Сочинение анализ рассказа бунина жизнь арсеньева

Готовые школьные сочинения

Янв 29 2011

Пересказ произведения Бунина «Жизнь Арсеньева. Юность»

Алексей Арсеньев родился в 70-х гг. XIX в. в средней полосе России, в отцовской усадьбе, на хуторе Каменка. Детские годы его прошли в тишине неброской русской природы.

Бескрайние поля с ароматами трав и цветов летом, необозримые снежные просторы зимой рождали обостренное чувство красоты, формировавшее его внутренний мир и сохранившееся на всю жизнь.

Часами он мог наблюдать за движением облаков в высоком небе, за работой жука, запутавшегося в хлебных колосьях, за игрой солнечных лучей на паркете гостиной. Аюди вошли в круг его внимания постепенно. Особое место среди них занимала мать: он чувствовал свою «нераздельность» с нею.

Обратите внимание

Отец привлекал жизнелюбием, веселым нравом, широтой натуры и еще своим славным прошлым (он участвовал в Крымской войне). Братья были старше, и в детских забавах подругой мальчика стала младшая сестра Оля. Вместе они обследовали тайные уголки сада, огород, усадебные постройки — всюду была своя прелесть.

Потом в доме появился человек по фамилии Баскаков, ставший первым учителем Алеши. Никакого педагогического опыта у него не было, и, быстро выучив мальчика писать, читать и даже французскому языку, к наукам по-настоящему он ученика не приобщил.

Его воздействие было в другом — в романтическом отношении к истории и литературе, в поклонении Пушкину и Лермонтову, завладевшим навсегда душой Алеши. Все приобретенное в общении с Баскаковым дало толчок воображению и поэтическому восприятию жизни. Эти беспечные дни кончились, когда настало время поступать в гимназию.

Родители отвезли сына в город и поселили у мещанина Ростовцева. Обстановка была убогой, среда совершенно чужой. Уроки в гимназии велись казенно, среди преподавателей не нашлось людей сколько-нибудь интересных.

Все гимназические годы Алеша жил только мечтой о каникулах, о поездке к родным — теперь уже в Батурино, имение умершей бабушки, поскольку Каменку отец, стесненный в средствах, продал.

Когда Алеша перешел в 4-й класс, случилось несчастье: был арестован за причастность к «социалистам» брат Георгий. Он долго жил под чужим именем, скрывался, а потом приехал в Батурине, где его по доносу приказчика одного из соседей и взяли жандармы. Это событие стало большим потрясением для Алеши.

Через год он бросил гимназию и возвратился под родительский кров. Отец сначала бранился, но потом решил, что призвание сына не служба и не хозяйство (темболее что хозяйство приходило в полный упадок), а «поэзия души и жизни» и что, может быть, из него выйдет новый Пушкин или Лермонтов.

Сам Алеша мечтал посвятить себя «словесному творчеству». Развитию его очень способствовали долгие разговоры с Георгием, которого освободили из тюрьмы и выслали в Батурине под надзор полиции.

Важно

Из подростка Алексей превращался в юношу, он возмужал телесно и духовно, ощущал в себе крепнущие силы и радость бытия, много читал, размышлял о жизни и смерти, бродил по окрестностям, бывал в соседних усадьбах.

Вскоре он пережил первую влюбленность, встретив в доме одного из родственников гостившую там молоденькую девушку Анхен, разлуку с которой пережил как истинное горе, из-за чего даже полученный в день ее отъезда петербургский журнал с публикацией его стихов не принес настоящей радости.

Но потом последовали легкие увлечения барышнями, приезжавшими в соседние имения, а затем и связь с замужней женщиной, которая служила горничной в усадьбе брата Николая.

Это «помешательство», как называл свою страсть Алексей, кончилось благодаря тому, что Николай в конце концов рассчитал виновницу неблаговидной истории.

В Алексее все более ощутимо созревало желание покинуть почти разоренное родное гнездо и начать самостоятельную жизнь. Георгий к этому времени перебрался в ларьков, и младший брат решил поехать туда же. С первого дня на него обрушилось множество новых знакомств и впечатлений.

Окружение Георгия резко отличалось от деревенского. Многие из входивших в него людей прошли через студенческие кружки и движения, побывали в тюрьмах и ссылках.

При встречах кипели разговоры о насущных вопросах русской жизни, порицался образ правления и сами правители, провозглашалась необходимость борьбы за конституцию и республику, обсуждались политические позиции литературных кумиров — Короленко, Чехова, Толстого.

Эти застольные беседы и споры подогревали в Алексее желание писать, но вместе с тем мучила неспособность к его практическому воплощению.

Совет

Смутное душевное неустройство побуждало к каким-нибудь переменам. Он решил повидать новые места, отправился в Крым, был в Севастополе, на берегах Донца и, решив уже вернуться в Батурино, по пути заехал в Орел, чтобы взглянуть на «город Лескова и Тургенева».

Там он разыскал редакцию «Голоса», где еще раньше задумывал найти работу, познакомился с редактором Надеждой Авиловой и получил предложение сотрудничать в издании. Поговорив о делах, Авилова пригласила его в столовую, принимала по-домашнему и представила гостю свою кузину Лику.

Все было неожиданно и приятно, однако он даже предположить не мог, какую важную роль предназначила судьба этому случайному знакомству.

Сначала были просто веселые разговоры и прогулки, доставлявшие удовольствие, но постепенно симпатия к Лике превращалась в более сильное чувство.

Захваченный им, Алексей постоянно метался между Батурином и Орлом, забросил занятия и жил только встречами с девушкой, она то приближала его к себе, то отталкивала, то снова вызывала на свидание. Отношения их не могли остаться незамеченными.

В один прекрасный день отец Лики пригласил Алексея к себе и довольно дружелюбную беседу завершил решительным несогласием на брак с дочерью, объяснив, что не желает видеть их обоих прозябающими в нужде, ибо понял, сколь неопределенно положение молодого человека.

Узнав об этом, Лика сказала, что никогда не пойдет против отцовской воли. Тем не менее ничего не изменилось. Напротив, произошло окончательное сближение. Алексей переехал в Орел под предлогом работы в «Голосе» и жил в гостинице, Лика поселилась у Авиловой под предлогом занятий музыкой.

Но понемногу начало сказываться различие натур: ему хотелось делиться своими воспоминаниями о поэтическом детстве, наблюдениями над жизнью, литературными пристрастиями, а ей все это было чуждо. Он ревновал ее к кавалерам на городских балах, к партнерам в любительских спектаклях.

