Сочинение минька в рассказе ёлка зощенко образ и характеристика

Урок литературного чтения 4 класс М.М. Зощенко «Елка». Характеристика героев произведения

Презентацию на тему Урок литературного чтения 4 класс М.М. Зощенко «Елка». Характеристика героев произведения можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайдов.

Урок литературного чтения 4 класс

М.М. Зощенко «Елка». Характеристика героев произведения Урок 44

— Весело звенит звонок. Начинается урок. Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться

Страна детства

к Речевая разминка

У ёлки иголки колки

ёлка йт снег ывц щэ мороз йфя пурга ж

Сыплет снегопад с неба снег

Проверка домашнего задания

Т.с. 69 – 70

Дагни Педерсен Эдвард Григ рояль Синквейн

М.М.Зощенко (1894-1958)

Какие рассказы Зощенко вы уже читали?

Обратите внимание

Михаил Зощенко родился 29 июля 1895 года в Петербурге, в небогатой семье. В семье было 8 детей. После окончания гимназии учился юридическом факультете Петербургского университета. Не окончив курса, ушел добровольцем на фронт (шла Первая Мировая.) Служил начальником почты и телеграфа, был пограничником.

Не окончив курса, ушел добровольцем на фронт (шла Первая Мировая.) Служил начальником почты и телеграфа, был пограничником.

В течение послевоенных лет переменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству и птицеводству, звероловом на Новой Земле, милиционером, плотником, актером, подмастерьем сапожника, конторщиком, помощником бухгалтера в порту, телефонистом.

Около 4 десятилетий проработал М. Зощенко в отечественной литературе. К литературе для детей он обращается в конце 30-х годов. Его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста: «Самое иное», «Умные животные», «Хитрые и умные».

Чему учат рассказы Михаила Зощенко? Вспомните те, которые мы читали и сделайте вывод.

Вывод

Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.

Словарная работа

золотушный ребёнок

больной ребёнок длинновязая высокая церемонится

проявлять излишнюю мягкость, стеснение

пастилка

кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Прослушивание рассказа «Ёлка»

с. 59 — 64

Игорь Ильинский актер театра и кино

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!

Проверка первичного восприятия

Каким показался вам рассказ: смешным или грустным? Что показалось смешным? Понравился ли вам рассказ? Что понравилось больше всего? Чем украшали ёлку в начале прошлого века? Как выглядела Лёля и как называет ее Минька?

Что случилось, когда мама ушла на кухню? Почему мама подарила паровозик четырехлетнему мальчику? Почему поссорились мамы детей, пришедших на праздник? Как отреагировал на происходящее папа? Как вы думаете, почему М. Зощенко вспоминает именно эту ёлку через 35 лет?

было 7 лет ударило 5 лет

высокая, длинновязая

удивительно маленького роста

исключительно бойкая

тихий

могла высоко достать

ничего нельзя достать

моментально съедает

откусываю не церемонится чуть не заревел

Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

Тепло родного очага

На что и клад, если в семье лад.

Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Важно

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. Михаил Зощенко

Итог урока

активный внимательный артистичный

Домашнее задание: с 59 – 64

1. Приготовить пересказ от лица Миньки 2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. 3. Т. С. 70 — 71

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/41120-urok-literaturnogo-chteniya-4-klass-m-m-zoschenko-elka-harakteristika-geroev-proizvedeniya.html

Анализ цикла рассказов «Леля и Минька» Зощенко М.М

Детские рассказы Зощенко можно разделить на две категории: (а) ранние, известные вещи, переделанные и опуб­ликованные для детей, и (б) сочинения, написанные специ­ально для детей. Рассказов первой категории гораздо мень­ше, и они представляют меньший интерес.

Среди сочинений, написанных специально для детей, есть и рассказы, стоящие особняком, и несколько четко различи­мых циклов: рассказы о животных, житийные (агиографи­ческие) рассказы о Ленине и цикл «Леля и Минька». Все эти сочинения для детей появились между 1937 и 1940 гг.

(лишь два из них — позже). Для автора это были годы напряженно­го изучения и переоценки самого себя; можно рассматривать их как отражение его растущего интереса к своей роли на­ставника, ее более глубокого понимания.

Зощенко постепен­но расширял свой жанровый репертуар в течение 30-х годов, стараясь обрести новых читателей. Он пытался расширить их круг еще больше и общаться непосредственно с восприимчи­вой, впечатлительной детской аудиторией.

Для этого он по­ставил перед собой «формальную задачу достичь пре­дельной ясности в языке, в композиции и в теме».

Среди многочисленных сочинений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов, озаглавленных «Леля и Минька». Все они, кроме одного, появились в 1938— 1940 годах и публиковались не в том порядке, в каком были расположены позже.

Когда Зощенко, наконец, опубликовал их вместе (в 1946 г.), под общим заголовком, выбранный им порядок связал рассказы так умело, глубоко и последователь­но, что эти восемь вещей образовали вполне единое целое, безупречное по структуре.

Ясно, что для этого собрания рассказов Зощенко привлек собственные воспоминания детства.

На это указывает все: объединяющее заглавие «Леля и Минька» (его старшая се­стра и он сам), время и характерные черты его детства и жизни семьи, воскрешаемые повествованием от первого лица, частые упоминания его собственной деятельности и написанных им сочинений.

Совет

В цикле «Леля и Минька» рассказчик — взрослый, гово­рящий о своем детстве в прошедшем времени и обращающий­ся к детской аудитории.

И здесь автор тоже надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать (когда они вы­растут) добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми.

Ис­пользуется тот же метод: автор вспоминает происшествия своего детства, не пытаясь решить какую-то проблему (он утверждает, что у него проблем нет, что он здоров и счас­тлив), но желая преподать юным читателям некие основные правила жизни.

Этот цикл повествует о самых обыкновенных шалостях и переживаниях детства, подобно лучшим книгам для детей, способным и взрослым доставить удовольствие. Через искус­ное сплетение таких фундаментальных мотивов, как Семь смертных грехов и Десять заповедей, автор представляет эпи­зоды из своего детства, прошедшего на рубеже веков.

Автор тщательно избегает всяких языковых излишеств не только в своем повествовании, но и в речи персонажей, при этом ста­раясь сохранить колорит и дух времени. Ясно, что рассказы относятся к другой эпохе; если иметь в виду то время, когда их публиковали, то видишь: они замечательны тем, что не критикуют эту эпоху.

Они основаны на жизни «господ», но разъясняемые в них истины независимы от времени и обще­ственного устройства.

Рассказы «Леля и Минька» заслуживают того, чтобы на­зываться циклом, это не просто группа рассказов. Они соединены как звенья одной цепи, и это дает ощущение целого.

В этих историях Зощенко трактует основные нравствен­ные вопросы так, чтобы они были наполнены смыслом и для взрослых, и для юных читателей. Цикл представляет собой некий «путеводитель» по Семи смертным грехам. О зависти говорится в нескольких рассказах, но наиболее детально — в «Бабушкином подарке».

Обратите внимание

Этот рассказ также о корыстолюбии, которое находится в центре внимания в «Галошах и мороже­ном». В конце «Бабушкиного подарка» Леля, несомненно, демонстрирует чревоугодие. Праздность ума проявляется у «великих путешественников», отправившихся в кругосвет­ное путешествие, не имея достаточных знаний.

Рассказчик осуждает гордыню, противопоставляя ей христианское мило­сердие и смирение в «Бабушкином подарке»: все это — в выговоре, который получает Минька, когда хвалится тем, что дал часть подаренных ему денег сестре.

Отчаяние иллюстри­руется в «Находке», когда повествователь оказывается без копейки в чужом городе, и только воспоминание о детской проделке приводит его в чувство. Разумеется, похоть у Зо­щенко иллюстрируется символически, так же как в Священ­ном писании: невинные существа отведывают запретный плод.

Поскольку главные персонажи и среда в этих рассказах не меняются, они взаимодействуют друг с другом, образуя связи по линии морали и по стилю. Каждый рассказ сам по себе законченное произведение, хорошо выстроенное и мастерски исполненное.

Вместе же они выражают авторское кредо, как моральное, так и поведенческое. Их сцепленностъ усилена тем, что построение и язык всюду одинаковы. Например, в начале большинства рассказов читаем: «когда я маленький» (в четырех рассказах), «когда мне было … лет» (в двух).

Выражение «очень любил» также повторяется в начале нескольких рассказов, относясь к человеку или еде: «Я очень любил мороженое» («Галоши и мороженое»), «У меня была бабушка, и она меня очень горячо любила» («Ба­бушкин подарок»), «Мои родители очень горячо меня люби­ли» («Тридцать лет спустя»), «Я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестренка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я» («Золотые слова»).

Рассказы объединены также темой любви.

Подарки игра­ют важную роль как знак любви: обещанный фотоаппарат, ради которого герой подделывает свой дневник; пирожки и подарки, обычно приносимые бабушкой; подарки и внима­ние, ради которых Леля притворяется больной и которые ее брат щедро раздает ей и ее семье через тридцать лет; наконец, рождественские подарки в «Елке». Практически эта тема дарения вместе с правилами поведения и этикета и составля­ет сюжет двух идущих подряд рассказов: «Бабушкин пода­рок» и «Тридцать лет спустя». Темы любви, еды и дарения тесно переплетены в этих двух вещах.

Поиск объединяющих элементов возвращает нас к исходной точке — к названию цикла. В самом деле, эти расска­зы — о Леле к Миньке. Повествователь всегда Минька, но сестра Леля выводится в каждом рассказе по жесткой схеме: «Я делал или любил то-то и то-то; моя сестра Леля тоже (или нет)».

Ей предназначена вторая роль, но ее присутствие суще­ственно для развития действия в каждом рассказе. Многие из этих рассказов были бы совершенно другими, не будь Лели — этого лидера, искусительницы, подстрекательницы и подру­ги.

Хотя ее роль может меняться от рассказа к рассказу, она остается неотъемлемой частью развития сюжета и объединя­ет цикл в единое целое.

Важно

Цикл рассказов «Леля и Минька» — одно из лучших произведений Зощенко. Высокий уровень его мастерства про­является в структуре, языке и тематике цикла, в том, как чередуются рассказы, независимые и в то же время взаимосвязанные.

Техника, дающая здесь столь превосходные результаты, родилась из неотступных попыток Зощенко написать роман.

Он не умел выстроить сложный длинный сюжет, который вызывал бы неослабевающий интерес читателя, и предпочел группировать небольшие сочинения по теме, как он делал уже с ранними вещами, например с историями о Синебрюхове.

В цикле рассказы связаны посредством деталей, относящихся к семье и времени, которые в романе были бы даны в ходе пространного повествования. В итоге, объединенные талантом писателя, рассказы воспринимаются как живое и связное произведение искусства.

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/zoshhenko_m_m/analiz_cikla_rasskazov_lelja_i_minka_zoshhenko_m_m/8-1-0-4

Зощенко «Елка»: краткое содержание. Чему учит рассказ? :

Михаил Зощенко — известный русский писатель, чьи произведения были написаны в жанре сатиры и направлены на изобличение мещанства и буржуазии. Наиболее известным его творением является цикл маленьких рассказов про Лельку и Миньку. Ниже будет представлено краткое содержание «Елки» Зощенко.

Действующие лица

Главными героями «Елки» Зощенко являются брат и сестра — Минька и Лелька. Девочка была старше, и в период описываемых событий ей было 7 лет. По своему характеру она была весьма энергичной девочкой.

А брат Минька был ее младше, и он стремился все повторять за своей взрослой сестрой.

Кстати, рассказ «Елка» Зощенко — автобиографичный, это вызывает еще больший интерес к произведению, потому что позволяет узнать автора лучше.

В преддверии праздника

Краткое содержание «Елки» Зощенко следует начать с того, что Минька (от его лица и ведется повествование), уже будучи взрослым, вспоминает один случай с елкой.

Читайте также:  Сочинение мужик в повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (образ и характеристика)

Ему было пять лет, и с этого возраста он уже запоминал все праздники. Конечно, и до этого ему показывали елку, но он этого еще не запоминал. Мальчик ждал праздника и даже подглядывал за приготовлениями.

Однажды, когда их мама была на кухне, Леля предложила брату сходить и посмотреть на елку.

Она была очень красивая: на ней висели конфеты, яблоки, пастила, орехи и другие украшения, а под ней лежали красиво упакованные подарки. И, глядя на все это великолепие, девочка кое-что придумала.

Что предложила Леля?

Важным эпизодом в кратком содержании «Елки» Зощенко является предложение девочки не открывать подарки, а лучше съесть что-нибудь вкусное. Брат поддерживает сестру, и она моментально съедает одну пастилу. Минька откусывает маленький кусочек яблока.

Тогда Леля решает съесть не только пастилу, но и одну конфету. Она была высокого роста, поэтому могла достать до самых «вкусных» украшений. Минька же был маленького роста и мог дотянуться только до яблока. Примечательным является то, что он изменяет имя сестры, добавляя к нему увеличительный суффикс («Лелище»), намекая на ее рост.

Совет

Леля поддразнивает брата, говоря, что она съест пастилу, орех и возьмет себе еще и хлопушку. Минька чуть не заплакал от обиды. Он решает пододвинуть к елке стул, чтобы дотянуться до других сладостей. Но стул падает на мальчика, он поднимает его, но тот снова падает, теперь уже прямо на подарки.

Леля говорит, что брат отломил руку фарфоровой кукле. Тут они услышали, как к двери подходит мама, и убежали в другую комнату. Сестра говорит брату, что мама наверняка его накажет. Минька хотел заплакать, но в этот момент к ним пришли гости.

Последствия проделки

Приходят дети вместе со своими мамами. Их всех зовут подойти к елке, где им говорят, что будут давать подарок и сладкое угощение. И вот доходит очередь до яблока, покусанного Минькой. Леля говорит, что это сделал мальчик. В ответ брат говорит, что это сестра научила его.

Мама решает поставить девочку в угол, а мальчику, которому досталось это яблоко, отдает паровозик, предназначавшийся Миньке. Ему стало так обидно, что он больно ударил мальчика. Мама этого мальчика назвала Миньку разбойником, но за него вступилась его маменька. Тем временем, одной девочке достается кукла со сломанной рукой. Мамы с детьми обиделись на хозяев дома и ушли.

https://www.youtube.com/watch?v=MC6Gqz5NxCA

Главным моментом в кратком содержании «Елки» Зощенко является то, что отец детей не вступился за них, как мама, а, наоборот, сказал, что не хочет, чтобы его дети выросли избалованными. Он сказал, что они останутся без сладкого на год, а подарки потом отдаст гостям.

С тех пор писатель больше никогда не съел ни одного чужого яблока и не обижал тех, кто слабее его. Этот небольшой рассказ учит детей, что никогда нельзя брать чужие вещи, а взрослым показывает, что иногда нужно проявить строгость в воспитании, чтобы дети выросли хорошими людьми.

Источник: https://www.syl.ru/article/338497/zoschenko-elka-kratkoe-soderjanie-chemu-uchit-rasskaz

Михаил Зощенко «Ёлка»: краткое содержание и анализ, отзывы и основная мысль

Михаил Михайлович Зощенко – известный и популярный писатель, чьи юмористические произведения нравятся и взрослым, и детям. Самым известным его циклом является «Леля и Минька», в который помещены восемь небольших рассказов. Начинается этот сборник известным и занимательным рассказом «Ёлка», краткое содержание которого представлено в этой статье.

План рассказа «Ёлка»

Для понимания содержания необходим его план. Содержание для читательского дневника и пересказа легко можно будет восстановить по следующему плану:

  1. Вступление автора.
  2. Украшение ёлки.
  3. Прекрасная ёлка.
  4. Проступок детей.
  5. Гости.
  6. Обида мальчика.
  7. Конфликт взрослых.
  8. Решение папы.

Основная мысль рассказа

Михаил Зощенко в своём рассказе показывает поведение двух детей накануне Нового года. Все дети любят Новый год, так как обычно этот праздник приносит не только веселье и прекрасное настроение, но и показывает, что родители всегда должны объяснять детям о том, как правильно нужно поступить в любой ситуации.

Прочитав рассказ Зощенко «Ёлка», все читатели поймут, о каких отрицательных чертах характера и поведения рассказывает автор. Он повествует легко и спокойно, эмоционально и интересно.

Валентина Ивановна, учитель

Автор рассказа «Ёлка» показывает, что все ребята должны понять и знать, что есть отрицательные черты характера, среди которых и жадность, злость, и нежелание находить общий язык с другими детьми.

Меня очень заинтересовала история, рассказанная автором. Она произошла с ним давным-давно, когда ему было всего лишь пять лет. Автор и его сестра съели украшения с ёлки и испортили подарки, которые были предназначены другим детям. Все эти поступки привели к тому, что между взрослыми людьми тоже вспыхнул конфликт. Это немного необычно, но часто бывает и в жизни.

Вика, 12 лет

Главную мысль своего произведения автор вложил в речь папы, который, узнав о новогоднем происшествии, не только наказал детей, но и сказал о том, что им с таким поведением трудно будет жить на свете и такое отношение к людям приведёт к тому, что они будут умирать в одиночестве и сильно страдать от этого.

Я считаю, что только папа правильно смог поступить в этой ситуации. Он раздал все хорошие игрушки чужим детям, а своих детей отправил спать. Это послужило прекрасным уроком для Лели и Миньки. Больше они никогда не брали чужого.

Александр, 15 лет

Стоит жить не для себя, а для других. Эгоистов не любят и не уважают. Поэтому большую радость человек получает лишь только тогда, когда делится с другими.

Главные герои

Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:

Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.

Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.

Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.

Краткое содержание

Автор рассказа готовится к Новому году, который он будет встречать в сороковой раз.

Он вспоминает, что в начале своей жизни он не понимал, что такое новогодняя ёлка, хотя мама, держа его на руках, постоянно выносила его к ней.

Обратите внимание

Но в пять лет это «разукрашенное дерево» уже воспринималось автором рассказа совсем по-другому. Им он восторгался и радовался. Новогодний праздник автор рассказа всегда ждал с нетерпением.

Ёлку всегда украшала мама, а дети подглядывали в дверную щёлку за тем, как это она делала. Сестре автора в то время было уже семь лет, да ещё она была очень шустрой девочкой. Однажды она предложила брату пойти в комнату, где стоит ёлка, чтобы посмотреть, пока там нет никого из взрослых.

Ребята осторожно зашли в комнату, увидели красивую ёлку и подарки, которые уже лежали под ней. Леля предложила съесть по одной пастилке, которые висели на ёлке. А Минька решил ещё и откусить яблоко.

Лелька, обидевшись на брата, взяла тогда и конфету, а затем взяла орех и хлопушку. Миньке стало обидно, поэтому он подставил стул к ёлке, но тут упал прямо на подарки.

Вскоре выяснилось, что у фарфоровой куклы была отбита рука.

Но ребята были вынуждены убежать в свою комнату, так как раздались шаги мамы. Ничего изменить уже было невозможно, так как уже пришли гости, и мама позвала всех к ёлке.

Мама сказала, что все дети по одному должны были подходить к ней, а она давала бы им угощение с ёлки и подарок. Сначала все дети, которые получали подарок, были довольны.

Но вот мама сняла с ёлки яблоко, которое откусил Минька, и подозвала своих детей. Она сразу же спросила, кто это сделал.

Лелька, не задумываясь, сразу же рассказала, что это сделал её брат. Но Минька сразу же сказал, что этому его научила сестра.

А мама спокойно ответила, что их обоих накажет, а тому ребёнку, которому она хотела подарить это яблоко, она теперь отдаст подарок Миньки. И это был заводной паровозик, о котором Минька так давно мечтал.

Важно

Видя, как мальчик играет с игрушкой, которая должны была быть его, Минька ударил мальчика. Тот заплакал. А мама его, возмутившись, увела своего сына.

Но поругались не только дети, но мамы. Мама обиженного мальчика обозвала Миньку разбойником, а мама Миньки стала на его защиту. Вскоре выяснилось, что и другие родители недовольны и желали уйти, так как им достались испорченные игрушки.

Минька и Леля стали прогонять всех гостей, чтобы все игрушки достались только им. Но тут в комнату вошёл папа и сказал, что такое воспитание лишь только губит детей.

Он потушил свечи на ёлке и отправил всех спать, а игрушку он собирался завтра раздать детям.

И вот уже прошло с того времени более тридцати лет, но автор до сих пор помнит эту ёлку и то, что произошло тогда. За эти годы он больше никогда не брал и не ел чужого, а также никогда не обижал слабого. Поэтому все окружающие считают, что автор очень весёлый и добродушный человек.

Анализ произведения Михаил Зощенко

Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей.

Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу.

Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех.

Совет

Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным.

Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-mihaila-zoshhenko-yolka.html

Книга «Лёля и Минька (сборник)»

Рассказы Михаила Зощенко из цикла «Леля и Минька» — классика детской (и не только детской!) литературы. И, пожалуй, это самые яркие «нравоучительные» рассказы: именно их вспоминаешь в какие-то минуты жизни, когда ведешь себя неподобающим образом.

Каждый рассказ построен по принципу: Минька и его старшая сестра Леля совершают какой-то неблаговидный поступок (обманывают, жадничают, грубят и т.д), затем мы видим негативные последствия их действий, а затем следует какое-то ужасное наказание, часто несоизмеримое с шалостями детей, но именно от этого — запоминающееся на всю жизнь.

Меня, например, в детстве просто поразило, что папа собрал все игрушки Лели и Миньки и отнес их старьевщику. Это было какое-то запредельное наказание, которое представить себе было очень сложно. Тут же, нужно сказать,срабатывало: «Повезло же мне! Мои родители никогда так не накажут меня!». Но тем не менее срабатывало! Уроки, преподнесенные отцом Леле и Миньке, усваивались быстро и навсегда!

И вот рядом с такой назидательностью и морализаторством (в конце каждого рассказа есть определенный вывод, мораль, эдакий разбор полетов) соседствует невероятный зощенковский юмор.

Невозможно без смеха читать о проделках Лели и Миньки,об их подначках друг друга и споре за родительскую любовь! И вот этот юмор,конечно же, смягчает те жесткие моральные уроки, которые детей заставляет учить отец, иначе рассказы, во многом, пугали бы юных читателей.

Читайте также:  Образ и характеристика петрушки в комедии горе от ума грибоедова

Но автор еще и подмигивает ребятам: видите, меня наказывали,и вырос человеком. Вполне добрым и порядочным! Не точно, но примерно! И писательскую улыбку невозможно не почувствовать!

В книгу «Леля и Минька» от издательства «ЭНАС-КНИГА» входят все восемь рассказов цикла: «Великие путешественники» (Леля, Минька Степка отправляются в кругосветное путешествие), «Елка» (Леля и Минька съели яблоки и конфеты с елки, за что были наказаны), «Галоши и мороженое» (желая заработать деньги на мороженое, Леля продает старьевщику чужие галоши), «Бабушкин подарок» (бабушка подарила Миньке 10 монеток, а Лельку оставила без подарка, но Минька поделился с Лелей этим подарком), «Не надо врать» (Минька получил единицу и хотел спрятать от родителей дневник), «Через тридцать лет» (только через тридцать лет, автор понял, насколько любит свою сестру), «Находка» (дети пытались разыграть прохожего, подкинув ему под ноги кошелек на веревочке), «Золотые слова» (дети плохо вели себя за столом, за что были наказаны).

Обратите внимание

Украшением книги являются иллюстрации Анатолия Елисеева. На мой взгляд его иллюстрации к рассказам Зощенко — это тоже классика. Несмотря на шаржевый характер, они невероятно добрые и идеально дополняют текст.

Книга вышла в серии «Читаем всей семьей». Твердая обложка, бумага офсет, много цветных иллюстраций.
Рекомендую для чтения 5+.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000432881-ljolya-i-minka-sbornik-zoschenko-m

Урок литературного чтения 4 класс М.М. Зощенко «Елка». Характеристика героев произведения

Cлайд 1

Урок литературного чтения 4 класс М.М. Зощенко «Елка». Характеристика героев произведения Урок 44

Cлайд 2

— Весело звенит звонок. Начинается урок. Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться

Cлайд 3

Cлайд 4

к Речевая разминка У ёлки иголки колки ёлка йт снег ывц щэ мороз йфя пурга ж Сыплет снегопад с неба снег

Cлайд 5

Проверка домашнего задания . Т.с. 69 – 70

Cлайд 6

Дагни Педерсен Эдвард Григ рояль Синквейн

Cлайд 7

М.М.Зощенко (1894-1958)

Cлайд 8

Какие рассказы Зощенко вы уже читали?

Cлайд 9

Cлайд 10

Обратите внимание

Михаил Зощенко родился 29 июля 1895 года в Петербурге, в небогатой семье. В семье было 8 детей. После окончания гимназии учился юридическом факультете Петербургского университета. Не окончив курса, ушел добровольцем на фронт (шла Первая Мировая.) Служил начальником почты и телеграфа, был пограничником.

Не окончив курса, ушел добровольцем на фронт (шла Первая Мировая.) Служил начальником почты и телеграфа, был пограничником.

В течение послевоенных лет переменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству и птицеводству, звероловом на Новой Земле, милиционером, плотником, актером, подмастерьем сапожника, конторщиком, помощником бухгалтера в порту, телефонистом. Около 4 десятилетий проработал М. Зощенко в отечественной литературе.

К литературе для детей он обращается в конце 30-х годов. Его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста: «Самое иное», «Умные животные», «Хитрые и умные». Чему учат рассказы Михаила Зощенко? Вспомните те, которые мы читали и сделайте вывод. Вывод

Cлайд 11

Словарная работа золотушный ребёнок больной ребёнок длинновязая высокая церемонится проявлять излишнюю мягкость, стеснение пастилка кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Cлайд 12

Прослушивание рассказа «Ёлка» с. 59 — 64 . Игорь Ильинский актер театра и кино

Cлайд 13

Важно

Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!

Cлайд 14

Проверка первичного восприятия Каким показался вам рассказ: смешным или грустным? Что показалось смешным? Понравился ли вам рассказ? Что понравилось больше всего? Чем украшали ёлку в начале прошлого века? Как выглядела Лёля и как называет ее Минька? Что случилось, когда мама ушла на кухню? Почему мама подарила паровозик четырехлетнему мальчику? Почему поссорились мамы детей, пришедших на праздник? Как отреагировал на происходящее папа? Как вы думаете, почему М. Зощенко вспоминает именно эту ёлку через 35 лет?

Cлайд 15

было 7 лет ударило 5 лет высокая, длинновязая удивительно маленького роста исключительно бойкая тихий могла высоко достать ничего нельзя достать моментально съедает откусываю не церемонится чуть не заревел Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки: Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке. Лёля Минька

Cлайд 16

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Тепло родного очага На что и клад, если в семье лад. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Cлайд 24

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. Михаил Зощенко Итог урока

Cлайд 25

активный внимательный артистичный

Cлайд 26

Домашнее задание: с 59 – 64 1. Приготовить пересказ от лица Миньки 2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. 3. Т. С. 70 — 7120.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт

542835428454285542865428754288542895429054291542925429354294

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/literatura/40936-urok-literaturnogo-chteniya-klass-mm-zoschenko-elk.html

Урок для начальных классов «Произведение М.М. Зощенко «Елка»»

Произведение М.М. Зощенко «Елка»

Цель: ознакомление учащихся с произведением М.М. Зощенко «Ёлка», развитие умения понимать глубину произведения,  анализировать поступки героев, отличать хорошее от плохого, воспитание доброго отношения к людям.

 Ход урока

 I. Подготовка восприятия произведения учащимися.

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями русских писателей из раздела «Страна далекого детства» А фамилию одного из автором вы узнаете сами, разгадав кроссворд. По начальным буквам разгаданных вами слов, вы прочитаете его фамилию.

1 слово: эта бедная несчастная девушка мечтала попасть на бал, но число 12 было для неё роковым. (Золушка) 

2 слово: залез солдат в дупло и увидел галерею комнат, в одной из которых сидела собака с глазами как чайные чашки. Скажите название этой сказки. («Огниво»)

3 слово: этот принц колдовскими чарами был превращен в безобразную игрушку, с помощью которой раскалывали орехи. (Щелкунчик)

4 слово: герою этой сказки во всём помогала рыба. (Емеля)

5 слово: один из героев Цветочного городка, побывавший на Луне. (Незнайка)

6 слово: как звали директора кукол из сказки А Толстого? (Карабас-Барабас)

7 слово: он мастер рассказывать сказки, всегда при себе имеет зонтики (Оле-Лукойе)

Дети читают: Зощенко.

— Правильно, это Зощенко Михаил Михайлович. Сегодня мы с вами познакомимся с одним  случаем   из жизни мальчика Миньки, из которого впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ, который мы прочитаем, поведает вам о том, как дети ждали новогоднего праздника, гостей и, конечно, подарков.

II. Проблема.

Совет

Прочитав рассказ, я хотела бы, чтобы вы ответили на вопрос: «Почему Зощенко назвал своё произведение «Ёлка»?

 III. Работа над произведением.

1. Словарная работа.  Пастилка — конфета; золотушный ребёнок — ребенок, болеющий золотухой; крымские яблочки — яблочки, выращенные в Крыму.

2. Чтение произведения хорошо читающими детьми.

—  Почему автор назвал произведение «Ёлка»? 

3. Работа по выявлению содержания текста.

— А теперь я хотела бы проверить, внимательно ли вы слушали текст. И поможет мне в этом волшебная коробочка. (Дети по очереди достают из коробочки вопросы к произведению)

— Кто украшал ёлку? И почему именно они?

— Как звали сестру Миньки?

— Расскажи, чем была украшена ёлка?

— Почему Минька чуть не заревел, когда Лёля захотела съесть третью пастилку?

— Докажи, что Минька очень ждал этот весёлый праздник.

— Какой подарок хотела подарить мама Миньке? И почему она ему его не подарила?

— Почему мама обиделась на гостью?

— Что дарила мама каждому ребенку?

— Сколько лет было Миньке и Лёле?

— Опиши, какой была Лёля.

— Почему Минька назвал Лёлю Лёлищей?

— Как отнесся папа ко всему происходящему?

— Молодцы, содержание текста вы запомнили хорошо.

IV. Работа над развитием логического мышления и речи учащихся.

— А сейчас мы будем с вами философствовать, размышлять, высказывать свои мысли, но перед этим немножко отдохнем.

Физминутка.

1. Вопросы:

— Начнем размышлять? (Да)

— Какими вам показались дети Минька и Лёля? Понравились они вам?

— Как они относились друг к другу?

— Как вы думаете, осознал ли Минька в тот Новый год, что поступил неправильно?

— А какой из поступков вам больше всего не понравился? Почему долгожданный праздник был испорчен?

— С учетом чего наряжала елку мама?

— Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными, важными? Прочитайте их.

— Как вы думаете, почему писатель запомнил эту ёлку на всю жизнь?

— Как вы считаете, прав ли Михаил Зощенко в том, что об этом событии своего детства он рассказал другим детям? Почему так решили?

— Как вы думаете подействовал ли этот случай из жизни писателя на его дальнейшую жизнь? Докажите словами из текста.

2. Игровой момент.

— Внимание! «Черный ящик!» В этом ящике лежит предмет, который был на ёлке Миньки. Для того, чтобы разгадать, что это за предмет, вы можете мне задавать вопросы, раскрывающие признаки предмета (цвет, вкус, размер и т.д.) В ящике лежит свеча.

3. Ориентировка в тексте.

— А теперь я хотела бы проверить, как вы умеете ориентироваться в тексте. Игра «Гонка за лидером». Я — лидер, я читаю, а вы меня догоняете. (начинаю читать, дети находят эти предложения в тексте и подключаются к чтению).

4. Работа над выразительностью речи.

— Читая произведение, мы выражаем свои чувства — переживание, радость, горе, боль, и это отображается на нашем лице. Сейчас, показывая вам рисунок  с изображением мимики на лице, вы должны подумать, кому из героев она принадлежит, найти в тексте соответствующую прямую речь и выразительно прочитать, используя  нужную интонацию. (мимика: грусть. злость, удивление. обида).

5. Чтение по ролям.

 V. Итог урока.

— Заканчивается наш урок. Последний вопрос, который я хотела вам задать: Чему научил вас .тот рассказ?

— Вы знаете, ребята, я бы хотела, чтобы каждый Новый Год, а их у вас ещё  будет очень много, был бы для вас всегда веселым, радостным , и чтобы никогда в жизни с вами не произошёл такой случай, как у Миньки Зощенко. Хочу закончить урок словами: «Жизнь дана на добрые дела». И чтобы вы ушли с урока с праздничным настроением я дарю вам эти воздушные шары.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-dlya-nachalnykh-klassov-proizvedenie-mm-zoshchenko-elka.html

М.М.Зощенко «Ёлка». Урок литературного чтения. 4 класс

                              Урок литературного чтения в 4 классе

                              Учитель Михнева Елена Ивановна

                      МБОУ «Подюжская СШ имени В, А, абрамова»

                                  Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка»<\p>

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения
  • Развивающие:
  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Планируемые результаты:

 Предметные – умение работать с текстом ( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Читайте также:  Сочинение по роману герой нашего времени лермонтова 9 класс рассуждение

Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» ( что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование – презентация, аудиозапись, учебник, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой  на урок 

— Посмотрите  за  окно.   За окном у нас зима.  Сядьте, у кого зима любимое время года.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

 Спина? – Прямая!

— В такой морозный зимний день  так хочется солнечного света и тепла. На столах у каждого из вас  лежит солнышко,  мы будем пририсовывать   ему лучи как только что – то новое узнаем или чему – то научимся на уроке. И в конце урока солнце порадует нас своим светом и теплом.

СОЛНЦЕ

А теперь за работу.

— « Закройте глаза  и скажите: «У меня   все получится. Я все  смогу»

II. Давайте составим совместный план урока

  1. 1.Проверка домашнего задания
  2. 2.Знакомство с новым материалом.
  3. 3.Закрепление.
  4. 4.Итог.

Ш.  Проверка домашнего задания.

— Ребята, есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна  по которой мы сейчас путешествуем.

— О какой стране идёт речь? Стране детства

— Давайте вспомним, с   каким произведением из раздела «Страна детства» мы познакомились на прошлом уроке? ( «Корзина с еловыми шишками»)

-Кто автор?  ( К. Г. Паустовский)          

— Кто главные герои в этом произведении? ( Эдвард Григ, Дагни Педерсен, рояль)

СЛАЙД

— Какое домашнее задание вам было задано? (составить синквейн)

— Мы уже знакомы с порядком составления синквейна.

Но  для проверки я выведу памятку вам на слайд

  СЛАЙД

— Проверять будем    правильность построения и

                                    соответствие теме.

— Если всё правильно поднимаете руки вверх, если нет закрываете лицо руками

Схема :

  1. 1.Первая строка –  существительное (тема стихотворения)
  2. 2.Вторая строка – два прилагательных ( описание темы в двух словах )
  3. 3.Третья строка –  три глагола  (описание действия в рамках этой темы)  
  4. 4.Четвертая строка –  предложение (фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
  5. 5.Пятая строка – это  синоним существительному 

  —  Благодарим ребят за работу

 —  Кто научился составлять синквейн пририсуйте лучик

Солнышко – луч <\p>

IY. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

  Развитие внимания

  • кёлкайтснегывц (елка, снег)
  • щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

а) Найти среди буквенного текста слова

Задание:  Какое лишнее? Почему?

-Я вам сегодня на урок тоже принесла ёлку.  А под ёлкой шкатулка идей.

— На какие 2 группы мы можем разделить идей ? ( хорошие и плохие)

-Какие идеи называются плохими? Хорошими?

— Ребята  сейчас представят нам свои идеи, а мы должны определить какая это идея?

Если хорошая поднимаете  карточку  Х и мы весим игрушку на ёлку, если  считаете плохой, то поднимаете букву П и игрушку не весим.

 КАРТОЧКИ       Х  — очень хорошая идея

                                 П – плохая идея

Идеи:

 1. Лучше поставить и нарядить  на Новый год искусственную ёлку , а лес сохранить. (Х)

2. Хорошо бы одному без взрослых  запускать на Новый год петарды  и фейерверки . (П)

3. Надо  учить  стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (Х)

4.На Новый год дарить родным и близким подарки. (Х)

5.     На ёлке зажечь свечи. ( П)

6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (П)

Вывод : прежде чем совершить какой – то поступок, подумай не навредит ли он тебе и окружающим.

 -Кто   умеет отличать хорошие поступки от плохих Солнышко —  луч ( научились понимать что хорошо и что плохо)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

—  Как вы думаете почему я принесла ёлку? ( Мы будем читать произведение о ёлке).

Y I. Давайте проверим. 

Откройте учебник на странице 59 и проверим правильно ли мы определили тему.

—   Как же называется произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться?  Ёлка

-Определите автора этого произведения. (Михаил Михайлович Зощенко)

СЛАЙД

  — Сформулируйте цель и задачи  урока. 

1.Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.

  • Познакомиться с  биографией и  творчеством Зощенко.
  • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
  • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.

— Что мы знаем об этом писателе? ( писал о детях)

Герои рассказов — Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.

YII.Усвоение нового материала.

1. Биография автора (сообщение ученика).

  Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец  был художником. А мама — актриса ,а также  писала рассказы. В семье было 8 детей.

         В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны.   За храбрость и отвагу  был награждён 5орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал.

         В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко   писал рассказы, чтобы  помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками

        Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке

— Что нового узнали об авторе?

СОЛНЦЕ — луч

—          Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая   название и особенности творчества автора? Поможет нам в этом опять наша ёлка

—          О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.

—          Ребята, Новый год в нашей стране наступил. Есть страны, где ещё не праздновали Новый год?

( По восточному календарю Новый год будут праздновать в ночь с 18 на 19 февраля)

Как узнать правы ли мы,? ( надо прочитать)

— Но прежде чем прочитать проведём словарную работу

2. Словарная работа (индивидуально домашнее задание: составление словаря по тексту произведения).

Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….

Длинновязая –   высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не будустесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена

— Встретились ли вам слова значение которых вы не знали?

 — Чем мы сейчас занимались? пополнили свой словарный запас

Солнце – луч  пополнили свой словарный запас

  1. 3.Знакомство с произведением (читают подготовленные дети + чтение произведения актером   ).

Оценка читающих учеников и чтение актёра  классом.

— Кому всё-таки удалось глубже передать эмоциональное состояние героев –учащимся или актёру?

Вывод надо учиться  читать   выразительно. 

Солнышко – познакомились    с  произведением

— Подтвердились ли ваши предположения?

Назовите жанр данного литературного произведения?

— Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.

СОЛНце — луч

VIII. Проверка первичного восприятия

  1. 1.Беседа по содержанию. Мозаика вопросов ( ученики задают друг другу вопросы)

 — От чьего лица идёт текст?                   

(автор-40 лет, о своём детстве)

Где и когда происходят события?           

(в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)

Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)                    

Кто главные герои?(Лёлька и Минька)   

Как праздновали в семье этих героев  праздник?

( музыкальные  произведения  Чайковского)

— Сейчас мы познакомимся с 2 произведениями  композитора Петра Ильича Чайковского.  Какое из них соответствует вашему настроению и настроению  праздника в доме Зощенко?

Кто виноват в том, что праздник получился грустный

(Дети)

 1.Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

 2.Грубили взрослым

3.Выгнали гостей

4.Минька ударил мальчика

5 .Из – за их поссорились взрослые

— Чем закончился праздник? 

 — Хозяева остались одни.  Дети пошли спать.

— Какое решение принял папа?

(Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.)

— Правильно ли он поступил?

Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей,

  — Этот урок пошёл на пользу  Миньке? Докажите.

 (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

— Ребята, для чего мы задавали друг другу вопросы? ( чтобы проанализировать рассказ)

— Что  вы нового узнали  в этой части урока?  (  о композитор его произведения )

СОЛНЦЕ лучик

2.  Работа в группах:   мы знаем правила работы в группах. Не забывайте их соблюдать

  1. 1.Работать дружно, не спеша.
  2. 2.Уважай соседа.
  3. 3.Помогай ему.
  4. 4.Не кричи, не шуми.
  5. 5.Говори спокойно, внятно.

1 группа

 Сопоставление характеристик двух главных героев Лели и Миньки:

У каждого ученика на столе листок с вопросами. 

Леля

Минька

Возраст

    7 лет

    5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

   маленького роста

Характер

  Бойкая

Тихий

2 группа

 Испорченный план. Восстанови последовательность.

  1. Ссора взрослых
  2.  Мама обнаружила испорченные подарки.
  3. Подготовка к Новому году.
  4. Испорченная кукла.
  5. Мама вошла в комнату.
  1. 6.Мама удивилась, что мы остались одни.
  1. Поедание сладостей с ёлки.
  2. Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка.
  3. Пришли гости.
  4. Папа  потушил ёлку.

3группа (Слайд 11) Выборочное чтение.

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова. Укажите страницу и подготовьтесь прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку.

Рисунки

1 рис.– страница ….

Минька, если ты откусил яблоко, то я сейчас другую пастилку съем и возьму себе конфету.

2 рис. – страница ……

Это Минькина работа. — Это меня Лёлька   научила.

3 рис. – страница …..

И тогда все гости стали уходить.

4 рис. – страница ….

Такое воспитание губит моих детей.

4 группа

« Доброе дело»

  Помогите  Лёле и Миньке исправить ситуацию.

Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся

 1. Вместе с мамой наряжать ёлку

        2.  Попросить пастилку

       3. Не заходить без разрешения в комнату

       4. Признаться маме  раньше 

      4. Извиниться перед   гостями

Проверка работ

Сверяем по образцу. 

Самооценка работы групп

Вывод:

Учимся находить выход из трудных  и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие.

Солнце — луч

Солнце  лучик  учились оценивать

X .  Итог урока

  — Какая цель у нас была на уроке? ( познакомиться с произведение, автором и выделить главную мысль)

— Как называется произведение, с которым мы познакомились на уроке?

— Кто автор этого произведения?

 — Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом?

   Работа с пословицами

У меня на доске пословицы. Какая из них подходит к нашему уроку?

  1. 1.Не нужен клад, если в семье лад.
  2. Под лежачий камень и вода не течёт.

— Объясните почему?

 В семье должны жить все дружно и ладить.

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

X I.  Домашнее задание

  1. 1.Приготовить пересказ  мальчикам от лица Миньки, девочкам от лица Лёльки
  2. 2.Нарисовать по желанию  обложку  к рассказу.

XII. Рефлексия

(Слайд 20) Самооценивание  

 Оцените    урок и свою работу на уроке.

Выйдите ко мне те, кто

  1. 1. Своей работой на уроке    я    доволен / не доволен
  2. 2.За урок      я     устал / не устал
  3. 3.Материал урока был  мне       понятен / не понятен

Источник: http://podugaschool.ru/index.php/deyatelnost/metodicheskij-kabinet/metodicheskaya-kopilka/142-yrok/595-m-m-zoshchenko-jolka-urok-literaturnogo-chteniya-4-klass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector