Образ Георгия Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон» — Сочинение на заданную тему
Григорий Мелехов — главный герой романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный он или отрицательный. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего особого пути.
Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель. В начале романа он — обычный хуторской парень, вращающийся в привычном кругу хозяйственных забот, занятий, развлечений.
Он живет естественно и бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить.
Он позволяет отцу женить себя на другой, готовится к службе.
Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка — и содрогается от содеянного. Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им кровь.
Облик убитого им и австрийца является потом Григорию восне, вызывая душевную боль. Опыт войны в целом переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям, начать сознательную жизнь.
Большеви к, встреченный в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему.
Автономист Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория.
Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушие «диктатора» ошеломили героя.
Он тоже воин, много убивал, ЕЮ здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.
Честный « до донышка», Григорий не может не видеть обмана: большевики обещали, что не будет ни бедных, ни богатых. Однако уже год прошел, как у власти красные, а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмотках».
Григорий очень наблюдателен, и вьгводы его неутешительны: «…уже ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже». Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белую армию, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды и пути.
Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.
Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание « перевоевать », вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды.
В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего.
Для большинства казаков ясно: «сеять надо, а не воевать». К мирному труду тянется и главный герой. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге, как казалось, к свободной и счастливой жизни.
Все погибло. Душа Григория выжжена.
И все-таки остается последняя, но очень важная ниточка, связующая героя с жизнью — родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его будущее, его след на земле. В романе-эпопее М.
Шолохова « Тихий Дон» глубина противоречий, через которые прошел главный герой, раскрыта с удивительной психологической достоверностью. В центре внимания писателя — многогранность и сложность внутреннего мира человека.
Индивидуальные судьбыгероев и широкое обобщение путей донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.
Источник: http://schooltask.ru/obraz-georgiya-melexova-v-romane-sholoxova-tixij-don/
Образы казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Не секрет, что творчество М. Шолохова имеет социальную направленность и связано, в первую очередь, с теми проблемами, которые были актуальны в начале 20 века. В своем романе «Тихий Дон» писатель рассказывает о судьбе казачества во время первой мировой и гражданской войны.
Следует сказать, что само слово «казак» возникло еще в четырнадцатом веке и первоначально обозначало свободного, наемного работника. А уже в конце пятнадцатого века это слово приобрело привычный для нас смысл: так стали называть военных людей, которые селились на окраинах русских земель. Во все времена казаки ассоциировались с воинами, людьми, стоящими на защите Российского государства.
Таким образом, Шолохов воссоздает жизнь казаков во всей полноте, раскрывая их культуру и мировоззрение. Одним из самых ярких представителей казачества в романе является, конечно же, Пантелей Прокофьевич Мелехов. Этот герой принадлежит к коренному казачеству.
Его отец, Прокофий Пантелеевич, воевал, как сказано в самом начале произведения, «в предпоследнюю турецкую кампанию».
С одной стороны, описание судьбы Прокофия Пантелеевича незначительно, но с другой – оно позволяет читателю лучше понять, чем живут казаки-крестьяне и чем занимались их праотцы.
Хотя, на мой взгляд, прежде всего следует обратить внимание на тех казаков, которые жили во времена гражданской войны начала 20 века. Они должны были делать свой выбор, с кем быть, во что верить, какие идеалы отстаивать.
Особое внимание хотелось бы уделить образу Михаила Кошевого. Его сущность очень противоречива. Для этого героя нет на свете ничего дороже родной советской власти. Причем этот человек нисколько не колеблется и ничем не гнушается в своем «стремлении к коммунизму», к установлению власти большевиков.
Шолохов показывает, как в привязчивом к людям сердце Михаила появляется со временем жестокость к врагам, к тем, кто не поддерживает новой власти. Так, например, коренным образом меняется его отношение к другу детства Григорию Мелехову: «Жалость и ненависть к Григорию Мелехову переплели Мишкино простое сердце».
В тот момент, когда Кошевой убедился, что Григорий принадлежит к противоположному лагерю, он настаивает на аресте друга. Или вспомним другой эпизод, когда Кошевой убивает Петра Мелехова, и взгляд его в этот момент отстранен и холоден.
На мой взгляд, Михаил Кошевой — человек, фанатически верующий в лучшее будущее, в новый строй.
Для другого персонажа, роль которого в романе намного существеннее, Григория Мелехова, новая жизнь, новое правительство, новое общество не представляются в радужных тонах.
Для него слово «казак» в первую очередь ассоциируется со словом честь:«Ты служи, как и полагается, — внушал отец Григорию. – За царем служба не пропадет». Долгое время герой жил именно по этому принципу.
Но Мелехова отличает внутренняя доброта и жалость к окружающим.
Он являет антиподом казака–рубаки Чубатого, с которым его свела мировая война. Чубатый – человек, ненавидящий и презирающий всех и вся: «Человека руби смело…ты не думай, как и что.
Ты – казак, твое дело – рубить, не спрашивая…Животную без потребы нельзя губить – телка, скажем, или иное что, — а человека унистожай. Поганый он, человек…Нечисть смердит на земле, живет вроде гриба поганки».
Но Григорий Мелехов не может принять таких взглядов, ибо милосердие для него всегда оставалось на первом месте.
Хочется заметить, что Михаил Шолохов обращается к самым разным образам казаков–крестьян. Но их объединяет одно — все они, как один, встали во время гражданской войны перед очень сложным выбором. Без сомнения, новая власть стала той силой, которая коренным образом изменила вековые устои казачьего быта, существования.
Шолохов создает весьма противоречивые ситуации, которые способны раскрыть сущность героев в полной мере. Так, например, автор сталкивает трех некогда близких друг другу людей — Гришку Мелехова, Михаила Кошевого и Ивана Алексеевича Костлярова.
Вспомним, как Костляров характеризует Гришку да и все новое время: «Все равно, а делиться с нуждой надо. Равнять – так равнять! А ты на холодном ходу работаешь. Куда ветер, туда и ты, как флюгерок на крыше. Такие люди, как ты, жизню мутят!»
Шолохов показывает нам, что не все герои делятся на красных и белых, что существует и третий путь, по которому идет Григорий Мелехов. Но никто, кроме него, не видит этого пути. Поэтому главный герой оказывается вычеркнутым из жизни, и в новой стране он уже не представляет никакой ценности.
Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/tikhij-don/9944-obrazy-kazakov-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don
Сочинение. Образ Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Григорий Мелехов – основной герой романа «Тихий Дон», донской казак. Семья Мелеховых, хоть и небогатая, жила своим трудом, в достатке и уважении. Григорий любил свой хутор, хозяйство, труд. Начиная с описания портрета, мы понимаем, что Григорий – личность с необычным, ярким характером: «подсиненные миндалины горячих глаз», «в улыбке было…звероватое».
В начале романа именно он нарушает спокойный быт хутора связью с замужней Аксиньей. В этом чувстве мы снова видим проявление яркого характера Григория, ведь его чувства противоречат общественному мнению. История женитьбы говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца. И с этой женитьбы начинается трагедия Григория Мелехова.
I Мировая война. Во время нее Григорий храбро сражается на фронте, первый с хутора получает Георгиевский крест. Но убийство австрийского солдата переживалось им как большая трагедия , так как даже во враге Григорий всегда в первую очередь видел человека.
Поэтому, в отличие от сослуживцев, его душа не черствеет: «Вот и ну, срубили зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится…». После ранения I Мировая заканчивается для Григория. Но, вернувшись к Аксинье, он узнает об ее измене. Это еще одна большая трагедия в его жизни.
Григорий возвращается к Наталье и ищет счастья с ней.
Последовавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели героя в смятение. Теперь он не знает – кто прав и на чьей стороне сражаться. Сначала он выступает за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его.
А когда большевики приходят на его хутор, он яростно борется с ними. Но поиски истины ни к чему не приводят главного героя, превращают его жизнь в драму. «Ломила и его усталость, нажитая на войне.
Трудно нащупывалась верная тропа…Тянуло у большевикам – шел…а потом было раздумье, холодел сердцем».
Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых. Лишь однажды чувство ненависти ослепляет и на мгновение захлестывает Григория.
Это происходит в эпизоде с матросами: «Пустите, гады!..Матросню…Всех Рррруб-лю!..». И это еще больше надстраивает трагедию героя. На фоне этого страшного эпизода семейные трагедии проходят вторым планом.
Смерть Натальи, брата, друзей заслонены ужасом от картины «смерти Родины».
На протяжении всего романа мы видим, как человек теряет веру в жизнь, в себя, в свою правоту. Путь к правде оказался для Григория долгим и тяжелым, и все же он к ней пришел, не убив окончательно в себе человека. Об этом говорит приход в конце романа Мелехова в родной хутор.
Он добровольно разоружается, бросив ружье под мартовский лед. Почему же Шолохов не привел героя в стан красных? Да потому, что во время своих исканий Григорий не раз наблюдал жестокость красных и белых, поэтому эта вражда стала казаться ему бесплодной, его душа стремилась к миру, покою, любви.
Не желающий изменять себе, своим принципам, Григорий Мелехов оказался чужим для всех.
Мы видим, что Григорий – сложный персонаж, многогранный. Важную роль в раскрытии его образа играют его чувства к Наталье и к Аксинье. Обе эти женщины отдававшие герою свое сердце, по-своему дороги ему. Любовь к Наталье больше похожа на уважение, привязанность и некую жалость. Любовь же к Аксинье – порыв страсти. Но, не желая того, обеим он причиняет горе, боль, страдания…
Сюжет романа – трагедия, трагичен и его финал. Война забрала все у Григория: родных, друзей, любовь. Мы так и не узнали о дальнейшей судьбе Григория Мелехова, его будущее неизвестно.
Источник: http://vsesoch.ru/m-a-sholoxov/1089-obraz-grigoriya-melexova-v-romane-m-a-sholoxova-ltixij-donr.html
Характеристика образа Мелехова в романе «Тихий Дон»
«На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская…вся в засыпи желтопесков … Т ам, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье.
В конце озера кончается и станица…» Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, которую он воспел, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал Михаил Шолохов.
Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа Шолохова «Тихий Дон» – Григорий Мелихов.
Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий мужчина. Такими качествами наделил своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелихов человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть.
Но, на мой взгляд, слабости, сомнения героя едва ли не самое важное. Именно своим умением выживать, решать проблемы, укрощать страсти, велик человек. А еще – несоверщенность, одна из главных черт настоящего человека.
Нужно отдать должное Михаилу Шолохову –о н создал поистине тонкий образ несовершенного, но сильного и доброго Григория, в лице которого отразились все искания, муки, сомнения и печали русского народа того мятежного времени.
Издавна жили казаки привольно на Дону : занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу.
Конец этой жизни описывает в первых книгах «Тихого Дона» Шолохов. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает первая мировая война. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями. И все же воевать – дело для казаков привычное, совсем другое дело революция…
В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая до селе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить.
Главный герой романа «Тихий Дон» Григорий Мелихов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество.
Вначале ему кажется прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего избавление казаков от всех опекунов … И збавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся».
Рекомендуем почитать ►
Я гимны прежние пою. А. С. Пушкин
Но после встречи с другим героем романа – Подтелковым склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому – то берегу. После ранения под станцией глубокой едет он в свой родной хутор.
И там еще более терзают его сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво.
Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет».
Не нашел своего места Мелихов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым.
Трагично рисует писатель пленение отряда Подтелкова. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Радостные возгласы, воспоминания.
А назавтра пленных казаков ставят к стене … Р азливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, традиции, законы, рушится жизнь, налаживаемая веками.
И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть.
И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины. Вспомним очень сильную сцену, когда Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра.
Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.
Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелиховым переворот. Его насильно мобилизуют в красную армию…
Рекомендуем почитать ►
На чем основана внутренняя борьба в душе Катерины
На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей.
С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она Толстовская ничтожность личности в истории.
Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда, осевшие на лето стрепета».
Источник: http://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-melexova-v-romane-tixij-don/
Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нравственной правды, к которой он стремится.
Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепринятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.
Мелехова отличает удивительная способность любить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители.
Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замужней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним.
«И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто».
Бурные исторические события закрутили Григория в своем вихре. Но чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с любимой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.
Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с домом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи возвращает его в мир пошатнувшихся привычных представлений о смысле жизни, о казачьем долге.
Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы». Со временем герой меняется.
Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело…». Меняется и первоначальный портрет Григория: «…
ввалились у него глаза и остро торчат скулы».
Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множественные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором.
Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разными людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее.
Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевиками, он убежден в особой судьбе и предназначении казачества и выступает за самостоятельную, автономную жизнь Донской области. Он сепаратист.
Григорий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин легко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.
Иные истины внушает Мелехову Подтелков, считающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариатом. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедительно и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить.
После разговора с Подтелковым герой «мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмотном и политически неподкованном, несмотря на разные внушения, все же активно пульсирует стремление найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить.
Окружающие предлагают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».
Наступает момент, когда Мелехов всей душой становится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны.
Мелехова шокирует поведение Чернецова и Подтелкова в сцене расправы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защитить безоружного врага от беспощадной кровавой расправы.
Не за неприятеля вступается Григорий — в каждом из врагов он видит прежде всего человека.
Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво говорит эпизод убийства матросов. Однако Григорию нелегко дается такая бесчеловечность.
Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался.
«Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.
Неотступной истиной, непоколебимой ценностью всегда остается для героя родное гнездо. В самые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти воспоминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.
Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что восстание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных.
Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих походах; казачество — лишь надежное средство в достижении их целей.
Возмутительно для Григория хамское отношение к нему генерала Фицхелаурова, ненавистны и отвратительны иностранные оккупанты.
Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рассуждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.
Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Аксинье, к детям. Он неожиданно проникается необыкновенным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования.
Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опора.
Насилие, многократно виденное и познанное, вызывает в нем отвращение. Не раз совершает он благородные поступки под воздействием ненависти к нему.
Григорий отпускает из тюрьмы родственников красных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы успеть спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидетелем казни подтелковцев.
Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхода, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.
Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери.
Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы искать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети.
Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».
Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с отвращением обнаруживает, что ненавидя насилие, несет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.
Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, подлинных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод.
Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом самоосуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем через многие тернии герое можно с уверенностью сказать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами.
Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дождавшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки.
Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Мелеховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.
Путь Григория Мелехова к правде — это трагический путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и истории. Этот сложный путь был пройден русским народом в XX веке.
Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигуры Григория Мелехова… расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашедшего своего пути в годы революции».
Источник: http://5litra.ru/soch/283-grigoriy-melehov-poiski-pravdy-po-romanu-m-sholohova-tihiy-don.html