Сочинение анализ рассказа баргамот и гараська андреева

Сюжет рассказа Андреева «Баргамот и Гараська»

Категория: Андреев Л.Н.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Моим любимым рассказом Андреева является «Баргамот и Гараська». Это первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился как подлинный русский реалист и в то же время как писатель, обладающий своей неповторимой манерой. «Баргамот и Гараська» — «пасхальный» рассказ.

Он написан для «пасхального» номера московской газеты Курьер», где Андреев работал в качестве судебного хроникера. «Пасхальные» рассказы составляют целую традицию в русской литературе. Их писали Лесков, Чехов, Горький и другие великие прозаики. «Пасхальный» рассказ должен нести в себе идею примирения людей, их христианского братства.

Вот почему городовой Баргамот приглашает в свой дом нищего Гараську, которого он в остальные дни потащил бы в участок, чтобы не мозолил на улицах глаза «приличной» публике. В Бергамоте заговорили совесть и жалость. Он вспомнил о том, что он не только городовой, обязанный следить за порядком в городе, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего».

Обратите внимание

Это движение души в нем было неподдельно; ведь никто не видел их, и некому было оценить христианский поступок Баргамота. И писатель не жалеет красок, чтобы показать этот взрыв подлинной человечности в толстокожей душе полицейского. Но Андреев не был бы Андреевым, если бы написал обычный «пасхальный» рассказ. А. Н. Андреев — писатель неожиданный, опрокидывающий привычные представления о мире.

И вот в доме Баргамота случился конфуз. Супруга городового назвала Гараську по имени-отчеству, а тот даже забыл, когда его так называли. Для жителей всего города он просто «Гараська». Супруга Баргамота хотела показать нищему уважение к его личности, а вышло наоборот: Гараська вспомнил, что он — никто. Но именно эта ситуация конфуза напоминает нам о том, что нельзя быть христианином на час.

Нельзя относиться к людям по-христиански только потому, что нынче праздник. Такое отношение может еще сильнее ранить обиженного жизнью человека. Ему было бы легче, если бы ему не напоминали о том, что есть светлая, чистая жизнь, в которой ему нет места. Нельзя быть добрым на час. Нельзя помочь человеку — не отдав ему часть своей души, часть самого себя.

«Баргамот и Гараська» — первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился как подлинный русский реалист и в то же время как писатель, обладающий своей неповторимой манерой. «Баргамот и Гараська» — «пасхальный» рассказ.

Он написан для пасхального номера московской газеты «Курьер», где Андреев работал в качестве судебного хроникера. «Пасхальные» рассказы составляют целую традицию в русской литературе. Их писали Лесков, Чехов, Горький и другие великие прозаики. «Пасхальный» рассказ должен нести в себе идею примирения людей, их христианского братства.

Вот почему городовой Баргамот пригпашает в свой дом нищего Гараську, кото рога он в остальные дни потащил бы в участок, чтобы не мозолил на улицах глаза «приличной» публике. В Баргамоте заговорили совесть и жалость.

Он вспомнил о том, что он не только городовой, обязанный следить за порядком в городе, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего» Это движение души в нем было неподдельно; ведь никто не видел их, и некому было оценить христианский поступок Баргамота. И писатель не жалеет красок, чтобы показать этот взрыв подлинной человечности в толстокожей душе полицейского.

Но Андреев не был бы Андреевым, если бы написал обычный «пасхальный» рассказ. Л.Н.Андреев — писатель неожиданный, опрокидывающий привычные представления о мире И вот в доме Баргамота случился конфуз. Супруга городового назвала Гараську по имени-отчеству, а тот даже забыл, когда его так называли. Для жителей всего города он просто «Гараська». Супруга Баргамота хотела выразить уважение к личности нищего, а вышло наоборот: Гараська вспомнил, что он — никто.

Но именно эта ситуация конфуза напоминает нам о том, что нельзя быть христианином на час. Нельзя относиться к людям по-христиански только потому, что нынче праздник. Такое отношение может еще сильнее ранить обиженного жизнью человека. Ему было бы легче, если бы ему не напоминали о том, что есть светлая, чистая жизнь, в которой ему нет места.



Важно

Оскар УайльдКак важно быть серьёзнымДействие комедии происходит в лондонской квартире молодого джентльмена Алджернона Монкрифа, выходца из аристократического семейства, и в поместье его закадычного друга Джека Уординга в Вултоне, графство Хартфордшир.

Скучающий Алджернон, ожидая к чаю свою тетку леди Брэкнелл с очаровательной дочерью Гвендолен, обменивается ленивыми репликами со своим лакеем Лэйном, не меньшим гедонистом и любителем пофилософствовать.

Неожиданно его одиночество прерывается появле

Трудно писать о человеке, с которым недавно расстался, которого любил, знал больше двух десятков лет, хотя дружба с ним была далеко не легка. Да. Твардовский не относится к людям, с которыми легко и просто.

Но общение с ним, в каком бы настроении он ни был, всегда было интересно. Он никогда не старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказалось, что прав именно ты, а не он.

Побежденным, как и большинство людей, признавать себе н

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915 — 1979), поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября (28 н.с.) в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.

Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошел в фабзавуч учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фабзавуч точной механики, идет работать на завод. В эти же годы начинает писать стихи. Работал до 1935.

В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь»

У “Левши” удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно.

Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и “состряпал” из них своего “Левшу”.

Между тем сказ придуман автором от первого до последнего слова. И все якобы народные словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот

Совет

Молодой дворянский интеллигент начала XIX века, Евгений Онегин умен, благороден, способен глубоко и сильно чувствовать. Он сумел сразу же оценить Татьяну с ее неброской внешней красотой и богатым внутренним миром.

Онегин тактичен в отношениях с Ленским:     Он охладительное слово     В устах старался удержать     И думал: глупо мне мешать     Его минутному блаженству.

    Глубоко и искренне раскаяние Онегина, убившего на поединке друга: «Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться как зверь; о

Чарівні краєвиди, чудові ліса та врожайна земля. Саме такими словами можна було охарактеризувати чорнобильську землю. Але це було тільки до квітня 1986 року. З того року про Чорнобиль стали казати, як про скалічене і не придатне для життя місце.

Ця трагедія сколихнула весь світ і надовго залишиться в серцях людей.

Аварія, яка відбулася на Чорнобильській АЕС серйозно вплинула на історію атомної енергетики, і змусила задуматись як вчених, науковців і спеціалістів відповідної сфери, так і звичайних

Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже выпустил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в провинциальном издательстве — и таких тысячи, но вот он публикует “Деньги

Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта.

    В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:     …

Обратите внимание

я родину люблю     И больше многих: среди ее полей     Есть место, где я горесть начал знать,     Есть место, где я буду отдыхать.     В другом юношеском сти

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью.

После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи.

Приводим некоторые высказывания : «Гоголь любит степь, любуется ее красотой и пр

Всем известно, что А.С. Пушкин является гением не только русской, но и всей мировой литературы. Его произведения высокохудожественны, глубоки, тонки.

    В своих поэтических и прозаических творениях этот художник затрагивал важные проблемы, волнующие человека во все времена. В первую очередь, я думаю, это относится к нравственным вопросам.

Так, в романе «Капитанская дочка» на первый план Пушкин выводит проблему чести. На примере своих героев писатель показывает, что только честь и человеческое д

Сейчас смотрят:{module Андреев:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-andreeva-l-n/15959-syuzhet-rasskaza-andreeva-bargamot-i-garaska.html

Пересказ сюжета Баргамот и Гараська Андреев Л. Н

Написала : Яна Николайчук

Природа не обидела Ивана Акиндиныча Бергамотова, именовавшегося официально «городовой бляха № 20», а неофициально — «Баргамот». Обитатели одной из окраин Орла, Пушкарной улицы — «пушкари — проломные головы», — почитали городового. «Высокий, толстый, сильный, громогласный», он был для них «степенным, солидным и серьезным человеком, достойным всякого почета и уважения».

«Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной, но то, что знал Баргамот, он знал прочно». И если это была лишь инструкция для городовых, «но зато эта инструкция так глубоко засела в его неповоротливом мозгу, что вытравить ее оттуда нельзя было даже крепкой водкой».

А еще «Баргамот обладал непомерной силищей, сила же на Пушкарной улице была все».

Драки здесь часты, но «война пьяных пушкарей, как о каменный оплот, разбивалась о непоколебимого Бергамота…». В семейной жизни Иван Акиндиныч был строг. Учил жену и двух своих детей, сообразуясь с теми указаниями, «которые существовали где-то в закоулке его большой головы».

Читайте также:  Характеристика и образ свидригайлова в романе достоевского преступление и наказание

Жена его, Марья, моложавая и красивая женщина, уважала степенного и непьющего мужа, вертела им «с такой легкостью и силой, на которую только и способны слабые женщины». «Часу в десятом теплого весеннего вечера Баргамот стоял на своем посту, на углу Пушкарной и 3-й Посадской улиц».

Настроение у него скверное.

Важно

Накануне светлого Христова воскресения выпало ему дежурство. Мимо шли в церковь чисто одетые пушкари. Баргамот же мечтал о времени, когда он подарит сыну «мраморное яйцо» и вся семья сядет разговляться. Благодушие Баргамота нарушил пьяный Гараська, вначале еле оторвавшийся от забора, но тут же прилипший к фонарному столбу.

Баргамот удивился, где Гараська успел так набраться? Никто так не досаждал городовому, как этот пьянчужка. Душа в чем держится, а скандалист и правдоискатель отменный. «Трезвым его не видел никто, даже та нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртный запах, — от Гараськи и до ушиба несло сивухой».

Ночевал он под обрывом, в кустах, на зиму исчезал, а с первым теплом появлялся опять. Баргамот остановил Гараську, а потом поволок его в участок. Гараська спросил: «А у Михаила-архангела звонили?» Баргамот ответил утвердительно. «Христос, значит, воскрес?

» — спросил Гараська и повернулся к Бергамоту, но не устоял и, упав, разбил пасхальное яйцо. Он завыл жалобно и протяжно, «хотел по-благородному…

похристосоваться… » Баргамоту вдруг стало невыносимо стыдно. Он поднял пьяного и повел к себе домой.

Жена удивилась, но промолчала. Сидя за чистой скатертью, Гараська обжигался горячими щами, проливая жир на стол, смущался и еще больше проливал. Хозяева, казалось, не замечали оплошности гостя.

А когда жена Бергамота поинтересовалась, как отчество Гараськи и приветливо пригласила: «Кушайте, Герасим Андреич», Гараська разрыдался: «По отчеству… Как родился, никто по отчеству… не называл…

» 1898 г

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2014/01/blog-post_3110.html

Готовые школьные сочинения

июня 21 2011

Андреев Л. — Баргамот и Гараська

Иван Акиндинович Бергамотов, по прозвищу «Баргамот», «высокий, толстый, сильный, громогласный», служит городовым на Пушкарной улице, отлично знает нравы и привычки «пушкарей», живущих на его участке. В предпасхальный вечер Баргамот стоит на посту.

У него плохое настроение, так как он сможет попасть домой к обильному столу только в три часа ночи. Он с неприязнью провожает взглядом празднично одетых людей, отправляющихся в церковь: это из-за них он вынужден голодный стоять ночью на улице.

Баргамот мечтает, как вернётся домой и подарит младшему сыну Ванюшке красивое мраморное пасхальное яичко.

Совет

Неожиданно появляется пьяный Гараська, «не человек, а язва», особенно нелюбимый Баргамотом пушкарь. «Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом… хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего».

Баргамот хватает Гараську за воротник и тащит в участок, надеясь таким образом упредить намерения Гараськи что-нибудь украсть. По дороге Гараська задает бестолковые вопросы о воскресении Христа, озадаченный Баргамот выпускает из рук засаленный ворот рубахи пьянчужки, и тот падает, давя предмет, только что вынутый из кармана.

Упавший Гараська громко воет и показывает Баргамоту, что он разбил пасхальное яичко, которое хотел от чистого сердца подарить городовому.

Озадаченный Баргамот неожиданно для себя приглашает Гараську разговляться к себе домой. Удивлённая жена городового, Марья, гостеприимно потчует Гараську, называет его по имени-отчеству. Потрясённый Гараська вновь заливается слезами: ведь его отроду никто не называл так почтительно.

Андреев Л. — Баргамот и Гараська

(Пасхальный рассказ, 1902)

Бергамот (Иван Акиндиным Бергамотов) — в своей официальной части именовавшийся “городовой бляхой № 20″, а в неофициальной попросту “Баргамот”. Баргамот живет в Орле на Пушкарной улице, где жил и Л. Андреев.

“По своей внешности Баргамот, скорее, напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками.

Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная стенами, не была пслружена в богатырский сон”.

И вот этому герою, которого люди “с возвышенными требованиями” назвали бы “куском мяса”, “дубиной”, предстояло пережить неожиданное перерождение, воскресение души, возможное, пожалуй, лишь в жанре избранного писателем пасхального рассказа.

Обратите внимание

Виновником его был пьяница, “скандалист первый на всей окраине”, Гараська, известный к тому же непристойной руганью и “злоязычием”, за что не раз был бит приказчиками.

Вот и сейчас у Баргамота при виде набравшегося с утра светлого Христова Воскресения Гараськи “чесались руки, но сознание того, что в такой великий день как будто неудобно пускать их в ход, сдерживало его”. В Гараськс совмещались “удивительным образом самоуверенность и даже дерзость с кротостью”. Он задаст городовому наивный вопрос: “Христос, значит, воскрес?” Баргамот, держащий Гараську за “засаленный ворот” и “заинтригованный странными вопросами”, отпускает руку, и Гараська падает, “не успев показать Баргамоту предмета, только что вынутого им из кармана”, падает “лицом на землю” и воет “как бабы воют по покойнике”. Растерянный городовой понимает, что упавший человек хотел вытащить из кармана пасхальное яйцо и похристосоваться с ним.

И происходит чудо: Баргамот, хотевший отвести Гараську в участок, зовет его к себе домой разговляться. Жена городничего, Марья, обращается, как выясняется впоследствии, впервые в его жизни, к Гараське по имени и отчеству — Герасим Андре-ич: “Из груди его вырывается снова тот самый жалобный и грубый вой…” Так коротко показано воскресение еще одной вечной человеческой души — Гараськи.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Андреев Л. — Баргамот и Гараська . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/andreev-l-bargamot-i-garaska/

Разработка урока по литературе «Приёмы создания образов-персонажей в рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська»»

Цель урока: Знакомство учащихся с творчеством Л. Андреева на примере рассказа «Баргамот и Гараська».

Задачи: 

1. образовательная: детально изучить образы — персонажи и определить приёмы комического изображения героев; составление карты — опроса.

2. развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать.

3. воспитательная: воспитать любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.

Педагогические технологии и методики: личностно — ориентированное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо.

Предварительная работа: разработка темы урока и карт опроса, подбор текстового, иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по биографии Л. Андреева; предварительное прочтение учащимися текста рассказа.

Содержание темы: изучение жизни и творчества Леонида Андреева. Детальный анализ рассказа «Баргамот и Гараська». Решение проблемных вопросов по теме.

Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

Слайд 1 «Праздничная беллетристика 19 века» 

Важно

Учитель: Живописная жанровая зарисовка с пронзительными и резкими нотами как разоблачение антигуманистической природы буржуазного строя. Пренебрежение натуралистическим правдоподобием ради жизнеподобия.

Выбор исключительных ситуаций.

Всё это выражено и выстрадано в рассказе «Баргамот и Гараська» и впоследствии станет основной темой творчества русского писателя Леонида Николаевича Андреева.

Сообщение учащегося о писателе Л. Андрееве.

Слайд 2 «Андреев Л. Н. » 

Информация о жизни и творчестве Л. Андреева.

Учитель: С творчеством Л. Андреева мы встречаемся впервые. Вы познакомились с творческой деятельностью писателя. Чем интересен его характер? 

Вопрос классу: О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева вы узнали? 

Слайд 3 «История создания рассказа» 

История создания рассказа 

Рассказ был написан в 1898 году по просьбе редакции газеты «Курьер» специально для пасхального номера и стал первым шагом начинающего писателя к литературной славе.

Герои рассказа имели реальных прототипов, хотя его сюжет, вероятнее всего, вымышлен. Фамилия городового Баргамотов явно происходит от прозвища, так как характеризует, прежде всего, внешний его облик.

Баргамот (бергамот) — один из распространенных в России Х1Х века сортов груш.

Леонид Андреев вспоминал, что рассказ в редакции был принят без всякого восторга, и это казалось ему закономерным, так как он сам о своем произведении был «мнения среднего».

«Нельзя поэтому передать моего удивления, — рассказывает писатель в дневнике, — когда я являюсь в понедельник … в Суд и редакцию и там только и слышишь «Баргамот и Гараська»… Говорят, что рассказ – украшение всего пасхального номера.

Там — то его читали вслух и восхищались, здесь о нем шла речь в вагоне железной дороги. Поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три — четыре дня я поднялся на вершину славы».

3. Анализ произведения. (Рассказ предварительно прочитан) 

Мозговая атака 

Слайд 4 «Характеристика героев. ДК» 

Работа в группах – учитель задаёт вопросы, отвечая на которые учащиеся заполняют дискуссионные карты опроса, выступление спикера каждой группы.

? Когда происходит действие рассказа? Какое событие описывается в нем? 

? Кто главные персонажи рассказа? Чем они занимаются в жизни? 

? Как описывает Л. Андреев персонажей рассказа?

Слайд 5 «Лексическая работа» 

Совет

Словарная работа.

Учитель: В произведении есть много слов, значение которых необходимо объяснить самостоятельно или найти значение в тексте рассказа.

Городовой бляха № 20 (полицейский).

Пушкари (от названия Пушкарной улицы, «проломленные головы»).

Баргамот – бергамот (прозвище; сорт груш).

Мастодонты (хоботные млекопитающие, предшественники слонов, имеющие сильно развитые верхние и нижние бивни).

Мозгляки — людишки (слабосильные, тщедушные).

Околоточные надзиратели (жандармы, полицейские).

Значения слов учащиеся записывают в рабочих тетрадях и отвечают по желанию.

Фронтальная беседа.

Учитель предлагает учащимся вопросы и задания для определения приёмов изображения образов — персонажей.

Слайд 6 — 8 «Образ — персонаж» 

? Какими знаниями и умениями обладает Иван Акиндиныч Бергамотов? (Глуп, тупо следует инструкциям).

? Главное его достоинство? (Непомерная силища).

? Как он ведет себя в быту, как проявляет себя в отношениях с детьми и женой? (Строг, путем физического воздействия учил жену; хозяйственный, рачительный, любивший в свободные дни копаться в огороде).

Читайте также:  Сочинение федор подтелков в романе тихий дон шолохова

? Вспомните, что такое комическое в литературе? Какие приемы комического использовал автор для создания образа Баргамота? (Комическое – эстетическая категория, изучающая смешное в искусстве. Контраст, гипербола, уподобление).

? Наступает праздник – светлое Христово воскресение. Баргамот на своем обычном посту. Почему у него такое скверное настроение? Как на него влияет праздник? (Он был голоден; ему было завидно, что они свободны и идут на праздник…).

? Что говорит о том, что он очень ответственно относится к своей работе? (Не покидал свой пост, к работе относился ответственно).

? Сохранились ли в душе этого «тупоголового мастодонта» христианские традиции? Приведите примеры. (Баргамот снял шапку и перекрестился при звуках благовеста).

? Благодушное настроение Баргамота нарушает появление Гараськи. Какие приемы комического использовал автор для характеристики этого персонажа? (Комическое положение, контраст).

? Соответствует ли внутреннее состояние героя его внешнему виду? 

? Охарактеризуйте поведение героев во время их разговора. Почему так нагло ведет себя Гараська и так осторожен Баргамот? 

? В каких комических положениях оказываются герои? 

? В какой момент Баргамот проявляет жалость по отношению к Гараське? (После того, как разбилось пасхальное яичко, а ведь Гараська хотел похристосоваться с ним…).

? Где, повашему, кульминация рассказа? (Приглашение Баргамотом Гараськи на праздничный обед).

? Почему именно в этот момент показана гражданская и христианская позиция Баргамота? (Желает загладить свою вину, соблюдает христианские тради — ции).

? Какие средства художественной выразительности использует автор для внешней характеристики образов и их внутреннего состояния? (Метафоры, фразеологические обороты – навострить лыжи и т. д. ).

? Сцена обеда в доме Баргамота. Охарактеризуйте поведение Гараськи. Почему он так «ошалел» и притих, почему ему так совестно и обидно? (Ему стыдно за свое поведение, за внешний вид, совестно за деликатность и гостеприимство хозяев).

? Какие виды смеха присутствуют в рассказе? Можно ли сказать, что персонажи рассказа вызывают только смех? Почему? Как и кому из них мы сочувствуем? 

? Кого и почему мы можем назвать трагикомическим персонажем? 

Как, по — вашему, сложится дальнейшая судьба Гараськи? 

Весь материал – смотрите документ.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-literature-priemy-sozdaniya-obrazov-personazhey-v-rasskaze-l-andreeva-bargamot-i-garaska.html

Урок Рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська»

Открытый урок

Рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська»

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова Слово учителя: — Дорогие ребята, сегодня мы будем анализировать замечательный рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська». С творчеством Л. Андреева мы знакомы. — Назовите рассказы, которые вы уже читали.

(«Ангелочек», «Кусака»). Считается, что в ранних рассказах Андреева, а именно эти рассказы относятся к раннему периоду творчества, есть некое сходство с рассказами Чехова, Горького. Но всё-таки эти рассказы говорят о том, что у этого писателя свой собственный взгляд на мир.

Давайте же подробнее остановимся на тексте рассказа «Баргамот и Гараська». — Какие ваши впечатления? — Всё ли в рассказе понятно? Давайте проверим домашнее задание и выясним значение некоторых слов из рассказа.

Разговеться— по прошествии поста поесть скоромной пищи.

Благостная весть— приятная весть, весть, приносящая благо

Великопостные колокола— звон таких колоколов размеренный, а на Пасху- весёлый перезвон.

Обедня— церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.

— Ребята, что это за лексика? Ведь, правда, она особая? (Пасхальная лексика). — А кто-нибудь знает о празднике всех православных христиан Пасхе? Расскажите.

Слово о Пасхе

Светлое Христово Воскресенье

Пасха, или Светлое Христово Воскресенье является главным событием всего года. Святая церковь отмечает праздник очень торжественно. Готовятся христиане к этому празднику долго и тщательно с помощью Великого поста.

Название праздника «Светлое Христово Воскресенье» обозначает главное событие Евангелия — воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. Ночь перед Пасхой считается самой тихой ночью года. Природа словно замирает, чтобы ничего не мешало свершиться чуду.

— А когда у нас в этом году праздник Пасхи? (8 апреля). — Молодцы, что знаете А теперь давайте вернёмся к содержанию рассказа.

— Как изменилась Пушкарная улица и её жители перед Христовым Воскресением?

«Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких и острых каблучках. Каждый бережно нёс узелок с пасхой и куличами».

В такой день, когда все радуются, на душе у Барагамота очень пусто. — Скажите, кто такой Баргамот.

«Городовой Барагмот, или иначе, городовой бляха №20 по своему внешнему виду напоминал мастодонта, т. е.

крупное ископаемое животное, т. к. был толстый, высокий, сильный, громогласный. Обидно городовому, что все проносят мимо куличи, яйца, идут в церковь, а он голоден и не может, как все, участвовать в празднике».

— Почему автор так подробно описывает нравы Пушкарной улицы?

«Пушкари известны своим пьянством, сквернословием, но в этот день они другие»

— Скажите, а какое полное имя у Баргамота? (Иван Акиндиныч Бергамотов) — А почему автор даёт такую фамилию своему герою?

«Можно предположить, что автор иронизирует над своим героем, противопоставляя его грубость такому нежному и деликатному плоду, как бергамот»

— В каких словах чувствуется, что автор иронизирует над своим героем? Прочтите эти словосочетания:

«Видна фигура на полицейском горизонте, маленькие заплывшие глазки, сравнение с мастодонтом»

— Но почему, не смотря на иронию нам очень симпатичен этот человек?

«Он при всей своей грозности мягкий и безобидный человек. Хороший семьянин. В свободное время любит копаться в огороде. Что-то вроде нежности поднимается в его душе, когда он представлял себе, как подрит своему сынишке Ванюшке крашеное яичко».

— Кто является вторым героем рассказа? Найдите моменты в рассказе, где автор, знакомя нас с Гараськой, использует юмор. Гараськина беседа со столбом Слово учителя Уже в описании Гараськи юмор какой-то грустный. А после описания следует диалог Баргомота и Гораськи. Зачитайте. Гараська паясничает, но за этим клоунством видна боль его души. Но пока мы, читатели эту боль не замечаем. — Найдите описание Баргамота, когда он всем своим видом пытался доказать Гараське своё превосходство над ним.

«Презрительно скосив губы, не человек, а язва, всё исподтишка, всё с язвительностью»

— Заслужил ли Гараська такого отношения?

«Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»

— И так, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог. Прочтите. — А что происходит дальше?

«Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».

— А что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосываться хотел) Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту. — А как после этого меняется поведение Барагамота?

«В душе Баргамота, который только что досадовал на пьяницу, просыпается стыд и жалость — чувство, которое ему самому трудно в себе осознать.

Он вдруг представил, как мраморное яичко, которое он берёг для сына, разбилось, и как ему, Баргамоту, было бы жаль. Гараська был жалок ему, «как брат родной, кровно своим же братом обиженный».

И уже не обижается Баргамот, а зовёт к себе домой разговляться»

Прочтите

— Какое слово использует автор, чтобы показать превращения в Баргамоте, так изумившее Гараську? (Баргамот был так чуден)

А какие чудеса происходят в доме Барагмота?

«Гараська, ошалевший и притихший, сидит за столом, ест, обжигаясь, горячие щи, и ему совестно за себя, такого грязного, оборванного, пьяного, скверного, за свои заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые он впервые у себя заметил».

— А что происходит с душой Баргамота?

«В начале рассказа душа Баргамота была погружена в богатырский сон. А теперь он деликатно откладывает на потом свой «сюрпризец» Вонятке, чтобы этим не напомнить Гараське о его раздавленном яичке».

— А какова концовка рассказа?

«У Гараськи, оказывается, есть полное имя — Герасим Андреевич. И Гараська искренне плачет от того, что сегодня впервые его назвали полным именем»

Обратите внимание

Выводы учителя Такой трогательный рассказ Андреева вызывает в наших душах живой отклик. Наши души, если даже они и «погружены в богатырский сон», начинают просыпаться. Но что-то не дает успокоиться, что-то тревожит душу. — Скажите, а Гараська родился уже пьяницей, матершинником?

«Нет. Он сам себя таким сделал. Ему, видно, нравилось так жить»

Знаете, ребята, мы всегда говорим, что Бог — есть любовь. Бог нас любит, грешных, не умеющих, страдающих. Бог нас и прощает, если мы обращаемся к Нему, если раскаиваемся в своих проступках. Бог нам даёт и таланты. Вспоминается одна притча о талантах. Один господин дал рабам своим таланты. Одному — 5, другому — 2, а третьему — 1.

Получивший 5 талантов пошёл и употребил их в дело и ещё 5 талантов приобрел, тот, кто получил 2 таланта приобрёл ещё 2 других. Но получивший один талант, не захотел трудиться, пошёл и закопал его в землю. После долгого времени возвратился господин и потребовал отчёта. Первыми двумя он остался доволен, а третий был наказан.

Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары, чтобы с помощью этих даров служить Богу и ближним. Вот эти дары в притче и есть таланты. Но если есть дар у человека, он должен отдавать его людям, только в этом случае он будет счастлив. Только в этом случае дар его будет развиваться.

— Как вы считаете, а был ли при рождении Гараське дан талант?

«Конечно, всем Бог даёт по способностям. И только Гараська пока не понял ещё, какой же дар дал ему Господь».

Слово учителя Будем надеяться, что с этого светлого дня Пасхи всё у него изменится, ведь Гараська плакал. а слёзы очищают душу. Сегодня на нашем уроке присутствует бабушка Духаниной Кати. Она принесла нам показать свои замечательные работы. Вот они перед нами. Эти пасхальные яички сделаны с любовью и верой в Бога.

Это как раз тот случай, когда талант не зарыли в землю. Им с радостью и любовью готовы делиться с нами. Изделия из бисера, вышивки — всё это дышит теплом. А началось всё это, когда маленькая девочка шла в церковь, с огромным восхищением и удивлением смотрела на иконы.

Читайте также:  Сочинение на тему смысл моей жизни

По-особому воспринимала мир, любила этот мир, обретала при этом Бога.

Рассказ бабушки Заключение: урок наш заканчивается, и у меня есть лишь одно пожелание для вас, дети: достойно встретить праздник Пасхи, постараться примириться со всеми, постараться исповедаться и причаститься, чтобы души, погружённые в богатырский сон, проснулись.

И ещё одно пожелание: свои таланты дарите окружающим людям, дарите Богу. И при этом вы станете самыми богатыми людьми. Ведь истинно богат лишь тот человек, кто умеет отдавать людям свою любовь. Даром любовь нам даётся — даром и отдать нужно. Пример бескорыстной любви преподала для нас сегодня Клавдия Васильевна, разрешив всем нам полюбоваться на то чудо, которое выходит из её умелых рук.

Источник: http://vmeste.opredelim.com/docs/56200/index-11756.html

Баргамот и Гараська

Городовой Иван Акидиныч Бергамотов уже много лет занимал пост на Пушкарной улице губернского города Орла. В участке он значился как «бляха № 20», но пушкари — жители Пушкарной улицы — прозвали его Баргамотом.

С нежной и деликатной грушей сорта «бергамот» Иван Акидиныч не имел ничего общего. Природа не обидела Баргамота — был он высокий, сильный, громогласный и «составлял на полицейском горизонте видную фигуру».

Баргамот давно мог достичь высокого положения, если бы его душа, погребённая под толстым слоем плоти, «не была погружена в богатырский сон». Внешние впечатления, проходя через маленькие, заплывшие глазки Баргамота, теряли яркость и достигали его души в виде «слабых отзвуков и отблесков».

Человек возвышенный посчитал бы Баргамота куском мяса, околоточные надзиратели называли его исполнительной дубиной, пушкари же считали его степенным и серьёзным человеком.

Важно

Твёрдо Баргамот знал только инструкцию для городовых, которая так прочно засела в его мастодонтовом мозгу, «что вытравить её оттуда нельзя было даже крепкой водкой».

Так же прочно обосновались там и немногие истины, усвоенные Баргамотом «путём житейского опыта».

Вся Пушкарская улица, населённая рабочим людом и украшенная двумя кабаками, уважала Баргамота за неимоверную силу. Каждое воскресенье пушкари развлекались, устраивая «гомерическую драку», после которой Баргамот доставлял в участок самых отчаянных драчунов.

Продолжение после рекламы:

Жил Баргамот в маленькой, покосившейся хибарке с женой и двумя детьми, был хозяйственен, строг и учил домашних жизни «путём физического воздействия». Жена Марья уважала мужа, «как человека степенного и непьющего», что не мешало ей вертеть им с той лёгкостью, на какую способны только слабые женщины.

Был канун Пасхи. Баргамот стоял на посту в плохом настроении — ему предстояло дежурить до трёх часов ночи, и на пасхальную службу он попасть не мог.

Баргамоту хотелось праздника. Кроме того, он был голоден — из-за поста жена не покормила его обедом. Глядя на идущих в церковь нарядных и умытых пушкарей, Баргамот помрачнел ещё больше, ведь завтра многих из них ему придётся тащить в участок.

Вскоре улица опустела, и Баргамот размечтался — представил себе ожидающий его дома накрытый стол и сына Ванюшу, которому он припас в подарок мраморное яйцо. «Что-то вроде родительской нежности» поднялось со дна его души.

Но тут благодушие Баргамота было нарушено — из-за угла показался совершенно пьяный Гараська.

Совет

Шатаясь от забора до забора, Гарасьска натолкнулся на фонарь, заключил его «в дружеские и крепкие объятия», соскользнул вниз и погрузился в задумчивость.

Гараська досаждал Баргамоту больше остальных пушкарей. Этот тощий, оборванный человечек был первым в округе скандалистом. Его били, держали в участке впроголодь, но не могли отучить от «самой обидной и злоязычной» ругани.

Чем Гараська зарабатывал на жизнь, оставалось для пушкарей тайной. Трезвым его никогда не видели. Зимой Гараська куда-то исчезал, но «с первым дыханием весны» появлялся на Пушкарской улице и всё лето ночевал на огородах, под кустами и по берегу реки. Пушкари подозревали, что Гераська подворовывает, но поймать его на горячем не могли «и били лишь на основании косвенных улик».

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

На этот раз Гераське, видимо, пришлось нелегко — лохмотья его были в грязи, а физиономия с большим красным носом покрыта синяками и царапинами. Приблизившись к бродяге, Баргамот взял его за воротник и повёл в участок. По дороге Гераська завёл разговор о празднике, а потом решительно повернулся к Баргамоту, вытаскивая из кармана какой-то предмет.

Заинтригованный Баргамот выпустил воротник Гараськи, тот лишился опоры, упал и… завыл «как бабы воют по покойнику». Вскоре выяснилось, что он раздавил яйцо, которым хотел похристосоваться с Баргамотом «по-благородному».

Баргамот почувствовал, «что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный». Даже ругательства Гараськи не оскорбили его.

Баргамот решительно поднял Гараську и повёл… к себе домой, разговляться. По дороге изумлённый бродяга думал сбежать, но ноги совершенно его не слушались. Да и не хотелось ему уходит, уж очень чуден был Баргамот, который путал слова, то объясняя Гараське инструкцию для городовых, то возвращаясь «к вопросу о битье в участке».

Увидев растерянное лицо мужа, Марья противоречить не стала, а налила Гараське миску жирных, огненных щей. Бродяге было невыносимо стыдно из-за своих отрепьев и грязных рук, которые он словно впервые у себя увидел. Когда же Марья назвала его по имени и отчеству — Герасимом Андреичем — из груди его снова вырвался «тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота».

Обратите внимание

Успокаивавшей его Марье Гераська объяснил, что уже много лет никто не называл его так уважительно.

Источник: https://briefly.ru/andreev/bargamot/

Краткое содержание “Баргамот и Гараська” Андреева

Городовой Иван Акидиныч Бергамотов уже много лет занимал пост на Пушкарной улице губернского города Орла. В участке он значился как “бляха № 20”, но пушкари – жители Пушкарной улицы – прозвали его Баргамотом.

С нежной и деликатной грушей сорта “бергамот” Иван Акидиныч не имел ничего общего. Природа не обидела Баргамота – был он высокий, сильный, громогласный и “составлял на полицейском горизонте видную фигуру”.

По своей внешности Баргамот скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками.

Баргамот давно мог достичь высокого положения, если бы его душа, погребенная под толстым слоем плоти, “не была погружена в богатырский сон”. Внешние впечатления, проходячерез маленькие, заплывшие глазки Баргамота, теряли яркость и достигали его души в виде “слабых отзвуков и отблесков”.

Человек возвышенный посчитал бы Баргамота куском мяса, околоточные надзиратели называли его исполнительной дубиной, пушкари же считали его степенным и серьезным человеком.

Твердо Баргамот знал только инструкцию для городовых, которая так прочно засела в его мастодонтовом мозгу, “что вытравить ее оттуда нельзя было даже крепкой водкой”.

Так же прочно обосновались там и немногие истины, усвоенные Баргамотом “путем житейского опыта”.

Важно

Чего не знал Баргамот, о том он молчал с такой несокрушимой солидностью, что людям знающим становилось как будто немного совестно за свое знание.

Вся Пушкарская улица, населенная рабочим людом и украшенная двумя кабаками, уважала Баргамота за неимоверную силу. Каждое воскресенье пушкари развлекались, устраивая “гомерическую драку”, после которой Баргамот доставлял в участок самых отчаянных драчунов.

Жил Баргамот в маленькой, покосившейся хибарке с женой и двумя детьми, был хозяйственен, строг и учил домашних жизни “путем физического воздействия”. Жена Марья уважала мужа, “как человека степенного и непьющего”, что не мешало ей вертеть им с той легкостью, на какую способны только слабые женщины.

Был канун Пасхи. Баргамот стоял на посту в плохом настроении – ему предстояло дежурить до трех часов ночи, и на пасхальную службу он попасть не мог.

Потребности молиться Баргамот не ощущал, но праздничное, светлое настроение, разлитое по необычайно тихой и спокойной улице, коснулось и его.

Баргамоту хотелось праздника. Кроме того, он был голоден – из-за поста жена не покормила его обедом. Глядя на идущих в церковь нарядных и умытых пушкарей, Баргамот помрачнел еще больше, ведь завтра многих из них ему придется тащить в участок.

Вскоре улица опустела, и Баргамот размечтался – представил себе ожидающий его дома накрытый стол и сына Ванюшу, которому он припас в подарок мраморное яйцо. “Что-то вроде родительской нежности” поднялось со дна его души.

Но тут благодушие Баргамота было нарушено – из-за угла показался совершенно пьяный Гараська.

Совет

Шатаясь от забора до забора, Гарасьска натолкнулся на фонарь, заключил его “в дружеские и крепкие объятия”, соскользнул вниз и погрузился в задумчивость.

Гараська досаждал Баргамоту больше остальных пушкарей. Этот тощий, оборванный человечек был первым в округе скандалистом. Его били, держали в участке впроголодь, но не могли отучить от “самой обидной и злоязычной” ругани.

Баргамота Гараська ругал так фантастически реально, что тот, не понимая даже всей соли Гараськиных острот, чувствовал, что он обижен более, чем если бы его выпороли.

Чем Гараська зарабатывал на жизнь, оставалось для пушкарей тайной. Трезвым его никогда не видели. Зимой Гараська куда-то исчезал, но “с первым дыханием весны” появлялся на Пушкарской улице и все лето ночевал на огородах, под кустами и по берегу реки. Пушкари подозревали, что Гераська подворовывает, но поймать его на горячем не могли “и били лишь на основании косвенных улик”.

На этот раз Гераське, видимо, пришлось нелегко – лохмотья его были в грязи, а физиономия с большим красным носом покрыта синяками и царапинами. Приблизившись к бродяге, Баргамот взял его за воротник и повел в участок. По дороге Гераська завел разговор о празднике, а потом решительно повернулся к Баргамоту, вытаскивая из кармана какой-то предмет.

Заинтригованный Баргамот выпустил воротник Гараськи, тот лишился опоры, упал и… завыл “как бабы воют по покойнику”. Вскоре выяснилось, что он раздавил яйцо, которым хотел похристосоваться с Баргамотом “по-благородному”.

Баргамот почувствовал, “что жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный”. Даже ругательства Гараськи не оскорбили его.

Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость, не то совесть. Где-то, в самых отдаленных недрах его дюжего тела, что-то назойливо сверлило и мучило.

Обратите внимание

Баргамот решительно поднял Гараську и повел… к себе домой, разговляться. По дороге изумленный бродяга думал сбежать, но ноги совершенно его не слушались. Да и не хотелось ему уходит, уж очень чуден был Баргамот, который путал слова, то объясняя Гараське инструкцию для городовых, то возвращаясь “к вопросу о битье в участке”.

Увидев растерянное лицо мужа, Марья противоречить не стала, а налила Гараське миску жирных, огненных щей. Бродяге было невыносимо стыдно из-за своих отрепьев и грязных рук, которые он словно впервые у себя увидел. Когда же Марья назвала его по имени и отчеству – Герасимом Андреичем – из груди его снова вырвался “тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота”.

Успокаивавшей его Марье Гераська объяснил, что уже много лет никто не называл его так уважительно.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-bargamot-i-garaska-andreeva/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector