Сочинение любовь в рассказе кавказ бунина 8 класс

Сочинение по рассказу Бунина «Кавказ»

Иван Алексеевич Бунин запомнился современникам как человек с тонкой душой, острым восприятием мира и своими взглядами на все вокруг. Он любил жизнь, с уважением относился к семье, восхищался русской природой. Все эти грани своего характера он отобразил в своем творчестве: проникновенных стихотворениях и незабываемой прозе.

Любовь в понимании Бунина – это некая сила, способная в корне изменить жизнь человека. Она может даровать ему великое счастье и ужасную боль. История о такой любви поведана читателю в рассказе «Кавказ».

У героя и героини, не имеющих имен, начался роман. Они вынуждены скрывать свои чувства, ведь героиня замужем. Она боится супруга, который, как она думает, уже начал что-то подозревать.

Обратите внимание

Но влюбленные счастливы и бредят мечтой о совместном побеге к морю, на побережье Кавказа, где их никто не знает и где они уже не будут должны скрывать свои чувства. Такой побег удается.

Они сбегают на юг и счастливы.

При помощи противопоставления автору удалось ярко разграничить восприятие лета в Москве, откуда они сбежали, и на Кавказе, куда они подались. В Москве душно и сыро. На Кавказе сухо, тепло и солнечно. Здесь повсюду цветут магнолии, и аромат их так и манит к себе.

Но настоящая история, заслуживающая особого внимания, происходит не на Кавказе. Это трагедия второго мужчины в любовном треугольнике – покинутого мужа. О нем читатель узнает немного.

Лишь то, что он офицер, у него властный характер, что он бывает жесток. Рассказчик видит картину, как супруг усаживает заботливо свою жену в вагон, не зная, что она собирается покинуть его навсегда.

Чуть позже читатель узнает, что он начинает искать жену, а затем, видимо, узнав правду, застрелился в номере гостиницы.

В рассказе создается резкий контраст между тем, что испытывают убежавшие влюбленные, описанием красот Кавказа, южных ночей – и какой-то немногословной хроникой действий законного супруга, чье истинное страдание лишь угадывается между скупых на эмоции строк.

Так у него ли, этого брошенного офицера был жестокий и самолюбивый характер? Создается впечатления, что эти слова супруга сказала сама о себе. Она легкомысленна, ее не заботит чужая жизнь, она живет лишь собственными желаниями.

А что говорить о ее избраннике? Он полная противоположность ее мужа. И в этом противопоставлении не выигрывает. Супруг считает, что должен защищать свою честь во что бы то не стало, он открыто выражает свое мнение, он заботиться о жене, провожая в путешествие. А ее любовник лишь трусливо прячется в купе.

Важно

Очень впечатляет одновременность происходящих событий: сбежавшая пара плачет от счастья, а в этот момент происходит трагедия, в которой они виноваты – офицер уходит из жизни.

Человек в этом рассказе умер не в состоянии аффекта, а потому что свою крупицу счастья в жизни он уже получил, теперь ее отобрали и жить больше остается не для чего.

Источник: https://ensoch.ru/po-literature/sochinenie-po-rasskazu-bunina-kavkaz.html

План-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме: План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе

Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». 

Тип урока: урок-исследование.

Метод: проблемно-диалогический.

Форма работы: коллективная.

Оборудование: учебник: Литература, 8 класс. Автор Коровина В.Я. – М. : Просвещение, 2014.; портреты И. Бунина, персональный компьютер.

Цели:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
  • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Ход урока:

1. Организационный момент. ( Настроить детей на работу)

2. Активизация знаний учащихся.
Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? ( А. П. Чехов «О любви»)

3. Работа по новой теме.

Тема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Тема урока звучит так: «И. А. Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе».  Запись даты и темы в тетрадь. Откройте тетради по литературе и запишите: «Пятнадцатое марта. Классная работа». А далее – тему урока.

4. Знакомство с личностью Бунина.

На дом вам было задано подготовить биографию Ивана Бунина. Давайте же послушаем.

5. Обсуждение рассказа.

Итак, как мы уже сказали, что одной из главных тем в творчестве И. Бунина была тема любви.

Обратимся к рассказу «Кавказ».

1) Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе. Летом- подтверждение текстом).

2) Расскажите, кто главные герои этого рассказа.

3)Как вы думаете, почему автор не дает ни имен своим персонажам, ни их портретных описаний? Что для него является более важным?

(Важнее переживания героев, тонкие «переливы чувств», показ изменения настроения, для того чтобы к концу рассказа объяснить, что это было — любовь или страсть).

4) Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)

5)Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, так как он любит)

6)Как пейзаж отражает настроение героев рассказа? Соотнесите состояние природы и пейзаж с внутренним миром персонажей рассказа.

(Влюбленность и яркость уже пережитых когда-то чувств — воспоминания о посещении Кавказа в юности, «первобытное» место уединения героев на Кавказе.

Тоска по возлюбленной, боязнь ее потерять, неуверенность в завтрашнем дне — наступление осени в большом городе:

«В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно… »

Первая ночь вместе в вагоне поезда — утро солнечное, но за окном «шла ровная выжженная степь, видны были пыльные широкие дороги… Дальше пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, небо, подобное пыльной туче, потом призраки первых гор на горизонте…»)

7) Перескажите кратко сюжет.

Совет

8) В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…).

Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

9) В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)

10)Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)

11)Что вы можете рассказать о муже главной героини? Почему и ему автор не дает имени?

12)Так ли он был жесток, как о нем говорит жена? Обоснуйте свой ответ.

13) Значит, у мужа героини рассказа были причины для того, чтобы следить за своей женой? Или муж так в ней не уверен, потому что чувствует, знает: она вышла за него замуж не по любви, а по расчету?

(С одной стороны, можно доказывать, что он так же пылает страстью, как и главные герои: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи…

» С другой стороны, если бы это была страсть, он бы не свел счеты с жизнью, так как страсть — чувство эгоистичное, по принципу «я хочу», «я люблю, а до других нет дела». Муж героини действительно ее любит, поэтому…

ее отпускает: брак в России тех лет был браком венчанным, церковным, разводы не допускались, следовательно, смерть одного из супругов давала свободу другому. Однако часто другому-то эта «свобода» была не нужна.

При этом данный персонаж явно болезненно относился и к понятию «честь», и к понятию «супружеская верность», поэтому не мог допустить, чтобы было опорочено имя его семьи. Он приверженец христианской морали, поэтому поступок жены его просто убил. Грех героини порождает другой грех — самоубийство ее супруга).

14) Рассуждает ли героиня рассказа «Кавказ» о семье, долге? Переживает ли из-за своей запретной любви? Как вы думаете, почему?

15)Кто виноват в смерти офицера? (Однозначного ответа нет).

16)Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал)

17) Имеют ли право на счастье герои? (Да Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

6. Вывод

Обратите внимание

Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль) 

6. Итоговое слово учителя.

Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного.

Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение «Мое восприятие рассказа Бунина».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/03/23/plan-konspekt-uroka-literatury-v-8-klasse-i-a-bunin-rasskaz

Напишите сочинение-рассуждение на тему что меня поразило в рассказе и. А бунина кавказ?

Ключевой темой в творчестве И. А.Бунина стала тема любви, осмысление её скрытой природы.

Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской.

Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти.

Для Бунина любовь-особое слияние духа и плоти, потому и герои его испытывают земную радость, загадочное влечение друг к другу, в их душах пробуждается возвышенное единственно человеческое чувство, так свойственное молодости. Жизнь без любви теряет всякий смысл. Многие герои Бунина понимают это с опозданием, не ценят счастья, тем самым подтверждая слова Ивана Алексеевича о том, что счастье мы только вспоминаем.

В разных рассказах писатель смог передать многогранность любви, её разноликость.

Она может быть и затаённым, сокровенным чувством, о котором не догадывается никто; и превратиться в месть; может стать песней лебединой верности, наваждением, сродни солнечному удару, потрясением на всю жизнь, обидой, тоской по утраченному счастью, светлой горечью о несбывшейся мечте или затмить для кого-то возможность быть счастливым с другим.

Каким бы ни был лик любви в рассказе И. А. Бунина, его герои обречены на одиночество, ведь любовь — это прежде всего страсть, а страсть не может длиться долго. Как только она угасает, исчезает чувство гармонии и счастья, остаётся лишь воспоминание о ярком, незабываемом времени. Нередко тема любви переплетается с темами ревности, измены, предательства, смерти.

Рассмотрим один из рассказов И. А. Бунина «Кавказ».Классический любовный треугольник. Муж-офицер, его портретная характеристика типична для любого военного: «высокая фигура, офицерский картуз узкая шинель, рука в замшевой перчатке». По высказыванию его жены, он ревнивый, жестокий и самовлюблённый человек.

Важно

Но это мы узнаём от женщины, влюблённой в другого человека, её мнение пристрастно, и, следовательно, на него нельзя полагаться. О ней самой мы узнаём только то, что она молода, влюблена, а муж ей уже надоел, и в душе постоянно живёт тревога о будущей катастрофе, угроза которой исходит от мужа.

Третий персонаж и вовсе загадочное лицо, о котором читатель не знает вообще ничего: ни его возраст, ни социальное, ни материальное положение. Но именно такой приём недосказанности позволяет автору сместить внимание читателя с героев на то, что с ними происходит.

Воровская любовь не приносит радости, счастье отравлено страхом разоблачения, потому так напряжена и нервически возбуждена героиня во время коротких поспешных встреч.

«Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера», — цитирует она его слова срывающимся от волнения голосом.

Чувство надвигающейся беды усиливается благодаря мастерским пейзажным зарисовкам дождливой Москвы, холодной, грязной, сумрачной. «Улицы мокро и черно блестят раскрытыми зонтами прохожих».

Вечер отъезда кажется тёмным и отвратительным, всё внутри героя замирает от тревоги и холода.

И холод этот связан не столько с погодой, сколько с душевным состоянием. Напряжение достигает кульминации во время второго звонка к отходу поезда. Холодный страх сковал героя: всё напрасно, он её не отпустил… Это ощущение длится несколько секунд, затем появляется она в сопровождении мужа. Кажется, тревога должна смениться счастьем, но этого не происходит.

На первый взгляд план удался: муж её отпустил, беглецы нашли уединённое первобытное место, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы и чернели кипарисы. Здесь муж, обещавший её искать, точно их не найдёт.

И всё — таки финал оказывается неожиданным: читатель ожидает трагической развязки для кого-либо из беглецов, но Бунин даёт иной исход: после безуспешных попыток найти свою жену офицер заканчивает свою жизнь самоубийством.

Источник: http://www.school-essays.info/napishite-sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-chto-menya-porazilo-v-rasskaze-i-a-bunina-kavkaz/

Трагедия в рассказе Кавказ (Бунин И. А.)

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником. Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Читайте также:  Образ и характеристика долохова в романе война и мир толстого сочинение

Бунин описывает их чувства (“воровски остановился в незаметных номерах”, “жил томительно, затворником”, у нее “голос срывался”, она была “взволнованная”, это потрясало его “жалостью и восторгом”), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится

Совет

даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа “отшатнулся от окна, упал в угол дивана”, она “совсем не могла обедать”), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи (“я должна быть страшно осторожна”, “был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода”).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем (“горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно”, “часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте”, “слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни”, “раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома”).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия,

моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя “чужого” человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств. Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом (“лучше смерть, чем эти муки…”).

Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви. Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами.

Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/tragediya-v-rasskaze-kavkaz-bunin-i-a/

Анализ рассказа Бунина Кавказ

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Это превосходное произведение вошло в цикл его работ под названием «Темные аллеи».Само произведение очень маленькое по объему, но писатель смог передать все настроение и чувства главных героев. Этот цикл открывает для нас неземную любовь, которую переживают главные герои.

В рассказе мы видим, как люди страдают от неразделенной любви. Автор сделал любовь, смыслом всей жизни героев.

Имен главных героев автор не раскрывает, о них совершенно нет информации. Мы знаем, что мужчина приехал в Москву, где встретил женщину всей своей жизни. Ее он хочет забрать на Кавказ. Рассказ очень тяжелый для восприятия.

Обратите внимание

Очень сильно охвачена тема любви, яркие чувства, эмоции. Бунин описывает Москву в очень серых и мрачных тонах, тем самым передает настроение наших трех героев.

На улице был дождь, серые тучи бежали по небу, улицы мрачные и невзрачные.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Главная героиня эгоистичная особа, так как изменяет своему мужу с другим мужчиной. Женщина живет в страхе, что скоро раскроются ее интриги. Она считает, что лучше умереть, чем не быть с любимым, но умирает ее муж. Он совершает самоубийство.

Но автор пишет, что герой умер физически, но не духовно, так как душа его все еще в поисках любимой. В тот день был жуткий пасмурный вечер. Главный герой ищет свою возлюбленную, на вокзале. Он боится не найти ее в этот момент, чувство тревоги играет в груди.

Он искал ее в разных городах. На белом листе у него были записаны адреса, которые она ему оставила, но, к большому сожалению он ее не находит, в голову приходит мысль, что у него больше нет жены. В этот момент погибает душа.

Они, как пара лебедей, не могут жить друг без друга, так он считал, но не она.

Автор винит в смерти мужчину героиню. Она никогда его не любила, если б любила, то не уходила к другому мужчине. А наш герой оказался слабый духом, он рано сдался. Нужно было идти до конца, найти любовника жены.

Поговорить с ним по-мужски, и в лучшем случаи выстрелить в висок ему, а не себе. Единственное что можно сказать, что герой не самолюбивая натура, он отступил, что б его любимая жила спокойно со своим любимым.

Он уберег ее от мук выбора между ними.

Подводя итог, можно сказать, что произведения «Кавказ» из цикла «Темные аллеи» Бунин Иван Алексеевич глубоко открыл тему любви. Он показал, что ни деньги с достатком важны в жизни, а важна взаимная любовь. Если будет в семье любовь — она будет жить долго и счастливо.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-bunina-kavkaz/

Сочинение тема любви в произведениях Бунина, — Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему «КТО ЛЮБИТ, ДОЛЖЕН РАЗДЕЛИТЬ УЧАСТЬ ТОГО, КОГО ОН ЛЮБИТ» по роману Булгакова Мастер и Маргарита

ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БУНИНА

Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты.

Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений.

Важно

Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа «Солнечный удар»).

И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни человека.

В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как «В августе», «Осенью», «Заря всю ночь», все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами.

И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах.

Печальное прощание с любимой завершается мечтами («В августе «): «Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…».

Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: «Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной» («Осенью»).

А в рассказе «Заря всю ночь» говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться.

Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью.

После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.

Совет

И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть «Митина любовь» (1924).

Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью.

Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной — красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству.

Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.

В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж — жена — возлюбленный («Ида», «Кавказ», «Прекраснейшая солнца»).

В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого.

В рассказе «Кавказ» женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется.

Уже здесь появляется мотив любви как «солнечного удара», ставший особой, звенящей нотой цикла «Темные аллеи».

Обратите внимание

С прозой 20- 30-х годов рассказы цикла «Темные аллеи» сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев.

В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе «Солнечный удар», то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем — к настоящей любви.

Именно так происходит с героями рассказов «Темные аллеи», «Поздний час», «Руся», «Таня», «Визитные карточки», «В одной знакомой улице». Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы.

Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда — к смерти.

Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ «Чистый понедельник» предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой.

Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением.

Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.

Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории — рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер.

Важно

Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое — своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых.

Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-tema-lyubvi-v-proizvedeniyah-bunina/

Анализ рассказа Бунина «Кавказ». Художественные особенности :

«Кавказ» — наиболее известный рассказ Бунина из тех, что входят в цикл «Темные аллеи». Произведение включено в школьную программу. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» позволяет изучить художественное мастерство писателя, создававшего удивительно поэтичную прозу.

История создания

Рассказ написан в 1937 году. На тот момент Бунин был уже человеком в летах и давно жил за границей. В основе произведения история, которая с ним приключилась в Москве, еще в конце XIX века.

У Бунина была связь с замужней женщиной, с которой он однажды из столицы ехал в Киев на поезде. На вокзале эту женщину провожал муж-офицер. Об измене своей жены он ничего не знал.

В противном случае, по мнению Бунина, вероятно, застрелился бы.

Истории о любви

Школьники делают анализ рассказа «Кавказ» Бунина в 8 классе. В действительности же, это небольшое произведение понять в столь юном возрасте могут немногие. То же самое касается и о прочих новелл, входящих в «Тёмные аллеи».

Произведения этого цикла посвящены любви. А любовь — чувство, которое имеет множество оттенков. Оно бывает эгоистичной или самоотверженной, жестокой или всепрощающей. «Темные аллеи» — сборник коротких, лаконичных, лирических историй.

Каждая из них рассказывать не только о любви, но и о целой жизни.

Именно поэтому анализ рассказ Бунина «Кавказ», как и других произведений писателя, довольно сложно сделать подросткам, по понятным причинам не имеющим жизненного опыта, и, в большинстве случаев, литературного вкуса.

Московская осень

Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», нужно в первую очередь обратить внимание на пейзаж. К описанию природы авторы обращаются нередко для раскрытия душевного состояния героев. Особенно часто этот прием использовал Иван Бунин. Для того чтобы выразить грусть, тоску он нередко прибегал, конечно, к осеннему пейзажу.

С чего следует начать анализ рассказа Бунина «Кавказ»? Пожалуй, не с характеристики героя, а с сопоставления московского пейзажа кавказскому. Герой приезжает в Москву, останавливается в гостиничном номере, затем, в течение нескольких дней, живёт от встречи до встречи с любимой. Они планируют вместе отправиться на юг и пребывают в предвкушении скорого счастья.

Она замужем. Муж — офицер, который, возможно, догадывается о ее измене. Женщина, ее имени автор не называет, говорит однажды своему возлюбленному: «он не остановится ни перед чем». Всё это автор обрамляет сумрачным, серым осенним пейзажем.

В Москве идут холодные дожди, похоже, что лето уже не вернётся. На вокзал главный герой отправляется «тёмным, отвратительным вечером». Его сердце замирает от тревоги — он боится, что в последний момент его возлюбленную строгий муж не отпустит.

Серый, неприглядный пейзаж здесь полностью соответствует душевному состоянию влюблённых. Они томятся, им тяжело в Москве. Они мечтают поскорее покинуть этот мрачный город. Пугает их, конечно, не ненастье, а ревнивый офицер, который, в этом уверена героиня, узнав об измене, убьет своего соперника.

Читайте также:  Слово о полку игореве - анализ произведения

Кавказ

Если изображению Москвы автор уделяет всего два абзаца, то на кавказский пейзаж не скупится. Здесь есть и яркие краски, и метафоры, и удивительные описания растительного и животного мира.

Это непременно следует подчеркнуть при художественном анализе произведения «Кавказ». Бунин, к слову сказать, ни в Геленджике, ни в Сочи никогда не был.

Но о Кавказе рассказывает так подробно и с таким чувством, словно провел здесь лучшие годы.

Совет

На юге она отправила своему мужу несколько открыток: написала, что не знает, где остановится: то ли в Гаграх, то ли в Геленджике, то ли в Сочи. У них в запасе было всего три недели. По утрам они отправлялись на берег моря, который почти всегда был пустынным. Купались, лежали на солнце. Затем на веранде пили белое вино, ели рыбу, орехи и фрукты.

Все эти подробности лишь на первый взгляд могут показаться неважными. На самом деле это детали кавказского пейзажа, символизирующего временное, но абсолютное счастье героев.

Вдали от Москвы, ревнивого и самолюбивого офицера, они не испытывают страха, тревоги.

Правда, время от времени она вдруг начинает плакать, вспомнив о том, что совсем скоро придется возвращаться в опостылевший дом, к нелюбимому мужу.

Пришло время рассказать о третьем персонаже. Кто он — этот муж-ревнивец? Так ли самолюбив и жесток, как утверждает его жена?

Ревнивый офицер: характеристика

«Кавказ» Бунина — небольшая история любви с трагическим концом. Молодая женщина уезжает на юг. На вокзале ее тайно ожидает возлюбленный, холодея от страха. Поезд отправляется, они наконец-то вместе. На Кавказе она вспоминает о муже, и мысли о нём вызывают неприятные чувства. Ни жалость, ни укоры совести, ни чувство вины — только страх и неприязнь.

Однажды муж сказал, что не остановится ни перед чем. Но это была отнюдь не угроза. Он искал ее в Геленджике, Сочи, Гаграх.

Не обнаружив, понял, что жена его обманывает, но искать ее и мстить сопернику не стал. В одной из гостиниц офицер провел целый день: купался, пил шампанское, курил сигары. А к вечеру застрелился.

Такова история человека, который однажды понял, что нелюбим, обманут и предан.

Источник: https://www.syl.ru/article/349564/analiz-rasskaza-bunina-kavkaz-hudojestvennyie-osobennosti

Открытый урок по литературе 8 класс Рассказ Бунина ,,Кавказ»

Урок литературы в 8 классе Тема:»Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика»

Цели и задачи урока:

развивающая:

формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь:понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Оборудование: учебник, высказывание И.Бунина, портреты И.Бунина,  персональный компьютер, мультимедийный проектор; презентация.

Ход урока

  1. Активизация знаний учащихся.
    – Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? ( А.П.Чехов ,, О любви») Прослущайте:

Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всем старо ты или ново, 

Томленье духа ты иль благодать?

— Какой темойобъединены эти строчки и рассказ А.П.Чехова? (Темой любви)

II. Tема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчествеИвана Алексеевича Бунина. Тема уроказвучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Запись даты и темы в тетрадь.

Слово учителя (чтение)

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эти слова из книги«Тёмные аллеи» могли бы повторить все «герои – любовники» у Бунина.  При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут.

Слова И.Бунина послужат эпиграфом к нашему уроку:

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

И.Бунин

(Запись эпиграфа в тетрадь)

— Бунин всю жизнь разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить)

– Как вы думаете,  любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье?

– Используя слова СЧАСТЬЕ и ЛЮБОВЬ и знак препинания ТИРЕ, составьте свою формулу любви. (Любовь – счастье, счастье – любовь). Запись в тетрадь и пояснение.

III.  – Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради. (В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви. (слайд- «Цели и задачи»)

IV. Слово о писателе ( презентация). Рассматривание портретов И.Бунина

Как вы думаете, в какой период жизни писателя сделаны эти фотографии? – (ОБРАТИТЬ внимание на последнюю, где в глазах Бунина слёзы)

Выступление подготовившихся учеников

1) Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

Детство Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера.

2) В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, оставляет её. Дальнейшее образование ему даёт старший брат – Юлий . Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

Обратите внимание

Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов. Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”.

Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, с гордостью носил звание почетного академика Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии.

3) За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко.

Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, в Крыму был 6 раз, неоднократно навещал в Ялте А.П.Чехова, с которым был дружен. Много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.

4) Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. тоска по Родине терзала его неотступно. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение.

За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем.

5) Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь:

–  первая любовь к Варваре Владимировне Пащенко длилась 5 лет, но не закончилась браком, потому что родители невесты были против этого союза,

– женитьба на гречанке Анне Николаевне Цакне, рождение сына. Вскоре брак распался, а любимый сын Коленька умер в возрасте 5 лет от скарлатины. У Бунина детей больше никогда не было. С фотографией сына он не расставался до конца своих дней,

– Вера Николаевна Муромцева стала верным и преданным другом до конца его дней.

Иван Алексеевич Бунин не принял Октябрьскую революцию и 1920 году вместе с женой он навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной. 33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сен – Женевьев — де — Буа. Французы называют его РУССКИМ кладбищем

Слово учителя — Возврат к фото: как вы думаете, почему в глазах немолодого уже писателя стоят слёзы? – ответы учащихся.

– Знакомо ли вам слово НОСТАЛЬГИЯ? – Тоска по родине.

https://www.youtube.com/watch?v=1hNMs0idpF4

Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.

Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

V. Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.)

— Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). – Летом- подтверждение текстом. Слайды – Москва, Арбат начала 20 века.

— Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)— Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)

— Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.

— Перескажите сжато сюжет рассказа.

— В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастьев любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

— В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)

— Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)

Слово учителя — Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа». К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».

— Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.

– Предлагаю такие эпизоды (учитель указывает страницы и абзацы):

1 ряд — Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда»

2ряд — Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света»

3 ряд -Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна»

– Задания(на слайде): Найдите и выпишите слова, которые выражают: 1пара — цвет, свет, 2 пара пространство, 3 пара- настроение и ощущения героев, 4 пара—звуки (на общую работу вам 5 минут )

Беседа (зачитывание ответов с примерами)

– Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка?

– Вот что у нас получилось.Слайд с таблицей

ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки — от глухих до сильных, выразительных.

Художественно-выразительные средства в рассказе.

Важно

Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1ряд — эпитеты, 2 ряд – метафоры, 3 ряд – сравнения; время работы 3-5 минут)

– Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения.

— Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна)

Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь )

ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен.

 По части красок и звуков, “всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков.

— Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.

— Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть… Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос)

— Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф)

(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

— Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал. Да, он глубоко несчастный человек, потерял цель и смысл жизни) Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом. Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.

— Почему же все-таки герои – муж и жена — не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?

Слово учителя

Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).

Читайте также:  Сочинение город санкт-петербург

— Мог ли он поступить иначе? (Дворянин, офицер должен был смыть позор кровью своей или противника)

— Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека)

— Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?

Эпизоды рассказа Описания природы Чувства и настроение героев
Вечер в Москве перед отъездом на юг. Холод, дождь, грязь, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер. Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности…
Место, которое нашли герои для отдыха. Солнечно, душно; место первобытное… цветущий кустарник; горячее солнце, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря… имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно… Природа как райский сад, герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье.Но: слёзы, потому что ещё две-три недели — и опять Москва!
Ночь на Кавказе. Громоздились… удивительные облака; пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды; НО: страшные тучи, злобная буря; чернота лесов; удары грома… Тревога, приближение беды

— Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

— Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно.

Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

( Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?)

Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее — реальность, грозящая катастрофой.

— Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).

Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)

— Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)

— В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,,После бала») — На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему?

VI. Вывод урока.

— Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль)

VI. Итоговое слово учителя.

Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного.

Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение ,,Бунин и я. Что нового открыл для себя?»

VII. Рефлексия.

– Оцените свою работу( сделал, умею, научился) и работу класса (активно, быстро, правильно) на уроке символическим сердцем – очень понравилось, овалом — понравилось, треугольником – понравилось, не все, можно улучшить работу, ответы) Комментарий учителя.

Дополнительный материал к уроку

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-litieraturie-8-klass-rasskaz-buni.html

Урок по литературе Тема любви в произведениях А. П. Чехова «О любви», И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени»

Моделирование

Урок по литературе

Тема любви в произведениях А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени».

Класс – 8. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, — М.: Просвещение, 2010.

Учебник — Полухина В.П. Литература.: 6 кл.,Учебник, в 2-х частях, Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009

Тип урока – комбинированный (усвоения навыков и умений анализировать произведение, сравнивать и сопоставлять; подготовить к написанию сочинения-рассуждения).

Форма урока – моделирование

Место урока в учебной программе

Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».

Система уроков

Тематическое содержание урока Кол-во часов
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа. 1
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. 1
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». 1
Р/Р. Подготовка к сочинению — рассуждению»Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

Цели урока -познакомить с рассказом «Куст сирени», подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: «Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

— развивать навыки грамотной речи; развивать умение анализировать, сравнивать и сопоставлять,- воспитывать стремление к взаимопониманию и согласию.

Оборудование: проектор, компьютер, у учащихся лист бумаги и карандаши для создания модели.

Технологии:

  • моделирование,
  • работа в малых группах,
  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «любовь».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Эпиграф к уроку:

«Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить,и все же она у тебя остаётся».Л.Н. Толстой

Слайд 1

I. Организационный этап.

Слайд 2

II. Проверка домашнего задания.

Сравнить рассказ И. А. Бунина «Кавказ» с рассказом А. П. Чехова «О любви». Прослушать ответы (2-3) учащихся, завершить ответы можно ознакомлением школьников с размышлением литературоведа В. И. Коровина об этом рассказе:

      «Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А. П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны.

В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни.

Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом.

Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался о ее измене, свел счеты с жизнью.

Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни.

И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

Слайд 3

III. Определение цели урока, формулировка учебных задач.

Цель урока— подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: «Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

Задачи:

  • познакомиться с рассказом «Куст сирени»
  • проследить истории семей (по рассказам «О любви», «Куст сирени», «Кавказ»);
  • сравнить и проанализировать особенности взаимоотношений героев;
  • собрать материал (создать модель) к написанию сочинения

Слайд 4

IV. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с фактами биографии писателя.

Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви, вечного, чистого и светлого начала, способного облагородить душу любящего человека Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии.  В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно «средний» русский интеллигент — труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени».

Слайд 5

Рассказ читает учитель (или аудио чтение), учащиеся следят по тексту 

2. Вопросы на читательское восприятие, аналитическая беседа.

Учитель: Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

Ученик: Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

Учитель: В чём особенность отношений героев?

Ученик: Алмазов говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче, срывает злость на Вере. Но Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы. Она очень любит своего мужа и готова ему помочь.

Учитель: Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

Ученик: Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.

Учитель: Проследите по тексту, как поведение Веры влияет на поведение его мужа?

Ученик: Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа.

С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа.

Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.

Под воздействием жены он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены

Учитель: В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

Ученик: Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.

Учитель: Чем же заканчивается эта история?

Учитель: Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

Ученик: Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.

3. Работа с эпиграфом.

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Толстого? Как мысли Л. Толстого отражены в рассказе?

Ученик: Герои отдают любовь друг другу и получают её друг от друга. Они оба счастливы. Трудности только сблизили их.

Слайд 6

Учитель: Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Ученик: Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.

Слайд 7

V Составление кластера со словом ЛЮБОВЬ (Ассоциации со словом «Любовь»)

Слайд 8

VI Моделирование

Сравнение рассказа с произведениями Чехова «О любви», Бунина «Кавказ».

Совет

Опираясь на составленный кластер, учащиеся работают над сравнительной моделью произведений. Учащиеся работают в малых группах. Делают краткие записи.

Пример полученной модели:

Какая бывает любовь?

Куприн «Куст сирени»

Любовь способна

облагородить душу любящего человека.

Герои жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.
Герои отдают

любовь друг другу и

получают её друг от друга.

Любовь — умение проникать в душу любимого человека,

стремление сделать другого счастливым.

Что такое любовь? Какая бывает любовь?

Бунин «Кавказ».

Любовь – это необыкновенная сила.

Любовь часто приносит страдание и боль.

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена

«Украденная» любовь

Счастье одного может привести к трагедии другого.

Чехов «О любви»

Мечты о счастье вдребезги разбиваются о тусклую и неинтересную повседневность

VIIЗащита модели (Выступления учащихся)

VIIIРефлексия. Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.Любовная тема стала одной из центральных в творчестве Бунина, Чехова и Куприна, и каждый из них попытался разобраться в ее морально-этических и нравственных проблемах. Самое ценное в жизни человека  любовь, семья, дружба. Это  главные составляющие счастья человеческого. И дома вам нужно написать сочинение – рассуждение на тему: «Любовь в произведениях русских писателей» (по рассказам И.Бунина «Кавказ», А.Куприна «Куст сирени», А.Чехова «О любви»)

Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).

XI. Подведение итогов. Комментирование оценок

Источник: http://100-bal.ru/literatura/30950/index.html

Ссылка на основную публикацию