воланда – главного персонажа малоширокоизвестной в узких кругах оперы на либретто Иоганна Гете – далеко не последнюю роль играет кот Бегемот.

Вместе с вечно расхлябанным, в треснувшем пенсне, малопривлекательным и несимпатичным Коровьевым Кот путешествует по улицам Москвы, вызывая любопытство прохожих и проезжих. Первый раз мы знакомимся с ним во время представления в варьете.

Обратите внимание

Он единственный, кто высказывает сочувствие к женщинам, утратившим девичью честь и женское достоинство в погоне за импортными шмотками и падающими с неба деньгами: он подносит им платья и туфли, галантно себя ведет и, если не считать того, что он отрывает голову завравшемуся конферансье, не вызывающему у нас никакого сочувствия, Кот – самый воспитанный из всей этой компании.

Читатель симпатизирует Коту, где бы тот ни появился. По сравнению с бесстыжей, развязной, прикрытой только передничком (очевидно, чтоб показать стройные ножки) голой Геллой, которая нагло дергает его за усы, не понимая, что это у котов самое больное место, Бегемот, старающийся развлечь Воланда, – просто само очарование.

Даже проигрывая в шахматы, Кот не сдается, а лезет под кровать, чтобы позолотить себе усы. Он прекрасно стреляет из револьвера, умеет показывать карточные фокусы, непритязателен в еде и страшно обаятелен. На балу он затмевает собой и Маргариту, и самого Воланда.

Он, в отличие от Коровьева, подсказывает Маргарите, как ей себя вести с этой толпой трупов – убийц и насильников.

Прекрасна сцена, где менты ловят Кота. Как ловко он уклоняется от пуль, как артистично притворяется раненым, вводя в заблуждение зарвавшихся «сталинских соколов». Как правдиво одной репликой Кот вскрыл всю подноготную сталинских репрессий: – Сижу, никого не трогаю, починяю примус!… Безвинного кота хотят упечь в концлагерь, как упекли миллионы простых людей, но поди поймай!

Трогательно до слез прощание Бегемота и компании с Москвой. Коровьев пытается свистнуть, но у него, по словам кота, выходит очень средне. Зато когда свистнул Бегемот, – берег обвалился, здание рухнуло. Но без членовредительства, как приказал великий гуманист Воланд.

Читатель настолько сроднился с Котом, что ему уже неинтересны переживания Мастера, а тем более красотки Маргариты, которая, стараясь спасти своего любовника, на фоне кота Бегемота выглядит довольно бледно.

Альтруизм же Кота не вызван никакими личными причинами – он просто таков: наказывает зло во всех его проявлениях и поощряет тех, кто ему нравится, в частности Маргариту.

Последние строки могут вызвать слезы у почитателей героев романа. Мы и раньше подозревали, что в веселом хулиганстве котячей компании таится какая-то загадка.

Слишком они веселы, слишком явно прикалываются над всеми проявлениями человеческого идиотизма вообще и советского в частности. Действительно, оказывается, Кот, как мы смутно и подозревали, – вовсе не кот, а паж из свиты Воланда.

Это еще можно было бы пережить, но он на самом деле совсем не весельчак, а просто был наказан за то, что когда-то неудачно пошутил.

Важно

Можно только догадываться, над каким высоким начальством подтрунивал обладающий прекрасным чувством юмора падший ангел: скорее всего, над Богом, теория и практика которого может вызвать неадекватную реакцию не только у Кота. А как известно, никакое начальство не допускает шуток над собой.

Но вернемся к нашему Коту. Несмотря на потрясение, испытанное читателем, разочарованным в самых лучших своих ожиданиях, книга вообще и кот Бегемот в частности не оставляют читателя равнодушным: все с неиссякаемым интересом следят за похождениями героев романа Булгакова.

Читайте также:  Сочинение на тему уважение 9 класс огэ 15.3

Кому-то нравится Мастер, привлекательна для мужчин Маргарита, внушает уважение Воланд, какие-то адекватные ассоциации рождает Гелла, но все они блекнут перед личностью Кота, которого признают обаятельным и сами герои романа.

Его светлый образ надолго сохранится в наших сердцах, заставляя еще и еще раз перечитывать роман, пропуская несколько занудную любовь главных героев и восхищаясь прекрасным образом Кота с большой буквы – Кота Бегемота.

Источник: http://maxpark.com/user/1694930282/content/1355224

Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание внешности и характера

Кот Бегемот.Художник А. Э. Луказик-Фиш

Кот Бегемот является одним из самых забавных и ярких героев в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Этот персонаж состоит в свите Воланда, он всегда и везде появляется со своим напарником Коровьевым.

Вместе они выполняют поручения Воланда и безобразничают.Ниже представлен цитатный образ и характеристика кота Бегемота в романе «Мастер и Маргарита»: описание внешности и характера героя.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»: образ и характеристика

Кот Бегемот является помощником Воланда и состоит в его свите: «…рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот…»

Этот персонаж все делает вместе со своим напарником — господином Коровьевым: 

«…согласился со своим неразлучным спутником Коровьев…» «…длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот…» «…это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот…»

О внешности кота Бегемота известно следующее:

«…кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами…» «…и кот черный, жирный…» «…жутких размеров черный кот…» «…слышались мягкие прыжки тяжелого кота…» «…протянул пухлую лапу…» «…свои острые уши…» «…Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке…»

Внешность кота Бегемота на балу у сатаны:

«…Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены…» «…зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?..»

Бегемот — кот огромного размера:

«…громаднейшего черного кота, сидящего на стуле…» «…невероятных размеров кот…» «…кот, громадный, как боров…» «…черный котище…»»…в зеркале прошел здоровеннейший черный кот…»

Кота Бегемота зовут так из-за его огромного размера:

«…входит кот. Черный, здоровый, как бегемот…»

Бегемот ходит на задних лапах как человек: «…котом, вступившим на сцену на задних лапах…» «…Стоящий на задних лапах…»

Кот Бегемот ведет себя как человек:

«…этот странный кот сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно…» «…кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!..» «…он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан…»

Кот Бегемот разговаривает как человек:

«…вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом…» «…Я, кажется, русским языком спрашиваю, – сурово сказал кот…»

Этот персонаж иногда превращается в человека с кошачьей мордой:

«…увидел за собою какого‑то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией…» «…отозвался котообразный толстяк…» «…входит толстяк, тоже с какой‑то кошачьей мордой, и говорит…» «…толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота…»

В «человеческом виде» Бегемот похож на оборванца:

«…глядел на двух сомнительных оборванцев…» «…Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул…» «…на разорванный Бегемотов локоть…» «…со своим порыжевшим ботинком на пол…» «…надел кепку на круглую голову, поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть…»

Этот персонаж умеет творить «чудеса»:

«…Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг…» «…Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе…»

При этом он ведет себя как шут:

«…Нет, я видеть не могу этого шута горохового…» «…Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению…» «…перед двумя одетыми какими‑то шутами гороховыми…» «…Очень хорошо, мессир, – ответили оба гаера…» (гаер — то есть шут)

Кот Бегемот — неугомонный весельчак, который любит безобразничать:

«…Салют, мессир, – прокричала неугомонная парочка…» «…неугомонный Бегемот…» «…не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились…»

Он является обаятельным существом:

«…Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный…»

Кот Бегемот любит поговорить:

«…Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот…»

Он ведет себя нагло:

«…наглый котяра Бегемот..»

«…А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло!..»

«…А тот нахал, вообразите, развалился в кресле…»

Кот Бегемот является хвастуном:

«…презрительно кривя рот, протянул их хвастуну…»

Он иногда ведет себя как мошенник:

«…Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту…»

Кот Бегемот — врун:

«…Враки, как и всегда, – ворчал Азазелло, косясь на Бегемота…» «…И интереснее всего в этом вранье то, – сказал Воланд, – что оно – вранье от первого до последнего слова…»

Он умеет играть в шахматы:

«… громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня…»

Кот Бегемот курит сигареты и пьет водку и пиво:

«…подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот…»

«…Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки…»

«…испытываю желание закусить и выпить большую ледяную кружку пива.
– И я тоже, – ответил Бегемот…»

На самом деле кот Бегемот — это демон, помощник сатаны Воланда:«…держите их! У нас в доме нечистая сила!..» «…притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост…» «…Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном‑пажом, лучшим шутом, какой существовал когда‑либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны…»

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/12/kot-Begemot-roman-Master-i-Margarita-Bulgakov.html

Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»: образ и характеристика, описание внешности и характера

Образ кота Бегемота в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не может оставить равнодушным никого. Он шутит, гримасничает, удивляет и поражает своим непредсказуемым поведением. Бегемот полноправный член свиты Воланда.

Его действия часто шутливы. Ему нравится шокировать людей своим поведением. Разыгрывать их. Устраивать представления, как например, с пожаром в доме на Садовой.

В самом начале романа кот Бегемот пытается казаться очень дружелюбным.

Знакомство с ним вызывает симпатию и немного шокирует. Кот огромных размеров, ходит на двух ногах, черный как ночь, но разговаривает и ведет себя как человек. Пьет водку, ест человеческую еду, причем использует для этого столовые приборы.

Позже, его образ становится уже не таким веселым, а скорее зловещим. Бегемот со своим другом Фаготом устраивают сцены, провоцируют потасовки среди людей в магазине «Торгсин» и ресторане «Грибоедов». Во время сеанса черной магии Бегемот отрывает голову конферансье, затем возвращает ее на место.

Персонаж кота манит своими загадками. Являясь оборотнем, он мгновенно меняет образы.  Огромный черный кот неожиданно становится человеком, похожим на кота, а затем растворяется в воздухе.

В начале «Бала Сатаны» Кот Бегемот творит атмосферу праздника: «Я в восхищении!». Одевает бант, бинокль и золотит усы, ведет светские беседы и плавает в фонтане из коньяка.

Здесь же, особенно заметна его дружелюбность по отношению к «своим», в частности к Маргарите. Он ей советует, как себя вести с гостями, и находится рядом с ней, а после бала, и вовсе, пытается создать «домашнюю» обстановку.

Его шулерство при игре в шахматы с Воландом и его любовь рассказывать различные небылицы вызывают улыбку.

Совет

Погружаясь в роман все глубже, создается впечатление, что Кот Бегемот не так уж прост, каким хочет показаться. Он серьезно относится к поручениям Воланда и все его проделки имеют смысл. Иногда, это борьба с системой, но чаще — наказания обычных людей за их плохое поведение…

Во время «Бала Сатаны» создается впечатление, что сейчас он настоящий! Среди свиты Воланда кот такой, каков есть на самом деле: рассказчик небылиц, шулер в шахматы, азартный стрелок, обаятельный друг и верный подданный Воланда.

Автор в конце книги, открыл истинные лица своих персонажей. В них мы с удивлением видим, что кот Бегемот отнюдь не весельчак по природе, а всего лишь шут при дворе своего господина.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1147

Образ и характер характеристика Коровьева кота Бегемота Азазелло по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Как известно, литература – это вид искусства, который служит для отображения действительности, своеобразное зеркало жизни во всем ее многообразии. Однако функции ее не ограничиваются только изображением окружающего мира.

Самые лучшие литературные произведения, ставшие классическими, посвящены тем или иным негативным сторонам действительности с целью заострить на них внимание читателя и тем самым способствовать исправлению отдельных людей и общества в целом.

Одним из жанров литературы, целью которого является именно борьба с пороками отдельного человека и общества в целом, является сатира.

Злободневная, остросоциальная сатирическая литература безжалостно разоблачает многочисленные несоответствия общественной жизни, которых достаточно в любой период, высмеивает разнообразные недостатки

людей. Оружие такой литературы – гротеск, то есть преувеличение пороков и несоответствий, а также разнообразные метафоры и условности.

В отличие от сатиры, философская литература редко бывает злободневной и остросоциальной. Однако это не значит, что в ней не описываются и не исследуются недостатки людей и общества. Просто темы, которые затрагивает философская литература, обычно другие. Они более масштабны, глобальны.

Очень часто речь в таких произведениях идет об общечеловеческих ценностях. Добро и зло, любовь и ненависть, доверие и предательство – вот только немногие из тем, которые могут подниматься в них.

Обратите внимание

Тем не менее для раскрытия и анализа этих тем используются приемы, очень похожие на те, которые характерны для сатиры.

Однако несмотря на сходство выразительных средств, очень редко случается, чтобы сатирический и философский жанр сочетался в одном произведении. Ведь злободневность очень трудно совместить с размышлениями на вечные темы. Тем не менее такие произведения

встречаются. И одно из них – роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Это произведение написано в переломный для нашего государства момент, в 30-е годы XX века. Недавно отгремели две войны – Первая мировая и Гражданская.

Только что страна преодолела послевоенную разруху, и уровень жизни оставался еще очень низким, что вызывало множество несоответствий в обществе и давало повод для написания сатирических произведений. В это сложное время повседневная жизнь была трудной: жилья и качественных товаров не хватало, обострились не только социальные противоречия.

Стали гораздо более актуальны такие общечеловеческие ценности, как доброта, моральность, любовь. Именно их порой не хватало людям в это время. Все это и совместил Булгаков в одном произведении.

Для раскрытия многочисленных и разнообразных тем романа автор воспользовался всеми возможными средствами и воплотил их в образах Воланда и его свиты – Коровьева, кота Бегемота и Азазелло. Их глазами он показал современную действительность со всеми ее несообразностями.

Причем сверхчеловеческие способности и своеобразное чувство юмора “пришельцев” сделали эти несоответствия особенно заметными и смешными.

Однако с их же помощью Булгаков раскрыл и философский смысл романа, дав возможность не только наказывать людей за мелкие пороки, но и изменять их судьбы, судить и прощать.

Важно

На первый взгляд, сатирическая сторона деятельности Воланда и его свиты более очевидна. Именно их глазами показана современная Булгакову столичная жизнь.

Читайте также:  Жанр и особенности жанра поэмы полтава пушкина

То, что они наблюдали ее со стороны, не являясь москвичами, делало ее недостатки и несоответствия особенно заметными. Интересовали этих знатоков человеческих душ и жители столицы с их пороками.

При этом нечеловеческие способности сатаны и его слуг позволяли глубоко проникать в мысли людей и эффективно наказывать тех, кто достоин наказания.

Воланд приезжает в Москву под видом артиста, который хочет увидеть город и его жителей. И лучше всего это удается ему во время спектакля в театре Варьете. Именно здесь он обращает внимание на такие пороки людей, как жадность и лживость.

Правда, над зрителями, пришедшими на “сеанс черной магии с разоблачением”, Воланд всего лишь шутит, хоть и не очень по-доброму: ведь, по его мнению, люди “любят деньги, но ведь это всегда было”. Никто из зрителей не пострадал, однако по их жадности и гордости был нанесен удар: дармовые вещи исчезли, а деньги превратились в обыкновенные бумажки.

А вот с обманщиками “артисты” поступили гораздо более жестоко: Аркадия Аполлоновича Семплеярова, обманывавшего жену, разоблачили и опозорили, а конферансье Бенгальскому Бегемот оторвал голову.

Гораздо более сурово обошелся Коровьев с другим жадным человеком – Никанором Ивановичем Босым, который за взятку оформил Воланду и его помощникам прописку в квартире, на которую имели право другие люди. Сон Никанора Ивановича и то, что он оказался в психиатрической клинике, шутник Фагот счел подходящим наказанием.

Обратил внимание Воланд и на “квартирный вопрос”, который волновал в это время почти всех москвичей. “Квартира в Москве? Это серьезно”, – говорит сам Булгаков, и Воланд с ним согласен.

Совет

Именно поэтому он не слишком серьезно наказывает Поплав-ского, дядю Берлиоза, который приехал, чтобы добиться права на квартиру погибшего племянника.

Помощники Воланда, обладая нечеловеческими возможностями, легко справляются с проблемой жилья, воспользовавшись “пятым измерением”, о котором Коровьев рассказывал Маргарите. Однако он же рассказывает о мошенниках, которые умеют увеличить свою жилплощадь “без всякого пятого измерения”.

С помощью этих же персонажей Булгаков показывает чиновников, которые находятся не на своем месте, и писателей, для которых их занятие – это только профессия. Так, руководителя Варьете Степана Лиходеева Азазелло охарактеризовал так: “Он такой же директор, как я архиерей”.

А из слов Коровьева стал понятен и этот человек, и его деятельность: “Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено”.

Что же касается писателей, то Коровьева, как и Булгакова, огорчает и удивляет то, что принадлежность к этой профессии определяется только наличием удостоверения. “Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? – удивляется помощник Воланда, пытаясь пройти в “Грибоедов”. – “Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа”.

Воланда и его помощников заинтересовали и другие пороки людей и общества – очковтирательство чиновников, состояние системы общественного питания и даже обыкновенное бытовое хамство.

Они наказывают и буфетчика Варьете, предлагающего посетителям продукты “второй свежести”, и Варенуху, отучая его лгать и хамить хотя бы по телефону, и работников зрелищного филиала, не отваживающихся отказаться от участия в многочисленных кружках и секциях, которые организует начальник. Однако все это – только сатирический пласт романа.

Что же касается философских тем, которые автор поднимает на страницах произведения, то здесь роль свиты Воланда гораздо меньше, зато большое значение приобретает образ самого сатаны. Именно он помогает осмыслить, что такое добро и зло, любовь, верность и предательство.

Обратите внимание

Если наказанием людей за мелкие грехи занимались в основном Коровьев и Азазелло, то судьбу ключевых персонажей романа решает сам Волан! Именно он вознаграждает Мастера за роман, написанный им, и за страдания, перенесенные в связи с этим романом. Именно от него Маргарита получает награду за любовь, которая преодолела все преграды.

Он же возвращает Мастеру сожженный роман, убеждая его в том, что “рукописи не горят”.

Являются ли булгаковский сатана и его помощники злом? Возможно, и так: стоит только вспомнить, что Коровьев и Бегемот сожгли “Грибоедов”, а Азазелло превратил Варенуху в вампира. Однако это всего лишь мелкое бытовое зло, которое они причиняют людям в наказание.

Но является ли злом смерть Берлиоза? Нет, это также наказание, однако за более тяжкий грех. Редактор журнала не верил в Бога и пострадал из-за этого. И это наказание не стоит считать слишком жестоким: неверие Берлиоза было безграничным.

Он спорил с Воландом, которого “едва не свел с ума, доказывая ему, что его не существует”.

Однако, как и Коровьев с Азазелло, Воланд не является носителем зла. Он не представитель противостоящей Богу силы, а, скорее, его помощник, выполняющий грязную работу. Добро изображено Булгаковым слабым и беззащитным. Задача Воланда и его свиты – защищать его.

Это делает их выше добра и зла, их руками на земле творится справедливость. Воланд является в романе символом воздаяния по заслугам. Иногда это воздаяние кажется чересчур жестоким, но оно остается справедливым. Так, Берлиоза и Ивана Бездомного он наказал за одну и ту же провинность – за неверие.

Однако первый был убит, так как уже не мог измениться. Второй же получил шанс поверить в Бога и остался жив.

Но даже Воланд не всегда в состоянии решить, какой участи достоин человек. Именно поэтому справедливое наказание для Пилата Воланд предложил определить Мастеру. И неудивительно: роман, в котором он так точно описал все, что происходило с Пилатом и Иешуа, поставил автора на одну ступеньку с Воландом.

Таким образом, с помощью образов сатаны и его свиты Булгакову удалось в одном произведении совместить сатиру и глубокую философию. При этом он использовал и гротеск, изображая шутки Коровьева и Бегемота, и условности, такие как бал у сатаны, и множество метафор.

По сути, сами образы Воланда и его свиты метафоричны и условны, как и то разрешение противоречий, которое они предлагали.

Важно

На самом же деле, не обладая сверхчеловеческими возможностями этих персонажей, Булгаков так и не смог с помощью своего романа изменить современную ему действительность.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-koroveva-kota-begemota-azazello-po-romanu-master-i-margarita-bulgakov-mixajl/

Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда.

Как не улыбнуться, прочитав такие строки: «…на ювелиршином пуфе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Таким его особенно любят изображать художники-иллюстраторы.

Еще вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ: « – Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…»

Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых – Флюшка, огромный серый котище.

Вероятно, ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота.

Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.

Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень.

Совет

Очеловечил кота еще Шарль Перро в знаменитой сказке «Кот в сапогах». Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил «Житейские воззрения кота Мурра».

Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор великолепной сказки «Черная курица».

В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть «Лафертовская маковница». У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота.

Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила:

«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в «мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…

Впрочем, булгаковский кот Бегемот воспринимается читателями преимущественно как «комик в жизни», и немногие вспомнят, что он еще и «злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра-варьете.

«Клетчатый» Коровьев-Фагот, тоже большой весельчак, указывая на надоевшего всем конферансье Бенгальского, спросил у зрителей: «Что бы нам с ним сделать?» «Голову оторвать!» – неосторожно посоветовали с галерки. «И произошла невиданная вещь.

Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил ему на голову.

Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».

Ай да кот! И, кстати, почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой, «как боров»? И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала «Бегемот».

Обратите внимание

Нет, скорее всего, ответ кроется в самой природе «демонической» группы персонажей, возглавляемой Воландом. Свиту дьявола составляют, естественно, демоны, или бесы, по-русски выражаясь. А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов – Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот

Источник: https://masterimargo.ru/kot-1.html

Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

В моей работе я вновь обращаюсь к роману М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита «. В предыдущей работе для исследования был взят образ кота Бегемота, образ периферийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ (портрет, речевая характеристика) , как эпизодический герой движет сюжет, помогая прочесть основные темы романа.

Сейчас для анализа я выбираю центральный образ — Маргариту. Почему это центральный образ? Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, которые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри.

Это темы веры, творчества, любви — все то, из чего вырастает истинная жизнь.

Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей — Елены Сергеевны Булгаковой.

Меня интересует, как этот образ помогает понять авторский замысел, как соотносится с другими героями произведения. Создавая образ Маргариты, автор использовал портрет, речевую характеристику, описывал поступки героини.

Меня заинтересовало, как создана речь Маргариты, как она изменяется, с чем это связано, как помогает понять авторский замысел, ведь речевая характеристика это то, что помогает заглянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора.

Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет к пониманию как ее образа, так и других образов и тем в романе.

Читайте также:  Образ и характеристика минского в повести станционный смотритель сочинение

Почему именно речь? Мне кажется, что речевая характеристика Маргариты все время находится в движении, постоянно изменяется, в зависимости от действия происходящего в романе.

Кроме того, почти никто из известных мне булгаковедов, таких как М. Чудакова, Б. Гаспаров, Б. Соколов, не обращались к речевой характеристике Маргариты.

Важно

Моя основная задача — попытаться понять концепцию романа, анализируя изменение речевой характеристики Маргариты.

Первый диалог Мастера и Маргариты. Его нам пересказывает Мастер, но при этом речь Маргариты слышна очень отчетливо. Еще до ее слов появляется такая характеристика, как внезапность: «… внезапно заговорила она. « Во фразе «Нравятся ли вам мои цветы? « есть направленность и на себя, и на собеседника, и на целый мир. И сразу же дана характеристика голоса.

Мне, кажется, что не будь фразы, а будь лишь эта характеристика, изменилось бы не многое, а точнее, ничего бы не изменилось. Каков этот голос? Он отчетлив, «… он низкий довольно-таки, но со срывами,… показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены.

« В голосе этом есть внутренняя напряженность (ведь « со срывами «) , есть и погруженность в себя («низкий») , и уже в голосе отразилось великое одиночество, ведь вторит ему лишь эхо, и отражает его даже стена, которая наделена самой нелестной цветовой гаммой: желтизной и грязью.

В следующей фразе: « Вы вообще не любите цветов? «, мы видим уже обращение к другому человеку, уходит направленность на себя. И опять очень важна характеристика голоса, даваемая Мастером. « В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. « И почти сразу же — усмешка. И сразу же молчание, из которого вырастает предощущение любви.

Враждебность, усмешку, молчание можно объяснить мироощущением одинокого человека, который, сталкиваясь с кем-то другим, сначала враждебен, ироничен и лишь позже может проявить свое истинное отношение.

Следующую фразу мы слышим опять же из уст Мастера. « Она — то впрочем, утверждала впоследствии, что… любили мы давно-давно, не зная друг друга… « То есть Маргарита, обретающая любовь, обретает и уверенность. Речь оказывается объединяющим началом, уравнивающим двух героев: « Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет».

В своей речи Маргарита пророчествует: «Она сулила славу, она подгоняла… и… стала называть Мастером…, нараспев и громко повторяла отдельные фразы… « Чувства героини отражаются в ее речи, то есть когда она счастлива, то и говорит она « нараспев и громко, и когда позже начались неприятности для Мастера, то Маргарита « перестала смеяться», и ее речь изменилась.

Фразы ее коротки, отрывисты. Есть ощущение срыва. В тот трагический вечер, когда Мастер сжигает свой роман, Маргарита впервые плачет. «… заплакала неудержимо и судорожно. « В плаче этом великое понимание Мастера, поэтому и следующая фраза полностью направлена на главного героя: «Боже, как ты болен. За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу.

Совет

Что же это такое? « Многократные повторы, разброс в мыслях, множество вопросов — все это говорит о необычайном волнении героини, неясности, запутанности мыслей о самом дорогом ей человеке. Но даже в этом состоянии растерянности Маргарита полностью концентрирует свою речь на Мастере. Позже ее речь характеризуется как «бормотание» и «невнятное».

Но собравшись, она начинает говорить «спокойнее». И в ее речи появляются фразы о том, что ложь невыносима для нее, что отвечать на добро предательством она не может, то есть это своеобразные нравственные принципы. Но в этом монологе видна борьба чувств. Здесь и решимость, и вера в человека, и растерянность, и надежда, и страх за близкого человека.

Этот монолог помогает нам увидеть и понять чувства героини, а не только ее мысли. Последняя фраза Маргариты в этом эпизоде: « Не бойся, потерпи несколько часов. Завтра утром я буду у тебя». Здесь видно стремление успокоить, внести мир, подарить счастье Мастеру. Но уже просматривается разделенность героини и Мастера.

« Потерпи несколько часов « — ведь это же предсказание будущего одиночества. В этой же фразе опять есть направленность в себя, то есть опять же во фразе мы видим мысли и чувства.

Наша первая встреча с Маргаритой — это рассказ о ней Мастера Ивану Бездомному в клинике профессора Стравинского. Интересно, что в рассказе Мастера, Маргарита наделена лишь внешней речью.

Почему такое странное место рассказа? Это не только линия сюжета, это подтверждение какого-то душевного напряжения, душевной траты в судьбе Маргариты! Почему рассказывается это Ивану Бездомному? Рассказывается человеку, не имеющему дом, а значит, и любовь, то есть Иван схож с Мастером, до встречи с Маргаритой.

Передает речь Маргариты Мастер. Почему? Это человек тонкой душевной организации, кроме того, любящий Маргариту, а значит, хорошо понимающий ее. Мастер — художник, а значит, может увидеть в человеке самое прекрасное, самое значимое.

А то, что Мастер видит в Маргарите способность вести диалог и то, как он ее видит, говорит о том, что Маргарита очень важна как для Мастера, так и для романа в целом, кроме того равновелика главному герою.

В чем же особенность речевой характеристики Маргариты в этом эпизоде?

Во-первых, это внешняя речь. Внутренних монологов мы не слышим. Но это не от безликости образа. Ведь мы слышим речь Маргариты от Мастера, да и жизнь Маргариты только внешняя; внутреннее, духовное появится позже.

Обратите внимание

Внешняя речь очень насыщена эмоциями, чувствами: здесь и враждебность, и усмешка, и молчание, и ощущение счастья, и тяжкое горе, и волнение, и решимость, и вера в человека, и растерянность. Все эти чувства полностью переданы в речи и отражают отношение Маргариты как к Мастеру, так и к окружающему миру.

Но речевая характеристика помогает воссоздать и картину мыслей, отражает психологическое состояние Маргариты. Только из речи видно, когда мысли Маргариты направлены на себя, когда на Мастера, а когда на весь мир. Малейшее изменение в мыслях отражается в речи главной героини.

Сразу можно определить, когда Маргарита уверена в себе, а когда одинока, лишена покоя, и в мыслях ее царит хаос. В этом эпизоде речевая характеристика очень важна, так как открывает мысли, чувства, психологическое состояние героини. Иными словами, можно сказать, что слова «зеркало души».

Источник: http://www.testsoch.info/obraz-margarity-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой, на действиях которой основан сюжет московской истории в произведении.

    Как на страницах романа появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы. Они, сидя на скамейке, судят Христа и отвергают не столько его божественность, сколь само его существование. Воланд же пытается убедить этих героев в существовании Бога и Дьявола.

    Воланд — «по виду – лет сорока с лишним», «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «рот какой-то кривой». Булгаков пишет, что сатана «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…».

    Прототипом Воланда можно назвать Мефистофеля из «Фауста» Гете. Некоторые исследователи утверждают, что в этом герое есть черты Сталина и даже Ленина. Совершенно ясно, что романный Воланд – это дьявол.

Но зачем же он пришел в Москву 30-х годов? Цель его миссии, на мой взгляд, заключалась в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми.

И в Москве, куда он прибыл творить зло, этот герой видит, что творить уже нечего – зло и так заполонило город. Воланду оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью.

    Дьявол и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки, убеждая в их полной безнаказанности, а затем сами наказывают людей. Это, можно сказать, специальность Воланда и его «подручных»: карать тех, кто недостоин света и покоя. И они занимаются своим делом из века в век.

Важно

    Какова же свита Сатаны? Её составляют три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла. Откуда же появились столь странные существа в окружении Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?

    Бегемот – кот-оборотень. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха.

Там Бегемот – это морское чудовище, а также бес, который «изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками». Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу-пажа.

В демонологической традиции Бегемот – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство в Торгсине.

    Коровьев-Фагот – старший из подчиненных Воланду демонов. Это первый его помощник, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора.

Кличка «Фагот», безусловно, перекликается с названием музыкального инструмента.

Этим, скорее всего, объясняется шутка этого героя с сотрудниками филиала Зрелищной комиссии, которые против своей воли запели хором «Славное море, священный Байкал».

    Этот булгаковский персонаж худ, высок. Он, в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое, чтобы потом спокойно ему напакостить. В последнем полете Коровьев-Фагот предстает перед нами темно-фиолетовым рыцарем с мрачным, никогда не улыбающимся лицом. Воланд говорит, что Фагот был наказан за неудачную шутку о свете и тьме.

    Азазелло – «демон безводной пустыни, демон-убийца». Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа – книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелло женщины освоили искусство раскрашивать лицо.

Совет

Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и убийству.

Но главная функция Азазелло связана с насилием: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность…»

    Гелла – младший член свиты Воланда, женщина-вампир. На Лесбосе этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами. Она, единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета.

Однако не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из этого эпизода. Ведь она самый младший член свиты, исполняющий только вспомогательные функции и в Театре Варьете, и в нехорошей квартире, и на великом балу у сатаны.

Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы.

    Так вот какое оно — зло, представшее перед нами в романе. Но самым главным является то, что Булгаков не воспринимает его как абсолютное зло. Писатель даже находит слова оправдания существованию порока и Сатаны.

Воланд так говорит, обращаясь к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла.

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/master-i-margarita/1429-voland-i-ego-svita-v-romane

Ссылка на основную публикацию