Пейзажная лирика пушкина 9 класс сочинение

Пейзажная лирика А. С. Пушкина

Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы.

Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира.

Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности Пушкина.

Обратите внимание

В лицейский период поэт создал элегии «Осеннее утро», «Певец» и другие, написанные в духе сентиментализма. В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки в качестве фона, на котором четче проступают разнообразные чувства лирического героя. По сравнению с поэтами предшествующих эпох, пейзажи Пушкина выглядят новыми, свежими, полными жизни.

В элегии «Деревня» пейзаж сельской местности дан, как идиллия, в первой и второй частях стихотворения «везде следы довольства и труда». Вокруг царят мир, покой, тишина. Здесь картины природы создают резкий контраст с содержанием третьей части, где автор обличает несправедливость правящих классов.

Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков могучая гряда», «Узник», «Птичка», «Кто, волны, вас остановил?..» относятся к романтизму.

В стихотворении «Птичка» описан народный обычай выпускать на волю птиц из клеток на праздник Благовещения. У Пушкина этот обряд связывается с мотивом свободы, освобождением из плена.

Картина вечернего моря показана поэтом в стихотворении «Погасло дневное светило». Наступающая тьма превращает море в «угрюмый океан». Мрачный пейзаж вызывает тоску в душе лирического героя, который полон грусти и думает только о сердечных ранах. Герой внутренне стремится к «берегам печальной туманной родины».

Символом свободы в романтическом стихотворении «Узник» служит образ молодого орла. Поэт противопоставляет «темнице сырой», в которой находится узник, его воспоминания и мечты о море, горах, куда стремится его душа.

Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа, описывает реальные пейзажи. Часто образы природы даются как символы, отражающие внутреннее состояние героя.

Роман (бессмертное произведение)тические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используются в пейзажной лирике Пушкина.

Важно

Так, в стихотворении «К морю» поэт воспевает «торжественную красу» моря, в которой он черпает вдохновение:

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

В реалистических пейзажах отражена тема родины. В стихотворении «Зимнее утро» мы видим изумительную по красоте картину русской зимы:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Поэт указывает, что состояние природы влияет на настроение человека. Вечером, когда «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но изменилась погода, выглянуло солнце, и мир преобразился.

К шедеврам пушкинской лирики относится стихотворение «Осень». Поэт пишет о своем любимом времени года. Для кого-то это «унылая пора», а для Пушкина — «очей очарованье!». Он любит «пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса…». Именно осенью поэт чувствовал прилив душевных сил, стихи сами просились на бумагу.

Природа подталкивала Пушкина и к философским раздумьям и выводам. Вечно живую природу он противопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Но преодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость и красоту.

Источник: http://www.sochuroki.com/pejzazhnaya-lirika-a-s-pushkina/

Сочинение на тему «Пейзажная лирика Пушкина»

Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы.

Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира.

Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности Пушкина.

Совет

В лицейский период поэт создал элегии «Осеннее утро», «Певец» и другие, написанные в духе сентиментализма. В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки в качестве фона, на котором четче проступают разнообразные чувства лирического героя. По сравнению с поэтами предшествующих эпох, пейзажи Пушкина выглядят новыми, свежими, полными жизни.

В элегии «Деревня» пейзаж сельской местности дан, как идиллия, в первой и второй частях стихотворения «везде следы довольства и труда». Вокруг царят мир, покой, тишина. Здесь картины природы создают резкий контраст с содержанием третьей части, где автор обличает несправедливость правящих классов.

Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков могучая гряда», «Узник», «Птичка», «Кто, волны, вас остановил?..» относятся к романтизму.

В стихотворении «Птичка» описан народный обычай выпускать на волю птиц из клеток на праздник Благовещения. У Пушкина этот обряд связывается с мотивом свободы, освобождением из плена.

Картина вечернего моря показана поэтом в стихотворении «Погасло дневное светило». Наступающая тьма превращает море в «угрюмый океан». Мрачный пейзаж вызывает тоску в душе лирического героя, который полон грусти и думает только о сердечных ранах. Герой внутренне стремится к «берегам печальной туманной родины».

Символом свободы в романтическом стихотворении «Узник» служит образ молодого орла. Поэт противопоставляет «темнице сырой», в которой находится узник, его воспоминания и мечты о море, горах, куда стремится его душа.

Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа, описывает реальные пейзажи. Часто образы природы даются как символы, отражающие внутреннее состояние героя.

Романтические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используются в пейзажной лирике Пушкина.

Обратите внимание

Так, в стихотворении «К морю» поэт воспевает «торжественную красу» моря, в которой он черпает вдохновение:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

В реалистических пейзажах отражена тема родины. В стихотворении «Зимнее утро» мы видим изумительную по красоте картину русской зимы:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Поэт указывает, что состояние природы влияет на настроение человека. Вечером, когда «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но изменилась погода, выглянуло солнце, и мир преобразился.

К шедеврам пушкинской лирики относится стихотворение «Осень». Поэт пишет о своем любимом времени года. Для кого-то это «унылая пора», а для Пушкина — «очей очарованье!». Он любит «пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса…». Именно осенью поэт чувствовал прилив душевных сил, стихи сами просились на бумагу.

Природа подталкивала Пушкина и к философским раздумьям и выводам. Вечно живую природу он противопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Но преодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость и красоту.

Источник: https://schoolsochinenie.ru/peyzazhnaya-lirika-pushkina.html

Пейзажная лирика А.С. Пушкина (со списком стихов)

Забавно: хотя осень была самым любимым временем года Александра Сергеевича, но стихов Пушкина про осень совсем немного. К тому же, в основном,…Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 году в Михайловском, куда Пушкин был выслан из Одессы с благословения графа Воронцова….

Стихотворение «Зимний вечер» было написано в Михайловском, куда Пушкин был отправлен под надзор местной полиции, архиепископа и собственного отца. В…В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин передает свое восхищение зимним пейзажем за окном. В этот период Пушкин гостил у семейства Вульфов,…

Дата написания стихотворения «Зимнее утро» сохранилась в пушкинских черновиках. В них значится 3 ноября 1829 года. В этот период поэт…

Гений русской литературы, Александр Сергеевич Пушкин, в своем творчестве охватывал множество самых разнообразных тем. Критики выделяют несколько основных тематических групп в его творчестве. Это тема свободы, дружбы, любви и природы.
А.С.

Пушкин был одним из первых русских поэтов, сумевших не только выразить своё восхищение родной природой, но и заставить своих читателей увидеть красоту в обычном, познать прелесть русской природы, научиться понимать её язык. Пейзажная лирика Пушкина поражает своим разнообразием и богатством. Она занимает одно из центральных мест в творчестве поэта.

Александр Сергеевич считал, что только в единении с природой можно познать истинную мудрость жизни. Пейзажная лирика Пушкина далеко не легкомысленна, она напитана мыслями, размышлениями поэта, его философскими идеями. Любовь к природе вошла в душу Пушкина ещё в детстве, когда он совершал летние поездки в Захарово.

И это чувство со временем лишь укреплялось, проникая всё глубже в его сердце. Воплощение этого чувство на бумаге получило в романе «Евгений Онегин». Здесь Пушкин сумел передать настроения, волновавшие его, сумел изобразить образы, обогатившие читателя, помогающие увидеть красоту нашей родины глазами поэта. Он сумел затронуть струны души каждого русского человека.

Важно

Но начиналась пейзажная лирика Пушкина не с реалистического изображения природы, а с романтического. Это особенно характерно для периода южной ссылки. Первые лирические опыты Пушкина, созданные им в лицейский период, относятся к сентиментализму, в этих литературных шедеврах природа дополняет образ лирического героя, отражает его духовное состояние.

Пейзажи, изображённые поэтом, получились крайне одухотворёнными, живыми, яркими. Элегии «Осеннее утро», «Певец» создаются в этот период. Стихотворение «К морю» содержит в себе помимо описания красоты водной стихии, размышления поэта о судьбе народа и собственной участи неприкаянного человека. Море воплощает собой образ свободы, неукротимости, мощности и непокорённой красоты.

Эти черты особенно привлекают поэта. Речь стихотворения полна восклицаний, риторических вопросов, эпитетов и метафор. Это произведение символическое прощание Пушкина с романтическим периодом творчества. С приходом реалистического изображения, много меняется в восприятии природы Пушкиным. Он изображает тихую, но милую и родную красоту природы. Эта прелесть так близка русской душе.

«Зимняя дорога», «Зимнее утро» наполнены напевностью народных песен. Таким образом появляется нерушимая связь между природой и русским народом. В стихотворении «Деревня» Пушкин использует изображение сельских пейзажей, как образ идиллического мира, где царит умиротворение, спокойствие и тишина. Здесь уже используется более простая интонация, лексика.

Эти зарисовки помогают поэту в контрасте изобразить несправедливость, царящую в мире людей. Гнёт правящего класса. Жемчужиной пейзажной лирики Пушкина по праву является стихотворение «Осень».

В нём помимо яркого, красочного изображения картин природы, тронутой осенним увяданием, представлены сцены из жизни народа, помещичья охота, уничтожающая посевы крестьян, зимние праздники, знойные летние дни. Известен факт, что осень была самым любимым временем года А.С. Пушкина. Он считал, что это время года прекрасно располагает писателя к творчеству. В этом стихотворении он описывает процесс рождения лирического творения. Переход мыслей и дум в стихотворную форму.

В этом же стихотворении поднят вопрос о сложностях жизни поэта в его эпоху самодержавно-крепостнического гнёта.

Список стихов А.С. Пушкина, относящихся к пейзажной лирике:
«Шумит кустарник» (1810 г.) «Осеннее утро» (1816 г.) «Деревня» (1819 г.) «Редеет облаков летучая гряда» (1820 г.) «Земля и море» (1821 г.) «Птичка» (1823 г.) «Как счастлив я, когда могу покинуть» (1826 г.) «Соловей и кукушка» (1826 г.) «Весна, весна, пора любви» (1827 г.

) «В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера» (1827 г.) «Еще дуют холодные ветры» (1828 г.) «Волшебный край» (1820 г.) «В те дни в таинственных долинах» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1822 г.) «К морю» (1824 г.) «Буря» (1825 г.) «Зимний вечер» (1825 г.) «Зимняя дорога» (1826 г.) «Какая ночь, Мороз трескучий» (1827 г.

) «Встаёт заря во мгле холодной…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.) «Опрятней модного паркета…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.) «Уж небо осенью дышало» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828 г.) «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1828г.) «Вы избалованы природой» (1829 г.

) «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный) (1829 г.) «Меж горный стен несется Терек» (1829 г.) «Дон» (1829 г.) «Надо мной в лазури ясной» (1830 г.) «Гонимы вешними лучами» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.) «Унылая пора! Очей очарованье…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.

Читайте также:  Анализ произведения шибалково семя шолохова

) «Вот север тучи нагоняя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин», 1830 г.) «Осень» (1833 г.) «Туча» (1835 г.) «Вновь я посетил…» (1835 г.)

«Забыв и рощу и свободу» (1836 г.)

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika

Пейзажная лирика Пушкина

Сочинения › Пушкин А.С.

Готовые Домашние Задания

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества он по-разному изображал природу.

Лирика Пушкина-лицеиста была во многом подражательна. Подражателен был и пейзаж. Например, в “Воспоминаниях в Царском Селе” Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения “Деревня” молодой поэт, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.

Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы, крымского морского пейзажа. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Все эти произведения написаны поэтом-романтиком.

Пушкин всегда восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт: “Взыграйте, ветры, взройте воды, / Разрушьте гибельный оплот.

/ Где ты, гроза — символ свободы? / Промчись поверх невольных вод”.

Совет

Однако лирический герой романтических стихотворений Пушкина так и не смог слиться с морской стихией, не смог стать таким же свободным: “Ты ждал, ты звал… я был окован, / Вотще рвалась душа моя, / Могучей страстью очарован, / У берегов остался я”. И Пушкин прощается с романтическим пейзажем в послании “К морю”.

После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы.

Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина условно можно разделить на осенний и зимний; зимний в свою очередь — на ночной и утренний, а осенний — на романтически приподнятый и подчеркнуто реалистический (как, например, в стихотворении “Румяный критик мой, насмешник толстопузый…”).

В “Осени”, наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение этого времени года. Пушкин, вообще отдававший предпочтение осени, так описывает свою “странную” любовь к ней: “…

Мне нравится она,/ Как, вероятно, вам чахоточная дева/ Порою нравится. На смерть осуждена, / Бедняжка клонится без ропота, без гнева… / Играет на лице еще багровый цвет.

/ Она жива еще сегодня, завтра нет”.

Пушкин воспринимает осень как смерть, но он говорит, что смерть тоже может быть красивой.

Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: “И забываю мир — и в сладкой тишине / Я сладко усыплен моим воображеньем, / И пробуждается поэзия во мне…”

Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические,' жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни: “Под голубыми небесами / Великолепными коврами…”

Обратите внимание

Ночной зимний пейзаж всегда страшный, мрачный, туманный: “Мчатся тучи, вьются тучи, / Невидимкою луна/ Освещает снег летучий…”

В стихотворении “Бесы” пейзаж символичен: дорога — это жизненный путь человека, буря — жизненная буря, бесы — человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.

Символичен пейзаж и в таких стихотворениях Пушкина, как “Анчар” и “Пророк”. Анчар — это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” — духовная пустыня, духовное перепутье человека.

В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Философским становится и пейзаж, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя.

В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” налицо философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.

Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек, увы, не вечен, потому что отдельный человек и человечество — не одно и то же.

Природа равнодушна, у нее нет души, она безлика, а каждый человек — это неповторимая индивидуальность.

Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как только смириться с естественным ходом природы: “И пусть у гробового входа / Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять”.

Важно

Впрочем, в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкин говорит о другом: “Нет, весь я не умру — душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит — /И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит”.

Таким образом, мы можем сказать, что пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с разными периодами творчества поэта.

В произведениях лицейского периода пейзаж идиллический, оссианический. Затем он становится романтическим. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм во всем своем творчестве.

В поздней лирике поэта пейзаж выполняет символическую и философскую функции.

Сочинения по теме:

  • Отношение отцов к дочерям сочинение
  • Патриотическая тема в творчестве Пушкина сочинение
  • Роль природы в творчестве Пушкина сочинение
  • Природа в творчестве Пушкина сочинение

Источник: http://1soch.ru/pushkin-as/raznoe-600/peyzajnaya-lirika-pushkina

Пейзаж в лирике Пушкина

Пейзаж в лирике А. С. Пушкина

Пушкин-поэт находился в постоянном движении и поиске новых направлений творчества. На пути от классицизма к реализму через романтизм менялось понимание в том числе и роли пейзажа в повествовании.

В 1814 году Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…»), которое 8 (20) января 1815 года было прочитано на экзамене перед Г. Р. Державиным и произвело на того неизгладимое впечатление.

Это, можно сказать, была посвященная победе над Наполеоном ода, написанная высоким стилем.

Основными отличительными признаками этого произведения можно назвать мерность, ощущение взволнованности и отсутствие тяжести.

Такой эффект достигался посредством соединения мелодичного шестистопного ямба с четырехстопным. Здесь отчетливо видны отголоски классицизма. Приметами высокого (одического) стиля можно назвать:

  • слова из церковнославянского языка (мощь, почили, листы);
  • величание царей «земными богами»;
  • обращение к образам античной мифологии («русская Минерва» — Екатерина II);
  • риторические вопросы («Не здесь ли мирны дни вели земные боги?»);
  • обращение к старым названиям (французы — галлы, русские — россы).

В царскосельском пейзаже Пушкина читатель не узнает настоящий пейзаж, ведь там нет ни холмов, ни водопадов, ни «огромных чертогов», несущихся к облакам, а есть всего три этажа учебного корпуса. Пушкин преображает действительность по законам высокого жанра. Пейзаж занимает подчиненное место (это фон, величественный и абстрактный). Главное — не пейзаж, а атмосфера величия.

Поэт говорит о военной славе России («Орлов, Румянцев и Суворов, потомки грозные славян»), о том, что Наполеон силен, но в Бородинской битве была его последняя победа («Не здесь его сразил воитель поседелый; / О бородинские кровавые поля!»).

Пушкин изображает Александра иносказательно, с золотой веткой оливы в руке — символом мира («Росс с улыбкой примиренья / Грядет с оливою златой»).

Заканчивается историческое стихотворение строфой в честь поэта Жуковского:

О скальд России вдохновенный,

Воспевший ратных грозный строй,

В кругу товарищей, с душой воспламененной,

Греми на арфе золотой!

Совет

Пейзаж здесь — вещь второстепенная, он лишь создает определенное настроение, стиль. Действительность, понимаемая классицистами как низкая материя, должна быть облагорожена, преображена через образ античного искусства.

В 1819 году Пушкин пишет стихотворения «Деревня» и «Царское Село». Меняется понимание пейзажа, ракурс (точка, с которой автор смотрит на природу).

Если в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…») пейзаж был очень величественный, то в этих стихотворениях природа понимается поэтом как место уединения. Читатель видит лирическое «я» самого поэта, стремящегося к тишине, бегущего от суматохи светской жизни.

Здесь поэт — безвестный друг Музы. Пушкину дорого общение с природой, так как на ее лоне можно предаться свободной лени и спокойным размышлениям:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

(«Деревня», 1819)

Здесь пейзаж идиллический: природа и жизнь в гармонии, все прекрасно, просветленно, нет потрясений (тихое озеро, липовые тени, березы, тихий скат, светлая долина), но есть образ, который не соответствует этому пейзажу: «дряхлый пук дерев» — здесь отчетливо видна зарождающаяся реалистическая позиция поэта.

В 1819 году в творчестве Пушкина уже можно увидеть предромантические черты, возрастает роль пейзажа, на фоне которого читатель видит самого поэта. Есть соответствие между состоянием природы и состоянием души: пейзаж в «Деревне» и других стихотворениях того времени все еще идиллический, но точка зрения автора уже изменилась.

Начинается эпоха романтизма. Обстоятельства жизни Пушкина так сложились, что годы увлечения романтизмом пришлись на годы Южной ссылки (1820-1824). В этот период творчества необычайно возрастает роль пейзажа, меняется его характер, под влиянием южной природы он приобретает экзотические черты (море, горы).

Романтизм развил лучшее, что было в сентиментализме, а именно психологизм и внимание к внутреннему миру человека. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) слиты воедино пейзаж и то, что происходит внутри самого лирического героя.

Обратите внимание

Рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, / Волнуйся подо мной, угрюмый океан» символизирует внутренние переживания романтического героя. «Океан» (не «море») еще больше углубляет этот образ, еще больше вносит разных оттенков, символизирующих бурю страстей в душе героя.

Олицетворение — один из наиболее часто встречающихся приемов в лирике Пушкина, он во многих своих стихотворных произведениях обращался к морю как к другу, как к существу мужского рода.

Во второй половине 20-х годов XIX века на смену романтизму в лирике Пушкина приходит реализм, то есть изображение жизни такой, какая она есть без прикрас, осмысления и идеализации.

Пушкин называл себя «поэтом действительности», поэтому пейзажи в его произведениях начинают смешиваться с картинами русской жизни, более значительными становятся бытовые детали.

Теперь герой — человек определенной эпохи и определенной среды, и, знакомясь с ним, читатель сразу понимает, к какому культурному слою он относится.

Появляются слова, которые можно обобщить понятием «интеллигентское просторечие» — разговорные слова, не входящие в литературную речь, но которые может себе позволить образованный человек. Сама действительность свободно входит в сознание Пушкина и в его стихи, теперь уже нет деления на «высокую» поэзию и «низкую» жизнь. Все, что есть в жизни — достойно стать предметом поэзии.

В 1830 году выходит стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый», представленное как разговор поэта и критика о том, что действительность не такая, какой она рисуется в воображении, а совершенно другая:

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,

За ними чернозем, равнины скат отлогой,

Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где темные леса?

Критик хочет увидеть что-то веселое и красивое, но поэт отказывается, так как реальность не такая. Мы видим, насколько сильно изменилось пушкинское понимание природы, как сильно изменились пейзажи в его произведениях. Пушкин будто полемизирует с ранними идиллическими картинами, иронически перепевает стихи 1819 года («Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи.»)).

В поздней поэзии меняется география пейзажа (не экзотический романтизм, а средняя полоса и северо-запад России), где Пушкин находит поэзию среди самых обычных видов.

Важно

Это уже новый взгляд на природу и новая роль пейзажа: Пушкин изображает природу такой, какая она есть, реальная и не приукрашенная. В стихотворении «Осень» (1833) пейзаж помогает Пушкину передать самое сложное — процесс творчества.

От описания осени и повседневной жизни поэт переходит к самому процессу творчества, но он показывает только его начало. Все остальное — тайна:

Читайте также:  Жизнь уездного городка в комедии ревизор гоголя сочинение

И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

В «Осени» происходит соединение пейзажа с размышлениями. Любовь к жизни, ее приятие при очень трезвом на нее взгляде — характерная черта творчества Пушкина того времени. Изображение природы у позднего Пушкина становится частью философской лирики.

Источник: http://sochynenie.ru/pejzazh-v-lirike-pushkina/

Сочинение: Пейзажная лирика А.С.Пушкина

Автор: Пушкин А.С.

Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…

В.Г.Белинский.

Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина.

Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины.

Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.

Пейзажная лирика Пушкина разнообразна.По мере взросления поэта, пейзажи в его лирике расскрывались с новой, неизвестной стороны.

Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Деревня».В этом стихотворении Пушкин выступает против крепостного права.

Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостников, Пушкин прибегает к приёму противопоставления.В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни.

С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вдохновляет и нравственно очищает его:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойтсвия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Совет

Перед нами предстает идилия, маленький мирок, где царят тишина, спокойствие и гармония.Деревня для автора-это то место, где он может отдохнуть от бессмысленной суеты столичной жизни, расслабиться и погрузиться в свои мысли и чувства:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещённой,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидовать судьбе.

Но совсем другая сторона жизни открывается нам во второй части, где поэт обличает жестокость, деспотичность и произвол помещиков и бесправное положение народа.»Барство дикое» и «рабство тощее», основные образы этой части, воплощают всю неправильность и бесчеловечность крепостного права:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Мир, окружающий автора, на самом деле оказывается полным жестокости и насилия, где одни «тягостный ярем влекут до гроба», а другие,»не видя слез, не внемля стона»,»присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца».Автор страдает оттого, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

https://www.youtube.com/watch?v=zR2TJjn7jDU

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Заключительная часть стихотворения посвещена раздумьям автора.Мне кажется, Пушкин сомневается в том, преобразится ли когла-нибудь мир, станет ли народ свободным:

Увижу ль, о друзья!народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

С 1820 года наступает новый период в творчестве Пушкина.За свободолюбивые стихи поэта ссылают на юг.Здесь автор пишет замечательные романтические стихотворения.Например, стихотворение «Погасло дневное светило…».В этом стихотворении речь идет не столько о природе, сколько о воспоминаниях о прошлом, о мечтах, о любви:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

Но, воспоминания поэта печальны. Чем дальше читаешь стихотворение, тем судьба автора становится еще более трагичной:поэт хочет вернуться домой, на родину, но отвергает ее за предательство:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость.

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Это стихотворение очень личное, в нем Пушкин расскрывает частичку своей души.

Стихотворение «К морю»- одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в южной ссылке. Это стихотворение наполнено романтизмом.

В нем поэт не только создает прекрасную картину морской стихии, но и выражает свои самые сокровенные мысли и чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.

Море близко и дорого Пушкину, потому что оно представляется ему живым символом мятежной, непокорной и свободной стихии, силы и неприступной красоты, т.е. тех качеств, которые особенно привлекают поэта. Образ моря тесно связан с образом Пушкина, море-это частичка души автора.

Море в стихотворении не просто олицетворяется, а становится другом поэта, с которым автор делится своими мыслями,переживаниями и тревогами.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:

Прощай же, море!Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Пренесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

У каждого человека есть любимое время года.Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень.

Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной…

Обратите внимание

Мне кажется, осень — самая противоречивая пора.Это очень точно отражено в строчке:»Унылая пора!Очей очарованье!»Действительно, осень бывает унылой:с монотонными дождями, тяжелыми серыми тучами, промозглой сыростью и ветром.Но ни одно время года не может сравниться с яркими красками золотой осени:

Люблю я пышное пророды увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Живописно и ярко описывает автор осенние пейзажи.Красота природы пробуждает в сердце поэта все самое лучшее, осенью его душа расцветает, наполняется любовью и желанием жить:

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Для Пушкина «пышное увяданье» природы — само по себе прекрасное явление, он видит в нем проявление жизни.Осень влечет его к себе, возможно, поэт сам точно не понимает, чем эта «унылая пора» манит его, пробуждая в душе волнующие чувства:

Как это объяснить?

Мне нравится она…

Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой. Она-символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни.

Описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в пейзажной лирике Пушкина. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, стихотворение «Зимнее утро».Поэт великолепно описывает красоту русской зимы:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Это стихотворение очень близко к народному творчеству и фольклору.

Но уже в стихотворении «Зимняя дорога» эта пора предстает тоскливой и холодной.Пустынная дорога кажется поэту скучной, бесконечной, а на душе автора тоска, пробужденная песнями ямщика:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То седечная тоска.

Но, все же, мастерство в описании зимы автором расскрывается в стихотворении «Зимний вечер». Казалось бы, здесь описывается обычное для русского человека явление природы — зимняя вьюга. Но Пушкин наделяет ее магическими, таинственными свойствами; он слышит в ней то завывание зверя, то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами ветра, то стук в окно заблудившегося путника:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Пейзажи Кавказа всегда завораживали и поражали воображение поэта.Кавказ всегда ассоциировался у автора с бескрайней свободой и независимостью.В стихотворении «Кавказ» главный герой уходит от людей.Он стоит на высокой вершине, где лишь гордый орел «парит неподвижно».Герой видит всю ничтожность мира, жизнь лежит у его ног:

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Я думаю, автор сравнивает себя с неукротимым Тереком, с горечью признавая, что в мире людей практически невозможно сохранить свободу:

Вотще!нет ни пищи ему, не отрады:

Теснят его грозно немые громады.

У каждого человека в жизни наступает такой период, когда он переосмысливает все прожитое и начинает по другому смотреть на действительность, начинает задумываться над философскими вопросами.Побывав в последний раз в Михайловском, Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…

» Это стихотворение наполнено жизненным опытом поэта, в нем автор размышляет о жизни и смерти, связи природы и человека.

Важно

Это произведение наполнено воспоминаниями поэта, Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет навестил Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:

Уж десять лет ушло с тех пор-и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я…

Но в нем все еще живы воспоминания об этом месте:

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Поэт видит три сосны, слышит шум и шорох их вершин:

Увидел их опять.Они всё те же,

Всё тот же их,знакомый уху шорох…

И вот автор видит молодую рощу, которая разрослась около «корней их устарелых», которую он не знает и прежде не видел, но поэт приветствует и принимает ее.Пушкин сравнивает молодую рощу с зелёной семьей, с детьми.

Появление новых молодых растений говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, и ее не нужно бояться, страшиться.

В конце стихотворения звучит радостное приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»Так поэт привестсвует молодую и незнакомую рощу.Автор немного опечален, что он уже не увидит ее в расцвете:

…Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу из заслонишь

От глаз прохожего.

Но Пушкин уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и «обо мне вспомянет».

Идея этого стихотворения заключается в неразрывной связи человека и природы, а также в связи поколений, в необратимости жизни.В этом прекрасном стихотворении отразился смысл прибывания человека в жизни.

Природа всегда занимала большое место в жизни и в лирике А.С.Пушкина.Через описания пейзажей русской природы поэт расскрывал читателю частичку своей души, свои мысли, чувства, переживания.

Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.

Природа всегда была для поэта неиссякаемым источником вдохновения, благодаря великолепию пейзажей Пушкин создал свои лучшие стихотворения.

Источник: http://www.yurii.ru/ref10/particle-252704.php

Природа в лирике Пушкина

Природа традиционно занимает одно из важнейших мест в творчестве любого поэта. Каждый из них создает свой неповторимый мир, свой образ природы, который соответствует его переживаниям, чувствам, мыслям.

Проследить, как меняется образ природы в творчестве того или иного поэта, – это значит увидеть, как менялся он сам, что происходило с ним в течение жизни, какие новые представления у него появлялись, а что оставалось неизменным до конца.

Особенно это касается поэзии Пушкина – ведь его лирике присуще столь сильное биографическое начало, что все этапы творчества поэта непосредственно отражают кардинальные перемены в его жизни. И образ природы у Пушкина также меняется одновременно с изменением его внутреннего мира.

Совет

В раннем творчестве – в лицейский и петербургский периоды – Пушкин следовал в описании пейзажей различным традициям, идущим от классицизма, сентиментализма и романтизма. Тогда он еще не определил своей собственной позиции в отношении к природе.

Читайте также:  Образ и характеристика кота бегемота в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Поэт и не стремился к этому в то время, ведь все основные разочарования, толкнувшие его на поиски своего места в мире,своей опоры, были еще впереди. Например, традиции классицизма четко прослеживаются в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» 1814 года.

Автор населяет мир природы божественными античными силами:

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Миневры росской храм?

Сентиментальным традициям в изображении природы Пушкин следует, например, в стихотворении «Деревня» 1819 года. Пейзаж в нем достаточно условен и составляет единый образ «пустынного уголка», «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья»:

… люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

В этом стихотворении естественный и совершенный мир природы противопоставлен миру людей, не свободных от своих пороков и заблуждений:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,.. –

так говорит лирический герой, лишь на лоне природы обретающий себя.

В 1820 году Пушкин уезжает в Южную ссылку, где вдали от привычного мира и близких друзей переживает серьезный жизненный кризис. Одновременно поэт открывает для себя творчество Байрона, которое его поражает не только красотой художественных образов, но и тем, насколько романтическая поэзия оказывается созвучной переживаниям самого Пушкина.

В творчестве поэта начинается новый этап – романтический период, и экзотическая природа Кавказа во всей своей красе предстает в его лирике. Образы бурных потоков, неукротимого океана, острых горных хребтов и вольного ветра отразили внутреннее состояние Пушкина, природа – единственное, с чем он чувствует себя в гармонии.

Например, в стихотворении «Узник» лирический герой, оказавшись в заточении, рвется наружу, к свободной стихии:

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

А в стихотворении «Погасло дневное светило…» лирический герой просит угрюмый океан, по которому скользит корабль, отнести его к новым пределам, поручая себя его прихоти.

Этот же мотив неукротимости свободной стихии присутствует и в стихотворении «К морю», которое Пушкин начал писать, уже покидая юг. Поэт сожалеет о том, что не смог слиться с могучей природой, и прощаясь, клянется в верности морю:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

После приезда в Михайловское в 1824 году Пушкин погружается в деревенскую жизнь: его день наполнен простыми радостями, общением с соседями и любованием русской природой.

Обратите внимание

Здесь поэт проникается восхищением к ее простой красоте, которая состоит не в экзотических, неординарных пейзажах, а в милых, привычных, почти бытовых картинах будничной деревенской жизни.

Так изображает он русскую природу в стихотворении «19 октября» 1825 г. :

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Пушкин находит красоту в, казалось бы, неприятном факте увядания природы, ему дорога она такой, какая есть.

Одновременно поэт стремится снять романтический ореол со многих событий в природе. Так, в стихотворении «Зимний вечер» 1825 года его лирический герой, несмотря на буйство стихии за окном, продолжает жить своей жизнью, буря не кажется зловещей или грозящей опасностью:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Пушкин любуется природой, наблюдает ее и ищет прелесть в каждой, пусть и неприглядной детали, передавая пейзаж как он есть, без приукрашивания. Без сомнения, такое изменение отношения к природе говорит и об изменениях во внутреннем мире поэта: он обрел покой, нашел свое место на тот период, и природа стала его опорой, ее красота вдохновляет его и дает ему силы жить.

В последующие годы, со второй половины 20-х годов до конца жизни поэта, пейзаж Пушкина не теряет своего реализма, но приобретает еще одну роль.

В этот период поэт часто соотносит мир природы с миром людей, а пейзаж становится средством выражения философии автора. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829 г.

лирический герой Пушкина сопоставляет человеческий век и век «природный»:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Так говорит он, но его это не удручает. Ведь таков закон жизни: один уходит, другой приходит на его место («мне время тлеть, тебе цвести»), а у «гробового входа», как и прежде, «младая будет жизнь играть / И равнодушная природа / Красою вечною сиять».

Особенно нужно отметить стихотворение «Осень» 1833 г., в котором Пушкин говорит о любимом времени года. «Унылая пора» нравится ему состоянием готовой угаснуть красоты, подобной чахоточной деве:

… На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева,

Улыбка на устах увянувших видна;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Автор находит в осени нечто особенно близкое и дорогое ему:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

«Прощальная краса» природы оказывается для поэта временем расцвета:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Но главное – это взаимосвязь осенней поры с творческим вдохновением, о котором говорит Пушкин в конце стихотворения:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Восприятие природы Пушкиным менялось вместе с его душевным миром.

У него поиски своего места, своей веры, опоры тесно переплетаются с художественными поисками, и гармоничный, философский взгляд на мир, к которому Пушкин пришел к концу жизни, подарил читателю открытие красоты и задушевности русской природы, а реалистический пейзаж стал новым этапом в развитии русской поэзии. И именно пушкинским традициям в изображении природы следовали многие будущие поэты и писатели.

Источник: https://school-essay.ru/priroda-v-lirike-pushkina.html

Пейзажная лирика а. с. пушкина:

Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях жизни человек должен найти точку

94

опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэты понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей.

Музыка, природа, поэзия — источники радости. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасные образцы пейзажной лирики.

Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, застенчивой русской природе находить высший смысл, природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души.

Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью и напоминает: не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда, очень остро стоит вопрос, продолжится ли жизнь на земле, и если да, то какая.

Важно

Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. Пушкин в своих отступлениях в «Евгении Онегине» дает чудесные описания природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем.

По мнению многих, литература — это слепок с жизни, но слепок более тонкий, более объективный. Много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно передать свои мысли, чувства, переживания.

Поэтические страницы изображения природы в «Евгении Онегине» просто великолепны:

Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! . В. Г. Белинский очень точно заметил, что Пушкин,  остро чувствующий бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изоляции и духовной ограниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина

позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту. Милые сердцу родные картины природы, нарисованные поэтом, не забываются никогда. Прекрасны строки из «Евгения Онегина»:

Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи, Да пруд под сенью ив густых — Раздолье уток молодых. Из всех времен года Пушкин больше всего любил осень. Он писал: «Из всех времен я рад лишь ей одной».

Поэт много писал об осени, но воспевал и красоту зимы: «Зимний вечер»,  «Зимнее утро»,  «Зимняя дорога», «И вновь я посетил…». В этих внешне скромных зарисовках изображена природа, с которой  человек сталкивается  на протяжении всей своей жизни. Стихи «Кто знает край, где небо блещет», «На холмах Грузии» стали шедеврами не только русской, но и мировой литературы.

Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по легкости изображения молчаливой красоты природы.

Картины природы отражали любовь поэта к Родине.

Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран и мы можем восхищаться пальмами и морями, чужая природа нам не очень близка.

Совет

Недаром когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе. Русские березы Сергей Есенин прославил на весь мир. Лермонтов в стихотворении «Родина» тоскует о русских серых избах.

Маяковский писал: «Можно забыть, где и когда лузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть».

В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.

Стихотворение «И вновь я посетил…» очень личное. В каждой строчке пейзажа — одиночество хмурого леса, трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской

95

деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях «Туча», «Осень» — та же тема безысходности: «Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей». Сама природа грустит вместе с поэтом.

В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное лирическое настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный, он активен, символичен, наполнен смыслом.

В стихотворении «На холмах Грузии…» печален не только пейзаж. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — в этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств.

В стихотворении «Деревня» на фоне поэтических зарисовок природы показана страшная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает; «О, если б голос мой умел сердца тревожить!». Поэт чувствовал, что способен поэзией пробудить лучшее в человеке.

Обратите внимание

Лирические стихи Пушкина «Брожу я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Эхо», «В степи мирской печальной и безбрежной», «Не дай мне бог сойти с ума» — полны размышлений о грусти. И картины природы здесь призваны передать лирическое настроение, подчеркнуть глубину страданий человеческой души.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/pejzazhnaja_lirika_a_s_pushkina/25-1-0-2143

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector