Сочинение анализ рассказа красавица бунина

Авторская позиция в рассказе Бунина «Красавица»

статьи

школьная программа

Читая рассказ «Красавица», можно сказать, что автор – тонкий художник, которому не чужда тема детства. В описании разобщенности мира взрослых и мира детей четко проявляется авторская позиция Бунина. Краткое содержание рассказа смотрите тут.

Анализ произведения

Повествование построено в форме лаконичного рассказа, ведется от 3-го лица и начинается с описания немолодого вдовца, чиновника казенной палаты, женившегося не так давно второй раз.

Портретная характеристика, построенная на контрасте, помогает познать сущность героя. К примеру, чиновник «молчалив», «скромен», «худой», «пожилой», «чахоточного сложения».

А жена красавица «знает себе цену», «молоденькая», «отлично сложена».

Обозначая персонажей, автор подбирает описательную лексику: «красавица», «отец мальчика», «семилетний мальчик», «покойная мама» и пр. Писатель не называет их по именам, чтобы, во-первых, указать на заурядность определенного типа личностей, а во-вторых, вывести повествование на высокий уровень обобщения.

Обратите внимание

Описывая поведение мачехи к приемному сыну, повествователь использует эпитет «спокойно возненавидела». Что значит спокойно ненавидеть? Когда возможна такая спокойная ненависть? Видимо, только при ясном, полном осознании собственного превосходства, и это лишний раз подчеркивает бездушие людей так называемого «порядочного» общества.

Во втором абзаце читатель сталкивается со следующей ситуацией.

Сначала мачеха делает вид, что не замечает мальчика, потом отец, желая не раздражать свою молодую жену, притворился, что у него нет сына, а затем и мальчик затаился, постарался сделаться незаметным, как будто перестал дышать, а значит, и жить.

По принципу усиления здесь звучит мысль – от недостатка внимания, любви, тепла любой человек, тем более ребенок станет нелюдимым и одиноким. Нравственное уродство губит любое проявление заботы и человечности.

Круглое одиночество мальчика автор передает в последнем абзаце. Особый подбор лексики вызывает сочувствие и жалость к ребенку: «в уголку гостиной», «рисует домики», «читает книжечку» и т. д.

Сюжет повествования лишен развязки – и в этом также проявляется авторская позиция – просто мучительно думать, а дальше то что? Что с ним случится? И выживет ли мальчик в обстановке холодного эгоизма, страха и одиночества? Мы не знаем ответ.

Этот рассказ напоминает нам, взрослым, о том, какие чувства испытывают отверженные дети, как больно быть таким одиноким ребенком. И это напоминание стоит сохранить до того момента, когда мы сами станем родителями и не забывать никогда. Так как нелюбимым детям сложно любить самим и доверять миру. Даже если мальчик и выживет, то вряд ли расцветет.

Не зря детей называют «цветами жизни» — они тоже требуют внимания и заботы, без этого невозможен ни рост, ни развитие.

И можно ли считать красивой женщину, от которой веет холодной расчетливостью, равнодушием, самовлюбленностью? Бунин уверенно доказывает, что нет.  Внешняя красота должна быть подкреплена внутренним богатством и теплотой.

Важно

А значит, и само название произведения иронично. И красота человека исходит не только из внешности — поступки и устремления имеют решающее значение.

Прочитав рассказ до конца, мы уже не воспринимаем эту женщину как красавицу, она вызывает у нас, читателей, неприязнь и отвращение.

Рассказ Бунина анализировала Антонова Елена.

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/bunin-rasskaz-krasavica-analiz.html

Урок-исследование «Без любви все ничто…» (По рассказу И.А.Бунина «Красавица»)

Урок-исследование «Без любви все ничто…»

(По рассказу И.А.Бунина «Красавица»)

Цели:

— научить учащихся постигать идейный замысел произведения и определять авторскую позицию;

— развивать умение анализировать художественное произведение, выявлять роль детали в тексте;

— воспитывать умение видеть красоту души человека.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, портрет И.А.Бунина, текст произведения, иллюстрации к рассказу Бунина «Красавица», текст притчи о красоте, распечатанные оценочные листы для групп.

Ход урока

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня нам предстоит интересный разговор, который касается каждого без исключения. О чём он? Для того чтобы это понять, послушайте, пожалуйста, притчу:

Однажды к Создателю пришла необыкновенной красоты девушка. Постоянно любуясь собой в зеркало, она надменно говорила, что большинство мужчин, повстречавшихся ей на пути, слепли от совершенства ее форм и были готовы на все ради нее. Они оставляли своих жен и забывали о детях. А большинство женщин с завистью смотрели ей вслед.

— Зачем же ты пришла ко мне? — спросил Создатель.

Вдруг лицо Красавицы исказила гримаса гнева и ненависти. Она с презрением продолжила:

— Почему же тогда есть те, кто не восхищается мною, кто не замечает моей красоты? Более того, встречаются и такие, которые отворачиваются от меня или даже гонят меня прочь! Они слепые, Создатель?

— Нет, — услышала Красавица в ответ, — просто на твоем пути, кроме глупцов, встречались те редкие люди, которые могут видеть настоящую красоту, радующую сердце и согревающую душу. Совершенство лица и форм еще не означают истинную красоту. Посмотри на себя сейчас, разве ты прекрасна в своей злобе?

Красавица посмотрелась в зеркальце и, тут же спрятав его, поспешила уйти.

— У нас на уроке тоже есть зеркало, и мы посмотрим, можно ли в нем полностью рассмотреть человека.

После прочтения текст притчи вывешивается рядом с зеркалом.

-Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Учащиеся формулируют тему урока.

Постановка целей урока:

— Наш разговор сегодня – о героях рассказа «Красавица» И.А. Бунина, с творчеством которого вы недавно познакомились. Рассказ этот о том, что такое красота, можно ли назвать красивым бездушного человека, в чём заключается власть красоты. Давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. О чём предстоит поразмышлять? Чему вы должны научиться?

Рассказ «Красавица» написан в сентябре 1940 года. Он относится к позднему периоду творчества писателя, который уже прошел через многое, это опытный и мудрый человек, признанный миром художник слова.

«Красавица» — небольшой по объёму рассказ, но по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, он, пожалуй, превосходит многие другие. Этот рассказ – айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. Давайте попробуем исследовать как-раз-таки подводную часть айсберга. 5 мин.

Итак, рассказ называется “Красавица”.

Мозговой штурм – ассоциации со словом «красавица». (Это может быть как ассоциативное восприятие слова, так и слова – определения). У каждой группы – рисунок. – 2 мин.

На доску вывешивается портрет красавицы с «Гирляндой ассоциаций».

А какое определение красоте дает “Школьный толковый словарь”?1 мин. Прочитаем словарную статью “Красивый”:

1.Доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный…

2. Полный внутреннего содержания, высоконравственный…

3. Привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный…”.

Посмотрим, такая ли красавица в одноименном рассказе Бунина.

Прослушивание рассказа (в это время дети частично маркируют текст)- 4 мин.

В рассказе три центральных образа: чиновник, красавица, мальчик.

Чиновник –1 группа- 2 мин.

пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного сложения”,” “носил очки цвета иода”,“говорил несколькосипло, срывался в фистулу”— по словарю (то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса, требующий особого исполнительского приёма), “казался не интересен во всех отношениях”.  Деталь – “очки цвета йода” — отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её. Герой не просто плохо видит, а не желает видеть лучше, затемняя мир.

Он самый обычный, вроде порядочный. Но …“Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына”. Муж бунинской красавицы не понимает и, возможно, никогда не поймет, что потерял самое дорогое, что может дать судьба отцу, — привязанность и дружбу сына.

Красавица 2 группа-2 мин.

Знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.

? Что настораживает в ее описании («зоркий взгляд») “ … а она знала себе цену”.

Выражение “знать себе цену” дается как противопоставление словам “молчалив”, “скромен”, и означает, что красавица, к тому же, была гордой и высокомерной.

«спокойно возненавидела» — сочетание несочетаемого — оксюморон, поскольку ненависть – это чувство очень сильное. Наречие «спокойно» передает, что красавице это не чуждо, это свойственно ей, это привычно для нее.

Читайте также:  Анализ произведения антоновские яблоки бунина

 
Мы видим подтверждение того, что красота героини мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевная пустота.

Красавица равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.

Совет

Разные чиновник и мачеха становятся одинаковыми в отношении к ребенку. Отец боялся лишиться мнимого счастья, то есть красавицы, которая поработила его душу.

Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, каким будет это решение порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом.

В данном случае – это судьба мальчика, сына чиновника.

Образ мальчика.  3 группа 3мин.

Именно роковая красавица и выбор отца в пользу превратили ребёнка в бесконечно одинокого человека. Вокруг него нет живых людей. Всё, что у него осталось, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан.

(“Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “мамином” сундуке- том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме).

“…смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна…”

Ребенок оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми покинут, предан родным отцом, который из безволия и трусости делает вид, что совер­шенно ничего не замечает.

Жизнь ребенка сера и однообразна.

Писатель не дает прямых оценок происхо­дящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок.

Авторское сострадание звучит в каждом слове. Не случайно Бунин использует такое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («уго­лок», «домики», «книжечка», «постелька», «доб­ришко»). А при создании двух других образов: красавицы и чиновника – таким средством выразительности автор не пользуется. Почему?

(У красоты, имеющей непобедимую власть над сердцами, есть обратная сторона — жестокая и холодная. За правильными чертами, правильными манерами — душевная пустота, калечащая судьбы влюбленных в таких красавиц мужчин… )

И. А. Бунин не с восхищением, а скорее, с горькой иронией называет свою героиню “красавицей”. Какая же она на самом деле?

На доску вывешивается перевернутый портрет красавицы.

Перевернутый портрет красавицы и слова-ассоциации.- 1 мин.

А теперь обратимся к теме урока и выберем тот знак завершения, который, на ваш взгляд, в данном случае наиболее точно отражает сущность красавицы.- 1 мин.

? Почему нет имен Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему:

Совершенство лица и форм еще не означают истинную красоту.

Просмотр видеоролика- 1 мин.

Красоту не увидеть снаружи,Красота изнутри бьет лучом,Марафет наводите на душиТут одежда и грим ни при чём.

Ведь людей по одёжке встречают,

По уму провожают всегда,

Роли внешность совсем не играет,

Если есть у души красота.Ведь любовью людей согревая,Красоту излучают сердца,Лишь была бы душа не криваяПри любом устроеньи лица.

Красоту не ищите снаружи,

Из сердец красота бьет ключом

Не тела украшайте, а души,


Постигая душой, что по чём…

Вероника Тушнова

Рефлексия( по 3 от группы вывешивается на зеркало)- 2 мин.

1 группа — красота

2 группа – красавица

3 группа — автор

Итак, красота – это «огонь, мерцающий в сосуде». Мерцание этого огня увидит только человек внимательный, добрый, чуткий. И не всегда зеркало способно отразить истинную красоту. Его, в принципе, уже и нет на уроке. Да оно нам и не нужно.
И от всей души я желаю вам научиться не только видеть, но и понимать красоту и быть красивыми в самом широком смысле этого слова. 

Домашнее задание: Ролик «Красота»- 1 мин.

Написать сочинение-размышление о том, что такое красота (или о том, в каком случае красота может быть наградой, а в каком – наказанием).

Оценки – листы оценивания.-2 мин.

Спасибо за работу!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-issliedovaniie-biez-liubvi-vsie-nichto-po-rasskazu-i-a-bunina-krasavitsa

Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Анализ рассказа И. А. Бунина «Красавица» (подготовка к написанию части С) Цель урока

Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Анализ рассказа И.А.

Бунина «Красавица» (подготовка к написанию части С)

Цель урока: Провести лингвостилистический анализ рассказ, убедиться в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения, отработать умение выделять главное в тексте, определять позицию автора, выражать свое мнение и аргументировать его, подготовиться к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Методы и приемы: Комплексная работа с текстом, аналитическая беседа, лекция учителя, использование межпредметных связей, работа по теории литературы.

Оборудование к уроку: Портрет И.А.Бунина, текст рассказа, приложение с высказываниями по теме, мультимедийная презентация к уроку.

Эпиграф к уроку Что есть красота ? и почему ее обожествляют люди-

Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий Ход урока

Звучит музыка. Учитель читает слова, взятые в качестве эпиграфа

? О каком понятии идет речь

Действительно, говорится о красоте (подумайте, почему именно эти слова взяты мною в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку (ответ в конце урока))

Слово учителя

Сегодня на уроке будем говорить о женской красоте, анализируя небольшой рассказ известного русского писателя, Нобелевского лауреата И.А.Бунина. Написанный много лет назад ,он волнует и трогает нас, заставляет сопереживать, сочувствовать т.к.

тему Бунин выбрал (по его же собственным словам) «вечную» -навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребенка и матери, вечные печали и радости человеческие.

Обратите внимание

Работая над рассказом, анализируя его, мы должны будем еще раз убедиться в том, что внимательное наблюдение над словом, анализ языковых и изобразительных средств позволяют в полной мере определить замысел автора, идею произведения. Итогом урока должна стать написанная вами творческая работа.

На уроке нам понадобятся знания по теории литературы

рассказ

-идея произведения

-тема произведения

-ирония

-художественная деталь

Учитель читает рассказ

? Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему?

? Какие чувства, эмоции возникали?

Невеселую, совсем не сказочную историю поведал Бунин. Финал поверг в уныние, т. к. нет положительного конца.

? О чем рассказ

Можно выделить основные темы: Судьба мальчика, ставшего никому не нужным и несоответствие красоты внешней красоте внутренней.

? Назовите героев рассказа, кто они (дети обращают внимание, что ни у кого из героев нет имени)

? Почему нет имен (Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему, показать через героев черты общества, для писателя важна трагедия — через общее к частному)

О героях мы узнаем из первых строк рассказа. Найдите портретно-характерологические слова, определяющие их характеры. Расскажите о них.

Чиновник- есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях). Бунин использует метафорический эпитет «Очки цвета йода», что обозначает отстраненность, страх перед жизнью, желание спрятаться от мира.

Герой самый обычный, вроде порядочный.

Красавица- в начале рассказа ее образ не прояснен, т.к. по первым словам о ней очень сложно сказать — положительная она героиня или отрицательная.

? Что настораживает в ее описании («зоркий взгляд»)

Мальчик — его образ раскрывается сразу, чувствуется положительная одобрительная окраска.

? С каких слов начинается завязка рассказа

И вот……

? Почему описывая отношения мачехи к мальчику, автор подмечает «И вот…..красавица спокойно возненавидела мальчика….»

? При каком условии возможна спокойная ненависть

Красавица равнодушием своим, безразличием, душевной холодностью лишила ребенка радости жизни, превратила его в бесконечно одинокого человека.

? Что теперь можно сказать об этой женщине

Она злая, бессердечная, жестокая и ……умная, т.к. при своем «зорком взгляде» сумела сделать вид, что не замечает ребенка совершенно.

? Как ведет себя отец в этой ситуации. Почему?

Разные чиновник и мачеха становятся одинаковыми в отношении к ребенку. Отец боялся красавицы — боялся лишиться ее, т.е ради собственного благополучия, спокойствия, мнимого счастья он принес в жертву детскую жизнь сына.

? Как это все его характеризует

Бунин обращает наше внимание на то, что каждый человек в жизни делает выбор, и от того, насколько будет принято верное, правильное решение порой зависит не только дальнейшая судьба этого человека, но и жизнь людей, которые находятся рядом.

Читайте также:  Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу юшка платонова сочинение

? Чем непохож этот рассказ Бунина на его другие рассказы с точки зрения художественного своеобразия

В этом рассказе отсутствует пейзаж ( описание природы заменено описанием интерьера)

? Почему

Очень сложно говорить о поэтичном, когда в жизни ребенка осталась одна лишь грусть, и наверное жестоко говорить о прекрасном, когда маленький мальчик вместо счастья и радости от детства испытывает лишь страдания.

? Какие еще особенности рассказа можно отметить

Прямая речь в рассказе есть только у героини

? Почему

Она — хозяйка, ее речь соответствует ее статусу ( употребляет Бунин глагол «велела» -глагол в изъявительном наклонении имеет форму повелительного)

Рассказ заканчивается описанием одиночества мальчика

? Какими словами передает автор его «новую» жизнь

Ребенок не видит вокруг себя живых-все, что осталось- воспоминание о маме (книжечка, сундук), писатель умышленно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, тем самым давая понять, что мир мальчика стал маленьким, совсем сузился.

Все это подтверждает лишь то, что он не живет , а существует: нет радости, света, добра в его жизни. Он живет в «круглом одиночестве»

(для сравнения «круглый сирота»)

? Вспомним, что говорил о ребенке Бунин в самом начале рассказа («…..от природы живой..»)

Одна женщина сумела изменить жизнь двух людей — одного подчинив себе, второго уничтожила равнодушием, бессердечием, безразличием…..Вот такая она…красавица…

? Сформулируйте идею произведения

Не может женщина быть достойной уважения, если она жестока в обращении с ребенком. В жизни часто встречается несоответствие красоты внешней красоте внутренней. Детство -самое счастливое и беззаботное время, поэтому страдания детей -очень большая трагедия.

? Почему тогда Бунин назвал рассказ именно «Красавица»

Название рассказа — ирония, ведь , как мы уже выяснили, писатель так назвал женщину, у которой не было души. Вернемся к эпиграфу — красота бывает обманчивая, главное в человеке его душа и доброе сердце.

Звучит музыка

? Что же такое красота

Красота-это не то, что сразу бросается в глаза и «кричит» о себе. Чаще всего это не очень приметное, тихое и спокойное явление. Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в людей. Об этом и предупреждал нас И.А.Бунин в своем рассказе.

Стремясь к любви, ты ищешь красоты,

смотри ж не ошибись, ведь так случается,

что самые прекрасные черты не взгляду,

а лишь сердцу открываются.

В подтверждении слов посмотрите на работу Леонардо да Винчи «Джаконда»

Женщина с неброской внешностью, с легкой грустью в глазах, с доброй улыбкой. Она прекрасна, т.к. доброта — необходимое условие красоты.

Домашнее задание написать сочинение по предложенному тексту ( в качестве эпиграфа к работе можно использовать одно из высказываний) см. приложение

Приложение

  1. Молодец красив, да на душу крив. (Пословица)
  2. ……Нам бы про души не забыть…(В.Шукшин)
  3. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли….(А.П.Чехов)
  4. …Приветливость и доброта делают человека не только здоровым, но и красивым….(Д.Лихачев)
  5. Внешне хороша , да в жизни тяжела. (Пословица)
  6. Добродетель есть здоровье души…(Прудон)

Источник: http://bgconv.com/docs/index-149223.html

«ЖЕСТОКИЕ АЛЛЕИ ЛЮБВИ» (ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА И. А. БУНИНА «КРАСАВИЦА»)

ш

АНАЛИЗ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

А. Г. ЛОШАКОВ

Северодвинск

«Жестокие аллеи любви»

(Лингвопоэтический анализ рассказа И. А. Бунина «Красавица»)

В анализируемом рассказе с позиций металингвистики М. М. Бахтина выявляются образ молвы и мотив ревности, рассматривается их роль в выражении концептуальной и подтекстовой информации.

Ключевые слова: интертекстуальность; диалогичность; жанр молвы; мифопоэти-ческое; концепт «ревность».

Рассказ Бунина «Красавица» входит в цикл «Темные аллеи» (1937-1945).

Содержание всех рассказов, составивших данный цикл, по признанию писателя, «трагическое», все они «только о любви, о ее «темных» и чаще всего о мрачных и жестоких аллеях» [Бабореко 1988: 609]. Соответственно о любви и рассказ «Красавица».

Только вот о какой любви? Ведь в рассказе речь идет о том, как молодая мачеха, возненавидев без явных причин своего семилетнего пасынка, калечит его психику, делает его жизнь невыносимой. Какая уж тут любовь.

Поэтому вполне логично задаться вопросом: почему все-таки этот рассказ включен в сборник «Темные аллеи»? Л. Г. Кайда высказала предположение, что «это еще один оттенок авторской философии любви, в которой, по Бунину, опровергается все логичное, благополучное, внешне связанное с этим чувством… Даже красота, которой поклоняется человечество, оборачивается в этом рассказе

Лошаков Александр Геннадьевич, доктор филол. наук, профессор Северодвинского гуманитарного ин-та, филиала САФУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: loshakov@atnet.ru

уродством и дисгармонией» [Кайда 2000: 126, 130]. Однако, к сожалению, в выводах исследователя ничего не говорится о любовной подоплеке рассказа, имплицирование которой является, на наш взгляд, мотивированным ответом на поставленный вопрос. Решению данной проблемы и посвящена предлагаемая статья.

Интерпретация рассказа осуществляется в ней с позиций металингвистики, объектом которой, согласно Бахтину, является «двуголосое слово, неизбежно рождающееся в условиях диалогического общения, т.е. в условиях подлинной жизни слова» [Бахтин 1994: 399].

Важно

А это предполагает рассмотрение диалогических отношений между внутренними субъектами текстовой деятельности, между изображающей и изображенной речью. «Сложность и трехмерность индивидуального стиля писателя, — подчеркивал Бахтин, — определяется диалогическими отношениями к другим стилям, к чужой речи» [Бахтин 1997: 288].

Полагаем, что именно в этом аспекте — через диалогичность слова — только и возможна экспликация любовного мотива, которым объясняется включение рассказа в цикл «Темные аллеи».

S0

Слово, утверждал Бахтин, «никогда не довлеет одному сознанию, одному голосу. Жизнь слова — в переходе из уст в уста, из одного контекста в другой контекст, от одного социального коллектива к другому, от одного поколения к другому поколению.

При этом слово не забывает своего пути и не может до конца освободиться от власти тех конкретных контекстов, в которые оно входило» [Бахтин 1994: 418].

Интертекстуальность как важнейшее категориальное свойство текста базируется на его диалогических отношениях, она предполагает актуализацию в данном конкретном тексте субъектной инородности того или иного текста, высказывания, слова, функционально-смыслового типа речи, нарративной схемы, прецедентной ситуации и пр.

, чем, собственно, и обусловливается направленное осмысление диалогичности текста, обнаружение в нем экспрессивно-стилистической контрастности, полемичного характера тех или иых его компонентов. Важным моментом является понимание автора и читателя, персонажей текста в качестве его «антропоцентров» [Щирова 2004] — возможных когнитивных субъектов.

Заглавие «Красавица» актуализирует особо значимую для концепции цикла идею красоты, предопределяя вектор нарративного ожидания: красавица, как правило, становится героиней в повествовании, предвосхищая обнаружение сквозных мотивов — соперничества, ревности, власти, красоты и уродства и связанных с ними смыслов, а через них и ценностных позиций взаимодействующих субъектов текстовой деятельности -автора (повествователя), наблюдателя, персонажей. В самом слове красавица именно в силу его непосредственной связи с идеей красоты, даже вне соотнесенности с антропоцентрами текста, содержится зерно семантической напряженности — ведь красота внешняя часто противопоставляется красоте внутренней и мыслится как находящаяся в конфликте с нравственным обликом человека. Об этом свидетельствуют, в частности, и многочисленные паремии: Лицом краса-

вица, а нравом только черту нравится; Лицом хорош, да душою непригож — и словарные толкования значений слов красота, красивый.

Кроме того, находясь в сильной позиции текста, слово красавица способно вызывать целый спектр литературных ассоциаций, связанных с многочисленными образами красивых женщин, одухотворенных и демонических, земных и обладающих небесной красотой. Ср. у Пушкина в «Борисе Годунове»:

— Что в ней нашел Димитрий? — Как! Она красавица. — Да, мраморная нимфа. Глаза, уста без жизни, без улыбки, —

и в его же «Красавице»:

Совет

Все в ней гармония, все диво, все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей.

Для осмысления рассказа этот ассоциативный фон ценностно значим, ибо он участвует в создании диалогических отношений с персонажами (субъектами) текста, так или иначе оценивающих героиню рассказа, — красавицу.

Мотив красоты, инициированный заглавием, получает развитие в первом абзаце рассказа, в портрете жены чиновника:

…молоденькая, красавица, дочь воинского начальника, невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий1.

Читайте также:  Сочинение на тему я человек

Портрет красавицы дается в противопоставлении портрету чиновника казенной палаты:

…вдовец, пожилой, молчалив и скромен, худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу, неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников.

Словесный портрет чиновника лишен каких-либо характерных черт (свойств) сильной личности, которые привычно во-

1 Цит. по изд.: Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1988. — T. S.

SI

площают сложившееся в традиционном сознании представление о «функциональной» мужской красоте [Арутюнова 2004: 23].

Этим он выигрышно оттеняет красоту жены и одновременно подчеркивает странность их неравного брака: молоденькая — пожилой.

В то же время такая социально-квалифицирующая деталь, как дочь воинского начальника, может служить одним из ключей к разгадке психологической зависимости чиновника от своей жены, объяснять, почему он испытывает перед ней страх:

…и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына.

Посредством этих описаний в текст в качестве повествовательной инстанции, выразителя традиционной ценностной позиции и сюжетообразующего элемента вводится образ молвы и соответственно речевой жанр молвы2, который обслуживает сферу повседневного общения, формирует и выражает коллективное мнение (оценку). Согласно Словарю В. Даля, молва представляет собой «говор, слух… народные толки или ходячие вести».

В анализируемых фрагментах рассказа образ молвы имплицируется посредством предикативной единицы с обобщенно-определительным субъектом речи:

и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

Обратите внимание

Более того, этот образ как функционально значимый антропоцентр текста придает высказываниям «двуголосый», внутренне полемический характер. Голос молвы соотносит героиню с идеалом женской красоты, существующим в традиционной русской культуре, узаконива-

2 Мотив молвы широко распространен в русской литературе — это и произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, и так называемая женская проза М. Жуковой, Е. Ган и др.

В этих текстах именно молва во всех ее разнообразных проявлениях делает жизнь женщины публичной, поднадзорной, внося в нее динамику, интригу, напряжение.

Действие молвы, слухов обладает как объединительной, так и разрушительной силой.

ет этот статус красавицы в общественном мнении, «в свете»: отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, хозяйственна по дому. Ср. представления о женской красоте, зафиксированные во внутренней форме и значениях таких слов русского языка, как: красёха, дородница, молодица, славёха и др.

— «красивая», «здоровая», «молодая», «пригожая, видная», «статная», «дородная», «нарядная», «прославленная», «ловкая» и др., а также в пословице: Пригожая жена — то мужняя сухота [Вендина 2004: 156-160]. Что касается авторского голоса, то он уводит в оценочно-характеристический подтекст.

Источник: http://naukarus.com/zhestokie-allei-lyubvi-lingvopoeticheskiy-analiz-rasskaza-i-a-bunina-krasavitsa

Рассказ Бунина

Искусство и развлечения 5 ноября 2017

Лучшей своей книгой Иван Бунин считал сборник рассказов «Темные аллеи». С этим мнением соглашаются и многие критики. Одно из произведений в указанном сборнике Бунина — «Красавица». Анализ и краткое содержание небольшого рассказа представлены в статье.

«Темные аллеи»

Над этими рассказами писатель начал работать в конце 30-х. Сегодня сборник включен в школьную программу, признан одной из лучших книг о любви, созданных русскими прозаиками.

«Темные аллеи» состоят из трёх частей. В довольно сложных условиях создавал свои лучшие произведения Бунин. «Красавица», к анализу которой приступим чуть позже, включена во вторую часть.

Написана в Париже, во время немецкой оккупации.

Некоторые рассказы из сборника «Темные аллеи» были экранизированы. Фильмы, созданные по рассказам из этого сборника, — «Два голоса», «Грамматика любви», «Несрочная весна», «Лето любви» и другие.

Содержание рассказа «Красавица»

Анализ бунинской прозы всегда нужно начинать с прочтения первоисточника. Даже в том случае, если содержание того или иного рассказа хорошо известно. Произведения последнего русского классика достойны многократного прочтения. Писатель очень бережно относился к словам.

Иногда, уже отправив в издательство рукопись, он неоднократно требовал убрать запятую, поменять то или иное прилагательное на синоним, убрать какое-либо предложение. Его проза чрезвычайно поэтична. И кажется, в ней нет ни одного лишнего слова.

Таким образом, прежде чем делать анализ «Красавицы» Бунина, стоит еще раз прочитать этот небольшой рассказ. На это уйдет не более трех минут.

Немолодой чиновник, вдовец, женится на юной красавице. От первого брака у него есть сын. Но о существовании мальчика чиновник словно забывает.

Всё дело в том, что молодая жена не проявляет ни внимания, ни ласки по отношению к пасынку. Его переселяют в гостиную.

Затем мачеха приказывает горничной постелить мальчику на полу — чтобы не портил бархатные покрывала. Вот и всё содержание рассказа «Красавица» Бунина.

Анализ произведения делать нужно для того, чтобы оценить мастерство автора. Писателю удалось благодаря удивительному умению подбирать точное слово, передать страдание мальчика, эгоизм мачехи, преступное равнодушие отца. При этом Бунин почти не использовал прямой речи и не высказывал своего мнения относительно поступков героев.

Видео по теме

Почему именно «красавица»?

Анализ произведения Бунина следует начинать с ответа на этот вопрос. Писатель назвал свой рассказ «Красавица». Главная героиня, действительно, хороша с тобой. Однако в сюжете это не имеет никакого значения. Это название является своего рода провокацией. Ведь читатель из рассказа Бунина выносит совершенно другое впечатление. Красавица вызывает неприятные чувства.

Герои рассказа

Краткий анализ «Красавицы» Бунина, безусловно, должен включать характеристику персонажей.Что автор рассказал о своих героях? Вторая жена чиновника — молодая властная женщина с зорким взглядом.

Она невелика ростом, отлично сложена, всегда хорошо одета. Отец мальчика худощав, высок, говорит всегда тихо. Главный герой — пасынок красавицы — от природы был живым, ласковым. Однако в присутствии мачехи боялся и слова сказать.

Он словно затаился, стал несуществующим в доме.

Примерно такую характеристику героев дает в рассказе «Красавица» Иван Бунин. Он не называет главную героиню жестокой, а ее молодого мужа — бесхарактерным.

Важно

Он ничего не говорит о том, как мальчик страдал от нелюбви и невнимания. Писатель использует различные художественные средства. И это иногда создает куда более четкие образы, нежели комментарии автора.

При анализе «Красавицы» Ивана Бунина стоит привести несколько цитат.

Спокойная ненависть

Этот оксюморон автор использовал, описывая чувства женщины по отношению к своему пасынку.

Но разве ненависть может быть спокойной? Такое странное словосочетание позволяет читателю понять отношение главной героини к семилетнему мальчику. Она делает вид, что не замечает его.

Сразу же после свадьбы отправляет в небольшую комнату, которая находится рядом со столовой. Мальчик, живя среди людей, имея отца, оказывается «в круглом одиночестве».

Мамин сундук

Именно так изначально назвал свой рассказ Бунин. О жизни мальчика после появления в доме мачехи сказано совсем немного. Да и само произведение небольшое. Но всего в нескольких фразах автор создал трогательный образ одинокого мальчика.

Чиновник боится свою жену-красавицу. В страхе перед ней он «притворяется, будто у него нет сына». И мальчик начинает жить совершенно самостоятельно, обособленно от других членов семьи.

Говоря о нём, Бунин использует такие слова, как «неслышно», «незаметно».

Сын чиновника смиренно сидит в уголке, рисует, читает шепотом по складам одну и ту же книгу, которую купила ему мать. Сам стелет себе постель, а утром прилежно ее убирает. Всё свою «добришко» он хранит в сундуке, доставшимся от матери. Этот сундук — единственное, что связывает мальчика с человеком, который его любил. Пожалуй, это символ прошлой, счастливой жизни.

Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе сына чиновника, который при живом отце, стал сиротой. Но можем предположить, что одиночество, в котором он оказался в раннем возрасте, оставит тяжелую травму на всю последующую жизнь.

Большая часть рассказов из сборника «Темные аллеи» повествует о любви и страсти. Автор рассказывает о чувстве и самоотверженном, и эгоистичном. «Красавица» — новелла о нелюбви и равнодушии.

Рассказ состоит из пяти абзацев. В нём всего три действующих лица. При этом изображена глубокая трагедия и немая, страшная жестокость людей, способных уничтожить человека равнодушием.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/257076/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector