Сочинение анализ романа герой нашего времени лермонтова

Анализ «Героя нашего времени» Лермонтова | Литерагуру

Михаил Лермонтов сочетал в себе редкие дарования: виртуозное стихосложение и мастерство прозаика.

Его роман известен ничуть не меньше, чем его лирика и драма, а может и больше, ведь в «Герое нашего времени» автор отразил болезнь целого поколения, исторические особенности своей эпохи и психологизм героя-романтика, ставшего голосом своего времени и самобытным проявлением русского романтизма.

История создания

Создание романа «Герой нашего времени» покрыто тайной. Нет ни одного документального подтверждения точной даты начала написания этого произведения. В своих записках и письмах писатель умалчивает об этом. Принято считать, что окончание работы над книгой датируется 1838 годом.

Первыми были «Бэла» и «Тамань». Дата выпуска этих глав приходится на 1839 год. Они, как самостоятельные повести, публиковались в литературном журнале «Отечественные записки» и имели огромный спрос у читателей.

В феврале 1840 появляется «Фаталист», в конце которой редакторы обещают скорый выход целой книги Лермонтова. Автор дописал главы «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри» и в мае того же года выпустил роман «Герой нашего времени».

Обратите внимание

Позднее он еще раз издал свой труд, но уже с «предисловием», в котором дал своеобразный отпор критике.

Изначально М.Ю. Лермонтов не задумывал данный текст как что-то целостное. Это были своего рода путевые заметки, со своей историей, на которые его вдохновил Кавказ.

Только после успеха повестей в «Отечественных записках» писатель дописал еще 2 главы и соединил все части общим сюжетом.

Следует отметить, что писатель очень часто бывал на Кавказе, поскольку с детства здоровье его было слабым, и бабушка, опасаясь смерти внука, часто привозила его в горы.

Смысл названия

Заглавие уже вводит читателя в курс дела, открывая истинные замыслы художника. Лермонтов с самого начала предвидел, что критики сочтут его произведение личным откровением или же банальной беллетристикой. Поэтому он решил сразу же обозначить суть книги.

Смысл названия романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30-х годов 19 века. Произведение посвящено не личной драме какого-то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение.

Григорий Печорин вобрал в себя все тонкие, но аутентичные для молодых людей той эпохи, характеристики, позволяющие понять атмосферу и трагедию личности того времени.

О чем книга

В романе М.Ю. Лермонтова ведется повествование о жизни Григория Печорина. Он – дворянин и офицер, о нем мы впервые узнаем «из уст» Максима Максимыча в главе «Бэла».

Старый солдат поведал читателю об эксцентричности своего молодого приятеля: всегда добивается своих целей, чего бы ему это не стоило, при этом не боится общественного осуждения и даже боле серьезных последствий. Выкрав прекрасную горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилось в сердце Бэлы, другой вопрос, что Григорию это стало уже не надо.

Своим безрассудным поступком он в один миг подписал смертный приговор девушке, ведь позднее Казбич в порыве ревности, решает увезти красавицу от похитителя, а когда поймет, что с женщиной в руках ему не уйти – смертельно ранит ее.

В главе «Максим максимыч» раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга — штабс-капитана – чем очень сильно огорчает старика.

Глава «Тамань» приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела «честных контрабандистов».

Волевая сила характера так же показана в этом фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной.

Наш герой любознателен и не хочет оставаться в неведение дел, происходящих вокруг него, именно поэтому он следует за слепым мальчиком посередине ночи, допрашивает девушку на предмет ночных деяний ее бадны.

Важно

По-настоящему таинства души Печорина открываются в части «Княжна Мэри». Здесь он подобно Онегину, что от скуки «волочился» за дамами, принимается разыгрывать пылкого влюбленного.

Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия в этой главе — любовная. Мы видим героя любящим, все-таки он умеет чувствовать.

Вера растопила все «льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь его не создана для семьи, его образ мыслей и свободолюбие косвенно влияют на исход отношений с возлюбленной.

Всю жизнь Печорин разбивал сердца молоденьких дам, а теперь он получает от судьбы «бумеранг». Она не уготовила для светского франта семейного счастья и тепла домашнего очага.

В главе «Фаталист» ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь нам представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и о смерти.

Основные темы

Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой».

И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере.

Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.

Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука.

Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя.

Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.

Судьба поколения

Роман был написан в период «безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему.

Государство в ответ надругалось над этими благами намерениями и показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении родине и пресыщенное светскими увеселениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, они же прекрасно видели, что все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете.

Но помочь им дворяне не могли, с их мнением не считались. И в лице своего героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».

Совет

Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение.

Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом.

Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем.

Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.

В чем смысл?

Когда читатель впервые знакомится с Печориным, у него появляется антипатия к герою. В дальнейшем эта неприязнь уменьшается, нам раскрываются новые грани души Григория.

Его действия оценивает не автор, а рассказчики, но и они не судят юного офицера. Почему? В ответе на этот вопрос и кроется смысл романа «Герой нашего времени». М.Ю.

Лермонтов своим произведением дает отпор николаевскому времени, а через образ лишнего человека показывает, к чему человека приводит «страна рабов, страна господ».

Кроме того, в произведении автор в подробностях описал романтического героя в российских реалиях. Тогда это направление было популярно в нашей стране, поэтому многие художники слова пытались воплотить свежие тенденции в искусстве и философские веяния в литературе.

Отличительной чертой новаторского мотива был психологизм, которым как раз и прославился роман. Для Лермонтова образ Печорина и глубина его изображения стали необыкновенной творческой удачей.

Можно сказать, что идеей книги является психоанализ его поколения, завороженного и вдохновленного романтизмом (статья «Что такое романтизм» подробнее расскажет вам об этом).

Характеристика главных героев

  1. Княжна Мэри – не обделенная красотой девушка, завидная невеста, любит мужское внимание, хоть и не выдает этого желания, в меру горда. Прибывает с матерью в Пятигорске, где и знакомится с Печориным. Влюбляется в Григория, но безответно.
  2. Бэла – черкешенка, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту девушек высшего света, это что-то необузданное и дикое.

    Печорин замечает прекрасную Бэлу на свадьбе у князя и тайком крадет ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Григория ее сердце оттаяло, позволив любви овладеть им. Но ему она уже стала не интересна, ведь только запретный плод действительно сладок. Погибает от руки Казбича. Женские образы в романе «Герой нашего времени» мы описали в сочинении.

  3. Вера – единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и странностями. Когда-то Григорий любил ее в Петербурге, и, встретив снова в Пятигорске, вновь испытывает к Вере теплые и сильные чувства. Она же имеет сына и была дважды замужем.

    Второму мужу в порыве переживаний на фоне дуэли Печорина с Грушницким она рассказывает о ее связи с Григорием. Супруг увозит Веру, а любовник сгорает в бесплодных попытках догнать возлюбленную.

  4. Печорин – молодой офицер, дворянин. Григорию было дано блестящее образование и воспитание.

    Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, анализирует каждое действие, умен, красив и богат. Доверяет только себе, он разочарован в дружбе и браке. Несчастен. Подробнее его образ Печорина разобран в сочинении на эту тему.

  5. Грушницкий –  молодой юнкер; эмоционален, страстен, обидчив, глуп, тщеславен.

    Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске вновь сталкивается со старым приятелем, на этот раз у молодых людей одна узкая дорога, с которой кому-то придется сойти. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Мэри.

    Даже подлый план с незаряженным пистолетом не помогает юнкеру избавиться от соперника, и он погибает сам.

  6. Максим Максимыч – штабс-капитан; очень добрый, открытый и умный. Знакомится с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его странностей. Ему 50 лет, холостяк.

Герои-двойники в романе

В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, Грушницкий.

С Грушницким нас знакомит автор в начале главы «княжна Мэри». Данный персонаж всегда находится в игре «трагического спектакля». На каждый вопрос он всегда имеет заготовленную красивую речь, сопровождающуюся жестами и жизнеутверждающей позой. Как ни странно, именно это и делает его двойником Печорина. Но поведение юнкера, скорее, пародия на поведение Григория, нежели его точная копия.

В этом же эпизоде читатель знакомится с Вернером. Он врач, его взгляды на жизни весьма циничны, но основаны они не на внутренней философии, как у Печорина, а на врачебной практике, которая явственно говорит о смертности любого человека. Мысли молодого офицера и врача похожи, что и зарождает дружбу между ними. Доктор, как и Григорий, скептик, причем его скепсис гораздо сильнее Печоринского.

Чего не скажешь о его цинизме, который только «на словах». Герой достаточно холодно относится к людям, он живет по принципу «а вдруг завтра умрешь», в общении с окружением выступает в роли покровителя. В руках у него зачастую оказываются «карты» человека, расклад которых делать ему, ведь он отвечает за жизнь пациента. Так же и Григорий играет судьбами людей, но ставит на кон и свою жизнь.

Обратите внимание

В главе «Фаталист» появляется Вулич, который верит в предрешенность судьбы, играя с заряженным пистолетом. Печорин пророчит ему смерть, но оружие дает осечку, что очень удивляет Григория, ведь печать смерти была так явственна на челе офицера. Ночью последнего зарубит шашкой пьяный казак.

Знаток предопределения является двойником Печорина потому, что юный офицер так же позднее испытает свою судьбу и так же останется жив после выстрела, но умрет позднее в дороге. Складывается впечатление, что он пошел по следам смерти, оставленным Вуличем.

Подробнее об этом мы написали в сочинении «Двойники Печорина».

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и  усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

Композиция

Повести в романе «Герой нашего времени» расположены не в хронологическом порядке. Сделано это для того, чтобы более глубоко раскрыть образ Григория Печорина.

Так, в «Бэле» рассказ ведется от лица Максим Максимыча, штабс-капитан дает свою оценку молодому офицеру, описывает их взаимоотношения, события на Кавказе, приоткрывая одну часть души приятеля. В «Максим Максимыче» повествователем выступает офицер, в разговоре с которым старый солдат и вспоминал Бэлу.

Здесь мы получаем описания внешности героя, поскольку видим его глазами чужого человека, который, естественно, сначала сталкивается с «оболочкой». В «Тамани», «Княжне Мэри» и «Фаталисте» о себе рассказывает сам Григорий – это его путевые заметки.

В этих главах подробно описаны его душевные перевороты, его мысли, чувства и желания, мы видим, почему и как он приходит к тем или иным поступкам.

Интересно, что роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. Автор сначала демонстрирует нам оценку героя чужими глазами, а потом уже раскрывает особенности устройства души и разума, найденные в результате самоанализа. Повести выстроены не в хронологическом, а в психологическом порядке.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность.

Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя.

Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях.

В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-geroya-nashego-vremeni-lermontova/

Сочинение, анализ романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» является романом, написанный М. Ю. Лермонтовым >>> в романтический период русской литературы. Роман был опубликован в 1840 году и состоит он из историй о байроническом герои, Григории Александровиче Печорине, посредством записок путешественников и рассказов, из личных записей Печорина.

Первоначально романтическое приключение, которое заинтересовывает за счет красивых образов Лермонтова, «Героя нашего времени» превращается в более темный рассказ о манипуляции и проступках. Один из самых замечательных черт романа является то, что он имеет нарушенную хронологию событий, которые придают ему особые чувства.

Красиво описанная обстановка и стимулирующие истории, которые сосредоточенны в центре, вокруг замечательного главного героя. Все три характеристики в совокупности создают роман, который оказал невероятное влияние  на развитие русской романтической прозы.

В введении автора на «Герой нашего времени», Михаил Лермонтов обсуждает и открывает читателю его мотивации для создания главного героя романа, Григория Александровича Печорина.

Объяснение Лермонтова также просвещает читателя к иронии названия романа, критикуя тех читателей, которые имеют «несчастную веру в буквальном смысле слова». Лермонтов описывает Печорина как «композит всех пороков нашего поколения в полноте своего развития».

Важно

Сюжет книги, подразумевает, что этот человек является героем, в то же время, признавая, что он не обладает ни одним героическим качеством, Лермонтов имеет встроенную иронию в названии романа и создал иронический тон, который останется присутствовать на протяжении всего романа.

Роман состоит из пяти частей в виде коротких историй, чтобы всесторонне раскрыть характер Печорина, в этом и есть сам фокус романа. История имеет три различных рассказчика. Роман представляет собой рамку повествования, сказание тремя различными рассказчиками в различных точках. Печорин рассказывает большую часть истории.

Бела: Эта история начинается с одного из трех рассказчиков романа, неназванного путешественника. Этот путешественник встречает старого капитана армии, Максим Максимыча, который затем становится следующим рассказчиком.

Максим рассказывает путешественнику историю Григория Печорина, такого же солдата. История Максима рисует Печорина как человека, который манипулирует людьми из-за его способности к очарованию. Печорин встречает красивую молодую женщину, Белу, которая становится объектом его внимания.

Печорин узнает о брате Бэлы, Азамате и его слабости к коню лихого Казбича. Печорин убеждает Азамата, что он поможет украсть лошадь, а Азамат в обмен поможет выкрасть Белу. План Печорина успешно сработал. Бела и Печорин стали жить вместе, и Бела начинает ценить, и даже любить Печорина.

Белу позже похитит и убьет владелец лошади, которую помог украсть Печорин. После смерти Бэлы, Печорина переводят в Грузию.

Максим Максимыч: Максим Максимыч и неназванный рассказчик услышав, что Печорин находится поблизости, Максим сразу пытается с ним встретится. Когда Печорин приходит, то Максим чувствует холод и оскорбления, потому что он думал, что они были друзьями.

После отъезда Печорин дает свои старые журналы для Максима, который до сих пор чувствует холодное поведение Печорина. Максимыч, оскорбленный, дает журналы безымянному рассказчику, который затем публикует их.

Остальная часть романа рассказывается с точки зрения Печорина.

Тамань: После прибытия в прибрежный город Тамань, Печорин находит комнату на ночь у слепого мальчика-сироты. Печорин, узнав позже от свидетелей, что мальчик и молодая девушка встречаются с человеком по имени Янко, и он становится свидетелем событий, что они были вовлечены в операции с контрабандой.

В ту ночь, молодая девушка соблазняет его и завет купаться, где и пытается его утопить. Когда он уходит на пляж, Печорин слышит, как говорит мальчик, что Янко принимает на работу в другом месте из-за вмешательства Печорина.

Печорин разочаровывается в себе за разрушение сложившейся ситуации, и он оставляет Тамань на следующий день.

Княжна Марья: Печорин остается со своим старым другом Грушницким в Пятигорске. Печорин встречается с принцессами Лиговской и Марией, последняя сразу же привлекла к себе внимание. Грушницкий также увлечен княжной Марьей, и раскрывает свои чувства Печорину. Но позже Грушницкий будет иметь представление о чувствах Печорина к Марии.

Совет

Печорина соперник пытается заставить появиться в глупой ситуации перед княжной. Печорин целует ее, но потом пишет, что он отказывается стать порабощенным любой женщиной, потому что он предпочитает проводить время с женщинами, которые не имеют своей собственной воли. Печорин также узнает, что княжна Марья презирает его.

Однако Печорин затем танцует с ней на балу и зарабатывает ее и благодарность своей матери. В своем дневнике, Печорин описывает систему, которую он использует, чтобы манипулировать окружающими. Он признает, что он никогда не был покорен женщинами, и в результате этого он не может пытаться вести роман.

Печорин затем использует свою стратегию, чтобы манипулировать Марией и влюбить ее в себя, в то время как он также пытается поддерживать отношения с Верой. Мария признает свою любовь к Печорину. Грушницкий бросает вызов Печорину на дуэль, на пистолетах.

Грушницкий, преодолевая чувства вины, нарочно пропускает Печорина, но Печорин убивает Грушницкого. Вера покидает город, а Печорин уходит вскоре после этого, отрицая брак Марии.

Фаталист: Печорин принимает участие в игре в русскую рулетку, смысл которой заключается в одном выстреле пистолета, чтобы подчеркнуть свое убеждение, что не существует такой вещи, как предопределение.

Тем не менее, после того, как его друг стреляет и не умирает, убеждения Печорина изменяются, и он решает, что предопределение на самом деле, существует. Однако, друга Печорина, который выжил после игры в русскую рулетку, позже той же ночью убивают .

Роман кончается размышлениями Печорина о состоянии судьбы.

Григорий Александрович Печорин: главный герой романа. Рассказывает, что имеет систему, в которой он может манипулировать людьми. Он никогда не был постоянным и серьезен в его отношениях с женщинами. 

Без имени Ведущий: солдат путешественник, кто заинтересован в жизни Печорина. Он является начальным рассказчик романа и в дальнейшем получает журналы Печорина, после чего Печорин умирает.

Максим Максимыч: капитан армии, в которой он встретил Печорина. Максимыч рассказывает безымянному путешественнику о встречи  с Печориным. Будучи очарован Печориным, Максим пытается его найти. Когда они оказываются на двух базах расположенных рядом друг с другом и встречаются, он замечает, что Печорин, не заинтересован в общении с ним.

Бела: Принцесса Кавказа, которую завоевывает Печорин благодаря ее брату Азамату в обмен на коня. Она, в конечном счете, влюбляется в Печорина, но ее убивает владелец лошади.

Вера: старая любовница Печорина. Она даже после их разлуки по-прежнему влюблена в него, но замужем за другим человеком.

Княжна Марья: принцесса, которой увлечен Печорин. Он намеренно раздражает ее, чтобы привлечь ее внимание, но благодаря манипуляциям она все-таки влюбиться в него.

Грушницкий: изображается как претенциозный самозванец к воинской доблести. Конкурирует с Печориным из любви к княжне Марье. Пытается выставить Печорина как труса. Но в поединке на пистолетах Печорин убивает последнего.

Уважайте права автора! Используя материал данного блога — ссылка обязательна

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/07/geroynashegovremeni.html

Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

М.Ю.Лермонтов начал работать над романом в 1838 году, основываясь на кавказских впечатлениях. В 1840 году роман увидел свет и сразу же привлек внимание и читате­лей, и литераторов. Они с восхищением и недоумением останавливались перед этим чудом русского слова.

Более всего поражает в романе бесконечное богатство поэтичес­кой формы, столь совершенной и столь многообразной в своем стиле и жанрах.

Обратите внимание

Будучи социально-психологическим романом как целое, «Герой нашего времени» — это и лирический дневник (в «Княжне Мери»), и философская повесть («Фаталист»), и изумительный по естественной непринужденности рисунка «приключенческий рассказ» («Тамань»), и путевой очерк (начало «Бэлы» и «Максим Максимыч»), и романтическая поэма («Бэла»).

Роман Лермонтова был огромным идейным вкладом в русскую литературу. Он обличал время, рассказывал о его пустоте и ничтожности. Если люди, подобные Печори­ну, — сильные волевые характеры, умные, импульсивные, с жадными устремлениями в жизни, — если их жизнь пуста и ничтожна, то что можно сказать о времени? Лермонтов правдивым рассказом о герое осудил время.

Задача Лермонтова — углубленный психологический анализ современного человека, сделанный на основе про­блем личной и общественной морали. Отсюда — постро­ение романа не по принципу хронологической последова­тельности, а по принципу постепенного ознакомления читателя с умственным и душевным миром героя: от рас­сказа Максима Максимыча о Печорине — к его «журналу» (то есть дневнику).

Сопоставляя «Героя нашего времени» с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, Белинский указывал и на сход­ство героев, и на их различие: Печорин — «это Онегин нашего времени, герой нашего времени; несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Разница, однако, существенна: «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: беше­но гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обви­няет он себя в своих заблуждениях.

В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою.

Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истин­ных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения». Все это было совершенно новым в русской литературе.

В отношении стиля «Герой нашего времени» резко отличается от прежней прозы Лермонтова. Проза Лермон­това насыщена иронией и изобилует философскими афо­ризмами и размышлениями. Отказавшись от юношеской романтической манеры, Лермонтов не отказался от своего мировоззрения и от основ своего художественного метода, а развил и углубил их.

Реакционная критика напала на «Героя нашего време­ни» как на политический роман, будто бы содержащий клевету на русского человека. На эти отзывы Лермонтов ответил особым предисловием, которое появилось при втором издании романа (1841 г.).

Важно

Лермонтов возражает здесь и против отождествления Печорина с личностью автора, и против упреков в том, что Печорин — явление выдуманное, не существующее в русской жизни, и против других мнений критики. Начало предисловия содержит очень.

важные указания на то, что публика не поняла общественной «иронии», заложенной в романе и подчерк­нутой в заглавии. Лермонтов жалуется на «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов».

Это явный намек на то, что в романе есть второй, не высказанный автором прямо смысл — общественная трагедия, трагедия целого поколе­ния, обреченного на бездействие.

Трагическая биография Печорина есть плод общест­венного зла, а не личных его недостатков. Отсюда — глубокая ирония, пронизывающая весь роман (начиная с заглавия) и обращенная не к личности Печорина, а к обществу, к «поколению», к «нашему времени».

Лермонтов ясно намекает на это в конце предисловия к «Журналу Печорина»: «Может быть, некоторые читатели захотят уз­нать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. — «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю».

Это замечательное «не знаю» — вовсе не отказ, а намек на то, что дело идет не просто о личном «характере» героя, а о гораздо более важном, сложном и злободневном вопросе.

В романе последовательно анализируются представле­ния Печорина о любви, дружбе, общественных связях — то, что всегда считалось мерилом ценности личности.

Пе­чорин как бы испытывает себя в разных ситуациях: любви «естественной» («Бэла»), «романтической» («Тамань»), «светской» («Княжна Мери»), в дружбе «патриархального» типа («Бэла», «Максим Максимыч»), дружбе сверстников одного социального круга, дружбе интеллектуальной (с Грушницким, доктором Вернером в «Княжне Мери»). Во всех случаях характер современного человека ставит грани­цы осуществлению идеала, и причина этого не в «пороч­ности» Печорина, а в самом обществе, которое обрекает своих членов на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя и тем более не разоблачает его, а анализирует. Судит себя сам Печорин, сознающий, что находится во власти неких общих законов, за пределы которых не может вырваться.

Совет

Мир героев романа представляет собой целую систему образов, в центре которой находится Печорин. Его лич­ность вырисовывается из суммы отношений, в которые он вступает с окружающими.

Один из центральных конфлик­тов — между Печориным и Грушницким — гораздо глубже, чем противопоставление истинного и ложного, оригинала и пародии. Логикой событий Грушницкий оказывается жертвой, а Печорин — убийцей товарища.

Грушницкий — часть социального мира, в судьбе которого Печорин сыграл фатальную роль.

В бессонную ночь накануне дуэли с Грушницким герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъ­ятные…

Но я не угадал этого назначения, я увлекся при­манками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благодарных стремлений — лучший цвет жизни».

Горестные и трудные признания! То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действую­щих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу.

Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высме­ивает аристократическое «водное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энерги­чен.

Обратите внимание

Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки.

Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью дей­ствий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…

» Каковы причины этой раздвоенности? «Моя беспросветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…

» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым,  честолюбивым,  сделался,  по его словам, нравственным калекой.

Фигура Грушницкого выделяется среди «московских франтов» и модных «блестящих адъютантов» пятигорского общества. Он — прямой антипод Печорина. Грушницкий играет в разочарование, его поступками движет мелочное самолюбие. Он принадлежит к людям, страсть которых состоит в том, чтобы позировать и декламировать, не понимая и не чувствуя истинно прекрасного в жизни.

К Грушницкому благоволили «семейства степных по­мещиков», дочери которых приехали на воды ловить жени­хов. А он, поставив себе целью «сделаться героем романа», пытается завоевать сердце московской княжны Мери.

Ее мать — княгиня Литовская — гордится умом и знаниями своей Мери, «которая читала Байрона по-английски и знает алгебру».

Княгиня гордится тем, что Мери «невинна как голубь», но она ничем не может помочь дочери, когда та оказалась перед трудным решением.

Не менее поэтичен и образ Бэлы. Безоглядная любовь к Печорину соединяется в ней с чувством собственного достоинства. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? — говорит Бэла Максиму Максимы-чу, отерев слезы и гордо подняв голову. — А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..»

Страстность, смелость и гордость сливаются в ее ха­рактере с трогательной женственностью.

Печальна история и Веры — единственной женщины, которую Печорин любил глубоко и сильно. Его любовь принесла Вере много страданий и горя. В прощальном письме к Печорину, изумительном по глубине мысли и силе чувств, Вера так говорит о его любви: «… ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна».

Важно

Из всех близких к Печорину лиц глубже других пони­мает его доктор Вернер — человек умный и проницатель­ный, насмешливый и тонкий собеседник. Вернер ирони­чески посмеивается над богатыми господами, приехавшими лечиться на воды. И он же, по словам Печорина, плакал над умирающим солдатом.

Образ доктора Вернера нарисован Лермонтовым с явной симпатией. С еще большей симпатией рисует автор простого армейского офицера штабс-капитана Максима Максимыча. Честнейший и добродушный человек, Мак­сим Максимыч огрубел и отяжелел, прослужив всю жизнь на передовой кавказской линии. «Это тип чисто рус­ский», — говорил о нем Белинский.

С искренней грустью рассказывает Максим Максимыч о Бэле, которую он полюбил как родную дочь. Горькой обидой переполнилось его сердце, когда он наконец снова встретился с Печориным, а тот с холодностью и безразли­чием протянул ему руку. Они сухо и навсегда расстались.

Картины природы, пейзажи в романе Лермонтова пле­няют своей живописностью, и вместе с тем они совершен­но свободны от внешней декоративности.

Лермонтовские пейзажи отличаются точностью, стро­гостью, ясностью и впечатляющей образностью языка и стиля. Они возникают в романе и как описание того, что видят путешественники, и как яркий фон, на котором развертывается действие.

Но есть у лермонтовских пейза­жей и другая важная особенность: они неразрывно связаны с переживаниями героев, выражают их чувства и настро­ения, проникнуты глубоким лиризмом.

Отсюда и рождает­ся необыкновенная эмоциональность, глубокая взволно­ванность описаний природы в романе Лермонтова, создающая ощущение музыкальности его прозы, прибли­жающая прозу к стихам.

Чистота, правильность, гармоничность языка «Героя нашего времени» — плод большой работы автора над рукописью романа. Он стремился к тому, чтобы язык романа был образным, эмоциональным, сохранял всю жи­вость разговорных интонаций.

Совет

Богатство языка романа основывается также на много­голосии. Мы слышим в романе голоса трех рассказчиков: странствующего офицера, Максима Максимыча и Печори­на. У каждого из них свой строй языка, свои особенности речи. К ним присоединяются своеобразные голоса Бэлы, Казбича, Азамата, Грушницкого, княжны Мери, Вернера и других персонажей романа.

На последних страницах новеллы «Фаталист», завер­шающей роман, Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеж­дений и гордости, без наслаждения и страха… неспособны­ми более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…»

Какие горькие признания, какой печальный итог! Причины, по которым Печорин и другие мыслящие люди его времени не могли быть счастливы, Лермонтов видел в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Тем и дорог нам Лермонтов, что он страстно боролся своими произведениями против темных сил зла — корысти, вражды, злобы, ненависти, угнете­ния — всего, что уродует, калечит и омрачает жизнь на земле.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/380-roman-myu-lermontova-geroy-nashego-vremeni.html

Сочинение, анализ романа “Герой нашего времени”

Сочинение

“Герой нашего времени” является романом, написанный М. Ю. Лермонтовым >>> в романтический период русской литературы.

Роман был опубликован в 1840 году и состоит он из историй о байроническом герои, Григории Александровиче Печорине, посредством записок путешественников и рассказов, из личных записей Печорина.

Первоначально романтическое приключение, которое заинтересовывает за счет красивых образов Лермонтова, “Героя нашего времени” превращается в более темный рассказ о манипуляции и проступках.

Один из самых замечательных черт романа является то, что он имеет нарушенную хронологию событий, которые придают ему особые чувства. Красиво описанная обстановка и стимулирующие истории, которые сосредоточенны в центре, вокруг замечательного главного героя. Все три характеристикив совокупности создают роман, который оказал невероятное влияние на развитие русской романтической прозы.

Название

В введении автора на “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов обсуждает и открывает читателю его мотивации для создания главного героя романа, Григория Александровича Печорина. Объяснение Лермонтова также просвещает читателя к иронии названия романа, критикуя тех читателей, которые имеют “несчастную веру в буквальном смысле слова”.

Лермонтов описывает Печорина как “композит всех пороков нашего поколения в полноте своего развития”.

Важно

Сюжет книги, подразумевает, что этот человек является героем, в то же время, признавая, что он не обладает ни одним героическим качеством, Лермонтов имеет встроенную иронию в названии романа и создал иронический тон, который останется присутствовать на протяжении всего романа.

Структура, краткое содержание романа

Роман состоит из пяти частей в виде коротких историй, чтобы всесторонне раскрыть характер Печорина, в этом и есть сам фокус романа. История имеет три различных рассказчика. Роман представляет собой рамку повествования, сказание тремя различными рассказчиками в различных точках. Печорин рассказывает большую часть истории.

Бела: Эта история начинается с одного из трех рассказчиков романа, неназванного путешественника. Этот путешественник встречает старого капитана армии, Максим Максимыча, который затем становится следующим рассказчиком. Максим рассказывает путешественнику историю Григория Печорина, такого же солдата.

История Максима рисует Печорина как человека, который манипулирует людьми из-за его способности к очарованию. Печорин встречает красивую молодую женщину, Белу, которая становится объектом его внимания. Печорин узнает о брате Бэлы, Азамате и его слабости к коню лихого Казбича. Печорин убеждает Азамата, что он поможет украсть лошадь, а Азамат в обмен поможет выкрасть Белу.

План Печорина успешно сработал. Бела и Печорин стали жить вместе, и Бела начинает ценить, и даже любить Печорина. Белу позже похитит и убьет владелец лошади, которую помог украсть Печорин. После смерти Бэлы, Печорина переводят в Грузию. Максим Максимыч: Максим Максимыч и неназванный рассказчик услышав, что Печорин находится поблизости, Максим сразу пытается с ним встретится.

Когда Печорин приходит, то Максим чувствует холод и оскорбления, потому что он думал, что они были друзьями. После отъезда Печорин дает свои старые журналы для Максима, который до сих пор чувствует холодное поведение Печорина. Максимыч, оскорбленный, дает журналы безымянному рассказчику, который затем публикует их.

Остальная часть романа рассказывается с точки зрения Печорина. Тамань: После прибытия в прибрежный город Тамань, Печорин находит комнату на ночь у слепого мальчика-сироты. Печорин, узнав позже от свидетелей, что мальчик и молодая девушка встречаются с человеком по имени Янко, и он становится свидетелем событий, что они были вовлечены в операции с контрабандой.

В ту ночь, молодая девушка соблазняет его и завет купаться, где и пытается его утопить. Когда он уходит на пляж, Печорин слышит, как говорит мальчик, что Янко принимает на работу в другом месте из-за вмешательства Печорина. Печорин разочаровывается в себе за разрушение сложившейся ситуации, и он оставляет Тамань на следующий день.

Обратите внимание

Княжна Марья: Печорин остается со своим старым другом Грушницким в Пятигорске. Печорин встречается с принцессами Лиговской и Марией, последняя сразу же привлекла к себе внимание. Грушницкий также увлечен княжной Марьей, и раскрывает свои чувства Печорину. Но позже Грушницкий будет иметь представление о чувствах Печорина к Марии.

Совет

Печорина соперник пытается заставить появиться в глупой ситуации перед княжной. Печорин целует ее, но потом пишет, что он отказывается стать порабощенным любой женщиной, потому что он предпочитает проводить время с женщинами, которые не имеют своей собственной воли. Печорин также узнает, что княжна Марья презирает его.

Однако Печорин затем танцует с ней на балу и зарабатывает ее и благодарность своей матери. В своем дневнике, Печорин описывает систему, которую он использует, чтобы манипулировать окружающими. Он признает, что он никогда не был покорен женщинами, и в результате этого он не может пытаться вести роман.

Печорин затем использует свою стратегию, чтобы манипулировать Марией и влюбить ее в себя, в то время как он также пытается поддерживать отношения с Верой. Мария признает свою любовь к Печорину. Грушницкий бросает вызов Печорину на дуэль, на пистолетах. Грушницкий, преодолевая чувства вины, нарочно пропускает Печорина, но Печорин убивает Грушницкого. Вера покидает город, а Печорин уходит вскоре после этого, отрицая брак Марии.

Фаталист: Печорин принимает участие в игре в русскую рулетку, смысл которой заключается в одном выстреле пистолета, чтобы подчеркнуть свое убеждение, что не существует такой вещи, как предопределение.

Тем не менее, после того, как его друг стреляет и не умирает, убеждения Печорина изменяются, и он решает, что предопределение на самом деле, существует. Однако, друга Печорина, который выжил после игры в русскую рулетку, позже той же ночью убивают.

Роман кончается размышлениями Печорина о состоянии судьбы.

Герои романа

Григорий Александрович Печорин: главный герой романа. Рассказывает, что имеет систему, в которой он может манипулировать людьми. Он никогда не был постоянным и серьезен в его отношениях с женщинами. Без имени Ведущий: солдат путешественник, кто заинтересован в жизни Печорина. Он является начальным рассказчик романа и в дальнейшем получает журналы Печорина, после чего Печорин умирает.

Максим Максимыч: капитан армии, в которой он встретил Печорина. Максимыч рассказывает безымянному путешественнику о встречи с Печориным. Будучи очарован Печориным, Максим пытается его найти. Когда они оказываются на двух базах расположенных рядом друг с другом и встречаются, он замечает, что Печорин, не заинтересован в общении с ним.

Бела: Принцесса Кавказа, которую завоевывает Печорин благодаря ее брату Азамату в обмен на коня. Она, в конечном счете, влюбляется в Печорина, но ее убивает владелец лошади. Вера: старая любовница Печорина. Она даже после их разлуки по-прежнему влюблена в него, но замужем за другим человеком. Княжна Марья: принцесса, которой увлечен Печорин.

Важно

Он намеренно раздражает ее, чтобы привлечь ее внимание, но благодаря манипуляциям она все-таки влюбиться в него.

Грушницкий: изображается как претенциозный самозванец к воинской доблести. Конкурирует с Печориным из любви к княжне Марье. Пытается выставить Печорина как труса. Но в поединке на пистолетах Печорин убивает последнего.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/sochinenie-analiz-romana-geroj-nashego-vremeni/

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

«Герой нашего времени» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Тема романа «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей. Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях.

Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой».

Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги.

«Да это злая ирония!» — скажут они. — «Не знаю»».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ.

В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»).

Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов.

Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул.

Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина.

Совет

Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

Композиция романа также, как и сюжет, необычна.

Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович».

Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя.

Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина.

В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера.

Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д.

Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

Обратите внимание

Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович.

Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты.

Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей.

Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает — таки скинуть девушку в воду).

Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью.

Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

Важно

В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий.

Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце.

Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

Источник: http://libaid.ru/katalog/l/lermontov-mikhail/3625-analiz-geroj-nashego-vremeni-lermontov

Ссылка на основную публикацию