Слово о полку игореве — анализ произведения

«Слово о полку Игореве». Анализ произведения

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

«Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») — самый известный памятник древнерус­ской литературы.

В произведении рассказывается о неудачном походе на полов­цев, предпринятом новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 го­ду.

Предположительно «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события.

Особенностями этого произведения являются необычная композиция, образ­ный язык, глубокое идейное содержание. «Слово…» написано талантливым не­известным автором.

История нахождения

Обратите внимание

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А. И. Мусин- Пушкин в начале 90-х годов XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Яро­славля старинный рукописный сборник. В числе других текстов, известных и по другим рукописям, в сборнике было «Слово…» — уникальный памятник словес­ного творчества, доселе не встречавшийся в древних книгах.

По поручению А. И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста. В 1800 году «Слово…» было издано. Пуб­ликация этой чудесной находки вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 году сборник, включавший «Слово…», сгорел во время пожара Мо­сквы вместе с бесценным собранием древнерусских рукописей в доме А. И. Му­сина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная ко­пия «Слова…», выполненная для Екатерины II.

Сюжет

«Слово» начинается со вступления. Автор обращается к великому певцу древ­ности Бояну, расхваливает его манеру исполнения: вещий Боян, когда начинал песнь, растекался мыслью по древу, мчался серым волком по земле, парил си­зым орлом под облаками…

Автор же говорит, что он хочет писать по-другому, просто, «по былинам сего времени».

Повесть его разворачивается «от старого Владимира» (Мономаха) «до нынешнего Игоря», который задумал в одиночку, с немногими родичами, вернуть Руси землю половецкую до самого Черного моря.

В начале похода Игоря происходит затмение солнца. Князь пренебрегает этим знамением. В его сердце — желание «искусить Дона Великого», снискать себе боевую славу в битве с половцами. Он идет в поход, ведя за собой храбрую дружину.

Автор описывает, как все противится этому походу: солнце ему тьмой путь заступало, ночь, стонавшая грозою, птиц разбудила, звери ревели, закри­чал с вершин деревьев языческий бог Див. Половцы готовятся встретить полки Игоря, идут наперерез к Дону: скрипят телеги в ночи, как испуганные лебеди.

Раздается трагический рефрен произведения: «О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

Утром в пятницу русские полки победили половцев, взяли богатую добы­чу — красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты.

Важно

На следующее утро происходит основное сражение: внезапно подошли глав­ные силы половцев. «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (четырех русских князей).

Сражение происхо­дит на реке Каяле (где она находится, неизвестно, есть предположение, что эта река — метафора необходимости покаяния Игоря в своих тщеславных помыс­лах). Кровавая битва, какой не видано было во времена самых страшных войн на русской земле, продолжается два дня. Храбрей всех сражался брат Игоря Буй-Тур Всеволод.

На третий день к полудню пали Игоревы стяги. «Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Игорь попал в плен.

Автор не описывает плен Игоря, а делает большое лирическое отступление: невеселое время настало, потому что сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И начали князья про малое говорить: «Это великое» — и сами на себя крамолу ковать». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую.

Игорева храброго полка не воскресить. Великая печаль настала по всей рус­ской земле: «Игорь-князь погубил то, чего добился отец его Святослав Ольго- вич, пленивший половецкого хана Кобяка. Побежали поганые на русскую зем­лю, брали дань по беличьей шкурке от двора».

Действие переносится в Киев, в котором князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой, черпали синее вино, с го­рем смешанное, сыпали пустыми колчанами крупный жемчуг на грудь. Всю ночь с вечера серые вороны граяли и понеслись к синему морю. Святослав узна­ет об Игоревом поражении.

Святослав произносит златое слово, со слезами смешанное. Он упрекает Игоря и Всеволода: рано начали они половецкую землю воевать, а себе славы искать. Далее Святослав перечисляет подобные «подвиги» других русских князей, которые ослабляли русскую землю, разъединяли ее целостность и единство.

Он упоминает междоусобицы, за которыми следуют всегда нападения врагов на ослабленные княжества.

Святослав призывает потомков Ярослава Мудрого прекратить враждовать ме­жду собой.

Совет

Действие снова переносится в другое пространство: Ярославна, жена князя Игоря, плачет в Путивле на городской стене, ее голос слышится на Дунае.

«По­лечу, — говорит, — кукушкой по Дунаю, омочу рукав в Каяле реке, утру кня­зю кровавые раны на изможденном теле». Ярославна жалуется ветру — что он ее веселье по степи развеял? Просит Днепр-Славутич: «Верни, господин, моего любимого ко мне».

Взывает к светлому и трисветлому солнцу: «Всем ты тепло и красно, почему же простерло горячие свои лучи на княжьих воинов?»

Плач Ярославны построен в форме заклинания стихий, которые могут вер­нуть ей князя Игоря.

Дальнейшие события разворачиваются стремительно: заклинание оказалось действенным. Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю Бог ка- жет путь из земли Половецкой на землю Русскую, к отеческому золотому столу. Игорь спит и не спит — меряет мыслью поля от великого Дона до малого Донца.

Описывается возвращение Игоря в Киев. «Солнце светится на небе — Игорь- князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае — развеваются голоса до Киева. Игорь-князь едет по Боричеву взвозу к храму святой Богородицы Пирогощей. Страны рады, грады веселы. Слава Игорю Святославичу, Бую-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Князьям слава и дружине! Аминь».

Тема

Описание неудачного похода новгород-северского князя Игоря и брата его, курского князя Всеволода, на половцев в 1185 году и последствий этого похода для русских земель.

Идея

Автор передает свою тревогу за судьбы родной земли, обращаясь ко всем рус­ским князьям. Он призывает к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.

Поэтика

«Слово о полку Игореве» считается величайшим памятником литературы Древней Руси XII века. А. С. Пушкин говорил об этом произведении: «Слово…» одиноким курганом возвышается на равнине нашей древней словесности», — настолько выдающимися казались поэту достоинства этого произведения.

Очень необычна композиция «Слова…».

О походе князя Игоря рассказывается не линейно, с соблюдением строгой последовательности событий. Автор смело перемещается в повествовании во времени и пространстве. Картины, которые он описывает, даны то широким планом, с дальней экспозицией, то рассмотрены детально на близком расстоя­нии. Это создает эффект целостной картины жизни, где каждый элемент значим и участвует в общем процессе.

Поход начинается с затмения. Этот образ дан в нескольких значениях, в том числе и метафорических. Описано затмение астрономическое, реальное, произо­шедшее в мае 1185 года, которое действительно предшествовало походу Игоря.

В то же время затмение прочитывается как знамение, поведение птиц и жи­вотных во время него — предупреждение Игорю о неудаче. Но и ум князя также находится в затмении: его амбиции вступили в столкновение с доводами рассуд­ка, и он не решает вернуться. Далее описано затмение четырех солнц: пленение половцами князей Игоря и Всеволода и их сыновей.

Обратите внимание

Автор использует также прием контраста: он не дает описания первой по­бедной битвы. Говорит только, что русичи взяли богатую добычу.

Вторая же трагическая битва описывается со всеми подробностями. Особенно ярко автор «Слова…» показывает образ Всеволода. «Куда ты, буй-тур, поска­чешь, повсюду лежат поганые половецкие головы». Всеволод выглядит в этой сцене как былинный богатырь.

На этом линейное движение сюжета прекращается. Автор не рассказывает по­дробностей пленения Игоря, его потерь и переживаний. Важнее для автора ока­зывается описание того, сколько горя принес этот поход русской земле. Дальше он перечисляет подобные походы «за славой» других русских князей, их споры между собой, ведущие к тому, что на русских землях хозяйничают враги.

Это лирическое отступление оканчивается тем, что мы переносимся в Киев, где киевский князь Святослав тяжело переживает и осознает поражение князя Игоря.

Эпизод произнесения Святославом золотого слова занимает центральное ме­сто в композиции произведения и служит для выражения авторской позиции. Святослав вспоминает всех князей, которые «крамолу ковали», то есть зани­мались междоусобной борьбой. Он призывает русских князей к объединению. Слова Святослава сливаются с авторской речью — становятся их общим «мани­фестом».

Далее мы вслед за авторской фантазией оказываемся в Путивле, на город­ской стене, где горькую судьбу мужа оплакивает княгиня Ярославна. Плач Яро­славны — вершина художественного мастерства автора «Слова…».

Героиня обращается с заклинаниями к стихиям огня (солнцу), воды (Днепру), воздуха (ветру), чтобы они вернули ей ее «ладо» — князя. Этот эпизод в «Слове» очень поэтичен.

Сила заклинаний Ярославны такова, что «Бог ее мужу путь указыва­ет» — Игорь бежит из плена.

Важно

Завершается «Слово…» возвращением князя Игоря в Киев, его покаянием — приходом в храм Богородицы Пирогощей — и славой, возглашаемой в его честь.

Выстраивая произведение таким образом, автор подчеркивает, что задача его — не повествование о походе князя, тем более не его прославление, а подве­дение читателя к мысли о пагубности подобных княжеских действий и необхо­димости единения всех русских княжеств.

Язык произведения

Произведение написано образно-поэтично. Автор использует разные вырази­тельные средства:

— несколько раз рефреном повторяется строчка: «О, Русская земля! Уже ты за холмом» — это не только восприятие Игоря, это поэтическая метафора, образ родины, находящейся в опасности;

—   природа в «Слове» одушевлена, все силы мира (животные, птицы, стихии, древние божества) участвуют в действии, находятся во взаимодействии с миром людей;

—    во сне Святослава важны метафоры, которые поддерживают печальную тему поражения похода Игоря;

Читайте также:  Сочинение маменька в повести толстого детство (образ мамы)

—      затем народно-поэтические образы сменяются современной публицис­тикой — Святослав произносит пламенную речь о бедах, которые несут княжеские усобицы;

—      в плаче Ярославны автор использует поэтику народных заклинаний, ритмически и образно организуя речь, здесь используются и эпитеты, и повторы, и олицетворения.

Все эти средства нужны для того, чтобы передать общее впечатление от событий, эмоционально воздействовать на читателя, донести свою мысль.

В произведении используются поэтические приемы, редкие в древнерусской словесности того времени, что говорит о художественном мастерстве автора.

В «Слове о полку Игореве» совмещены жанры ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Это делает произведение синтетическим, многоплановым.

Нельзя назвать это произведение стихами, но в нем все же очень много поэтического: образы, построение, ритмы, хотя отсутствует сплошной стихотворный метр. Это лирическая проза. «Слово…» представляет собой чередование прозаических и стихотворных песенных фраз.

Поэты двух веков переводили «Слово…» и использовали его образы в своих произведениях. Отголоски «Слова…» есть в произведениях В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Заболоцкого, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой,

  1. А. Блока. По сюжету «Слова…» написана опера А.

    П. Бородина «Князь Игорь». Образы «Слова…» широко использовались в живописи. «Слово…» переводили

  2. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. А. Мей, подготовительные материалы к переводу оставил А. С. Пушкин. «Слово» стало явлением мировой поэтической культуры.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3874-slovo-o-polku-igoreve-analiz-proizvedeniya

Презентация на тему «Анализ произведения «Слово о полку Игореве»»

  • Скачать презентацию (1.26 Мб)
  • 24 загрузки
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Анализ произведения «Слово о полку Игореве»» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов3
  • Аудитория
  • Словалитература теория литературы уроки литературы слово о полку игореве анализ
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Анализ центрального произведения древнерусской литературы:«Слово о полку Игореве»История создания:«Слово…» написано в VII веке неизвестным автором, который являлся(по мнению историков)свидетелем и непосредственным участником событий описываемых в произведении. «Слово о полку Игореве» было найдено в Спасо — Ярославском монастыре и приобретен у архимандрита Иоиля Быковского в числе других древнерусских произведений известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. Направление:фольклорный жанр, воинская повесть Тематика и проблематика: Недостаточность государственного единства Руси. Не ослабление гос.связей, раздробленность, не удачность военного похода. Судьба русской земли. Идея: Идея единства Руси. Описание реальных исторических событий. Наставление князьям. Пафос: исторический героический общественный
  • Слайд 2Основные герои: -Автор(повествователь, рассказывает и объясняет события «Слова..», обращается к князьям, является одним из главных героев произведения) -Игорь Святославович — главный герой, Новгород-Северский князь возглавит поход. -Всеволод Буй тур-князь курский и Трубчевский, брат Игоря и его соратник присоединившейся к его дружине. -Святослав-князь Киевский. Произносит «Золотое слово»-обращение к князьям. -Ярославна- жена Игоря, воплощение русских жен, олицетворяет связь между человеком и природой(ее обращение к Дону, небу и т.д.) Сюжет: «Слово…»начинается с рассуждений автора о там как же ему начать свой рассказ(так как Баян или же рассказать все в действительности выбрав второе он начинает повествование: Ранней весной 1185 года Игорь со своей дружиной решается пойти в поход на половцев(странные природные предзнаменования его отпугивают, но Игорь продолжает путь) Не смотря на то, что застать врагов врасплох не удалось, первая встреча с половцами заканчивается победой. Однако на следующий день вновь началась битва продлившаяся 3 суток в которой Игорь был ранен, оторвавшись от войска он был пленен половцами. Один из половцев предложил князю бежать. Время для побега было выбрано вечернее. Долгим был путь домой -11дней. Вернувшись Игорь был встречен радостью. Композиция «Слово о полку Игореве»: Можно выделить 3 части 1. вступление автора 2.поход, пленение, плачь Ярославны, «Золотое слово» и все события предшествующие возвращению 3. Эпилог( авторское отношение и высказывание Игоря)
  • Слайд 3Художественное своеобразие: 1.Портрет: описание внешности согласно типу героя (отрицательный/положительный)и внутренним качествам. В князьях подчеркивалось благородство, ум и мудрость. В дружине: богатырская сила, мужественность и героизм. В женщине: красота, ум, добродетельность. Во врагах только отрицательные свойства. 2.Пейзаж: природа является неотъемлемой частью произведения и тесно связана со всеми событиями: -Предзнаменование(затмение, комета и др., природа пытается остановить князя) — задает настроение и является эмоционально-определяющим фоном(солнце-радость, тучи-мрак) — места действия помогали определить охват описываемых действий на территории 3.Средства поэтической выразительности: (используемые в тексте тропы) анитеза гипербола метафора олицетворение сравнение эпитет 4. Особенности языка произведения: изначальный текст «Слова» написан на старо-славянском, церковном языке. Звукопись: Произведение является скорее написанным для пения или другого произнесения вслух (это доказывает ритмичность «Слова…») Значение произведения: Более 175 лет находится «Слово о полку Игореве» в поле зрения писателей. Это произведение стало живым явлением не только древней литературы, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово…», но и использовали его образы в своем творчестве. Оно вошло в русскую музыку, а знаменитые художники воссоздали образы этого произведения в своих картинах. «Слово…» переведено на множество языков мира и поистине является величайшим памятником древне-русской литературы чье значение невозможно переоценить.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/analiz-tsentralnogo-proizvedeniya-drevnerusskoy-literatury-slovo-o-polku-igoreve

Анализ древнерусской литературы на примере Слова о полку Игореве (стр. 1 из 4)

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» —

ПАМЯТНИК

ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Создатель «Слова о полку Игореве» напи­сал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении.

Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок.

Киев сохра­нял древние традиции своей доблести, он сла­вился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Ки­евский князь носил звание «великого князя».

Совет

Разделение страны на мелкие княжества со­провождалось кровопролитными междоусоби­цами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси.

В 80-х го­дах XIIвека князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразил­ся с половцами. Они были отброшены в сте­пи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Се-верский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина бы­ла разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие ра­зобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.

«Слово о полку Игореве» — исторический памятник древнерусской литературы. Это ве­личайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью пе­редан образ Древней Руси.

Главным чувст­вом, волновавшим автора «Слова о полку Иго­реве», была любовь к Родине, к русской зем­ле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мысли­тель — рисует разные слои народа XIIвека.

Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремле-

нию князей к обособлению. Дружинники, ку­ряне, им описаны как «опытные воины», а во­ины-богатыри черниговцы «без щитов, с заса-пожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу». В «Слове о пол­ку Игореве» описаны также страдания про­стого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывает­ся выступление князя Игоря Новгород-Се-верского в'поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления про­исходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.

В Путивле к князю Игорю присоединя­ется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там ле­жат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступа­ет на половецкую землю. Все здесь ему враж­дебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми ме­чами князю славы, почестей себе», идут даль­ше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает полов­цев, захватив в качестве добычи много золо­та, шелков, драгоценных камней. Игорь ду­мает, что половцы побеждены, разбиты пол­ностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены.

Обратите внимание

Они ушли в степь и со­бирают новое войско, больше прежнего. Ог­ромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую бит­ву.

Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяже­лую развязку:

Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра.

Столкнулись две огромные силы в битве,

подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское вой­ско. Во время боя проявляется ратная до­блесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полка­ми он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.

Половцы одолели рус­ское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского по­ловцы взяли в плен.

После описания неудач­ного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игоревен описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром рус­ского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными.

Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тя­жела Чернигову напасть». Половцы стали со­бирать дань с городов «по белке со двора».

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и пол­ководца. Он не одобряет необдуманных по­ступков Игоря и Всеволода. Святослав пони­мает, что безрассудность сыновей может при­вести к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправив­шись на половцев, с небольшим войском по­терпели неудачу.

Важно

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно побе­дить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове».

В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князь­ям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволо­ду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю.

Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от вра­гов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Яро­славна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор

изображает всю Русь, страдающую от бес­численных набегов половцев. И, словно ус­лышав этот призыв, Игорь с помощью Овлу-ра вырывается из позорного заточения. За­гнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к вели­кой реке: «О Донец! Немало тебе величья…».

Он обращается к Донцу как к первому вест­нику встречи с Русью, которая представля­ется ему единой, неделимой Родиной. В пого­ню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжа­ют до Донца и не находят там Игоря. «Сло­во…

» заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели.

На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророче­ским произведением.

Оно предсказало даль­нейшее историческое развитие России в по­следующую эпоху.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» —

ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ

ДРЕВНЕЙ РУСИ

Совет

Произведение посвящено событиям 1185 го­да. Древняя Русь в это время представляла собой ослабленное феодальными войнами го­сударство. А ведь еще совсем недавно это была сильная, могущественная, богатая дер­жава, величие которой заставляло трепетать соседей.

Почему же огромное государство, созданное князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на кня­жества и приходить в упадок? Наверное, все дело в алчности князей, стремившихся под­чинить себе лучшие земли.

Междоусобные войны, охватившие Вели­кую Русь, пришлись на руку ее врагам — по­ловцам. В 80-х годах 12 века с ними сразился

князь Святослав Всеволодович. Собрав всех русских князей и их огромные дружины, он без труда смог отбросить кочевников в степи. Но то было раньше, когда Великую Русь не терзали бесконечные войны, а князья прислу­шивались к словам великого князя.

Теперь время изменилось: каждый хотел стяжать се­бе славы и доказать свое преимущество перед другими. Не исключением оказался и новго-род-северский князь Игорь, в одиночку орга­низовавший в 1185 году поход на половцев.

Его войско не смогло устоять перед огромным по численности противником и было разбито, что открыло половцам путь для новых набегов.

«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы: во-пер­вых, оно содержит бесценные сведения о со­бытиях русской истории, во-вторых, является образцом высокой художественности.

Произведение состоит из двух частей. В первой автор описывает выступление кня­зя Игоря в поход. Сына Ярослава не остано­вило даже затмение солнца, считавшееся плохим предзнаменованием:

Вспала князю на ум охота,

А знаменье заступило ему желание

Отведать Дона великого.

Хочу, — он рек, — проломишь копье

На конце поля Половецкого с тми, люди

русские!

Хочу положить свою голову

Или выпить шеломом из Дона. Переправившись через Донец, Игорь стал поджидать своего брата Всеволода, который не замедлил подойти со своей дружиной со стороны Курска. Всеволод предстает перед читателем гордым, честолюбивым князем, уверенным в силе и ловкости своих воинов:

Метки в стрельбе мои куряне,

Под трубами повиты,

Под шеломами взлелеяны,

Концом копья вскормлены,

Пути им все ведомы,

Овраги им знаемы,

Луки у них натянуты,

Тулы отворены,

Сабли отпущены,

Сами скачут, как серые волки в поле,

Ища себе чести, а князю славы. Несмотря на то что путь русского войска по половецкой земле был тревожным, — и птицы,

и звери, казалось, предостерегали Игоря, — он решительно продвигался вперед. Первый бой с противником закончился победой русичей. Это прибавило воинам мужества.

Они «рассе-ясь стрелами по полю, помчали красных дев половецких, а с ними и злато, и поволоки, и драгие аксамиты!».

Обратите внимание

На другое утро удача от­вернулась от русских воинов, половцы стали наступать на них со всех сторон: «Земля гре­мит, реки текут мутно, прахи поля покрыва­ют… Русские полки отступили».

Источник: http://MirZnanii.com/a/359225/analiz-drevnerusskoy-literatury-na-primere-slova-o-polku-igoreve

Анализ произведения «Слово о Полку Игореве»

«Слово о Полку  Игореве» — памятник древнерусской  литературы конца ХIIв. «Слово» написано неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича, князя Новгород – Северского, на половцев в 1185г. «Слово о Полку Игореве» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Падает значение Киева как центра русской земли.

В филологической науке  «Слово о Полку Игореве» вызывало к жизни массу книг, статей, публикаций.

 «Суть поэмы  – призыв русских князей как  раз перед нашествием татаро-монгольских  полчищ». «Подлинный смысл призыва автора «Слова о Полку Игореве» — пишет Д.С.

Лихачев, может быть, заключалась в задаче объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, мобилизировать общественное мнение против феодальных поисков князями личной славы, личной чести и мщения или личных обид.

Задачей «Слова о Полку Игореве» было не только военное, но и идейное сплочение русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». (Лихачев Д.С. «Слово о Полку Игореве» и культура его времени, Л, 1985г.).

«Слово о полку  Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно  было призывом к прекращению княжеских  усобиц, к объединению перед лицом  страшной внешней опасности.

На примере  поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического  разъединения Руси.

Автор «Слова»  смотрит в глаза опасности, суровой  действительности, видит перед собой  всю Русь, страдающую от вековых  усобиц и опустошительных набегов  половцев. 

Идея «Слова»  и принцип ее раскрытия определяли авторскую манеру повествования, для  которой характерно стремление оценить  современные события в историческом плане.

Важно

Автор часто прерывает  свой рассказ экскурсами в прошлое  Руси, сопоставляя былую славу  русских князей и могущества Руси с «невеселой родиной» сегодняшнего дня.

С гордостью говорит он о  могуществе старого Владимира, которого нельзя было пригвоздить к горам  Киевским, с горечью вспоминает первые княжеские усобицы, виновника раздоров князя Олега Черниговского.

Автор создает собирательный  образ идейного князя /в «золотом слове» Святослава и обращении автора к русским князьям/ в традициях  стиля монументального историзма. Этот же принцип лежит в основе изображения князей Игоря, Святослава. Изображение князя Всеволода  «Буй-Тура» связано с фольклорными традициями.

                                                                                       Героем «Слова» является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу.

Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря. Описание природы в «Слове» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя.

 Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам.  

К фольклорной традиции восходят многие образы, картины битвы, бегство Игоря из плена; плач Ярославны  – к народным причитаниям. Стихийная  связь человека с природой, упоминание языческих богов – свидетельство  поэтических воззрений народа этой эпохи.

В «Слове» соединились  традиции устного и письменного  творчества, традиции таких жанров древнерусской литературы, как слово  ораторский жанр, повесть, поучение. В  нем слышны отголоски устно-поэтических  жанров: песни плача. Это произведение лирическое и эпическое одновременно.

«Слово» свидетельствует о высокой  литературной культуре Руси ХI – ХII вв.

Жанровую природу  «Слова о полку Игореве» определяли по-разному, а именно как песню, поэму, воинскую повесть, былину, ораторскую речь («Слово»). В 1797 году Н.М. Карамзин, сообщая миру об открытии в России нового литературного памятника, говорил о нем как об «отрывке поэмы». Д.С.

Совет

Лихачев отмечает «Слово о Полку Игореве» очень близко к плачам и словам (песенным прославлениям). «Слово о Полку Игореве» произведение книжное, это видимо, особый род книжной поэзии может быть еще не успевшей оформиться, окончательно сложиться. Этой точки зрения придерживаются большинство современных исследователей, т.к.

в нем имеются черты ритмичности, стихотворного строя и другие признаки поэтической организации текста.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/analiz-proizvedeniya-slovo-o-polku/142802.1880078.page1.html

Слово о полку Игореве (анализ)

«Слово о полку Игореве»  — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной  и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов  XVIII века. Рукописный список «Слова»  был найден известным любителем  и собирателем русских древностей  графом А.И.

 Мусиным-Пушкиным в  сборнике, поступившем из Ярославля,  из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н.Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому.

В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин. По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году «Слово» было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника.

Рукопись «Слова» вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой.

«Слово о полку Игореве»  посвящено походу князя Игоря  Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.

Историческая основа событий  такова. В 1184 году к юго-восточной  границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу  им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями.

Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, «не сдержав юности», двинулся в поход против половцев.

Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами «поискать» старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу «Гореславичу». Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами.

Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.

Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось.

Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: «Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти». В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.

На рассвете следующего дня  лагерь русских оказался окружен  половцами. Завязалась сеча, князь был  ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали  половецкого натиска и побежали.

Обратите внимание

Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря.

Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия.

Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: «Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую».

Совместными усилиями русским  князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между  тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья  сила за грехи «обломила» его дружину.

С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину.

Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.

Эти исторические события, описанные  в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору «Слова о полку Игореве» сюжет.

Скорбь о постигшей  родину беде, горькое раздумье о  судьбах русской земли, терзаемой  степными кочевниками, желание найти  выход из создавшегося положения  — такова основная тема «Слова». Автор пытается дать политическую и  художественную оценку событий, он считает  поражение Игоря одним из следствий  отсутствия единения между князьями.

Важно

Основная идея «Слова» — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.

«Слово» открывается  небольшим вступлением. Выступление  русских войск в поход составляет  завязку сюжета, поражение — его  кульминацию. Действие переносится  в Киев, столицу Русской земли.

  Автор вводит символический сон  Святослава, который заканчивается  публицистическим призывом, обращенным  к князьям, «постоять за землю  русскую», отомстить за «раны  Игоревы». Затем следует лирический  плач Ярославны, жены Игоря.

  Он предваряет развязку — бегство  Игоря из плена и его возвращение. 

Автор использует самые значительные эпизоды из летописи, способные донести  основную идею произведения. Патриотическая мысль соединяет все части  в единое художественное целое.

Лирическая взволнованность, публицистичность, политическая направленность и яркая художественность делают «Слово», по мысли В.Г.

Белинского, «прекрасным благоухающим цветком  славянской народной поэзии, достойным  внимания, памяти и уважения»1.

Во вступлении «Слова» автор обращается к образу вещего Бояна, говорит о его исполнительском искусстве, умении «растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками», размышляет, как ему начать печальную повесть о походе: старинным ли складом или выбрать свою манеру повествования. Его произведение — не слава, не хвала князьям, а реальное описание.

В «Слове» нет точных этнографических описаний, хотя отдельные  детали, отражающие особенности быта и культуры можно обнаружить. Этнографические  понятия сосредоточиваются в  сознании автора «Слова» вокруг общенациональной идеи — борьбы за объединение Русской  земли — и представлены как  два враждебных мира, два противоположных  полюса — «земля Русская» и «земля  Половецкая».

Пространство, как пишет  Д.С. Лихачев, может обладать своеобразными «географическими» свойствами. Пространство в «Слове», как представляется, обозначено этнографическими знаками, терминами, понятиями. Место действия — вся Русская земля.

Совет

Кони ржут под Сулою, победы звенят в Киеве, трубы звучат в Новгороде-Северском, стяги стоят в Путивле… Здесь и Дунай («девицы поют на Дунае»), и Волга, и Дон (воины Всеволода могут раскропить Волгу веслами, вычерпать Дон шеломами), Полоцк, Чернигов, Тьмутаракань.

Автор называет отдельных ханов — Кончака, Гзака, Кобяка.

Русская земля в «Слове» — это и русский народ, русские  ратаи (пахари), русские женщины и  те «русичи»-воины, которые храбро сражаются с половцами и переживают разлуку с Русской землей. Не случайно горько и взволнованно звучит в «Слове» рефрен: «О Русская Земля, ты уже за холмом».

Образы земледельческого труда, по замыслу автора, являются антитезой2 войне, созидание противопоставляется разрушению, мир — войне. Уже редко «покрикивают» за сохою пахари, только голодные вороны каркают в поле, «трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь лететь на поживу».

Автор хочет видеть Русскую землю единой, могучей, и необходимым условием для него является мир, прекращение усобиц, во время которых князья «сами на себя измену ковали. И сказал брат брату: это мое и то мое же»3.

Автор подчеркивает, что сама природа реагирует на княжеские  междоусобицы. «Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором  события жизни людей и изменения  в природе были бы так тесно  слиты. И это слияние, единство людей  и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.

Все события русской истории  получают резонанс в русской природе  и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания»4. Природа  сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение, солнечное затмение предупреждает  о неудаче похода, его сопровождают кровавые зори, вой волков, лай лисиц, клекот орлов.

Свет солнца померк, ночь стонет грозой, тучи ползут к синему морю, никнут деревья от жалости, земля  гудит, реки мутно текут.

Автор выступает выразителем  народных интересов. Исследователь  И.П. Еремин отмечает: «Автор, действительно, заполняет собой все произведение от начала до конца.

Обратите внимание

Голос его отчетливо  слышен везде, в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе, именно он, автор, вносит в “Слово” и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос5, которые так характерны для  этого произведения»6.

Автор прославляет победу киевского князя над половцами, его идея выражена и в «золотом  слове» Святослава. Оно перекликается  со страстным призывом автора к князьям  выступить «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!» Князьям, говорит Святослав, надлежит

забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской  земле и не дать в обиду половцам «своего гнезда», «вступить в  золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами».

В образе Святослава автор  воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В «золотом слове» князь  скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное  выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских.

Он полон печали: «В эту ночь с вечера одевали  меня черным покрывалом на кровати  моей тисовой, черпали мне синее  вино, с горем смешанное; сыпали мне  из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня.

А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю». Бояре объяснили князю этот сон: «…вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона.

Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы…На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей»7.

Патриотические чувства  народа, любовь к родине выражены и  в описании автором его горя после  поражения Игоря («О! Рыдать Русской  земле») и его радости после  возвращения князя из плена («Солнце светит на небе, князь Игорь —  в Русской земле… Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь»8).

Важно

Автором воссоздаются и героические  характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне.

С особой душевной нежностью  и глубокой грустью говорит о  них автор. Их плачи соотносятся  с описанием печали русской земли. «А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна9 и Жля10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге…

И зарыдал… Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской…

Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”»11.

Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена.

Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр «прилелеять» Игоря.

«Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: “Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел?”»12.

Природа откликается на ее зов: «Разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи. Бог Игорю-князю путь указывает из земли половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасли вечером зори. Игорь спит; Игорь бодрствует; Игорь мысленно степи мерит от великого Дона да малого Донца»13.

«Слово» насыщено  народной поэзией, ее художественными  образами. Деревья, трава, сказочные  образы горностаев, борзого коня, сокола под тучами, гусей-лебедей  присутствуют в произведении. Д.С.

  Лихачев отмечает: «Автор “Слова”  творит в формах народной поэзии  потому, что сам он близок к  народу, стоит на народной точке  зрения.

Народные образы “Слова”  тесно связаны с его народными  идеями»14.

Совет

Созданию и восприятию этнографической картины способствуют деловая, военная, феодальная, трудовая, охотничья лексика, описание воинских обычаев, а также использование  символики.

Автором воспроизводится бой, называются виды оружия (меч, копье, щит), воинские атрибуты (знамена, стяги, хоругви), упоминается о княжеских обрядах (постриг, посажение на коня) — все это реальные факты русской истории, воссоздающие картины быта русского воинства и вообще феодального быта Древней Руси.

Д.С. Лихачев отмечает: «…многое в художественных образах “Слова”  рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века.

Автор “Слова” не придумывал новых образов. Многозначность таких  понятий, как “меч”, “копье”, “щит”, “стяг” и т.д.

, была подсказана особенностями  употребления самих этих предметов  в дружинном обиходе»15.

Анализа человеческих чувств, психологических состояний, «душевного  развития», безусловно, не найти в «Слове», поскольку это явление  стилей эпического и монументального  историзма. Однако психологизм «Слова» очевиден. События, образы, природа  передают оттенки различных психологических  состояний и ощущений.

Это и  тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога  распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет  ум, печаль течет, тоска разливается.

Природа в «Слове» скорбит и  тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами  долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И  снова в предчувствии поражения  русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные  стуки, символизирующие движение несметных  сил половцев.

Эти чувства сменяются  патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным  финалом. По верному замечанию Д.С. Лихачева, в «Слове» соединяются «идеи-эмоции», «идеи-чувства», «идеи-образы».

Источник: http://stud24.ru/literature/slovo-o-polku-igoreve-analiz/352910-1091540-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector