Сочинение анализ рассказа в аптеке чехова

Анализы рассказов чехов, хирургия чехов анализ

Краткость – сестра таланта. Очередной раз убеждаешься в этом, прочтя маленький рассказ Чехова “Хирургия”. Автор всегда утверждал, что талант и состоит в умении сокращать, оставляя лишь необходимое, важное, яркое, четко характеризующее.

Классик, предлагает читателю посмотреть на персонажей собственным взглядом, не навязывая своего мнения. Он просто рисует обстановку, словно создает декарации, а персонажи раскрывают свои характеры уже по ходу пьесы.

Читатель видит неопрятного фельдшера Курятина. Уже по одному его внешнему виду, выражению лица и зловонной сигаре читатель начинает подозревать специалиста очень низкого уровня. Когда фельдшер начинает осмотр пациента, это ощущение усиливается.

А когда лжемедик наугад выбирает рабочий

Обратите внимание

инструмент, у читателя не остается сомнений в том, что доктор совершенно не знает свое дело.

Дьячок Вонмигласов, с показной набожностью неверно цитирует священное писание, готов креститься даже на бутыль с карболовым раствором. Он лицемерно нахваливает фельдшера уже за то, что тот еще не сделал. Превозносит его способности и льстит авансом.

Однако в ходе развития событий его мнение быстро меняется. После неумелых врачеваний измученный болью Вонмигласов из кроткого раба Божьего превращается в обозленного, грешного смертного.

Теперь вместо молитвенных слов и слов почтения с его уст слетают ругательства.

В столь коротком произведении каждое слово автора имеет конкретный смысл, каждое предложение самодостаточно и четко отражает характер героев и действие.

Так, несколько раз повторяемая, история фельдшера о его довольном пациенте-помещике позволяет усомниться в своей правдоподобности.

Появляется вопрос, так ли уж на самом деле доволен остался этот расхваливаемый помещик, так ли замечательно его лечил горе-доктор, и был ли вообще такой пациент в реальности.

В результате Чехов очень кратко и ярко нарисовал картину сатирическими красками, давая читателю возможность проанализировать высмеиваемых героев. Но основная цель, как в любом произведении великого автора, высмеять невежество, хвастовство и другие отрицательные черты людей. Антон Павлович смеется не над дьячком или фельдшером, он показывает людям на их недостатки и неискренность отношений.

Врач по специальности, Чехов подошел к произведению как профессионал в квадрате. Со знанием врачебного дела и с увековеченным писательским талантом он смог вместить двух столь ярких героев с их целостными образами и законченным действием в столь короткое произведение, прожившее более 100 лет, и оставшееся популярным.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/analizy-rasskazov-chexov-xirurgiya-chexov-analiz/

Анализ рассказов Чехова

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В рассказах Чехова выделяется четыре темы: гибель человеческой души, любви, «маленького человека», нравственного выбора. Обычно герои произведений – это представители средней интеллигенции (учителя, врачи, инженеры).

К художественным особенностям рассказов Чехова относятся лаконизм, отсутствие развёрнутых описаний, равнозначная система персонажей, подтекст, открытый финал, отсутствие ярко выраженной авторской позиции.

Я хотела бы в своём сочинении рассмотреть тему нравственного выбора человека.

Рассказ «Ионыч», написанный в тысяча восемьсот девяносто восьмом году, назван именем главного героя – Старцева Дмитрия Ионовича. Он назначен земским врачом в Дялиж, где знакомится с семьёй Туркиных, которая считается в городе самой образованной.

Важно

Старцев, знакомясь с Туркиными, думает: каковы же в этом городе другие люди, если эта семья самая лучшая. Атмосфера этой семьи – пошлость, повторяемость: у отца одни и те же шутки; мать, Вера Иосифовна, пишет бесконечный роман; дочь, Екатерина Ивановна мечтает о карьере пианистки и необыкновенной судьбе.

Но Антон Павлович Чехов одной фразой определяет, что она бездарна, потому что ударяла по клавишам так, как будто хотела вбить их внутрь рояля.

В начале Старцев увлечён своей работой, хочет изменить жизнь к лучшему, мечтает о личном счастье. Он еще не находится под влиянием места куда он приехал. Его душу еще не убила вся эта пошлость и веся наигранная «образцовость».

Он влюбляется в Екатерину Ивановну. Его душа открыта, чиста и не видит всей этой иронии, всей злости и грубости окружающего мира. Именно поэтому, получив от неё записку, ночью едет на кладбище.

Но свидание не состоялось, потому что это была шутка Котика.

Потом Старцев делает Екатерине Ивановне предложение, но оно было отвергнуто, потому что она мечтает служить искусству. Отвергнув настоящие чувства, героиня расплачивается жестоко, надежда на личное счастье рухнула, мечты о карьере пианистки тоже не оправдались.

Для Старцева это было искренним чувством, но то, что он быстро успокоился, – это начало деградации.

С годами Дмитрий Ионович всё меньше разговаривает, толстеет, его благосостояние растёт, он становится равнодушным к пациентам, раздражительным.

Его развлечения – это игра в карты, покупка недвижимости и перекладывание денег. Старцев одинок, но не страдает от этого, у него нет потребности менять личную жизнь.

У человека исчезают фамилия и имя, он теряет индивидуальность, следовательно, происходит гибель человеческой души.

Я считаю, что в рассказе очень хорошо раскрыта тема нравственного выбора человека. Старцева погубила атмосфера этого города, он не захотел бороться с ней, не хочет искать личного счастья. У Чехова всегда проблема нравственного выбора во многом определена судьбой человека, он сам несёт ответственность за свою жизнь.

Ионыч сделал свой выбор в пользу материального благополучия; Старцев не захотел бороться, чтобы изменить жизнь этого города. Екатерина Ивановна тоже совершает нравственный выбор. Мечтая о великой славе и необыкновенной судьбе, она отвергает любовь Дмитрия Ионовича.

В итоге не находит личного счастья, не становится великой пианисткой.

Совет

Для Чехова всегда была очень важна тема нравственного выбора. Почему человек, принимая решение, очень часто выбирает путь, который ведёт к деградации? Я считаю, что каждый сам хозяин своей судьбы, и надо поступать не как легче, а до последнего бороться за своё счастье и любовь.

Источник: https://works.doklad.ru/view/M2wNDvkWhZ4.html

Антон Чехов – В аптеке

Здесь можно скачать бесплатно “Антон Чехов – В аптеке” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “В аптеке” читать бесплатно онлайн.

Чехов Антон Павлович

В аптеке

Антон Павлович Чехов

В АПТЕКЕ

Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

“Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, – думал он, взбираясь по аптечной лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. Ступить страшно!”

Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было.

За желтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами – по всем видимостям, провизор.

Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел кассир и лениво считал мелочь.

По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий полуоборот головы направо, пробормотал:

– Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! (11)

– Ja! (12) – послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.

Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.

– Ja! – послышалось из другого угла.

Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.

– Через час будет готово, – процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.

– Нельзя ли поскорее? – пробормотал Свойкин. – Мне решительно невозможно ждать.

Обратите внимание

Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь, глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.

Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры.

Провизора, полки с банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове…

Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором…

– Должно быть, у меня горячка начинается, -сказал он. – Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня болезнь, но уж больно я ослаб… Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал… Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой… Стук мраморной ступки становился всё громче и звонче.

Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на полки с банками и принялся читать надписи… Перед ним замелькали сначала всевозможные “радиксы”: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч.

За радиксами замелькали тинктуры, oleum'ы, semen'ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.

“Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! – подумал Свойкин. Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!”

С полок Свойкин перевел глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические мыла, мазь для ращения волос…

В аптеку вошел мальчик в грязном фартуке и попросил на 10 коп. бычачьей желчи.

– Скажите, пожалуйста, для чего употребляется бычачья желчь? обратился учитель к провизору, обрадовавшись теме для разговора.

Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-ученую физиономию провизора.

“Странные люди, ей-богу! – подумал он. – Чего ради они напускают на свои лица ученый колер? Дерут с ближнего втридорога, продают мази для ращения волос, а глядя на их лица, можно подумать, что они и в самом деле жрецы науки.

Пишут по-латыни, говорят по-немецки… Средневековое из себя что-то корчат…

Читайте также:  Характеристика и образ обломова в романе гончарова сочинение

В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, черствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснешься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры…”

Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы то ни стало, подальше от света, ученой физиономии и стука мраморной ступки… Болезненное утомление овладело всем его существом… Он подошел к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:

– Будьте так любезны, отпустите меня! Я… я болен…

– Сейчас… Пожалуйста, не облокачивайтесь!

Важно

Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир.

“Полчаса еще только прошло, – подумал он. – Еще осталось столько же… Невыносимо!”

Но вот, наконец, к провизору подошел маленький, черненький фармацевт и положил около него коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью… Провизор дочитал до точки, медленно отошел от конторки и, взяв склянку в руки, поболтал ее перед глазами… Засим он написал сигнатуру, привязал ее к горлышку склянки и потянулся за печаткой…

“Ну, к чему эти церемонии? – подумал Свойкин. – Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут”.

Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.

– Получите! – проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. – Взнесите в кассу рубль шесть копеек!

Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль, и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет больше ни копейки…

– Рубль шесть копеек? – забормотал он, конфузясь. – А у меня только всего один рубль… Думал, что рубля хватит… Как же быть-то?

– Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.

– В таком случае уж вы извините… Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю…

– Этого нельзя… У нас кредита нет…

– Как же мне быть-то?

– Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.

– Пожалуй, но… мне тяжело ходить, а прислать некого…

– Не знаю… Не мое дело…

– Гм… – задумался учитель. – Хорошо, я схожу домой…

Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой… Пока он добрался до своего номера, то садился отдыхать раз пять… Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть… Какая-то сила потянула его голову к подушке… Он прилег, как бы на минутку….

Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание… Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла свое.

Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.

(11) Каломели два грана, сахару пять гран, десять порошков! (лат.)

(12) Да! (нем.)

Источник: https://www.libfox.ru/10709-anton-chehov-v-apteke.html

Анализ рассказов Чехова | Инфошкола

12 Июнь 2012       админ      Главная страница » Критика      Просмотров:   4068

Многие современники давали рассказам А.П.Чехова противоречивую оценку. Они видели в А.П.

Чехове то продолжателя традиций реализма, то предтечу русского модернизма.

Писатель стремится выявить в реальной действительности то, что наполняет человеческую жизнь смыслом, поднимает проблему духовных исканий личности.

Главными героями и основными идейными противниками в рассказе А.П.Чехова «Дуэль» являются чиновник Лаевский и зоолог фон Корен. Их стойкая взаимная неприязнь в конечном счете при водит к поединку — дуэли. О причинах обоюдной антипатии размышляет В начале рассказа фон Корен. Он чувствует в Лаевском необыкновенную лживость и распущенность.

Совет

Лаевский же рекомендует своего бывшего приятеля как натуру твердую, сильную, деспотическую. Себя же Лаевский в разговоре с доктором Самойленко харатерезует как пустого, ничтожного, падшего человека, который жизнь до сих пор покупал ценою лжи, праздности и малодушия.

 Фон Корен — сторонник теории Дарвина, он является противником всего , что может вредить людям или угрожаеть им опасностью в настоящем и будущем. ОН предлагает физически уничтожать нравственно и физически ненормальных.

Доктор Саойленко так оценивает позиции фон Корена : «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию … » Он же не принимает в Лаевском то, что тот много пьет,презорает службу, играет в карты, живет не по средствам.

 Именно Самойленко и есть тот герой, который является носителем искомой «общеей идеи» Этот добрый и великодушный человек достает для Лаевского деньги, хотя прекрасно понимает, что тот убегает от ответственности за судьбу Надежды Федоровны.В своем внутреннем монологе по-своему объяснит, почему «в поисках за правдой- люди делают  «два шага вперед, шаг назад»: их постоянно тормозят страдания, ошибки и скука жизни.

отсутствие «общей идеи» не просто заводит человека в нравственный тупик, но и убивает в  нем живую личность.

В рассказе «Попрыгунья» цель жизни Ольги Ивановны Дымовой состоит в неустанном стремлении «знакомиться и коротко сходиться с знаменитыми людьми». В число последних попадали все те, кому довелось прославиться хоть немножко и заставить о себе говорить. Ольга Ивановна боготворит знаменитых людей, гордится знакомством с ними.

Эта неутолимая «жажда» бросает ее в объятия художника Рябовского, с которым она и отправляется на волжские «этюды». Их недолгая связь вскоре прерывается, и Ольга Ивановна возвращается к мужу, который все прекрасно понимает, но ни словом не упрекает свою жену. Сама она и не думает оправдываться и везде повторяет слова, так понравившиеся ей: «Этот человек гнетет меня своим великодушием».

Лишь болезнь Дымова, ценой жизни спасавшего маленького мальчика, и его смерть открывают Ольге Ивановне глаза на этого человека.

Талантливейший врач, прекрасный ученый, замечательный человек, он и был единственно достойным поклонения, но Ольга Ивановна слишком поздно понимает, что «прозевала»его и никогда он не услышит от нее слов о том, что он «редкий, необыкновенный, великий человек» и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх».

В рассказе «Душечка», анализируя отношение к любви Оленьки Племянниковой, героини рассказа «Душечка», несложно сделать вывод о том, что и брак с антрепренером Кукиным, и семейная жизнь с управляющим лесным складом Пустоваловым, и близкие отношения с ветеринарным врачом Смирниным были для нее способом заполнения внутренней пустоты.

Ей, в сущности, и не важно, кто рядом с ней, а важно, чтобы он имел хоть какое-то «мнение», которое так удобно разделять.  Может быть, именно поэтому вслед за сыном Смирнина она впервые за долгие годы с уверенностью повторяет, что островом называется часть суши, со всех сторон окруженная водой.

Обратите внимание

Вряд ли она способна в любви отдавать себя, скорее, можно говорить об имитации этого чувства.

В рассказе «Палата N 6» доктора Рагина, получившего назначение в городскую больницу случай при водит его в отделение для душевнобольных. Он проявляет живой интерес к душевнобольному Громову. Громов заинтересовывает его лишь как человек, с которым можно поговорить и который умеет рассуждать.

В глазах же своих приятелей и сослуживцев Рагин сам предстает сумашедшим. Рагин объявляется сумасшедшим лишь потому, что нарушил общепринятые нормы поведения.

Оставленный в палате среди душевнобольных, думает: «Все равно … Все равно, что фрак, что мундир, что этот халат», — и лишь по прошествии часа пытается выяснить «недоразумение».

Избитый сторожем Никитой, он впервые в жизни понимает, какую «страшную», «невыносимую» боль испытывали находившиеся в этой палате люди, и совесть, заставляет его похолодеть от затылка до пят. Герой вырываются за пределы жизненного круговорота, для Рагина все прекращается и наступает «вечное забытьё».

Источник: https://info-shkola.ru/rasskazi-chexova/

Проблема бессердечного отношения к людям.

Сочинение по тексту:

А.П. Чехов, или как он себя называл Антоша Чехонте – выдающийся русский писатель, классик мировой литературы рассуждает о проблеме бессердечного отношения к людям.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме автор рассказывает о домашнем учителе Егоре Алексеевиче Свойкине, который был тяжело болен и , получив от врача рецепт, обратился в аптеку.

Провизор начал готовить лекарства, но он не пытался помочь, он лишь выполнял свою работу.

Важно

На просьбу Свойкина ускориться он не отвечал, а когда больному не хватило шести копеек, он бессердечно отправил его домой.

Автор считает, что подобное отношение, не имеющее не капли сострадания, направленное от окружающих к человеку может привести к трагедии.

Я не могу не согласиться с автором. На душе появляется печаль от понимания того, что эта проблема актуальна в наше время.

Обратимся к произведению Виктора Астафьева «Людочка». Главная героиня выросла в деревне, среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности. Она ищет спасение в городе, но будучи жертвой грубого насилия в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В качестве личного примера можно привести множество ситуаций, так если человеку становится плохо и он будет не в силах идти, если он будет лежать посреди улицы, то практически все пройдут мимо, у него даже не спросят о случившейся проблеме. 

В заключение хочу сказать, не стоит замыкаться лишь на своих проблемах и бедах, порой стоит обращать внимание на других, ведь это может стоить их жизни.

Текст А. П. Чехова:

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. (3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал. (7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал: —Через час будет готово. —(9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать. (11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать. (13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором. —(16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек! (19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал. (20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора. «(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры». —(23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек! —(25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то? —(28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету. —(29) В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю. — (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите! —(33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

Читайте также:  Фантастическое и реальное в повести собачье сердце булгакова сочинение

—(По А.П. Чехову*)

Источник: https://vopvet.ru/news/probleme_besserdechnogo_otnoshenija_k_ljudjam/2015-02-25-761

А. Чехов “В аптеке”: описание, герои, анализ рассказ. Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.П. Чехова «В аптеке

Views: 5894

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор.

(4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано.

(5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

– Через час будет готово.

– (9)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин.-(10)Мне решительно невозможно ждать.

(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

– (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! – подумал он.- (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

– (23)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.- (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

– (25)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь.- (26)А у меня только всего один рубль… (27)Как же быть-то?

– (28)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.

– (29) В таком случае вы извините… (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

– (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!

– (33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку.

(38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

– (По А.П. Чехову*)

– * Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.

Умение сострадать. Насколько оно важно и почему? Именно эту проблему поднимает в своём тексте А.П. Чехов.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель рассказывает историю о том, как больной учитель Свойкин пришёл в аптеку за лекарством и встретился с холодным равнодушием и даже какой-то неприязнью провизора.

Когда Свойкин попросил лекарство, он нахмурился, поскольку учитель отвлёк его от чтения.

Когда Свойкин рассказал провизору про свою болезнь, провизор просто проигнорировал его, и такое безразличное отношение, конечно, задело Свойкина за живое.

Совет

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что А.П. Чехов уверен: необходимо быть сострадательным человеком, поскольку холодное равнодушие к чужому горю может причинить ещё большие мучения потерпевшему.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении представлена история о Понтии Пилате, великом прокураторе Иудеи, и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри.

Последний был обвинён в том, что подговаривал людей разрушить храм. Разговаривая с Иешуа, Понтий Пилат убедился в том, что Га-Ноцри этого не делал. Понтий Пилат увидел, что Иешуа Га-Ноцри – необычный человек, и захотел помочь ему выжить.

Однако вскоре выяснилось, что Иешуа говорил: любая власть является насилием над человеком, и настанет время, когда власти не будет совсем. Это и изменило первоначальное решение Понтия Пилата, и он, боясь гнева кесаря, приговорил Иешуа к смерти. Однако это решение причинило потом немало страданий прокуратору.

Когда Понтий Пилат через много лет наконец встретился с Иешуа Га-Ноцри, он заискивающе просил Иешуа, чтобы тот убедил его: казни не было. Иешуа, видя мучения Понтия Пилата, солгал, сказав, что казни действительно не было. Иешуа понял, что, скажи он по-другому, Понтий Пилат будет страдать ещё сильнее.

Поэтому он, несмотря на то, что именно прокуратор приговорил его к смерти, проявил сострадание, освободив Понтия Пилата от мук совести.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: нужно уметь сострадать. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов и его любовница Аксинья Астахова принесли немало страданий Наталье, законной жене Григория. Наталья настолько была доведена до отчаяния, что даже пыталась закончить жизнь самоубийством. Потом она ещё сделала неудачный аборт, в результате которого умерла.

Но были у неё и попытки вернуть Григория. Так, например, Наталья написала Григорию длинное письмо, в котором она его спрашивала: может, он передумает и захочет вернуться к ней? На что Григорий ответил коротким и жестоким «живи одна». Столь бесчувственное отношение мужа усугубило страдания Натальи. Но она продолжала за него бороться.

Обратите внимание

Она приехала к Аксинье и стала просить её, чтобы та вернула ей Григория. Но Аксинья, несмотря на то, что видела страдания Натальи, обошлась с ней очень жестоко. Она наговорила ей грубых слов, сказала, что это Наталья украла у неё Григория, а не наоборот. После этих бессердечных слов Наталья впала в ещё большее отчаяние.

Вне всяких сомнений, холодность, бессердечие и жестокость Григория и Аксиньи способствовали усугублению страданий Натальи и, возможно, её гибели.

Итак, умение сострадать является очень важным. Ведь безразличное отношение к чужим страданиям может причинить ещё большую боль страдающему.

А каково Ваше мнение по поставленной проблеме?

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни.

Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи.

В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка».

Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник.

Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах.

Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним.

Важно

Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел.

Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги.

Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает.

Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

Главные герои

Свойкин Егор Алексеич – домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

Провизор аптеки – безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

Читайте также:  Сочинение основные темы и мотивы поэзии брюсова

Ассистенты провизора и кассир – безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт.

Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки.

В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу.

В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым.

Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

А. П. Чехов поднимает проблему равнодушия.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, герой – рассказчик вспоминает историю, которая произошла с учителем Егором Алексеичем Свойкиным в аптеке. Мужчина был серьезно болен и сразу после посещения врача отправится в аптеку. Там он отдал рецепт провизору, который не поторопился собирать лекарства для Егора Алексеича.

Больной учитель был вынужден ждать, хотя находился в ужаснейшем состоянии. (Пр. 2 – 12).

Совет

Цель автора – убедить читателей в том, что в любых жизненных ситуациях нельзя оставаться равнодушным. Егор Алексеич испытывал ужасные боли в руках и ногах, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, у него начиналась горячка.

Провизор не обращал на него никакого внимания. Собрав лекарства, аптекарь с черствой физиономией вымолвил: «Внесите в кассу рубль шесть копеек!».

У Свойкина был только рубль, он пообещал занести шесть копеек в тот же день, но провизор был не согласен на эти условия и отправил больного учителя прочь.

(Пр 23 – 37).

Писатель прямо не высказывает свое отношение к происходящему, но мы читатели понимаем, что равнодушие, безучастие – ужаснейшие вещи, которые должен избегать каждый человек. С этим нельзя не согласиться, потому что лишь человек обладающий способностью к сочувствию и состраданию, сумеет понять боль другого человека.

Многие отечественный писатели поднимали проблему равнодушия в своих произведениях. Одна из них – В. С. Токарева, произведения которой заставляют задуматься о духовных потребностях человека. Неизгладимое впечатление произвел на меня рассказ «Сволочей тоже жалко».

Главные герои – рассказчица, ребенок которой серьезно болен и врач Фаина. Героиня, встретившись с Фаиной в доме генерала, рассказала о своей трагедии. Увидев, минор отчаявшейся матери, женщина – врач вызвалась помочь.

Придя в палату девочки, Фаина осмотрела больную. Врач подошла к матери и заявила, что девочке надо срочно делать операцию, а если после нее ребенок и выживет, то на всю жизнь может остаться слабоумным. Мать впала в ступор.

Ошарашенная женщина спросила у Фаины: «Я должна вам что то?», на что врач потребовала оплатить ей такси до ателье, поскольку она потратила свое время.

Обратите внимание

Поступок Фаины иллюстрирует полное равнодушие и безучастие по отношению к бедной отчаявшейся матери.

Никого не может оставить равнодушным и рассказ А. Геласимова «Жанна». Героиня рассказа –Жанна, девушка с тяжелой судьбой, школьница, с ребенком на руках. Юная мама, сама оставшись сиротой, ежедневно, как умеет, борется за свою жизнь и за жизнь своего ребенка и, словно в стену. Почти всегда упирается в людское безразличие.

Жанна приходит в школу, в которой училась. Зайдя в кабинет к директрисе, девушка просила принять ее на работу, потому что ей очень нужны были деньги, для того, чтобы прокормить своего маленького ребенка.

Директриса отказала ей, сославшись на то, что Жанна сгубила собственную мать, и своей репутаций будет оказывать на учениц негативное влияние.

Женщина проявила апатию по отношение к молодой девушке и выказала полное нежелание ей помочь.

По моему глубокому убеждению, сочувствие и сострадание – это истинные ценности, которые делают человека человеком. Эти ценности утверждаются прежде нравственными поступками. Безразличие и безучастие губят все хорошее в людях.

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. В тексте могут быть ошибки.

Текст Антона Павловича Чехова:

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. (3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор.

(4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано.

(5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал. (7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал: – (9)Через час будет готово. – (10)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (11)Мне решительно невозможно ждать. (12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся ждать. (14)Свойкин был болен.

(15)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором. – (17)Должно быть, у меня горячка начинается.

(18)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек! (20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал. (21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

(22)«Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (23)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры». – (24)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.

– (25)Внесите в кассу рубль шесть копеек! – (26)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь. – (27)А у меня только всего один рубль… (28)Как же быть-то? – (29)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету. – (30)В таком случае вы извините… (31)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

– (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства полу?чите! (34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила потянула его голову к подушке.

(38)Он прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

(По А.П. Чехову*)

* Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – выдающийся русский писатель,

классик мировой литературы.

Источник: https://slovarslov.ru/a-chekhov-in-the-pharmacy-description-heroes-analysis-story.html

Сочинение ЕГЭ. Заключение к рассказу А.П. Чехова «В аптеке»

Заключение к рассказу А.П. Чехова могло бы быть таким:

Проявляя доброту, милосердие и сострадание, мы сможем преодолеть все труд­ности, которые встретятся в нашей жизни сообща.

Итак, приведём целиком сочинение по рассказу А.П. Чехова «В аптеке»:

Часто ли мы проявляем сочувствие к другим людям? Всегда ли готовы прий­ти на помощь бедствующему человеку, тому, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Именно проблему безразличного, чёрствого отношения к окружающим людям поднимает в данном рассказе А.П. Чехов.

Мне кажется, ни одного читателя не оставила равнодушным судьба Свойки- на, героя рассказа А.П. Чехова.

Важно

Заболевший учитель пришёл в аптеку и попросил приготовить ему лекарство. Поражает равнодушие, с которым отнёсся к нему провизор.

Свойкин попросил по­быстрее обслужить его, потому что очень плохо себя чувствовал: «Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли…

» Однако провизор даже не удосу­жился ответить ему, не проявил ни капли сочувствия, не сказал даже ни одного ободряющего слова, холодно промолчав.

Как грустно, что там, куда часто обращаются страждущие люди, работают такие сухие, равнодушные фармацевты.

Но вот лекарство готово – новая беда: у учителя не хватало 6 копеек, чтобы расплатиться за лекарство.

В кармане был только рубль! На просьбу Свойкина позволить занести деньги завтра, был дан суровый ответ: «Этого нельзя… У нас кредита нет…

Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства по­лучите». Так и ушёл бедный учитель домой без лекарства, оставшись наедине со своей болезнью.

Автор считает, что нельзя быть чёрствым и бессердечным человеком, необхо­димо проявлять сочувствие ко всем, кто тебя окружает.

Я согласна с автором и тоже считаю, что равнодушным быть нельзя, человек, попавший в беду, ждёт нашей помощи и вправе рассчитывать на неё. Если мы будем предлагать миру активное деятельное участие в нём, то и в тот момент, когда сами будем нуждаться в участии и поддержке, окружающие люди помогут и нам.

Мне вспоминается притча о добром самарянине, упоминаемая в Евангелии от Луки.

Совет

Самарянин, увидев побитого, ограбленного разбойниками человека на доро­ге, истекающего кровью, перевязал его раны, «посадил незнакомца на своего осла и довёз до гостиницы».

Дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботиться о больном, «пока тот не выздоровеет». Пообещал, что вернёт деньги на обратном пути, если потребуется большую сумму потратить на его лечение и содержание, чем он дал.

Вот образец поведения человека, данный человечеству около двух тысяч лет назад. Каждый ли следует ему в своей жизни?

Учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

Она в послевоенные голод­ные годы под предлогом дополнительных занятий пытается накормить одиннад­цатилетнего Володю, которого мама отправила из деревни в райцентр учиться. Но мальчик гордо и стойко переносит голод и отвергает помощь учительницы.

И тогда Лидия Михайловна прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги, даёт ему возможность честно их заработать, выиграть, чтобы он мог купить себе молока, и, конечно, подыгрывает Володе.

Вскоре Лидию Михайловну выгоняют из школы, она уезжает на родину, но не забывает о своём ученике и присылает ему посылку с макаронами и яблоками.

Проявляя доброту, милосердие и сострадание, мы сможем преодолеть все труд­ности.

Источник: https://referat.hhos.ru/2017-06-22-12-16-17/6753–l-r.html

Ссылка на основную публикацию