Образ и характеристика павлуши веретенникова в поэме кому на руси жить хорошо некрасова

Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова на первый взгляд не кажется значительным. Главные герои произведения встречают Павлушу на ярмарке в селе Кузьминском.

Описание Веретенникова расплывчато: никто не знает, какого он «роду-звания», однако все зовут его барином. Павлуша носит красную рубаху, смазные сапоги и «горазд балясничать», т. е. шутить.

Подобная неопределенность позволяет говорить об образе Павлуши как об образе обобщенном, сборном — мало ли разного народу отправлялось на ярмарку — необходимом исключительно для создания фона в поэме.

Обратите внимание

Но характеристика Веретенникова Павлуши включает в себя одну немаловажную деталь: он «складно поет русские песни» и любит их слушать. Позже выясняется, что у него с собой есть «книжечка», в которую он записывает из уст мужиков понравившиеся песни и поговорки. Крестьяне охотно беседуют с Павлушей. Этому способствует его легкий нрав — народ считает его «милягой».

Веретенников — собиратель фольклора, один из многих, которые тогда странствовали по Руси. В свое время к их кругу принадлежал и сам Некрасов, проделавший перед написанием поэмы огромную работу по сбору материала. Интерес к устному народному творчеству в то время считался важным не только в научном, но и в идеологическом плане.

Внимание интеллигенции к простому народу, готовность шагнуть ему навстречу само по себе уже обозначало немалые перемены. У Веретенникова однозначно были…
реальные прообразы, этнографы-фольклористы, например, Павел Рыбников и Павел Якушкин.

Фамилию же Веретенников Некрасов взял у журналиста, прославившегося своими отчетами о сельских ярмарках, опубликованными в «Московских ведомостях».

Павлуша не просто любопытствует, он старается как можно глубже проникнуть в жизнь народа, видит счастье и несчастье людей. Он соучастник, а не пассивный наблюдатель.

Так, уже появившись в поэме в первый раз, Веретенников совершает добрый поступок: вспомним эпизод с дедом Вавилой, пропившем деньги на подарок внучке. Все крестьяне сочувствуют Вавиле, но только Павлуша может ему помочь: отдав немалую для мужика сумму, он покупает козловые башмачки.

Однако в корне изменить жизнь народа Веретенников не в силах. Зато Павлуша готов выслушать простой народ, прислушаться к его мнению и согласиться с ним, если потребуется. Он искренне сокрушается о повальном пьянстве среди крестьян, ему на это «обидно поглядеть».

Но после разговора с Якимом Нагим Веретенников не обижается на правдивые слова, а подносит ему «два шкалика», и этим еще больше располагает к себе крестьян.

«Разумной-то головушке / Как не понять крестьянина?» — так переговариваются между собой мужики о Павлуше. И так в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Павлуша Веретенников становится немаловажным образом, символизирующим готовность народа к диалогу с одной стороны, и наличие заинтересованных в реформации Руси людей среди высшего сословия с другой стороны.

Источник: http://pomosh-shkolniky.iusite.ru/14829_obraz_pavlushi_veretennikova_v_poeme_171_komu_na_rusi_zhit_horosho_187.htm

«Кому на Руси жить хорошо»: описание ярмарки

С проезжей дороги, где завязался спор мужиков, автор ведет нас (читателя) в самую гущу народной жизни, в толпу, на сельскую ярмарку. Картина сельской ярмарки, по мнению Некрасова, могла много дать для художественной обрисовки самых разнообразных народных типов и характеров, для выявления «подноготной» русского мужика.

Конечно, далекий от народа человек, побродив по ярмарке час-другой, мало что поймет в жизни и судьбе народной.

Но в эпопее Некрасова на ярмарку приходит не посторонний наблюдатель, а сами мужики-правдоискатели, перед которыми к тому же с помощью автора и скатерти-самобранки собравшиеся на ярмарке люди открываются, рассказывают о своей жизни и судьбе.

Важно

В русской поэзии, да, пожалуй, и во всей русской литературе нет описания ярмарки, равного некрасовскому по динамике, живописности и выразительности.

Опираясь на непосредственные впечатления от посещения ярмарок в Мстёре, Холуе, Нижнем Новгороде, зорко подметив их особенности, Некрасов бережно перенес важнейшие из них в поэму: тут и бойкая торговля лубочной литературой, центром распространения которой был Нижний Новгород; «ивановские ситцы», «изделья кимряков» — примета широкого разворота ярмарочной торговли; нужные мужику и представленные на любой сельской ярмарке «косули, грабли, бороны … Ободья, топоры». Тут и неизменная «комедия с Петрушкою». В результате — яркая и при всей конкретности — обобщенная картина ярмарки.

С чисто кустодиевской сочностью рисует Некрасов картину сельской ярмарки с ее многолюдством («видимо-невидимо / Народу»), яркостью нарядов праздничной толпы. Но рассказчик (вместе со странниками) не только любуется картиной народного праздника. Он зорко присматривается, прислушивается, стремясь понять, постигнуть сущность жизни и души народной. Это не просто.

«Все крестьянство в спорах, движении, волнении». Мелькают, сменяясь, пестрые (веселые и безобразные) сцены, в общем гуле слышатся обрывки разговоров. О чем? Каждый в этой многолюдной толпе говорит о своем, у каждого свой, отличный от других, внутренний мир, свои интересы и заботы.

Но, наблюдая и сопоставляя, автор все-таки приходит и приводит читателя к каким-то выводам.

Как свидетельство «удали молодецкой», душевного здоровья, не сломленного каторжным трудом, воспринимает поэт и задорную пестроту нарядов, и «здоровый громкий хохот», который слышится тут и там. А ярмарочное богатство? Косули, грабли, бороны, багры, станки тележные, ободья, топоры, шлеи, ситцы, обувь — ведь все это сделано руками ныне веселящейся толпы, руками народа-труженика.

Отзывчивость народного сердца хорошо видна в эпизоде с Вавилушкой. Купил ему Веретенников козловые ботиночки для внучки, и крестьяне, стоящие рядом, так рады, словно каждого из них Веретенников «подарил рублем». Мужик любознателен (комедия с Петрушкою), он тянется к знанию, к книге.

Поэт не может спокойно наблюдать, как в протянутую за хлебом знания руку кладут камень, как народ «потчуют» книжной макулатурой вроде «Английского милорда», и его голос впервые непосредственно врывается в повествование. В лирическом отступлении «Эх! эх! придет ли времечко…

» поэт высказывает свою мечту о народном просвещении, о времени, когда большая культура войдет в жизнь народа. Но это будущее. А настоящее?

С особым удовлетворением отмечает автор остроту народного ума и меткость народной речи: прибаутки, шутки, а порой столь меткие словечки, каких кабинетному сочинителю не придумать, — «хоть проглоти перо».

Совет

Для Некрасова при этом речь идет не только о бойкости и сатирическом складе народного русского ума, а о значительно более важном: о пробуждении сознательной мысли, стремлении и способности осмыслить свое положение.

Развязались у подвыпивших мужиков языки, «смолкает, подымается / Народная молва», и в многоголосом хоре «пьяной ночи» чуткое ухо поэта улавливает политически острые реплики, свидетельствующие о том, что всколыхнулась мужицкая Русь, напряженно работает пробудившаяся мысль. Кто-то еще надеется добиться справедливости в «верхах»:

Прошенье изготовили

К начальнику губернии…,

но все отчетливее звучат голоса с явно скептической оценкой проведенной «верхами» реформы:

Добра ты царска грамота,

Да не при нас ты писана…

Но видит поэт и другое и не скрывает печальной правды. Уже в начале описания ярмарочной площади он обращает внимание читателя на роковые приметы: дом с надписью «училище» заколочен, зато куда ни погляди — винные склады, погреба, «харчевни, ресторации», 2 кабака, да еще 11 кабатчиков раскинули палатки. Как тут не быть пьяному разгулу?

Пропиты «крестьянские шлыки», и по всей ярмарке, «словно пред иконами, / Без шапок мужики». Пьяный мужик вывалил воз с «поделкой деревянною», дед Вавилушка, насулив родным подарков, «пропился до грошика».

Вот уже и «ночь тихая спускается», и все более мрачными становятся краски, рисующие картину пьяного разгула. В воздухе висит «шальная непотребная» ругань, «плачут дети малые, / Тоскуют жены, матери».

В хмельном угаре мужики тянут друг друга за бороды, парень хоронит поддевку, принимая ее за матушку, где-то в драке уже убили крестьянина…

Картина пьяного разгула достигает поистине эпического размаха:

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется —

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ!

Вот она, «трезвая правда»! Но зачем, с какой целью обнажает ее поэт?

Странники отправились на ярмарку с надеждой узнать:

Не там ли он скрывается?

Кто счастливо живет?

Нарисованная картина сама наталкивает читателя на вопрос: уже не в пьянстве ли корень зла, уж не оно ли лежит препятствием на пути к народному благополучию? Вопрос этот широко дебатировался в печати конца 50-х—начала 60-х годов, и мнение либералов гласило: да, оно. И вот Некрасов, нарисовав пьяную толпу в предельном ее безобразии, сгустив все обвинения, которые можно было предъявить «разгульному» русскому мужику, устами Павлуши Веретенникова формулирует столь ходкое у либералов обвинение:

Читайте также:  Сочинение по картине рафаэля сикстинская мадонна описание

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения…

Обратите внимание

Павлуша Веретенников — юноша (но для мужиков — «барин»), увлеченный собиранием перлов народного творчества. Он беседует с крестьянами, они вроде бы «открываются / Миляге по душе», и ему в наивности кажется, что он понял в крестьянской жизни все.

И с легкостью человека, схватившего лишь видимость, не проникнувшего, однако, в суть явления, он повторяет ходкое в либерально-дворянской среде обвинение. Ответом на эти слова и является монолог Якима Нагого, в котором раскрывается «подноготная» русского мужика, осознанная им самим.

В то же время этот монолог говорит о понимании основ народной жизни и характера самим Некрасовым, поэтом революционной демократии. «Пьяненький мужик», валявшийся в канаве, вскочив, гневно выхватывает из рук барина карандаш:

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей, бессовестных

Про нас не разноси!

И от лица «мужицкого царства» дает отповедь всем тем, кто корит крестьянина за пьяный разгул.

Образом Якима Нагого и всем содержанием его речи Некрасов дает понять, что этические и эстетические критерии господствующих классов, «белоручек нежных», неприменимы к народной жизни.

На мерочку господскую

Крестьянина не мерь, —

говорит Яким Веретенникову и поясняет:

… Люди мы великие

В работе и в гульбе!..

Якима радуют сила, размах, «удаль молодецкая» даже и в «гульбе» народной:

Пьем — значит силу чувствуем!..

Но не по хмельному разгулу нужно судить о мужике. Главное содержание его жизни составляет труд, ежедневный трудовой подвиг. Здесь-то и проявляется истинное его богатырство:

На пожне гору добрую

Поставил, съел с горошину…

Не крестьянским ли трудом «с весны оденутся, / А осенью разденутся» хлебные поля во всей матушке-Руси? Яким с ярким драматизмом рисует картину каторжного крестьянского труда, от которого «трещит крестьянский пуп». Холод, голод и непосильный труд больше надрывают силы мужицкие, чем вино.

 Перед величием трудового подвига крестьянина меркнет порожденная горькой долей страсть к хмельному, которая является со стороны мужика лишь его малосознательной реакцией на многие беды, обступившие его со всех сторон.

Важно

В вине крестьянин ищет и находит забвение горестей, оно смягчает накипевшие в душе боль и гнев. 

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»). СПб: «Наука» РАН, 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/komu_na_rusi_zhit_khorosho_opisanie_jarmarki/76-1-0-692

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.

Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.

Вопрос

Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?

Ответ

Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать

Как ни на есть – доподлинно, Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?

«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?

Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом

Вопрос

В чем, по мнению попа, заключается счастье?

Ответ

«Покой, богатство, честь».

Вопрос

Почему сам поп считает себя несчастливым?

Ответ

Дороги наши трудные. Приход у нас большой. Болящий, умирающий, Рождающийся в мир Не избирают времени: В жнитво и в сенокос, В глухую ночь осеннюю, Зимой, в морозы лютые. И в половодье вешнее — Иди куда зовут! Идешь безотговорочно.

И пусть бы только косточки Ломалися одни, — Нет! всякий раз намается, Переболит душа. Не верьте, православные, Привычке есть предел: Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипение, Надгробное рыдание, Сиротскую печаль! Аминь!..

Теперь подумайте.

Каков попу покой?..

Вопрос

Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Ответ

Поля совсем затоплены, Навоз возить – дороги нет, А время уж не раннее – Подходит месяц май!» Нелюбо и на старые, Больней того на новые Деревни им глядеть. Ой избы, избы новые! Нарядны вы, да строит вас Не лишняя копеечка,

А кровная беда!..

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.

«Сельская ярмонка»

Совет

После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.

Ответ

Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.

Вопрос

Какой смысл вкладывает автор в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

Вопрос

Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?

Ответ

Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).

Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).

«Счастливые»

Вопрос

Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».

Ответы учеников

Вопрос

Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.

В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Досыта не едавшие, Несолоно хлебавшие, Которых вместо барина

Драть будет волостной. –

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.

Задание

Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.

Ответ

Обратите внимание

Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,

Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину…

Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья.

При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть.

Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.

Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.

Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)

Вывод

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вместе с тем в задачу автора входило сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям.

Вопрос

Какие помещики выведены в поэме?

Ответ

В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника.

Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко».

Важно

Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.

Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.

Вопрос

Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?

Читайте также:  Анализ рассказа бирюк тургенева

Ответ

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.

Описывая Оболта-Оболдуева, автор откровенно «нагнетает» уменьшительно-ласкательные суффиксы, иронизируя над персонажем.

При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.

Вопрос

Почему портреты помещиков автор дает сатирически?

Ответ

К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

Вопрос

Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?

Ответ

Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.

Совет

Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.

Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

Н.Скатов. Некрасов.

И.А.Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/nekrasov/odnimkoncom.htm

Характеристика персонажей Якима Нагого и Ермилы Гирина в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинения › Некрасов Н.А. › Кому на Руси жить хорошо

Готовые Домашние Задания

Н.А Некрасов великий русский поэт, создал множество произведений, посвященных народу. Тяжелая крестьянская доля, непосильный труд, бесправие – вот те проблемы, которые поднимал автор в своем творчестве.

Протест против царящих в стране общественных порядков Некрасов открыто высказал в поэме «Кому на Руси жить хорошо», ставшей гимном высокой гражданственности.

Семеро странников отправляются в путь в поисках «счастливого» и встречаются во время путешествия с простыми людьми, которые рассказывают им о своей нелегкой доле.

Перед нами проходит много образов крестьян и разночинцев, каждый из них рассказывает о своей жизни, полной невзгод и горя.

Один из них — Яким Нагой.

«Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!» — так характеризует сам себя этот крестьянин.

Обратите внимание

Когда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму. Затем вернулся в родные края и стал пахарем.

Портрет Якима лучше всего выдает все тяготы, выпавшие на его долю:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле…Шея бурая

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука – кора древесная,

А волосы – песок…

Но Яким предстает перед нами не простым крестьянином. Несмотря на каторжный труд, он не очерствел душой, умеет ценить прекрасное.

Так, он собирал для сына разные картинки, «развешал их по стенам, и сам на них любил глядеть».

Когда в деревне начался пожар, и загорелась изба Якима, то он бросился спасать не спрятанные деньги, а любимые картинки. В его жизни главное не только работа и выпивка, но и созерцание прекрасного.

Из-за тяжелой крестьянской доли и начал он пить, спиртное помогает ему забыться. Но, по словам самого Якима:

«Придет печаль великая,

Так перестанем пить!…

Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!»

Яким Нагой стал обобщенным образом русского крестьянина.

Ермила Гирин выделяется на фоне других крестьян. Весь смысл его жизни направлен на поиски народного счастья. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи. Все лучшее в нем заставляет окружающих полюбить этого человека:

Имел он все, что надобно

Для счастья…

…Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Когда вышел спор между Ермилой и купцом Алтынниковым, то Ермила обратился за помощью к народу, с просьбой одолжить денег для выкупа мельницы:

Коли Ермила знаете,

Коли Ермилу верите,

Так выручайте, что ль!!

Каждый из присутствующих на базарной площади оказал помощь, и мельница осталась за Ермилою. В указанный срок он сполна вернул весь долг людям, поверившим ему.

Важно

Уважение народа к Гирину было так велико, что его выбрали бурмистром. Но с этой должности ему пришлось уйти:

От должности уволился,

В аренду снял ту мельницу,

И стал он пуще прежнего

Всему народу люб…

Не искал Ермила Гирин счастья в личном благополучии; только в служении народу, в народном почете видел он смысл жизни. Некрасов показал нам образ народного героя, отказавшегося от материальных благ и посвятившего свою жизнь честному труду на благо общества.

Сочинения по теме:

  • Сопоставление ключевых элементов и сравнительная характеристика образов помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и сказках М. Е Салтыкова-Щедрина сочинение
  • Характеристика образов искателей правды в гениальной поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» сочинение
  • Каковы причины и мотивы автора детально обсудить деспотизм помещиков и добровольное желание быть холопом? сочинение
  • Почему в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор критически относится к деспотизму помещиков и осуждает добровольное холоповство? сочинение

Источник: http://1soch.ru/nekrasov-na/komu-na-rusi-jit-horosho/harakteristika-personajey-yakima-nagogo-i-ermily-girina

Образы правдоискателей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на Сёзнайке.ру

Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни.

В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянина. Поэма отражает крестьянские радости и горести, крестьянскую жажду воли и счастья. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поиске счастья и правды. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села». Как и в народных сказках о правде и кривде, на «столбовой дороженьке» «сошлись семь мужиков».

И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человеческим языком, мирятся и отправляются искать счастливого.

Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе людей, которые считают себя счастливыми, и составляют содержание поэмы.

Ходоки за счастьем видят безрадостную, бесправную, голодную жизнь народа в губерниях с говорящими за себя названиями: Испуганная, Подстреленная, Безграмотная. Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Счастливых среди крестьян нет. Кто же занят поисками счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Прежде всего, это семеро мужиков-правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Разнообразно представлены крестьянские типы. Это крестьяне разных деревень.

Совет

Каждый шел за своим делом, но вот они встретились, заспорили. И деревни названы, и губернии, и мужики по именам перечислены, но мы понимаем, что нельзя относить события ни к какому-то определенному году, ни к какому-то определенному месту. Тут вся Русь с ее вечными наболевшими заботами.

В принципе, каждый из семерых уже имеет свой ответ на вопрос:

Кому живется весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потупился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву.

А Пров сказал: царю…

Тот прямой ответ, какой искали крестьяне, они не получили. Ответ возник в другом смысле. У попа есть свои претензии к новой жизни, у помещика и купца — свои. Никто не хвалит новое время, все вспоминают о старом.

Читайте также:  Анализ рассказа распутина пожар

Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася, Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Разве не похожа наша сегодняшняя ситуация на воссозданную Некрасовым? Обделены мужики — и в прошлом, и в настоящем. С горькой иронией описывает Некрасов в главе «Счастливые», как странники приготовили целое ведро водки, чтобы угостить самого удачливого мужика. Но получился лишь горький список народных несчастий.

Старуха счастлива, что в ее огороде уродилась репа, солдат — что был нещадно бит палками, но остался жив. Каменотес счастлив своей молодой силой, а слабосильный — что живым вернулся с тяжелых работ.

Отвращение у мужиков вызывает еще один «счастливый» — лакей, который после сорока лет службы болен не какой-нибудь мужицкой грыжей, а «благородной» барской болезнью — подагрой.

Счастье, по мнению Некрасова, заключается вовсе не в том примитивном смысле, в каком понимали его семь ходоков-крестьян, а — в сопротивлении, борьбе, противостоянии горю и неправде, оно не делится попросту между мужиками и господами. Симпатии автора демонстрируют его несомненную духовную близость с демократическим, разночинским движением.

Недаром он с такой симпатией пишет о возмутителях социального спокойствия: бывшем каторжнике Савелие, поднявшем «всю Корежину» против помещика Шалашникова, закопавшем живым жестокого бурмистра; Ермиле Гирине, попавшем в острог за защиту интересов крестьян, разбойнике Кудеяре.

Обратите внимание

К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда. Автор создает в поэме образ еще одного искателя крестьянского счастья — «народного заступника» Гриши Добросклонова.

Голодное детство, суровая юность сына батрачки и сельского дьячка сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили его жизненный путь:

…лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного

Родного уголка.

Гриша Добросклонов многими чертами своего характера напоминает Добролюбова, в котором Некрасов видел «идеал общественного деятеля». Он — борец за народное счастье, который хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать поднимается Неисчислимая! Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо? — Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника ». Вот почему поэт говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов. Но именно на нем ждет человека подлинное счастье, так как, по мнению Некрасова, счастлив может быть только тот, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа.

Название некрасовской поэмы уже давно стало крылатым выражением, которое получило сегодня вторую жизнь, так как вновь перед обществом стоят вопросы, поставленные великими классиками XIX столетия: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?»

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8688-obrazi-pravdoiskateley-v-poeme-nekrasova-komu-na-rus

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными.

Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой.

Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка.

В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками.

Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями.

Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой.

Важно

Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню».

Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот).

При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают.

Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля — недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!».

Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

Совет

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»

По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/944-obrazy-pomeschikov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector