Сочинение анализ рассказа сны чанга бунина

Сочинение Анализ рассказа Сны Чанга Бунина

Каждая прочтенная страница рассказа И. Бунина «Сны Чанга» — это невероятно искреннее сопереживание героям. При этом автор дает понять, что душа есть у всех живущих на земле, не важно, человек это или животное. Каждый способен желать для себя лучшего, чувствовать радость и боль. 

Главные герои произведения прошли нелегкий совместный жизненный путь. На глазах у собаки по кличке Чанг капитан был счастлив с женой и ребенком. Это состояние пес наблюдал и радовался вместе с ним. Ведь собака всегда была сыта и в тепле.

Однако спустя шесть лет человек оказался в нищете и одиночестве. Но он не удивлен своему положению, так как и ранее был уверен, что в мире существует только две правды. Одна из них оказалась не вечной.

Обратите внимание

Это были философские размышления о своей нужности кому-то и ощущении счастья от присутствия на земле, от головокружительной любви к женщине. Но в судьбе хозяина имела место и вторая правда. Она подтвердила себя в тот момент, когда супруга предала его.

На этом семейное счастье для капитана закончилось. Впереди его ожидало пьянство, безработица, нищета и безнадежно существование. 

О каждом дне этого человека мы узнаем из снов Чанга. Читателю представлены мысли, чувства, переживания всего происходящего глазами собаки.

Так И. А. Бунин выражает свою искреннюю любовь к живой природе, доверяя собаке возможность выразить собственное мнение о жизни. 

Благодаря этому автор подчеркивает, что представитель фауны также может по-настоящему любить и страдать. Подтверждением этому стала смерть капитана, которую с огромной горечью воспринял Чанг.

Потеря хозяина привела его к воспоминаниям прошлого, когда все были здоровы и счастливы.

Позже он сделал заключение о бесмысленном существовании на земле без любимого капитана, привязанность к которому была слишком крепкой.

Автор показывает слабость человека, причиной которой может стать несчастная любовь и предательство. 

Важно

Произведение заставляет глубоко задуматься о смысле жизни, своем месте в этом мире, о причинах стремиться жить и о бессилии. Человек порой остается в безвыходном положении, теряя смысл жизни. Но произведение показало, что каждый выбирает правильный путь себе сам.

Рассказ заканчивается трагедией. На протяжении всего произведения этому событию сопутствуют мрачные пейзажи, темная обстановка.

Автор использовал это средство для полного погружения читателя в мир любви и разочарований, показал, что разрушительные последствия ее могут привести к трагическому концу.

Сочинение по произведению Сны Чанга

Творцы в этом мире непрестанно задаются вопросом о том есть ли в этом мире нечто большее, нечто более существенное, чем обыденное понимание мира. Этим вопросом задавался и Бунин и через сотню лет продолжают спрашивать себя творцы. При прочтении этого рассказа мне вспомнилось довольно новое кино режиссером которого является Вуди Аллен.

Кино называется «Кое-что еще» и говорит, конечно, о любви. Именно любовь и подразумевается в названии, именно она есть то самое кое-что еще, именно она сквозит во всем повествовании. На протяжении кино герои вступают в различные перипетии, оказываются в разных ситуациях, но именно любовь является основной идеей и подложкой, она остается за всей мишурой существования.

Бунин тоже приводит читателя практически к идентичной мысли. Главный герой повести капитан повидавший виды и познав диаметрально противоположные стороны человеческого существования.

Капитан выводит из своего опыта довольно примитивную концепцию. Он говорит о светлой стороне существования, но был причастен к этой стороне только, когда сам был счастлив. В итоге он приходит к темной стороне, которая характеризуется его ситуацией личной трагедии, нищеты и разочарования.

В итоге главный герой считает этот мир грязным и негативным, а людей довольно подлыми и никчемными существами, которые не имеют ничего святого. Именно с таким миропониманием герой и оставляет этот мир. При этом на самом деле, если бы он оставлял мир пребывая в положительных условиях, то вероятно, считал бы мир светлым и радостным.

Таким образом, мы видим как главный герой обуславливается внешними обстоятельствами, он не мыслит о мире отстраненно и действительно объективно, он считает мир таким, какой стороной он к нему повернут и в этом конечно заключается его ограниченность. Хотя, конечно, каждая личность ограничена подобным образом.

Финал повести рассказывает про то самое кое-что еще, про любовь. Любовь приходит к Чангу – верному псу капитана, который остался один, через нового жильца его чердака – художника.

Совет

Они смотрят друг на друга понимающими и полными слез глазами и тут рождается нечто более высокое, способное воспарить над условностями светлого и темного, подлинная любовь, которая доступна в этом мире и является настоящей истиной.

← Анализ рассказа Именины ← Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско↑ БунинАнализ рассказа Легкое дыхание → Анализ рассказа Поздний час →

  • Сочинение Какова роль матери в жизни ребенка? ИтоговоеСвое сочинение я хочу начать с того, что для меня, роль матери в жизни ребенка самая важная и огромная. Во-первых, без мамы мы не смогли бы появиться на свет, а во-вторых, без ее любви, заботы и внимания
  • Сочинение рассуждение Кумир молодёжиВ современный период феномен кумира стал совсем другим. Если раньше стать знаменитым было довольно трудно, к примеру, стать знаменитым писателем или известным артистом, то теперь кумиры какие-то странные, особенно у молодежи.
  • Характеристика Костылева в пьесе На дне Горького и его образМихаил Иванович Костылев – один из главных героев пьесы Горького «На дне».
  • Сочинение Ай да Вакула, какой молодец! (Н.В. Гоголь Ночь перед рождеством)Вакула – это главный герой рассказа «Ночь перед Рождеством». Он – молодой, сильный и крепкий «парубок», как говорят на Украине. Молодой человек зарабатывал на жизнь
  • Сочинение на тему Доброта 9 класс ОГЭ 15.3Когда мы видим преподавателя, который разрешает не делать домашнюю работу или не спрашивает в классе, то говорим: какой добрый учитель. Когда видим педагога, который заставляет много учиться, то говорим о злом педагоге.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/analiz-rasskaza-sny-changa

Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга»

/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга»

  Скачать сочинение

    Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: “Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?” Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых строках: “Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает этого каждый из живших на земле”.     Рассказ “Сны Чанга” написан в 1916 году, когда возраст писателя приближался к сорока.

К этому времени Бунин успел столько пережить, перечувствовать, прочесть и увидеть, что этого хватило бы на несколько жизней. Он не уставал от новых жизненных впечатлений, от встреч и путешествий. Его влекли мудрость веков, красота мира, достижения человеческой культуры. Особенно сильное влияние оказало на писателя путешествие на остров Цейлон и чтение книг об учении Будды.

Несомненно, это наложило отпечаток и на бунинскую прозу того периода. В ней сочетаются лирические, философские мотивы и в то же время ощущаются трагические, темные и страстные нотки. Человек — это загадка, — убежден писатель, — а характер его постичь невозможно”.     Вот перед нами главные герои рассказа — капитан и его верный друг Чанг.

Шесть лет они были неразлучны, делили горе и радость. Сейчас они переживают не лучшие -времена: “За шесть лет Чанг с капитаном стали стариками, хотя капитану еще и сорока нет, и судьба их грубо переменилась. По морям они уже не плавают — живут “на берегу” …в узкой и довольно мрачной улице, на чердаке пятиэтажного дома…

Потолок у Чанга с капитаном низкий, комната большая и холодная.     В ней всегда, кроме того, сумрачно: два окна, пробитые в наклонной стене-крыше, невелики и круглы, напоминают корабельные. Между окнами стоит что-то вроде комода, а у стены налево старая железная кровать — вот и все убранство этого скучного жилища…

” Нищета, убожество, мучительные воспоминания о прошлом, существование на грани между сном и действительностью — такова теперь жизнь капитана и Чанга. И не удивительно, что капитан искренне убежден в том, что существует лишь одна правда на свете — злая и низкая.

“Ты посмотри кругом, — говорит он, — ты только вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг мой, я видел весь земной шар — жизнь везде такова! Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости.

Жизнь — скучный, зимний день в грязном кабаке, не более…” Его жизненным убеждением стала “правда еврея Иова, правда мудреца из неведомого племени, Экклезиаста”: “Помни, человек, с юности твоей те тяжелые дни и годы, о коих ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!”     Однако в прошлом было место и другой правде в жизни капитана. Просто тогда он был счастлив.

“Он опять стал рассказывать Чангу о том, что …есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена и, в-третьих, чудесная дочка, и что он, капитан, все-таки очень счастливый человек”. Казалось, весь мир ему подвластен, а любовь делает этот мир волшебным, ярким, великолепным.

    Однако и в это время посещают капитана мысли о тщетности всего земного, о непрочности человеческого счастья, о пути всего сущего, “коему не должно противиться ничто сущее”. У каждого человека своя судьба, свой жизненный путь, свернуть с которого опасно да и невозможно.

Обратите внимание

Не потому ли так сложилась жизнь капитана, что он попытался изменить свой Путь? “Уж очень я жаден до счастья и уж очень часто сбиваюсь”, — говорит он. Капитан — человек, душа которого обожжена любовью. Сила его чувства так велика, что весь мир для него воплотился в любимой женщине.

Читайте также:  Сочинение по картине лутфуллина три женщины описание

Капитана самого пугает это — разве можно любить так сильно? Можно ли верить в любовь или это обман? Ведь влюбленного никто не способен убедить в том, что любимый им человек может не испытывать ответного чувства.

Так и живет капитан, переживая то восторг и радость любви, то мучаясь тревогой и подозрениями: “Не будет, Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят”.     Ревность и сомнения сделали свое дело.

Дальнейшая жизнь капитана превратилась в цепь катастроф и трагедий. Тут и пьянство, и гибель парохода по его вине, и выстрел в жену. Наконец он очутился на дне жизни — без средств, без хорошего жилья, а рядом только его верный друг, рыжий пес Чанг. Так капитан и умирает — разочарованный, потерпевший поражение в схватке с жизнью, искренне убежденный, что миром правит зло.

Это его правда.     Казалось бы, все понятно — существуют в мире две правды. Одна утверждает, что везде царят несправедливость, подлость и обман. Согласно другой — жизнь прекрасна и удивительна. Однако именно Чангу было суждено узнать третью правду. Ту самую, которая прошла мимо его друга капитана. Эта правда — Любовь. Но не та любовь, которая обожгла душу капитана, исковеркала его жизнь. В этой новой Любви нет места сомнениям и обману. Озарение наступает в тот момент, когда после смерти капитана одинокий и всеми забытый Чанг обретает нового друга и хозяина-художника: “…и глаза их, полные слез, встречаются в такой любви друг другу, что все существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет — есть на земле еще какая-то, мне неведомая, третья правда!”

    Трудно определить словами, что такое эта третья правда. Но вместе с косматым мудрецом Чангом мы чувствуем, что в мире должна царить только она. Возможно, мы никогда до конца не поймем ее, но с ее приходом уйдут из жизни горе, невзгоды, жестокость и ложь.

“В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а какая она — про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг”. Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами: “Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен.

..”

17899 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / Три правды в рассказе И. А. Бунина «Сны Чанга»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00036501184864024901

Кратчайшее содержание рассказа «Сны Чанга» для читательского дневника (И. Бунин) | Литерагуру

В этом рассказе Бунина всегда можно найти интересный пример для эссе, ведь в нем рассказывается о любви хозяина к своему питомцу. Очень краткое содержание книги для читательского дневника от команды «Литерагуру» всегда поможет вам правильно сформулировать свою мысль и точно отобразить в работе все основные события произведения, передав сюжет вкратце.

(471 слово) Прошло уже шесть лет тех пор, как капитан и Чанг вместе. Они жили в Одессе на холодном и тёмном чердаке, за окном был противный зимний день. Раньше они плавали по морям, а теперь их жизнь протекала на берегу.

Оба постаревшие, хотя мужчине нет и сорока. И говорил когда-то моряк, что есть две правды на свете. Одна правда заключается в том, что жизнь – это удовольствие, другая – в том, что это страдание.

И теперь признаёт он только последнюю из этих правд.

Наутро Чангу приснился сон, где бывший хозяин продал его капитану. Путешествие из китайской реки в Красное море стало для Чанга адом – он страдал морской болезнью и в страхе три недели не покидал угла коридора, пока снаружи был шторм.

Тут его сон обрывается от шума за дверьми. Моряк выпивает водку прямо из бутылки, наливает в миску Чангу и идёт обратно в постель. Пёс лакает, ложиться обратно и, опьянев, видит солнечное и спокойное утро, уже на Красном море. И почувствовал Чанг, что есть на свете две правды – не только та, что плавать и жить скверно, но и совсем иная.

Капитан рассказал псу, что они плывут в Одессу, где щенка очень ждёт прелестная дочка хозяина. Мужчина любит её больше всего на свете, но спрашивает себя, разве можно кого-либо так сильно любить? Ведь согласно буддийской философии, существует некий предначертанный для каждого особый Путь, противиться которому нельзя.

Важно

Моряк признался, что слишком сильно жаждет счастья, но не может понять, светел или темен его путь? Прошёл день, солнце склонилось к закату. Чанг был счастлив в этот миг, как вдруг сон снова оборвался. В очередной раз капитан и его верный друг идут сидеть в пивных, кофейнях и ресторанах. Так уже три года.

Герой доказывал старому приятелю-художнику, что только одна есть правда на земле. А пёс лежал рядышком в тоске, и вдруг звуки скрипки унесли Чанга снова в те дивные времена, когда они с капитаном хорошо проводили время днём, а вечером смотрели на закат. Ночью мореплаватель отнёс щенка в свою каюту и рассказал ему, что жена не полюбит Чанга.

Это тщеславная и алчная женщина, мечтающая о сцене. Когда-то она изменила мужу, но он по-прежнему был от неё без ума. Однако из-за ее поведения моряк постепенно спился и даже стрелял в нее из пистолета. Пёс также вспоминает, как хозяин чуть не угробил судно, когда в пьяном угаре завел его на скалы.

Все это он вспоминает, слыша грохот кулака об стол, который возвратил животное в реальность, где хозяин эмоционально спорил с приятелем о вреде женщин.

Так, дни и ночи Чанга проходили по одному сценарию, пока однажды утром он не проснулся в мертвенной тишине. Увидев на кровати неподвижного хозяина, пёс взвыл.

На похоронах он нашёл себе нового владельца – того самого приятеля-художника, который тоже скорбел. Они полюбили друг друга, но Чанг помнил своего капитана.

И в том мире, что недоступен Смерти, пёс знал, живёт третья правда, которую он должен узнать, вернувшись к своему последнему Хозяину.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-rasskaza-sny-changa-dlya-chitatelskogo-dnevnika-i-bunin/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Чанг (пес) дремлет, вспоминает, как шесть лет назад в Китае познакомился со своим нынешним хозяином, капитаном. За это время их судьба круто переменилась: они больше не плавают, живут на чердаке, в большой и холодной комнате с низкими потолками.

Капитан спит на продавленной кровати, но Чанг помнит, какая кровать была у его хозяина прежде — удобная, с ящиками, с мягкой постелью.

Чангу снится сон, как первый его хозяин, китаец, продал его щенком капитану всего за целковый. Чанга мутило всю дорогу, и он не видел ни Сингапура, ни океана, ни Коломбо, мимо которых проплывал пароход.

Чанг просыпается оттого, что где-то внизу громко хлопает дверь.

Совет

Капитан встает, отхлебывает водки прямо из бутылки, наливает немного и Чангу. Захмелевший пес видит новый сон о том, как прошла его морская болезнь, и у побережья Аравии он наслаждался прекрасным ясным утром. Капитан позвал собаку к себе в рубку, накормил и вдруг завел с Чангом беседу о том, что его волновало (как пройти «поумнее» Красное море).

Потом капитан рассказывает Чангу, что везет его в Одессу, что дома его ждут красавица жена и дочка, которую он любит так сильно, что сам боится своей любви («для меня весь мир только в ней»), но считает себя счастливым человеком. Помолчав, хозяин добавляет: «Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь».

Чанг просыпается и, как и каждый день в течение последних двух лет, отправляется вместе с капитаном бродить по ресторанам и кабакам, пить, закусывать, смотреть на других пьяниц.

Обычно капитан молчит, но, встретив кого-либо из старых друзей, заводит разговоры о ничтожестве жизни: «Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — ни даже простой жалости».

Чанг опять вспоминает, как однажды ночью капитан привел его к себе в каюту. На столе стояли два портрета — девочки в локонах и стройной прелестной молодой дамы.

Капитан говорит Чангу, что эта женщина не будет его любить: «Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят».

Он рассказывает, как жена постепенно отдалялась от него, как он становился все более одинок.

Чанг просыпается и возвращается к однообразным ночам и дням вместе с капитаном, пока однажды не обнаруживает своего хозяина мертвым. Чанг от ужаса теряет ощущение реальности и приходит в себя только через некоторое время на церковной паперти.

Из костела выходит художник, один из прежних приятелей капитана. Он подбирает собаку, и Чанг снова становится счастливым, лежа у камина в доме своего третьего хозяина. Он продолжает помнить капитана.

«Если Чанг любит и чувствует капитана, видит его взором памяти, того божественного, чего никто не понимает, значит, еще с ним капитан; в том безначальном и бесконечном мире, что недоступен Смерти.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа белый пудель куприна

В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а какая она, — про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=74086

Проза Бунина: рассказ «Сны Чанга»

Итоговым для предреволюционной прозы Бунина является рассказ «Сны Чанга», наиболее полно выражающий авторскую систему взглядов на мир и человека. Это повествование о жизни человека вообще. Ее нельзя отнести ни к одной конкретной эпохе, стране, культуре.

Капитан из «Снов Чанга» тоже плывет на пароходе, живет в Одессе начала XX века и наделен некоторыми внешними чертами человека своего времени. Однако внешний будто бы узнаваемый абрис мира оказывается лишь условностью, за которой стоят вечные и неизменные законы человеческого существования.

Если господин из Сан-Франциско воплощает черты человека буржуазной цивилизации, то герой «Снов Чанга» — это персонаж вечной истории человеческой жизни. О ее превратностях говорят древние религии — иудейская, китайская, индийская.

Пространственные и временные координаты истории судьбы капитана намечены его размышлениями о Тао, Будде, об Иове, цитатами из Экклезиаста.

Обратите внимание

Банальная история о человеке, который спился и умер оттого, что его бросила горячо любимая им жена, приобретает общечеловеческий смысл благодаря особым приемам повествования, нарушающим ход времени и бесконечно расширяющим горизонты мира. Бунин отказывается от последовательного изложения событий, в результате чего уничтожается, исчезает как историческое, так и личное время.

Все то, что произошло когда-то с капитаном, могло случиться как в XX веке, так и во времена Будды и Иова. Реальны эти события и «сейчас», поскольку живут в памяти собаки. У Бунина нет времени, движущегося в одном направлении и образующего линию связи прошлого, настоящего и будущего. Время его художественной реальности — некое абсолютное настоящее.

Это сближает автора «Снов Чанга» с представителями европейского модернизма. Ж.-П. Сартр, размышляя о романе Фолкнера «Шум и ярость», заметил: «…Большинство современных крупных писателей — Пруст, Джойс, Дос Пасос, Фолкнер, Андре Жид, В. Вулф — каждый по-своему попытались изувечить время. Одни, отняв у него прошлое и будущее, свели время к голой интуиции мгновения, другие…

обратили его в мертвую и замкнутую память. Пруст и Фолкнер попросту отсекают ему голову, лишив его будущего…». Время у Бунина тоже лишено будущего, и этим объясняется отсутствие у капитана надежд, замыслов и планов. В настоящем он тоже ничего не совершает.

Информация о том, как хозяин Чанга стал капитаном, влюбился, женился остается за рамками рассказа, как несущественная, поскольку в авторском представлении фатальна всякая человеческая судьба. Герой созерцает свое прошлое, в котором конкретные события его жизни (измена женщины, крушение корабля и др.) теряют объективный смысл.

Они важны как проявления памяти и существуют в снах Чанга. Бунин сознательно стирает разницу между сном и явью. Чанг видит во сне только прошлое, предстающее яркой картиной, которая вытесняет реальность настоящего.

Уничтожив разницу между сном и действительностью, писатель лишает своего героя возможности действовать, влиять на свою судьбу. Поэтому в таких рассказах, как «Сны Чанга», почти всегда повествуется о событиях прошлого. Герой же, который существует в настоящем, оказывается созерцателем этого прошлого.

Чередование прошлого и настоящего образует в «Снах Чанга» ритм, пронизывающий весь рассказ и имеющий глубокое значение. «На природный ритм смены дня и ночи как бы накладывается чередование сна и яви, прошлого и настоящего. Убеждение, что жизнь прекрасна, сменяется мыслью, что жизнь ужасна, и так снова и снова.

Важно

Этот ритм рассказа, наблюдаемый в композиции, сюжете, стиле, порожден важнейшим свойством бунинского мировоззрения. Писатель чрезвычайно остро воспринимал красоту мира и его уродство, необыкновенно глубоко чувствовал и значительность жизни, и ее ничтожество, прелесть человеческой души и ее пороки.

Поэтому у него есть произведения, посвященные или только темным, безобразным сторонам, или только светлому, прекрасному, и, наконец, такие, в которых есть и то и другое».

Добро и зло, светлое и темное героев рассказа Бунина «Сны Чанга»,

Добро и зло, светлое и темное составляют у Бунина неизменные сущности мира и человеческой жизни. Герой «Снов Чанга», как и вообще человек у Бунина, не может разрешить мучительного противоречия.

Его жизнь подчинена ритму постоянного чередования света и тьмы, порождающего «две правды на свете, постоянно сменявшие друг друга: первая та, что жизнь несказанно прекрасна, другая — что жизнь мыслима лишь для сумасшедших».

Ощущение хрупкости человеческого счастья, зыбкости всего сущего привело к двойственному восприятию Буниным жизни: «жизнь прекрасна — жизнь ужасна».

Критикой было замечено, что Бунин в «Снах Чанга» поэтизирует образ изменяющей женщины. Эта поэтизация вытекает из авторской концепции человека. По Бунину, объяснить поведение человека нельзя, поскольку его причины коренятся не в мировоззрении, не в культуре, а в непознанных иррациональных глубинах его личности и самой жизни.

Герои бунинских рассказов никогда не пытаются как-то вмешиваться в ход своей судьбы, тем более им чужды попытки изменить мир.

Капитан вместе с автором склонен отнести героиню к вечному типу женщины: «Кто их разгадает? Всякому свое, Чанг, и не следуют ли они сокровенным велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь, вольно ходящая вот в этих черных, огненно-панцирных водах?».

Совет

Бунинская концепция человека дает понимание того, почему сюжет рассказа «Сны Чанга» и подобных произведений принципиально не может строиться на последовательности причин и следствий, что характерно для творчества любого писателя-реалиста.

У Бунина судьба героя определяется началами, одинаково недоступными пониманию человека и животного. Поэтому весь рассказ «Сны Чанга» строится на аналогии между собакой и человеком.

Оба они ощущают власть и непостижимость силы «последнего хозяина» мира, замыслы которого неведомы и не постижимы умом как для собаки, так и для человека.

Завершается рассказ утверждением третьей правды, разрешающей извечное противоречие: «жизнь прекрасна — жизнь ужасна». Это не собственно человеческая правда, а правда всего живого. К мысли о ее обязательности приходит именно Чанг. Присутствие этой абсолютной правды человек может лишь ощущать в редкие мгновения жизни. Знает правду только Бог.

Чанг любит и чувствует капитана «взором памяти» — «того божественного, чего никто не понимает». Гарантом третьей правды у Бунина выступает память, побеждающая смерть.

В «Снах Чанга», написанных в 1916 году, за несколько лет до эмиграции писателя, была найдена жизненная и творческая основа, на которой Бунин выстроит здание своей поздней прозы, полностью подчиненной проблеме преодоления времени памятью человека.

Источник: http://www.rlspace.com/proza-bunina-rasskaz-sny-changa/

Рецензия на рассказ И. Бунина «Сны Чанга»

Рецензия на рассказ И. Бунина “Сны Чанга”

И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин- фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.

О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.

В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм.

Это время создания таких шедевров, как рассказы “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”.

Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.

Рассказ “Сны Чанга” был написан в 1916 году.

Уже само начало произведения (“Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле”) навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо – от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминанийв рассказе.

А сюжет произведения таков.

Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка.

Обратите внимание

Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце концов, умирает.

Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.

Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье.

Во время плавания на корабле он говорит: “А как же великолепна жизнь, боже мой, как великолепна!” Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому был счастлив.

“Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима лишь для сумасшедших”. Теперь после потери любви, после разочарования у капитана остается только одна правда, последняя.

Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… “Нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, -нет даже простой жалости”. Вот такие внутренние изменения претерпевает наш герой.

Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим счастливого капитана, “размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном”.

Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни.

Читайте также:  Сочинения про школу

У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота, тепло, уютно, старинная мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить эти две правды и показать как осознание той или иной влияет на внешний образ человека.

Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и обстановку.

Важно

С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко просматриваются две параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки.

Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных туманов: дивная “в своей мраморной красоте”.

Чанга Бунин наделяет чувством “безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти”, то есть ощущением подлинности – невыразимой третьей правды.

Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно “сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…”.

Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.

В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?

В связи с этим в рассказе появляется образ “дальних работящих людей” (немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях человеческого счастья.

Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые “работящие люди”;

Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.

Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.

В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы.

Совет

Таким образом, рассказ “Сны Чанга” является, прежде всего, философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня.

Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний подсознательный страх перед ним.

Ведь есть на свете вечные истины, неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.

Источник: http://MirZnanii.com/a/354857/retsenziya-na-rasskaz-i-bunina-sny-changa

Три правды в рассказа И.А. Бунина «Сны Чанга»

Прочитав этот рассказ, кто может задать вопрос: «Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?» Вроде предвидя этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых строках: «все ли равно, о ком говорить? Заслуживает этого каждый из живущих на земле ».

Рассказ «Сны Чанга» написано в 1916 году, когда возраст писателя приближался к сорока. К этому времени Бунин успел столько пережить, перечуты, прочитать и увидеть, что этого хватило бы на несколько жизней. Он не уставал от новых жизненных впечатлений, от встреч и путешествий. Его тащили мудрость веков, красота мира, достижения человеческой культуры.

Особенно сильное влияние оказала на писателя путешествие на остров Цейлон и чтение книг об обучении Будды. Несомненно, это наложило отпечаток и на Бунинская прозу того периода. В ней сочетаются лирические, философские мотивы и в то же время ощущаются трагические, темные и страстные нотки.

Человек — это загадка, — убежден писатель, — а характер ее постичь невозможно. Вот перед нами главные герои рассказа — капитан и его верный друг Чанг. Шесть лет они были неразлучны, делили горе и радость. Сейчас они переживают не лучшие времена: «За шесть лет Чанг с капитаном стали стариками, хотя капитану еще и сорока нет, и судьба их грубо переменилась.

По морям они уже не плавают — живут «на берегу … в узкой и довольно мрачной улице, на чердаке пятиэтажного дома … Потолок у Чанга с капитаном низкий, комната большая и холодная.

В ней всегда, кроме того, сумраком: два окна, пробитые в преклонном стене-крыше, невелики и круглые, напоминают корабельные. Между окнами стоит что-то типа комода, а в стены слева старое железная кровать — вот и все убранство этого скучного жилища … ».

Нищета, нищета, мучительные воспоминания о прошлом, существование на грани между сном и явью — такая теперь жизнь капитана и Чанга. И неудивительно, что капитан искренне убежден в том, что существует только одна правда на свете — злая и низкая.

«Ты посмотри вокруг, — говорит он, — ты только вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг мой, я видел весь земной шар — жизнь везде такое! Все это неправда и глупость, чем якобы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости. Жизнь — скучный, зимний день в грязном кабаке, не более … ». Его жизненным убеждением стала «правда еврея Иова, правда мудреца из неведомого племени Экклезиаста»:

«Помни, человек, с юности твоей те тяжелые дни и годы, о которых ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!». Однако в прошлом было место и другой правде в жизни капитана. Просто тогда он был счастлив.

«Он снова стал рассказывать Чангу о том, что … у него, в капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена и, в-третьих, чудесная дочка, и что он, капитан, все же очень счастливый человек ». Казалось, весь мир ему подвластен, а любовь делает этот мир волшебным, ярким, великолепным.

Однако и в это время посещают капитана мысли о бесполезности всего земного, о непрочность человеческого счастья, о Пути всего сущего, «которому не должно противиться ничто сущее».

В каждой человека своя судьба, свой жизненный путь, свернуть с которого опасно да и невозможно. Не потому ли так сложилась жизнь капитана, что он попытался изменить свой путь? «Уже очень я жаден до счастья и уж очень часто сбиваюсь», — говорит он. Капитан — человек, душа которого обожжена любовью. Сила его чувства так велика, что весь мир для него воплотился в любимой женщине.

Капитана самого пугает это — разве можно любить так сильно? Можно верить в любовь или это обман? Ведь влюбленного никто не способен убедить в том, что любимая им человек может не ощущать соответствующего чувства.

Обратите внимание

Так и живет капитан, переживая то восторг и радость любви, то мучачись тревогой и подозрениями: «Не будет, Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят ». Ревность и сомнения сделали свое дело. Дальнейшая жизнь капитана превратилась в цепь катастроф и трагедий.

Тут и пьянство, и гибель парохода по его вине, и выстрел в жену. Наконец он оказался на дне жизни — без средств, без хорошего жилья, а рядом только его верный друг, рыжий пес Чанг. Так капитан и умирает — разочарованный, получив поражение в схватке с жизнью, искренне убежден, что миром правит зло. Это его правда. Казалось бы, все ясно — существуют в мире две правды.

Одна утверждает, что везде царят несправедливость, подлость и обман. Согласно другой — жизнь прекрасна и странное. Однако именно Чангу было суждено узнать третью правду .. Ту самую, которая прошла мимо его друга капитана.

Эта правда — Любовь. Но не та любовь, что обожгла душу капитана, испортила его жизнь. В этой новой Любви нет места сомнениям и обману.

Озарение наступает в тот момент, когда после смерти капитана одинокий и всеми забытый Чанг обретает нового друга и хозяина-художника: «… и глаза их, полные слез, встречаются в такой любви друг другу, что вся существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет — есть на земле еще какая, мне неизвестна, третья правда ».

Трудно выразить словами, что такое эта третья правда. Но вместе с лохматым мудрецом Чангом мы чувствуем, что в мире должна царить только она. Возможно, мы никогда до конца не поймем ее, но с ее приходом в дом покинут жизнь горе, невзгоды, жестокость и неправда.

«В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а какая она — о том знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен вернуться и Чанг, Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами:« Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен … ».

ой последний Хозяин, к которому уже скоро должен вернуться и Чанг, Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами: «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен …».

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2762

Ссылка на основную публикацию