Возникало непонимание друг друга.

Однажды отец Лики приехал в Орел в сопровождении богатого молодого кожевника Богомолова, которого представил как претендента на руку и сердце дочери. Лика проводила все время с ними. Алексей перестал с ней разговаривать. Кончилось тем, что она отказала Богомолову, но все-таки покинула Орел вместе с отцом.

Алексей терзался разлукой, не зная, как и зачем теперь жить. Он продолжал работать в «Голосе», опять стал писать и печатать написанное, но томился убожеством орловской жизни и вновь решил пуститься в странствия. Сменив несколько городов, нигде не оставаясь надолго, он наконец не выдержал и послал Лике телеграмму: «Буду послезавтра». Они снова встретились.

Существование порознь для обоих оказалось невыносимым.

Обратите внимание

Началась совместная жизнь в небольшом городке, куда переселился Георгий. Оба работали в управе по земской статистике, постоянно были вместе, посетили Батурине. Родные отнеслись к Лике с сердечной теплотой. Все как будто наладилось.

Но постепенно сменились роли: теперь Лика жила только своим чувством к Алексею, а он уже не мог жить только ею. Он уезжал в командировки, встречался с разными людьми, упивался ощущением свободы, вступал даже в случайные связи с женщинами, хотя все так же не мыслил себя без Лики.

Она видела перемены, изнывала в одиночестве, ревновала, была оскорблена его равнодушием к ее мечте о венчании и нормальной семье, а в ответ на уверения Алексея в неизменности его чувств как-то сказала, что, по-видимому, она для него нечто вроде воздуха, без которого жизни нет, но которого не замечаешь.

Совсем отрешиться от себя и жить лишь тем, чем живет он, Лика не смогла и, в отчаянии написав прощальную записку, уехала из Орла.

Письма и телеграммы Алексея оставались без ответа, пока отец Лики не сообщил, что она запретила открывать кому-либо свое убежище. Алексей едва не застрелился, бросил службу, нигде не показывался.

Попытка увидеться с ее отцом успеха не имела: его просто не приняли. Он вернулся в Батурине, а через несколько месяцев узнал, что Аика приехала домой с воспалением легких и очень скоро умерла.

Это по ее желанию Алексею не сообщали о ее смерти.

Ему было всего двадцать лет. Еще многое предстояло пережить, но время не стерло из памяти эту любовь — она так и осталась для него самым значительным событием жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Пересказ произведения Бунина «Жизнь Арсеньева. Юность» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/pereskaz-proizvedeniya-bunina-zhizn-arseneva-yunost/

Иван Бунин, роман “Жизнь Арсеньева”: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Иван Бунин – знаменитый русский писатель-эмигрант, живший в начале XX века. Мы рассмотрим одно из самых серьезных его произведений – «Жизнь Арсеньева». Краткое содержание, анализ романа и характеристика героев будут основной темой данной статьи.

О книге

Роман был начат в 1927 году, а завершен к 1933. Первые главы начали издаваться сразу с 1927 года. Это самое объемное произведение, что написал Бунин. «Жизнь Арсеньева» (краткое содержание по главам будет изложено ниже) принесла писателю Нобелевскую премию в области литературы в 1933 году.

Много времени и сил отняло у Бунина это произведение – писатель по несколько раз переписывал главы, отшлифовывая язык, стараясь достичь совершенства. Близкие друзья позднее в своих воспоминаниях о писателе рассказывали, что роман дался ему очень трудно.

Бунин «Жизнь Арсеньева»: краткое содержание

Главный герой произведения – Алексей Александрович Арсеньев. Он — русский дворянин, которому суждено было пережить февральскую революцию и бежать заграницу. Книга посвящена всей его жизни, начиная с описания детских дней и заканчивая временем, проведенным на чужбине. В романе много рассуждений героя о покинутой родине.

Книга первая

Итак, начнем излагать краткое содержание. «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина начинается с описания главного героя. Алексей родился в 70-е годы XIX века в России. Его отец Александр Сергеевич владел усадьбой на хуторе Каменка, где и провел свое детство главный герой в тиши русской природы.

Мать занимала в его жизни особое место, он ощущал себя неотделимым от нее. Отец завораживал свои жизнелюбием, а младшая сестра Ольга была лучшей подругой.

Затем появился первый учитель Алеши Баскаков. Он еще в молодости покинул свою зажиточную семью после ссоры с отцом, а в итоге не получил наследство. Теперь Баскаков вынужден скитаться по миру.

Важно

Но вскоре Алексей впервые столкнулся со смертью – неожиданно умерла младшая сестра Надя. После нее скончалась бабушка, после которой Арсеньевы получили поместье в наследство. После пережитого горя Алеша стал читать книжечки о великомучениках и святых. Только через несколько месяцев он вновь вернулся к поэзии и художественной литературе.

Беспечные дни детства и общения с семьей и Баскаковым закончились, когда пришла пара поступать в гимназию.

Книга вторая

Теперь кардинально меняется жизнь Арсеньева. Краткое содержание рассказывает о том, как родители отвезли Алешу к помещику Ростовцеву в город. Это оказался стройный высокий человек строгих жизненный правил, гордящийся своим русским происхождением. Именно в его доме должен жить Алеша, пока учится в гимназии.

Новое место ему не понравилось. Друзей среди сверстников не нашлось, а преподаватели оказались скучными людьми, казенно рассказывающие уроки. Мальчик мечтал о каникулах, когда поедет домой. Семья его в этом время переехала уже в имение Батурино, доставшееся от бабушки. А родную Каменку пришлось продать, так как денег не хватало.

Когда Алексею исполнилось 14 лет, арестовали его старшего брата Георгия, который был обвинен в причастности к революционерам. Для Алеши это оказалось потрясением. Через год мальчик бросил гимназию и вернулся домой. Отец сначала бранил его, а потом решил, что может из сына получится новый Лермонтов или Пушкин.

Юноша много размышлял о жизни и смерти, много читал и мало общался с посторонними. Вскоре он влюбился. Его брат Николай взял в жены немку, у которой была дальняя родственница Анхель. Именно в нее был влюблен Алексей целую зиму. Это чувство помогло пережить ему еще одну утрату – умер дальний родственник Арсеньевых, к которому герой был привязан.

Книга третья

После похорон вновь изменяется жизнь Арсеньева. Краткое содержание по главам описывает очередной удар для пятнадцатилетнего юноши – разлука с любимой. Не радует его даже известия о публикации его первого сборника стихов.

Его отец уже давно оставил хозяйственные дела и большую часть времени находится в хмельном состоянии. Алеша видел, как постепенно опускается Арсеньев-старший, и с печалью думал о судьбах стареющей матери и сестры Ольги, которая должна была так и остаться старой девой. И самому ему приходилось несладко. У него не было даже собственной одежды на выход, и он одалживал старый пиджак Григория.

Читайте также:  Над чем меня заставила задуматься комедия недоросль сочинение

Лето Алексей провел в поместье брата Николая, где работал вместе с мужиками. Осенью он отправился в город продавать урожай. Все это постепенно зародило в юноше желание покинуть родное Батурино.

Совет

Через год Николай купил соседнее имение, куда взял с собой и Алексея. Здесь брат нанял молодую и замужнюю горничную Тоньку. С этой девушкой у Алексея тут же начался роман. Сам герой говорит о своей страсти как о помешательстве.

Он с нетерпением ждал встреч, умирая от ревности, и никак не мог образумить сам себя. Тонька постепенно поняла, насколько Алексей ее любит, и начала его мучать.

Окончил их связь Николай, рассчитавший горничную по просьбе ее обозленного мужа.

Книга четвертая

Продолжаем излагать краткое содержание романа Бунина «Жизнь Арсеньева». Все больше Алексей думал о том, чтобы покинуть разоряющийся дом и начать жить самостоятельно.

Герой едет в Орел, где собирается работать в местной газете «Голос». Однако на станцию прибыл Алексей с опозданием и застал только поезд на Харьков. Неожиданно герой решает отправиться именно туда.

К тому же там живет брат Григорий.

Как только молодой человек прибыл в Харьков, на него обрушилась волна новых впечатлений и знакомств. Друзья Григория сильно отличались от деревенского окружения.

Многие из них участвовали в волнениях и побывали в ссылках. Эти люди были нетерпимы и прямолинейны, рассуждали о будущем России, строили планы, собирались бороться за конституционную республику.

Однако народа, который так рьяно защищали, они совершенно не знали.

Алексею не нравилась эта компания, но выбора у него не было. Прошла зима. Алексей много времени проводил в публичной библиотеке, а его брат служит в земской управе. Весной пришло известие о разорении имения, отцу пришлось заложить Батурино. Также выяснилось, что Григорий живет с замужней женщиной, которая разделяет его идеалы.

Алексей решает вернуться домой в Батурино. Но по дороге он заехал в Орел, где познакомился с редактором «Голоса» Надеждой Авиловой. Женщина познакомила его с Ликой Оболенской (своей кузиной), и молодой человек вновь влюбился.

Книга пятая

Переходим к описанию завершающей части романа «Жизнь Арсеньева» (краткое содержание). Алексей получил место в «Голосе». Теперь он постоянно мечется между Орлом и Батуриным. Лика то отталкивает его, то приближает к себе.

https://www.youtube.com/watch?v=Xq5pOrut0yA

Прошла осень. Как-то отец Лики пригласил Алексея в дом и объявил, что не согласится на их брак, потому что не хочет, чтобы его дочь прозябала в нищете.

Когда Лика узнала об этом, то сказала, что не сможет пойти против воли отца. Однако в ноябре влюбленные вновь сблизились, когда Алексей окончательно переехал в Орел.

Но молодые люди не достигли взаимопонимания. В итоге Лика покинула вместе с отцом Орел.

Обратите внимание

Алексея мучило чувство одиночества. Он работал в «Голосе», общался с Авиловой. Герой вновь начал писать, однако это не удовлетворяло его. Прошло немного времени, и Алексей решает отправиться путешествовать. Авилова предлагает поехать в Москву вместе, но герой пугается и отказывает.

Будучи в Витебске и собираясь в Петербург, Алексей послал Лике телеграмму о скором прибытии. Влюбленные встретились на вокзале и поняли, что не могут жить друг без друга.

Началась новая жизнь в южном городке, где обосновался Григорий. Лика и Алексей работали в местной земской управе. Однако его постоянные отлучки и измены вынудили Лику покинуть город. Вскоре молодой человек узнал, что Лика заболела воспалением легких и умерла.

Алексей вернулся домой. Ему было 20 лет. Но любовь к этой женщине осталась с ним навечно.

Так заканчивается роман «Жизнь Арсеньева». Краткое содержание по книгам, изложенное нами, дает возможность для анализа произведения.

Анализ

«Жизнь Арсеньева» — художественная биография и жизнеописание русского дворянства, что подтверждает краткое содержание книги.

«Жизнь Арсеньева» — изложение, при этом не только бытового плана помещичьего уклада. Бунин превращает описание эпохи в декорации для религиозных, духовных и философских вопросов.

Герой на протяжении всего романа осмысливает такие категории, как смерть, жизнь, любовь.

Беспокоят Бунина и вопросы национальной гордости, которые так актуальны для человека, видевшего февральскую революцию и пытающегося осмыслить произошедшее.

Характеристика героев

Алексей Арсеньев – главный герой романа «Жизнь Арсеньева». Краткое содержание дает нам право назвать этого персонажа автобиографичным, так как писатель наделил его в некоторой степени своим жизненным опытом. В произведении мы видим, как герой проходит несколько этапов развития – от ребенка до молодого мужчины. Параллельно с этим Алексей осмысливает и окружающий его мир.

Кульминация внутренней борьбы Алексея происходит, когда он влюбляется в Лику. Чтобы быть с этой женщиной, ему необходимо перебороть собственный эгоизм и желания. Однако это ему не удается, что приводит к гибели любимой.

Что касается остальных персонажей, то все они видятся читателю глазами главного героя. Поэтому не удивительно, что члены его семьи, в детстве представлявшиеся ему идеальными, постепенно «тускнеют» и деградируют под воздействием обстоятельств.

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/ivan-bunin-roman-zhizn-arseneva-kratkoe-soderzhanie-analiz-i-harakteristika

Вопросы и ответы к роману И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

  1. Когда, по утверждению рассказчика — Алек­сея Арсеньева, он вступил в «сознательную жизнь»?
  2. Алексей «незаметно» вступил в созна­тельную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем с удивлением и даже некоторым страхом довольно высокого, худощавого, стройно­го мальчика в коричневой косоворотке. Он много раз видел себя в зеркале, но только сейчас заметил и осознал, что вы­рос, и был удивлен и даже напуган этим.

    Его волнует многое: перемена, произо­шедшая с ним, новый облик, ощущение своей привлекательности, смутное пред­чувствие перемен. Ему довелось также пе­режить много горя — смерть бабушки, сестры Нади. Тема взросления героя ста­новится одной из основных тем «Жизни Арсеньева».

  3. Алексей вспоминает об иллюстрациях в тех книгах, которые он читал в детстве, — они запомни­лись ему на всю жизнь. Остались ли и у вас воспо­минания об иллюстрациях давно прочитанных книг?
  4. Мне особенно запомнились иллюстра­ции к сказкам А. С. Пушкина, выпол­ненные художником И. Билибиным. Пре­красно иллюстрировал «Мертвые души» А. Агин. У каждого моего одноклассника свои воспоминания.

  5. Согласны ли вы с Алешей Арсеньевым, что знакомые строки «У лукоморья дуб зеленый…» так хороши, что их заслуженно можно назвать «колдов­скими»?
  6. Совершенно согласен с Алешей Ар­сеньевым, что строки «У лукоморья дуб зеленый…» завораживают своим очарова­нием, настоящим колдовством слова, по­этичностью художественной речи. В про­логе к «Руслану и Людмиле» собраны из­вестные с детства образы из волшебных сказок.

    Пушкин нарисовал таинствен­но-сказочную картину с «неведомыми до­рожками» и «следами невиданных зве­рей».

    Хочется читать и перечитывать вслед за юным героем подлинно волшеб­ные и таинственные строки, вводящие в чарующий колдовской мир: «Там лес и дол видений полны…» Важно отметить, что Бунин писал свою «вымышленную ав­тобиографию» в зрелом возрасте, и тем до­роже для него воспоминания детства и юности. И потому очарование пушкинско­го пролога к «Руслану и Людмиле» — это и очарование ребенка, и очарование вспо­минающего детские годы взрослого писа­теля.

  7. Как Алеше удается доказать, что «Страшная месть» Н. В. Гоголя утверждает торжество справед­ливости? Убедил ли он вас в этом?
  8. Он видит торжество справедливости в удовлетворении чувства «священнейшей законности возмездия», а это, по его мне­нию, означает конечное торжество добра над злом; и зло должно караться с пре­дельной беспощадностью.

    Такое понима­ние нравственности связано у Алеши с ве­рой в Бога, совершающего справедливость возмездия.

    В представлении героя возмез­дие «повергает человека в сладкий ужас и трепет и разрешается бурей восторга как бы злорадного, который есть на самом деле взрыв нашей высшей любви к Богу и к ближнему».

  9. Опишите приемный экзамен в гимназию. Что спрашивали у Алеши? Знаете ли вы, кто такие амаликитяне? Как отнесся к этому вопросу отец Алеши?
  10. Приемный экзамен описан кратко. Мы только знаем, что Алексей дома готовился к нему три года. Он был несложен: надо было помножить пятьдесят пять на трид­цать, рассказать, кто были такие амаликитяне, четко и красиво написать фразу и прочитать стихотворение Пушкина «Ру­мяной зарею покрылся восток…».

    Рыжий в очках учитель предусмотрительно пре­рвал чтение стихотворения, когда Алек­сей дошел до чтения эротических строк («учителю слишком хорошо было извест­но это пробужденье»). Что касается амаликитян, то это кочевое племя в Палести­не. Слова отца говорят о ненужности, чуждости многого из того, о чем спраши­вали Алешу на экзамене.

    Да и сам он ви­дел в гимназии много ненужного.

  11. Опишите первый бал, на котором удалось по­бывать герою. Сочувствуете ли вы его переживани­ям и понятны ли они вам?
  12. Это был бал в женской гимназии. Сто­яли морозные дни. Во дворе женской гим­назии выравнивали сугробы по бокам про­езда к парадному крыльцу и сажали в два ряда нарядные густые свежие елки.

    На­встречу Арсеньеву и Глебочке шли гимна­зистки в шубках и ботинках, в хорошень­ких шапочках и капорах, с длинными посеребренными инеем ресницами и лу­чистыми глазами, некоторые из них при­ветливо звали на ходу: «Милости просим на бал!» Эти девочки пробуждали в герое первые чувства, чувства, «которым суж­дено было впоследствии владеть мной с такой силой…».

    Бал пробудил в Арсеньеве целую гамму воспоминаний. Он был нарядным, краси­вым, легким и ловким гимназистом в но­вом синем мундирчике и белых перчат­ках. Он радостно мешался в нарядной де­вичьей толпе, носился от радости по коридорам и лестницам, скользил по пар­кету среди танцующих.

    Важно

    Он вспоминал ог­ромную залу, залитую жемчужным све­том люстр, хор с торжествующими гро­мами военной музыки. Он дышал тем душистым зноем, которым дурманят балы новичков. Каждая девочка, детали ее внешности и одежды волновали юного ге­роя, очаровывали его. Материал с сайта //iEssay.

    ru

    Из воспоминаний Арсеньева неясно, танцевал ли он сам или только в радост­ном вихре носился среди танцующих. Са­мое главное в этих воспоминаниях — пе­редача чувства, настроения входящего в пору «юности мятежной» героя, от лица которого ведется повествование. Эти чув­ства светлые, радостные, захватывающие все существо Алексея.

    И как бы ни меня­лись времена, они становятся понятными и новым поколениям, нынешним стар­шеклассникам. Очень хочется, чтобы на­ши школьные вечера назывались балами, а не дискотеками, потому что бал — это праздничное действие, которое символи­зирует вхождение в неизведанное, откры­вает новые, благородные чувства.

    Пони­мая переживания Арсеньева, мы немного завидуем ему.

  13. Попробуйте дать собственный комментарий к стихотворениям Пушкина, о которых говорится в тексте. Используйте опыт рассуждений, которые вы нашли на страницах произведения Бунина.
  14. Привлекает восторженность мальчика произведениями русской поэзии, особен­но стихами Пушкина, без которых он уже не мыслил своего существования и кото­рые органически вошли в его жизнь, со­провождая повседневные наблюдения, за­боты, просто созерцание картин собствен­ного быта. Мы чувствуем, что особенно Алексея привлекают картины природы, созданные Пушкиным, которые углубля­ют поэтический характер восприятия им окружающей действительности.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/b/bunin/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/zhizn-arseneva/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-romanu-i.-a.-bunina-zhizn-arseneva

Мое мнение о романе Бунина «Жизнь Арсеньева»

Самым крупным произведением И. А. Бунина, созданным в эмиграции, был роман «Жизнь Арсеньева». Это автобиографический роман, в котором писатель рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях бытия. Я с упоением прочла роман.

Книгу, которую писатель создавал одиннадцать довоенных лет, я воспринимала как живой организм. Действительно, этим произведением Бунин оставил свой след на земле. Я не могла без восторга читать пятую её часть — о любви, которая и по замыслу, и по воплощению близка к моим любимым рассказам И. А.

Бунина из цикла «Темные аллеи».

Трогательно, что эта бунинская вещь — самая откровенная, лирическая. Я ощутила не только лирическую прелесть этого творения, но и постоянное присутствие автора, прошедшего долгий жизненный путь.

Разве не восхищает возврат шестидесятилетнего человека в собственное детство и юность — и тут же «скачок» в собственную старость. Ах, как хороша лирическая проза Бунина, в нее легко погрузиться, но из нее трудно выйти. Эта проза действительно влечет за собой.

Я почувствовала, читая, что нельзя в этой книге пропустить ни слова, иначе рассыплется целое, нарушится слияние настоящего и прошлого, запечатленное в этом речевом потоке.

Я согласна с мнением, что герой «Жизни Арсеньева» — это как бы сам И. А. Бунин, у которого детство, юность сложились столь благоприятно и гармонично, что он только и занимался тем, что набирал духовные силы.

И я с благодарностью вспоминала свое прекрасное детство, в котором была любима и счастлива рядом с братом и сестрой.

Читайте также:  Анализ рассказа пришвина голубая стрекоза

Спасибо огромное моей дорогой матери, которая не только подарила мне красоту мира, но первая научила меня любить творчество великого Пушкина и ощущать прелесть народной песни.

Совет

Она научила меня восторгаться прекрасными явлениями действительности, зажгла искорку в моей душе, которая не дает жить спокойно, поддерживает постоянно костерок духовности, потребность постигать прекрасное.

Я наслаждалась чтением каждой из пяти книг, это была настоящая духовная работа, которая происходила не только в герое, но и во мне, читательнице.

Дом, родители, окружающая природа; первая увиденная смерть; религия; чтение Пушкина и Гоголя; преклонение перед братом Георгием; казенщина и серость гимназии; первые влюбленности, стремление познать мир, первые путешествия. Мне нравится Арсеньев тем, что ему хочется «что-нибудь» выдумать и рассказать в стихах, понять и выразить что-то, происходящее в нем самом.

Пятая книга, на мой взгляд, самая важная в романе Бунина. Развитие в Арсеньеве художника показано через главное событие его юности — любовь к Лике.

Интересен период творческого пробуждения Арсеньева. Изменился его характер: он стал мужественнее, проще, добрее, спокойнее. Идея «вечной неразлучности» с любимым человеком, высказанная героем,- дорога и близка мне, а у Арсеньева вызывала недоумение: «Неужели и впрямь мы сошлись навсегда и так вот и будем жить до самой старости, будем, как все, иметь дом, детей?..»

Как жаль, что Лика полюбила Арсеньева по-настоящему, а он не мог оценить эту великую способность женщины. Жить только ею он не мог, — нашел цель и опору в творчестве.

Осуждаю его за то, что, опьяненный творческой свободой, герой увлекался другими женщинами: «Я поэт, а всякое искусство, по словам Гете, чувственно».

Печально, что Лика все-таки не была рождена спутницей художника, которая могла бы раствориться в нем, в его жизни, в его интересах, — и постепенно их любовь стала сходить на нет. Эта женщина близка мне своей душевной красотой, верностью любимому, постоянством чувств.

Обратите внимание

Лика страдала. Ушла от него и вскоре умерла. Любовь ушла, оставшись в Арсеньеве в виде памяти: «Так нежно и хорошо я любил тебя, что лучшие минуты этого чувства останутся для меня самыми благородными и чистыми ощущениями во всей жизни».

Прочитав «Жизнь Арсеньева», лучшую книгу Бунина, я поняла, что она стала одной из главных моих книг, незабываемых, очень духовных и красивых.

Источник: http://www.rlspace.com/moe-mnenie-o-romane-bunina-zhizn-arseneva/

Иван Бунин “Жизнь Арсеньева” (1930)

Нужно иметь талант, чтобы видеть положительные черты в отрицательных моментах жизни. Былое воспринимается с болью, но надежда на светлое будущее всё равно остаётся. А если не знаешь, что ждёт тебя впереди, то продолжаешь сохранять хорошее настроение.

Со стороны поведение такого человека воспринимается с удивлением, будто он не от мира сего.

Когда общество лихорадит и все заботы о скором сломе традиций, находятся люди, чьи помыслы не распространяются дальше окрестностей дома, их внимание привлекают облака на небе и букашки в траве, они размышляют лишь о прочитанных книгах и живут второй жизнью на страницах литературных произведений.

Именно таким человеком был Алексей Арсеньев, судьбу которого взялся отразить Иван Бунин. Для такого персонажа писатель был готов вывернуть себя наизнанку, чтобы поделиться собственной болью и личными воспоминаниями, касающимися навсегда утраченных иллюзий.

Бунин подробно останавливается на детских годах Арсеньева. Показывает становление человека, каким было его окружение и отчего его душа тянулась поражать знакомых поэтическим складом ума.

Алексей находил радость в мелочах, не думая о чём-то другом, получая удовольствие от перечитывания полюбившихся книг. “Жизнь Арсеньева” переполнена размышлениями главного героя о творчестве русских классиков; и не всегда это приятные впечатления.

Над чем-то юный Алексей бессовестно подтрунивает, а то и находит ершистые слова, исходя из довольно странных ассоциаций. Он готов прогуляться по цепи вместе с котом учёным на дубе у Лукоморья.

Важно

А может закрыть книгу и найти грача-калеку, чтобы облегчить страдания птицы самым негуманным способом. Портрет любознательного романтика никак не складывается. Арсеньев продолжает оставаться далёким от реальности человеком.

Взросление Алексея не могло не коснуться. Он и не мечтал навсегда остаться ребёнком. Ему противно общаться с детьми в гимназии. Его постоянно подталкивают обособиться от учеников, чьи родители не имеют благородного происхождения, подбивая вступить в дворянский кружок.

Всё это никак не касается Арсеньева, с годами он лишь сильнее замыкается в себе. Бунин усиливает напор на художественные произведения, на страницах которых Арсеньев продолжает жить.

Общество же лихорадит ещё сильнее, и если бы не трагедия в семье, Алексей так и не смог бы понять суровую правду реальности. Тонкость его мысли не имеет места для расширения. Бунин не даёт главному герою права на переоценку воззрений.

Автору остаётся лишь сбросить мешком на его плечи любовь, дабы ошарашить Арсеньева, надеясь на долгожданный всплеск эмоций. И он происходит – нет людей, способных быть равнодушными к этому чувству.

Арсеньев чем-то напоминает самого Бунина. Оба они любили писать стихи. Сам же Арсеньев к зрелым годам начинает всё лучше осознавать обстановку вокруг. Этому способствует сама жизнь. Отец отдал имение за долги.

Алексей мотается по стране, всё чаще его посещают мысли о самоубийстве. А тут ещё не даёт покоя любимая девушка, негативно влияющая на его психическое самочувствие.

Горестных моментов становится больше, и нет никакой возможности от них отстраниться.

Совет

Остаётся вспомнить героев Тургенева. Но те имели твёрдые убеждения и шли к осуществлению поставленной цели. Неважно, достигали они её или нет. Они были последовательными до конца и никому не позволяли себя переубедить.

Алексей Арсеньев не такой – он слишком поздно повзрослел, будет метаться всё оставшееся ему время и рано или поздно всё-таки доведёт пистолет до головы, но пока Бунин прерывает повествование на печальном моменте, после которого Арсеньев сойдёт с ума или сведёт счёты с жизнью.

Также поступали тургеневские герои. Только до чего же разными путями они шли к одному и тому же решению.

Дополнительные метки: бунин жизнь арсеньева критика, жизнь арсеньева анализ, жизнь арсеньева отзывы, жизнь арсеньева рецензия, жизнь арсеньева книга, Ivan Bunin, The Life of Arseniev

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– Стихотворения и рассказы
– Повести и рассказы
– Митина любовь
– Окаянные дни
– Воспоминания. Под серпом и молотом
– Тёмные аллеи

Источник: http://trounin.ru/bunin30/

Арсеньев герой романа Бунина «Жизнь Арсеньева»

Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. — Каменка — во многом напоминает родину Бунина — хутор Бутырки Елецкого уезда; отец А.— Александр Сергеевич — это воссозданный портрет отца Бунина — Алексея Николаевича.

В русской литературе образ А. замыкает целый цикл художественных автобиографий из жизни русского поместного дворянства («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Детство Никиты» А. Н. Толстого). К созданию образа А. Бунин подошел задолго до написания самого романа.

Фактическими набросками к «Жизни Арсеньева» считают его «Безымянные записки» и «Книгу моей жизни» (1921). Роман «Цикады» (1926), написанный, по определению И. Ильина, в жанре философско-религиозных «мечтаний», тоже является как бы последним подступом к образу А. В 1929 г. Бунин публикует написанный в 1906 г.

Обратите внимание

рассказ «У истока дней» и дает ему подзаголовок: «Из давних набросков «Жизни Арсеньева»».

В романе Арсеньев герой, проходящий несколько ступеней развития, — от первых шагов маленького ребенка, воспринимающего мир и себя самого лишь на уровне зрительных и звукевых реакций; через отрочество подростка, начинающего ощущать пространство и время, многомерность окружающего его мира, неоднозначность встречающихся в его жизни людей и, наконец, обнаруживающего в себе самом первые признаки самоанализа, внутренней рефлексии; к юности и полувзрослому состоянию, когда начинается самостоятельная (и от родителей, и от дома) жизнь, когда в его душе разыгрывается глубокая драма первой любви с вплетающейся в нее проблемой различения своей самости, эгоизма и истинной свободы своего Я.

Неразрешенность этой дилеммы для юного А. приводит любовную драму к трагическому исходу (смерть Лики). Видимо, в истории отношений А. и Лики нашла отражение бунинская «теория любви»: любовь-страсть превращается в любовь-привычку, любовь-привязанность, прибежище от одиночества.

Сам Бунин позже писал о созданном им образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!..

Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится».

Основная особенность образа А.

в том, что он как бы раздваивается на двух Арсеньевых: один — «юный» — живущий, взрослеющий, совершающий ошибки, делающий свои «первичные» умозаключения; другой — «повествователь», — уже с расстояния прожитых лет оценивающий поведение «юного» А., вспоминающий и оценивающий его чувства и мысли, его взаимоотношения с людьми. Некоторые исследователи поэтому сравнивают А. с героем «Поисков утраченного времени» Пруста.

Как и у Пруста, Арсеньев вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего восприятия; это «воспоминания о воспоминаниях», память о памяти, которая «есть некая совершенно особая духовная сущность, понимаемая художником как суть искусства».

Бунин в начале романа приводит цитату из рукописи поморского проповедника XVIII века Ивана Филиппова: «Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии…» В последнее время сам роман относят к категории феноменологического романа (Ю.

Важно

Мальцев) — «ego cog-ito cogitata qua cogitata». Тем не менее образ А. остается в русле русской толстовско-достоев-ской психологической традиции.

Для него главный вопрос не «как жить», а «в чем смысл жизни», которая есть «ни на единый миг не останавливающееся течение несвязных чувств и мыслей», но которая «еще нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уже никак нельзя уловить и выразить…».

Рекомендуем почитать ►

Содержание пьесы Крылова «Сочинитель в прихожей»

Во многом образ Арсеньева имеет ностальгический характер: он гордится своим родом — «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У А.-«повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». А.

— не эпический, а лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства», он отдает предпочтение «вечным темам». Призывы типа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» раздражают А.-человека и А. писателя. Образ А.

у многих исследователей ассоциируется с «Третьей симфонией» Рахманинова (1936): те же элегические видения детства и юности, та же красота и радость отчего дома и родной природы, та же цикута ностальгии, то же душевное смятение, удручающая радость дум о смерти, пронзительное ощущение свершившихся в мире катаклизмов (Н. П. Смирнов).

Высказывалось также мнение, что образ А. и весь роман имеют музыкальную структуру, строящуюся на вариациях шести тем: любовь, природа, искусство, душа, Россия и биологическая наследственность.

Если «юный» А. погружен в «быт», который проявляется для него в «стремлении к прекрасному в каждой мелочи» (он даже «упрекает» Марка Аврелия в том, что у того «было пониженное чувство жизни»), то А.

-«повествователь» практически теряет свою земную телесность, жизнь превращается для него «в вечное ожидание»: то он, подобно Данте, поднимающемуся на гору Чистилища, взбирается ко гробу усопшего великого князя, с которым когда-то встретился в молодости (конец 4-й части), то ему (во сне) является образ давно умершей Лики, и он видит ее «с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда». Образ А. превращается в воспоминание души героя о своей «земной» жизни в России.

 

Источник: http://www.getsoch.net/arsenev-geroj-romana-bunina-zhizn-arseneva/

«Жизнь Арсеньева»: история создания и публикации, анализ романа

«Жизнь Арсеньева» — роман И.А. Бунина. По свидетельству В.М. Муромцевой-Буниной Иван Алексеевич задумал написать роман о жизни в день своего пятидесятилетия в 1920 году. Автобиографические мотивы встречались и в его более ранних произведениях — например, публикуя в 1929 г. новый вариант рассказа «У истока дней», Бунин дал ему подзаголовок «Из давних набросков «Жизни Арсеньева».

Читайте также:  Сочинение жизнь современной молодежи 9 класс

История создания и публикации

Роман был начат 22 июня 1927 г. в Грассе и дальнейшая работа над ним продолжалась (с небольшими перерывами) до 1938 года. Отдельные главы были впервые напечатаны в парижских газетах «Россия» и «Последние новости» в 1927 — 1928 гг. Полностью первые четыре книги были опубликованы в журнале «Современные записки» в 1928 (кн. 34, 35, 37) и 1929 г. (кн. 40) под заглавием «Жизнь Арсеньева.

Истоки дней». В 1930 г. журнальный вариант с небольшой правкой вышел в издательстве «Современные записки» отдельным изданием. С 1933 г. в берлинском издательстве «Петрополис» выходило собрание сочинений Бунина, в XI том которого (1935 г.) вошел роман.

Для этого издания Бунин отредактировал текст — изъял некоторые автобиографические подробности, сократил описания, не имеющие отношения к состоянию души героя. Пятая книга романа, частично опубликованная в «Современных записках» (1933 г., кн. 52 и 53), вышла отдельной книгой в «Петрополисе» в Брюсселе с заглавием: «Жизнь Арсеньева. II. Лика». В 1952 г. нью-йоркское издательство им.

Совет

Чехова выпустило первое полное издание романа «Жизнь Арсеньева. Юность». Для этого издания Бунин значительно переработал текст прежних публикаций, многое сократил.

Уже публикация первых глав «Жизни Арсеньева» в «Современных записках» вызвала положительные отклики критики разных направлений. О романе писали Г.В. Адамович, К. Б. Зайцев. М. Алданов, Ю.И. Айхенвальд, П. Пильский, В.Ф. Ходасевич, З.Н. Гиппиус.

При всем разнообразии трактовок мнение критиков было единым — русская литература обогатилась новой жемчужиной. Вероятно, роман наиболее полно выразил то чувство ностальгии по России, по ее укладу, ее деревням и косогорам, которое так остро ощущали многие эмигранты. В 1961 г.

произведение впервые было опубликовано на родине писателя — отдельные главы появились в журнале «Москва», а вскоре вышла и книга.

«Жизнь Арсеньева»: анализ романа Бунина

Свое нежелание продолжать роман писатель так объяснял Марку Алданову: «Я там писал о давно умерших людях, о навсегда утраченных делах. В продолжении надо бы писать в художественной форме о живых, — разве я могу это сделать?» Но «Жизнь Арсеньева» нельзя назвать автобиографией. Сам Бунин категорично отрицал отождествление «Жизни Арсеньева» с «Жизнью Бунина».

Он говорил, что книга автобиографична лишь постольку, поскольку автобиографично всякое художественное произведение, в которое автор непременно вкладывает часть своей души. Бунин называл «Жизнь Арсеньева» «автобиографией вымышленного лица». И все-таки в Алексее Арсеньеве многое от Бунина — только в очень сконцентрированном виде.

Черты характера, взгляды, которые у Бунина вырабатывались годами, юный Арсеньев получает как бы сразу, от рождения; события, растянутые в жизни Бунина на годы, в жизни Арсеньева происходят за месяцы. Прототипы главных героев тоже легко узнаваемы. Отец, брат, учитель Баскаков, Анхен и многие другие — опоэтизированные образы действительно живших людей.

«Жизнь Арсеньева» Бунина можно назвать романом памяти, биографией памяти.

Памятью нарисован образ Лики — главной героини романа: Варвара Владимировна Пащенко, дочь елецкого врача, первая любовь Бунина, вошла в его творчество, оставила след во многих неповторимых бунинских женских образах, но главным памятником ей стала все-таки Лика.

Сложные, противоречивые отношения Бунина и Вари Пащенко длились около пяти лет и закончились в 1894 г. замужеством Варвары Владимировны. Бунин тяжело пережил разрыв, был близок к самоубийству. Всю жизнь нес он в сердце эту привязанность, точнее, память о ней.

Из всех событий романа описание любови Лики и Алеши Арсеньева наиболее далеко от реальных событий. Здесь речь идет не о той женщине, которую Бунин когда-то любил, а о самой любви, о силе молодой страсти, силе чувства.

Поэтому и умирает Лика в конце романа, ибо за такой любовью уже ничего не может быть (Варвара Пащенко прожила после разрыва еще более двадцати лет и умерла в Москве). В.Н. Муромцева-Бунина писала, что в Лике воскресла «любовь молодого Бунина, сила, страсть, чувства его. Я нахожу, что в Лике — все женщины, которых он любил».

Обратите внимание

Узнаваемо и место действия романа. Оторванный от родных мест, лишенный возможности вернуться Бунин вновь и вновь вспоминал — и воспоминания ложились на бумагу удивительными, лиричными строками.

Хутор Бутырки (в романе — Каменка), Батурино (Озерки), степной южнорусский городок Елец, в романе так и не названный, но более чем узнаваемый, степные черноземные просторы, изрезанные суходолами и оврагами. Бунин подарил Арсеньеву свою страстную любовь к природе, способность чувствовать ее, обостренность всех чувств.

Ему несколькими почти незаметными мазками удается так показать пейзаж, что чувствуются запахи и звуки, а главное, душевное состояние героя, которое этот пейзаж оттеняет.

«Жизнь Арсеньева» занимает особое место в творчестве Бунина. Прежде всего, это самое крупное произведение признанного автора короткого рассказа. Движения души, впечатления, мысли о жизни и смерти, о назначении человека, о Боге — из этих нитей плетется канва романа.

Роман — попытка описать жизнь одного человека, становление его личности, историю его души: от первого младенческого взгляда на мир до первых страстей и столкновений с этим миром. Бунина интересует прежде всего развитие «я», его взаимоотношение с миром, воспринимаемое с тех же личностных позиций.

Роман нельзя назвать биографией конкретного человека Алексея Арсеньева, это именно жизнь Арсеньева — жизнь, в которой одни события, казалось бы незначительные, оставляют яркий след, а другие стираются из памяти навсегда, в которой важнее, какой закат был в определенный день и как пахли травы, чем какой губернатор правил в губернии и какая партия имела наибольшее влияние.

В этой жизни важнее что чувствовал герой в дороге, чем то, куда и с какой целью он ехал. Роман предельно лиричен, поэзия и проза слились в нем воедино, дополняя друг друга, создавая новый неповторимый жанр.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/zhizn_arseneva_istorija_sozdanija_i_publikacii_analiz_romana/23-1-0-1286

Художественный мир И.А.Бунина в произведении «Жизнь Арсеньева»

/ Сочинения / Бунин И.А. / Жизнь Арсеньева / Художественный мир И.А.Бунина в произведении «Жизнь Арсеньева»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» стал наиболее значительным произведением эмигрантской поры. Он носил итоговый характер, обобщая явления и события почти полувековой давности.     В «Жизни Арсеньева» запечатлены факты жизни самого Бунина. Роман не просто лирический дневник далеких, безвозвратно отошедших дней.

Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат темой для философской и этнической концепции позднего Бунина.

Автобиографический материал преображен писателем так сильно, что роман смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художественно осмысляются «вечные» проблемы – жизнь, любовь, смерть.

Важно

    Шаг за шагом продвигаемся мы вместе с Алешей Арсеньевым лестницей его бытия: детство, все темно, лишь временами, как бы сквозь узкие щели, набегает яркий свет («Постепенно, смелея, мы узнали скотный двор, конюшню, каретный сарай, гумно, Провал, Выселки», — вспоминает Арсеньев).     «Жизнь Арсеньева» — единственное произведение у Бунина столь широкого охвата жизненного материала.

Покинув родительское гнездо, Алексей Арсеньев попадает в разнообразную социальную среду. Дворянин по крови, с развитой сословной гордостью, он органично входит вглубь крестьянского быта.

Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок, гимназия, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоенный запахом цветов,- из множества лирических миниатюр складывается эта мозаичная картина России, воспетой Буниным.

Любовь к родной стране, преклонение перед ее громадностью и мощью звучит в словах Александра Сергеевича Арсеньева (отца Алеши), и в переживаниях Ростовцева, этого перекупщика скота и хлеба, который, слушая стихи «Под большим шатром голубых небес…» только «сжимал челюсти и бледнел».

    А какие пейзажи возникают на страницах «жизни Арсеньева», как чувствует и откликается писатель на малейшие таковы, что многие отрывки просятся в хрестоматию, пленяя звучностью и благородством языка.     Главное в романе – расцвет человеческой личности, рост ее до тех пределов, пока она не оказывается способной вобрать в себя огромное количество впечатлений.

Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, где впервые проявились его самые ранние творческие импульсы. У Арсеньева обострена чуткость ко всему – «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту ландыша или старой книги».

Если пространственное познание мира протекает строго по времени, то эстетическое- по Бунину – независимо от времени, преодолевает его и даже самое смерть .

    «Жизнь Арсеньева» позволяет нам проникнуть в святая святых – личность художника: «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, — вспоминает Арсеньев, — часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, — и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь я вижу, что это один из важнейших итогов. Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я, и умирая вспомню».     Вся обстановка обветшавшей фамильной усадьбы, воспоминания близких тянули Арсеньева в мир милой старины. Тому же способствовала хранившиеся в библиотеке «в толстых переплетах из темно-золотистой кожи с золотыми звездочками на корешках – Сумароков, Державин, Жуковский, Баратынский, Анна Бунина». Наслаждаясь их стихами, стремяст стать «вторым Пушкиным», Арсеньев резко ощущает свою кровную близость им, глядит на портреты, как на фамильные.     По признаниям Арсеньева, бескорыстная художественная выразительность непрестанно мучила его, в то время как гражданское звучание оставляло равнодушным. Не даром подспудно зреющий конфликт Арсеньева и его любимой Лики во многом питается тем источником, что она понимает чисто поэтических устремлений молодого художника слова. В ответ на его красочные рассказы Лика только пожимала плечами: «Ну миленький, о чем же тут писать!.. Чего же все погоду описывать!» Лика – тип женщины, которая не умела и не научилась любить. Лика не рождена для того, чтобы стать спутнице художника.     По своему жанровому своеобразию «Жизнь Арсеньева» характеризовалась как «симфоническая картина России, монолог о России». В романе – на высшем взлете неповторимого таланта Бунина – прозы сплавились с поэзией, обнажив всю боль тоскующего по родине русского писателя.     Оттенок безнадежности, роковой предопределенности лежит на произведениях Бунина эмигрантской прозы. И все же в этом ряду «Жизнь Арсеньева» выделяется как раз конечным торжеством любви над смертью. Советский писатель Н.П. Смирнов говорил: если брать величавую, страстную, гениальную третью симфонию Рахманинова и провести литературную аналогию, то «Третью симфонию» надо сравнивать с романом-эпопеей «Жизнь Арсеньева», те же элегические видения детства и юности, та же ностальгия, то же душевное смятение, то же пронзительное ощущение свершившихся в мире катаклизмов.     Заканчивается роман более оптимистичнее, чем предыдущее произведение Бунина: время бессильно убить подлинное чувство: «Недавно я видел ее во сне – единственный раз за всю свою долгую жизнь без нее. Ей было столько же лет, как тогда, в пору нашей общей жизни и общей молодости, но в лице ее уже была прелесть увядшей красоты. Она была худа, на ней было что-то похожее на траур. Я видел смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда», — так заканчивается роман. Вспомним ещё раз фразу из чернового наброска к роману: «Жизнь, может быть, дается нам единственно для состязания со смертью…»     В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, обостренным чувством героя и автора к жизни.     Защищая право человека на самобытность, на выявление своих способностей, художник подошел к постижению тех, может быть, самых таинственных, интимно-психологических рубежей, которые разделяют люди, мешая их полному взаимопониманию и счастью.     «Жизнь Арсеньева» — едва ли не самая оригинальная и необычная книга в творчестве Бунина и по жанру, и по своеобразию поставленных проблем, и по тону повествования. «Это не повесть, не роман, не рассказ, — замечал К.Паустовский. – Это веешь нового, ещё не названного жанра. Это слиток из всех земных радостей, горестей, очарований и размышлений. Это – удивительный свод событий одной человеческой жизни, скитаний, стран, городов, морей, но среди этого многообразия земли на первом месте всегда наша Средняя Россия»

    Все это легло в основу романа «Жизнь Арсеньева», произведения, вобравшего весь человеческий и художественный опыт писателя.

Добавил: wladimir95

11395 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00116231320942511390/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector