Сочинение чичиков предприниматель или приобретатель? 9 класс

Готовые школьные сочинения

Сен 23 2014

ЧИЧИКОВ — ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ

ЧИЧИКОВ ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой.

Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед родиной. В 1841 году поэма была написана, но члены Московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания произведения.

Поэма была запрещена, это были самые тяжелые дни для Гоголя.

Он обратился за помощью к Белинскому, и тот сделал все возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед Россией и народом “показать, хотя с одного боку, всю Русь”. Гоголь вначале хотел изобразить всю Русь с одного боку, а получилась картина небывалого, разностороннего охвата явлений.

Обратите внимание

Гоголевский Чичиков образ необыкновенный, скорее всего и не образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться.

С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод,” пишет Гоголь.

В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени.

Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать герад с мертвыми душами”.

Обратите внимание

Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых.

Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая.

Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал.

Навсегда запомнив зовет отца, “а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь”, Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и складыванию копейки.

Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек.

Важно

Гоголь пишет: “О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью”.

Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, это чувство страха, присущее каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев произвольно догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец.

“Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе.

Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве,” радостно орет Ноздрев. И Ноздрев, и Чичиков авантюристы, только в разных планах.

Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова это умение не унывать.

Его жизненная философия сводится к принципу: “Зацепил поволок, сорвалось не спрашивай”.

Уже эти небольшие штрихи, сделанные с портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой в планах и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры.

Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к накоплению средств благополучия не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить “блестящую идею”, навестившую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с “мертвыми душами” сулила солидный капитал. Чичиковвеликолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова в прожектерстве и обходительности, Ноздрева в изощренности фантазии, Собакевича в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина в “светлой жадности”.

Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах. “Камнем преткновения” Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и “дубиноголовости”. Кто бы мог догадаться, что “черт ее дернет” приехать в город справиться о цене на мертвую душу! Подлость “притянула” подлость и “захлебнулась” в подлости. Чичиков терпит поражение.

Совет

Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломку бы подстелил! Общительность, хватка и сочинение с оллсоч © 2005 невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему “тонкие места”, потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое.

Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев черты. Поэтому к выражению “Чичиков делецприобретатель”, можно было бы добавить “В российских условиях”. “Милый подлец” Чичикова все же остается таковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал.

И хотя многие говорят, что Чичиков славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом, в понятие которого на Руси вкладывали всегда отрицательное значение. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда мы встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно симпатизируя оптимизму Чичикова и обсуждая предмет страсти героя деньги, которые делают его подлецом.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » ЧИЧИКОВ — ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/chichikov-delec-priobretatel/

Сочинение: Чичиков — делец-приобретатель

  • Гоголь, Николай Васильевич — Мертвые души

Чичиков — делец-приобретатель

Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой.

Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга перед родиной. В 1841 году поэма была написана, но члены Московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания произведения. Поэма была запрещена, это были самые тяжелые дни для Гоголя.

Он обратился за помощью к Белинскому, и тот сделал все возможное, чтобы, минуя цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь».

Гоголь вначале хотел изобразить всю Русь с одного боку, а получилась картина небывалого, разностороннего охвата явлений.

Гоголевский Чичиков — образ необыкновенный, скорее всего и не образ, а какая-то сверхмагическая сила. Почти на протяжении всего первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкиваться.

С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы молод,» — пишет Гоголь.

В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, занимавший Гоголя, все время заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать герад с мертвыми душами».

Обратите внимание

Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах, изображая мертвую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города, и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых.

Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для понимания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикову досталась нелегкая. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вынужден пробиваться своим умом, манерами, обходительностью, тем более, что особыми талантами он не блистал.

Навсегда запомнив зовет отца, «а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь», Чичиков все свои силы подчиняет служебной деятельности и складыванию копейки. Гоголь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из себя этот человек.

Гоголь пишет: «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью». Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, — это чувство страха, присущее каждому человеку.

Пожалуй, один только Ноздрев произвольно догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве,» — радостно орет Ноздрев.

И Ноздрев, и Чичиков — авантюристы, только в разных планах. Жадность погубила Чичикова, и остался однажды Павел Иванович без должности, без капитала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех.

Хорошая черта Чичикова — это умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Уже эти небольшие штрихи, сделанные с портрета Чичикова, говорят о том, что личностью он был незаурядной, широкой в планах и чистосердечной в авантюре. Мелкие планы уживались в нем с живостью натуры.

Огромный опыт, накопленный за долгое время службы, особенно опыт в знании человеческих душ, непреодолимая страсть к накоплению средств благополучия не позволили герою после краха впасть в отчаяние, а, напротив, почти осуществить «блестящую идею», навестившую Чичикова в дни уныния. Мошенническая операция с «мертвыми душами» сулила солидный капитал.

Важно

Чичиков- великолепный психолог, благодаря этому он превосходит всех помещиков города N. в их сущностных чертах: Манилова — в прожектерстве и обходительности, Ноздрева — в изощренности фантазии, Собакевича — в прижимистости и индивидуализме, Плюшкина — в «светлой жадности».

Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.

«Камнем преткновения» Чичикова стала Коробочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и «дубиноголовости». Кто бы мог догадаться, что «черт ее дернет» приехать в город справиться о цене на мертвую душу! Подлость «притянула» подлость и «захлебнулась» в подлости. Чичиков терпит поражение.

Так и хочется заметить: знал бы, где споткнешься, соломку бы подстелил! Общительность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной Руси часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое.

Буржуазная эпоха, зреющая в глубине помещичьей России, помогла Чичикову приобрести отличные от других героев -черты. Поэтому к выражению «Чичиков — делецприобретатель», можно было бы добавить — «В российских условиях». «Милый подлец» Чичикова все же остается таковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал.

И хотя многие говорят, что Чичиков — славный малый, Чичиков не перестанет быть дельцом, в понятие которого на Руси вкладывали всегда отрицательное значение.

Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда мы встречаемся с Павлом Ивановичем Чичиковым, одновременно симпатизируя оптимизму Чичикова и обсуждая предмет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.

Читайте также:  Сочинение что значит быть счастливым человеком рассуждение

Источник: http://www.neuch.ru/sochineniya/text/717.html

Чичиков – один из первых предпринимателей в России

Образ Чичикова — один из центральных в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», о нем много написано. Это фигура противоречивая: цели всех его авантюр достаточно приземленные, можно сказать, низменные, но настойчивость в их достижении достойна уважения. Сложный, многогранный образ, созданный великим писателем, требует серьезного осмысления с разных сторон, его нельзя трактовать однозначно.

В советском литературоведении образ Чичикова носил скорее отрицательную окраску, сегодня такой подход не уместен, современные литературоведы его рассматривают под разными углами. Один из наименее освещенных аспектов личности Чичикова — его коммерческая жилка, совсем не характерная ни для помещиков, ни для чиновников того времени.

В современном мире, с его корпорациями и крупными транснациональными компаниями, Чичиков прижился бы отлично: практически все работодатели ценят целеустремленность, желание достичь своих целей любой ценой, конформизм и тотальное подчинение руководству. Образ Чичикова обладает характерными для современного предпринимателя чертами, которые не совсем характерны для России начала девятнадцатого века.

Павлуша Чичиков с самого детства пытался все «копейкой пробить» по завету батюшки, достойная уважения работоспособность и целеустремленность была направлена только на увеличение личного капитала. При этом серьезной, глобальной цели в жизни приобретателя Чичикова нет, поэтому остается только собирать как можно больше денег, при этом не ясно, на что он их хочет потратить.

Совет

Мимолетные интрижки и желание прокатиться на красивом выезде, которые вели молодого Павлушу, во втором томе поэмы уже не дают такой мотивации — кумиром Чичикова становится идеальный помещик Костанжогло. Как и все идеальные образы, помещик-коммерсант немного напоминает вымышленного сказочного персонажа, которому несказанно везет и все удается.

На фоне таких персонажей можно было бы провести перерождение Чичикова в ведомого высокой целью коммерсанта, стремлением которого был бы не просто заработок капиталов, а их правильное инвестирование в общество и Россию, т.е.

жажда стяжательства приобрела бы другой оттенок.

Однако, к сожалению, писатель не довел своего замысла до конца, поэтому мы видим Чичикова именно в образе жесткого, достаточно беспринципного, но очень целеустремленного приобретателя.

Если рассматривать образ Чичикова в контексте современности, он напоминает сегодняшнего бизнесмена, который в меру циничен, рассчитывает только на свои силы и пробивается в люди самостоятельно.

Цель большинства современных клонов Чичикова аналогичная — сколотить капитал, который позволит чувствовать себя в чем-то немного выше остальных, при этом серьезных путеводных ориентиров у них также нет.

Наше общество благосклонно относится к таким людям, позволяет им выделиться и отхватить «кусок пирога», но моральные и общественные ценности целого слоя общества оставляют желать лучшего.

Однако создание слишком большой прослойки циничных предпринимателей не пойдет на пользу ни обществу, ни государству, поэтому нужно стараться претворить в жизнь то, что не получилось у Н.В.

Гоголя, а именно перерождение приобретателя в социально-ориентированного коммерсанта.

Источник: http://vip-gdz.ru/chichikov-odin-iz-pervy-h-predprinimatelej-v-rossii/

Образ Чичикова – первый предприниматель в русской литературе :

Пушкинское вдохновение

В один прекрасный день случилось вести беседу двум творцам. Один из них был уже известен на тот момент, а второй только начинал свою прозаическую деятельность. И именно тогда Пушкин поведал Гоголю историю о человеке, активно скупающем умерших крестьян.

Такая афера была совершенно новой для того времени, и, на удивление, удачной. Гоголь в свою очередь не упустил момента написать поэму, которая сыграла крупную роль в его последующей известности и признании в качестве классика.

Кто знает, если бы не великий поэт, увидели ли мы когда-нибудь образ Чичикова.

Глава одиннадцать

Многие читатели не сразу могут понять те замыслы, которых придерживается Чичиков. Характеристика в начале произведения больше ориентирована на продавцов мертвых душ, нежели на главного героя. Это факт. И образ Чичикова становится для нас несколько непонятным.

Обратите внимание

Однако после прочтения одиннадцатой главы все встает на свои места, ведь она полностью отдана описанию его души. Мальчик с первого дня своего рождения обитает в беднейшей среде, он вынужден пройти безызвестный путь своего отца. Наряду с материальной нищетой его преследует также и духовная пустота.

К середине своего жизненного пути он приобретает одну единственную цель – стать знатным и богатым гражданином, чтобы его дети отнеслись к нему с благодарностью.

Композиция образа

Начиная с первой главы произведения, читатели знакомятся с главным героем. По сути, они понимают, что основной составляющей поэмы является афера, но в течение нескольких частей ее смысл остается загадкой. Кроме того, мы не понимаем, чем руководствуется сам непосредственно Чичиков в поэме «Мертвые души», ведь что-то его подтолкнуло на такой обман.

Построить логичную цепочку в описании его образа не получится, ведь сам автор заложил в него основы непредсказуемости. Случаются сцены, когда Чичиков проявляет эмоции и чувства, которые ему не свойственны на самом деле.

Это и хотел показать Гоголь, рассказать читателям о нравственной характеристике живой русской души, какой бы она ни была скудной и пустой.

Прообраз «Чичикова» в литературе

Россия того времени, когда появилась поэма «Мертвые души», была перенасыщена несправедливостью, жадностью и другими человеческими пороками. Классики старались высмеять это, искоренить посредством искусства.

Именно поэтому образ Чичикова является далеко не первым и не последним в литературе. Его прообразом можно считать Молчалина («Горе от ума»), с данным высказыванием трудно не согласиться, ведь множество критиков уже провело свои параллели между этими героями.

У Чичикова еще остались нравственные устои, он гонится за деньгами ради благополучия, а не для спортивного беспринципного накопления.

Важно

Однако оба персонажа придут к одинаковому «плюшкинскому» концу, только один будет изредка страдать от вездесущей несправедливости, а второй примет ее как должное, научится в ней ориентироваться.

Герой или злодей

Подводя итог, можно сказать, что каждый читатель по-разному реагирует на образ Чичикова. Одни полностью его оправдают, ведь все мы хотим лучшей доли для наших детей, и зачастую можем пожертвовать ради их блага моральными принципами.

А вторые будут его осуждать, поскольку даже самые умные аферисты являются отрицательными героями, они подают плохой пример подрастающему поколению.

Так или иначе, «Мертвые души» во главе с автором подарили миру совершенно новый взгляд на хитрость в гениальном использовании, казалось бы, ненужных вещей.

Источник: https://www.syl.ru/article/78772/obraz-chichikova-pervyiy-predprinimatel-v-russkoy-literature

Почему образ Чичикова характеризуется, как подлец и приобретатель

Но тем не менее именно Чичиков в поэме – один из немногих «людей пути», которым, по мнению Гоголя, суждено было возродиться. Да, цель героя мелочна, но движение к ней лучше, чем полная неподвижность.

Впрочем, второй том поэмы, в котором герой должен был прийти к очищению души, так и не был опубликован. Социальная почва, на которой процветали Чичиковы, давно разрушена. А зло накопительства продолжает опутывать человечество.

Не потому ли образ Чичикова можно считать гениальным открытием Гоголя?

Чичиков не только неутомим в изобретении хитроумных планов. Весь его облик уже приспособлен к тому, чтобы было проще «копить копейку». В его внешности нет ярких черт, он «не слишком толст, не слишком тонок», «не красавец, но и не дурной наружности».

Чичиков прекрасно знает людей и с каждым говорит на понятном собеседнику языке. Чиновников он покоряет «приятностью светского обращения», Манилова очаровывает слащавым тоном, Коробочку умеет припугнуть, с Ноздревым играет в шашки на души умерших крестьян.

Даже с избегающим общения с людьми Плюшкиным Чичиков находит общий язык.

Происхождение героя, как говорит автор, «темно и скромно». Родители его – обедневшие дворяне, а отец, отдавая Павлушу в городское училище, может оставить ему лишь «полтину меди» да мудрый наказ: угождать учителям и начальникам и, главное, беречь и копить копейку.

Еще в детстве Павлуша обнаруживает огромную практичность. Он умеет во всем себе отказывать, лишь бы скопить хотя бы небольшую сумму. Он угождает преподавателям, но только до тех пор, пока зависит от них. Окончив училище, Павлуша уже не считает нужным помочь спившемуся учителю.

Надо отдать герою должное. Он не пользуется протекциями и не хватает звезд с неба; все, чего он добивается, – результат упорного труда и постоянных лишений.

Более того, каждый раз, как на горизонте появляются контуры удачи, на голову героя обрушивается очередное бедствие.

Гоголь отдает должное «неодолимой силе его характера», ибо понимает, как тяжело русскому человеку «набросить узду на все то, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на свободе».

Конечно, не случайно чиновники сравнивают Чичикова с капитаном Копейкиным. В рамках сюжета это сравнение комично (почтмейстер не обращает внимания на то, что у Чичикова на месте руки и ноги), но для писателя оно имеет огромное значение, не зря даже фамилия благородного капитана созвучна чичиковскому «копи копейку».

Герой войны 1812 года олицетворяет романтическую эпоху недавнего прошлого, но теперь время окончательно измельчало, и его героями стали Чичиковы. И страшнее всего то, что в жизни они воспринимаются людьми так же, как в поэме. Их называют интересными, ими все довольны.

А потому Гоголь считает необходимым заглянуть им поглубже в душу, обнаружить их «сокровеннейшие мысли», то, что «ускользает и прячется от света».

Рекомендуем почитать ►

Образ Кутузова как олицетворение народной мысли

«Вся Русь явится в нем», – сказал о своем произведении «Мертвые души» Н. В. Гоголь.

Совет

Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь», проницательный взгляд Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Широкая типизация образов поэмы стала предпосылкой того, что имена многих героев Гоголя стали нарицательными. И все же Гоголя можно было бы почитать гением заодно лишь создание образа «милейшего человека» Павла Ивановича Чичикова. Что же за человек этот Чичиков? Автор подчеркивает, что прошло время добродетельных героев, а потому показывает нам… подлеца.

Чичиков являет собой новый для русской действительности тип дельца-предпринимателя. Но это не значит, что Гоголь исключает его из ряда литературных ассоциаций.

Иногда Павел Иванович напоминает романтического светского героя, который «…готов был отпустить ответ, вероятно, ничем не хуже тех, какие отпускают в модных повестях…». Во-вторых, в Павле Ивановиче есть нечто от образа романтического разбойника (по слухам, он врывается к Коробочке «вроде Ринальд Ринальдина»).

В-третьих, городские чиновники сравнивают его с Наполеоном, которого «выпустили» с острова Елены. Наконец, Чичиков отождествляется даже с Антихристом. Конечно, такие ассоциации пародийны. Но не только.

Читайте также:  Сочинение по картине поле куликово ракши 5 класс описание

Самое страшное, по мнению Гоголя, заключается в том, что появление такого героя говорит, что порок перестал быть величественным, а зло героическим. Чичиков – это антигерой, анти-злодей. Он воплощает лишь прозу авантюризма ради денег.

Чичиков убеждает себя, что в нем нет «привязанности собственно к деньгам для денег». Деньги – средство для достижения жизни «во всех довольствах».

С горькой иронией замечает автор, что герой поэмы даже хотел бы иногда помочь людям, «но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме». И вот постепенно стремление к накопительству заслоняет для героя важнейшие нравственные принципы.

Обман, взяточничество, подлость, махинации на таможне – вот те средства, с помощью которых Павел Иванович старается обеспечить достойное существование себе и своим будущим детям.

Неудивительно, что именно такой герой задумывает фантастическую аферу: покупку «мертвых душ» с целью заклада их в казну. Его уже давно не интересует моральный аспект подобных сделок, он полностью оправдывает себя тем, что «пользуется от избытков», «берет там, где всякий брал бы».

Источник: http://www.getsoch.net/pochemu-obraz-chichikova-xarakterizuetsya-kak-podlec-i-priobretatel/

Ложный аристократ — хладнокровный предприниматель Чичиков

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

Основная тема “Мертвых душ” Гоголя — тема о путях исторического развития России.

Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском обществе середины XIX века деньги начинают играть решающую роль: дельцы стараются утвердиться в обществе, стать независимыми, опираясь на капитал, и на грани двух эпох — феодализма и капитализма — такие дельцы стали явлением распространенным.

Чичиков — центральный герой поэмы “Мертвые души”, вокруг него сосредоточено все действие поэмы, с ним связаны все ее персонажи.

В отличие от образов помещиков и чиновников, образ Чичикова дан в развитии: мы знаем о происхождении и воспитании героя, начале его деятельности и о последующих событиях его жизни.

Чичиков представляет собой человека, который многими своими чертами отличается от поместного дворянства. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования.

Обратите внимание

На всю жизнь запомнил Чичиков советы своего отца — больше всего беречь и копить копейку. Отсюда цель всей жизни главного героя — приобретательство.

Возбуждающее действие на Чичикова оказывают картины состоятельной жизни, с которыми ему приходится сталкиваться. Он охвачен желанием стать обладателем капиталов, которые принесут с собой “жизнь во всех довольствах”. Чичиков терпеливо и настойчиво преодолевает служебные барьеры.

Изворотливость и жульничество становятся его характерными чертами.

Став членом “комиссии для построения какого-то казенного весьма капитального строения”, он обзаводится хорошим поваром и отличной парой лошадей, носит тонкие, голландского полотна рубашки, отказывается от здоровых законов воздержания: неожиданное разоблачение аферы с построением казенного здания развеяло блаженное состояние Чичикова, все оказалось безвозвратно потерянным. Это огорчило, но не поколебало Чичикова. Он решает сызнова начать карьеру и находит еще более выгодную службу по таможне. Принимается за очень выгодные операции: со стадом испанских баранов он проводит аферу с брабантскими кружевами и в короткое время наживает целое состояние. Деньги плывут к нему в руки. “Бог знает, до какой бы громадной цифры не возросли благодатные суммы, если бы какой-то нелегкий зверь не перебежал поперек всему”. Вновь разоблаченный и изгнанный Чичиков становится поверенным, и здесь ему приходит мысль о покупке мертвых душ.

Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере рассказа о его похождениях. В каждой главе мы узнаем о нем что-то новое. Он приезжает в губернский город, чтобы произвести разведку и обеспечить успех задуманного предприятия. В городе N он чрезвычайно осторожен и строго расчетлив.

Он расспросил трактирного слугу о городских чиновниках, о ближайших к городу помещиках, о состоянии края, о повальных болезнях. Ни один день не пропадает у деятельного Павла Ивановича даром.

Он устанавливает дружеские отношения с сановниками города, заводит знакомство с помещиками и благодаря исключительной обходительности составляет о себе лестное мнение. Даже грубиян Собакевич сказал: “Преприятный человек”.

Умение обращаться с людьми и искусное ведение разговора — испытанное средство Чичикова во всех жульнических операциях. Он знает, с кем и как говорить. С Маниловым он ведет беседу в слащаво-вежливом тоне.

Без труда добивается у него мертвых душ бесплатно, да еще и оставляет на хозяина расходы по оформлению купчей.

Важно

Вовсе не церемонится в разговоре с Коробочкой, запугивает ее и за всех умерших дает всего 15 рублей, солгав, что приедет за мукой, крупой и прочей снедью.

Непринужденный развязный разговор ведет Чичиков с разбитным малым Ноздревым и ловко выпутывается из всех предложений последнего об обмене. Осторожно разговаривает Чичиков с помещиком-кулаком Собакевичем, называет умерших крестьян несуществующими и заставляет Собакевича сильно снизить запрошенную им цену.

Почтительно вежлив Чичиков с Плюшкиным, он говорит, что решил помочь ему и “принести лично свое почтение”. Ловко прикинулся он человеком сострадательным и получил от него 78 душ всего лишь по 32 копейки за каждую.

Встречи с помещиками показывают исключительную настойчивость Чичикова в достижении цели, легкость перевоплощения, необыкновенную изворотливость и энергию, за внешней мягкостью и изяществом скрывающие расчетливость хищной натуры.

И вот Чичиков снова среди чиновников города. Он всех очаровывает светской обходительностью, приглашается на бал к губернаторше. Все дамы города от него без ума. Однако Ноздрев разрушает все его планы. “Ну, уж коли пошло на то, — подумал он сам в себе, — так мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорей”.

“Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть!” — заключает Гоголь. Чичиков предстает перед читателями как живой. Мы видим и внешность, и внутренний мир Чичикова. Мы видим человека степенного, обходительного, хорошо одетого, всегда аккуратного и чистого, выбритого и приглаженного, но в каком вопиющем противоречии находится внешность с его внутренним миром!

Ужасен, отвратителен этот рыцарь “денежного мешка”, строящий свое благополучие на несчастьях большого числа людей: массовых эпидемиях, стихийных бедствиях, войнах, — все, что сеет гибель и смерть, все это на руку Чичикову.

Сочинения по теме:

  • Необыкновенный образ гоголевского Чичикова сочинение
  • Чичиков — живая или мертвая душа? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») сочинение
  • В многообразии своем совсем «не гражданин земли своей» сочинение
  • Чичиков и чиновники (Мошенник и мошенники) сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/lojnyy-aristokrat-hladnokrovnyy-predprinimatel-chichikov

Школьные сочинения

В образах помещиков Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырождения господствующего класса, образом Чичикова он подчеркнул типичные черты хищника, “подлеца”, “приобретателя”.

В одиннадцатой главе первого тома писатель подробно рассказывает о жизненном пути Чичикова с рождения и до момента, как этот “герой” занялся скупкой мертвых душ; как формировался характер Чичикова, какие жизненные интересы, сформировавшиеся в нем под влиянием окружающей среды, руководили его поведением. Еще в детстве отец учил его: “больше всего угождай учителям и начальникам… водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете…  Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой”.

Этот завет отца и положил Чичиков в основу своих отношений с людьми еще со школьной скамьи. Уже в училище он быстро добился расположения учителя и, обладая “большим умом со стороны практической”, успешно накапливал деньги.

Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в Чичикове его природные данные — практический ум, ловкую изобретательность, лицемерие, терпение, умение “постигнуть дух начальника”, нащупать слабую струнку в душе человека и умение воздействовать на нее в личных целях.

Получив должность Чичиков “стал человеком заметным. Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах”. Все это отличало Чичикова и в дальнейшей его службе; таким он предстает перед нами во время покупки мертвых душ.

“Неодолимую силу характера”, “расторопность, проницательность и прозорливость”, все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения. Широко применяя всю свою практическую смекалку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы.

Он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы и приспособив к характеру помещика манеру обращения и сам тон речи. Читателя поражает неистощимое разнообразие оттенков и тонкостей его обращения с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным, с личностями губернского общества и т.д.

Совет

Внутренняя “многоликость” Чичикова, неуловимость подчеркивается и его внешностью, данною Гоголем в неопределенных тонах. “В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод”.

Выражение лица Чичикова беспрестанно меняется, в зависимости от того, с кем и о чем он разговаривает.

Отправляясь на бал к губернатору, он целый час проводит перед зеркалом, изучая различные выражения лица и манеры, чтобы применить их на балу.

“Пробовалось сообщить ему (лицу) множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторой улыбкой, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе”.

Чичиков внешне опрятен, любит чистоту, одет в хороший, модный костюм, всегда тщательно выбрит, надушен; всегда на нем чистое белье и модное платье “коричневых и красноватых тонов с искрой” или “цвета наваринского дыма с пламенем”.

И вот эта внешняя опрятность, чистота Чичикова, разительно контрастируя с внутренней грязью и нечистоплотностью этого героя, полно дорисовывает образ “подлеца”, “приобретателя”, хищника, пускающего в ход все для осуществления своей основной цели — наживы приобретательства.

Гоголь сатирически бичует своего героя-”подлеца”, представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы, когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться еще в рамках феодально-крепостнического строя. Исключительно богат и своеобразен язык “Мертвых душ”.

Это касается как речи персонажей, так и собственно авторского слога. Речь каждого из гоголевских героев отмечена яркой, подчеркнутой индивидуальностью. В языке своем характеры персонажей раскрываются не меньше, чем в своих действиях, поступках. Но объединяет различные стилевые тональности произведения речь автора-повествователя.

Простая и вместе с тем торжественная, вдохновенная, возвышенная и волнующая, она делает все произведение поэтическим созданием, целостным и завершенным, единым со всеми столь различными голосами, в нем раздающимися, — от Манилова до почтмейстера, рассказывающего историю капитана Копейкина.

Гоголь, выработав свой особенный, оригинальный жанр поэмы, соответствующий всему ее содержанию, достиг изумительного единства стиля и звучания.

Автор “Мертвых душ” создал новый тип прозы, в котором неразрывно слились противоположные стихии творчества — смех и слезы, сатира и лирика. Никогда прежде они не встречались в одном художественном произведении.

Читайте также:  Фантастическое и реальное в повести собачье сердце булгакова сочинение

Эпическое повествование в “Мертвых душах” то и дело прерывается взволнованными лирическими монологами автора, оценивающего поведение персонажа или размышляющего о жизни, об искусстве. Подлинным лирическим героем этой книги является сам Гоголь. Мы постоянно слышим его голос.

Обратите внимание

Автор-повествователь как бы непременный участник всех событий, происходящих в поэме. Он незримо присутствует всюду. Он внимательно следит за поведением своих героев и активно воздействует на читателя.

Причем голос автора совершенно лишен дидактики, ибо образ этот воспринимается изнутри, как представитель той же отраженной действительности, что и другие персонажи “Мертвых душ”. Образ автора — это именно персонаж, созданный художником, обладающий своим характером и языком, имеющий собственное отношение к жизни, свой сложный духовный и нравственный мир.

Этот лирический персонаж придает всему повествованию своеобразную эмоциональную окраску. Наибольшего напряжения достигает лирический голос автора на тех страницах, которые непосредственно посвящены Родине, России.

В лирические раздумья Гоголя вплетается такая важная для него тема, как будущее России, ее собственная историческая судьба и место в судьбах человечества. Страстные лирические монологи Гоголя были выражением его поэтической мечты о правильной действительности.

В них раскрывался поэтический мир, в контрасте с которым еще острее обнажался мир человеческой корысти и низости.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Чичиков – аферист или предприниматель . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-439.htm

Сочинение на тему: ЧИЧИКОВ — ДЕЛЕЦ-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ

Начиная работу над «Мертвыми душами», Николай Васильевич Гоголь ставил перед собой задачу «…пока­зать хотя бы с одного боку всю Русь», но постепенно замысел писателя перерастает в широкомасштабное предприятие, «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Не сразу был определен и жанр нового произведения: «вещь, над которой… тружусь те­перь… не похожа ни на повесть, ни на роман…» Следуя за Пушкиным, написавшим роман, но не в прозе, Нико­лай Васильевич создал поэму, но не в стихах.

Главным героем «Мертвых душ» является Павел Иванович Чичиков.

«Не красавец, но и не дурной на­ружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нель­зя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слиш­ком молод» — описывает внешность своего персонажа Гоголь.

Но в этой характеристике отсутствуют инди­видуальные детали, позволяющие отличить Чичикова от других людей средних лет, средней комплекции и средней наружности.

Стремление говорить о себе поменьше и сплошь об­щими фразами, либо книжными оборотами («незнача­щий червь мира сего», «много испытал на веку своем», «претерпел на службе за правду») не добавляют ясно­сти. Так, вплоть до последней главы поэмы в образе главного героя присутствуют некая загадочность и не­уловимость.

Разговаривая с Маниловым, Чичиков подстраивает­ся под его приторный тон, без конца произносит излюб­ленные тем слова «приятный, приятнейший» и ласково улыбается. Споря с Собакевичем о цене на мертвые ду­ши, Чичиков уподобляется помещику умением бойко и дельно торговаться, а во время визита к Плюшкину стремится потакать его жадности.

Но у читателя не возникает ощущения, что Чичи­ков подражает чертам характера других в силу собст­венной безликости, слабости и никчемности. Наоборот, он производит впечатление человека сильного и умно­го, решившего с наименьшими затратами добиться по­ставленной перед собой цели.

Во всех его фразах и же­стах виден расчетливый делец и великолепный психо­лог.

Недаром Чичиков с первых же минут разговора с Коробочкой усваивает в отношении помещицы снис­ходительный и несколько бесцеремонный тон, а нахо­дясь у Ноздрева, старается поменьше пить и наотрез отказывается играть с ним в карты, угадывая в Нозд­реве карточного шулера и скандалиста.

Обращаясь к детским и юношеским годам Чичико­ва, Гоголь подробно описывает среду и воспитание, по­влиявшие на формирование его характера.

Унылый дом, отсутствие родительской любви, отсутствие дру­зей, нудные нравоучения учителей, наставления отца («приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст», «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»), служба и пример других чиновников — взяточников и казнокрадов.

Важно

Поэма «Мертвые души» не просто талантливое, меткое описание чиновничьей и помещичьей России первой половины XIX века. Поэма сравнивает, более того — сталкивает старую Россию с приходящей ей на смену Россией чичиковых.

Гоголь показывает появление человека нового типа, который не может похвастаться ни знатностью рода, ни титулом, ни поместьем, но ценой собственных уси­лий, благодаря уму и изворотливости, пытается сколо­тить себе состояние.

Люди, подобные Чичикову, но предаются пустым мечтам, как это делает Манилов. Они всегда ставят перед собой конкретные цели, достижение которых сулит им материальные выгоды.

Они не копят поти­хоньку деньги, как Коробочка, а стремятся сразу же отхватить солидный куш.

Интересы чичиковых про­стираются дальше хозяйственных забот и чревоугодия «кулака» Собакевича, и ничто не заставит их доверить свои деньги переменчивому божеству азартных игр, как это делает Ноздрев.

Чичиков — личность незаурядная, обладающая не­сомненной силой воли и ярко выраженными деловыми качествами. Но можем ли мы сказать, что главный герой поэмы наделен «живой душой»? На первый взгляд — определенно да.

Живость натуры Чичикова бросается в глаза, особенно на фоне других персонажей поэмы.

Но не сводится ли вся живость этого расчетливого аван­тюриста и умного подлеца к одному лишь накопительст­ву?! И осуществив свои замыслы, разве стал бы Чичи­ков заниматься, скажем, благотворительностью или спо­собствовать своим капиталом дальнейшему развитию России? Ответ очевиден.

Совет

Предмет, хорошо характеризующий Чичикова, это его шкатулка, в центре которой мыльница, по бокам — визитные карточки, а в потайном ящике — деньги.

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-chichikov-delec-priobretatel.html

Чичиков — делец и приобретатель в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Чичиков — делец и приобретатель. Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является по­эма «Мертвые души» — одно из выдающихся произведений мировой литературы.

Чичиков — центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мерт­вых душ), не явилась бы на свет сия поэма».

В этом произведении Гоголь типизирует образы русских помещи­ков, чиновников и крестьян. Единственный человек явно выделяющий­ся из общей картины российской жизни — это главный герой поэмы. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формиро­вании его характера.

Чичиков — персонаж, история жизни которого да­ется во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принад лежал к бедной дворянской семье.

Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учите­лям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку. Благопо­лучие свое он строит за счет других людей.

Оскорбление, обман, взяточ­ничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия главного ге­роя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз. совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.

Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чи­чикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Ма­ниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

Обратите внимание

В чем же секрет? Может быть, главный герой — великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве и не смог сыграть любезную ему роль, разбудил скупую подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам.

Обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости мас­кироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается на­едине с самим собой.

При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афи­шу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а про­читав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкно­вение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина.

С Мани­ловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предпо­ложения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев за­мечает, что главный герой похож ка Собакевича: «… никакого прямоду­шия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

А знаменитый ларчик! Все в нем разложено с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в ко­моде Натальи Петровны. В характере Чичикова есть и маниловская лю­бовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробоч­ки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

Чичикову легко ока­заться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров.

Чичиков отли­чается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, де­лец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «… и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая радость» жизни.

Чичиков усмиряет свою кровь, которая «играла сильно», избавляется от жизни человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприим­чивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения.

Важно

Правда, Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюш­кина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, — ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах… Чтобы наконец, потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копей­ка…» Самоотвержение, терпение и сила характера главного героя позво­ляют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для дбстижения поставленной цели.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не кра­савец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» —- все в нем неопределенно, ничто не выделяется.

Как это ни странно, каш герой — единственный персо­наж, способный на проявление движений души.

«Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», — говорит автор, наблю­дая как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», пе­ред молоденькой шестнадцатилетней девушкой.

В конечном счете, не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «че­ловеческое» движение души стало причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искрен­ность, бескорыстие — самые опасные.

В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы духов­ного возрождения главного героя.

Преодоление зла заключается, по мнению писателя, не в социальном переустройстве, а в неисчерпае­мом потенциале русского народа.

К сожалению, второй том «Мерт­вых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичикова через житейскую грязь к нравственному возрождению.

Источник: https://prepodka.net/chichikov-delec-i-priobretatel-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector