Образ москвы в романе пушкина евгений онегин

Образ Москвы в романе Пушкина Евгений Онегин

Москва, возможно, любимый город  Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург, Москва же город, в котором  « ..все для сердца русского слилось!..».

Описание Москвы нам приводится во время приезда Татьяны с матерью в Москву, на ярмарку невест. Подобные мероприятия проводились в Благородном собрании на Большой Дмитровке. На нем собирались сотни людей, проводились балы и решались судьбы многих молодых людей. Решилась и судьба Татьяны, она выходит замуж.

Жених – генерал войны 1812 года – очень выгодная партия. Судьба  Александра Сергеевича, кстати, решилась на одном из подобных балов – его женитьба на Гончаровой, одно из поворотных событий в его жизни. Любовь Александра Сергеевича к городу относится к Москве его детства и юности, грибоедовской  Москве.

 

Обратите внимание

В 7 главе романа читателю представляется описание Москвы. К главе приведены 3 эпиграфа: Грибоедова, Баратынского и Дмитриева.  Проезд Лариных по Москве автор растягивает на 4 строфы, более того, проставляет одну пустую строфу, чтобы подчеркнуть утомительность и длительность прогулки.

Приведены подробные зарисовки домов, улиц, людей, что очень отличает краткие наброски, описавшие Петербург. Однообразная красота Петербурга противопоставлена яркой и многогранной Москве. Широкая, купеческая и домашняя для Пушкина  Москва, не закрытая от аристократизма и просвещения, намного ближе автору, чем Санкт-Петербург.

Тверскую улицу Пушкин обрисовал точно и живо, в городе есть мозаика светских привычек,  лиц, исторических примет. 

Пушкин рисует Москву живой и естественной благодаря своей любви и теплоте, которые он испытывает к городу. Перед нами разворачивается детальный пейзаж Москвы. Держа путь мимо Петровского замка, в котором Наполеон спасался от пожара в 1812 г.

, Пушкин  напоминает о героических событиях, происходивших в Москве, взвывая к патриотическим чувствам читателя.

Автор особенно подчеркивает тот факт, что Москва выстояла, не покорилась французской оккупации, а вместо сдачи, поклона ответила пепелищем.

Перед глазами Татьяны Лариной возникают купола церквей, монастырей, кресты, императорские дворцы. Впечатление от города усиливается описанием разговоров кумушек, встреч со знакомыми и удивления родственников.

Но город для Татьяны, приехавшей из тиши деревни , кажется высокомерным и надменным.

  Приводится описание жизни Татьяны в Москве, поутру ее будит колокольный перезвон, но, проснувшись, она видит не привычную  сердцу природу, а московские дома, соборы, незнакомый двор.

Сочинение Москва в Евгении Онегине

Мы видим Москву глазами Татьяны Лариной. Вот она въезжает в столицу. Что она видит? Петровский замок. В нём Наполеон прятался от пожара. В глаза бросаются златоглавые луковки церквей. А их в Москве было более двух сот. Да ещё и два десятка монастырей.

Затем он описывает, как Татьяна едет по Тверской улице. Через Тверскую заставу. Теперь на этом месте находится Белорусский вокзал. Что она видит? Какие-то будки, идут по улице бабы, снуют мальчишки между лавок и фонарей. Её глаза расширяются от обилия садов, дворцов, монастырей. Повезло девушке – столицу увидела.

Торопятся по своим делам купцы. Чем-то озабочены мужики. На конях проезжают рослые, чубатые казаки. Есть и аптеки и магазины моды. Прямо, как в Европе. Шикарные дома с балконами и львами на воротах. И куча любопытных галок на церковных крестах, с высоты высматривающих что блестит и плохо лежит.

Важно

На Тверской всё смешалось: богатые дворцы соседствуют с бедными лачугами. Прямо как сейчас. Так ничего и не изменилось. А рядом с монастырями модные магазины. Стрекочут галки в высоте и помпезные львы на воротах.

По утрам над Москвой плывёт колокольный звон. Вот Пушкин описывает место, где остановились Ларины. Из окна открывается не очень живописный вид – двор, конюшня, кухня, забор. Представляю, какой здесь летом аромат витает в воздухе. И сколько здесь летает мух.

Татьяна приехала в Москву на ярмарку невест, в Благородное собрание. Оно располагалось в районе Большой Дмитровки. Здесь она познакомилась со своим мужем – бравым генералом. Но Татьяна устала от такой разномастной столицы. Ей больше нравится спокойная и размеренная жизнь в деревне.

У Пушкина к Москве трепетное отношение. Здесь его помиловал царь. Разрешил вернуться из ссылки. Здесь он познакомился со своей женой Натальей Гончаровой. Жил и творил свои произведения.

Москва в сравнении с северной столицей описывается как город купеческий, склонный жить старой домашней жизнью. Тут переплетаются русское и европейское, старое и новое. И всё и все спокойно уживаются под одной крышей. Если Петербург – голова России, то Москва – сердце России.

Здесь живут модные по тем временам, мужчины. Франты и красавцы. Они красуются на балах в поисках богатых невест. Ведь в Москве много красавиц. Светская жизнь бьёт ключом. Одни балы сменяются другими. Мелькают платья дам, шум, гам, бряцанье шпор, эполеты. Все самые модные по тем временам танцы – вальс, мазурка, галоп.

Москва! Как много значит этот звук и это слово для любого русского человека и сейчас тоже.

← Образ и характеристика Людмилы в поэме Руслан и Людмила ← Характеристика и образ Руслана в поэме Руслан и Людмила↑ ПушкинОбраз и характеристика капитана Миронова в романе Капитанская дочка → Образ и характеристика князя Верейского в романе Дубровский →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/obraz-moskvy-v-romane-pushkina-evgenij-onegin

Образ Москвы в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

Сюжетная линия произведения включает в себя описание города, который занимает особенное место как в жизни героев романа в стихах, так и в жизни поэта.

Описание Москвы дается автором в виде наблюдений главной героини Татьяны, которую привозят в крупнейший культурный и торговый город на ярмарку невест в Благородное собрание, расположенное в районе Большой Дмитровки.

Приехав в Москву, перед глазами героини предстает величественность и красота города, в котором, по мнению автора, сливаются все важнейшие и дорогие для русских людей моменты.

Татьяна восторгается многочисленными белокаменными церковными храмами и монастырями с их бесподобными позолоченными куполами, колоколами и крестами, императорскими дворцами, московскими бульварами и улочками с небольшими лачугами, модными магазинами и аптеками, придающими городу особый облик, который неповторим ни в одном другом населенном пункте. Восторг от московских пейзажей раскрашивается описанием голосящих диалогов кумушек, наивного удивления родственников, встреч со знакомыми лицами.

Совет

Но беспрерывная жизнь светского общества, состоящего из модных аристократов, франтов и красавиц, в виде ежедневных балов, встреч и бесед утомляет героиню, привыкшую к тихой жизни в деревне и производит впечатление от этой части Москвы как о надменном городе.

В описании московского пейзажа поэт подчеркивает пестроту городских улиц, мозаику взглядов прохожих, исторические приметы Москвы, используя в произведении приемы контраста.

В лирическом отступлении автор обращается к истории города, описывая Петровский дворец, где скрывался от пожара во время Отечественной войны Наполеон, гордясь жителями города, не сдавшимися на милость врагам и сохранив, несмотря на беды и несчастия, всю прелесть Москвы. Грандиозность исторического памятника изображается поэтом в виде огромного патриотизма соотечественников, не преклонившихся упоенному счастьем Наполеону.

Сравнивая Москву с культурной столицей страны блестящим светским Петербургом, автор отмечает ее домашние, купеческие признаки, построенные на старом образе жизни, при этом город доступен для благого просвещения и проявления особого аристократизма.

Образ города, являющегося наравне с Петербургом культурно-историческим памятником страны, раскрывается поэтом с захватывающей его любовью к московским местам, знакомым ему с детства и хранившим душевные воспоминания о прожитых годах. Для поэта Москва является живой историей, сочетающей в себе старое и новое, русское и европейское, и, несомненно, представляется в качестве сердца русского народа.

Вариант 2

Произведения «Евгений Онегин» так же включает в себя описание чудесного города. Это описание занимает довольно важное и значимое место в жизни главного героя и в жизни самого автора произведения.

Самое описание столицы, города Москвы, изложено в виде кратких очерков и наблюдений главной героини – Татьяны. Ее привезли на ярмарку невест в Благородное собрание, которое распложено в районе Большой Дмитровки.

Татьяна была поражена красотой и величеством Москвы. Именно с Москвой, по мнению Пушкино, связано все основное русского народа.

Обратите внимание

Татьяна приходит в восторг от огромного количества храмов, монастырей, которые поражают красотой куполов. Ей нравятся императорские дворцы, которые поистине шикарны и величественны. Все бульвары и улочки, которые так уютны.

Модные магазины, в которые много интересных нарядов. Именно такие вещи придают Москве особой облик, некий шарм и изысканность. Москва, по мнению Татьяны, – неповторимый город, в котором есть все.

Люди, которые спешат по своим делам, живописные пейзажи и волшебство, которого нет в любом другом городе Российской империи.

Героиня быстро устает от Московской суеты. Ей наскучило светское общество и прочие излишества столицы.

Пушкин, при описании пейзажа Москвы, значительно подчеркивает всю яркость и контрастность улиц города. Прохожих, которые не похожи друг на друга и многое другое. Он любит Москву всей душой и хочет передать каждую мелочь этого замечательного города.

В лирических отступлениях Пушкин описывает многое из истории Москвы. Он не упускает ни малейшей детали. Хочет передать все, чтобы читатель почувствовал шарм этого города и его любовь. Эту симпатию он передал и главной героине – Татьяне, которая, конечно же, просто в восторге от столицы и ей хочется здесь остаться жить.

Если сравнивать Москву в Санкт-Петербургом, Пушкин говорит, что Москва более домашняя и уютная. Однако, во всем этом уюте, Москва не обделена интеллигенцией и изыском. Возможно, ни так как культурная столица  – Петербург, однако, это есть.

Пушкин души не чает в Москве и поэтому наделил такой огромной ролью столицу в романе. Он описывает Москву контрастно, с любовью и даже заботой. Читая строки, посвященные столице, невольно сам влюбляешься в этот город контрастов.

Важно

Роль Москвы очень важно, ведь это город – мечта для многих юных красавиц и красавцев того времени.

Именно в Москве устраивались пышные баллы, и было высшее светское общество, но при всем при этом, по мнению авторра, Москва оставалась уютной.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-moskvy-v-romane-evgenij-onegin

Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин»

    В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении представлена жизнь всех слоев населения России начала XIX века, широта ох­вата действительности необычайна.

    В первой главе автор подробно характеризует Пе­тербург, его нравы, обычаи. Узнавая об образе жизни, который ведет Онегин, читатель видит «брега Невы», театр («Театр уж полон; ложи блещут; Партер и крес­ла — все кипит …

И, взвившись, занавес шумит»), улицы, бульвары (« Перед померкшими домами Вдоль сонной улицы рядами Двойные фонари карет Веселый изливают свет И радуги на снег наводят…», «Надев широкий боливар, Онегин едет на буль­вар… »), петербургские балы.

Жизнь юного героя пол­ностью подчинена образу жизни, который ведет свет­ское общество Петербурга; она состоит сплошь из раз­влечений:

Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,Три дома на вечер зовут:Там будет бал, там детский праздник.      Куда ж поскачет мой проказник?

    Уклад жизни рабочего Петербурга отличается от образа жизни аристократии.

Ранним утром Онегин «полусонный в постелю с бала едет», а «Петербург не­угомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кув­шином охтенка спешит…

И хлебник, немец аккурат­ный, в бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой ва-сисдас».

Совет

    Уклад жизни москвичей подробно описан автором в седьмой и восьмой главах, когда в Москву везут сва­тать Татьяну:

ПереднимиУж белокаменной Москвы,Как жар, крестами золотымиГорят старинные главы.Вот, окружен своей дубравой,Петровский замок. Мрачно онНедавнею гордится славой… Уже столпы заставыБелеют: вот уж по ТверскойВозок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады, монастыри,Бухарцы, сани, огороды,Купцы, лачужки, мужики,Бульвары, башни, казаки,Аптеки, магазины моды,Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах.

Автор любит Москву («Ах, братцы! был дово­лен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов по­лукруг Открылся предо мною вдруг!», «Москва, я ду­мал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для серд­ца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»), гордится ею:

Читайте также:  Сочинение мечик в романе разгром фадеева (характеристика и образ)

Напрасно ждал Наполеон,Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненнойС ключами старого Кремля:Нет, не пошла Москва моя     К нему с повинной головою.

    Москва более патриархальна, чем Петербург. Жизнь старшего поколения размеренна и однооб­разна:

     Но в них не видно перемены;Все в них на старый образец; У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У Пелагеи Николавны Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот же муж; А он, все клуба член исправный, Все так же смирен, так же глух И так же ест и пьет за двух.

    Образ жизни светских москвичей мало чем отлича­ется от жизни петербургской аристократии:

Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно;Они клевещут даже скучно;В бесплодной сухости речей,Расспросов, сплетен и вестейНе вспыхнет мысли в целы сутки,Хоть невзначай, хоть наобум;Не улыбнется томный ум,Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной      В тебе не встретишь, свет пустой.

    И в Петербурге, и в Москве превыше всего ценится мнение высшего света. Не зря Евгений Онегин даже в деревне, боясь прослыть трусом, принимает от Лен­ского вызов на дуэль. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заслужить уважение в высшем обществе.

Примером тому служит главный герой:

Острижен по последней моде;Как dandy лондонский одет —И наконец увидел свет.Он по-французски совершенноМог изъясняться и писал;Легко мазурку танцевалИ кланялся непринужденно;Чего ж вам больше? Свет решил,Что он умен и очень мил. Сам автор замечает с иронией:Так воспитаньем, слава богу,У нас не мудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих(Судей решительных и строгих)Ученый малый, но педант:Имел он счастливый талантБез принужденья в разговореКоснуться до всего слегка,С ученым видом знатокаХранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм…

Обратите внимание

Он знал довольно по-латыне,Чтоб эпиграфы разбирать,Потолковать об Ювенале,В конце письма поставить vale,Да помнил, хоть не без греха,    Из Энеиды два стиха.

    Главное среди аристократов — достаток, высокое положение в обществе, тонкое обращение и соблюде­ние внешних приличий.

Евгений не занят полезным делом («Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…», «Томясь душевной пустотой, Уселся он — с по­хвальной целью Себе присвоить ум чужой; Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а все без толку…»). Но он умеет «…

лицемерить, Таить надежду, ревно­вать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрач­ным, изнывать, Являться гордым и послушным, Вни­мательным иль равнодушным…. Как он умел казаться новым, Шутя невинность изумлять, Пугать отчаянь­ем готовым, Приятной лестью забавлять…

Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!»  Все эти «таланты», которыми обладает герой, делают его востребованным в обществе.

    Законы, царящие в высшем свете, изменили и Татьяну — она из провинциальной девочки преврати­лась в настоящую светскую даму. Выйдя замуж за ге­нерала, она стала законодательницей зал: Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежнойВ сей величавой, в сей небрежной            Законодательнице зал?

    Но все же, даже вращаясь в высшем обществе, Татьяна сохраняет свою нравственную чистоту и цельность натуры. Понятия «семья», «честь» для нее превыше всего, и даже ради любви к Онегину Таня не способна на Измену.

    Широта изображения русской действительности XIX века делает роман реалистичным произведени­ем. Я считаю, что роман имеет не только литератур­ную ценность, но и историческую, ведь читатель мо­жет ярко представить быт и уклад жизни людей того времени.

Источник: http://5litra.ru/soch/16-moskva-i-peterburg-na-stranicax-romana-a-pushkina.html

Образ Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Седьмая — «московская» — глава пушкинского романа открывается тремя эпиграфами, один из кото­рых — цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!

Где ж лучше?

Где нас  нет

.

В соседстве с высоким «славословием» Дмитриева и Баратынского («Москва, России дочь любима, / Где равную тебе сыскать?» и «Как не любить родной Москвы?») «реплика» Грибоедова выглядит диссо­нансом.

Важно

Однако именно она создает необходимый противовес риторическим формулам и определяет «грибоедовский» ракурс изображения Москвы в ро­мане А. С. Пушкина.

Автор выстраивает образ Моск­вы с демонстративной ориентацией на Грибоедова; пушкинская Татьяна Ларина, можно сказать, приез­жает в грибоедовскую Москву.

Особенности изображения Москвы определяются в романе Пушкина и комедии Грибоедова прежде всего законами жанра. У автора эпического произве­дения арсенал художественных средств и приемов значительно богаче, потому читатель имеет возмож­ность прокатиться вместе с Лариными по улицам Москвы и как следует осмотреться в городе.

Для драматурга недоступно изображение внешнего обли­ка города — весь день читатель (или зритель) выну­жден провести в доме Фамусова. Однако и в том и в другом произведении читатель улавливает непо­вторимую атмосферу Москвы, узнаваемый москов­ский акцент, запечатленный в репликах и самом облике героев, в окружающей их обстановке.

Оказываясь в художественном пространстве «Го­ря от ума», читатель лишь в воображении может воссоздать внешний облик Москвы. Одно из немно­гих упоминаний об архитектурных достопримеча­тельностях города принадлежит Скалозубу: «Пожар способствовал ей много к украшенью».

Новая за­стройка — со спрямленными улицами и ровно вы­строившимися домами — вполне отвечает эстетиче­ским представлениям Скалозуба, привыкшего к ви­ду шеренг и колонн на плацу. Из конкретных же названий улиц чаще всего в «Горе от ума» звучит Кузнецкий мост.

Вот слова Фамусова:

А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

(Действие I,  явление  4)

Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить…

(Действие IV, явление  14)

Для княжон Тугоуховских и Натальи Дмитриев­ны Горич Кузнецкий мост — модный «торговый дом», не оскудевающий на «эшарпы барежевые» и «тюрлюрлю атласные». Для Фамусова Кузнецкий мост — явление скорее «идеологическое».

Модные лавки, французские романы, любовные истории — таков в монологах Фамусова синонимический ряд к «Кузнецкому мосту».

Однако сам дом Фамусова в комедии Грибоедова — это и есть Москва в миниатюре, с ее атмосферой, нравами, привычками, в ее историческом и  культурном облике.

Совет

Пушкинская же Москва, в которую читатель «въез­жает» вместе с Лариными, на небольшом отрезке текста (четыре строфы из седьмой главы) успевает предстать и в широко развернутом панорамном изо­бражении, и «крупным планом». Вначале Москва видится издалека:

…Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми,

Горят старинные главы.

Следом показываются московские заставы — и вот вместе с Лариными читатель уже, прыгая по ухабам, несется по Тверской — видя то (провалива­емся в яму) «сани, огороды», то (выныриваем наверх) «башни… балконы… и стаи галок на крестах». Пункт прибытия — дом княжны Алины «у Харитонья в пе­реулке» (район Чистых прудов).

Однако авторское повествование о путешествии Лариных по Москве стилистически неоднородно: торопливое (в такт дви­жению по Тверской возка Лариных) перечисление «всякой всячины», попадающей в поле зрения героев, контрастирует с высоким стилем исторического экс­курса (война 1812 года и приход в Москву Наполео­на), данного в лирической перспективе автора:

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Однако поэтический образ Москвы еще не успева­ет застыть в одических интонациях, а уже прозаиче­ский окрик: «Ну! не стой, /Пошел!» — возвращает читателя из «торжественного» прошлого в буднич­ное настоящее, и возок Лариных бежит дальше по улицам  Москвы.

В доме княжны Алины Лариных встречает весьма примечательный персонаж:

В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык.

Во внешнем облике «парадного швейцара» Пуш­кин специально подчеркивает прозаические, «до­машние» черты, представляя читателю Москву кик город уютный и «нецеремонный».

Обращает на себя внимание и одна грибоедовская деталь в цитате: «изорванный кафтан» явно напоминает о вечной «об­новке» фамусовского Петрушки и его «разодранном локте».

Парадные московские гостиные также опи­сываются в романе Пушкина с явной ориентацией на текст Грибоедова: иронические замечания Чацкого на тему «все тот же…», «все так же…» продолжены пушкинской формулой:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…

Знаменитые грибоедовские «муж-мальчик», «фран­цузик из Бордо» и «прелестный шпиц» (которого так любил гладить Молчалин) соединяются у Пушкина в одной саркастической фразе:

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг мосье Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же муж.

Обратите внимание

Пушкин даже в поэтических интонациях стано­вится похож на Грибоедова (точнее, на Чацкого) — тонкая ирония сменяется явным сарказмом и рез­кой  сатирой.

Для главных героев и «Евгения Онегина», и «Горя от ума» Москва становится городом несбывшихся надежд и горьких разочарований. Татьяну привезли в Москву на «ярмарку невест», но лишь Онегина видит она в своем воображении. Вместо московских улиц и домов в ее памяти возникают родные поля и липовые аллеи.

Чацкий же мчался в Москву с верой в любовь, а покидал ее, не веря больше ни во что. Он возвращался в Москву как в родной город, а приехал к фарсовым старикам, «зловещим старухам», воде­вильным кавалерам.

Гротескные, трагикомические черты в облике персонажей акцентированы в сарка­стическом резюме, завершающем изображение бала в комедии:

Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света…

Приехав в Москву, в дом Фамусова, Чацкий появ­ляется на сцене под рифму «дурацкий»:

Лиза

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог.

Слуга

К вам Александр Андреич Чацкий.

Репликой Лизы подчеркнуты главные тематиче­ские линии комедии – «смеха» и «ума».

Рифмой «дурацкий — Чацкий» в комедии намечается даль­нейшая судьба героя: «остер, умен, красноречив» — характеристика, данная Чацкому в начале пьесы, «безумный по всему» — диагноз, выставленный в финале.

От репутации насмешника и остроумца — к навязанному молвой амплуа «дурака» (шута, бе­зумца, сумасшедшего) — таков московский сюжет Чацкого в комедии «Горе от ума».

Таким образом, Москва в изображении и А. С. Пуш­кина, и А. С. Грибоедова предстает в двойном осве­щении. Город исторической славы России (для ли­рического повествователя в «Евгении Онегине») и ностальгических воспоминаний о детстве (для Чацкого) одновременно оказывается скучным и уто­мительным для героев Пушкина и превращается в сумасшедший дом для героя Грибоедова.

Источник: http://islogenie.blogspot.com/2014/02/blog-post_7677.html

Москва в произведении Пушкина Евгений Онегин

МОСКВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Москва – святыня России, её сердце. Не зря захватчики

всех времён и народов, будь то татарские, французские

или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить

её сердце, то есть захватить Москву.

“Сердце” и “судьба” – это слова, которые мы произносим, когда

хотим сказать о чём-то важном для нас. Для автора романа “Евгений

Онегин”, для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России,

в Москве случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение

царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время

коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно

доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, и второе

событие – женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его

новой жизни.

Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской

деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской жизни, не

мог не привести свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность.

Пушкин как бы не мог миновать такую драгоценную значимость для

всей русской жизни, как Москва.

Описание Москвы и своей любви к ней Пушкина в романе “Евгений

Онегин” приходится на седьмую главу его романа. Пушкин приводит

три эпиграфа, которые открывают эту главу. Это стихи поэтов

Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.

Эпиграф Дмитриева: “Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать?”

Читайте также:  Анализ произведения алешкино сердце шолохова сочинение

Эпиграф Баратынского: “Как не любить родной Москвы?”

Эпиграф Грибоедова: “Гоненье на Москву! что значит видеть свет!

Где ж лучше?

Где нас нет.”

Сам же Пушкин признаётся в любви к Москве чистосердечно и

как бы неофициально:

“Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!”

Пушкин пишет, что гордая Москва не склонилась перед врагом,

даже когда её захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон,

но ответила пожаром. Когда Пушкин описывает въезд героини романа

Татьяны Лариной в Москву, он перечисляет достопримечательные

московские места, в том числе и Петровский замок, в котором

прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью

пишет:

“Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою”.

У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки,

невольно с гордостью бьётся сердце за силу и величие Москвы.

Пушкин подробно описывает въезд Лариных в Москву. Подъезжающему

к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза

многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимы

облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около

двухсот семидесяти церквей, а также около двух десятков монастырей.

Пушкин описывает это словами:

“Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы”.

Далее Пушкин описывает, как возок Татьяны едет по Тверской.

Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе

нынешнего Белорусского вокзала.

“Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах”.

Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и

точностью, а также настолько живо, как никем из его современников

она описана не была. Московский пейзаж описан в “Евгении Онегине”

значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной

красивости которого подчёркивается пестрота московских видов.

Это достигается целью контрастных соседств: “дворцы” – “лачужки”,

“монастыри” – “магазины мод”, “будки” – “огороды”, “львы на

воротах” – “стаи галок на крестах”.

Ларины остановились “У Харитонья в переулке…” Московские

адреса обозначались по церковным приходам. Ларины остановились

в приходе церкви святого Харитония. Это место Москвы было

знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, где он некоторое время

жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное

путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых

пространных описаний в “Евгении Онегине” ему посвящены четыре

строфы. Пушкин увеличил их счёт до пяти, прибавив пустой номер,

создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще

дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных,

петербургских зарисовок.

Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром её будит

“ранний звон колоколов” , но сев у окна, она видит не свою

привычную деревенскую даль, а московский пейзаж:

“Пред нею незнакомый двор,

Конюшня, кухня и забор”.

Татьяну привезли “в Москву на ярмарку невест”, то есть

в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек,

где происходили балы, встречи молоды�

Источник: https://www.studsell.com/view/85068/

Сочинение «Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

Действие романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» происходит в Петербурге, Москве и провинции.

Москва и Петербург… Древняя столица, сердце России, и столица молодая, европейская, город Петра, символ государственной власти… Издавна названия этих городов находятся рядом в сознании каждого русского человека, издавна поэты и писатели противопоставляли их друг другу, отдавая предпочтение тому или иному городу.

И в «Евгении Онегине» Пушкин не обошел стороной два великих города. С Онегиным мы встречаемся в Петербурге, с Татьяной — в деревне, но именно через Москву она едет в северную столицу, где и решается судьба — ее и Онегина.

Важно

Пушкин описывает Петербург с некоторой иронией и сатирой, особенно это относится к устройству быта города и его трудовых будней. Вот как описано трудовое утро столицы: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит… Не обошел поэт стороной и быт петербургских дворян, их образ жизни, воспитание.

Все столичное дворянство представлено нам в лице главного героя романа — Евгения Онегина. Следуя вместе с Пушкиным за Онегиным, мы видим, что он, оказавшись «на свободе», «наконец увидел свет». Его учили «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь». Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал.

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…

Этого было достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».

Пушкин подробно рассказывает о том, как проводит день светский молодой человек: Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.

Онегин — частица этого Петербурга, но он и скучает в нем: …рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум;
Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, Ничто не трогало его, Не замечал он ничего.

В романе мы видим как бы два Петербурга: один — глазами Онегина, другой — глазами самого I поэта.

Петербург Онегина — светский город, где все свободное время проводится в балах. Петербург Пушкина — «волшебный край».

В восьмой главе поэт иронизирует, описывая город, и противопоставляет душевному состоянию своего героя, вернувшегося в столицу, бесконечные званые ужины, которые устраивает петербургское светское общество: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

В то же время Пушкин показывает и другую сторону петербургского света. Он приводит свою музу «на светский раут», и она любуется «шумной теснотою, мельканьем платьев и речей». Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет.

Совет

И здесь нет никакого противоречия. Петербургский свет был неоднороден. В нем встречались люди пустые и бездушные, но в этом же обществе вращались и молодые генералы 1812 г., вернувшиеся из Европы, и будущие декабристы, и люди искусства, к которым принадлежал сам Пушкин.

Из всех героев романа именно Татьяна воплотила собой лучшую часть высшего общества.
Читая дальше, мы вслед за Пушкиным переносимся в Москву. Седьмую главу, действие которой проходит именно там, предваряют три эпиграфа, посвященные этому городу.

Вот первый: Москва, России дочь любима, Где равную тебе сыскать?

Эти слова Дмитриева относятся к Москве — древней столице России, ее истории и культуре. Втом эпиграф — строка Баратынского — выражает отношение самого поэта к Москве: Как не любить родной Москвы?

Третий же, взятый из комедии Грибоедова «Горе от ума», передает отношение автора к московскому свету:
Гоненье на Москву! что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.

Когда мы читаем о приезде Татьяны Лариной в Москву, то город предстает перед нами таким, какм его видел Пушкин. Поэт как бы делится с нами своими впечатлениями. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!
Сколько искренней любви, сколько чувства вложил поэт в строки, дорогие для каждого русского человека!

Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Поэт словно заново переживает войну 1812 г., когда Наполеон пошел на Москву, и с гордости) говорит о том, что город остался непокоренным: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

Но вот Татьяна уже едет по московским улицам, видит дома и прохожих — одним словом, жизнь города, и Пушкин повествует нам об этом, приближаясь в своем рассказе к разговорному языку:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри… Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Словно приезжая вместе с Татьяной к ее многочисленным родственникам, мы видим, что жизнь в Москве не меняется на протяжении десятилетий: в ее тетушках и дядюшках «не видно перемены; все в них на старый образец». В светских гостиных всех занимает «бессвязный, пошлый вздор».

Пушкин дает уничтожающую характеристику «пустому» московскому свету: В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум; Не улыбнется томный ум, Не дрогнет сердце, хоть для шутки…
И лишь Вяземский, безусловно, авторитетный для Пушкина человек, его друг, подсев к Татьяне, «душу ей занять успел». Пушкинское отношение к свету совпадает с чувствами Татьяны, которой «душно здесь», которая «волненье света ненавидит» и «мечтой стремится… в деревню». И позже, заняв высокое положение в петербургском обществе, Татьяна признается Онегину, что «всю эту ветошь маскарада» она охотно отдала бы «за те места, где в первый раз» встретилась с ним, где жила настоящей жизнью, где любила и страдала, а не играла роли великосветской дамы.

Москва и Петербург… Прекрасны эти города, имеющие славную историю, дорогие каждому русскому человеку. Однако жизнь каждого города состоит из повседневных забот, суеты, жизни светского общества. Но и самому автору, и его героям чужд великосветский шум, потому что для них есть другие ценности…

Источник: http://litsochinenie.ru/moskva-i-peterburg-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin.html

Пушкин А. С. Евгений Онегин, Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Москва и Петербург в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства. Для этого воссоздаются два важнейших историко-культурных пространства – две столицы, Москва и Петербург. Мир автора и героев неотделим от этих мест, каждому из них уделено большое внимание, в том числе в лирических отступлениях.

Важна роль Петербурга и Москвы, сменяющих друг друга, в судьбах героев, в развитии сюжета. В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным. В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства.

Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность: Вот мой Онегин Острижен по последней моде. В кабинете у героя: «янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.» Петербург – центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства.

Обратите внимание

В этой главе часто встречаются слова «модный», «современный». Необходимо обратить внимание на авторское отношение к западноевропейским веяниям.

В романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам, можно говорить только о мягком юморе: …Все, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, – Все украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

… Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет… Можно заметить, что в Петербурге время стремительно бежит, для измерения времени в Петербурге используется «брегет». Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: “везде поспеть немудрено”. День главного героя Евгения Онегина – воплощение суеты. Бывало он еще в постели: К нему записочки несут, Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создаёт особенный тип поведения. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чём вертится мир! Существенно различаются «Петербург Онегина» и «Петербург автора».

Можно противопоставить их как «поэтический» и «прозаический» образы Петербурга, на примере фрагментов, посвященных театру: «Петербург Пушкина»: Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил… …Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись… Сейчас же: …Мои богини! что вы? где вы? Внемлите мой печальный глас: Все те же ль вы? другие ль девы, Сменив, не заменили вас? … Иль взор унылый не найдет Знакомых лиц на сцене скучной, И, устремив на чуждый свет Разочарованный лорнет, Веселья зритель равнодушный, Безмолвно буду я зевать И о былом воспоминать? Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. В то же время показаны (или, по крайней мере, упомянуты) весьма достойные представители великосветского дворянства (например П. А.Вяземский). заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна, глубоко симпатичная повествователю ( в Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе).

Читайте также:  Анализ произведения волки! шукшина

Итак, образ Петербурга в романе отличается не только многоплановостью, местами контрастностью, но и гармонической целостностью.

Москва занимает промежуточное, срединное место в композиции произведения. Она – тема седьмой главы ( хотя действие

главы начинается в деревне). В начале 7-й главы мы видим три эпиграфа, посвященные Москве, в которых выражается отношение автора к этому городу: Москва, России дочь любима, Где равную тебе сыскать? Дмитриев Как не любить родной Москвы? Баратынский Гоненье на Москву! что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет.

Грибоедов Москва имеет нечто общее с Петербургом (историческая столица, присутствие светского общества) Московская жизнь скучна и пуста. Все в них так бледно, равнодушно: Они клевещут, даже скучно. Важно обратить внимание на московский пейзаж: …Но вот уж близко.

Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы… … уж столпы заставы Белеют: вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. В этом наборе слов Пушкин умело показал Москву со всех сторон.

В строфе XXXVI автор говорит великие слова, известные любому русскому человеку, в которых отразилась глубокая любовь Пушкина к этому противоречивому городу: Москва…как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! В седьмой главе также имеет большое значение гражданско-патриотическое отступление на тему событий минувшей войны: Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Исключительно важны в московских сценах прямые и «скрытые» отсылки к «Горю от ума». Примечательно, что в Москве не появляется Онегин (в композиционном отношении московский эпизод симметричен «путешествию Онегина», где, соответственно, не появляется Татьяна). Можно заметить, что в культурно-мифологической перспективе Москва ассоциируется с женским началом, а Петербург – с мужским. В соответствии с этим в Москве важное значение имеет женский мир, мир «бабушек» («И хором бабушки твердят:// «Как наши годы-то летят!» )

pushkin/evgenijonegin204

Источник: http://www.school-essays.info/pushkin-a-s-evgenij-onegin-moskva-i-peterburg-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-2/

Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин Пушкин А. С

Москва и Петербург в романе А. С.Пушкина “Евгений Онегин”.
Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татары, французы или немцы, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву.

“Сердце” и “судьба” — эти слова мы произносим, когда хотим сказать о чем-то важном для нас.

Для автора романа “Евгений Онегин”, для Александра Сергеевича Пушкина именно в сердце России, в Москве случились два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании пушкинской ссылки, которое произошло во время коронации Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году, — и женитьба Александра Сергеевича Пушкина, начало его новой жизни.

Рассматривая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая настоящую энциклопедию русской жизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом видится закономерность. Пушкин, конечно, не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва. ,-

Описание Москвы и любви к ней Пушкина в романе “Евгений Онегин” приходится на седьмую главу. Уместно” вспомнить три эпиграфа к ней. Это стихи поэтов Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.

Эпиграф Дмитриева: “Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?”

Эпиграф Баратынского: “Как не любить родной Москвы?”

Важно

Эпиграф Грибоедова “Гоненье на Москву' что значит видеть свет1 Где ж лучше? Где нас нет”.

Сам же Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно и как бы неофициально:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин подчеркивает, что гордая Москва не склонилась перед врагом, даже когда ее захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон, но ответила пожаром. При описании въезда героини романа Татьяны Лариной в Москву он перечисляет достопримечательные московские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью пишет

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие этого города.

Пушкин подробно описывал въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей:

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Далее Пушкин описал, как возок Татьяны едет по Тверской Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его со временников она описана не была.

Московский пейзаж показан в “Евгении Онегине” значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов.

Это достигается цепью контрастных соседств: дворцы – лачужки, монастыри – магазины мод, будки – огороды, львы на воротах — стаи галок на крестах

Ларины остановились “У Харитонья в переулке”..

Совет

Московские адреса обозначались по церковным приходам, значит, Ларины поселились в приходе церкви Святого Харитония Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке Длинное и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в “Евгении Онегине”, ему посвящены четыре строфы. Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.

Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром ее будит “ранний звон колоколов”, но, сев у окна, она видит не свою привычную деревенскую даль, а московский пейзаж: Пред нею незнакомый двор, Конюшня, кухня и забор.

Татьяну привезли в Москву на “ярмонку невест”, то есть в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке. Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года. ,

Судьба ее решилась Она вышла замуж.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигли чувства искренней любви, симпатии и теплоты, которые он испытывал к Москве как к городу Он нашел слова подробного описания того, как она выглядит.

Но все же, говоря о Москве, Пушкин показал ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке он явно ощущал гордость за Москву, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство'

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинною главою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар…

В шестой главе романа “Евгений Онегин” Пушкин создал поэтический памятник Москве, она же с любовью и благодарностью преподнесла ему свой дар — памятник великому поэту.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/moskva-i-peterburg-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-evgenij-onegin-pushkin-a-s/

Москва и Петербург на страницах романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

В своем удивительном романе в стихах “Евгений Онегин” Пушкин полно и красочно отобразил свою современность. Большое место он уделил описанию двух столиц России – Москвы и Петербурга. Начинается роман с описания жизни Евгения Онегина, представителя петербургского высшего света. Онегин родился и вырос в Петербурге, вел образ жизни, присущий столичной дворянской молодежи.

Высший свет Петербурга совершенно непритязателен. В нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. Глубже никто заглядывать не собирается.

Я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.

Обратите внимание

Евгений Онегин ведетбогемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. В лирических отступлениях автор говорит о Петербургской культурной жизни:

Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Я думаю, важно заметить, что Пушкин изображает лишь внешний облик Петербурга.

Он показывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам.

Что же касается души, то светское общество ею мало интересуется. Больше того, почти никто из петербуржских дворян в нее и не верит, не задумывается об этом.

Светская жизнь Петербурга очень интенсивна и ярка.

Она насыщена “вихрем событий”: “Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник”. Петербургские франты, такие, как Евгений Онегин, проводят свою жизнь в этом

“вихре”, бездумно прожигая ее. Пушкин подробно описывает реальные места в Петербурге, которые были популярными среди дворян. Все эти места посещает Онегин. Это и французский ресторан Talon, где roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. Это и театр, это и Невский бульвар. Москва описана Пушкиным столь же подробно. Семейство Лариных везет Татьяну на ярмарку невест, где она, в итоге, находит себе мужа. Уже в самом начале седьмой главы поэт описывает все московские достопримечательности. Это и Петровский замок, котором прятался Наполеон от пожара, Тверская улица, многочисленные церкви, которыми так знаменита была Москва: Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Показательна и московская жизнь Татьяны. Она просыпается ранним утром: ее будит “ранний звон колоколов”. Затем целый день героиня проводит в визитах. Татьяна навещает свою московскую родню, ездит на балы. Московское дворянство мало чем отличается от провинциального. Все те маски-лица, те же пустые разговоры, то же мелкое тщеславье. Татьяна и здесь себя чувствует неуютно. Пушкин признается в любви к Москве, в которой и сам он нашел свое счастье: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось…

Москва и Петербург – два города, которые Пушкин описал с большой точностью и очень подробно. Автор в своем романе создал “энциклопедию” этих городов, достоверно преподнеся нам их жизнь.

Источник: https://rus-lit.com/moskva-i-peterburg-na-stranicax-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector