Сочинение мцыри свободолюбивая личность

Мцыри как героическая личность (по поэме м. ю. лермонтова «мцыри»)

Мцыри как героическая личность (по поэме м. ю. лермонтова «мцыри»)

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова относится к сложному периоду в русской истории — эпохе, когда подавлялось всякое стремление к свободе, правде, — к так называемому «безвременью». Это время наложило отпечаток на почти все творчество Лермонтова.

Поэт пытается осмыслить историческую роль своего поколения и не устает упрекать его в трусости, бездушии, подлости. Но во все времена рядом с трусливыми и подлыми живут мужественные, благородные люди.

Таков, например, смелый и свободолюбивый юноша Мцыри из одноименной поэмы.

«Мцыри» — романтическая поэма, написанная по законам этого жанра. Герой в ней ставится в исключительные обстоятельства. Главным мотивом поэмы становится мотив бегства. Герой бежит в неведомый мир, где, по его представлениям, люди живут свободно и счастливо.

Мцыри хочет присоединиться к соплеменникам, которых никогда не видел, но дух которых живет в нем. Он верит, что на его родине, «в краю отцов», где «люди вольны, как орлы», и он сможет быть «не из последних удальцов».

Обратите внимание

Мцыри бежит в бурю, которая как нельзя лучше отражает его душевное состояние, не зря он говорит: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»

Мцыри не попадает на свою родину, он не находит туда дорогу, но он был на воле и ему пришлось пройти через ряд испытаний. Утром после грозы Мцыри обнаруживает, что находится на краю «грозящей бездны». Этот страх скоро забывается, и юноша снова чувствует единение с природой, которую он так хорошо понимает и любит и которая отвечает ему в этом взаимностью.

Утром у ручья Мцыри встречает грузинскую девушку, пение которой его очаровывает. В душе юноши происходит борьба. С одной стороны, здесь человек, который так близок ему по духу: пойти за девушкой — значит найти то племя, к которому она принадлежит, и, быть может, влиться в его ряды.

Но есть другая цель — отыскать далекую родину, а может быть, и отца и мать. Второе берет верх, и в этом проявляется сила духа юноши.

Еще одно испытание выпадает на долю Мцыри — встреча с барсом. Здесь в полной мере проявляется сильный характер героя. Мцыри не боится смерти, он знает, что неволя, монастырь страшнее смерти.

Лучше погибнуть в схватке с этим гордым свободным животным, чем влачить жалкое существование среди унылых, безликих монахов. Мцыри выходит победителем из схватки с барсом, но ему не суждено попасть на родину. Заблудившись в лесу, он снова приходит к монастырю, из которого убежал.

Звон колокола привносит в душу юноши смятение, и его охватывает скорбь об утраченной свободе.

Мцыри за эти три дня на воле постиг так много. Он узнал то, что стремился узнать: для чего приходит человек в этот мир. Теперь он твердо знает, что человек рожден быть свободным.

Важно

Юноша увидел недосягаемый и далекий, но такой прекрасный мир, с его лесами, пышными полями, величественными горными хребтами, увидел голубое небо и солнце. Это навсегда запечатлелось в его памяти.

Чтобы изведать и понять это, стоило бежать из монастыря, терпеть испытания. После этого и смерть уже не кажется такой пугающей.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей,

— говорит монаху умирающий Мцыри.

Исповедь героя перед смертью раскрывает нам его душу. В последние минуты жизни Мцыри просит принести его в сад, чтобы почувствовать еще раз то единение с природой, которое он однажды уже испытал.

Юноша погибает, но внутренне он одерживает победу. Поражение Мцыри только внешнее, оно не отменяет порыва к свободе, жажды единения с природой. Уже сам по себе этот порыв — символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря на то что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет «приют в раю, в святом заоблачном

краю», он все-таки готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. И в этом его победа.

Такие люди, как Мцыри, ставший, по словам Белинского, «отражением в поэзии тени» самого поэта, являются подлинно героическими личностями.



Источник: https://scribble.su/work/10000/231.html

Школьные сочинения

У каждого человека есть свои корни: это родина, родные и близкие люди. Что должен чувствовать человек, потерявший их, как это произошло с Мцыри – главным героем одноименной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Мцыри» – одна из самых замечательных поэм Лермонтова. Лермонтов хотел написать поэму от имени молодого монаха, с детства жившего в монастыре и ничего, кроме священных книг, не читавшего, человека со страстной душой, тяготящегося своим положением невольника.

Мцыри принадлежит к типу лермонтовских героев-борцов, восстающих против насилия над личностью. В основе поэмы – реальная история: на Кавказе Лермонтов встретил монаха-горца, который поведал ему историю своей жизни.

Оказалось, что ребенком он попал в плен и его отдали в один из грузинских монастырей. Юный горец пробовал бежать, а потом долго болел.

Слово «мцыри» в переводе с грузинского языка означает «послушник» и «чужеземец». Таким абсолютным чужеземцем в мире и является герой.

Вырванный силой обстоятельств из родной почвы, он теряет свое место в мире. Все вокруг Мцыри – не только природа, но и человек – живет глубокой, одновременно динамичной и умиротворенной жизнью.

Все, стремясь к небесам, коренится в земле: «волшебные» и «странные голоса»

  • … шептались по кустам,     
  • Как будто речь свою вели
  • О тайнах неба и земли;
  • И все природы голоса
  • Сливались тут…

Заветная мечта героя – возвратиться в родной дом, к родителям. С надеждой попасть на родину Мцыри бежит из монастыря, который считал своей тюрьмой.

Юноша вдыхал воздух свободы, который лечил его пораженную неволей грудь, видел радостные поля, веселые холмы и величественный снежный Кавказ.

Пелена забвения упала с глаз Мцыри, он вспомнил обычаи предков, отца, сестер – и его душа наполнилась силой:

  • …О, я как брат Обняться с бурей был бы, рад!
  • Глазами тучи я следил.
  • Рукою молнию ловил…

В монастыре душа Мцыри была обречена на покорность и раздвоенность, забвение и печаль. Иметь такой могущественный дух – и постоянно его укрощать, мечтать о воле – и жить в заточении, не узнать богатства чувств, которые украшают жизнь, – это для Мцыри было страшнее смерти.

На воле юный горец почувствовал подъем всех душевных сил, наслаждение от величия и красоты природы, решимость пережить все на пути к цели (опасность, голод, поединок с барсом).

Душа Мцыри впервые наполнилась настоящими человеческими чувствами: жаждой борьбы, любовью, надеждой, а потом отчаянием, тоской.

Душа Мцыри стремилась к борьбе, многообразию чувств, человеческому счастью. Жизнь в монастыре после трех дней воли кажется юноше духовной смертью: впереди – только печаль и жалость монастырских прислужников.

Для гордой души это нестерпимо, но в его душе нет раскаяния.

Совет

Надежда вернуться на родину неосуществима, и Мцыри просит перед смертью вынести его в сад: это его последняя надежда увидеть родной Кавказ, услышать в последний раз хотя бы отдаленный звук, который доносится из родного края.

Мцыри стремится на родину, то есть к самому себе, к первоосновам своего бытия, к той почве, из которой он поднялся и от которой был насильственно оторван. Бегство героя – это его ответ на непреодолимый зов родных мест.

Его душа сливается с природой, которая постепенно превращается из родственной, братской во враждебную человеку грозную силу. Родина, на которую стремится Мцыри, приобретает у Лермонтова символическое значение – это воплощение абсолютной свободы. Природа становится символом этого мира.

Но вне этого мира находятся «рай и вечность», которые герой готов променять на «несколько минут» жизни на родине.

Судьба Мцыри – героическое, мощное, но трагически неосуществимое стремление к активной жизни, желание обрести покой в той полной опасностей жизни, от которой его оторвал жестокий рок.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение размышление о свободе на примере поэмы Мцыри» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-1034.htm

Сочинение по произведению Лермонтова “Мцыри” – Сочинения

Лермонтов, как и многие другие писатели его времени настойчиво искал вокруг себя образ идеального героя, который воплотил бы в себе лучшие черты людей своего времени.

Но мрачная реальность 30-х годов XIX века порождала только «бездушных людей», одетых в маски приличия, скрывающих свои истинные чувства, взгляды и эмоции, привыкших и уютно чувствующих себя среди всеобщего маскарада. Другие же, хоть и не носили масок, но были давно разочарованы во всем, разуверены, настроены скептически.

Они, подобно героям «Думы» научились лишь презирать и ненавидеть, пассивно созерцать жизнь, но не быть ее творцами. Поэтому и обращается Лермонтов к стилю романтизма, продолжая популярные в то время байроновские традиции.

В образе Мцыри автор воплотил все свои мечты об истинном герое, мужественном романтике, «огненной душе», видящей смысл жизни в борьбе и протесте.

Поэт ограничил рассказ о детстве и ранней юности героя только одной главой, которая лишь слегка приоткрыла внешние обстоятельства, сформировавшие характер Мцыри.

«Мучительный недуг» пленного ребенка, его физическая слабость граничили с недетской выносливостью, гордостью и отчаянным одиночеством среди монахов. Полное раскрытие души героя мы можем наблюдать в его исповеди чернецу, которая и занимает почти все произведение.

Умирающий Мцыри своим взволнованным монологом посвящает читателя в мир своих потаенных дум, сокровенных чувств и тайных стремлений. Юноша воспринимал свою жизнь в монастыре, как тюрьму, как плен.

Такое существование никак не могло принести ему счастья, но и не могло убить в нем волю к свободе, его порывов и желаний. Наоборот, монастырская жизнь разожгла огонь внутри героя, «пламенную страсть», которая и стала причиной побега.

Обратите внимание

Побега в мир битв и тревог, где люди свободны и вольны, где есть родные и друзья, где прячутся в тучах скалы.

Сбежавший Мцыри не только мечтал обрести дом, близких, утраченную родину, он хотел узнать, что же такое вольная жизнь, настоящая жизнь, прекрасная жизнь. Он хотел найти ответ на вопрос: для тюрьмы или для воли он родился на свет.

Он стремился познать самого себя и спокойное, унылое существование в стенах монастыря никак не могло дать ему ответа на возникшие вопросы. Три дня, проведенные на свободе, несмотря на опасности, которые всюду подстерегали героя, подарили ему радость жизни, блаженство, полноту ощущений и понимание самой сути.

Это короткое время скитаний сквозь соблазны и препятствия убедили юношу, что жизнь прекрасна, что он рожден для воли, что он «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов».

Открывшийся перед ним мир восхитил, ошеломил героя своими яркими красками, многообразием эмоций, звуков, наполнил его душу благоговением и ощущениям слияния с самой основой жизни. Но этот чудесный мир приготовил много неприятных опасностей для юноши.

Ему пришлось испытать страх, жажду, голод, страдание, смертельную битву. Все эти препятствия являются символом жизненных трудностей, которые встают на пути любого человека, испытывая его физические и духовные возможности.

Мцыри обладает могучим непоколебимым духом, который оказывается гораздо важнее его физической слабости. Особенно ярко мы видим это в эпизоде схватки с барсом.

Им движет не страх, а жажда победы, она и помогает хрупкому и слабому юноше выступить богатырем в этом бою и, одолев мощного, опасного противника, ощутить восторг и сладость победы.

Важно

Вольная жизнь постоянно ставит Мцыри перед выбором, предлагая ему различные решения. Встречая грузинку, юноша видит возможный путь, преисполненный радостями любви и простого, безмятежного и спокойного человеческого счастья. Но он преодолевает «сладкую тоску» ради другой, более высокой и прекрасной цели.

Последнее открытие героя стало для него страшным ударом. Заблудившись, он понял, что вернулся вновь и теперь уже навсегда в свою прежнюю тюрьму. Здесь им впервые в жизни овладевает страх, безысходность, тоска и отчаяние. Но даже будучи побежденным, в свой предсмертный час он не изменяет своей мечте о воле и родине и сохраняет невероятную силу духа.

Лермонтов воплотил в образе Мцыри свой любимый идеал — обладающий тягой к воле, отвагой, выносливостью, пламенной страстью, стремление к счастью и победе. Несмотря на короткую жизнь, герой вышел нравственным победителем в схватке с судьбой.

Поэмой «Мцыри» автор хотел призвать своих современников отказаться от пассивной жизни, стремиться к высоким и гуманным целям, преодолевая любые препятствия.

Главная мысль произведения заключается в том, что смысл жизни нужно искать в борьбе, в решимости во имя свободы и добра, в отказе от безразличия и апатии, в желании и стремлении превратиться из раба своей судьбы в ее хозяина.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-mtsyri-lermontov/sochinenie-po-proizvedeniyu-lermontova-mtsyri/

Вольнолюбивая натура Мцыри

Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Мцыри

Готовые Домашние Задания

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри.

Читайте также:  Сочинение по рассказу бежин луг тургенева 6 класс

«Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию.

Эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

Своеобразие личности юноши подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было чуждо его пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она укрепила его. И это разожгло в его душе желание любой ценой увидеть Родину.

Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться. Монастырь превратился для него в тюрьму. Все это подтолкнуло его на побег. Он хочет убежать от людской жизни и спастись в объятиях природы.

Совет

Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него стенами монастыря. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину. Красота, великолепие Кавказа ослепляет Мцыри.

Он сохраняет в памяти «пышные поля, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты».

Эти картины всколыхнули в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме составляет не только фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер и становится одним из способов создания образа. О характере Мцыри можно судить по тому, как он описывает природу. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы. Его совершенно не пугают опасности, которые таятся в ней.

Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о его душевной широте.

Восприятие пейзажа усиливается благодаря красочным эпитетам, которые использует Мцыри в своем рассказе («сердитый вал», «сонные цветы», «горящая бездна»). Эмоциональность образов усиливается с помощью необычных сравнений. Например, деревья на холме напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ как будто навеян воспоминаниями о родных, о родном ауле.

Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти.

Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Своеобразие образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты человека-горца. Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом поэта». Романтический образ Мцыри в этой повести продолжает пробуждать в людях стремление к действию, боренью.

Сочинения по теме:

  • Язык поэмы “Мцыри” сочинение
  • Стремление Мцыри к свободе сочинение
  • Причины побега Мцыри сочинение
  • Трагический побег Мцыри сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/mcyri/volnolubivaya-natura-mcyri

Сочинение на тему Мцыри, как романтический герой в поэме Мцыри, Лермонтов читать бесплатно

­Мцыри, как романтический герой

С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, которых он изображал в своих произведениях, это были свободные и гордые люди с пылким сердцем и могучей волей, как он сам. Главный герой романтической поэмы «Мцыри» – юный послушник монастыря, который против своей воли оказался в стенах унылой обители. Это необычный персонаж, к описанию которого автор относится очень трепетно.

Мцыри красив, полон сил, благороден и свободолюбив. С детства он мечтает о жизни на свободе, рядом с родными и близкими людьми.

Но монастырь, в котором он оказался волею судьбы, стал для него своего рода заточением, духовной тюрьмой.

Обратите внимание

Рожденный на лоне дикой природы среди гор могучего Кавказа, он не мог долго оставаться в заточении. Однажды герой все же вырвался на свободу, где провел целых три дня.

Возможно, это решение уйти на волю из спокойного и мирного монастыря далось ему нелегко. Монахи не были ему врагами и всегда хорошо относились, но они не могли понять ту жажды свободы, которую испытывал Мцыри. Их мир так и не смог заменить ему родной дом. Он не скрывает своих намерений повидать родные края.

Его побег становится дерзким освобождением, желанием породниться со своей непокорной стихией. Ведь внутри, каким бы романтиком Мцыри не был, он оставался бунтарем.

Искренность этого лермонтовского героя вызывает у читателя в первую очередь симпатию. По некоторым эпизодам поэмы можно судить о его мужественности и храбрости.

Так, на воле он попадает под сильную грозу, оказывается в темном и неизведанном лесу, и наконец, сталкивается с могучим, диким барсом.

Даже приближение смерти не ослабляет его волю и жажду к свободе. Победив зверя, он оказывается серьезно раненным и теряет сознание. Очнувшись вновь в монастыре, Мцыри понимает, что далеко ему уйти не удалось.

Все же он благодарен судьбе за то, что она подарила ему шанс провести три прекрасных дня наедине с родной ему природой. По натуре он ужасно одинок.

В полной мере душа героя раскрывается в его исповеди, направленной к старому монаху, когда-то спасшего его ребенком.

Важно

Мцыри так и не может понять, зачем спасать человека, которому суждено провести всю жизнь в заточении, в монастырской келье. В этом монологе он пытается переосмыслить и понять свое несчастливое юношество. Особый акцент писатель делает именно на психологической стороне описания героя, показывая его незаурядной, сильной и свободолюбивой личностью.

см. также:­
Другие сочинения по произведению Мцыри, Лермонтов

Краткое содержание Мцыри, Лермонтов

Характеристика героя Мцыри, Лермонтов

Краткая биография Михаила Лермонтова

Источник: http://www.sdamna5.ru/mtsyri_romantichesky_geroj

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

       Идеалы романтизма, которые были необычайно популярны в Европе начала ХІХ века, нашли живой отклик в душе русского поэта М.Ю.Лермонтова. Он перенес их и в свое творчество, создав настоящие литературные шедевры, среди которых особое место занимают романтические поэмы.

Сам поэт имел мятежную душу и всю свою недолгую, но яркую жизнь стремился к независимости, остро ощущая несправедливость окружающего его общества.

Именно поэтому в своем произведении «Мцыри» он сумел с большой достоверностью и глубиной изобразить трагедию свободолюбивой личности, которая стремится вырваться из неволи даже ценой собственной жизни. 

       В основе сюжета поэмы «Мцыри» лежит трагическая судьба юноши-горца, который еще маленьким мальчиком был пленен русским генералом. Не перенеся «трудов далекого пути», ребенок заболел и остался в монастыре.

Казалось бы, уединенное место и благожелательность монахов должны были успокоить мальчика и приучить его к новой жизни. Но он воспринимал монастырь как свою тюрьму и постоянно смотрел на восток, туда, где остался его родной аул.

Тоска по родине не отпускала Мцыри, и он мечтал хоть ненадолго вернуться к близким, вольным, как орлы, людям. 

       Самое большое желание Мцыри – «узнать, для воли иль тюрьмы» он пришел в этот мир. Как и положено персонажу романтической поэмы, он протестует против неволи и бежит из монастыря. Вскоре оказывается, что ему суждено насладиться свободой только в течение трех дней. Но Мцыри не жалеет об этом, потому что для него жизнь «без этих трех блаженных дней» была бы лишена смысла. 

Совет

       Романтики считали, что полнота жизни измеряется не количеством прожитых дней, а их качеством. Мцыри всего за три дня тоже испытал многое.

Он смог почувствовать себя храбрым воином, победил в схватке с барсом, пережил влюбленность в “деву гор”. Но главное – юноша понял, что если бы не плен, он был бы «не из последних молодцов».

Мцыри оказался мужественной, исключительной личностью, как этого и требуют особенности романтической поэмы. 

       Еще одна характерная особенность таких произведений – это исключительные обстоятельства, в которых действует герой. Лермонтов изображает экзотическую природу Кавказа, которую он сам очень любил.

Мцыри видит «горные хребты, причудливые, как мечты», «груды тёмных скал». Он готов обняться с бурей, ловить руками молнии, не боится, когда «миллионом черных глаз» на него смотрит темнота ночи.

Гармония природы, её величие противопоставлены сумрачным стенам монастырских келий, в которых царит атмосфера покорности и смирения. 

       Путь героя на родину оказывается трагическим, и это тоже вписывается в особенности романтического произведения, потому что романтики верили в рок, судьбу. Мцыри суждено вернуться в монастырь, и он не может изменить роковое стечение обстоятельств. Но зато герой может сделать для себя главный выбор: жить в неволе или умереть. Мцыри выбирает смерть. 

       Таким образом, основная идея лучшей романтической поэмы Лермонтова заключается в прославлении свободолюбивой личности, в полном отрицании смирения и рабства. Конечно, Лермонтов понимал, что абсолютная свобода для человека — это всего лишь идеал. Но, изображая трагическую судьбу Мцыри, поэт заставлял читателей поверить в то, что к этому идеалу нужно стремиться.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/58-sochinenie-na-temu-mtsyri-m-yu-lermontova-kak-romanticheskaya-poema.html

Творчество М.Ю Лермонтова Свободолюбивый характер Мцыри

8 класс

Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова

Тема: “Свободолюбивый характер Мцыри”

Цели.

Образовательные:  раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: презентация к к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010г.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивация.

– Соберите разрезанное высказывание. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее)

– Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены – де – Сталь.

– Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.

Сообщение темы урока: “Свободолюбивый характер Мцыри”

3.Слово учителя

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Это проблемный вопрос записан на доске).

Для Мцыри жить – это значит:

1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…

2. Не томиться в душных кельях, а …

3. Не склоняться перед алтарем, а …

4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…

Эпиграфом к уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

что за огненная душа,что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!В.Г. Белинский

– Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная)

– А каково значение слова “свобода” по словарю Даля?

4. Проверка д/з.

А) Лексическая работа.

Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.

– Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу

5. Организация совместного целеполагания.

Обратите внимание

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше « неугодном и непокорном, как в пылу гнева назвал его отец.

Сообщение .

Отрывок из Библии:– Во время одной из битв войны почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит каждого, кто отведает пищи раньше, чем отомстит своим врагам. И никто не вкусил хлеба.

Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разбил врага, и не зная о заклятии отца.

Но Саул решил казнить сына, спросив: «Что сделал ты?» – «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть», – ответил герой. 

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнёс эти слова Ионофан , отвечая Саулу?
(В самом ответе Ионафана нелепость происходящей несправедливости. )
– Почему должен гибнуть человек? – таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога («с небом гордая вражда»), это защита права на свободу.

-Первоначально эпиграфом к поэме « Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение « Родина бывает только одна» Почему, по- вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии( вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю»)

-Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

-Какова тема поэмы « Мцыри»?

( Тема « Мцыри»- судьба романтического героя- сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу .Тема поэмы переплетается с темой библейской легенды. Ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

6.Работа с текстом.

Сообщение ученика. История Мцыри.

– Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри .

Читайте также:  Сочинение по картине рябушкина московская девушка 17 века 8 класс описание

Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах.

Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

– Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)

Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо.

Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, – Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Важно

Если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.

– Почему же все – таки они не стали спасителями?

Ответы, размышления учащихся.

Обобщение учителя.

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний,. С этим Мцыри смириться не хочет.

7. Формирование знаний и умений.

А) Аналитическая беседа

  Уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.

Он был, казалось, лет шести.Как серна гор, пуглив и дик.И слаб и гибок, как тростник,Но в нем мучительный недугРазвил тогда могучий духЕго отцов…Даже слабый стон из детскихГуб не вылетал…И тихо, гордо умирал.

Бродил безмолвен, одинок.

Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить таблиц,отражающую черты характера Мцыри. Записываем в таблицу главную черту его характера, проявившуюся в монастыре. (Могучий дух, гордо тихо умирал)

Б) – Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

– А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)

Худ.приемы (эпитеты, сравнения), используемые поэтом, не поддаются образному восприятию, а только чувственном и являются тому подтверждением).

– О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)

– Прочитайте, какой он ее представляет?

– И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение.

(Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также, как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)

 – Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста.

Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог.

  • Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной.
  • Задумал я взглянуть на дальние поля.
  • Я цель одну – пройти в родимую страну имел в душе.

Вывод:Какая же цель двигала им?

Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

– Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему)

Б) Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме

– Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.)

Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек.

– Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега.

– Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому /шакал кричал и плакал, как дитя)

– Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри.

В) Самостоятельная работа.

– В карточках (см. Приложение) у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.

– Почему так много художественных приемов в одном описании?

Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.

– На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни)

Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

– Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери).

– Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря)

1) – Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?

  • Бегство из монастыря дало ощущение единения с природой.
  • Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску = способность любить.

– Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)

  • Бой с барсом. – Почему он с ним сразился, ведь мог спокойно уйти, пока тот его не заметил? (Познал счастье борьбы, восторг победы, узнал, что силен, смел)

Г) Групповая работа.

– В третьем задании карточки прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку.

В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.

Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)

Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

IV. – Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)

– А что значит, жить для вас?

6. Закрепление знаний и умений. Образ Мцыри.

В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

А) Создание проблемной ситуации.

– Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

  • Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.
  • Он узнал, что смел, бесстрашен.
  • Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.
  • Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.

7. Обобщение. Развернутый ответ на вопрос.

– Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.(Cм. Приложение)

8. Рефлексия. Упражнение “Незаконченные предложения”.

– В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

– Доволен ли ты тем, как прошел урок?

– Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

10. Организация домашнего задания. с.240-243, подг. к тесту.

Написать сочинение-миниатюру (по выбору учащихся):

  • Что значит для Мцыри жить
  • Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

Приложение:

Комплексные задания по теме «Свободолюбивый характер Мцыри»

  1. В течение урока вам необходимо заполнить таблицу, отражающую черты характера Мцыри.

Черты характера Ключевые эпизоды Цитаты (одна – две)

2 . Прочитайте фрагмент описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.

…Все, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно опять.

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул, пока полдневный зной

Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.

3 . Прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в эпизоде боя с барсом.

…вой протяжный, жалобный, как стон, раздался вдруг…

Он застонал, как человек,

и опрокинулся…

…и мы, сплетясь, как пара змей,

обнявшись крепче двух друзей,

упали разом…

…и я был страшен в этот миг,

как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

как будто сам я был рожден

в семействе барсов и волков.

…он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!…

– Какую роль они выполняют?

4. Развернутый ответ на вопрос.

– Почему погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет данная опора.

Истоки трагедии Мцыри – условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его_____________________ и

привели к_________________________.Его последнее желание –____________ ________. Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

10

Козлова Лидия Васильевна Урок по произведению М.Ю. Лермонтова « Мцыри»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tvorchiestvo-m-iu-liermontova-svobodoliubivyi-kharaktier-mtsyri

Свободолюбивый «могучий дух» Мцыри

Свободолюбивый «могучий дух», которым была проникнута поэма «Мцыри», вызвал негодование реакционеров. Этот дух называли преступным. Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», писал один реакционный критик по поводу Мцыри, имея при этом в виду и самого автора.

С восторгом отзывался о «могучем духе» Мцыри современник Лермонтова, критик Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух у этого Мцыри», – говорил он, отмечая близость между чувствами автора и его героя. Лермонтов писал свою поэму со страстным воодушевлением. Когда он её только что закончил (это было летом 1839г., в Царском селе, ныне г.

Пушкин), к нему зашёл знакомый писатель.

С пылающим лицом, с горящими глазами встретил его Лермонтов. «Садитесь и слушайте», – сказал он и прочёл ему от начала до конца поэму «Мцыри». И недаром так богат язык поэмы: как будто бы «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров» (В. Г.

Совет

Белинский), – сама природа, сама земля, права которой Лермонтов отстаивал у неба, служила ему. В поэме «Мцыри» действие развивается в двух планах: тоска по идеалу, романтическая мечта о далёкой прекрасной, неведомой родине, – и реальные блуждания мальчика-горца, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути и плутавшего в лесу.

И его тоска не просто тоска по родному аулу. Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе… – Впечатление от кавказской природы, от развалин старинных монастырей, то, что знал он о жизни горцев, – всё послужило поэту материалом для этой романтической поэмы. Жизненная основа делает поэму «Мцыри» живой, яркой, убедительной.

Монастырь, описанный в поэме, сохранился. Его теперь называют «Мцыри», и сюда направляются экскурсии туристов. Плавно скользит лодка по гладкой поверхности Куры. Справа и слева возвышаются горы, покрытые лесом. Кругом развалины старинных дворцов и замков.

А вдали, прямо перед нами, над обрывом, на голой скалистой горе, при слиянии Арагвы и Куры, высятся развалины монастыря Джвари, или Джварис – сакдари (Храм креста): Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод…

Пейзаж всё тот же. Так же раскинулся у подножия горы небольшой городок Мцхета, древняя столица Грузии.

Так же четко рисуется церковный свод на фоне голубого южного неба, и так же можно различить, приблизившись, «столбы обрушенных ворот, и башни…» Только Кура и Арагва, сливаясь, не шумят, а текут плавно, после того как здесь сооружена гидроэлектростанция.

У Мцхета сходятся с одной стороны ущелье реки Куры с его полуобнаженными скалистыми горами, с другой – покрытое лесом ущелье Арагвы, выходящее из пригорья Главного Кавказского хребта в обширную Мцхетскую долину.

Обратите внимание

Узкая тропинка меж зарослей кустарника приводит на скалистую гору со скудной растительностью, к суровому монастырю. Только одно чахлое дерево растет у входа. Внутренний вид монастыря Джвори даёт яркое ощущение поэтической действительности, созданной Лермонтовым.

Особенно поражают расположенные высоко над полом узкие, длинные окна с решетками: тюрьма! В тесной тёмной церкви во время ранней утренней службы стоял худенький, слабый мальчик, ещё не совсем проснувшийся, разбуженный оглушительным колокольным звоном от сладкого утреннего сна. И ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи. А там, в вышине, на решетчатом окне играло солнце:

    О, как туда хотелось мне, От мрака кельи и молитв, В тот чудный мир страстей и битв… Я слезы горькие глотал, И детский голос мой дрожал, Когда я пел хвалу тому, Кто на земле мне одному Дал вместо родины – тюрьму…
Читайте также:  Образ и характеристика кусаки в рассказе кусака андреева

Образ монастыря-тюрьмы был для Лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, подрезает крылья человеку, мешает свободному полету его духа, лишает права на жизнь и борьбу. Развалины монастыря Джвари помогли поэту создать этот образ громадного прогрессивного значения.

Но, создавая свой поэтический мир, Лермонтов не сфотографировал действительность, он отбирал из неё нужные для его замысла черты. И образ монастыря в поэме «Мцыри» не повторяет точно Джвари. Для развития действия нужны были черты, которые Джвари отсутствовали.

С горы, где расположен этот монастырь, не видно снежных гор Кавказа, на этой голой скалистой горе не могло быть и цветущего сада, куда просит Мцыри перенести его перед смертью.

И свежая трава, и акации, и душистый воздух – всё это было на соседней горе Зеда-Зени, откуда «виден и Кавказ».

Именно эта высокая гора и закрывает вид на снежные горы. Гора Зеда – Зени помогла Лермонтову создать и воплотить сюжет трехдневных блужданий Мцыри.

После знакомства с этими местами становится понятно, почему Мцыри, проплутав в лесу, снова вернулся к своей тюрьме: на его пути встала большая, покрытая лесом гора; он заблудился в лесу, обошёл эту гору кругом и вернулся к месту, откуда бежал.

Название горы Зеда-Зени в переводе с грузинского значит: «верх на верхе» или «гора на высоте». По её отвесным утесам и спускался Мцыри к потоку, «держась за гибкие кусты». А выйдя наконец из леса, он увидел две горы:

    Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеною. Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко…

Эти «две горы» Лермонтов хорошо запомнил: мы видим их и на его картине с изображением Военно-Грузинской дороги близ станции Мцхета. Именно благодаря конкретным чертам местности поэту удалось так правдиво и убедительно описать побег Мцыри.

Мцыри был вынослив, как его сородичи. Он с детства привык лазить по горам. Аулы его племени повисли, как орлиные гнёзда, на уступах скал, и к ним вели едва проходимые тропинки. Мцыри увезли шестилетним мальчиком. Он хорошо помнил родные места и сохранил с детства приёмы и навыки горца.

Мечтая о доме, Мцыри все время смотрит на восток. Он принадлежит к одному из горных племен, живших в одном из самых величественных и диких мест Кавказа, к востоку от Военно-Грузинской дороги.

Важно

Племена эти, тушины, пилавы и хевсуры, известны в грузинских летописях под именем пховелов. Они отличались баснословной храбростью, про них пели песни. Сдаваться в плен у них считалось позором. В сражениях иногда участвовали мальчики моложе 15 лет.

В черновиках поэмы сохранилось описание сородичей Мцыри. Лермонтов точно воспроизвел их костюм.

Мечтая о родном доме, юноша видит сон. Земля гудит под тысячью копыт. Несутся всадники в боевом вооружении. На каждом – стальной шлем и красный бешмет. Именно так одевались воины этих горных племен. Они носили красную или синюю суконную одежду, а отправляясь в бой, воин был весь закован в железо и на голове его был надет шишак с сеткой, покрывающей шею.

С диким свистом всадники промчались мимо Мцыри, и каждый, наклонившийся с коня, «кидал презренья полный взгляд на мой монашеский наряд». Мцыри был «душой дитя» – то есть существо, полное жизни, «судьбой монах» – то есть человек, который обязан отказаться от жизни. В этом заключался трагизм героя поэмы. Но Мцыри не только судьбой монах, он ещё и пленник.

Он раб и сирота, его родители погибли – они убиты врагами его земли. В городке, который расстилался там, внизу, у подножия горы, где стоял монастырь, были такие же как и он, дети, у них были родители, а он никому не мог сказать «священных слов»: «отец»и «мать».

Там, внизу, было и кладбище, где покоились дорогие умершие, а у Мцыри не было не только «милых душ», но и могил.

Источник: http://www.testsoch.info/svobodolyubivyj-moguchij-dux-mcyri/

Тема свободы в поэме «Мцыри» Лермонтова – раскрытие символа свободолюбивой личности для сочинения » Сочинение на EraInfo.ru

Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца.

А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью.

В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.

Совет

Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится.

Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует.

Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование.

Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?

Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:

«Таких две жизни за одну, Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог»

А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.

Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы.

Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова.

Обратите внимание

Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.

Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны.

Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов.

Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:

«Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской; Ее пред небом и землей Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю»

Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.

В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».

Источник: http://erainfo.ru/tema-svobody-v-poeme-mcyri-lermontova-raskrytie-simvola-svobodolyubivoj-lichnosti-dlya-sochineniya/

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

А. С. Пушкин

В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..>

Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа — символ свободы. В том, что герой поэмы — пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит.

Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны.

Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.

Важно

Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза:

Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением:

…Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню,

Я поднял голову мою…

Но свобода — это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза:

Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…

Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры.

А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя.

В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах:

На мне печать свою тюрьма Оставила…

Совет

Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» — это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: http://sochinenie-na5.ru/tema-svobody-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector