Образ и характеристика мышкина в романе идиот достоевского сочинение

Характеристика и образ князя Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

Внешность Льва Николаевича ничем непримечательна и отличается бледностью тонкого, сухого лица с пристальным выражением глаз и тихим, как будто примиряющим голосом.

Писатель характеризует Мышкина воспитанным, образованным человеком, располагающим к себе окружающих, демонстрируя простоватость, доброе отношение, а также способность определять лучшие человеческие качества, которые для некоторых людей кажутся некоторыми странностями.

Обратите внимание

Князь Лев Николаевич является с раннего детства круглой сиротой, страдающим тяжелой формой эпилепсии, воспитанным опекуном Павлищевым. Мышкин имеет знатное, но бедное происхождение.

Сюжетная линия романа выстроена вокруг приезда князя Мышкина в Россию после лечения в швейцарской клинике, в которую был направлен еще при жизни опекуна, для встречи с оставшейся родственницей Епанчиной Елизаветой Прокофьевной. 

В российской столице Мышкин встречает главную красавицу Петербурга Настасью Филипповну, которая влюбляется в странноватого молодого человека, не прекращая любовной интрижки с богатым купцом Рогожиным.

Чувства князя к Настасье Филипповне взаимны, но его любовь к молодой женщине основана на жалости и бесконечном сострадании к Настасье Филипповне, которые исходят из понимания ее общественного позора в отношениях с несколькими мужчинами.

Кроме того, Мышкин одновременно испытывает нежные и искренние чувства к дочери Епанчиной Аглае, обаятельной девушке. И эти чувства заставляют Льва Николаевича разрываться между двумя любимыми женщинами.

Рогожин, несмотря на прекрасные приятельские отношения с Мышкиным, постоянно ощущает ревность к князю из-за его любовных отношений с Настасьей Филипповной, которая приводит к трагическим последствиям в виде покушения на Льва Николаевича, спасшегося лишь из-за припадка эпилепсии, и убийству Настасьи Филипповны.

После смерти девушки князь Мышкин окончательно теряет рассудок и оказывается снова в европейской клинике без надежды на выздоровление.

Раскрывая образ главного героя романа, писатель проводит параллель между Мышкиным и Иисусом Христом, доказывая, что люди, имеющие положительные человеческие качества, обретают больше всего страданий в своей жизни.

Сочинение про князя Мышкина

В произведении Достоевского “Идиот” нашли себе место множество различных персонажей и образов, через которые автор выражает ту или иную мысль, которую ему бы хотелось донести до своего читателя, и дать понять, то, что он хотел этим сказать. Одним из таких образов является образ князя Мышкина.

Мышкин – это мужчина средних лет, визуальный образ которого автор не соизволил предоставить. Мышкин предстаёт перед нами, как человек весьма тонкой душевной организации, который способен пойти на самые эмоциональные поступки и действия.

Он человек, только что покинувший психиатрическую лечебницу, из-за чего автор показывает его как человека весьма наивного, даже по-детски доверчивым,  из-за чего к нему притягиваются люди, даже самые неординарные личности, с которыми обычный человек не стал бы иметь дел, однако Мышкин совсем не из обычных людей.

Важно

Также, наряду с его наивностью в его характере присутствует немалая необразованность и лёгкая глуповатость.

Мышкин всем своим видом показывает насколько сломила его характер психиатрическая клиника, в которой он находился достаточно длительное время, а после выхода из  неё стал совершенно другим человеком, который не способен даже сам принимать решения, что и когда ему делать, так как привык, что за него это делают медицинский персонал клиники.

Этот человек также весьма любит людей, стараясь помогать окружающим всем, чем только может. Он готов отдать всё за кого то, лишь бы только помочь, ведь он преследует только одну цель – помогать окружающим. Именно в данном стремлении автор показывает его добродушность, приятный характер, и весьма доброе сердце, в котором найдётся место каждому человеку, кем бы он ни был.

Он также обладает качеством видеть в людях то, какими они являются внутри, а не то, какими они кажутся снаружи, так как он привык судить человека не по внешнему виду, а по его действиям, убеждениям, идеалам и ценностям.

В каждом человеке он видит что-то уникальное, что-то отличающее кого-то от другого человека, и именно поэтому люди к нему и тянутся, ведь он даёт им увидеть их настоящую суть, позволив им узнать то, что они уникальны и прекрасны, что даёт возможность жить в радости. Именно этим и занимается Мышкин,  а именно приносит людям радость.

Автор сделал его таким, дабы показать, что в последнею очередь надо оценивать человека по внешнему виду и его прошлому.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/harakteristika-i-obraz-knyazya-myshkina-v-romane-idiot-dostoevskogo

Образ и характеристика Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

В произведении Достоевского “Идиот” одна из главных идей, это путь, который должен пройти человек ради достижения душевной гармонии. Автор собрал всех представителей современного общества, отличимые друг от друга в взглядах на действительность, однако с совпадениями в взглядах в некоторых положительных и отрицательных действиях.

Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных.

Автор делает данного персонажа уникальной и закрытой личностью до такой степени, чтобы этот человек казался новым для света.

Главная идея романа – опровергнуть факт того, что идеалом человека служит искренняя любовь к самому себе, однако исходя из природы человека, он никогда не сможет дойти до такой степени, так как рано или поздно люди дают частичку себя нуждающимся.

Совет

Князь Мышкин задуман как личность, приближенная к идеалу Христа. Все это задумано с целью показать читателю насколько сильно отошло от поставленного идеала, и провести эксперимент: увидеть мир с точки уникальности, сравнивая его с идеалами Христовой проповеди. У главного героя можно заметить множество схожестей с евангельским Христом.

Но у Мышкина совершенно нет никакого мистицизма в повседневной жизни. Он не страдал физически ради людей и не был послан провиденциальными силами. Его цель – не спасти людей, которые приняли веру в Бога, а более подходящая герою его времени. Мышкин ищет настоящего человека в подлинном обличии и помощью униженных.

В главном герое заметен Иисус Христос, так как он, словно Иисус, живет с целью как можно больше помочь кому-то, несмотря ни на какие жертвы.

В один прекрасный момент он оказывается в схожей с Иисусом ситуации: ему не доверяют и испытывают. Однако он продолжает любить людей и сострадать к ним, что является настоящей гармонией чистой души.

Его можно было бы назвать “Не от Мира Сего”, но он человек, с полными человеческими качествами. Мышкин влюбляется сразу в двух девиц. Одна из них, чтобы доказать свою любовь к Мышкину, бежит от него, попав под нож – пример, схожий с идеологией главного героя.

Вследствие чего вновь пускается во сострадание, в который раз становясь причиной кого-либо горя.

Мышкина стоит расценивать как идеал сентиментальной личности, которая страдает и терпит ради людей.

← Образ и характеристика Лизаветы Прокофьевны в рассказе Идиот ← Образ и характеристика Кириллова в рассказе Бесы↑ ДостоевскийОбраз и характеристика Дмитрия Разумихина в романе Преступление и наказание → Образ и характеристика Голядкина в рассказе Двойник →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/obraz-i-harakteristika-myshkina-v-romane-idiot

Образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868)

Странноватый герой романа «Идиот» князь Лев Николаевич Мышкин, одним своим молчаливым приходом вызвал трагический конфликт в светском обществе.

Не будучи при этом активным борцом с несправедливостью, не вызывая судьбу на поединок и ни кого не обличая.

Всему миру противопоставлена одна лишь его личность, внутренний закон которой прямо противоположен законам тёмного мира.

Обратите внимание

Мышкин от рождения наделён неосмысленностью мира, которую несколько лет лечил швейцарский профессор вдали от пенатов князя. Он возвращается в Россию без денег, не зная, где остановится, но с огромным желанием познать свою необъятную Родину. Князь останавливается в квартире Иволгиных.

Он распахнут душой для каждого встречного и с готовностью принимает всё, что ему готовит окружающий мир. Но блаженным дурачком Мышкина назвать нельзя, его сознание переполняют серьёзные мысли. Кроме того князь легко разгадывает персонажей романа, видит их насквозь, хоть и не планирует как-то применять свою прозорливость.

Наблюдая за разрозненными и одинокими среди толпы душами, Лев Николаевич невольно берёт на себя роль их воссоединения, воскрешения и обучения понимать рядом стоящего. Но исцелить эти души за гранью возможного — мир реалий побеждает князя, который не желая того провоцирует катастрофы.

Его доброе простодушие вызывает раздоры, а способность сострадать ближнему — подозрительность. Князь же прибывает в уверенности, что основной закон бытия — сострадание. Но вокруг него страдают все, а сострадать не умеет никто.

Князь Мышкин и Настасья Филипповна

Никакого занятия у князя нет, «делом» его жизни становится Настасья Филипповна. Эта женщина стала истинным испытанием и ужасной бедой для Мышкина. Впервые увидев её гордое и страдающее лицо на фотографии, он более не смог не думать о ней. А встретив её впервые, он стал лишь ею дышать. Эти двое похожи душевно — общие одиночество и высота духовности. 

Через некоторое время, князь, живущий в Москве, уже не кажется совершенно наивным человеком, сохраняя при этом всю свою простоту в общении. За это время он успел получить наследство, о котором ходят слухи, что оно едва ли не колоссальное. Его шансы на любовь Настасьи Филипповны возросли,

Князь испытал к Настасье Филипповне «высшую» любовь, которая обернулась для женщины её «сорта» невыносимой мукой. Эта женщина понимала обесчестившую её страсть Тоцкого, принимала за данность страсть Рогожина, готового её купить, как вещь.

Князь же для неё в новинку, она так и не смогла принять такой его любви, ведь считала себя не достойной высоких чувств. Она решает за Мышкина и убеждает его жениться на Аглае, девушке с честью.

А та читает вслух стихи, уличающие князя в «рыцарстве». 

Лев Николаевич в силу своего психического устройства путается и ему кажется, что он любит обеих — и Настасью Филипповну, и Аглаю. Не вольно он становится жесткого поединка между женщинами. Он принимает и этот факт смиренно, со смирением соглашается на свадьбу с Настасьей Филипповной, смиряется и когда она убегает из-под венца с Рогожиным.

Смерть возлюбленной становится последней каплей — рассудок князя сдаёт. Мышкин вновь отправлен в Швейцарию на лечение.

Цитаты князя Мышкина

— Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь.

А ведь главная, самая сильная боль, может не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что уж наверно; главное то, что наверно.

— Убивать за убийство несоразмерно большее наказание чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит.

А тут, всю эту последнюю надежду, с которою умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете.

Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет.

Важно

Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «ступай, тебя прощают». Вот эдакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!

— Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

— Мир спасёт красота.

— Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота?

— Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?

Читайте также:  Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу юшка платонова сочинение

— Трус тот, кто боится и бежит, а кто боится и не бежит, тот еще не трус.

— Какие мы еще дети, Коля! и… и… как это хорошо, что мы дети!

Источник: http://fandea.ru/790-obraz-knjazja-myshkina-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot-1868.html

Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Идиот / Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»

  Скачать сочинение

    В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах.

Вся эта общность связана с двойственной природой человека.     Главный действующий персонаж произведения — князь Мышкин, возвращающийся после продолжительного лечения за границей в клинике для душевнобольных. Достоевский очень мало повествует нам о самом князе Мышкине. По замыслу автора, подобная “закрытая” личность тяготеет к природному началу.

Чистота сознания Мышкина, лишенная каких бы то ни было условностей, приводит к разрушению сословных преград. Данный тип человека был необычайно нов для светского общества, Настасья Филипповна даже восклицает о князе: “Первый раз вижу человека”.     Достоевский задумал образ князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа.

Писатель отважился на решительный шаг: посмотреть на современный мир сквозь призму Христовой проповеди.     Образ Христа в произведении Достоевского неслучаен. Здесь выражена мысль писателя об идеале:     “Человек на земле возлюбить другого как самого себя не может по заповеди Христовой, “я” препятствует, закон личности не дает.

Но по закону природы человек тянется к этому идеалу. Такой идеал возможен, но в результате развития каждого личного “я” до такого состояния, когда человек не может не отдать свое “я” другим без остатка”. Только тогда возможно достижение идеала. Но при этом могут измениться интересы и цели пребывания человека на земле.

Все это как раз и случится с князем Мышкиным, снова впавшим в безумие.     Существует ряд аналогий между “князем Христосом” и евангельским Христом в произведении. Но князь Мышкин — не посланец Христа, его идея — открытие человеческого в самом человеке. Мышкин подобен образу Христа лишь потому, что так же готов идти на любые жертвы во имя ближнего.

Так же, как и Христа, Мышкина не понимают и не принимают в обществе, считая “не от мира сего”. Но князь Мышкин — живой человек со своим особым характером.

Совет

    Душу Мышкина переполняет любовь-сострадание к человечеству. Она лее проявляется и в отношениях с двумя близкими его сердцу женщинами — их две, и опять-таки это не случайно. Чувство к одной из них — Настасье Филипповне — автор определяет как любовь-жертву, “любовь для нее”.

“Любовь для себя” Мышкин обретает в отношениях с Аглаей Епанчиной. Это раздвоение в любви не дает покоя Мышкину. Он полностью считает себя причиной всех бед своих любимых. Образ Мышкина во многом напоминает образ Дон-Кихота, занявшего достойное место среди литературных героев.

Глубокая духовная связь с традициями своего народа сделали этих героев актуальными и по сей день!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Идиот / Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»

Смотрите также по произведению «Идиот»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00011201184864046210/woid/00061501184773070213/

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком.

Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества»- так писал о Ф.М. Достоевском М.Е. Салтыков-Щедрин.

Он уловил идейную сущность творчества писателя, которая последовательно раскрывается в исследуется в романном «пятикнижии» Достоевского. Все романы писателя взаимосвязаны между собой именно идейным содержанием, проблематикой, которая, варьируясь от романа к роману, углубляется и выходит к высшей своей точке.

Попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу романа «Идиот».

В «Идиоте» сделана попытка собрать воедино представителей всех слоев русского общества и показать, что, несмотря на взаимную борьбу и разъединение, они обнаруживают близость и черты сходства и в отрицательных свойствах, и в положительных устремлениях. И это общее связано с внутренним раздвоением человека.

Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для душевнобольных. Достоевский освобождает эту личность от всех обстоятельств. «Закрытая» личность, по мнению писателя, как раз тяготела к природному началу.

У Мышкина сознание не замутнено никакими условностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Такое поведение героя приводит к разрушению условностей общества, сословных перегородок.

Такой человек был новым для света, потому-то при первой встрече Настасья Филипповна говорит: «Первый раз человека вижу».

Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который далеко ушел от идеала, потерял и забыл его.

Князь Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Достоевский решил провести дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла.

Обратите внимание

Достоевский не случайно обратился к образу Христа. Здесь воплотилась идея писателя об идеале: «Человек на земле возлюбить другого как самого себя не может по заповеди Христовой, «я» препятствует, закон личности не дает. Но по закону природы человек тянется к этому идеалу.

Такой идеал возможен, но в результате развития каждого личного «я» до такого состояния, когда человек не может не отдать свое «я» другим без остатка». Вот тогда и будет достигнут идеал.

Но тогда же и будет исчерпана цель пребывания такого человека на земле Такому человеку уже нужна будет другая жизнь, что и случится с князем Мышкиным (он опять уйдет в безумие, через которое и будет созерцать мир и рождать истины).

Есть ряд аналогий между «князем Христом» и евангельским Христом в романе.

Однако Мышкин — это не евангельский Христос, он совершенно свободен от мистицизма, он не посланец провиденциальных сил, не выразитель идеи искупительного страдания и царства Божия в загробной жизни.

Идея Мышкина — это не новозаветная мысль о личном спасении людей, способных уверовать в Бога, а мысль, характерная для нового времени, — поиск человека в человеке, возрождение обездоленных и униженных (в этом проявилось понимание христианства Достоевским).

Мышкин выступает как «князь Христос» лишь потому, что целиком живет для других, что способен на любую жертву для ближнего (основной девиз его жизни и существования: «Возлюби ближнего своего!»).

Он оказывается в положении, в котором оказался Христос-проповедник: ему не доверяют, его постоянно испытывают, «Он не от мира сего», и потому в конфликте с этим миром.

Но при этом Мышкин -земной человек со своим особым характером.

Князь Мышкин, как и все герои романа, захвачен страстью, только страстью особого рода: любовью-состраданием к человеку. Эта господствующая в герое страсть-идея становится очагом редкого «духовного равновесия», создает гармонический строй души.

Важно

Любовь-сострадание главного героя проявляет его отношения с любимыми женщинами (и опять Мышкин в двусмысленном положении — он любит сразу двух женщин, двух красавиц; здесь красота их и добро героя как раз и должны дать идеал, по Достоевскому).

Чтобы быть достойной Мышкина, Настасья Филипповна бежит от него, из-под венца, к Рогожину, под нож, утверждая последним актом своей воли мышкинский принцип любви-жертвы через самоказнь.

Раздвоение в любви приносит Мышкину большие страдания, но он страдает больше всего не от того, что не удовлетворены его желания, а от того, что он становится причиной несчастья любимых женщин.

Образ Мышкина следует рассматривать как своеобразный тип «естественного человека», отразившийся в литературе Ренессанса (Дон Кихот), как вариант «чувствительного человека» в сентименталистской и романтической культуре, как разновидность гармонической личности в ряду положительных героев русской литературы 1850- I860 годов.

Типологически Мышкин связан с одной разновидностью русского подвижника, который способен пострадать, претерпеть за людей (Макар Долгорукий, Зосима, Алеша у самого Достоевского; праведники Лескова). Глубокая связь с духовной традицией народа и ориентация на отдельные человеческие идеалы сообщают масштабность и жизненность праведнику Ф.М. Достоевского.

Источник: http://lit-helper.com/p_Obraz_knyazya_Mishkina_i_problema_avtorskogo_ideala_v_romane_F_M__Dostoevskogo_Idiot

Образ князя Мышкина в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского (стр. 1 из 3)

Введение

Со времен Христа и до наших дней перед человечеством стоит вопрос: может ли “положительно прекрасный человек” спасти людей рядом с ним, достаточно ли людям увидеть прекрасную личность, чтобы быть спасенными? Собственно, здесь разгадка фразы (приписываемой в романе Мышкину, а в публицистике наших дней Достоевскому): “Красота спасет мир”.

Фраза эта — не утверждение, а проблема, центральная проблема романа «Идиот»: достаточно ли для спасения мира даже и Христовой красоты, красоты небывалой человеческой личности, если эта личность — не Божество? Эти и подобные вопросы заставляют пристально вглядываться в структуру, характер, особенности текста романа в поисках интерпретации, адекватной авторскому замыслу.

“Идиот” — одна из самых странных книг в мировой литературе. Исследователи постоянно указывают на недостатки в ее построении. Но в то же время они обычно рассматривают его как неоспоримо великое произведение, называя его “самым художественно неровным” из великих романов.

Достоевский задумал и написал “Идиота” в 1867-1869 г. во время своей жизни за границей, в нужде и горе. В такой ситуации он просто вынужден был создать роман, который бы продавался. Тем не менее, он не хотел снижать уровень своего произведения.

Любимой племяннице он писал о своем страхе, что необходимость вынудит его идти на компромиссы: “Более всего боюсь, что выйдет посредственно”. Серьезно он начал работать над “Идиотом” в августе 1867 года и сменил несколько планов. Достоевский начал писать этот роман с лишь первоначальным представлением о замысле.

Он был уверен только в одной вещи — он хотел “изобразить вполне прекрасного человека… Так он писал к своей племяннице С.А. Ивановой: «Идея романа — моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее… Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека.

Совет

Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но и даже европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался.

На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо» [4].

Записные книжки ведутся параллельно писанию романа, и таким образом мы можем видеть автора, сражающегося с сюжетом и характерами, в то самое время, когда он предлагает главы для публикации.

Автор не подчиняет отдельные главы окончательному, хорошо проработанному плану, как это делал Диккенс, он пишет без всякого определенного плана.

Точнее, их бесчисленное множество (“шесть в день”) присутствуют в уме как возможности, но ни одного он не придерживается, разве что очень недолго.

Необычная тревожность этого романа отражает тот факт, что неуверенность здесь не придуманная, но настоящая: автор в той же степени не уверен, что случится с его героями, как и они сами, и читатель чувствует, что позиции, где знание превышало бы его собственное, попросту нет.

Могущество этой книги в значительной степени проистекает из способности Достоевского сделать возбуждение творческого процесса ощутимым в тексте.

Благодаря гению Федора Михайловича непроработанность плана ведет к еще большему интересу читателя, а отдельные части повествования, несогласованные с основной линией сюжета придают ему особенность, свойственную только поэтике Достоевкого. Таким образом, «Идиот» получился вполне и занял свое место в ряду великих романов.

«Положительно прекрасный» человек

Обратите внимание

Создавая образ своего героя, автор обратился к огромному опыту мировой литературы: в поле внимания Достоевского Дон-Кихот Сервантеса, Бедный рыцарь Пушкина, Жан Вальжан Гюго.

Опираясь на эти образы, автор создает его не затворником и монахом, заключившим себя добровольно в келью, ушедшим от мирской суеты, а живым, земным человеком, живущим среди людей, несущим им свое слово, благую весть.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа сны чанга бунина

Подлинное праведничество, по Достоевскому, предполагает активность и энтузиазм, борьбу и нетерпимость к злу, участие в переработке неблагообразной «среды» в братство.

Лев Николаевич Мышкин — главный герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В черновиках Достоевский несколько раз называет его «Князь Христос». Но Мышкин не живая проповедь, а живой человек, мучающийся теми же сомнениями и тревогами, что и другие люди нового, железного века.

Князь Мышкин возвращается из Швейцарии, где он лечился четыре года от тяжелой нервной болезни, в Россию по неотложным делам, связанным с наследством.

Двадцати шести лет, роста выше среднего, белокур, густоволос, с впалыми щеками и остренькой белой бородкой, большие голубые глаза, в пристальном взгляде которых что-то тихое, но тяжелое. Он последний из древнего рода князей Мышкиных, рано осиротел, воспитывался в деревне. Болен падучей.

Благодаря своей болезни он постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться.

Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.

Важно

Тихий голос князя, подкупающие откровенность и чистосердечие, радушная готовность удовлетворить любопытство каждого, то особенное внимание с каким он слушает других, располагают самых разнообразных собеседников: купца Рогожина, камердинера Алексея, семейство Епанчиных.

Мышкин любит природу, она для него ласкающая, милующая, ежеминутно напоминающая о счастье всем – и даже «выкидышам», не попавшим на «пир жизни», завидующим мушке, жужжащей в солнечном луче.

Гимном миру, человеку, природе заканчивает Мышкин горячую тираду перед сановниками и генералами о великом счастье жизни на земле: «О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать… а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными? Посмотрите на ребенка, посмотрите на божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят…»

Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, он наивен и предельно искренен. Князь проповедует нравственное самосовершенствование и истинное, не показное благородство высокопоставленным гостям, собравшимся у Епанчиных в Павловске. Не только словами, но всей своей личностью Мышкин обличает фальшь и корысть.

При этом Мышкин мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями.

Рассказы князя о смертной казни, переживаниях и последних думах приговоренных к ней, о вечном и ужасном надругательстве над человеком полны грусти и боли и несут в себе отрицание всего уклада жизни современного общества, как западного, так и русского.

«Я сидел в вагоне и думал: «Теперь я к людям иду; я, может быть, ничего не знаю, но наступила новая жизнь». Я положил исполнить свое дело честно и твердо. С людьми мне будет, может быть, скучно и тяжело.

На первый случай я положил быть со всеми вежливым и откровенным; больше от меня ведь никто не потребует».

Это Мышкин говорит вскоре по приезде в Петербург, и в его словах чувствуется сомнения и грусть, навеянные уже первыми российскими впечатлениями – историей Настасьи Филипповны, обликом и речами Рогожина, грубовато-снисходительной фамильярностью генерала Епанчина, «подлым» угодничаньем Лебедева. Достоевский сразу же вводит своего идеального героя в жизнь России. Князь с неодолимостью втягивается в трагедии и конфликты, приобщается к страстям горестям еще недавно чужих, но вскоре ставших ему близкими и дорогими «друзьями» людей.

Трагическое столкновение идеального героя с действительностью, от эпизода к эпизоду усложняющееся и обостряющееся, и составляет основной конфликт романа. Мышкин хочет помочь людям – участием, добрым словом, состраданием. «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия». Мышкин твердо верит в этот закон.

Однако он беспрерывно сталкивается с «самой неожиданной практикой», заставляющей часто почувствовать, как недостаточно одного сострадания, даже если оно и «полное», как оно достигает иногда совершенно противоположного результата.

Мнительный генерал Иволгин, привыкший к насмешкам и недоверию, отвергает сострадание князя; невольно и обидел Мышкин и Антипа Бурдовского; Ипполит Терентьев прав, усматривая в этом парадокс: «Вот князь хочет помочь Бурдовскому от чистого сердца предлагает ему свою нежную дружбу и капитал и, может быть, один из всех вас не чувствует к нему отвращения, и вот они-то стоят друг перед другом как настоящие враги…» (II, X).

Совет

Еще сложнее и запутаннее складываются отношения Мышкина с главными героями романа, с которыми волею судьбы связан он неразрывно. Завязывается центральный узел, образуется своего рода «квадратура круга»: Рогожин – «брат» Мышкина, Настасья Филипповна – ее «соперница» Аглая.

Красота двух женщин покорила Мышкина. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну — любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними.

Он разрывается между простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным состраданием. Настасья Филипповна любит его, но, стыдясь своего позора и нечистоты; бежит от князя к Рогожину.

Аглая, ревнуя к Настасье Филипповне, отступается от него.

Таким образом, его «неотмирность» и чистота становятся катализатором разлада.

Мышкин и Рогожин

Система персонажей в романе Достоевского строится на сближении противоположных, на первый взгляд, различных людей. Все персонажи романа имеют двойников. Хотелось бы поподробнее рассмотреть отношения между «братьями» Мышкиным и Рогожиным.

Источник: http://MirZnanii.com/a/136273/obraz-knyazya-myshkina-v-romane-idiot-fm-dostoevskogo

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала. Федор Михайлович Достоевский задумал написать роман о «положительно прекрасном человеке», но это очень сложная работа, за которую писатель бо­ялся взяться, так как «идеал… еще далеко не выра­ботался» .

Герой романа князь Мышкин — «князь Хрис­тос», выросший вдали от общества и даже не пред­полагающий, насколько оно антигуманно, эгоис­тично и замкнуто. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа. Создание образа главно­го героя оказалось для Достоевского трудной зада­чей. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облег­чить жизнь.

Например, в гостях у Епанчиных он видит порт­рет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокое внутреннее страдание.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, это всеобщая «разъединенность», “разобщенностьта”. Эта  идея выражается словами Лебедева: “Богатствава больше, но силы меньше — связующей мысли не стало*. «Связующую мысль» и хочет внести князь Мышкин   Но. это  ему   не удается: ско­рее наоборот, желая примирить людей, он разъеди­няет их своим посредничеством и еще больше ссо­рит.

Своим появлением князь Мышкин как бы усили­вает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей.

Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию из- за невозможности ее осуществить и становится ци­ничной и бессердечной женщиной.

Мировоззрение и отношение к людям Рогожина меняются очень быстро: сначала он братается с князем и уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом.

Обратите внимание

Ганя Иволгин меняется, мне кажется, в правиль­ном направлении: сначала хочет жениться на Наста­сье Филипповне ради денег, затем находит в себе си­лы отказаться от них.

Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, даже его сердце способно сжаться от сочувствия другому человеку, которого «до судорог» довели.

Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, об­наруживают то высокое, что когда-то было в каж­дом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и по­мочь им преодолеть те отрицательные черты, кото­рые издавна присущи светскому обществу. Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филиппов­ну, но он пробуждает душу Аглаи, которая его по­любила.

Лев Николаевич смог помочь Аглае Ивановне Епанчиной понять причину ее беспокойств, капри­зов и разногласий с родителями. Это было стихий­ное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Она полюбила князя и прочитала всей семье стихот­ворение Пушкина о бедном рыцаре.

В этом стихотворении, на мой взгляд, Пушкин объективно характеризует образ идеального чело­века.

Аглая понимает содержание этого стихотворе­ния следующим образом: «В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, пове­рить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается… Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги».

Несмотря на то что в финале Мышкин оказывает­ся ввергнутым в пучину болезни, не выдержав страшных испытаний, для всех читателей романа он всегда будет оставаться олицетворением по-настоя­щему идеальной человеческой личности.

Источник: https://prepodka.net/obraz-knyazya-myshkina-i-problema-avtorskogo-ideala-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot/

Образ князя Мышкина (по роману Федора Достоевского “Идиот”)

Самый симпатичный и привлекательный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» — князь Лев Николаевич Мышкин, главный герой. Федор Михайлович писал, что «главная мысль романа — изобразить положительного прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь.

Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался».

Достоевский не спасовал перед сложнейшей проблемой и блестяще раскрыл тему прекрасного человека.

Его князь Мышкин вырос вдали от России, и для него новы и неожиданны «больные вопросы» русской пореформенной действительности. Главное устремление своего героя писатель определяет как «восстановить и воскресить человека». Князь противостоит умственной и нравственной ординарности окружающих, находящихся во власти золотого тельца.

Он навсегда сохранил мироощущение ребенка, не знающего фальши и живущего в тесномединстве с природой. Князь Мышкин чуток к страданиям других людей, поскольку с детства познал одиночество и болезнь. Достоевский не раз повторял, что высшим идеалом человеческой личности он считает Иисуса Христа, и в черновиках к роману писатель называл Мышкина «Князем Христом».

Герой «Идиота» убежден, что человека нельзя казнить смертью, поскольку самое страшное здесь даже не казнь, а ожидание казни: «Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай, тебя прощают».

Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!» Здесь Достоевский вложил в уста князя Мышкина собственные переживания, когда ему самому, осужденному по делу петрашевцев, пришлось ожидать смертной казни, не зная, что она заменена каторгой. В данном эпизоде князь как бы уподобляется Иисусу Христу.

Важно

Писатель был горячо убежден, что государство не имеет права отнимать жизнь у своих подданных, какие бы ужасные преступления те ни совершили (здесь он, кстати сказать, был солидарен со знаменитым маркизом де Садом, во многом другом осуждаемым им).

Федор Михайлович как раз и был тем человеком, кто мог рассказать, что переживает осужденный в мгновения, которые считает последними в своей жизни. И он сам говорит с нами, когда восклицает: «Нет, с человеком так нельзя поступать!»

Трагична любовь князя Мышкина к Настасье Филипповне. Последняя, наделенная необыкновенным умом и красотой, стремится к нравственному возрождению, чувствуя в князе высший, христианский идеал. Однако князь — не тот человек, который может навязать другому свою волю. Он, как и Христос, способен только убеждать, а не принуждать.

Настасью Филипповну же привлекает еще и сильная личность, купец Парфен Семенович Рогожин. Ее раздвоенность ведет к трагедии. Настасья Филипповна гибнет от рук обезумевшего от ревности Рогожина. Князь Мышкин в результате действительно сходит с ума.

Христу невозможно нормально существовать в современном обществе — таков неутешительный вывод Достоевского.

Князь Мышкин — в чем-то образ фантастический, не от мира сего. Однако писатель отнюдь не считал это обстоятельство недостатком.

«Неужели фантастичный мой Идиот не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества, — слоях, которые в действительности становятся фантастичными… Я не за роман, а за идею мою стою», — восклицал Достоевский в одном из писем.

Читайте также:  Дружба базарова и аркадия кирсанова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Главный герой романа не только олицетворял для автора христианский идеал, но и был носителем важнейшей идеи Федора Михайловича — о необходимости возвращения образованных классов общества на почву христианской нравственности, в наибольшей мере присущей, по его мнению, тесно связанным с землей и с природой в целом крестьянам.

Князь доказывает, что европейское общество давно уже потеряло нравственную связь с религией и потому не может служить образцом для России. Сам же герой, по точному определению М.Е. Салтыкова-Щедрина, представляет собой «тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия».

Совет

Князь Мышкин в страстном монологе выражает мысли Достоевского об особенностях русского пути к Богу и русской веры вообще: «…У нас, коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это, отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова наша жажда! «Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет». Это не мое выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился, когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: «Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался». Ведь подумать только, что у нас образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались… Да и чем, впрочем, в таком случае хлыстовщина хуже, чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска!.. откройте русскому человеку русский «Свет», дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин, могучий и правдивый, мудрый и кроткий, вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства».

Главный герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» доносит до нас мысль самого писателя о «русском Боге», умеющем духовно оздоравливать все мировое сообщество.

Этот «русский Бог», новый Христос, повернет человечество к земле, к родной почве, к настоящим нравственным идеалам всеединства.

Итак, князь Мышкин — это олицетворение будущего русского Христа, а не современный неидеальный представитель человечества.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/obraz-knyazya-myshkina-po-romanu-fedora-dostoevskogo-idiot.html

Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»

Коллекция сочинений: Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»

«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком.

Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отда­ленных исканий человечества» — так писал о Ф. М. Достоев­ском М. Е. Салтыков-Щедрин.

Он уловил идейную сущность творчества писателя, которая последовательно раскрывается и исследуется в романном «пятикнижии» Достоевского. Все ро­маны писателя взаимосвязаны между собой именно идейным содержанием, проблематикой, которая, варьируясь от романа к роману, углубляется и выходит к высшей своей точке.

Попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу ро­мана «Идиот».

В «Идиоте» сделана попытка собрать воедино представи­телей всех слоев русского общества и показать, что, несмотря на взаимную борьбу и разъединение, они обнаруживают бли­зость и черты сходства и в отрицательных свойствах, и в по­ложительных устремлениях. И это общее связано с внутренним раздвоением человека.

Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в част­ной клинике для душевнобольных. Достоевский освобождает эту личность от всех обстоятельств. «Закрытая» личность, по мнению писателя, как раз тяготела к природному началу.

У Мышкина сознание не замутнено никакими условностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Такое поведение героя приводит к разрушению условностей общества, сословных перегородок.

Такой человек был новым для света, потому-то при первой встрече Настасья Филипповна говорит: «Первый раз человека вижу».

Появление такого рода человека становится у Достоевского оценочным для современного мира, который далеко ушел от идеала, потерял и забыл его.

Князь Мышкин задуман как человек, предельно прибли­зившийся к идеалу Христа. Достоевский решил провести дерз­кий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди, столь желанной для избав­ления от зла.

Обратите внимание

Достоевский не случайно обратился к образу Христа. Здесь воплотилась идея писателя об идеале: «Человек на земле воз­любить другого как самого себя не может по заповеди Хрис­товой, «я» препятствует, закон личности не дает. Но по закону природы человек тянется к этому идеалу.

Такой идеал возмо­жен, но в результате развития каждого личного «я» до такого состояния, когда человек не может не отдать свое «я» другим без остатка». Вот тогда и будет достигнут идеал. Но тогда же и будет исчерпана цель пребывания такого человека на земле.

Такому человеку уже нужна будет другая жизнь, что и случится с князем Мышкиным (он опять уйдет в безумие, через которое и будет созерцать мир и рождать истины).

Есть ряд аналогий между «князем Христом» и евангель­ским Христом в романе.

Однако Мышкин — это не евангель­ский Христос, он совершенно свободен от мистицизма, он не посланец провиденциальных сил, не выразитель идеи искупи­тельного страдания и царства Божия в загробной жизни.

Идея Мышкина — это не новозаветная мысль о личном спасении людей, способных уверовать в Бога, а мысль, характерная для нового времени, — поиск человека в человеке, возрождение обездоленных и униженных (в этом проявилось понимание христианства Достоевским).

Мышкин выступает как «князь Христос» лишь потому, что целиком живет для других, что способен на любую жертву для ближнего (основной девиз его жизни и существования: «Возлюби ближнего своего!»).

Он оказывается в положении, в котором оказался Христос-проповедник: ему не доверяют, его постоянно испытывают. «Он не от мира сего», и потому в конфликте с этим миром.

Но при этом Мышкин — земной человек со своим особым характером.

Князь Мышкин, как и все герои романа, захвачен страс­тью, только страстью особого рода: любовью-состраданием к человеку. Эта господствующая в герое страсть-идея становится очагом редкого «духовного равновесия», создает гармоничес­кий строй души.

Важно

Любовь-сострадание главного героя проявляет его отноше­ния с любимыми женщинами (и опять Мышкин в двусмыс­ленном положении — он любит сразу двух женщин, двух кра­савиц; здесь красота их и добро героя как раз и должны дать идеал, по Достоевскому).

Чтобы быть достойной Мышкина, Настасья Филипповна бежит от него, из-под венца, к Рогожину, под нож, утверждая последним актом своей воли мышкинский принцип любви — жертвы через самоказнь.

Раздвоение в любви приносит Мышкину большие страда­ния, но он страдает больше всего не от того, что не удовлетво­рены его желания, а от того, что он становится причиной несчастья любимых женщин.

Образ Мышкина следует рассматривать как своеобразный тип «естественного человека», отразившийся в литературе Ре­нессанса (Дон Кихот), как вариант «чувствительного человека» в сентименталистской и романтической культуре, как разно­видность гармонической личности в ряду положительных ге­роев русской литературы 1850—1860 годов.

Типологически Мышкин связан с одной разновидностью русского подвижника, который способен пострадать, претер­петь за людей (Макар Долгорукий, Зосима, Алеша у самого Достоевского; праведники Лескова). Глубокая связь с духовной традицией народа и ориентация на отдельные человеческие идеалы сообщают масштабность и жизненность праведнику Ф. М. Достоевского.

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-knyazya-myshkina-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot/

Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского “Идиот”

В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Ф. М.

Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что, как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах. Вся эта общность связана с двойственной природой человека.

Главный действующий персонаж произведения – князь Мышкин, возвращающийся после продолжительного лечения за границей в клинике для душевнобольных. Достоевский очень мало повествует нам о самом князе Мышкине.

Совет

По замыслу автора, подобная “закрытая” личность тяготеет к природному началу. Чистота сознания Мышкина, лишенная каких бы то ни было условностей, приводит к разрушениюсословных преград. Данный тип человека был необычайно нов для светского общества.

Настасья Филипповна даже восклицает о князе: “Первый раз вижу человека”.

Достоевский задумал образ князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа. Писатель отважился на решительный шаг: посмотреть на современный мир сквозь призму Христовой проповеди.

Образ Христа в произведении Достоевского не случаен. Персонажи романа “Идиот” иногда называют князя юродивым, но не в церковном смысле, а просто как чудака.

Описание князя Мышкина, как известно, прямо ориентировано на образ Христа. “На свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос”.

Достоевский говорил и о том, что предпочтет Христа истине, если окажется, что истина не с Христом. В черновых записях Мышкин прямо назван “князь Христос”.

Существует ряд аналогий между “князем Христосом” и евангельским Христом в произведении. Но князь Мышкин – не посланец Христа, его идея – открытие человеческого в самом человеке. Мышкин подобен образу Христа лишь потому, что так же готов идти на любые жертвы во имя ближнего.

Так же, как и Христа, Мышкина не понимают и не принимают в обществе, считая “не от мира сего”. Но князь Мышкин – живой человек со своим особым характером. В князе Мышкине поражает то чувство внутреннего достоинства, с которым он умеет держать себя при любых обстоятельствах.

Проницательный, наделенный даром сердечного понимания чужой души, Мышкин действует на каждого обновляющее и исцеляющее. С ним все становятся чище, улыбчивее, доверчивее и откровеннее.

Обратите внимание

Но такие порывы сердечного общения в людях, отравляемых ядом эгоизма, благотворны и опасны одновременно. Мгновенные, секундные исцеления в этих людях сменяются порой вспышками еще более исступленной гордости. Получается, что своим влиянием князь пробуждает сердечность и обостряет противоречия больной, тщеславной души человека. Спасая мир, он провоцирует катастрофу.

Душу Мышкина переполняет любовь – сострадание к человечеству. Она же проявляется и в отношениях с двумя близкими его сердцу женщинами – их две, и опять-таки это не случайно. Чувство к одной из них – Настасье Филипповне – автор определяет как любовь-жертву, “любовь для нее”.

“Любовь для себя” Мышкин обретает в отношениях с Аглаей Епанчиной. Это раздвоение в любви не дает покоя Мышкину. На протяжении всего романа Настасья Филипповна и тянется к Мышкину и отталкивает его от себя.

Человеческие поступки всегда сложнее, чем о них привыкли думать, и часто побеждают не те чувства, каких ожидаешь.

Вот и для Настасьи Филипповны свершается ожидаемое чудо: такой человек приходит и предлагает руку и сердце. Но вместо ожидаемого мира он приносит Настасье Филипповне обострение страданий.

Появление князя, как мы знаем, не только не успокаивает, но доводит до гибели… Но и в любви к Аглае доминирует сугубо возвышенное духовное начало. Аглая однажды говорит Мышкину: “У вас нежности нет: одна правда, стало быть, – несправедливо”.

Говоря о “несправедливости”, Аглая пытается сформулировать, определить свое ощущение от как бы слишком возвышенного характера любви князя.

Образ Мышкина во многом напоминает образ Дон Кихота, и он тоже занимает свое место среди литературных героев. Глубокая духовная связь с традициями своего народа сделали этого героя актуальным и по сей день!

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obraz-knyazya-myshkina-v-romane-f-m-dostoevskogo-idiot/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector