Особенности композиции рассказа старуха изергиль горького

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.

 Композиционно рассказ  «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем.

Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве.

Обратите внимание

Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.

Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.

Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби.

Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.

На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму.

За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл.

Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир.

Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.

8 класс, 11 класс

← Спор о правде и лжи в пьесе На дне ← Образ и характеристика Гаврилы в рассказе Челкаш↑ ГорькийРомантизм в рассказах Горького → Пейзаж и его роль в рассказе Челкаш →

  • Образ и характеристика Сережи из рассказа Белый пудель Куприна сочинениеСережа — один из главных героев рассказа, ему двенадцать лет, он очень беден, у него даже нет обуви. Мартын Лодыжкин забрал мальчика у какого-то пройдохи пять лет назад
  • Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинениеЕвгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды
  • Анализ поэмы Некрасова Дедушка 6 классВ поэме с точки зрения ребенка, точней – из его воспоминаний, рассказывается история дедушки, сочувствовавшего простым людям. Поэма показывает, что и среди знатных, богатых людей достаточно тех
  • Сочинение по картине Дейнеки Будущие летчики 6 классКартина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.
  • Сочинение на тему Сострадание активный помощник«Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства», — произнес однажды знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/osobennosti-kompozicii-rasskaza-staruha-izergil-8-11-klass

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Композиция «Старухи Изергиль»

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» — человеческой свободы и несвободы.

Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.

Образы героев – ключевого к смыслу произведения

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них — норма жизни для Данко.

Важно

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ романа Преступление и наказание — Ф.М. Достоевский
Следующая тема:   Камю «Чума»: образы и анализ

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/gorkii-starukha-izergil

Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.

Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.

Совет

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода.

Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.

Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды — Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет.

Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью.

Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков.

И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Обратите внимание

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, – обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою.

Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.

В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма.

Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев («Что сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко»), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.

Источник: http://resoch.ru/problematika-i-osobennosti-kompozicii-rasskaza-staruxa-izergil/

Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» — авторская позиция

Поиск Лекций

“Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений.

В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М.

Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя.

Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения.

Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Читайте также:  Над чем меня заставила задуматься комедия недоросль сочинение

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, — все это вызывает в людях только ужас и гнев.

Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё “я” выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь.

Важно

Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко – это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль.

Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств.

В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”).

Совет

Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает “быль” и “сказку”.

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: “тусклые глаза, “потрескавшиеся губы, “сморщенный нос, загнутый, словно нос совы”, “черные ямы щек, “прядь пепельно-седых волос”.

Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу “человека, живущего среди людей”.

Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь.

Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.

Подводя черту под всем вышесказанным, хочу поделиться и своими впечатлениями о прочитанном произведении. Могу сказать, что проблемы, затронутые в рассказе, сильно меня взволновали, заставили глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы “свободных” людей натолкнули на мысль, что свобода – это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.

В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества.

Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение. Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения. Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ «Коновалов», в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова.

Обратите внимание

Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что «невозможно в ту пору жить «, и » все на свете… опротивеет «, а герой » сам себе становится в тягость», он бросает все и уходит бродяжничать.

Позже Коновалов возвращается, и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является «подручный» пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала. «По костюму это был типичный босяк, по лицу — славянин» — таким предстает перед нами Коновалов впервые.

Горький сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира. «Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего», — говорила герою Вера, «.. .

большой человек с ясными глазами ребенка» — таким его видел повествователь, то есть он сохранил искренность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность.

Коновалов — босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, «с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению», считал, что «во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам». Подобные размышления свидетельствуют о способности героя к самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков «под отдельную статью». Коновалова также характеризует отличное от мнения многих других представителей его социального класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: «..,босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее, …но печальный и мягкий тон (Коновалова) при воспоминании о «купчихе» — тон исключительный». Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником. На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на философские размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину определенного поведения босяка и формирования его особого мышления. Коновалов говорит о происхождении склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличению каких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, «если у человека в жизни не было ничего хорошего, — он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает… и сам себе верит, …ну ему и приятно». Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству? «Не нашел я точки моей… Ищу, тоскую, — не нахожу…» — таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос. . В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький также рассматривает образ босяка, но уже выявляет его отрицательные качества. В произведении повествуется о двадцати шести пекарях, мироощущение, чувства, поведение которых подаются автором как мироощущение одного человека. Это достигается с помощью использования Горьким огромного количества местоимений «мы, все» и обобщающих слов: «поют все 26; мы все оборачивались и радостно смотрели; кто-то из нас дернул Таню за рукав кофты». В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пекарей, отсутствие индивидуальности у каждого из них. В рассказе изображается картина неправильно устроенной жизни, из-за которой в человеке теряется духовное начало. Подобная ситуация рассматривается и в рассказе «Супруги Орловы». Здесь также в силу ужасных условий жизни, в силу ее неустроенности рушатся взаимоотношения между супругами Орловыми, происходит разлад в их семейной жизни. Григорий и Матрена Орловы любили и гордились друг другом, …но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые… удовлетворяли бы естественную человеческую потребность человека — волноваться, думать, — вообще жить. Они были слишком погружены в работу, в решение проблем, связанных с повседневной жизнью, что стали «нищими духом» людьми, как, впрочем, и все их соседи. Влияние внешних обстоятельств на личную жизнь героев подтверждается еще и тем фактом, что после того как супруги Орловы устроились на работу в лазарет (госпиталь), в их жизни произошли значительные изменения. Григорий перестал бить свою жену, бросил пить, но, как мы узнаем чуть позже, ненадолго.

Для каждого периода времени характерен свой тип героя, и литература, призванная отражать все явления реальности (повседневной жизни человека), исследует особенности характера нового человека.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16108t1.html

Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

    «Старуха Изергиль» — произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда. 
    Природа этого края кажется «странной и сказочной».

С впечатлением от уходящих в ночь людей сливаются «острый запах» моря и испарений земли, запоминаются переливы «очертаний и красок» («мягкие, как клубы дыма» и «резкие, как обломки скал», облака, меняющие цвет от пепельно-голубого до матово-черного, «золотые крапинки звезд» на темно-голубом небе, кроваво-красный диск луны, «вышедший из недр этой степи»).

Соединяют реальный и романтический планы падающие от листвы и облаков «кружевные тени».

    Рассказ написан с использованием излюбленной писателем формы обрамления. Повествованием рассказчика обрамляется легенда о Ларре, повествование о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

Важно

    Так, в первой легенде речь идет о Ларре – сыне орла и женщины. Он человек и, в то же время, фантастическое существо. Придя к людям, Ларра не собирается мириться с их законами. Он отвечал, «если хотел», говорил со «старейшими», как с равными, отказываясь «повиноваться» им, чтить обычаи.

Читайте также:  Сочинение образ рагина в повести палата номер 6 чехова

Убив выбранную им девушку за то, что «она оттолкнула его», Ларра предстает перед судом племени. И под угрозой смерти этот герой не «опустил своей головы», говоря «так, точно они были рабы».

Расспрашивая его, люди увидели, что он считает себя «первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», желая остаться «вольным, как птица», «как отец его».

    Суд является кульминацией сюжета легенды, построенном на конфликте «племени» и исключительной, стремящейся жить по законам абсолютной свободы личности. «Страшным наказанием», которого не выдумать «в тысячу лет», стало для Ларры бессмертие. Именно оно стало для него самой страшной казнью: «его вечная жизнь была вечной отверженностью».

    Вторая часть рассказа посвящена описанию жизни старухи Изергиль. Она одна из тех, кто «умеет жить», тратя здоровье и молодость на любовь. Нанизывая в своем повествовании эпизоды встреч с возлюбленными, героиня не вспоминает их имен.

Один за другим воскрешаемые ею люди, как тени, проходят перед рассказчиком: черноусый рыбак с Прут, огненно-рыжий гуцул. Сюда входят и важный турок, его сын, «бледный и хрупкий цветок Востока, отравленный поцелуями», «маленький полячок», которого оскорбленная Изергиль бросила в реку.

Это и богатые паны, один из которых осыпал героиню золотом, но не добился любви.

    Рассуждение Изергиль о том, что «в жизни…всегда есть место подвигам», находит подтверждение в ее собственной судьбе. Ради Аркадэка, последнего и самого любимого из всех, она подвергается смертельной опасности.

Спасая его из плена, Изергиль одевается нищей и проникает в деревню, где схваченные за участие в восстании поляки ожидают своей участи. Там она убивает часового перед амбаром («Я же обеими руками втискивала его голову глубже в грязь. Он и задохнулся…») и освобождает пленников.

Совет

Но, услышав лживую благодарность и обещание любить «за то, что…увела его», Изергиль прогоняет возлюбленного.

    Ее повествование заканчивается возвращением к той жизни, какой живут все. Изергиль сравнивает себя с птицей, но теперь это уже не вольный орел, «царь птиц», а Кукушка: «Тогда увидела я, что пора мне завести свое гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели…»

    Чувства, которые испытывает автор после рассказа Изергиль, иные, чем в финале легенды о Ларре: «Мне грустно было рядом с ней». Героиня выглядит, как страшное напоминание о скоротечной жизни: «На месте щек были черные ямы…», «Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами…».

Это «тяжелое» впечатление, подтвержденное звуками, запахами и красками природы («… клочья облаков… гасили звезды одну за другой», «Воздух раздражал нервы странным запахом…», «На месте луны осталось только мутное опаловое пятно…»), неожиданно разрешается увиденным в «черной» и «страшной» дали светом.

«Странные голубые языки огня», вспыхивающие в степи, возвращают сказочную атмосферу. Изергиль снова рассказывает легенду о «сильных и красивых людях».

    Третья часть является в рассказе ключевым эпизодом, представляющим собой кульминацию лирического сюжета. Так же, как в предыдущих, в ней есть внутренний сюжет, построенный на рассказе Изергиль. Эта легенда о том, как «в старину» враждебные племена нарушили мирную жизнь «веселых, сильных и смелых людей», прогнав их «в глубь леса», в болота и тьму.

Они не могли биться на смерть с «сильными и злыми врагами», так как были хранителями «заветов». Не могли эти люди и двигаться «вперед». Путь им заграждали «великаны-деревья», в кронах которых «пел похоронную песню» ветер, а сквозь ветви «не видать было неба». Ослабев от «тоскливых дум», от страха и плача, люди были согласны на «рабскую жизнь» у врагов.

    В такую минуту всеобщей слабости появился герой, позвавший за собой. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

    Кульминацией, так же, как в легенде о Ларре, становится суд над героем. Данко должен погибнуть за то, что «повел … и утомил» людей, подтвердив их «бессилие». Они стали, «как звери», на их лицах не было и следа благородства, но от «желания спасти их, вывести на легкий путь» внутренний огонь Данко разгорался еще ярче.

Обратите внимание

Он «разорвал… себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой», как пылающий факел. «Гордый смельчак» отдал свою жизнь за то, чтобы придать смелость уставшим от безнадежности и скорби людям. Спасенные не замечают ни «крови, что била горячей струей из разорванной груди Данко», ни его смерти.

Острожный человек», единственный из всех, кто заметил огонь, наступил ногой на гордое сердце…

    Развязка конфликта рассказа двойственна: это высвечивание трагической участи необыкновенной личности в мире тьмы, царящей в обществе и заполняющей душу человека. Но, в то же время, это воспевание геройских поступков «гордых смельчаков», пытающихся рассеять тьму, вывести людей к «солнечному свету».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/starukha-izergil/2835-osobennosti-kompozitsii-povesti-m-gorkogo-starukha-izergil

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Из опыта работы. Тема: М.Горький. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

Цель: Ознакомить учащихся с особенностями композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста; подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование: Учебник, текст рассказа, портрет М. Горького;

Форма проведения: Урок-исследование.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Постановка цели  задач урока.Учитель. Одной из основных проблем творчества М. Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий, столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. Для романтических рассказов писателя характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

«Я видел эти рассказы под аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…» — так начинает максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. рассказ относится к ранним произведениям м. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «макар чудра» и «чел-каш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема человека сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.

III. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

♦ Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма. (У героя два мира — идеальный и реальный, яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж)

♦ В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

♦ Какие природные образы вы могли бы выделить?

♦ Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

♦ Почему именно таким показан пейзаж в природе?

♦ Каковы ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?

2. Пересказ заранее подготовленным учащимся легенды о Ларре. Беседа

♦ Каким внешним событием рождена легенда? (Тень, плывущая по небу,— тень Ларры)

 Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? (Он таким родился, он — сын орла)

 Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

 а что добавила в рассказе Изергиль непосредственно от себя?

 что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?

 Есть такое слово — «гордыня». Подумайте, в чём различие слов «гордость» и «гордыня».

Запись толкования слов

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение. Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

 Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

3. Пересказ заранее подготовленными учащимися легенды о Данко и библейской истории о Моисее

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ О МОИСЕЕ

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск.

Важно

Ужаснулись евреи: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И воды морские расступились и стали стенами, а посередине стало сухо.

Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась. Далее путь евреев пролегал через пустыню, и Господь постоянно заботился о них, оказывал им много милостей, но они были неблагодарны.

Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне в поисках пути в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и привёл их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер.

4. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

 В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

(Моисей получает помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)  

Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?  Как складываются отношения между Данко и толпой?

5. Коллективная работа по составлению опорной схемы «Концепция жизни ларры и Данко»

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость. Но мы также доказали, что герои разные. легенды о ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Давайте изобразим это в схеме (Запись на доске и в тетрадях):

Концепция жизни ларры и Данко

6. обобщающая беседа

 Как вы думаете, почему рассказ заканчивается легендой о Данко?

Какие нравственные начала утверждает м. Горький в легенде о Данко?

 Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги? Какая разница между долгом и подвигом?

7. «мозговой штурм» (в группах)

Выполните задание и скажите, кому из героев рассказа М. Горького близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре (запись на доске).

Совет

Задание для 1-й группы. Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. (Старуха Изергиль и Ларра были красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прожили жизнь, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.)

Задание для 2-й группы. Расскажите о жизни старухи Изергиль. чему она посвятила свою жизнь? (Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только для себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых. Равнодушие роднит её с Ларрой.)

Читайте также:  Жанр и особенности жанра поэмы полтава пушкина

8. обобщение учителя

— рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко, противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.

Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею. В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени.

Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям. Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить какую-то высшую миссию.

В этом отражается богоискательная философия писателя, который развивает по сути ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова. В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, считает их рабами.

Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего», преступает нравственный закон, убивает прекрасную юную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой и страхом, собираются убить его.

Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми иск рами, «языками огня» в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.

Обратите внимание

9. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия: «в чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

♦ многие рассказы м. Горького построены по принципу «рассказ в рассказе», поэтому важную композиционную роль в них играет образ рассказчика. типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим, Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для ответа на этот вопрос.

V. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».

2. Прочитать пьесу М. Горького «На дне».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/09/iz-opyta-raboty-tema-m-gorkiy-rannie-romanticheskie-rasskazy

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». Видеоурок. Литература 7 Класс

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1). 

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький (Источник)

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».  

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

https://www.youtube.com/watch?v=RFeoBpPHhaA

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве  художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором  природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;               
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих  людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем.

Еще и теперь по небу  бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут  мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там  резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые.  Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд.

Все это  звуки и запахи, тучи и люди  было странно красиво и грустно, казалось  началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

Важно

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ:

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.
  3. Легенда о Данко.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Происхождение

Сын орла

Внешность

20-летний юноша, красивый и сильный.

Глаза «холодны и горды, как у царя птиц».

Отношение к окружающим

Высокомерие, презрение:

«он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе».

Поступки

Убийство

Реакция окружающих

Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон».

Финал легенды

«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».

«Легенда о Данко»

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».  

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним  верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко (Источник)

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра – воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко – альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч.  ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

 В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра – символ эгоизма, Данко – альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба  вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги.

Совет

А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.

И те, которые не находят их для  себя,  те просто лентяи или трусы или не понимают  жизни, потому что, кабы  люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила  его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. М. Горький Старуха Изергиль (Источник). 
  5. Максим Горький. Биография. Произведения (Источник). 
  6. Горький. Биография (Источник). 

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/cherty-romantizma-v-rasskaze-maksima-gorkogo-staruha-izergil

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector