Образ и характеристика пети трофимова в пьесе вишневый сад чехова сочинение

Образ Пети Трофимова в пьесе Чехова

  • Чехов якобы иронически относился к Пете Трофимову, изобразил его «недотепой» и тем самым выразил свое скептическое отношение к революционному движению. Такое мнение совершенно необоснованно. Для того чтобы понять это, нужно вспомнить, кто и при каких обстоятельствах назвал Петю «недотепой».

    Это говорит Раневская, раздраженная тем, что Петя откровенно высказал неодобрение ее связи с ничтожным и нечестным человеком. Раневская не в, состоянии понять нравственную высоту Пети, но она чувствует, что Петя прав, и сама просит у него прощения: «Ну, Петя… ну, чистая душа… я прощения прошу… Пойдемте танцевать…

    » Да, Петя — чистая душа, и поэтому таким людям, как Раневская или Лопахин, он должен казаться неудачником, «недотепой». Но нельзя такое же мнение приписывать автору. Нельзя также считать, что такие эпизоды, как падение с лестницы, потеря галош и т. п., снижают образ Пети и приближают его к Епиходову с его «двадцатью двумя несчастьями».

    Бытовые мелочи нисколько не порочат Петю, а только делают его образ более живым и естественным. Если же говорить о сравнении с Епиходовым, то тут, скорее, можно видеть противопоставление.

    Епиходов глуп, эта глупость сквозит в каждом его слове, его поступки- только дополняют это впечатление. А Петя умен, его мысли глубоки и содержательны. Недаром Чехов — величайший мастер подтекста — ни разу не прерывает речи Трофимова.

    Петю все время слушают с вниманием, его слова действуют облагораживающее на других людей. Даже практичный Лопахин под влиянием Пети начинает чувствовать, что жизнь должна быть красивее, чище. Какие же взгляды высказывает в пьесе Петя? Он верит в прогресс и.

    призывает всех «работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

    Обратите внимание

    Истину он понимает не отвлеченно и осуждает тех интеллигентов, у которых философский поиск истины уживается с равнодушием к тяжелой жизни народа: «Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота… И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим».

    Трофимов презирает деньги, презирает титулы, для него не существует разницы в звании и положении людей.

    Он, на которого другие смотрят с насмешкой и жалостью, называют «облезлым барином», чувствует себя сильным и свободным человеком, принадлежащим к тем, кто стремится к высшей правде и высшему счастью человечества.

    Для Пети не имеет значения, дойдет ли он сам к светлому будущему или только укажет путь другим.

    Чехов писал О. Л. Книппер, что не может показать в пьесе Петю Трофимова как общественного деятеля: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки?» Намек на преследования, .которым подвергался Петя, содержится в его словах: «…куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!»

    Проповедь Пети Трофимова зажигает Аню. Ей всего 17 лет, она наивна, простодушна. Чехов писал Вл. И. Немировичу-Данченко, что «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Эта роль не из важных».

    Как человек Аня еще не сформировалась, и говорить о ее взглядах и убеждениях слишком рано. Роль Ани в пьесе заключается в том, что она олицетворяет молодость, чистоту, искренность. Ее душа, свободная от корыстных расчетов, открыта всему прекрасному и благородному. Ане повезло, что она встретила на своем жизненном пути Петю Трофимова.

    Она с восторгом слушает Петю. Решительно порывая с прошлым, без сожаления прощаясь с вишневым садом, в котором с каждой вишни, с каждого листка глядят на нее замученные человеческие существа, Аня смело идет навстречу новой жизни. «Вся Россия наш сад»,- говорит ей Петя Трофимов.

    И этот; большой сад — обновленную Россию имеет в виду Аня, когда обращается к матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

  • Источник: http://soshinenie.ru/obraz-peti-trofimova-v-pese-chexova/

    Петя Трофимов — вечный студент (о пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова)

    Споры о Пете Трофимове начались уже давно — с момента появления «Вишневого сада» на сцене и в печати. Выдающийся писатель-гуманист Короленко, например, отнесся к Пете с немалым подозрением: «…для меня облезлое «лучшее будущее» — что-то непонятное и ненатуральное».

    А критик-большевик В. В. Боровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поколения, способного пойти на борьбу с враждебной средой.

    Вот еще одно столкновение мнений, которое должно побудить вас или принять чью-то сторону, или выработать собственную точку зрения. Итак, что вы думаете о Пете, о его взглядах, позиции, отношении к другим действующим лицам пьесы?

    Почти у каждого героя «Вишневого сада» есть свои звездные минуты, когда они как бы взмывают вверх, оказываются выразителями высоких и благородных идей, на самом деле близких автору.

    Есть свои взлеты и у Пети Трофимова, но есть у него и падения. В этом отношении знаменательным является эпизод в третьем действии, когда Петя упал с лестницы: хотел забраться вверх, выше других — и упал, покатился вниз.

    «Высокое» и «низкое», серьезное и смешное в образе Пети слиты воедино.

    Важно

    Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью рассказывает о тяжелой жизни рабочих, упрекает интеллигенцию в бездействии. Но Чехов принципиально избегает однозначных решений. Может быть, особенно ясно это проявилось в его изображении Пети.

    Казалось бы, в задачу писателя входило вызвать у зрителей чувство симпатии к образу студента-демократа, подвергавшегося неоднократно преследованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен, призывающего к неустанной работе во имя приближения прекрасного будущего.

    Все это так, но слишком уж велик диапазон колебаний Пети Трофимова.

    Как-то странно уживаются воедино в нем восхищение абстрактным человечеством, которое идет вперед, и презрение к конкретным людям, призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная констатация всеобщей испорченности, а отсюда,- и неверие в человека: «В своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив». Не связано ли последнее обстоятельство с тем, что сам Петя в душе крайне недоволен собой? Жизнь проходит, а ему, собственно, так и не удалось ничего сделать. После долгой разлуки Раневская с печалью говорит ему: «Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?» — на что Трофимов отвечает: «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».

    И еще одно важное обстоятельство. Из списка действующих лиц мы узнаем отчество Трофимова: «Петр Сергеевич». Но в пьесе так его называет только Дуняша, горничная. Все остальные зовут его уменьшительным именем — Петя.

    К Лопахину, например, Раневская обращается исключительно по имени и отчеству.

    Но студент Трофимов, бывший учитель погибшего сына Раневской, так и остался в глазах обитателей усадьбы умным мальчиком, излишне склонным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам.

    У Пети и у Гаева, двух явных и несомненных антагонистов, есть одна объединяющая черта: неуместность их речей. То, что они говорят, вообще-то само по себе бывает иногда и серьезно, и умно, но, как правило, они выбирают самое неподходящее время для своих выступлений.

    Читайте также:  Сочинение рассуждение культура речи

    То Гаев начинает рассуждать в ресторане с половыми о декадентах, то Петя, оставшись наедине с Аней, произносит такую речь, словно он выступает на митинге, перед многочисленной толпой единомышленников: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

    И Аня, всплескивая руками, восклицает: «Как хорошо вы говорите!» Как видим, и в пьесах бывает ощутима авторская ирония.

    Совет!

    И еще один аспект, помогающий нам лучше уяснить авторскую оценку Пети Трофимова. Это любовь, которая всегда была серьезным испытанием для чеховских героев. Как же справился с этим испытанием «вечный студент»?

    Не показалось ли вам, что Петя Трофимов любит Аню нежной и трепетной любовью? Не случайно же в конце первого действия звучат вслед Ане взволнованные слова молодого человека: «Солнышко мое! Весна моя!»

    Но в дальнейшем о любви речи нет, так что совершенно напрасно Варя так бдительно следила за молодой парой. А возмущенный Петя восклицает: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!»

    Эти слова компрометируют Петю едва ли не сильнее падения с лестницы и старых калош. О какой, собственно говоря, пошлости идет речь? Неужели для него любовь — пошлость?

    Так проявляется ограниченность Пети, по крайней мере в области человеческих чувств. Вполне закономерно, что он не способен понять и человеческое горе Любови Андреевны, которая доверчиво раскрывает перед ним свою душу. Насколько же она в разговоре с Петей подавляет его своей человечностью, искренностью, незащищенностью. По сравнению с ней Петя в этой сцене какой-то замкнутый, нечуткий.

    Имя Раневской — Любовь, имя Трофимова — Петр, что значит «камень». Нет у Пети настоящего человеческого сочувствия к страданиям и мучениям другого человека. Вознесся он «выше любви», а на самом деле это означает, что он стремится себя поставить и выше вишневого сада, и выше красоты («Я не желаю быть красавцем»), и вообще выше всех людей.

    Наконец, очень важно отношение Пети Трофимова к вишневому саду. Для Пети вишневый сад — признак чужой, враждебной культуры, это то прошлое, с которым необходимо покончить, уничтожив его: в этом будет заключаться искупление старых грехов.

    И наивная Аня доверчиво принимает логику Пети Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде? Я любила его так нежно, мне казалось, что на земле нет лучше места, чем наш сад».

    Опасность проповеди Пети Трофимова велика. С позиций имеющегося исторического опыта мы знаем, к каким тяжелым последствиям могут привести призывы к уничтожению красоты на земле.

    Правда, Петя и Аня вместо старого сада, судьба которого не вызывает у них ни малейшего сожаления, охотно говорят о новом, еще более роскошном и красивом. Утешая рыдающую Любовь Андреевну, Аня обещает ей: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

    Разумеется, Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей.

    Обратите внимание

    У нее просто эмоциональное, восторженное упование на прекрасное будущее, которое, как Ане кажется, уже совсем рядом и построить которое очень легко и просто. Слишком легко, слишком просто…

    И не в этом ли еще один урок пьесы — предостережение, важное не только для демократической молодежи начала XX в., но и для последующих поколений?

    Одну школьницу спросили: в чем она видит связь чеховской пьесы с сегодняшним днем? Что ее больше всего поразило и взволновало? Она ответила: «Петя, во-первых. Я немножко похожа на Петю. Так же категорична в суждениях.

    Спектакль останавливает: стойте, оглянитесь, подумайте, что мы рубим, что мы делаем. Петя и Аня — у них нет базы, как и у нас. Мы относимся к тем, которые бегут вперед.

    Впереди якобы самое важное, а позади-то, оказывается, вишневый сад!»

    Источник: http://www.sochuroki.com/petya-trofimov-vechnyj-student-o-pese-vishnevyj-sad-a-p-chexova/

    Школьные сочинения

    Чехов якобы иронически относился к Пете Трофимову, изобразил его «недотепой» и тем  самым выразил свое скептическое отношение к революционному движению. Такое мнение совершенно необоснованно. Для того чтобы понять это, нужно вспомнить, кто и при каких обстоятельствах назвал Петю «недотепой».

    Это говорит Раневская, раздраженная тем, что Петя откровенно высказал неодобрение ее связи с ничтожным и нечестным человеком.

    Раневская не в, состоянии понять нравственную высоту Пети, но она чувствует, что Петя прав, и сама просит у него прощения: «Ну, Петя… ну, чистая душа… я прощения прошу… Пойдемте танцевать…» Да, Петя — чистая душа, и поэтому таким людям, как Раневская или Лопахин, он должен казаться неудачником, «недотепой». Но нельзя такое же мнение приписывать автору.

    Нельзя также считать, что такие эпизоды, как падение с лестницы, потеря галош и т. п., снижают образ Пети и приближают его к Епиходову с его «двадцатью двумя несчастьями». Бытовые мелочи нисколько не порочат Петю, а только делают его образ более живым и естественным. Если же говорить о сравнении с Епиходовым, то тут, скорее, можно видеть противопоставление.

    Епиходов глуп, эта глупость сквозит в каждом его .слове, его поступки- только дополняют это впечатление. А Петя умен, его мысли глубоки и содержательны. Недаром Чехов — величайший мастер подтекста — ни разу не прерывает речи Трофимова.

    Петю все время слушают с вниманием, его слова действуют облагораживающе на других людей. Даже практичный Лопахин под влиянием Пети начинает чувствовать, что жизнь должна быть красивее, чище. Какие же взгляды высказывает в пьесе Петя? Он верит в прогресс и.

    призывает всех «работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

    Истину он понимает не отвлеченно и осуждает тех интеллигентов, у которых философский поиск истины уживается с равнодушием к тяжелой жизни народа: «Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота… И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим»..

    Важно

    Трофимов презирает деньги, презирает титулы, для него не существует разницы в звании и положении людей.

    Он, на которого другие смотрят с насмешкой и жалостью, называют «облезлым барином», чувствует себя сильным и свободным человеком, принадлежащим к тем, кто стремится к высшей правде и высшему счастью человечества. Для Пети не имеет значения, дойдет ли он сам к светлому будущему или только укажет путь другим.

    Чехов писал О. Л. Книппср, что не может показать в пьесе Петю Трофимова как общественного деятеля: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки?» Намек на преследования, .которым подвергался Петя, содержится в его словах: «…куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!»

    Проповедь Пети Трофимова зажигает Аню. Ей всего 17 лет, она наивна, простодушна. Чехов писал Вл. И. Немировичу-Данченко, что «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Эта роль не из важных».

    Читайте также:  Тема родины в творчестве ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

    Как человек Аня еще не сформировалась, и говорить о ее взглядах и убеждениях слишком рано. Роль Ани в пьесе заключается в том, что она олицетворяет молодость, чистоту, искренность. Ее душа, свободная от корыстных расчетов, открыта всему прекрасном и благородному. Ане повезло, что она встретила на своем жизненном пути Петю Трофимова.

    Она с восторгом слушает Петю. Решительно порывая с прошлым, без сожаления прощаясь с вишневым садом, в котором с каждой вишни, с каждого листка глядят на нее замученные человеческие существа, Аня смело идет навстречу новой жизни. «Вся Россия наш сад»,- говорит ей Петя Трофимов.

    И этот; большой сад — обновленную Россию имеет в виду Аня, когда обращается к матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

    Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Образ Пети Трофимова в пьесе Чехова . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Новые сочинения:

    Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-889.htm

    «Вечный студент» Петя Трофимов в пьесе Чехова «Вишневый сад» на Сёзнайке.ру

    Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований.

    Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим.

    Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту — «эмоцио» и веривший только в науку — «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов.

    Совет!

    Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

    Все они — представители революционно-демократической молодежи конца 50-х — середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов — представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя.

    Дважды его отчисляли из университета — вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в какомнибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!..

    куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности.

    Петя — отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

    «Должно быть, я буду вечным студентом», — говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что «студент» — для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

    А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, луч — шей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив.

    Единственное, что ей остается, — так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит в общем-то ничтожного человека.

    Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «… нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!»

    Обратите внимание

    Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя — умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

    Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев.

    Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь.

    А иначе — что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости». Что это — парадокс? Да нет, конечно.

    В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрачных», «пошлых» чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

    Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

    Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотепой».

    Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов для спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.

    ) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня — живой мостик между прошлым и будущим.

    Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «я» — «мы».

    Важно

    Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» — всегда неясная. Особенно в России.

    Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9461-vechniy-student-petya-trofimov-v-pese-chehova-vishneviy-sad

    Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

        Особое место среди персонажей комедии «Вишневый сад» занимает Петр Трофимов. Он — бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать».

     
        Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

     
        Трофимов обличает «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон.

    Читайте также:  Сочинение любовь в патриархальном мире в пьесе бедность не порок островского

    О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» 
        Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье.

    Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил.
        Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса.

    На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до «высшей правды», Трофимов уверенно отвечает: «Дойду или укажу другим путь, как дойти». 
        В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

        Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры.

        Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом — пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

        Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя.

    «Облезлый барин», Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты «недотепства», присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым.

    Трофимов причастен к революционной борьбе — потому-то он и «вечный студент». 

    Совет!

        Трофимова Чехов наделил некоторыми «смешными» чертами «облезлого барина» с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, «среднюю» девушку. «Аня и Трофимов… словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам…

    без ясной программы жизни», — так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они — люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает.

    Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей. 

        Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса — «недотепа». Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные.

        Фигура Трофимова — показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа.

    Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем.

    Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе.

        Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще «недоделанный», «недотепистый». Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах.

    Отсюда — его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба.

    Обратите внимание

    Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе — все это близко и дорого автору.

    Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/vishnevyj-sad/9566-obraz-vechnogo-studenta-trofimova-v-pese-a-p-chekhova-vishnevyj-sad

    Будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад»

    Ожидание грядущих перемен, нацеленность на новую жизнь — один из главных мотивов, который зарождается уже в экспозиции, до приезда Раневской. Все действующие лица пьесы живут заботой о ближайшем будущем. Но есть и другое будущее — более отдаленное.

    В отношении к нему выявляется сущность личности: умение сориентироваться в обстоятельствах, быть готовым к переменам и проявить настойчивость в принятии решений.

    Легкомыслие Раневской, которая может стать в будущем иждивенкой дочери, довершает негативное в ее характеристике.

    В общем потоке времени будущее вырастает в яркий образ-символ, включающий историческую, социальную и нравственную составляющую. Мысль о прекрасном будущем звучит в монологе Пети Трофимова: «Россия это наш большой сад.

    Земля очаровательная и великая, много на ней есть прекрасных и чудесных мест…» В тексте образ будущего осмысливается философски. Его истоки в прошлом, поэтому герои постоянно живут воспоминаниями.

    Объяснение нынешнего положения дворян находит Петя в искуплении давних грехов за страдания крепостных.

    Оказывается, люди не живут вне забот о далеком будущем. Оно вырисовывается как цель, в свете которой оценивается настоящее, требующее радикальных перемен, не удовлетворяющее никого.

    Важно

    Даже преуспевающий негоциант Лопахин недоволен им: «О, поскорее бы утихла, быстрее бы поменялась как-нибудь наша неблагополучная, несчастная жизнь».

    Мечта о будущем побуждает совершать поступки, решительно порывать с прошлым и настоящим, идти в новую жизнь.

    Несмотря на идейное и социальное различия, Трофимов и Лопахин едины в определении способа достижения будущего. И купец, и студент осознают, что главное — свободный труд, без которого нет полноценной жизни.

    «Надо начать только что-нибудь делать, чтобы осознать, насколько мало остолось порядочных и честных людей.

    Когда мне не спится, я постоянно думаю: господь нам дал громаднейшие леса, необъятные луга и поля, незримые горизонты, и, живя среди этого всего, мы обязаны сами стать великанами по настоящему…» — говорит практичный Лопахин.

    Практик Лопахин и мечтатель Трофимов ждут одного и того же — перемен в жизни. Потому так легко они общаются в последнем акте «Вишневого сада».

    Для Пети жизненный смысл заключается в том, чтобы всегда находится в первых рядах к наивысшей правде, стремится к высшему счастью, и он верит, что если не дойдет сам, то дойдут другие.

    Лопахин, измученный неопределенностью, пустой и ненужной суетой в доме Раневской и Гаева, ждет часа, когда он начнет работать «подолгу, без устали». Тогда ему станет легче жить, в жизни появится смысл.

    Однако автор языком драматургии выказывает недоверие их жизненной позиции. Почему Петя никак не кончит курс? Носит старые калоши? Не спешит ли Лопахин, не забывает ли о людях, без промедления пуская под топор вишневый сад?

    Совет!

    Долгое время было расхожим мнение, что светлое будущее России связано с деятельностью Ани и Пети.

    Но как много способен совершить человек, образ которого снижен такими деталями, как падение с лестницы, и оскорбительным «облезлый барин»? Только 17 лет Ане, вылетающей в самостоятельную жизнь из дворянского гнезда.

    Смогут ли они превратить Россию в прекрасный сад и стать счастливыми в счастливой стране? Драматург остается верен объективному принципу изображения. У него нет уверенности, которая передалась бы зрителю.

    Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/budushchee-v-pyese-chekhova-vishnevyy-sad.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector