Сочинение любовь в патриархальном мире в пьесе бедность не порок островского

Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия.

Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих.

Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра.

Обратите внимание

Герои пьесы «Бедность не порок» представляются простыми и понятными. Любовь Торцова любит Митю, но не смеет перечить воле отца, решившего отдать ее замуж за Африкана Коршунова. Само имя богатого жениха говорит за себя, вызывая представление о дикой, хищной натуре.

Он уверен, что за деньги можно купить все, и цинично рассуждает о своей бывшей жене, преподавая одновременно урок невесте: «Люби не люби, да почаще взглядывай. Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отказывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил».

И жизнь Любови Гордеевны была бы несчастна, если бы в борьбу с патриархальными законами не вступила великая сила любви.

Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», – говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна не может бороться за свое счастье. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей.

Сердце – ключевое слово для Островского. Он ценит своих героев, прежде всего, за умение любить и сострадать, за живую душу, за горячее сердце. В начале произведения Гордей Торцов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость.

«Нет, ты вот что скажи, – говорит он Коршунову, – все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств.

Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова.

Интересно, что роль резонера в пьесе отведена Любиму Торцову, вовсе, кажется, для этой роли не годящемуся. «О люди, люди! Любим Торцов пьяница, а лучше вас!» – говорит герой.

Важно

Человек этот беден, но не жалок, потому что знает, в чем правда жизни: «А вот тебе еще вопрос: честный ты купец или нет? Коли ты честный – не водись с бесчестным, не трись подле сажи – сам замараешься… Я не чисто одет, так у меня на совести чисто».

Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса.

Источник: http://resoch.ru/lyubov-v-patriarxalnom-mire-v-pese-bednost-ne-porok/

Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок»

            Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок»

 «Бедность не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней.

Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за неё надоть будет Богу ответ дать».

Митя упрекает не за то, что судьбу Любови Гордеевны решили без её ведома и согласия, а за то, что в мужья выбрали плохого, жестокого, страшного человека. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова покориться ей, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, как жертву.

Очень характерно, что дочь не просит отца послушать её, последовать её желанию, в отчаянии она молит его: «Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!.. Передумай!..» При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий.

Когда Пелагея Егоровна, пытаясь ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна решительно её останавливает: «Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить».

Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли.

Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в её среде; «Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили.

Совет

Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет».

Как этого и требует патриархальная мораль, Митя почтителен к старшим. Он с сердечным расположением относится к Пелагее Егоровне, находящемуся «в опале» Любиму. Следовательно, почтительность Мити бескорыстна и ничуть не связана с видами на какие-то выгоды. Митя бескорыстно и самоотверженно любит дочь Гордея.

Его разговор с Пелагеей Егоровной о предстоящем браке Любови Гордеевны показывает, что он в отчаянии не только оттого, что любимая потеряна для него навеки, но едва ли даже не больше оттого, что просватали её за злого, страшного старика.

Хотя в своих главных представлениях о жизни, в основных нравственных убеждениях Митя — человек патриархального мира, в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влиянием нового времени.

Уже во втором действии появляется новый оттенок, мотив, связывающий любовную фабулу пьесы с основным конфликтом — борьбой исконного, патриархального жизненного уклада и «наваждения моды». Выступая в фабуле защитником подлинной патриархальной культуры и связанных с ней персонажей, сам Любим иной.

Его облик определяется связью с современной Островскому городской культурой. Ему одному присущ некоторый налет интеллигентности. «Забулдыга» Любим — наиболее здравомыслящий герой в пьесе, он смеется над дворянскими претензиями брата, понимает опасную власть денег над темными людьми, ценит скромного и честного Митю, видит, в чем состоит истинное счастье племянницы, и умеет спасти её от страшной участи.

                                                Вышковская Маша 9Б

Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/ljubov-v-patriarhalnom-mire-v/438378.2904842.page1.html

Проблема положительного героя в творчестве А.Н. Островского

Великий русский драматург, создатель национального театра, Островский пришел в русскую литературу XIX века со своим, не известным еще широкой публике героем — купцом. Недаром еще при жизни драматурга стали называть «Колумбом Замоскворечья».

Для русского читателя и зрителя подлинным открытием явился патриархальный мир купечества со своими устоями и обычаями, нравственными нормами и моралью.

Исследованию купеческого мира, этой новой для русской литературы среды, и было посвящено все творчество Островского.

Изображая жизнь купечества, драматург ставил самые разные проблемы — от общефилософских и остро социальных до более узких, конкретных, связанных с жизнью именно этой среды русского общества.

Островского интересовал широкий круг вопросов: что выберег человек — нравственность, душевную чистоту или материальное благополучие; в чем сущность русского национального характера, можно ли найти среди купечества яркое его проявление; возможно ли именно здесь ожидать появления нового «героя времени», положительного героя эпохи?

В разные периоды своего творчества драматург по-разному отвечал на эти вопросы По-разному решалась им и одна из основных проблем России эпохи середины XIX века, когда страна стояла на пороге решительных перемен.

«Герои времени» прошедших эпох, подобные Онегину и Печорину, перестали удовлетворять общество, на смену им должны были прийти новые люди.

Обратите внимание

Но кто они, откуда можно ждать их появления, какими качествами должен обладать новый «герой времени» — положительный герой эпохи социальных потрясений и перемен, которая привела к отмене многовекового уклада, связанною с крепостным правом?

Над этой проблемой размышляли многие русские писатели, среди которых был и Островский. Драматург выступил со своей очень своеобразной позицией, которая была воспринята далеко не всеми — даже среди страстных поклонников его таланта не было единодушной оценки предложенного Островским варианта.

Читайте также:  Нравы и быт дворян 18 века в произведении капитанская дочка в изображении пушкина

Всем известно, какие споры разгорались по поводу его произведений, как неоднозначно в русской критике была оценена героиня его пьесы «Гроза». Но стоит разобраться в том, какова же была позиция самого автора.

Для этого надо проследить, как менялась в целом оценка купеческой среды в творчестве Островского разных периодов.

Ранние произведения писателя были посвящены резкой критике купечества, его моральных и нравственных устоев, семейного уклада, поэтому часто этот период творчества писателя называют критическим.

Так, например, критический пафос преобладает в его первой пьесе «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди — сочтемся!».

В основу ее положен довольно распространенный в купеческой среде тех лет случай ложного банкротства с целью обмана кредиторов.

Именно здесь появляются новые лица русской литературы — купец Самсон Силыч Большов, его жена, дочь Липочка, а также ее жених приказчик Лазарь Подхалюзин.

Важно

Кроме основных героев, здесь показаны весьма колоритные фигуры московской свахи Устиньи Наумовны, мальчика на побегушках Тишки, спившегося чиновника Рисположенского, составляющего для купцов за плату различные официальные документы — ведь многие купцы были неграмотными.

С этими героями перед читателями предстал совершенно новый мир — купеческий — с его тяжбами, ловкими обманами, расчетами, своими комедиями и драмами.

Сюжет комедии представляет собой бесконечную череду обманов, и все ее герои оцениваются критически. Правда, степень неприязни автором выведенных им человеческих типов и характеров различна.

Островский показывает, что старшему поколению купцов еще присущи какие-то представления о подлинной нравственности, хотя распространяются они только на своих близки.

Недаром обманщик и плут Самсон Силыч Большов свято вериг в то, что «свои люди» — его родные, семья — никогда не предадут его и выкупят из долговой тюрьмы, в которую он попадает, представившись банкротом.

Но молодое поколение — дочь Большова Липочка, ее жених Лазарь — уже не чтут старших, для них нет ничего святого — даже родственные отношения теряют свою ценность. Все заслоняет эгоистический интерес и жажда наживы.

Своеобразная «эстафета» мошенничества передается от старшего поколения к младшему, от Большова через Подхалюзина к Тишке, но нравственные ценности все более и более утрачиваются. В купеческой среде начинает преобладать тип купца-самодура, превращающего собственную блажь в закон для окружающих. Именно такую среду критик Н.А.

Добролюбов назвал «темным царством». Разумеется, вряд ли можно было оттуда ожидать появления положительного героя.

Совет

Но в начале 1850-х годов, когда Островский сближается с журналом славянофилов «Москвитянин», его позиции резко меняются. Теперь ему свойственна некоторая идеализация купеческой среды, которую, как считает драматург, он слишком односторонне показал в своей комедии «Свои люди — сочтемся!».

В комедиях «москвитянского» периода — «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись» — Островский изображает поэтические стороны уклада купеческой жизни. В купечестве он видит воплощение национальной среды и начинает именно здесь искать своего положительного героя.

В этой позиции драматурга есть определенная логика. Он видит, что дворянство оторвано от своих корней, «заражено» Западом.

С другой стороны, крестьянство, которое хранит национальные основы, еще не освободилось от рабства, крепостничества, а значит целиком зависимо от господ в своих поступках.

А в купечестве есть и устоявшиеся национальные традиции и формы жизни, и в то же время этот слой общества все больше набирал силу, поскольку в России стали гораздо значительнее действовать экономические рычаги, которые пришли на смену чисто сословным приоритетам.

В результате такой позиции меняется герой Островского. Так, в пьесе «Не в свои сани не садись», как считает критик В.Я.

Лакшин, «автор решился на смелую социальную подмену: купец с его простоватыми ухватками и косноязычной речью, над которым привыкли втайне смеяться, предстает в лице Бородкина благородным и, в конечном счете, удачливым молодым героев; «благородный» же дворянин Вихорев оказывается пошлым ничтожеством».

Образы Русакова и Бородкина — людей, верных старинным устоям, морали отцов — конечно, идеализированы. Но уже в следующей пьесе «Бедность не порок» положительный персонаж гораздо более живой и реалистичный.

Обратите внимание

Собственно, Любима Торцова даже нельзя назвать положительным героем в полном смысле этого слова. Это опустившийся нищий и пьяница, но, вместе с тем, он очень привлекателен, гораздо более симпатичен читателю и зрителю, чем остальные герои.

Любим Торцов оторвался от своего сословия, не пожелал вести почтенную жизнь купца, которая была ему уготована его происхождением и состоянием. Его уход в нищенство и пьянство, отречение от дома — вовсе не от распущенности.

Просто он не может примириться с законами своей среды: обманывать, грабить, наживаться. «Куролеся и паясничая, он, как шекспировский шут, дерзко говорит правду», — пишет о нем Лакшин.

В этом отношении очень интересна его «духовная связь» с Катериной, главной героиней пьесы. «Гроза», которая относится уже к следующему периоду творчества Островского. Катерина, как и Любим Торцов, — порождение купечества.

Она должна была бы примириться с моралью своего общества, научиться терпеть, или, пропуская мимо ушей слова свекрови, делать по-своему — главное, чтобы «под видом благочестия».

За это в будущем ее ждала награда: место Кабанихи, хозяйки в доме, со всеми правами и привилегиями на правый и неправый суд, на расправу над домашними. Но так же, как и Любим Торцов, она не может жить по законам своей среды, и за это отторгается ею.

Обоих этих героев ждет смерть: одного — физическая, другого — социальная. Это цена за сохранение себя, своей личности. Интересно также, что положительными героями в среде купечества становятся его изгои — пропойца и неверная жена.

Но есть и существенная разница в этих пьесах и судьбах их героев. В комедии «Бедность — не порок» в финале господствует согласие и примирение. Богатый самодур Гордей Торцов — брат Любима — соглашается на брак своей дочери Любови Гордеевны не по расчету, как он хотел вначале, а по любви — она выходит замуж за Митю, и вновь в семье воцаряется мир и любовь.

Важно

При этом увлечения Гордея Торцова западными веяниями уходят в прошлое, все возвращается на круги своя — прекрасная поэтичная патриархальная старина берет свое.

Счастливая развязка пьесы весьма многозначительна: народ верит в' то, что «любви золотом не купишь», подлинное чувство должно торжествовать — и, благодаря вмешательству нашего «положительного героя» Любима Торцова, так и происходит — в пьесе. А в жизни?

То, что случается в реальной жизни и показано в драме «Гроза», которая обозначила отход драматурга от некоторой идеализации купеческой жизни и стала новым этапом в развитии русской реалистической драматургии.

Ведь при каких-то общих чертах, которые присущи Любиму Торцову и Катерине Кабановой как положительным героям, связанным с народной средой, образ Катерины и глубже, и реалистичнее, и намного трагичнее.

Если оставить в стороне те, порой диаметрально противоположные, оценки, которые давались этой героине современными драматургу критиками — Добролюбовым и Писаревым, которые, каждый по-своему, видели в Катерине некий аргумент в полемике о целях и средствах общественной борьбы, то все же остается вопрос: почему именно Катерина стала героиней Островского? Мог ли драматург в ней увидеть искомого положительного героя — «знамение» новой эпохи?

Серьезным аргументом в пользу такой точки зрения является то, что Катерина в пьесе воплощает живую народную традицию, причем в ее самой поэтичной форме.

Она вбирает в себя тот гармоничный и прекрасный мир древней Руси, где красота природы органично сочетается с красотой службы в храме. Недаром ей видятся ангелы и райские сады, слышится пение ангелов.

Она свято чтит древние традиции, обычаи и обряды.

Но, казалось бы, в мире Дикого и Кабанихи тоже чтут традицию и более того -требуют неукоснительного следования ей. Марфа Игнатьевна то и дело поминает имя Божье, грозит Божиим судом, ходит в церковь.

Совет

Почему же Катерина ощущает себя здесь чужой? Когда Варвара с удивлением говорит, что не понимает тоску Катерины по родному дому — «Так и здесь же все то же», — та отвечает, что здесь все «как будто из-под неволи».

Это очень важное замечание, которое помогает понять, что хотел сказать драматург, показывая свою героиню и ее отношения с купеческим миром.

Примерно в те же годы, когда писалась «Гроза», К.С. Аксаков сделал очень интересное наблюдение, касающееся жизни купечества.

Он писал, что это сословие и материально, и по образованию, и по привилегиям оторвалось от простого народа, из которого вышло. Но при этом аристократическая культура дворян осталась чужда купцам.

Они несли в себе народную культуру, но если в простом народе она жила, то в купечестве — сохранялась в мертвом, как бы застывшем виде — как замерзшая в прежних берегах река.

Если с этой точки зрения посмотреть на конфликт Катерины с «темным царством», то действительно, легко обнаружить, что при внешнем сходстве разница в жизненных позициях огромна.

Катерина верит в Бога искренне, даже несколько наивно, Кабаниха — ханжески, для проформы. Для свекрови важно, чтобы невестка, соблюдая внешнюю сторону обычаев, кланялась в ноги мужу, выслушивала его наказы, плакала, когда он уезжает.

Читайте также:  Пейзажная лирика пушкина 9 класс сочинение

А любит она его или нет — это личное дело; главное, чтобы все выглядело так, как положено.

Обратите внимание

Для Катерины, наоборот, важно именно ее чувство, которое до поры до времени не противоречит обычаям (хотя вряд ли она по-настоящему любит Тихона).

Но когда к ней приходит подлинная любовь, и эта любовь оказывается связана не с мужем, а с другим мужчиной — с Борисом, для Катерины это становится личной трагедией. Ведь она воспринимает свою любовь как нарушение нравственного закона и потому всенародно кается в грехе.

Но не любить она не может, и единственный выход находит в еще большем, с точки зрения религии, грехе — самоубийстве.

Но разве все это похоже на героический характер? И вообще: как-то странно видеть в такой женщине «положительного героя» — в данном случае «героиню».

Мне кажется, что драматург показал нам н совершенно оригинальное явление в купеческой среде: личность, которая не может жить по законам своей среды, некий странный экзотический цветок, непонятно как появившийся в этом мире.

В центре внимания оказывается трагедия этой личности, ее душевные муки и переживания.

Катерина действительно «луч света», как назвал ее когда-то Добролюбов, но не как надежда общественных деятелей, а как светлая и поэтичная натура, яркая, неординарная личность в среде, где личностью быть просто не положено.

Вот почему она так обаятельна, так естественно выглядит ее фантастическое желание летать, а сны об ангелах не кажутся странным для женщины, у которой «на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Важно

Она производит впечатление не столько борца с окружающим миром — она не способна никому помочь, даже себе, и вовсе не думает с кем-то бороться, — сколько светлого человека, чуждого «темному царству», органически в него не вписывающегося, да и просто человека «не от мира сего».

Такие одиночки появлялись во все времена и жили в постоянном удивлении безобразием мира, который их окружает. Мы сочувствуем Катерине всей душой, но не по каким-либо социальным причинам, а просто по-человечески.

Но а как же насчет «положительного героя»? Мне кажется, что все же эта проблема связана с образом Катерины, но очень своеобразно.

Ведь в драме Островского судьба Катерины определяется пробуждением в ней личности, которая до поры до времени дремала, но любовь, чувство абсолютно личное, пробуждает ее.

Она открывает глаза и оказывается один на один с реальным миром, где нет места райским садам и ангельским песням. И тогда ее сказочный полет превращается в смертельное падение с высокого берега Волги.

Мне кажется, что у Катерины есть что-то общее с героями Достоевского: то же тяготение к противоположным полюсам, ведущее к психологической неуравновешенности, та же внутренняя чистота, которая сталкивается с миром грязи, та же способность любить и сострадать, и тот же трагический финал.

Но до героев Достоевского в 1859 году, когда вышла «Гроза», было еще очень далеко. Проблема личности, так остро поставленная в творчестве Достоевского, была как бы угадана островским в Катерине.

И важно то, что он гонко уловил момент пробуждения личности, — причем личности женщины, близкой народной основе, — именно тогда, когда недалеко уже было пробуждение «личности» народа — то, что мы называем становлением русского национального самосознания.

Совет

И если уж говорить о Катерине как о «положительной героине», определившей свою эпоху, то мне кажется, речь должна идти о ее душевной чистоте и, если не о близости, то о стремлении к нравственному идеалу. Таким, вероятно, и хотел видеть «положительного героя» новой эпохи Островский.

Источник: http://lit-helper.com/p_Problema_polojitel-nogo_geroya_v_tvorchestve_A_N__Ostrovskogo

Бедность не порок Островского — краткое содержание: смысл названия, характеристика главных героев и идея произведения

Известная пьеса «Бедность не порок» была написана замечательным писателем Александром Николаевичем Островским в 1953 году. А уже ровно через год это произведение вышло из печати отдельной книгой.

Известно, что комедия Островского имела успех, поэтому в 1854 году ее ставили на сценах Московского Малого и Александрийского театров. Сам автор не ожидал такого успеха.

Рассмотрим кратко особенности этой комедии.

История создания пьесы

Александр Островский задумал написать свое новое произведение в середине июля 1853 года, но исполнить задуманное смог лишь только в конце августа. Автором был задуман сюжет, в котором должно было быть только лишь два акта.

Но во время написания Александр Николаевич изменил не только структуру своего сочинения, но и название.

Когда ее написание было окончено, то при прочтении был неожиданный и огромный успех, который ошеломил даже самого Островского.

Важно! Первоначальное название сочинения Островского – «Гордым бог противится».

Смысл названия

Название пьесы позволяет увидеть, что, несмотря на то, что в мире, в котором живут главные герои, нет справедливости, все-таки может существовать любовь. Прекрасен мир русского труженика, прекрасны его праздники и обряды.

Но при этом русский народ голодает и проживает свою жизнь в нищете, из которой они выбраться никак не могут. Работники полностью зависят от своего хозяина, который груб и невеж.

На первое место выступают не духовные ценности, а богатство, и это главный порок человечества.

Проблемы, затронутые Островским

Писатель Островский поднимает много проблем в пьесе «Бедность не порок», но основной все-таки является противостояние личности и среды.

https://www.youtube.com/watch?v=XeGQP2zoE-k

Если человек беден, то часто многие ценности этого мира проходят мимо его. Он оказывается несчастлив в любви, и сложности возникают постоянно на его пути.

Но и деньги не могут принести счастья. Нельзя любить за деньги или дружить, так как это все равно перейдет в ненависть.

Но вот отношения к человеку часто складываются потому, насколько он богат. К сожалению, душевные и нравственные качества отступают на второй план.

Идея пьесы «Бедность не порок»

Александр Николаевич в пьесе прекрасно описывает, как деньги влияют на человека, как быстро он начинает им подчиняться, ставя на первое место, и забывают о том, что окружает вокруг, даже о родных и близких людях.

Но Островский показывает, что, имея огромную власть над людьми, они все-таки бывают бессильны.

И эта идея доказывается в истории с Любовью Гордеевной, которая смогла отстоять свою любовь, хотя и ей, и Мите пришлось пройти через испытания.

Особенность сюжета

Особенностью сюжета в целом является раскрытие основной, главной, проблемы через конфликт пьесы. По замыслу писателя, старшее поколение старается полностью подчинить уже взрослых детей. Они не думают о счастье молодого поколения, а лишь только стараются приумножить свое богатство. Любовь в системе их ценностей не значит ничего.

Важно! Островский показывает не только конфликт между поколениями, но и самодурство людей, у которых есть деньги.

Комедия построена следующим образом:

  1. Завязка, в которой молодой и небогатый приказчик Митя признается Любе в своих чувствах.
  2. Кульминация, в которой отец Любы желает выдать свою дочь за богатого фабриканта.
  3. Развязка, в которой читатель постоянно слышит монолог Любима, и влюбленные получают родительское благословление.

Характеристика действующих лиц

Пьеса Бедность не порок Островский

Персонажей у Островского немного, но все они необходимы для того, чтобы не только понять содержание, но писатель старается высмеять глупость и невежество общества, во главе которого стоят деньги.

Действующие лица:

  • Торцов Гордей Карпыч, богатый купец.
  • Пелагея Егоровна, жена Торцова.
  • Люба, их дочь.
  • Любим Торцов, брат богатого купца.
  • Коршунов Африкан Саввич, фабрикант.
  • Митя, приказчик.

Многие выражения героев Островского прочно вошли в нашу речь и стали крылатыми. И это произошло потому, что язык персонажей произведения Островского выразителен, гибок, ярок и сочен. Ко всему подобрано меткое слово или выражение.

Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика

Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», обличив людей, которые имеют достаток. Один из них – Люба, которая выросла в купеческой семье, но вдруг неожиданно влюбилась в Митю. Парень беден и служит приказчиком у ее отца.

Обратите внимание! Сама девушка прекрасно осознает, что Митя не подходит ей в женихи, так как он не ровня и по богатству, и по положению в обществе.

Да и отец, Торцов Гордей, уже давно подобрал угодного ему жениха. Случайность решает судьбу Любы и дает ей возможность быть счастливой с тем, кого она любит. Все планы отца рушатся, и брак с нелюбимым женихом не состоялся.

Краткое содержание комедии

Первое действие проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости. Пытался приказчик и работать, но только все его мысли были о любимой.

Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву отдать.

А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. А ведь он единственный сын бедной матери, которой он отдает все свое жалование. И мог бы он получать больше, если бы перешел к Разлюляеву, но не может он бросить Любашу.

Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.

Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, где девушка признается ему в любви.

Читайте также:  Сочинения по картинам васнецова

Второе действие переносит читателя в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.

Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. Появляются и ряженые.

Обратите внимание

В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов.

Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену. Коршунов дарит дочери Торцова серьги с бриллиантами.

Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца, они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.

Третье действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться, но сам еле сдерживает слезы.

Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. Наступает час прощания, когда они оба плачут.

В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно. Юноша, приняв такое решение девушки, уходит печальным.

Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы.

Пьеса «Бедность не порок» — краткое содержание

Бедность не порок Островского — анализ, содержание, сюжет

Вывод

Островский заканчивает свое произведение торжеством добра и наказанием порока. Именно свадьба главных героев доказывает название о том, что бедность не может быть пороком, а главный порок – это черствость человеческих душ и жажда богатства.

Источник: https://uchim.guru/literatura/bednost-ne-porok-kratkoe-soderzhanie.html

Своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»)

Купеческий мир в ранних комедиях А.Н.Островского(«свои люди – сочтёмся»).

Островский начал свою писательскую деятельность как сатирик. Предметом своей сатиры он избрал купечество. Это сословие привлекало русских драматургов ещё в 18в. Уже в 1-ой пьесе – «картина семейного счастья», опубликованной в 1847г.в газете, но запрещённой в том же году драматической цензурой для постановки в театре, Островский выступ.

как обличитель торгово-промышленной буржуазии, создав жизненно правдивые образы, наделив их индивидуализированной, колоритной речью. Особенности, наметившиеся в «картине семейного счастья», драматург развил и углубил в следующей комедии – «свои люди – сочтёмся!», законченной в 1849 г.и тогда же запрещённой для сценического представления.

В центре комедии – образ купца Большова. Богатство, нажива ставятся им превыше всего, перед блеском золота отступают у него и совесть, и честь, и религия. Рисуя Большова, Остр.показывает, что стремление к наживе любыми средствами, в частности и ложным банкротством, — типичная черта в нравах торгово-промышленной среды.

Важно

Читая объявления о банкротстве купцов, Большов замечает, что их не перечитаешь до следующего дня. Большов не только хищный стяжатель, но и самодур, деспот, грубо попирающий естественные права, чувства и желания окружающих, своей дочери(за кого велю, за того и пойдёт).

Из поколения в поколение переходят купеческие жульничество и мошенничество, составляющие основу быта и нравов «тёмного царства». Островский прибегает к интересному приёму ступенчатого изображения характеров купеческой среды: мальчик Тишка, живущий в доме Большова, набивая руку на мелком плутовстве, повторяет путь главного приказчика Подхалюзина, кот.

явным мошенничеством овладевает состоянием своего хозяина. Атмосфера разнузданного хищничества, самодурства и обмана, присущая купеческой среде и соответствующая всему самодержавно-крепостническому строю, нравственно уродует и калечит людей. свидетельство тому – Липочка, дочь Большова.

Чёрствая, бездушная, она жестока, деспотична, груба с матерью и совершенно равнодушна к слёзным просьбам отца, попавшего в тюрьму. Зараза жестокости коснулась и Тишки, издевающегося над обманутым Рисположенским. Сатирическое изображение купечества приобретало в «своих людях» такую глубину и силу обобщения, что становилось обличием всей самодержавно-крепостнической системы.

Остр.ярко проявил в комедии способность заглядывать в самую глубь души человека, «отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов» и подмечать «не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его мышления, самое зарождение его желаний».

Его замечательное искусство сказалось и в том, что характеры, переживания и поступки действующих лиц воссоздаются в глубокой обусловленности соц.средой и внешними обстоятельствами. В пьесе «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные, как все люди» и их преступления, поражающие нас, «вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств», среди кот.они живут и действуют.

своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»).

Попав в реакционно-славянофильскую среду, Остр.увлекается патриархальной стариной. Новые взгляды Остр.наиб.отчётливо проявились в 3-х пьесах: «не в свои сани не садись»(1853), «бедность не порок»(1854) и «не так живи, как хочется»(1855). В них драматург ставит и решает главным образом уже не соц-е, имущественные, а морально-бытовые в-сы.

В пьесе «не в свои сани не садись» Остр.создал во многом идеализированные образы положительных купцов Русакова и Бородкина как хранителей патриархально-народных, религиозно-нравственных обычаев и традиций. В пьесе «бедность не порок»явно приукрашивается быт купеческой семьи Торцовых. Идеализируя обычаи и нравы старины, Остр.стремился показ.

, что Гордей Торцов, подражая «всякой моде», теряет образ и подобие человека. Пагубное действие цивилизации подчёркивается в этой пьесе и образом Любима Торцова, кот.погиб, изменив старинным традициям, прельстившись новшествами. Как и в пьесе «не в свои сани не садись», Остр.

Совет

нигде не показал различия между ложной цивилизацией и истинным просвещением и этим самым противопоставил патриархальные нравы и традиции образованности и цивилизации вообще. В пьесе «не так живи, как хочется» нашла отражение идея религиозного примирения с жизнью. Влияние реакционно-славянофильских идей на Остр.

было серьёзным, но всё же не настолько сильным, чтобы коренным образом изменить его идейно-эстетические позиции. Это влияние ослабило творческие позиции драматурга, но не превратило его в реакционного писателя. Остр.

привлекали любовь членов «молодой редакции» к народной песне, глубокий интерес к отечественному языку, ко всему русскому, но он никогда не разделял полностью их определяющих идейных положений. Входя в этот кружок, он сохранил свои основные позиции писателя – демократа и остался верен важнейшим принципам критики Белинского.

Это и определило то, что ведущее место в пьесах 1852-1855 годов принадлежит не реакционно-славянофильским тенденциям, а жизненной правде, типическим образам.

В пьесе «»не в свои сани не садись такими образами являются: помещик Вихорев, кутила и мот, ищущий богатую невесту, чтобы поправить своё расстроенное состояние; сестра Русакова, невежественная, с притензиями на образованность, кот.она видит в подражании моде, и беспрестанно «гуляющий» содержатель трактира Маломальский.

В комедии «бедность не порок» типичным лицом предстаёт фабрикант Коршунов, прожжённый мошенник, жестокий стяжатель, развращённый сластолюбец, скрывающий своё истинное лицо под маской цивилизованности. С огромной силой Остр.раскрывает в этом образе бесстыдного-грабительскую сущность поднимавшейся в то время промышленной буржуазии.

Ни в одной из предшествующих пьес Остр.не судил таким беспощадным судом представителей буржуазии, каким он судил здесь Коршунова. Правдивы в комедии «бедность не порок» и образы бедного, честного приказчика Мити, дурашливого, избалованного купеческого сына Разлюляева, доброй няньки Арины.

Жизненно верны самодурство и невежество богатого купца Гордея Торцова, безответная покорность и забитость его жены и дочери и вся история Любима Торцова. В комедии «бедность не порок» органически слиты острая сатира, мягкий юмор, сердечная лирика и высокие гражданские чувства. Соединяя высокое с комическим, Остр.вдохновенно раскрывает в комедии поэтическую одарённость русского народа, красоту его душевного облика, простоту нравов, сердечность простых людей. народные песни, игры естественно вплетаются в развитие действия, происходящего в рождественские праздники. Всем этим, а также критикой купеческого стяжательства и самодурства, активной защитой справедливости комедия приобрела огромную популярность.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s231t9.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector