Сочинение маменька в повести толстого детство (образ мамы)

Образ и характеристика Мамы (Маменьки) в повести Детство Толстого сочинение

Произведения Льва Николаевича Толстова знакомы нам еще со школьных времен. Особенное впечатление на душе после прочтения оставляет повесть Детство, которое является частью его большого романа и написанное в 1952 году. Эта повесть олицетворяет определенный этап жизни героя.

Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева, так как чистота души и поступков матери всегда влияют на становлении человека как личности. Она на протяжении всего жизненного периода является опорой и стимулом для достижения поставленных целей. Все воспоминания о матери автор представляет в самых нежных и искренних чувствах.

Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.

Обратите внимание

Весь образ маменьки очень нежен и чуток. Перед нами любящая мать, которая отражает саму мать нашего писателя княжна Наталья Николаевна. По произведениям Толстого мы понимаем, что она была как ангел с чистой улыбкой и искренними глазами. Каждое утро Николенька спускался, чтобы поздороваться со своей матерью, ведь для него не было более доброго и любимого человека во всем мире.

Отца своего мальчик тоже любил и при этом он был авторитетом и человеком для подражания. Мать Николеньки была отзывчивой и всегда помогала нуждающимся. Ее любимыми занятиями, помимо воспитания, была игра на рояле и вышивала чудесные полотна. Семейная жизнь была не такой счастливой как нам кажется, так как ее брак был несчастен.

Она прощала мужа во всех провинностях, потому что любила его.

Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство.

На все протяжении жизни он с огромной благодарностью и любовь вспоминает свою мать. Помнит ее голос, глаза и крепкие душевные объятия.

Такой образ матери заставляет нас улыбаться, ведь дети таких матерей в жизни добиваются многого, поэтому будучи матерью и отцом не стоит забывать о своих человеческих качествах.

Сочинение Мать в повести Детство

Для большинства людей мама — это самый дорогой и любимый человек. Лишь только мать способна дарить своему дитя искреннюю, неподкупную, настоящую любовь. Образ матери в бессмертной повести «Детство» — это яркий пример истинной любви женщины к своему ребенку.

Л.Н.Толстой описывает идеальный образ матери, которая души не чает в своем чаде. Центральный персонаж произведения — Николенька, вспоминает о маме только хорошее. В памяти мальчика мама предстает доброй, любящяей, отзывчивой. Для героя время, проведенное с мамой является самым светлым и ярким периодом в жизни.

Голос мамы — самый приятный из всех, что он когда-либо слышал. Этот голос Николенька не перепутает ни с одним другим и не услышит более нигде. Ласковый взгляд матери наполнен заботой и любовью, чудесные руки нежны и приятны.

Важно

Даже в своих сновиденьях герой с необычайной легкостью угадывал присутствие мамы: он узнавал её по одному лишь прикосновению, хватал за руку и крепко прижимал ее к своим губам.

Мать называла Николеньку исключительно «моя душечка», «мой ангел» и другими не менее приятными и ласковыми словами. В доме, где жили Николенька и его мама, часто бывали гости, которые долгое время беседовали в гостиной. Мальчик частенько засыпал под разговоры, тогда мать, проводив гостей, подходила к своему дитя и потихоньку гладила по волосам. Она «изливала всю свою любовь и нежность».

Автор подчеркивает, что матери очень хочелось, чтобы в памяти своих детей она осталась самым любимым человеком. В одном из эпизодов повести Николенька в очередной раз признается маме в любви, мать некоторое время молчит и потом говорит сыну, чтобы он любил её вечно, даже если её не будет в живых. Николенька часто обращается с молитвами к богу, в которых просит защиты для своих родных.

Мать старалась, чтобы её дети выросли разносторонними личностями. Она поспособствовала тому, чтобы дети усердно учились, играли на фортепиано, много читали, осваивали танцевальные па.

Стоит отметить, что мать трепетно относилась не только к своим детям, но и к няне своих детей, а также экономке Наталье Савишне.

Последней, за искренний и добросовестный труд мать дает вольную, что говорит о её справедливости и человечности.

Образ Натальи Николаевны в произведении Толстого «Детство» — это олицетворение материнской любви, заботы и нежности.

Вариант 3

Одним из персонажем произведения является образ матери главного героя повести, который возникает из детских воспоминаний Николеньки.

Матушка Николеньки, Наталья Николаевна представляется писателем в качестве доброй, робкой, уступчивой женщины, часто улыбающейся грустно и очаровательно.

Женщина является образованным человеком, обладающим прекрасными знаниями немецкого языка, которому она учит своих детей.

Совет

Кроме того, Наталья Николаевна великолепно музицирует на фортепиано, попутно обучая игре на инструменте детей, а в свободное время вышивает изысканные изделия.

Мать Николеньки испытывает трепетную любовь к мужу, выражающуюся в ее слепой вере и постоянном прощении, даже крупных карточных проигрышей. Сын, вспоминая поведение маменьки, предполагает, что она не чувствует в браке заботу, любовь и понимание мужа, но сознательно скрывает это от окружающих, в том числе и детей, желая остаться навсегда в их сердцах счастливой женщиной.

Образ матушки характеризуется нежностью, чуткостью, теплотой, лаской, несмотря на непростую и недолгую ее жизнь. Наталья Николаевна отличается отзывчивостью, состраданием, милосердием, постоянно помогая обездоленным и нуждающимся.  Женщина трепетно относится к своей престарелой няни, которой перед смертью отписывает вольную.

В детских воспоминаниях Николеньки матушка предстает в образе человека душевной теплоты и чистоты, светлые и яркие впечатления от которого остается у сына на всю его жизнь.

Наталья Николаевна при жизни стремится разносторонне развивать собственных детей, обучая их не только грамоте и языкам, но и прививая им любовь к искусству.

Единственным желанием женщины является ее мечта о сохранении материнской любви в сердцах ее детей.

 Наталья Николаевна уходит из жизни в молодом возрасте от настигнутой ею болезни, скончавшись в нечеловеческих муках в то время, когда Николеньке исполняется десять лет.

Однако несмотря на малолетний возраст, воспоминания сына о матери не ослабевают в его душе, она является для него символом любви, нежности, доброты и отзывчивости, освещая своей материнской теплой улыбкой жизненный путь Николеньки.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/obraz-i-harakteristika-mamy-mamenki-v-povesti-detstvo

Образ и характеристика матери в повести «Детство» Толстого: описание внешности и характера, портрет героини

Мать Николеньки, Наталья Николаевна.Художник К. Клементьева

Мать главного героя Николеньки является одной из второстепенных героинь в повести «Детство» Толстого.

Мать Николеньки зовут Натальей Николаевной. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика матери в повести «Детство» Толстого: описание внешности и характера героини, ее портрет в цитатах.


Смотрите: 

Краткое содержание повести
Все материалы по повести «Детство»
Имя матери Николеньки — Наталья Николаевна:  «…Вы меня извините, Наталья Николаевна?..»

Внешность Натальи Николаевны:

«…выглянешь в ту сторону, видишь черную головку матушки…» «…мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал…» «…своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам…» «…Ветер поднимал голубенькую косыночку, которою была повязана ее голова…»

Наталья Николаевна по происхождению княжна:

«…старого барина — вашего дедушку, вечная память, князя Николая Михайловича…»

Наталья Николаевна — очень добрый человек, настоящий ангел:

«…Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит…» «…Он затем и взял ее, что она достойна была, а ему добрых и там нужно…» «…Да кого она и не любила, правду сказать! Да, батюшка, вашу маменьку вам забывать нельзя; это не человек был, а ангел небесный…»

Наталья Николаевна — очень ласковая мать. Она часто ласкает Николеньку:

«…которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал…» «…Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь…» «…Она еще нежнее целует меня…»

Николенька тоже очень любит мать:

«…Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!..» «…голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга…»

У Натальи Николаевны прекрасная улыбка:

«…Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело…» «…Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову…»

Наталья Николаевна — робкая и уступчивая женщина. Муж не прислушивается к ее мнению:

«…да что она?.. ее воля в этом доме все равно, что вот это, — при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи…»

Наталья Николаевна помогает бродягам, юродивым и т.д. Они пускает их в дом, кормит и т.д.:

«…я имел случай изучить эту породу людей — их столько к тебе ходит, — все на один покрой. Вечно одна и та же история…»

Наталья Николаевна знает в совершенстве немецкий язык. Она часто говорит с детьми на немецком языке:

«…Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве…»

Наталья Николаевна на досуге занимается вышивкой:

«…встала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна…»

Наталья Николаевна любит играть на рояле:

«…Maman села за рояль…» «…Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы…» «…после чаю села играть с Любочкой в четыре руки…»

Наталья Николаевна обучалась музыке у композитора Джона Филда. Его учениками обычно были богатые люди:

«…Maman играла второй концерт Фильда — своего учителя…»

Муж обманывает Наталью Николаевну, но она ему слепо верит:

«…мне кажется, что все это отговорки, для того только, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам, по обедам и бог знает что делать; а она ничего не подозревает. Вы знаете, какая это ангельская доброта — она ему во всем верит. Он уверил ее, что детей нужно везти в Москву, а ей одной, с глупой гувернанткой, оставаться в деревне, — она поверила…»

Наталья Николаевна любит мужа и всегда скучает по нему:

«…несмотря на всю ее доброту, любовь к нему…» «…поезжай и возвращайся поскорее. Нам всем без тебя так скучно!..»

Наталья Николаевна прощает мужу его крупные проигрыши в карты:

«…я догадываюсь: верно, ты проиграл очень много, и нисколько, божусь тебе, не огорчаюсь этим; поэтому, если только дело это можно поправить, пожалуйста, много не думай о нем и не мучь себя напрасно…» «…Прощай же, милый друг, не беспокойся, пожалуйста, ни о моей болезни, ни о своем проигрыше…»

Наталья Николаевна боится, что однажды муж все проиграет и оставит семью в нищете:

«…До сих пор господь исполнял мою молитву: ты не переходил одной черты, после которой мы должны будем или жертвовать состоянием, которое принадлежит уже не нам, а нашим детям, или… и подумать страшно, а ужасное несчастие это всегда угрожает нам. Да, это тяжелый крест, который послал нам обоим господь!..»

Вероятно, Наталья Николаевна несчастлива с мужем, но скрывает это:

«…я часто думаю, что он не может ни ценить, ни понимать ее и что, несмотря на всю ее доброту, любовь к нему и старание скрыть свое горе — я очень хорошо знаю это, — она не может быть с ним счастлива…»

Старушка-служанка Наталья Савишна очень любит Наталью Николаевну:

«…с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила ее любви…» «…Да, мой батюшка, давно ли, кажется, я ее еще нянчила, пеленала и она меня Нашей называла. Бывало, прибежит ко мне, обхватит ручонками и начнет целовать и приговаривать…» «…уж так любить, как я ее любила, никого не любила, да и не могу любить…»

Читайте также:  Сочинение мой дом моя крепость рассуждение

Наталья Николаевна очень любит свою старую няню Наталью Савишну:

«…И любила же она меня, покойница!..»

Наталья Николаевна скоропостижно умирает, когда Николеньке всего 10 лет:

«…Maman скончалась в ужасных страданиях…»Это был цитатный образ и характеристика матери Николеньки, Натальи Николаевны, в повести «Детство» Толстого: описание внешности и характера героини, ее портрет в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести «Детство»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/mat-detstvo-tolstoj-obraz-harakteristika.html

Женские образы в духовном развитии героя в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Биюрганская основная общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района РТ

Женские образы в духовном развитии героя

 в повести Л.Н.Толстого

 «Детство»

Выполнила:

обучающаяся 9 класса

Халимова Гульнара Р.

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

 Маннанова Рафиня Фанировна

д. Биюрган

2013 г.

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность». Повесть «Детство» о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни.

Она была напечатана в самом передовом  журнале того времени- в «Современнике» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Редактор этого журнала великий поэт Н.А.

Некрасов отметил, что  у автора повести есть талант, что повесть отличается  простотой  и правдивостью содержания.

Обратите внимание

 Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Автобиография — повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Многие действующие лица повести напоминают людей, окружавших  Толстого в детстве.

Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы.

То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Толстой подробно описывает чувства ребёнка.

Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.

        Центральным образом является образ Николеньки Иртеньева. Николенька  добр, любит мать, привязан к слугам.

В первой своей повести «Детство» Л.Н. Толстой сделал открытие, которое потом принял навсегда: он пишет маленькими главами- каждая глава имеет своих действующих лиц, свою законченную историю и обычно новое место действия.

С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком.

В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Родные и близкие Николеньки жили в довольстве и даже в роскоши за счет трудов крепостных крестьян, которые обрабатывали земли в имениях своих господ и обеспечивали их всем необходимым. Николеньку воспитывали в убеждении, что он — барин, господин.

Важно

Слуги и крестьяне почтительно называют его, маленького мальчика, по имени отчеству — ведь он сын их господина и будет владеть ими, когда вырастет. Даже старая заслуженная экономка, которая пользовалась почетом в доме, которую любил Николенька, не смеет, по его мнению, не только наказывать его за шалость, но и сказать ему «ты».

Николенька с детства знает, что он не ровня не только дворовым мальчикам, но и любым детям из небогатых семей.

Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования.

Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы «мне» и «нам» было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона. Но в то же время Толстой дает почувствовать, что в действительности этот мир полон неблагополучия, горя и страдания.

Я хочу остановиться   именно на моментах, связанных с потерями в жизни маленького героя.        

В душе  Николеньки сохранились воспоминания. Он задается вопросом : неужели провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?.. О ком же эти сожаления?

Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою — маленькому Николеньке Иртеньеву? Это «её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»; когда матушка улыбалась, вся преображалась, и её лицо становилось просто прекрасным; семейная, тёплая, дружественная атмосфера, царившая в доме Иртеньевых за завтраком, которую формировала  матушка. Внешность матери Николеньки показана в повести менее конкретно по сравнению с внешностью отца. Мы не можем представить себе ее лица, ее одежду, походку. Толстой в какой-то степени передал с помощью этого образа свои собственные воспоминания о матери. Но зато внутренний мир матери Николеньки раскрыт с большой глубиной. Ее горячая любовь к детям, к мужу, ее нежность к ним, доброе ласковое отношение к окружающим, к слугам создают трогательный, идеальный образ женщины и матери.

Чувство, которое мальчик испытал при отъезде из деревни в Москву, описано в следующих выражениях: «Мне стало очень, очень жалко оставить maman; вместе с тем мысль, что мы стали большие и что я могу утешить maman, приятно пощекотала мое тщеславие». Такие же сложные чувства испытал мальчик и при известии о смерти матери.

«Меня занимало и как-то доставляло удовольствие, что я плачу о maman, что я — чувствительный ребенок» Такие же тщеславные мысли приходят ему в голову и на похоронах матери.

Совет

То он беспокоится о том, что дьячок может принять его за бесчувственного мальчика; то ему неприятно, что дворовые девушки плачут об умершей барыне так же, как и он, «и что нет мне никакого средства показать им, что я огорчен больше всех их»

Описание смерти матери — одно из тех двух мест во всей повести, которые переходят нетронутыми из первой редакции во вторую. ( Автор несколько раз переписывал повесть) К изображению обстоятельств смерти матери прибавляется лишь описание того, как эта смерть подействовала на окружающих. Психологический анализ молодого Толстого становится здесь беспощадным.

Рассказчик вспоминает свои собственные переживания во время похорон матери: как он впал в почти бессознательное состояние, и как только эти «две минуты» и представляются ему теперь, когда он вспоминает все пережитое, «настоящим горем».

«Не испытывая исключительно одного чувства горести, я старался скрывать другие чувства — не столько от других, сколько от самого себя, — мне хотелось думать, что я ничего, кроме этой горести, в первые дни чувствовать не могу, и от этого самое чувство было натянуто, неестественно: эгоистическое чувство, которое больше всех других заглушало во мне чувство исключительной печали, было наслаждение, которое я испытывал, зная, что я несчастлив, — я старался убедить себя, что это несчастие еще больше, чем оно действительно было».

Не исключена возможность того, что Толстой до известной степени описывает здесь свои собственные переживания во время похорон отца.

Особое место среди лиц, изображенных в повести «Детство», занимает Наталья Савишна. Она отчасти напоминает Прасковью Исаевну — экономку в яснополянском доме Толстых.

С большой любовью и симпатией рассказывает Толстой о Наталье Савишне. Простая крестьянка, она по своим моральным качествам стоит выше дворян.

На Николеньку Наталья Савишна оказывает такое же благотворное влияние, как и его мать.

В последней главе повести, посвященной описанию последних дней и смерти Натальи Савишны, Толстой, как бы предвидя возражения против идеализации им этого образа, — возражения, состоящие в том, что эта суеверная женщина, ставившая себе в жизни одну только цель — всеми силами охранять барское добро от возможных хищений и растраты, не заслуживает такой высокой оценки, какую дает ей автор, — как бы предвидя эти возражения, делает оговорку: «Что ж! ежели ее верования могли бы быть возвышеннее, ее жизнь направлена к более высокой цели, разве эта чистая душа от этого меньше достойна любви и удивления? Она совершила лучшее и величайшее дело в этой жизни — она умерла без сожаления и страха. Какое же нам дело до ее привычки и верования? Довольно того, что она умерла прекрасно». И, решительно отвергая возможные возражения относительно идеализации им образа Натальи Савишны, Толстой восклицает: «Боже великий! Пошли мне такие же мелочные заботы, такое же суеверие, такие же заблуждения и такую же смерть».

Обратите внимание

Автор заканчивает свое повествование рассказом о том, что, бывая на кладбище, где Наталья Савишна похоронена недалеко от часовни, которая стоит на могиле матушки, он никогда не забывает положить земной поклон на ее могиле.

Иногда ему приходит мысль, что он никогда уже не встретит в жизни «такой нежной любящей души».

«И несмотря на то, что прихожане с удивлением смотрят на меня, я молча останавливаюсь около черной решетки, и горькие слезы капают из моих глаз».

В конце своего выступления хочу привести отрывок из последнего письма матери «Душа моя не может существовать без любви к вам: а я знаю, что она будет существовать вечно, уже по одному тому, что такое чувство, как моя любовь, не могло бы возникнуть, если бы оно должно было когда-нибудь прекратиться. 

Меня не будет с вами; но я твердо уверена, что любовь моя никогда не оставит вас, и эта мысль так отрадна для моего сердца, что я спокойно и без страха ожидаю приближающейся смерти…»

Литература:

  1. К.Н. Ломунов . Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М.: “Детская литература” 1984
  2. Толстой Л.Н. Путь жизни.- Волгоград: Республика, 1993.
  3. Толстой Л.Н. Детство /Вступ. Ст. А. Поповкина. – М.:Детгиз,1957.

.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/02/09/zhenskie-obrazy-v-dukhovnom-razvitii-geroya-v-povesti

Образ Николеньки в повести Толстого “Детство”

Светлыми, поэтическими красками рисует Толстой детство Николеньки. Его душа открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы они еще ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы.

Вступая в отроческие годы, Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости найти способ исправить людские пороки и, прежде всего, исправить самого себя.

Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.

Значительную Часть повести “Юность” Толстой написал на четвертом бастионе в Севастополе, пользуясь редкими часами затишья, когда смолкала орудийная канонада. В этой повести описаны студенческие годы Иртеньева, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из кругов, близких к народу.

В трилогии Толстой выступил против “пагубных, ложных понятий”, привитых его герою воспитанием и обществом.

Нужно, однако, заметить, что пи в раннюю пору творчества и яи позже из-под пера Толстого не появлялись произведения, которые были бы полностью автобиографическими, хотя почти в каждое из них оп вносил то, что связано было так или иначе с его личным опытом, прошло “через его сердце”.

Автор Севастопольских рассказов и трилогии проявил себя глубоким и тонким мастером психологического анализа. Эту сторону его таланта оценил Н. Г.

Важно

Чернышевский, указавший на исключительную способность Толстого изображать “диалектику души”, передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека.

В отзыве о первых произведениях Толстого Чернышевский указал также на то, что писателю присуща “непосредственная чистота чувства”. Он предсказывал, что эти черты таланта молодого автора разовьются еще более в его последующих произведениях.

В ноябре 1855 года, после того как русские войска оставили Севастополь, Толстой приехал в Петербург, где как равный был встречен самыми выдающимися писателями.

Он знакомится с Некрасовым, Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским и другими литераторами, объединившимися вокруг журнала “Современник”.

Молодой автор от души радовался теплому приему, которым его удостоили знаменитые писатели. О первой встрече с Тургеневым он писал сестре Марии Николаевне 20 ноября 1855 года: “Мы с ним сейчас же изо всех сил расцеловались.

Он очень хороший. С ним вместе поехали к Некрасову, у которого обедали и до 8 часов сидели и играли в шахматы… Нынче я перееду к нему (к Тургеневу.).

Он очень просит, и мне хочется, но боюсь, что мы будем мешать друг другу, однако попробуем”.

Совет

Соглашение Подписали Тургенев, Толстой, Островский и Григорович. Однако вскоре между ними возникли разногласия из-за несходства взглядов, и в “Современнике” начался разлад. Он был вызван обострением обстановки в стране накануне падения крепостного права.

Постепенно разлад этот углубился и привел к выходу из “Современника” Тургенева, Гончарова, Григоровича, примеру которых в 1858 году последовал молодой Толстой. “Обязательное соглашение” было расторгнуто.

Между революционными демократами, во главе которых стоял Чернышевский, и писателями-либералами, лидером которых был А. В. Дружинин, развернулась борьба за Толстого. Не приняв программы революционных демократов, Толстой, однако же, не присоединился ни к либералам, ни к славянофилам, с лидерами которых А. С.

Хомяковым и другими он вел тогда острые споры при каждой встрече с ними. Не примкнув ни к одной из группировок, он стремился найти свой путь в жизни и литературе.

С отроческих лет Толстой не переносил ни малейшей опеки над своим внутренним духовным миром.

В этом раньше других его петербургских знакомых пришлось убедиться Тургеневу, пытавшемуся на правах старшего по возрасту повлиять на образ мыслей и даже на образ жизни молодого Толстого.

Между ними все чаще вспыхивали споры и ссоры, казалось бы, по самым незначительным поводам, за которыми в ту пору еще только угадывались серьезные идейные разногласия.

В молодости Толстой, как уже говорилось, нередко бывал очень несдержан и резок в выражении своих чувств и мнений. Относившийся к нему с большой симпатией Д. В. Григорович рассказывает: “Какое бы мнение ни высказывалось и чем авторитетнее казался ему собеседник, тем настойчивее подзадоривало его высказать противоположное и начать резаться на словах.

Обратите внимание

Как было уже сказано, по первым произведениям молодого Толстого наиболее проницательные из его современников увидели, что в литературу пришел талант исключительный, и предрекали ему большое будущее.

Познакомившись с повестью Толстого “Отрочество”, Тургенев писал друзьям: “Вот, наконец, преемник Гоголя – нисколько на него не похожий, как оно и следовало” .

Тогда же Тургенев написал сестре Толстого, Марии Николаевне, о впечатлении, которое произвело “Отрочество” на читающее общество: “Лев Николаевич стал во мнении всех в ряду наших лучших писателей – и теперь остается ему написать еще такую же вещь, чтобы занять первое место, которое и принадлежит ему по праву – и ждет его”. И не один Тургенев говорил в ту пору, что именно молодому Толстому надлежит вскоре занять патриарший престол русской литературы, опустевший со смертью Гоголя.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ Николеньки в повести Толстого “Детство”

Другие сочинения по теме:

  1. Мои впечатления от повести Толстого “Детство” Л. Н. Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жизнь…
  2. Образ Натальи Савишны в трилогии Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Николенька Иртеньев, со всеми его достоинствами и недостатками, стал главной фигурой повествования, потому что в нем живет способность нравственного суда…
  3. Художественный мир повести “Детство” Повесть “Детство” – начальная часть романа “Четыре эпохи развития”, задуманного летом 1850 г. “Детство”, эпоха первая, было закончено летом 1852…
  4. Школьное сочинение по повести “Детство Никиты” Сочинение по произведению Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”. Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” (“Повесть о многих превосходных вещах” –…
  5. Пересказ трилогии Толстого роман “Детство” 12 августа 18.. г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После…
  6. Идейный смысл повести Толстого “Казаки” В “Казаках” писатель сделал первую попытку соединить эпическое повествование о народной жизни с романом, в центре которого типичный толстовский рефлектирующий…
  7. Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Война и мир Толстой Л. Н Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Неправда, что у человека нет души. Она есть, и…
  8. Образ “Високого неба”; у романі Л. Н. Толстого “Війна й мир” Твір по літературі: Образ Високого неба в романі Л. Н. Толстого Війна й мир Неправда, що в людини немає душі….
  9. Сюжет, герої, проблематика розповіді або повести Л. Н. Толстого Твір по літературі: Сюжет, герої, проблематика розповіді або повести Л. Н. Толстого Використовувати два добутки Товстого Розповідь “Поликушка” малює події…
  10. Сочинение по повести Толстого “Xаджи-Мурат” В период подготовки первой русской революции Толстой все острее и острее ощущал кричащие противоречия между обездоленным и голодным народом и…
  11. Краткое содержание повести Пастернака “Детство Люверс” Женя Люверс родилась и выросла в Перми. Летом живали на берегу Камы на даче. Однажды, проснувшись среди ночи, Женя испугалась…
  12. Краткое содержание повести Гарина-Михайловского “Детство Темы” Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего…
  13. Образ Алеши Пешкова в “Детстве”; М. Горького Детство Горький М Образ Алеши Пешкова в “Детстве” М. Горького “Детство” М. Горького – это не только исповедь собственнйо души писателя, но и…
  14. Темы сочинений и рефератов по лирике А. К. Толстого 1. Тематика и проблематика лирики А. К. Толстого. 2. Тема России в лирике А. К. Толстого. 3. Пейзажная лирика А….
  15. Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945)) Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н….
  16. Мои впечатления от повести Толстого “Отрочество” Повесть “Отрочество” начинается с описания возвращения всей семьи в Москву после похорон матери. Рассказывая в повести “Отрочество” о своей первой…
  17. Мои впечатления от повести Толстого “Юность” Толстой возвратился в Москву после учебы в Казанском университете и поселился с октября 1948 по февраль 1849 года в Малом…
  18. Детство и отрочество Лермонтова Воспитание Лермонтова было в руках его бабки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, а Толстого – его дальней родственницы, Татьяны Александровны Ергольской. И…
  19. Образ Петра I в одноименном Романе А. Н. Толстого Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе…
  20. Ранний период творчества. Автобиографическая повесть “Детство Никиты”, роман “Аэлита” и др Алексей Николаевич Толстой в воспоминаниях людей, хорошо знавших его, предстает личностью незаурядной, щедро одаренной от природы. Его яркий артистический талант…

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-nikolenki-v-povesti-tolstogo-detstvo/

Рассказ о матери Л.Н.Толстого

Воспоминания, которые для Льва Николаевича Толстого принадлежали к категории самых дорогих — это воспоминания о его детстве. Детство – это старт всей жизни, и именно это для писателя было значительным.

Детство – это начало пути, и даже самый пустяковый, казалось бы факт, если он родом из детства, был наполнен для великого писателя особым смыслом. Первая повесть, к написанию которой приступил Лев Николаевич, была, конечно, же, о детстве. В ней он раскрыл не просто понятие «детство», он нам поведал о том, чем было детство для него самого.

Следует отметить тот факт, что о детстве Лев Николаевич размышлял всегда с большой серьёзностью, он подчёркивал, что главные кирпичики души человеческой закладываются именно в детские годы.

Самым светлым, самым нежным воспоминанием был образ его матери. Княжна Мария Николаевна Волконская, в замужестве графиня Толстая, супруга Николая Ильича Толстого – именно о ней идёт речь.

Семейные воспоминания легли в основу фактического материала не только «Войны и мира», но и других, частью незаконченных литературных трудов Льва Николаевича.

Большое значение вообще для выяснения его духовного склада имеют справки о личных качествах его родителей.

Мать его умерла, когда Николеньке еще не исполнилось и двух лет, но впоследствии она «ожила» для своего знаменитого сына в воспоминаниях прислуги и, главным образом, в её записках о воспитании сына Николая, её письмах, дневниках.

Важно

Это была даже и не для своего времени хорошо образованная женщина с привычкой к самоанализу в своих дневниках и письмах, с развитым эстетическим чувством и большим самообладанием, которое в эпоху расцвета крепостнических нравов удерживало ее от неподобающих выходок в личном обращении с людьми, прислуживающими в доме.

В памяти Толстого, даже не столько в его памяти, как в воображении, мама – «это высшее представление о чистой любви».

Впоследствии Лев Николаевич писал о том, что так уж случилось, что не осталось ни одного портрета матери, и дорогого лица представить себе он не может.

Духовный облик материи, и всё, что он знал о ней – было прекрасным. Окружающие Льва Николаевича люди отзывались о его матери только в положительных тонах.

И у Льва Николаевича сформировался образ её – образ умной, способной к художествам, хорошо игравшей на фортепиано, обладающей литературным даром, женщине. Она была великолепной сказительницей, выдумщицей.

Интересные рассказы так и лились из её уст.

Совершенное представление о матери, как об идеальной женщине, Толстой пронес через всю жизнь. Честь и хвала человеку, умеющему глубоко любить свою мать.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/l-n-tolstoy/o_materi_lva_tolstogo/

Образ николеньки иртеньева (по повести л. н. толстого “детство”)

ОБРАЗ НИКОЛЕНЬКИ ИРТЕНЬЕВА

(по повести Л. Н. Толстого “Детство”)

1 вариант

Главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство” Николенька Иртеньев – сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает “сознанием своей глупости”.

Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

Его настроения сменяются с головокружительной быстротой. Вот его охватывает злость на Карла Ивановича, который, как ему кажется, нарочно обижает его: “Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!”

Совет

Но спустя несколько минут ласковые слова стариказаставляют мальчика искренне раскаяться: “Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем подумать!”

Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, “будто maman умерла и ее несут хоронить”, он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание мрачных мыслей.

Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: “Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один-одинешенек, и никто-то его не приласкает… он сирота”.

Я уверена, что Николенька вырастет замечательным человеком – добрым, сострадательным, милосердным.

2 вариант

История героя на страницах “Детства” открывается тем, что Николенька просыпается и сразу же любознательно начинает выяснять, почему это произошло и как ему самому отнестись к обстоятельствам своего пробуждения.

Толстой вглядывается, как пойдет и развернется в маленьком Николеньке его душевная жизнь.

Вглядывается, потому что сложившиеся условия и установки уже перестают обладать над человеком прежней властью, не могут больше отодвинуть значение его собственных душевных движений.

Николенька Иртеньев – мальчик из дворянской семьи, его воспитывают по установленным правилам, он дружит с детьми из таких же семей, любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований и в окружающих его близких людях, и в самом себе. Создавая образ Николеньки, Толстой опирался на факты собственной жизни.

Обратите внимание

Перед читателем предстают неповторимые детские впечатления тех самых минут, когда Николенька, которому только исполнилось десять лет, проснулся утром в своей кроватке. Время действия в самом начале повести указано так, что совершенно очевидно: это было очень давно – число, месяц, год отмечены издалека.

“Матушка сидела в гостиной и разливала чай… Но хотя она смотрела пристально, она не замечала… что мы вошли”, – вот живое восприятие мальчика при входе в гостиную. В детстве Николенька стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать.

Читайте также:  Сочинение по повести невский проспект гоголя рассуждение

С любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были “так сладки и приветливы”, нежные прикосновения ее рук, “грустную, очаровательную улыбку”.

В повести все то, что замечено, воспринимается самим Николенькой, и это потом сохраняется в его памяти.

Решающее значение имеет не среда, а душа самого человека, его душевная работа обыкновенного, ничем не выделяющегося человека.

Повесть разворачивается, переходя от одного очень конкретного и очень частного впечатления мальчика к другому такому же впечатлению. Николенька остро чувствует фальшь и обман.

Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, “не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях”, он лишал себя “чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим”. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих поступках и остро переживает неудачи – это думающий, способный анализировать свои поступки и начинающий взрослеть человек.

Когда Николенька переступает порог детства, одной бессознательной привязанности ко всем, с кем он до сих пор общался, становится недостаточно. Сначала при этом Николенька впадает в отчаяние, все кажутся ему чужими и враждебными, не способными и не желающими его понять. И весь период отрочества кажется взрослому Иртеньеву сплошной “бесплодной пустыней”.

В повести Л. Н. Толстого “Детство” читатель наблюдает за взрослением мальчика, вместе с ним анализирует поступки (свои и окружающих), учится побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть.

“Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, – отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н.

Толстого, – в этом бессмертие и художественное величие его повести”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obraz-nikolenki-irteneva-po-povesti-l-n-tolstogo-detstvo/

Образ маленького мальчика в повести «Детство»

» Робкие, ласковые извинения Натальи Савишны заставили мальчика снова заплакать — «уже не от злости, а от любви и стыда». Но мальчик еще далеко не понял, как постыдна барская спесь. Это понимает только «второй» Николай Иртеньев — рассказчик, с сыновьей любовью вспоминая Наталью Савишнуь с горьким укором рисуя свою истинно барскую неблагодарность.

Он знакомится уже не с мнимой, а с настоящей несправедливостью: отец хочет уволить Карла Иваныча, который двенадцать лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью.

Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает «что-то – вроде первой любви» к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади… Перед читателем раскрывается образ не только маленького мальчика, который растет, становится подростком, потом юношей. В трилогии возникает и образ другого Николая Иртеньева — рассказчика. Это он, став взрослым, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо быть? К чему стремиться?

Повесть «Детство» начинается событием пустяковым. Карл Иваныч убил муху над головой Николеньки и разбудил его.

Важно

Но это событие сразу же приоткрывает внутреннюю жизнь десятилетнего человека: ему кажется, что учитель нарочно его обижает, он горько переживает эту несправедливость.

Ласковые слова Карла Иваныча заставлют Николеньку раскаяться: он уже не понимает, как за минуту перед тем «мог не любить Карла Иваныча и находить противным его халат, шапочку и кисточку». Нико-ленька плачет от досады на самого себя.

Рекомендуем почитать ►

Изображение героев в «Сказке о царе Салтане»

На участливые расспросы учителя мальчик не может ответить и выдумывает, что видел дурной сон: «будто татап умерла и ее несут хоронить». И теперь уже мрачные мысли о выдуманном сне не покидают расстроенного Николеньку… Но это только утро, а сколько еще событий за день оставляют след в душе ребенка!

Наиболее пристально и сурово анализирует Иртеньев-рас-сказчик свое отношение к людям «низших слоев», к «простому народу». Очевидно, этот вопрос представлялся и Толстому, и его герою самым главным в определении дальнейшего жизненного .пути.

Одна из глав «Детства» посвящена Наталье Савишне. Она вынянчила мать Николеньки, потом стала экономкой.

Николенька, как и все его родные, так привык к любви и преданности Натальи Савишны, что не испытывал никакого чувства благодарности и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она, довольна ли?

И вот случилось так, что Наталья Савишна осмелилась наказать своего любимца за испачканную скатерть. Николенька «разревелся от злости». «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез.— Наталья Савишна, просто Наталья говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!

А «младшему» Николеньке Иртеньеву предстояло получить еще немало жизненных уроков, чтобы понять необоснованность своих притязаний на особое место среди людей.

Источник: http://www.getsoch.net/obraz-malenkogo-malchika-v-povesti-detstvo/

Анализ повести «Детство» Толстого Л.Н

 1)  История создания повести Л.Н. Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л.Н.

Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н.

Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».

2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография — повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии.

Автобиографическая повесть — художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла. Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

—    Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)-    Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)


3)    Особенности повествования в повести «Детство».
Повествование в повести ведётся от первого лица. Три повести Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева.

Совет

Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы.

То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место.

Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.


4)    Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева.

Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Тёплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой.

Николенька научил маленького Лёвушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье.

В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».-    Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? (Ни-коленьке стало стыдно, так как он до этого крайне непочтительно думал о ней.)-    Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести — Николеньку? (как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка)-    С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? (с матушкой)-    Какое чувство из детства главный герой пронёс через всю свою жизнь? (слитая воедино любовь к матери и к Богу)-    Как автор называет пору детства? (самой счастливой в жизни человека)

Образ матушки.

—    Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою — маленькому Николеньке Иртеньеву? («её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала»)-    В какой момент матушка вся преображалась и её лицо становилось просто прекрасным? (когда матушка улыбалась)-    Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? (семейная, тёплая, дружественная) Кто из домашних формирует такую атмосферу? (матушка)

Образ отца.

—    Каким характеризует своего отца главный герой? (Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.)-    Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? (карты и женщины)Назовите основные черты, характеризующие отца? (оригинальность, практичность)

Образ Карла Ивановича.

Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях».

Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица.

Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

—    Кто такой Карл Иванович? (немец-воспитатель мальчиков в семье Иртеньевых)-    Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»? (крайне почтительно)

—    Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? (как человека почтенного, воспитанного, благонравного)-    Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? (Карл Иванович становится более раздражительным, нервозным.)-    Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? (что дети выросли и вскоре поедут учиться в Москву, а услуги Карла Ивановича больше не понадобятся)-    Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? (неблагодарность, так как люди слишком быстро забывают благодеяния)

Образ Натальи Савишны.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «… я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны — кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

—    Как поступила жизнь с Натальей Савишной? (сурово)

—    Охарактеризуйте Наталью Савишну/(добрая, чуткая, отзывчивая женщина)-    Почему Наталья Савишна не приняла вольной? (восприняла вольную как стремление от нее избавиться)-    Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны? (любовь и самопожертвование)

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_povesti_Detstvo_Tolstogo_L_N

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector