Основная идея и смысл песни о вещем олеге пушкина

Анализ стихотворения Пушкина Песнь о вещем олеге



January 31, 2016

Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему «вещий»? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию.

Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно.

Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.

Обратите внимание

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет «Повесть временных лет». Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Совет

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:

  1. Тема рока. Что бы ни делал князь, дабы избежать предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.
  2. Тема поэта-пророка, вещателя воли высших сил. Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому. Докажем это. Волхв назван «вдохновенным», как и сам поэт. Кроме того, настоящего поэта и волхва роднит и тот факт, что они не подчинены воле царя и князя: «Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен». Вспомним, что в ссылке за вольнолюбивые стихи пишет Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема поэтому отражает чувства и взгляды поэта.
  3. Тема дружбы. Не зря в начале баллады конь назван «верным». Это отражает преданность животного своему хозяину. Примечательно, что изначально, в черновиках, фигурирует эпитет «смирный». В окончательном варианте он заменен. Так подчеркивается действительно дружба, верность. Князь не забывает о преданном им друге, он просит заботиться о нем, помнит спустя многие годы и сильно сокрушается смерти преданного умного животного.

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок – он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы.

Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из «Повести временных лет» свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» — это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами («тризна») и архаическими оборотами («ковыль обагришь»).

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый».

Важно

Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: «славная глава кургана», «вдохновенный кудесник», «вещий Олег».

Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

15 февраля 2016

О Пушкине говорилось много и еще больше будет сказано. Его творчество кажется безграничным, кажется, он смог затронуть все аспекты литературы. Он писал стихи, его сказки известны любому русскому ребенку, его повести и рассказы до сих пор печатаются крупными тиражами.

Помимо писательской деятельности, он так же увлекался историей. Она помогала ему воссоздать точный образ жизни, которым жизни люди несколько столетий назад. Благодаря знаниям историю из его пера возникло много рассказав, построенных на реальных исторических данных.

Одним из самых знаменитых его произведений исторического характера, является песнь о вещем Олеге. Являясь настоящим ценителем истории, он решил воссоздать известную легенду в своем стихотворении. Скорее выбор его ориентировался на то, что вещий Олег был личностью не до конца разгаданной, тем самым можно было немного видоизменить его характер.

Вещий Олег жил в 10 веке, когда Русь только начинала своё существование. Вещим Олега называли из-за его способности предугадывать ход боя, это определенно было необходимым качеством хорошего правителя.

Люди того времени находились в постоянных сражениях с друг другом, за каждый клочок земли.

В своем произведении Пушкину удалось рассказать историю жизни великого правителя, начиная от его самых великих сражений и заканчивая гибелью.

Особое внимание Пушкин уделяет легенде, которая рассказывает о необычной смерти Олега. Много лет назад, после очередного сражения вещий Олег решил обратиться к местному волхву за предсказанием.

Совет

Ему было интересно узнать, когда и от чего он умрет, ответ оказался очень неожиданным, ведь смерть ему сулил его любимый конь, с которым он всегда ходил на сражения. Что бы обезопасить свою жизнь, Олег решает отдалить от себя коня и не когда с ним больше не видеться. Но все же Волхов оказывается прав, и спустя много лет Олег умирает от змеи, которая выползла из черепа его преданного коня.

Читайте также:  Пейзажная лирика пушкина 9 класс сочинение

Данным произведением Пушкин поднимает сразу несколько проблем. Одной из них является проблема судьбы, поэт считает. что от нее нельзя убежать, нельзя обмануть. На примере Олега Пушкин показывает, как ничтожен человек перед волей судьбы, ведь ему так и не удалось избежать того, что было предначертано первоначально.

Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», – о таинственной смерти одного из древнерусских князей.

Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня.

Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём.

Обратите внимание

Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

…Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, – со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, – жизнь.

Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.

Жанр этого стихотворения – баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.

Основной приём баллады – контраст.

Обратите внимание

Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя – поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва – тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега – настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва – «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.

Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.

Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.

Таким образом создаётся старинный колорит баллады.

«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 году. Жанр — легенда.

Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем.

Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега.

В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предна­чертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя.

В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, — темапоэта-пророка, тема поэта — провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику:

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

И слышит в ответ:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/pesn-o-veshhem-olege

Материалы к уроку по теме: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

ТЕМА: А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

ЦЕЛЬ : выявить сходство и различия летописи и баллады

-определить, в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка

-увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов

Древней Руси

— понять, в чем основная мысль баллады Пушкина

-воспитывать любовь к своему Отечеству

ХОД УРОКА

А.С.Пушкин… У каждого он свой, неповторимый, загадочный. Но всегда добрый друг и советчик, т. к. со страниц его произведений говорит сама мудрость. И сегодня мы не просто продолжаем знакомство с творчеством великого поэта, сегодня мы вместе с А. С.Пушкиным, окунувшись в страницы далекого прошлого, исследуя и сопоставляя древнюю летопись и балладу»Песнь о вещем Олеге», попытаемся выявить:

1)в чем же их различия;

2) в чем особенности композиции баллады и своеобразие ее языка;

3) увидеть мастерство художественного воспроизведения быта и нравов Древней Руси;

Фигура древнерусского князя Олега окружена тайнами, имя его обросло легендами. Воспоминания о нем мы можем найти в известном историческом и литературном памятнике эпохи Киевской Руси «Повести временных лет». Из этого произведения мы узнаем , что происходил князь из варягов, был родственником Рюрика, который умер в 879г.

, а княжество и опекунство над своим малолетним сыном Игорем передал Олегу. В 882г. Олег овладел Киевом. Это ему принадлежат слова: «Это будет мать городов русских».

Олег был доблестным воином, он покорил много племен, повесил свой щит на вратах Цареграда ( тогда это был Константинополь – столица Византийской империи) как символ своей победы; добился, чтобы русичи без всякой пошлины торговали в Царьгороде.)

? А теперь обратимся к летописному источнику «Песни…» (стр. 108-109)

? Что сказано об Олге в летописи?

? Что заинтересовало и поразило А. Пушкина в этой летописи? Почему он пишет свою «Песнь о вещем Олеге»? (стр. 108)

Важно

В письме к Александру Бестужеву Пушкин писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического»

? За что же славит поэт князя? (Произведение называется «ПЕСНЯ» Это ЛИРИЧЕСКОЕ стихотворное произведение. Т.о. поэт уже в заглавии говорит о том, что в стихотворении будет воспеваться мужество героя, его жизнь, подвиги.)

ПУШКИН наделяет «Песню» общими чертами с фольклорными произведениями

( постоян. эпитеты: верный конь, товарищ верный, темный лес и т. д. ;

Образ ВОЛХВА -волшебника – придает произведению загадочность)

древнерусские обряды и поверья вспоминаются в «ПЕСНЕ..»

1- встреча с кудесником( волшебником) – несчастье

2- во время тризны нельзя печалиться

Прослушивание «Песни о вещем Олеге»

Язык «Песни…» , художественные средства, использованные автором: тексте много которые помогают разносторонне раскрыть характеры героев,

Читайте также:  Сочинение тема любви в рассказах чехова (в творчестве)

-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ХУД. СРЕДСТВ:

Устаревшие слова (помогают отобразить события времен существования Киевской Руси)

Эпитеты Сравнения Метафоры и т.д.

композиционные части»Песни…»

Экспозиция —( «Князь едет по полю на верном коне» )

Завязка —— ( Встреча с волхвом )

Развитие действия— ( Замена коня, наказ слугам, воспоминания о коне через много лет)

Кульминация—— ( «И вскрикнул внезапно ужаленный князь»)

Развязка-— ( Тризна на могиле Олега )

ПАМЯТКА : « ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ!»

— читай медленно, не спеша

— на ключевом слове делай смысловое ударение, а после него- небольшую паузу

— читай уверенно

— умей передавать свои эмоции, чувства с помощью интонации

— описание движения читай ускоренно

— вовремя изменяй ритм, скорость чтения, интонацию

— жестами и мимикой передай свое отношение к описываемому

— умей придавать своему голосу соответствующие оттенки( от насмешливого до прославления и возвеличивания)

1 – я Найти описание коня Олега, зачитать.

https://www.youtube.com/watch?v=cOJLuAi5MSI

Зачитать отрывки, в которых изображен сам князь Олег

2 – я Найти и выделить интонационно те строки, где говорится о трагической судьбе

Олега

3 – я Как поэт воспевает силу и мужество Олега, его человеческое достоинство и величие,

Зачитать строки.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ: ОСНОВНАЯ ТЕМА

( ТЕМА неотвратимости судьбы. Проблема столкновения человека и судьбы)

ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

Т.о., исследуя язык произведения, историческую основу его создания, изображение героев, их действий и поступков, мы можем понять различия между летописью и балладой Пушкина.

В чем же сходство и в чем различия?

( Обратимся к литературоведческому словарику)

ЛЕТОПИСЬ- памятник исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы

БАЛЛАДА- стихотворное произведение, в основе которого чаще всего лежит исто-

рическое событие

( ОТВЕТЫ: общее – исторические события;

различное- в прозе или в стихотворной форме, причем, в БАЛЛАДЕ –

много средств художественной изобразительности)

ЭТО НАШ ВТОРОЙ ВЫВОД! Пушкин не просто пересказывает летопись, он создает самостоятельное произведение, которое включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы.

А мы с вами давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и подумаем, как можно понимать слова ЭВРИПИДА: «САМОЕ ЛУЧШЕЕ ПРОРОЧЕСТВО – ТРЕЗВАЯ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

МОЖНО ВЕРИТЬ В ПРОРОЧЕСТВО И НЕ ВЕРИТЬ, ЗАГЛЯДЫВАТЬ В БУДУЩЕЕ И НЕ ЗАГЛЯДЫВАТЬ, А ЛУЧШЕ ВСЕ-ТАКИ ЕГО ТВОРИТЬ.

СЕГОДНЯ, КОГДА РАЗЛИЧНЫЕ АСТРОЛОГИ, ВЕЩУНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ТРЕЗВЫЙ УМ НЕ МЕШАЮТ НИКОМУ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитать «Сказку о попе и работнике его балде» (стр.114-119) , ответить на ?? на стр.119

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕНИКОВ.

Источник: https://infourok.ru/materiali-k-uroku-po-teme-as-pushkin-pesn-o-veschem-olege-1336016.html

Тема и идея Пушкин “Песнь о вещем Олеге”

Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему “вещий”? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию.

Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно.

Не зря пушкинская баллада “Песнь о вещем Олеге” по школьной программе идет после изучения “Повести временных лет” – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ “Песни о вещем Олеге” нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобыуказом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет “Повести временных лет” о смерти славного правителя. Так и рождается его “Песнь о вещем Олеге”. Год ее написания – 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о “делах давно минувших дней” весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет “Повесть временных лет”. Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Совет

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Если проводить жанровый анализ “Песни о вещем Олеге”, станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. “Песнь о вещем Олеге” содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив “много поэтического” в истории о смерти прославленного князя.

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне “Песнь о вещем Олеге”. Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:

1. Тема рока. Что бы ни делал князь, дабы избежать предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.

2. Тема поэта-пророка, вещателя воли высших сил. Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому. Докажем это. Волхв назван “вдохновенным”, как и сам поэт.

Обратите внимание

Кроме того, настоящего поэта и волхва роднит и тот факт, что они не подчинены воле царя и князя: “Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен”.

Вспомним, что в ссылке за вольнолюбивые стихи пишет Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Тема поэтому отражает чувства и взгляды поэта.

3. Тема дружбы. Не зря в начале баллады конь назван “верным”. Это отражает преданность животного своему хозяину. Примечательно, что изначально, в черновиках, фигурирует эпитет “смирный”.

В окончательном варианте он заменен. Так подчеркивается действительно дружба, верность.

Князь не забывает о преданном им друге, он просит заботиться о нем, помнит спустя многие годы и сильно сокрушается смерти преданного умного животного.

Анализ “Песни о вещем Олеге” невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок – он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы.

Важно

Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? “Песнь о вещем Олеге” однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Проведем анализ “Песни о вещем Олеге”, исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из “Повести временных лет” свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Читайте также:  Анализ поэмы за далью даль твардовского сочинение

Даже и само название уже поэтично. “Песнь” – это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами (“тризна”) и архаическими оборотами (“ковыль обагришь”).

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет “гордый” в применении к старцу-волхву был заменен на “мудрый”.

Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: “славная глава кургана”, “вдохновенный кудесник”, “вещий Олег”.

Обильны в балладе и метафоры: “годы таятся во мгле”, олицетворения: “ковши шумят”.

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Источник: http://schoolessay.ru/tema-i-ideya-pushkin-pesn-o-veshhem-olege/

Основная идея “Песни о вещем Олеге” Александра Пушкина

Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.

В “Песни о вещем Олеге” между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события. Князь Олег – победитель, который вышел живым из сложнейших и опаснейших ситуаций и получил смерть от своего коня. Автор восхищается силой и мужеством князя:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградскойброне,

Князь по полю едет на верном коне.

Олег показывается в “Песни…” как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. А. С. Пушкин, не помня реальной смерти могучего Олега, приложил к биографии князя фольклорный мотив, по своему дополняя образ вещего героя. “Песнь о вещем Олеге” – это стихотворная повесть, в основе которой лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием материала.

Совет

Как правило, время соотносится с роковым моментом, оно определяет назначенный срок, в то же время именно оно соотносится со счастьем. Судьба как бы соединяет прошлое и будущее.

Предсказатель предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, который не зависит от чьего то мнения, ему нечего бояться, он многое видел на свете:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волею небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Причиной смерти Олега стал череп его любимого коня, который был потревожен бывшим хозяином. Здесь сыграл свою роль известный символ. Череп – символ смерти и смертности. Змея – это тоже, как правило, отрицательный герой. Она обычно предопределяет зло, обман, искушение, грех. Олег, услышав предсказание, сначала не поверил ему:

Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый…

Но все же он отказался от своего коня, заменил его другим. После похода князь вспомнил о любимом скакуне, но было поздно. Кажется, что пророчества оказались ложными: князь жив, а коня больше нет. Но от судьбы не уйдешь:

“Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!”

Из мертвой главы гробовая змия

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. Судьба определяет представления людей о силе воздействия слова на жизнь человека и его ценности. Идея судьбы – одна из основных в жизни человека.

Она возникла очень давно, когда человек только начинал понимать смысл своей жизни и свое назначение в ней. Судьба всегда была одним из объектов исследования философии жизни, так как жизнь человека наполнена чувствами, эмоциями и волнениями. Мифологическая судьба не оставляет места свободе.

Не человек выбирает, а его выбирают.

А. С. Пушкин в “Песни о вещем Олеге” пытается донести до читателя, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно.

Источник: http://home-task.com/osnovnaya-ideya-pesni-o-veshhem-olege-aleksandra-pushkina/

Анализ стихотворения «Песнь о вещем Олеге»

Время написания

            Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к написанию послужил труд Н.М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзиным по «Повести временных лет», – о таинственной смерти одного из древнерусских князей.

Тема

            Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу кудесник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего коня.

Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землёю», пытается избежать предназначения: расстаётся со своим любимым конём.

Обратите внимание

Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конём, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Главная мысль (идея)

            Пушкин показывает столкновение двух разных отношений в жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценностями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

                        …Волхвы не боятся могучих владык,

                        А княжеский дар им не нужен;

                        Правдив и свободен их вещий язык

                        И с волей небесною дружен…

            Князь Олег – носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завоеватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство – это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстаётся с тем, что для него дорого, – со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него ещё важнее, – жизнь.

            Побеждает «правда» кудесника – она сильнее воли князя. Но Олег изображён в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

            Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского  творчества: соотношение власти земной и власти высших сил.

Поэтика

            Жанр этого стихотворения – баллада. Оно написано «балладным» стихотворным размером – четырёхстопным амфибрахием. Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс. Чередуются мужские и женские рифмы.

            Основной приём баллады – контраст.

            Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя – поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва – тёмный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

            Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега – настоящее и будущее: сбирается отмстить, по полю едет, что сбудется, возьмёшь. Время волхва – «всегда»: волхвы не боятся, княжеский дар им не нужен, вижу твой жребий.

Важно

            Пушкин придаёт стихотворению торжественное, приподнятое звучание путём использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, верный конь, тёмный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий владыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба и др.

            Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащённое стремя, сеча, пращ, врата и др.

            Таким образом создаётся старинный колорит баллады.

Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_s_pushkin/analiz_stikhotvorenija_pesn_o_veshhem_olege/94-1-0-731

Ссылка на основную публикацию