Образ и характеристика петрушки в комедии горе от ума грибоедова

Портретная характеристика основных образов комедии «Горе от ума»

  • Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
  • Хотя по языку нас не считал за немцев.
  • Молчалин – чиновник при Фамусове. Он идет путями лести, низкопоклонства.

    В Молчалине навегда останется чиновничья закваска. Он вечно будет «с бумагами-с»; но ему уготовано прочное будущее.

    Молчаливы будут «блаженствовать на свете», особенно в последующее царствование, при Николае I, когда понадобятся массы служак из «бессловесных».

    Верно, что Софья – один из первых реалистических образов русской женщины. Но все же борьба за освобождение женщины начинается с пушкинской Татьяны. Софья – еще слишком непоследовательная, компромиссная фигура.

    Обратите внимание

    Татьяна, хотя и вынуждена считаться с этикетом и моралью светского общества, но вся внутренне цельна в своей неприязни к нему. Она любит Онегина по-прежнему, хотя свободно читает в его душе и видит его недостатки.

    Софья же наносит удар Чацкому, даже не сознавая, насколько связано ее стремление любить по велению сердца и жить своим умом с его борьбой за права свободного человека.

    Величайшим достижением реализма А. С. Грибоедова является созданная им галерея образов: Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья и др. В образе Чацкого воплотились черты передового человека того времени.

    Это первый в реалистической русской литературе образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной среды, образ мыслящего «друга человечества», осознавшего свое достоинство и ринувшегося на борьбу за свои права. А. И. Герцен в статье».

    Новая фаза в русской литературе» писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади: это декабрист». И действительно, Чацкий во многом близок декабристам.

    В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую политическую программу.

    Он подвергает разоблачению крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. В знаменитом монологе «А судьи кто?..

    » он обрушился на тех «негодяев знатных», которые меняют своих слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке».

    В более гротескном плане дан образ полковника Скалозуба. Крайне ограниченный человек, он живет мечтой о генеральском чине. Этот солдафон цинично потешается над вольнодумцами, грозя дать им в наставники фельдфебеля, который легко может «успокоить» непослушных. Скалозубы – надежная опора трона и палочного режима.

    Рекомендуем почитать ►

    Новеллистическая сказка Пушкина

    Важно

    По своим убеждениям и темпераменту Чацкий – романтик. С другой стороны, в нем много резонерского, характерного для героев классицизма. Но у Чацкого это является следствием его горячей убежденности, новизны проповедуемых им идеалов. Ведь и во взглядах декабристов было много романтических мечтаний.

    Вместе с тем Чацкий-романтик нарисован без той романтической отвлеченности, которая была присуща поэтике декабристов. Он – живой, реалистический образ. Грибоедов широко наметил связь Чацкого с идеями декабристов.

    Но при этой политической определенности образа Чацкий сложен и противоречив, он человек страсти, сердечного увлечения, пылкой непосредственности.

    Словно в некоторой романтической растерянности он хочет, удалясь из Москвы, найти на свету «оскорбленному… сердцу уголок», уединиться, собраться с мыслями, залечить раны. Этих обстоятельств тоже нельзя упускать из виду. Он – весь в движении и росте.

    Сопоставляя эти точки зрения, мы приходим к выводу, что обе они слишком «проясняют» образ Софьи и вносят субъективные домыслы, не подтверждающиеся текстом комедии.

    Между тем, думается, в некоторой неопределенности этого характера, каких много в действительности,- его жизненная и человеческая особенность.

    Грибоедов оставил этот образ таким не потому, что ему не хватило таланта написать его более ясным. Софья и задумана как противоречивый образ.

    Противоречив образ Софьи. «Софья начертана неясно»,- писал А. С. Пушкин. Это дает повод до настоящего времени спорить: к какому лагерю она принадлежит? Одни считают, что Софья – на стороне Чацкого. Чацкий был первой ее любовью. Оскорбленная отъездом любимого человека, она переживает «горе от любви».

    Совет!

    Софья любит не реального Молчалина, она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим. Чувство к Чацкому не умерло в Софье, отсюда ее противоречивое к нему отношение; Чацкий, в свою очередь, делится с Софьей своими сокровенными убеждениями. Софья – один из самых первых художественных образов русской женщины.

    По мнению других, Софья целиком принадлежит фамусовскому миру. Какие же доказательства? В письме П. А. Катенину Грибоедов прямо говорит о нелюбви Софьи к Чацкому, именно она «со злости» выдумала, что он сумасшедший.

    В финальной сцене Софья не переживает душевного перелома и не склоняется на сторону Чацкого, ей раскрывает глаза на подлинного Молчалина случайное обстоятельство.

    Отец, наверное, отправит Софью к тетке в саратовскую глушь, но, несомненно, через некоторое время она вернется и станет женой либо Скалозуба, либо Молчалина, т. е. останется в том мире, с которым и не порывала. Чацкий для Софьи, как и для ее отца,- «человек опасный», злой насмешник.

    Главным идейным противником Чацкого является реакционер Фамусов. Будучи неглупым и изворотливым человеком, он все время парирует удары Чацкого, ссылаясь на авторитеты, оглядываясь на примеры, предания и обычаи. Он живет предрассудками. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь».

    Фамусов – типичный московский барин-крепостник, который и на службе в казенном месте распоряжается, как в своей вотчине. Он не просто отсталый, чудаковатый барин, московский хлебосол, но еще и бездушный чиновник: «Подписано, так с плеч долой».

    Чадолюбивый отец, по-своему озабоченный воспитанием дочери, он позволяет себе вольности в обращении с горничной; строгий хозяин дома, грубый с низшими, он льстиво предупредителен с теми, кто выше его.

    Есть нечто в образе Софьи, что несколько отрывает ее от мира Фамусовых, от княжон Тугоуховских и графини-внучки Хрюминой. Она полюбила не равного себе и тем как бы бросила вызов домостроевским сословным правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих.

    Она мужественно говорит Чацкому: «Я виню себя кругом». Молчалину она презрительно приказывает убраться из дома до зари. Если бы не было в Софье задатков самостоятельности, была бы непонятна любовь Чацкого к ней.

    Может быть, первый толчок в развитии ее самостоятельности дал ей не кто иной, как Чацкий. Поэтому он и надеялся на взаимопонимание и, находясь в разлуке, полюбил ее со всем пламенем возмужавшего сердца. При новой встрече он как бы все время взывает к ее уму, не веря в ее слепоту.

    Но увы, Софья духовно не выросла. Независимый и насмешливый ум Чацкого ее пугает и сближает со станом его противников.

    Горячие обличения Чацкого – совершенно в духе умонастроений декабристов, которые клялись (в уставе «Союза благоденствия») бороться со всякой неправдой и воспитывать в себе и окружающих доблестных граждан свободной России. Чацкий оставил службу, мундир его не прельщает.

    Обратите внимание

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,- говорит он. Точно так же Рылеев, выходя в отставку, сказал: «Служить могут лишь одни подлецы».

    Чацкий, как и декабристы, бичует дворянское общество за низкопоклонство перед всем иноземным, за презрение к родному языку и обычаям:

  • Чтоб умный, бодрый наш народ
  • Все выпады Чацкого против дворянского общества согреты горячей любовью к угнетенному народу. Обаяние образа Чацкого – в силе его ума, убеждений; он их высказывает горячо и страстно, они им выстраданы.

    Он не озабочен тем, много ли людей поверит ему и поддержит его сейчас. Он убежден в истине своих слов, поэтому стоек и упорен. Чацкий все говорит от лица передового поколения. Он «положительно умен…- писал И. А. Гончаров.- Речь его кипит умом, остроумием.

    У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»

    Источник: http://www.getsoch.net/portretnaya-xarakteristika-osnovnyx-obrazov-komedii-gore-ot-uma/

    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

      Скачать сочинение

        PВ системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно. Пушкин в своей критической статье заметил: “Софья начертана неясно”.

        Французские книжки, на которые сетует Фамусов (“Ей сна нет от французских книг”), фортепиано, стихи, французский язык и танцы — вот то, что считалось необходимым в воспитании барышни того времени. С одной стороны, семнадцатилетняя девушка житейски мудра (ведь она дочь своего отца), рассудительна, с другой стороны, слепа в своей любви к Молчалину.

    Читайте также:  История создания сказок салтыкова-щедрина

    Ведь она любит не его, а тот идеал, который она почерпнула из сентиментальных французских романов. Но этот идеал на самом деле оказывается далек от совершенства. Она искренна в своем стремлении покровительствовать “безродному” Молчалину, в дальнейшем же надеясь сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Ведь Софья — девушка своего класса и времени.

    А в обществе царит всевластье женщин, поэтому “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей” — это осознанная или неосознанная мечта Софьи.     Именно Софья повинна в том, что Чацкий был объявлен сумасшедшим. Это она заклеймила его, сказав: “Вот нехотя с ума свела”.

    Конечно, героине с ее житейской мудростью ближе Молчалин, который принимает “вид любовника в угодность дочери такого человека”, а с Чацким ей бы пришлось выпить свою чашу страдания, вынести свой “мильон терзаний”. Она в данном случае руководствуется здравым смыслом с точки зрения фамусовского общества, поступает так, как велит закон данного общества.

        На примере образа Софьи автор показывает, как среда может губительно воздействовать на людей даже с хорошими задатками, подчинить их своим правилам жизни и законам.     Образы женщин в комедии представлены также второстепенными и эпизодическими персонажами.

    Это и остроумная горничная в доме Фамусова Лиза, являющаяся вторым резонером в комедии и выполняющая роль субретки, дающая меткие характеристики персонажам; и Наталья Дмитриевна Горич, держащая своего мужа под каблуком, обращающаяся с ним, как с ребенком; и княгиня Тугоуховская, ярая противница просвещения, с негодованием рассказывающая о Педагогическом институте в Петербурге, где профессора “упражняются в расколах и безверьи”; и шесть ее дочерей, которых никак не могут выдать замуж, думающие только о модных “складочках” и “фасонах”. Сюда же относятся также графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, вынужденные ездить по балам и гостям в поисках жениха для престарелой внучки. Особый вес имеет в этом обществе старуха Хлестова, ярая крепостница, осуждающая обучение в “пансионах, школах, лицеях”.     И. А. Гончаров в критическом этюде “Мильон терзаний” так писал о веренице образов гостей в доме Фамусова: “Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель холодеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор”. Все они, безусловно, принадлежат фамусовскому обществу, являясь его типичными представительницами.     Грибоедов показал в своем произведении не только сценические персонажи фамусовского общества, но и внесценические, которые также воплощают в себе черты “века минувшего”. Это Арина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андреевна, Прасковья Федоровна. Упоминается и Екатерина II, .при дворе которой служил дядя Фамусова Максим Петрович, который “сгибался вперегиб”, когда ему “надо было подслужиться”. Мы узнаем и о “наезднице” княгине Власовой, упавшей с лошади и ищущей теперь мужа “для поддержки”. Немалый вес в фамусовском обществе имеет и Татьяна Юрьевна, которой “чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”. Именно к ней советует Молчалин съездить Чацкому для покровительства и получения чина. Упоминается Фамусовым и покойная мать Чацкого, по словам которого, она “с ума сходила восемь раз”. Всю фамусовскую Москву держит в страхе княгиня Марья Алексевна, имя которой произносит почтенный барин в страхе: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Дополняет женское общество и такой внесценический персонаж, как мадам Розье, которой Фамусов доверил воспитание своей дочери. “Вторая мать” Софьи была умна, “нрав тихий, редких правил ”, но допустила, по мнению Фамусова, единственную ошибку —     За лишних в год пятьсот рублей     Сманить себя другими допустила.

    Важно

        Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлена целая галерея женских образов, типичных представительниц “века минувшего”. Все они являются порождением московской жизни первой четверти XIX столетия и воплощением наиболее типичных ее черт, при этом каждый из образов, будь то сценический или внесценический персонаж, обладает своей индивидуальностью.

    Именно женщины дополняют картину жизни патриархального русского общества, не приемлющего никаких перемен и так яро отстаивающего свои жизненные принципы, которые позволяют им жить безбедно за счет самодержавно-крепостной системы.

    Поэтому общество так напугано распространением новых, прогрессивных идей передовой дворянской молодежи, усматривая в них опасность перемен в их жизни.

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

    Заказать сочинение      

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    100% гарантии от повторения!

    Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00067501184864066797/

    Характеристика произведения «Горе от ума» Грибоедова А.С

    Характеристика произведения

    «Горе от ума» Грибоедова А.С

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

    Сведения об истории создания главного художественного произведения Грибоедова достаточно скупые. По свидетельству друга писателя, С.Н. Бегичева, замысел комедии возник еще в 1816 г.

    Предполагалось написать 5 действий, важная роль в которых отводилась жене Фамусова, “сантиментальной моднице и аристократке”. Впоследствии число действий было сокращено, а от важного женского образа драматург отказался.

    По всей видимости, речь здесь шла не собственно о том произведении, которое нам известно, а о наброске, сюжетно сходном с комедией, но все же не являющемся ее первой редакцией. Датой начала работы над “Горем от ума” принято считать 1820 г.

    Сохранилось письмо Грибоедова из Персии от 17 ноября 1820 г. к неизвестному лицу, где подробно пересказывается сон, в котором писатель будто бы увидел основные моменты будущего произведения.

    Первоначальный вариант названия пьесы — “Горе уму”. Основную интригу будущей комедии писатель в письме к Катенину формулировал так: “Девушка, сама не глупая, предпочла дурака умному человеку”. Однако в обозначенную сюжетную схему не укладывались общественные противоречия.

    Кроме того, само название звучало как приговор всякому уму на все времена. Грибоедов же стремился представить такую парадоксальную, но, увы, типичную ситуацию, в которой положительное качество личности — ум — приносит несчастье.

    Именно такая ситуация отразилась в новом названии — “Горе от ума”.

    Непосредственная проработка первого и второго действий была проведена в 1822 г. на Кавказе. Важную роль в изображении социального противостояния сыграло общение с Кюхельбекером, наблюдения которого Грибоедов учитывал. Работа над 3-м и 4-м действиями велась в 1823 г. в имении С.Н.

    Совет!

    Бегичева, причем было сожжено и переписано заново первое действие. Полностью первоначальный вариант комедии был закончен в 1824 г. в Москве и подарен тому же Бегичеву (так называемый Музейный автограф). За разрешением цензуры писатель выезжает в Петербург, продолжая вносить изменения в текст по дороге.

    Так была дописана сцена заигрывания Молчалина с Лизой в 4-м действии и изменен весь финал. Прибыв в столицу, Грибоедов читает пьесу А.А. Жандру, в ведении которого находилась целая канцелярия. Последний поручает писцам изготовить списки произведения.

    Выправленный своей рукой список с подписью драматург подарил своему другу (Жандровская рукопись). Главную роль в распространении пьесы в этот период сыграли будущие декабристы.

    Вторая половина 1824-го и начало 1825 г. прошли в хлопотах: писатель встречался с министром внутренних дел B.C. Ланским, министром просвещения А.С. Шишковым, губернатором Санкт-Петербурга М.А. Милорадовичем, был представлен великому князю (будущему императору) Николаю Павловичу.

    Все они отнеслись к драматургу благосклонно, однако добиться публикации всего произведения не удалось. Были напечатаны лишь явления 7—10 первого действия и действие третье с цензурными сокращениями в альманахе Ф.В. Булгарина “Русская Талия на 1825 г.”. Ему же, уезжая в 1828 г.

    на Восток, Грибоедов подарил последний авторизованный вариант произведения (Булгаринский список). После гибели писателя было наконец получено разрешение на театральную постановку в сильно искаженном виде. В 1833 г. театральная “редакция” комедии была издана.

    Полностью без цензурных купюр пьеса была опубликована за границей в 1858-м, а в России — только в 1862 г. К этому времени в стране насчитывалось несколько десятков тысяч рукописных списков, что значительно превышало все известные в то время тиражи печатной продукции.

    Вместе с тем рукописные варианты содержали серьезные разночтения, обусловленные как простыми ошибками переписчиков, так и их стремлением внести собственные дополнения и изменения в текст. Эти трудности не смогли до конца преодолеть редакторы издания 1862 г.

    Обратите внимание

    Лишь в XX столетии усилиями литературоведов, проведших текстологические исследования, и прежде всего Н.К. Пиксанова, на основе сопоставления Музейного автографа, Жандровской рукописи и Булгаринского списка был установлен тот вариант текста комедии, который мы сегодня имеем. 

    Читайте также:  Сочинение любовь в патриархальном мире в пьесе бедность не порок островского

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД, ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Традиционно “Горе от ума” считается первой русской реалистической комедией. Этот факт бесспорен.

    Вместе с тем в пьесе сохранились черты классицизма (например, единство времени и места, “говорящие фамилии”, традиционные амплуа: “обманутый отец”, “недалекий военный”, “субретка-наперсница”) и проявились элементы романтизма, отразившегося в ряде исключительных черт личности главного героя, в его непонятости окружающими и одиночестве, в его максимализме, противостоянии всей окружающей его действительности и выдвижении в противовес этой действительности своих идеальных представлений, а также в патетике его речи. Реализм выразился прежде всего в типизации характеров и обстоятельств, а также в сознательном отказе автора следовать многочисленным нормам построения классицистских пьес. Грибоедов нарушил целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных канонов, которые мешали ему отразить новое, не характерное для традиционных комедий, содержание.

    ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Если в начале XIX в. главной задачей комедиографа считались развлечение публики и осмеяние личных пороков, то Грибоедов ставил перед собой совсем иные цели. Для их понимания следует обратиться к смыслу названия пьесы. Оно, безусловно, отражает главную мысль, идею произведения.

    Это подтверждается в знаменитом письме автора к Катенину: “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

    Таким образом, центральный вопрос, поставленный Грибоедовым в его произведении, можно сформулировать так: почему умный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Это вопрос глубоко философский и психологический, вопрос, возникающий в любом времени и в любой социальной среде.

    В самом деле, давно канула в Лету эпоха карет и дворцов, люди, кажется, живут в совершенно иных условиях, но все так же трудно умному человеку найти понимание в обществе, все так же трудно ему объясняться с близкими, все так же противостоят друг другу личные и общественные психологические стереотипы.

    Безусловно, в подобной “надвременной” постановке проблемы заключается один из секретов долголетия комедии, ее современности и актуальности.

    Проблема ума — это тот идейно-эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера. В связи с особой значимостью проблемы ума вокруг нее развернулась серьезная полемика. Так, М.А.

    Дмитриев считал, что Чацкий лишь умничает, презирая других, и в своей претенциозности выглядит комичнее всех. С иных позиций, но тоже критически оценил умственные способности главного героя пьесы А.С. Пушкин.

    Не отрицая глубины мыслей, высказанных Чацким (“Все, что говорит он, — очень умно”), поэт утверждал: “Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…” Скептически отозвался о постановке проблемы П.А.

    Важно

    Вяземский, заявивший, что “посреди глупцов разного свойства” Грибоедов показал “одного умного человека, да и то бешеного”. В.Г. Белинский, поначалу согласившийся с оценкой, данной Дмитриевым (“Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит.

    Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком?”), впоследствии пересмотрел свою точку зрения, увидев в монологах и репликах Чацкого излияние “желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей”, сонная жизнь которых на самом деле “есть смерть… всякой разумной мысли”.

    Таким образом, наметился коренной поворот в оценках ума главного героя, что отразилось во взгляде Д.И. Писарева, отнесшего Чацкого к числу персонажей, страдающих “от того, что вопросы, давно решенные в их уме, еще не могут быть даже поставлены в действительной жизни”. Подобная точка зрения нашла окончательное выражение в статье И.А.

    Гончарова “Мильон терзаний”, где Чацкий называется самым умным лицом в комедии. По мнению писателя, главный герой “Горя от ума” — фигура универсально-типологическая, неизбежная “при каждой смене одного века другим”, намного опередившая свое время и подготавливающая приход нового.

    Что же касается способности Чагкого распознавать людей, то Гончаров считал, что она у героя имеется. Не собираясь изначально излагать свои взгляды в обществе Фамусова и его гостей, приехав лишь затем, чтобы увидеть Софью, Чацкий оказывается уязвлен ее холодностью, затем задет требованиями ее отца и наконец психологически не выдерживает напряжения и начинает отвечать ударом на удар. Ум оказывается не в ладу с сердцем, и это обстоятельство приводит к драматическому столкновению.

    Памятуя о пушкинском принципе судить писателя “по законам, им самим над собою признанным”, следует обратиться к позиции Грибоедова, к тому, что он сам вкладывает в понятие “ум”. Назвав Чацкого умным, а других героев — глупцами, драматург выразил свою точку зрения недвусмысленно.

    Вместе с тем конфликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумными тех, кто не разделяет ее взглядов. Обнаруживаются два понимания ума.

    Ум Фамусова и персонажей его круга представляет собой умение приспосабливаться к существующим условиям жизни и извлекать из них максимальную материальную выгоду.

    Совет!

    Жизненный успех выражается в количестве душ крепостных крестьян, в получении титула или чина, в выгодной женитьбе или замужестве, в деньгах, в предметах роскоши. Тот, кто сумел этого достичь (независимо от средств достижения), почитается умным.

    Пример “умного” поведения наглядно демонстрируется в рассказе о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который, казалось бы, абсолютно проигрышную ситуацию (“на куртаге… упал, да так, что чутьзатылка не пришиб”), мгновенно сориентировавшись, сумел обратить в выигрышную для себя, нарочно упав еще дважды и получив за это компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы.

    Подобные примеры “умного” поведения показывают и Софья, и Молчалин, и Скалозуб.

    С их точки зрения, человек, не желающий держать крестьян в крепостной зависимости, отказавшийся от должности и карьеры, не желающий лукавить, открыто высказывающий взгляды, идущие вразрез с общепринятыми, наживший себе за один вечер столько недругов, не может считаться умным — так может поступить лишь безумец.

    Вместе с тем многие представители фамусовского общества прекрасно осознают, что взгляды Чацкого не безумны, а построены на совсем иной логике, отличающейся от их собственной и таящей в себе угрозу для их привычного состояния самоуспокоенности.

    Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют.

    Не имеет смысла с криком требовать “присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился”, находясь во главе ученого комитета.

    Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но и действительно глупо выменивать на слуг, которые “в часы вина и драки” неоднократно спасали жизнь и честь барина, “борзые три собаки”, ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь? Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому умному, бодрому народу, который только что спас русскую монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы Максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить — теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились. Все эти примеры отчетливо проявляют авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно. Вывод, имея в виду ситуацию начала XIX в., может звучать так: дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за подобными взглядами право на существование, на них необходимо будет реагировать: либо, осознав их правоту, меняться в соответствии с ними (чего многим делать не хочется, а большинству просто не под силу), либо бороться (что и происходит на протяжении 2-го, 3-го и почти всего 4-го действия комедии), тогда как объявление героя сумасшедшим позволяет не обращать внимания на его речь. Так удобно, и можно попытаться восстановить ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Однако сделать это уже оказывается невозможным, ибо Чацкий не просто абсолютно одинокая фигура, но тип, обозначивший целое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки.

    Читайте также:  Импрессионизм лирики фета (поэзии, творчества) сочинение

    Источник: http://libaid.ru/katalog/gg/griboedov-aleksandr/3312-kharakteristika-proizvedeniya-gore-ot-uma-griboedova-a-s

    Роль второстепенных персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

    Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии “Горе от ума” кажцый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев.

    Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила. Характерно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а те, кто составляет элиту дворянской Москвы. Они многолики, но почти все несут общие черты: невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

    Они появляются один за другим, как серия подвижных карикатур, создавая уродливый портрет этого самого элитарного дворянства.

    Вот шествует чета Горичей. Типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его супружества. Это был бедовый,остроумный человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевны превратился в жалкого подкаблучника.

    Супруга и рта ему не дает открыть. “Послушайся разочек, милый, застегнись скорей”, – так звучат ее “беседы” с мужем. Страшно то, что Горич осознает свое положение, но не пытается его изменить.

    Все, на что его хватает, сказать горько Чацкому: “Теперь, брат, я не тот”.

    Интересен еще один, почти бессловесный персонаж – лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: “А как не полюбить буфетчика Петрушу?” В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.

    А вот прибыло на бал семейство Тугоуховских. Княгиня озабочена поиском женихов для своих дочек. И на Чацкого с первых же реплик смотрит какжа потенциальную жертву. Но стоит ей узнать, что Чацкий не богат и не в чинах высоких, как кричит: “Князь, князь! Назад”.

    Вроде проходная сцена, второстепенный персонаж. Но через эту княгиню автор глубже

    Обратите внимание

    раскрывает характер Фамусова, подчеркивает в нем такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. Что характерно для всего фамусовского окружения, где “кто беден – тот тебе не пара”: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых. – Тот и жених… Появляются графини Хрюмины.

    Озлобленная на весь мир Хрюми-на-внучка со своей полуглухой бабушкой. Эта неудавшаяся “невеста” восхищается всем иностранным, в отличие от других часто использует французский язык.

    Как не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу с современными недоучками, щеголяющими обрывками английского и преклоняющимися перед западной торгашеской культурой. А вот наиболее активный “эпизод” комедии – Загорецкий. Тот, про кого откровенно говорят, что он “лгунишка, картежник, мошенник, плут”.

    И все же двери фамусовского “собрания” для него открыты, он полезен своей услужливостью. Когда старуха Хлестова хотела отказать ему от дома, он услужил ей, подарив арапчонка. И слова Молчалина: “Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…”, подчеркиваются его отношениями с Загорецким.

    На балу множество других представителей фамусовского общества, которым Грибоедов даже не дал полных имен, Таковы, например, господа N и D, активно участвующие в сплетнях о сумасшествии Чацкого. И все они усиливают главные мысли автора, идеологическую и сатирическую суть его произведения.

    Источник: https://rus-lit.com/rol-vtorostepennyx-personazhej-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

    В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще.

    Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

    Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

    Зависимость героя от общественного мнения

    Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле.

    По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться». Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе.

    Важно

    Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

    Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

    Отношение Фамусова к людям

    Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми.

    Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами».

    Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

    Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

    Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

    Значение образа Фамусова

    Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании.

    В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов.

    Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

    В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

    Источник: http://erainfo.ru/obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-xarakteristika-dlya-sochineniya-po-teme/

    Ссылка на основную публикацию