Отец базарова – василий в романе отцы и дети тургенева характеристика и образ героя

Образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети” (Василий Иванович Базаров)

Василий Иванович Базаров.Художник К. И Рудаков

Отец Базарова является одним из ярких второстепенных героев романа “Отцы и дети” Тургенева.

Краткая характеристика отца Базарова

Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова, отставной штабс-лекарь, энергичный и трудолюбивый мужчина. Ему около 60 лет. 

Василий Иванович Базаров много лет служил военным лекарем и многое видел. Находясь в отставке, отец Базарова продолжает лечить людей. Он бесплатно помогает больным крестьянам, как может.

Старик Базаров и его жена Арина Власьевна очень любят своего единственного сына Евгения. После смерти сына они печально и одиноко доживают свой век.
Полное имя героя – Василий Иванович Базаров: “…щеки Василия Ивановича смутно покраснели…”

Возраст Василия Ивановича – 61 год:

“…вот я – старик, шестьдесят второй год живу…” “…Отец в шестьдесят лет хлопочет…”Внешность Василия Ивановича Базарова: “…Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире…” “…как он, однако, поседел, бедняга!..” “…высокого, худощавого человека с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку…” “…шлепая стоптанными туфлями…” “…прикладывая по-военному руку к засаленной ермолке, прикрывавшей его голову…” “…старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове…” “…Бронзовые щеки Василия Ивановича смутно покраснели…” “…вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума…” “…Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке…” “…руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами…” “…его неподвижную, сгорбленную спину…”

“…хохотал, выказывая все свои черные зубы до единого…”

Отец Евгения Базарова управляет имением, принадлежащим его жене:

“…В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице…” “…и моего отца усадьбишка оттуда недалеко…” “…небольшая деревушка, где жили родители Базарова. Рядом с нею, в молодой березовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей…”

Отец Базарова по происхождению является “плебеем”, недворянином:

“…Впрочем, мне не в диво: я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная…”

В прошлом Василий Иванович служил военным лекарем:

“…в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?..” “…Он был прежде полковым доктором…” “…позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану…”

“…Я у вашего дедушки в бригаде служил, – обратился он опять к Аркадию…” (служил в бригаде у генерала Кирсанова – дедушки Аркадия Кирсанова)

Старик Базаров является простым человеком: “…простого штаб-лекаря…”

Он – редкий человек, по мнению его сына Евгения:

“…Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…”

Отец Базарова – хороший человек:

“…Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один…”

Он является не строгим отцом:

“…Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий…”

Старик Базаров – сентиментальный мужчина:

“…А у самого губы и брови дергало и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным…”

Отец и мать Евгения Базарова живут небогато и просто:

“…у меня здесь все по простоте, на военную ногу…” “…Весь его домик состоял из шести крошечных комнат кожаный, кое где продавленный и разорванный, диван…” “…мы живем здесь, так сказать, на бивуаках*…” (бивуак – стоянка войск для ночлега) “…мы с тобой не Крезы и у тебя не дворец…”

Василий Иванович – добрый человек:

“…Вот тебе на! Презабавный старикашка и добрейший…” “…добродушнее хохотал… его осчастливленный отец…”

Старик Базаров добр к крестьянам:

“…великодушничает с крестьянами – кутит, одним словом…” “…По непринужденности обращения, – заметил Аркадию Базаров, – и по игривости оборотов речи ты можешь судить, что мужики у моего отца не слишком притеснены…”

Он является болтливым человеком:

“…Такой же чудак, как твой, только в другом роде. Много уж очень болтает…” “…Василий Иванович собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал…”

Василий Иванович Базаров – подвижный, живой старичок:

“…он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою то небрежною неподвижностию…” “…Василий Иванович живо вскочил с скамейки…” “…Замечательная живучесть! – проговорил, отходя от окна, Базаров…” “…И Василий Иванович суетливо пошел вперед, шаркая и шлепая стоптанными туфлями…”

Отец Базарова старается не отстать от века:

“…я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века…”

Старик Базаров является прогрессивным хозяином. Он перевел крестьян с барщины на оброк:

“…я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает…”

Василий Иванович сам занимается своим огородом:

“…А ты посмотри, садик у меня теперь какой! Сам каждое деревцо сажал. И фрукты есть, и ягоды, и всякие медицинские травы…” “…Василий Иванович. В бухарском шлафроке, подпоясанный носовым платком, старик усердно рылся в огороде…”

Старик Базаров – трудолюбивый человек:

“…А я здесь, как видите, как некий Цинциннат, грядку под позднюю репу отбиваю. Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому…”

Василий Иванович лечит бедных крестьян бесплатно:

“…Все это я делаю gratis* – анаматёр…” (*gratis – бесплатно) “…Ведь я, ты знаешь, от практики отказался, а раза два в неделю приходится стариной тряхнуть. Идут за советом – нельзя же гнать в шею. Случается, бедные прибегают к помощи…” “…толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей…”Известно, что старик Базаров в молодости любил играть в карты: “…Ну да, я готов вот перед ними признаться, имел я эту страсть в молодости – точно; да и поплатился же я за нее!..”

Василий Иванович Базаров любит природу:

“…Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера. “

Старик Базаров любит философствовать:

“…На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца…” “…Ну, коли христианство не помогает, будь философом, стоиком, что ли! Ведь ты хвастался, что ты философ?..”

Василий Иванович является скромным человеком:

“…затерли бы меня, маленького человека…”

Отец Базарова – набожный человек:

“…Василий Иванович не смел сознаться, что он сам пожелал молебна… Набожен он был не менее своей жены…” “…в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу…”Старик Базаров много видел в жизни: “…мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии…”

Василий Иванович получил орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой:

“…За который ты получил Владимира? – подхватил Базаров…” “…он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы…”

Старик Базаров любит и гордится своим сыном Евгением:

“…не только боготворю его, я горжусь им…” “…Они тебя так любят!..” (родители любят Базарова)

Василий Иванович не жалеет ничего для своего сына:

“…рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…” “…каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки…”

Он дает сыну полную свободу:

“…Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять… не…”

Отец и мать Базарова хорошо относятся друг к другу:

“…Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила его в его печали…”Это был цитатный образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева – одного из ярких второстепенных персонажей этого произведения.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/otec-bazarova-otcy-i-deti.html

Образ и характеристика отца Базарова в романе “Отцы и дети”

Меню статьи:

Роман Тургенева «Отцы и дети» стал культовым произведением своей эпохи – актуальная тематика и проблематика, «живые» персонажи способствовали тому, что произведение вошло в фонд классической литературы и стало одним из самых популярных и по наш день.

Образ отца Евгения Базарова не обрел широкого действия в романе – на раскрытие его образа приходится несущественная доля произведения, но это не помешало этому образу стать одним из самых запоминающихся.

Элементы биографии

Василий Иванович Базаров был человеком простого происхождения.

Символично его деятельность в качестве врача была связана с деятельностью деда Аркадия Кирсанова – Василий Иванович служил лекарем в бригаде под командованием Кирсанова. После выхода в отставку Василий Базаров посвящает свою жизнь семье и работе на земле. Женой его стала Арина Власьевна – девушка из обедневшего дворянского рода. Евгений был единственным ребенком в семье Базаровых.

Жизнь в отставке стала новым этапом в жизни Василия Ивановича – он был увлечен делами небольшого поместья жены. Так как крестьян, принадлежащих Базаровым, было очень мало, Василий Иванович часто выполняет «крестьянскую работу». Делает он это с явным удовольствием – работа на земле, несмотря на свою сложность, приносит наслаждение Василию Ивановичу.

Время от времени Василий занимается лекарской деятельностью – крестьяне часто приходят к нему за медицинской помощью.

На момент повествования Василию Базарову 61 год, но, несмотря на возраст, он остается активным человеком, как физически, так и духовно.

Нетипичность Василия Ивановича Базарова

Нетипичность Василия Ивановича – факт неоспоримый. Фактически в любой деятельности он является прогрессивным и деятельным.

В то время, как большинство помещиков активно эксплуатируют своих крестьян, Василий Иванович, наоборот, старается максимально облегчить им жизнь.

Обратите внимание

В отношениях семьей Базаров-старший никогда не проявляет авторитарный тип поведения – он изначально настроен на позитив и дружелюбие.
Он умеет ценить свободу и старается дать ее окружающим. Обладание свободой становится ключевым фактором в жизни Василия Ивановича, он считает, что человек, не обладающий свободой, не может гармонично развиваться и стать счастливым.

Кроме того, Василий Иванович не стесняется своих ошибок в прошлом – в молодости он, было, увлекся карточными играми, но, проигравшись, смог преодолеть свое влечение, осознав губительность этого пристрастия.

Принципы воспитания

Детство Евгения Базарова описано в романе весьма скудно, поэтому вопрос о принципах воспитания Василия Ивановича раскрыть всесторонне очень сложно – большинство информации просто не подано в произведении.

Основу воспитания Базарова-старшего составил принцип поощрения активности и любознательности. Василий Иванович старается развить в своем сыне интерес к исследовательской деятельности и саморазвитию.

Василий Иванович старается дать максимальную свободу своему сыну – он считает это залогом успешного развития. В виду совей огромной любви к Евгению, Василий Иванович не может быть строгим с ним – любовь к сыну всегда перевешивает.

Внешность

Василий Иванович Базаров отличается высоким ростом и тощей комплекцией. Волосы его бы взъерошены и уже абсолютно седые.

Лицо его также было тощим, длинный орлиный нос заметно удлинял лицо и зрительно создавал эффект дополнительной худощавости. Зубы у него были черные, рот широкий.

Василий Иванович необычно смеялся – смех его был беззвучным – рот широко раскрывался, обличая почерневшие зубы, а бронзовые щеки заметно покрывались румянцем.

Одежда Василия Ивановича проста и в некоторых моментах неряшлива – его часто можно видеть в старом военном сюртуке и стоптанных туфлях. Одежда Базарова- старшего не всегда чиста – работая по хозяйству, Базаров часто пачкается и мало заботится о чистоте своей одежды. Так, например, его ермолка и шлафрок засалены.

Характеристика личности

Василий Иванович обладал спокойным нравом и тонкой душевной организацией, хотя последнее активно скрывал, особенно от своего сына. Василий Иванович – очень добрый человек.

Читайте также:  Сочинение по картине мартовский снег грабаря 3 класс описание

Он безвозмездно помогает крестьянам, оказывая им медицинскую помощь, хорошо относится к своим крепостным.

Базаров старший никогда не бывает строг по отношению к своим крестьянам – в связи с этим у них возникли доверительные отношения, близкие к дружественным.

Василий Иванович старается заниматься самообразованием – время от времени он интересуется новомодными тенденциями в области науки и искусства – это позволяет ему «не зарастать» мхом и «не отставать от своего века».

Однако наибольшее удовольствие Василий Иванович получает от взаимодействия с природой – Базаров-старший обожает любоваться «творениями» природы (вечером он повел всех в сад, чтобы продемонстрировать красоту заката) и активно принимать участие в процессе садоводства – Василий Иванович собственноручно посадил сад, в котором наряду с деревьями и кустами растут лекарственные травы.

Василий Иванович, считает, что человек должен быть самодостаточным существом и самостоятельно заботиться о своем пропитании.

Базаров также активно принимает участие в работах на огороде, заботясь за будущим урожаем.

Важно

Василий Иванович – активный и трудолюбивый человек, такой способ жизни у старика сложился сам по себе, не преднамеренно – общий интерес и любознательность стали причиной его активной жизненной позиции.

Василий Иванович – любит общаться с людьми, ему доставляет удовольствие вести разговор с человеком – предаваться этому занятию Базаров может подолгу. Темы его разговоров могут быть самые разнообразные – от чисто бытовых, до философских.

Василий Иванович – набожный человек, но в хорошем смысле этого слова. Как и в любом другом дел, он знает меру – религиозность Базарова никогда не выходит за рамки здравого смысла и фактически является моральным кодексом – Василий Иванович признает преобладание науки над религией (но только в вопросах, не касающихся морали) и осознает важность развития науки, в частности медицины.

Отношения с сыном

У Василия Ивановича складываются нетипичные отношения с сыном. С одной стороны, Базаров-старший, будучи человеком сентиментальным имеет глубокую привязанность к сыну, но с другой стороны, он осознает, что Евгению хочется свободы от родительской опеки.

Как бы ни был Василий Иванович образован, он уже не может быть столь интересным собеседником для молодежи – жизнь наложила на него свой печальный отпечаток.

Интересы Василия Ивановича уже далеки от порывов юности и юного азарта – он может понять пыл молодых людей, но быть активных коммуникатором для нового поколения ему уже крайне сложно.

Исходя из этой позиции и ее осознания, Василий Иванович не навязывает свое общение сыну. Он понимает, что Евгений находится в том возрасте, когда перед ним открыты все дороги – сын может удачно реализовать себя и обеспечить свое будущее, при этом же «сидение под материной юбкой» будет для Евгения крайне губительно – он может упустить возможности.

Смерть Евгения становится трагедией и в без того не радостной жизни Василия Ивановича. Его любовь к единственному ребенку и надежды на то, что Евгений сможет применить свой талант и развить его были слишком велики.

Отношения с женой

Отношения с Ариной Власьевной у Василия Ивановича были также далеки от типичности – несмотря на возраст и различные жизненные трудности, супругам удалось сохранить теплоту отношений и привязанность.

Нельзя сказать, что они часто проводили время в беседах, наоборот, их общение фактически состояло из мелочных фраз, фрагментарных тактильных ощущений, однако, несмотря на это, они оставались душевно близкими.

Такое положение вещей вполне объяснимо характером женщины – она душевна, добрая, ласковая и, по сути, является идеалом русской женщины, которая смогла воссоединить в себе умственное и эмоциональное начало.

Совет

После смерти сына Василий Иванович старается поддержать свою супругу, которая, судя по всему, совсем утратила интерес к жизни. Они вдвоем часто приходят на могилу сына и с тоской вглядываются в его высокую могилу.

Таким образом, Василий Иванович Базаров – это человек, который смог найти гармонию с окружающим миром.

В глазах читателей он выглядит чудаком своего времени – его деятельность и манера поведения была слишком не типична для его эпохи, хотя нельзя сказать, что она была лишена логики – большинство идей, удачно воплощенных Тургеневым в образе Василия Базарова со временем стали не новомодной тенденцией, а распространенным явлением.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-vasilij-bazarov.html

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” :

“Отцы и дети” – величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы – поисками героя времени.

Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования.

Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя.

Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха – вот как одет Базаров.

Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде – один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу.

Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) – врач.

И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени – нигилизма, что в переводе с латыни означает “ничего”. Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него – это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои – это природа.

Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа – это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа – “это мастерская, и человек в ней работник”. В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо.

Обратите внимание

Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника – Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев.

Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность.

Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может.

В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман “Отцы и дети”. Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу.

Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта – ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви.

Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров – образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула.

Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей.

Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет.

Важно

В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание – вот качества, которыми обладает Базаров.

Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он “убивает” своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре.

Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное – природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы.

В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав.

“Мастерская” (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Читайте также:  Образ и характеристика василисы премудрой в сказке царевна лягушка сочинение для 5 класса

Источник: https://www.syl.ru/article/170426/new_bazarov-harakteristika-obraz-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-ottsyi-i-deti

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева в цитатах: описание личности и характера Евгения Базарова

В романе Тургенева “Отцы и дети” виднейшим представителем разночинской интеллигенции является Евгений Базаров.

Внешность

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум.

Происхождение

Сын простого штаб-лекаря.

Воспитание, образование

Домашнее, свободное воспитание. Студент Петербургского университета, медицинский факультет. Он занимается опытами, которые проводил на лягушках с той целью, чтобы полученные выводы использовать при лечении людей. Главным предметом его занятий были естественные науки – это биология, химия, физика и другие. У Базарова была цель жизни, он хотел стать медиком, чтобы приносить пользу обществу.

Черты характера

Базаров умен и знающ.

Совет

Насмешливый, ироничный человек, не верит в возвышенную любовь. Базаров деятельный, любознательный человек:

Общественно-политические взгляды 

Базаров – демократ-нигилист (нигилист- человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ничего на веру). Базаров – человек нового поколения, пришедшего на смену старому. Он любит природу, но он не говорит о ней красивых слов как Аркадий, для него это мастерская и человек берет от нее самое нужное и полезное.

Отношения с окружающими 

Базаров, который владеет особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно.  С крестьянами разговаривает как с равными себе, с аристократами постоянно спорит.

Он одинок: ни Ситников, ни Кукшина, ни Аркадий не являлись его последователями. Душа его скрыта от всех, он никому не раскрывал своих тайн. Он всем сердцем любил своих добрых родителей, полюбил Одинцову, но все чувства, которые он испытывал к самым дорогим ему людям, были спрятаны от всех.

Речь, лексика

Базаров изъясняется резко, категорично, остроумно. Его язык близок к народной речи:

Базаров – революционер, он один борется с изжившими себя порядками, понимает, что установившиеся отношения в обществе нужно ломать и создавать новые условия для жизни людей, но как это сделать, не знает.

Отрицательная сторона в личности Базарова, это то, что он верил только в науку и отвергал романтизм. У него был только односторонний интерес, интерес к науке, а это несет в себе опасность не только для него, но и для всех людей в целом.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/2278

Образы “отцов” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержится в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.

Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм – учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.

<\p>

С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…” – так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”.

Обратите внимание

Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он— нежный и любящий отец, от души радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Арка-ши… Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”.

Во пора жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? – подумал он опять. – Не сочувствовать художеству, природе?”

Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой – одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело… — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну, равновесие и нарушено”.

У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и более того защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.

Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.

Павел Петрович – аристократ до мозга костей. Он вечно безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:

“…Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…”

Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.

В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут вручить достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к “старичкам Кирсановым”. Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая Петровича— “отставным человеком”.

Важно

Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.

Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?

Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.

Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм.

Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут.

При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.

Источник: http://www.getsoch.net/obrazy-quot-otcov-quot-v-romane-i-s-turgeneva-quot-otcy-i-deti-quot/

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его авторская оценка

История и время создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа возникает у писателя в дорефор­менное время (1860). Автору важно представить специфич­ность изображаемого временного отрезка, и потому события в произведении имеют точную отсылку на май 1859 г.

— вре­мя перелома и смуты. В обществе происходит «слом», и не­жизнеспособные ценности «отцов» начинают теснится под напором идей людей молодых и рьяных.

Постепенно конф­ликт из идейно-политического перетекает в самопроверку главного героя на предмет жизнеспособности его умозаклю­чений.

Образ главного героя романа. Новое мировоззрение в ро­мане представляет Евгений Базаров. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую па­литру художественных средств.

Совет

Знакомство с героем начина­ется с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и крас­ным, рабочим рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам.

Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный авто­ром портрет: «Длинное и худое лицо, с широким лбом, квер­ху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленова­тыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуве­ренность и ум».

Манеры Базарова «небрежны». Своим видом, поведе­нием, речью герой подчеркивает приверженность демо­кратическим принципам, которые в споре с Павлом Пет­ровичем и отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа — ни­гилизм.

Всеобщее отрицание, по мнению Базарова, в сов­ременный момент исторического развития полезно, а по­тому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное уст­ройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Не менее ради­кально Базаров «отрезает» и другие человеческие при­страстия: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Некоторая спорность взглядов, проступающая в полеми­ке с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характери­зуют внутренняя сила, высокая работоспособность, посто­янное стремление к образованию и желание ничего не при­нимать на веру, а проверять опытным путем.

Философия Ба­зарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию — испытанию любовью, когда столь удачно вы­строенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульми­национной становится сцена признания главного героя в любви в доме Анны Сергеевны Одинцовой.

Обратите внимание

И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персо­нажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни бо­ролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, одному из идеалов отцов, он оказывается не в силах. Капитуляция героя перед вечным чувством показана в конце его жизнен­ного пути.

Поэзией, которую Евгений считал пустой тратой времени («Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится»), проникнута сцена его прощания с Анной Сергеевной Один­цовой: «Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погас­нет…» Так автор подводит героя к признанию некоторых ос­нов жизни, отрицать которые бессмысленно.

Последней проверкой личности героя становится слу­чайная смерть. Базаров до последних минут сохраняет внутреннюю силу, хотя и печалится о том, что не успел что-то значимое сделать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя ни­кому до этого дела нет… Я нужен России… Нет, видно, не нужен».

Базаров старается быть последовательным (потому на изумленный вопрос Павла Петровича, все ли отрицают ни­гилисты, безапелляционно отвечает: «Всё»), но отрицать ос­новы мирозданья — занятие малопродуктивное. К этой мыс­ли приходит герой на смертном одре: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Авторская позиция реализуется в самой структуре рома­на. И. С. Тургенев не делает выбора между поколением «от­цов» или «детей», но его симпатии легко читаются. «Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежнос­тей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей», — от­мечал автор в письме К. К. Случевскому.

Писатель стремит­ся к философскому обобщению, в своей статье «По поводу «Отцов и детей» И. С.

Тургенев указывал: «Рисуя фигуру Ба­зарова, я исключил из круга его симпатий все художествен­ное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем… За исключе­нием воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения».

На этой странице искали :

  • образ базарова в романе отцы и дети
  • образ базарова
  • внешность базарова в романе отцы и дети
  • внешность базарова
  • образ базарова в романе отцы и дети сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/obraz-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti-ego-avtorskaya-ocenka.html

Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» – «Характеристика Евгения Базарова»

После жизни полной труда студент Евгений Базаров стал человеком сильным и излишне суровым. Естественные науки, которые он изучал, развили в нём ум и приучили никогда не принимать что-либо на веру. Базаров стал чистым эмпириком.

Читайте также:  Образ и характеристика груши в повести лескова очарованный странник сочинение

То есть опыт для него – единственный источник познания, лишь личное ощущение – единственное убедительное доказательство. Евгений Базаров признаёт лишь то, что можно узнать одним из пяти чувств. Всё остальное для него – деятельность нервной системы.

То, что большинство называет идеалом – поэзия, любовь – не лучше вина, всё это преувеличение – «романтика», «вздор». Критик Антонович отмечал, что герои романа – это олицетворённые идеи. Базаров олицетворяет отрицательное направление, а иными словами нигилизм. М.А.

Антонович считает, что Базаров – лучший представитель поколения «детей», но и его Тургенев изображает подлецом. И вообще автор, по мнению критика, изобразил молодёжь субъективно, обличив не худшую её часть, а всех молодых людей скопом.

Важно

В тоже время Евгений не совершает подлостей, но не из-за нравственных убеждений или совести, но из расчёта. Исключительно из расчёта он выполняет вещи порой неприятные.

Базаров чрезвычайно самолюбив, работает он без перспективы, без цели, для добывания хлеба или из-за любви к работе.

Евгений поступает всегда только так, как ему захочется или же как ему выгодно и удобно. Им управляют личная прихоть или личный расчёт. Базаров не признаёт никакого нравственного закона над собой, никакого принципа (хотя отрицание – тоже принцип). Как говорил Достоевский «Если Бога нет, всё дозволено». Базарову всё дозволено, он сам определяет границы своих действий.

Впереди у Евгения никакой высокой цели, при всём этом потенциал его огромен. Базаровщина – неизлечимая болезнь века.

Базаров никого не любит, хоть его харизма и привлекает тут же внимание людей, а в особенности женщин. В цинизме Базарова критики отмечают внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это цинизм мыслей героя и его чувств. Внешняя же сторона – цинизм манер и выражений, которые он себе позволяет.

Ирония по отношению к различным чувствам, мечтательности, лирическим порывам и, как следствие, несерьёзное восприятие искусства – всё это следствие внутреннего цинизма души.

Здесь повлиял склад ума Евгения, изучавшего естественные науки и ставшего воспринимать весь мир через призму науки.

Совет

Выражение ироничного отношения (ухмылки и развязное поведение героя в серьёзных моментах), беспричинная резкость в обращении – это уже цинизм внешний. Этот вид цинизма зависит уже от чисто внешних условий развития, свойств общества.

Пролетарий-труженик, вроде Евгения, независимо от выбранного пути доходит до практического реализма. Мечтательность сама собой отмирает за ненадобностью. Человеку не хочется стремиться к идеальной высокой цели. По сути и конфликт романа – это конфликт между практикой и теорией.

Тургенев специально сделал Базарова грубым, не знающим манер, чтобы бросить тень и на нигилизм. Во всей литературе того времени нигилистов представляли эмансипированными грубыми женщинами, невоспитанными разнузданными мужчинами. Критик М.А.

Антонович отмечает, что Тургенев, обличая нигилизм Базарова, вкладывает в Евгения все современные ему прогрессивные воззрения поколения «детей», не совсем в них разобравшись. Критик считает, что Тургенев отказывает в возможности любоваться природой, изучая её и понимая все закономерности окружающего мира.

Отрицание в романе действительно не представляется достойным принципом жизни. Безусловно у автора есть полное право на такую точку зрения.

Надо помнить, что рубеж пятидесятых-шестидесятых годов девятнадцатого века – эпоха назревающих социальных кризисов. Именно в эту эпоху создавал роман И.С. Тургенев.

Нужно так же вспомнить, что часто бывая заграницей, писатель стал свидетелем революции 1848 года во Франции.

Да и события на родине Тургенева были не менее показательны – политическая «оттепель» начавшаяся в правление Александра II не могла не вызвать усиления революционно настроенных групп.

Критики в статьях о романе выводят и историческое происхождение образа Базарова. Во все времена было меньшинство умных людей, недовольных жизнью.

Обратите внимание

Глубокий же анализ всегда вызывает скепсис, это показал ещё Лермонтов в своём творчестве и образе Печорина.

Не имея возможности реализовать свой потенциал, переделать общество, такие люди вымещают своё бессилие в критику. Они начинают анализировать, исследовать, выявлять слабые стороны и критиковать всё.

Отсюда рождается презрение к миру, которое не приносит ничего плодотворного, кроме упражнений героев в остроумии.

В литературе это тип “лишнего человека”: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин (герой одноимённого романа Тургенева) и Бельтов (“Кто виноват?” Герцена), которые, имея горячее желание, не могут подняться даже до начальника отделения.

Человек из народа, представитель большинства, в противоположность меньшинству “лишних” людей, скован предрассудками и в этом залог его душевного спокойствия, в этом его защита от стрессов жизни и от бесцельных духовно-нравственных исканий. Такие герои как Максим Максимыч и Татьяна Ларина руководствуются предрассудком.

Но помимо негативного, это слово понимается и в своём прямом значении – перед рассудком, до рассудка. Такую предрассудочную природу имеет народный, даже наивный фатализм Максима Максимовича, который просто объясняет сложные вещи: “Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано”.

У Татьяны Лариной основой её личности является нравственный долг (именно поэтому она любимый персонаж Пушкина, ценившего долг и честь и ставившего их выше рассудка и чувств).

Татьяна, продолжая любить Онегина, остаётся на нравственной высоте и выражает своё мировоззрение хрестоматийным, но чрезвычайно глубоким “Но я другому отдана; Я буду век ему верна”.

Важно

Любовь к отчизне у лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова “Родина” тоже является предрассудком. Ведь это “странная любовь”, которую не победит рассудок, замечающий в России массу отрицательных вещей.

Это стихотворение даёт нам возможность отделить настоящего Лермонтова от в некоторой степени близкого, но не тождественного ему Печорина. При всей аналитичности ума и критичном отношении к проблемам современной ему России, Лермонтов был чужд байроническому презрению мира.

Его отношение ближе к миросозерцанию Гёте и восточному восприятию жизни.

Меньшинство постоянно думающих, ищущих, размышляющих, а потому лишних людей, в противовес народу несчастно. В их душе есть противоречие, побуждающее к духовно-нравственным исканиям, которые никогда не заканчиваются удачей. У Чацких ум без мудрости, Печориных – воля без знаний, у Рудиных – знание без воли.

Но Базаров, хоть и восходит к этой череде героев, от них отличается. Помимо того, что Базаров довольно беден для сына дворянки, мысль у него слилась с делом. Он реально стремится принести практическую пользу, лечит людей, двигает науку.

Противоречие казалось бы решено, цельность характера и убеждений Базарова отлична от смятённого духа Печорина, который сам не знал чего хотел и трагично закончил жизни в Персии.

Но, нашедший своё кредо, нашедший последователей, Евгений Васильевич оказывается лишним в обществе традиций, оказывается слабее его.

Простой народ любит и понимает Евгения, но своим он стать до конца не может. Он чудной, ведь «свой» и барин – антитеза для простого народа. У Базарова нет друзей, одиночество его устраивает. Он замкнут. У Евгения в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия больше шансов, хотя Базаров и умнее, и замечательнее.

В любви личность раскрывается во всей своей глубине. Ведь по отношению к любви, к возлюбленным мы видим всю подноготную человека, его готовность к жертвам, степень его альтруизма в межличностных отношениях.

Совет

Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой интересна своей динамичностью. Чувство, родившись в глубинах души Евгения, постепенно, «с боем», берёт и сознание нигилиста в плен. Сначала Базаров пытается прикрыть чувства физическим влечением, но неожиданно для себя самого признаётся Анне Сергеевне.

Получив отказ, Евгений не может вернуться к прежней жизни. Любовь оставила на его душе неизгладимый след. Никакие учения, весь его цельный и последовательный нигилизм не смогли бороться с любовью.

Чувства подавили всяческое сопротивление как у поколения «отцов» (Павел Петрович), так и у поколения «детей» (собственно Базаров).

Перед смертью Базаров доказывает стойкость своей системы, своего мировоззрения. Полностью осознавая своё положение он отказывается от исповеди (соглашаясь на неё лишь в бессознательном состоянии).

Некоторые критики видят в его желании видеть Одинцову наоборот крушение нигилизма, разрушение которому приносит любовь. Всё это есть в сцене смерти – и мужество Базарова-нигилиста, и в тоже время его предсмертное прозрение. Он вдруг понимает, что мир всё же шире нигилистических взглядов.

Как отмечал Писарев, перед смертью Евгений стал человечнее, показал свою поистине богатую, цельную натуру.

Но Евгений умирает, а последователи этого “героя времени” оказываются пустыми подражателями, копирующими лишь внешнюю оболочку нигилизма. На деле Кукшина и Ситников, при всей их эксцентричности и самомнении, остались такими же мещанами как и их окружение,.

“Поколение отцов” будет воспроизводить себя ещё долгие годы, укреплённое устойчивыми мифами и предрассудками, в которых живёт большинство. Образы же подобные Базарову до самого конца 1870-х годов окажутся маргинальными, бичуемыми в большой литературе (всё позднее творчество Достоевского будет антинигилистическим).

В 1881 нигилизм, на русской почве теснейшим образом связанный с революционными идеями, приведёт к смерти Александра II и окончательно разделит русское общество на два противоборствующих лагеря.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/turgenev/otcy-i-deti/sochinenie-po-romanu-turgeneva-Otcy-i-deti-harakteristika-evgenija-bazarova

Сочинения на Getsoch.ru

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

       Евгений Базаров — главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Он яркий представитель новой волны, которая затем повлияла на всю общественную жизнь в России. Именно Базаров выражает демократические мысли в романе. Это новый тип литературных персонажей — люди простого происхождения, сумевшие своим трудом и талантом пробиться в жизни.

       В наше время многие черты героя кажутся нам отталкивающими: развязность, излишняя прямота, жесткость, презрительность, самоуверенность и надменность. Даже его внешний вид отрицает условности — балахон с кистями, красная рука (так отличающаяся от холеной кожи дворян).

       То, что он называет себя нигилистом («не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип») сегодня говорит лишь о критичности его мышления и пытливом уме.

Обратите внимание

       Вся жизнь Базарова основана на отрицании патриархальных устоев: самодержавия, крепостничества и религии.

Такой человек никогда не пойдет ни у кого на поводу и всегда имеет свою точку зрения на происходящее: все происходящее в обществе (нищета, темнота, бесправие) порождены его безобразным состоянием и настало время перемен.

Поэтому он, как 150 лет назад, так и сейчас, остается неудобным как для власти, так и для обывателей с закостеневшим мышлением.

       Базаров – ярый ненавистник всякой позы и пафоса, а также романтизма. Он не понимает отношений между мужчиной и женщиной и не верит в высокие чувства: «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

       Встреча с Одинцовой стала для героя настоящим испытанием. Пробудившиеся чувства преображают героя, и он пребывает в растерянности от этих новых ощущений. Но такой Базаров становится более близким и понятным читателю. Он бесится и терзается от непонимания того, что с ним происходит, но перед самой смертью все равно посылает за любимой, чтобы простить ее и проститься.

       В герое много хороших черт характера. Базаров — материалист, приверженец точных наук, противник всяческого невежества, с огромной работоспособностью, трудолюбием и силой воли.

Он может оказывать влияние на окружающих людей, причем высказывает свои суждения со свойственной ему прямотой. Слуги в доме Кирсановых сразу его полюбили, да и людей одного круга он умеет располагать к себе.

Но беда в том, что Базаров не знает, как применить свои знания и умения для общества. Евгений, знающий и толковый доктор, все равно оказывается «лишним человеком».

       Тургенев не старался сделать из Евгения идеального героя. Но автор уверен, что такие честные, бескомпромиссные люди необходимы обществу, что способность не жалеть себя, искать истину и признавать свои ошибки – это черты по-настоящему выдающегося человека.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/431-obraz-bazarova-v-romane-ottsy-i-deti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector