Описание внешнего вида падчерицы в сказке маршака 12 месяцев

Двенадцать месяцев

Маршак «Двенадцать месяцев» Жанр: авторская волшебная пьеса-сказка

Главные герои сказки «Двенадцать месяцев» и их характеристики

  1. Падчерица.  Очень добрая и милая девочка, которой все готовы помогать.
  2. Королева. Девочка 14 лет, капризная и своенравная. Не думает о том, что делает и всегда выбирает самое простое и легкое решение.
  3. Солдат. Мудрый и добрый.
  4. Профессор, учитель Королевы, старый и мудрый ученый в мантии. Пытается научить чему-то Королеву, но боится оказаться казненным.
  5. Старуха, мачеха Падчерицы, жадная и злая.
  6. Дочка Старухи, такая же жадная.
  7. Двенадцать месяцев, не добрый и не злые, все с разными характерами, но справедливые.

Также есть в сказке множество второстепенных героев — лесные звери, придворные.

План пересказа сказки «Двенадцать месяцев».

  1. Падчерица в лесу
  2. Старый солдат и елочка
  3. Королева учит уроки
  4. Королева издает указ
  5. Старуха отправляет Падчерицу за подснежниками
  6. Падчерица встречает Двенадцать месяцев
  7. Падчерица приносит подснежники и колечко
  8. Старуха забирает колечко
  9. Королева принимает послов
  10. Старуха приносит цветы
  11. Королева собирается в лес
  12. Старуха приводит Падчерицу
  13. Колечко бросают в прорубь
  14. Падчерица исчезает
  15. Меняются времена года
  16. Королева мерзнет
  17. Месяц Январь и исполнение желаний
  18. Падчерица получает подарки
  19. Падчерица всех прощает.

Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Падчерица собирает в зимнем лесу хворост и встречает солдата
  2. Королева хочет получить на новый год свежие подснежники
  3. Мачеха отправляет Падчерицу в лес, и та встречает Двенадцать месяцев, которые дарят ей цветы и кольцо
  4. Мачеха приносит Королеве подснежники и Королева всех ведет в лес за ягодой
  5. В буран все мерзнут, а Январь превращает Мачеху и ее дочь в собак
  6. Падчерица получает богатые дары от Двенадцати месяцев и прощает Королеву.

Главная мысль сказки «Двенадцать месяцев» 

Всему свое время и каждому свой черед.

Чему учит сказка «Двенадцать месяцев»

Доброе сердце способно творить чудеса. Доброму человеку все стремятся помочь. Невежество приводит к беде. Нельзя изменить ход времени. Зло всегда будет наказано, а добро победит.

Признаки волшебной сказки:

Волшебный помощник — золотое колечко

Волшебные превращения — смена времен года, превращение Старухи и дочки в собак

Волшебные существа — двенадцать месяцев

Говорящие звери.

Пословицы к сказке «Двенадцать месяцев» Все в свой срок, придет времечко, вырастет и семечко Доброе дело без награды не остается

Жадность всякому горю начало.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Двенадцать месяцев»

Последний день года. В зимнем лесу Падчерица собирает хворост и встречает Солдата. Солдат ищет елку для Королевы и Падчерица показывает ему самую красивую елочку.

Королевский дворец. Профессор учит Королеву, но Королева учится не хочет. Она подписывает приказ о казни человека и Профессор ей делает замечание. Королева говорит, что может казнить Профессора и тот во всем с ней соглашается.

Обратите внимание

Королева издает указ принести во дворец корзину подснежников, обещая взамен корзину золота и шубу.

Старуха и ее дочь собираются найти подснежники и готовят корзину. Они заставляют Падчерицу вновь идти в лес за подснежниками.

Падчерица в лесу выходит на огонек и встречает Двенадцать месяцев, которые выслушав историю девочки, решают ей помочь. На несколько минут наступает апрель и цветут подснежники. Апрель дарит Падчерице золотое волшебное колечко.

Старуха с дочерью радуются корзине подснежников и Дочка забирает себе золотое колечко. Они идут во дворец.

Королева объявляет, что декабрь не закончится, пока не принесут подснежники, и принимает послов и корзины с цветами. Но подснежников в них нет. Приходят Старуха и дочка.

Старуха рассказывает как они собирали подснежники и Королева велит принести шубы, чтобы всем отправится в лес за земляникой. Старуха признается, что это Падчерица собирала подснежники. Королева посылает солдат за Падчерицей и велит всем собираться в лес.

Королева и придворные мерзнут в лесу. Они удивляются тому, что солдатам жарко.

Старуха приводит Падчерицу. Падчерица говорит, что ей нужно ее колечко. Королева бросает колечко в прорубь. Падчерица обращается к Апрелю. Наступает весна, а Падчерица исчезает.

Важно

Наступает лето, появляются ягоды, потом приходит осень и снова зима. Послы и придворные убегают.

Появляется старик Январь и начинает исполнять желания. Профессор просит чтобы все снова шло своим чередом, Солдат хочет согреться, Старуха и Дочка просят шубы. Они получают шубы на собачьем меху и превращаются в собак.

Падчерица сидит у костра с Двенадцатью месяцами. Апрель возвращает ей колечко. Месяцы дарят Падчерице сундук с подарками.

К костру добираются Королева, Профессор, Солдат и собаки. Падчерица узнает в собаках Мачеху и дочку.

Королева просит Падчерицу подвезти их в санях, Падчерица всех сажает в сани и дает шубы. Месяцы желают всем счастливого пути.

Иллюстрации и рисунки к сказке «Двенадцать месяцев»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/01/blog-post_31.html

Описание с сюжетом «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака

В стихах для самых маленьких Маршак сумел избежать излишней дидактичности, резонерства; он пишет о событиях легко и весело, порой кажется, что он и сам включается в игру.

Его добродушный смех, мягкий юмор никогда не переходят в насмешку, а элементы игры всегда умело сочетаются с познавательным и воспитательным материалом.

Эти книги — своеобразные учебники родного языка, которые учат ребят говорить, мыслить и чувствовать.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, поэт написал сказка для детей «Двенадцать месяцев». В основу сюжета он положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

Однако содержание «Двенадцати месяцев» значительно шире: введя в пьесу историю маленькой королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием. Пьеса-сказка тесно связана с фольклором.

У Маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются и их прекрасные человеческие качества. В лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы — падчерицы. Месяц Январь так говорит о ней: «Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем.

То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу, с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая…» Его поддерживает» и Июль: «Еще и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки — полет, подвязывает, гусениц обирает…» А Сентябрь как бы подытоживает их мысли: «Да, хороша девушка! Лучшей хозяйки нигде не найдешь».

Поэтому не случайно, что встреча в лесу королевы и падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. Да и сама природа активно помогает ей. Могучий лес наглухо перекрывает все тропинки перед непрошеными гостями, зато щедро одаривает простого, трудолюбивого человека.

Двенадцать месяцев в пьесе олицетворяют собой как раз народнопоэтическую стихию. Волшебное и реальное, фантастическое и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. В духе народных заклинаний, заговоров строит поэт и речь своих героев:

  • Январь.
  • Гори, гори ярче
  • Лето будет жарче,
  • А зима теплее,
  • А весна милее.
  • Все месяцы.
  • Гори, гори, ясно,
  • Чтобы не погасло!

Все доброе, гуманное, светлое связано с этой линией пьесы. Однако при изображении отрицательных героев Маршак-лирик уступает место Маршаку-сатирику. Мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности.

Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость — эти их качества и делает поэт предметом сатирического изображения.

Он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека. В том же сатирическом ключе драматург дает и образы королевы и ее придворных.

Какой-то безжизненностью веет от наставника королевы, который при всей своей «учености» далек от жизни, от понимания людей, все многообразие окружающего он сводит к нескольким латинским названиям.

Читайте также:  Сочинение любовь в рассказе кавказ бунина 8 класс

Не так уж безобидна и капризная, взбалмошная королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. Поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях со злостью, скрытностью, бесчеловечностью.

Совет

Испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с падчерицей и старым солдатом. Может быть, она многое поймет, изменит некоторые свои привычки, однако у зрителя она не вызывает! к себе сочувствия и уважения.

Этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие ребята узнавали в некоторых поступках королевы свои, а в ее стремлении подчинить себе весь мир — свое стремление подчинить своим капризам хотя бы родных и близких.

Так и в этом образе Маршаку удается слить воедино фантастическое и реальное, сказочное и обыденное.

Особое богатство пьесы — ее язык. Поэт любит многообразие и живую игру реплик, умеет органично включать в чисто сказочную речь живые, бытовые обороты:

  • «Волк. У-у-у! Поглядишь, будто нет никого в лесу, будто пусто кругом. Да меня не надуешь! Я чую — и заяц тут, и белка в дупле, и ворон на суку, и куропатки в сугробе. У-у-у! Так бы всех и съел!
  • Ворон. Карр, карр! Вррешь — всех не съешь.
  • Волк. Чую, тут он, ушастый, тут! Не уйдет он от меня, не укроется. Белки, а белки, вы куцего не видали?.. Ну, я ему покажу, где волк!..»

Исключительного мастерства достигает Маршак в индивидуализации речи своих героев. Так, в речи падчерицы чувствуется народнопоэтическая основа с ее напевностью, мелодичностью:

«Падчерица. Что такое? Кто это сказал? Кто здесь, кто? Нет, видно, послышалось мне. Просто шишка с дерева упала и разбудила меня. А мне что-то хорошее приснилось и теплее даже стало.

Что же это мне приснилось? Не вспомнить сразу. Ах, вон оно что! Будто мать моя по дому с лампой идет и огонек прямо мне в глаза светит…

» Диалог в пьесе часто выступает средством сатирической характеристики персонажей:

  • «Старуха (держа шубу в руках). Дура ты, дура! Уж если шубу просишь, так хоть соболью!
  • Дочка. Сами вы дура! Говорили бы вовремя.
  • Старуха. Мало что себе собачью шубу раздобыла, еще и мне навязала!
  • Дочка. А коли не нравится, вы мне и свою отдайте, теплее будет. А сами замерзайте тут под пустом, не жалко!
  • Старуха. Так я и отдала, держи карман шире!»

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, тунеядству, где сама природа дружит с честными тружениками.

Источник: http://www.school-essays.info/opisanie-s-syuzhetom-dvenadcat-mesyacev-s-ya-marshaka/

Краткое содержание Маршак Двенадцать месяцев (12 месяцев) для читательского дневника

Под Новый год выпускают указ о том, чтобы отыскать принцессе корзину подснежников за большое вознаграждение. Коварная мачеха с дочкой стремятся заполучить драгоценные монеты. Сами они скупы и ленивы, поэтому посылают падчерицу в бор.

В бору девчонка повстречала двенадцать братьев, имеющих имена, совпадающие с месяцами всех времен года. Они даруют ей лукошко подснежников и после несколько раз помогают ей. Когда королева видит подснежники, понимает, что ее одурачили и приказывает казнить падчерицу, на помощь приходят братья-месяцы.

Они наказывают принцессу, мачеху и ее дочь. А девочку одаривают подарками за ее доброту и отзывчивость.

Главная мысль сказки Маршака 5 класс

Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.

Краткое содержание Двенадцать месяцев

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали.

Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников.

Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы.

Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину. Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

5 класс

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/marshak/dvenadcat-mesyacev-12-mesyacev

Двенадцать месяцев, читать сказку с картинками, Маршак С.Я. | Русская сказка

  • Мастер-ломастер, стихи, Самуил Маршак
  • Умный Вася, стихи, Самуил Маршак

О сказке

Сказка «Двенадцать месяцев» о человеческой вере в чудеса

Замечательная сказка «Двенадцать месяцев» знакома каждому взрослому с раннего детства. Великий русский поэт, автор детских книг Самуил Яковлевич Маршак написал эту увлекательную историю по мотивам словацкой народной сказки.

Советский писатель трудился в тяжелые военные годы и в 1942 году адаптировал богемскую легенду о двенадцати месяцах под театральную постановку для студии МХАТ.

В 1947-48 годах драматическая сказка-пьеса была представлена юному зрителю на подмостках двух прославленных театров. История поразила и впечатлила советских детей.

Обратите внимание

С тех пор прошло более полувека, но озорная детвора не перестает удивляться волшебству загадочной и поучительной легенды.

На этой красочной страничке представлена сказка «Двенадцать месяцев». С необыкновенными иллюстрациями, которые подобраны к увлекательному повествованию, чтение превращается в настоящее путешествие. Ребенок вместе с родителями, бабушками и дедушками сможет перенестись в огромный мир детской литературы и погрузиться в богатую сокровищницу русских народных промыслов.

Малыши часто не могут понять, почему в сказках бывают добрые и злые персонажи? Чтобы разобраться в глубоком смысле сказочной истории, необходимо поближе познакомиться с интересными и характерными героями:

Злая мачеха – частый персонаж в русских сказках. Женщины в деревнях много работали, и бывало, что малые детки оставались сиротами из-за потери родной матери. Отцы женились вновь, и мачехи уделяли больше времени, любви и заботы родным детям, а приемные выполняли самую тяжелую работу и лишались куска хлеба.

Родная дочка мачехи – ленивая и вредная девчонка. Избалованная родной маменькой бездельница целый день лежала на печи и жевала калачи. Когда сводной сестрице удалось в январе добыть подснежников, она из зависти побежала в морозный лес и решила выпросить у месяцев грибов и ягод.

Читайте также:  История создания сказок салтыкова-щедрина

Падчерица – главная героиня сказки. По законам жанра она все время трудится и терпит издевательства мачехи. Когда в холодную стужу девочку послали за подснежниками, она безропотно подчинилась и надеялась только на чудо. Чистая душа падчерицы, ее доброта, вера и трудолюбие помогли встретить двенадцать месяцев и пройти это сложное испытание.

Трое мальчиков – март, апрель и май. Дети у костра символизировали весенние месяцы. В это время наступает равноденствие, и жизненный круг начинается сначала.

Трое молодых – июнь, июль, август. Это летние месяцы, когда природа прогревается щедрым солнышком, а в полях и в садах зелень наливается свежим соком.

Трое пожилых – сентябрь, октябрь и ноябрь. Осенние месяцы, щедрые на дары и подношения, в это время матушка-земля отдает человеку плоды, которые уродила за теплое время года.

Трое стариков – декабрь, январь, февраль. Эти зимние старцы, покрывающие поля и луга теплым снежным одеялом. В эти холодные месяцы природа отдыхает и набирается новых сил для следующего весеннего возрождения.

Падчерица в походе за подснежниками увидела настоящий круговорот в природе. Костер в центре круга символизирует солнце, а двенадцать месяцев вокруг – вечное и нескончаемое движение вселенских природных циклов.

Зло в сказке обязательно будет наказано, как и в жизни! А добрая девочка, которая верит в чудо, получит от матушки-природы настоящее волшебное вознаграждение.

Читайте детскую сказку «Двенадцать месяцев» с красивыми красочными картинками и крупным шрифтом бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте. В конце сказки вы увидите ссылки на одноимённый мультфильм, фильм сказку и аудиосказку.

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Важно

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.<\p>

Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела.<\p>

А падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай.<\p>

То хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.<\p>

Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц.<\p>

Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу!<\p>

Да и какие среди зимы подснежники!<\p>

Совет

Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет!<\p>

— Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом.<\p>

Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь.<\p>

Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!»

А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

Обратите внимание

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем ещё мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

https://www.youtube.com/watch?v=hNAztsWONW8

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику:

— Братец Январь, уступи мне на час своё место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

— Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

— Ну, будь по-вашему, — сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Читайте также:  Анализ рассказа шукшина охота жить

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё

Замораживать,

Человечье жильё

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

— Теперь твой черёд, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Девочка даже руками всплеснула.<\p>

Куда девались высокие сугробы?<\p>

Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля.<\p>

Кругом каплет, течёт, журчит.<\p>

Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать.<\p>

А их видимо-невидимо!<\p>

Под кустами и под камнями,<\p>

На кочках и под кочками — куда ни поглядишь.<\p>

Набрала она полную корзину, полный передник —<\p>

И скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему.<\p>

Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

— Ну, что, — спросили её мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

— Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка всё, как было.<\p>

Важно

Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали?

— Да я больше ничего и не просила.

— Вот дура так дура! — говорит сестра.- В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего грибов беленьких, у четвёртого — свежих огурчиков!

— Умница, доченька! — говорит мачеха.- Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили. А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

— Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!»

Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

— Ишь какой сердитый! — говорит мачехина дочка.- Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

— Ищи лета зимой! — говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба — заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка.

— Перестань! — кричит. — Хватит!

Да где там!

Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.

Совет

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал.<\p>

Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Кто знает — может, так оно и было.

—Конец сказки—

Маршак Самуил Яковлевич

Теремок, С.Я.Маршак, аудиосказка (1985)

Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице царь-девице

Заколдованная королевна-2

Двенадцать месяцев, фильм сказка (1972)

Двенадцать месяцев, мультфильм (1956)

Двенадцать месяцев, аудиосказка (1980)

ВСЕ СКАЗКИ С КАРТИНКАМИ

Источник: http://russkaja-skazka.ru/dvenadcat-mesyacev/

Ссылка на основную публикацию