Сочинение мужик в повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (образ и характеристика)

Образ мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал­тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ­мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири­ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча­сти простого народа в царской России. Писатель про­тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен­ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы.

Обратите внимание

Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене­ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге­нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу­чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива­ет в его облике физическую мощь, громадную силу.

И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина — мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро.

Яблоки с дерева доставать — легко, картофель в земле добыть — тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить — не проблема.

Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, — все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

Однако горькой иронией указывает сатирик на ребское поведение мужика. Добыв для генералов яблок, он дал им по десятку, а себе взял только одно, да и то кислое.

Услужив своим эксплуататорам, мужик не забыл спросить: «Довольны ли вы, господа генералы?» — отдыхал только с вычайшего позволения. Боясь потерять того, кто обеспечивает им жизнь, генералы-паразиты просят мужика свить для самого себя веревочку, чтоб потом привязать его к дереву.

С каждым днем мужик проявляет ради генералов все большую изобретательность. «Стал даже в пригоршне суп варить», — сообщает автор.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» — с едкой насмешкой говорит сатирик.

Важно

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным «океан-море переплыть», а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: «кормит генералов селедками».

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм­ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи­на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре­менно силу и слабость простого русского народа в эпо­ху самодержавия.

Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть­янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика.

Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род­ной страны полна «Повесть…».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе­ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще­ство …

Предвидение это объясняется тем, что Салты­ков прекрасно знал психику представителей культур­ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах.

Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб­на…»

Источник: http://5litra.ru/soch/155-obraz-muzhika-v-skazke-m-e-saltykova-schedrina-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil.html

Образ мужика в «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сатирические сказки — наиболее важное создание М.Е. Салтыкова-Щедрина. Этот жанр помог писателю обойти цензуру и донести свои мысли об основных проблемах, царивших вокруг.

Наиболее популярной сказкой автора стала «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В центре повествования стоят два генерала, очутившиеся на безлюдном острове.

Проживая в столице, те вовсе не знали проблем: работа составила у них лишь одно умение — говорить о своем почтении и преданности вышестоящим лицам. В итоге они получили пенсию, которая позволила им жить спокойной жизнью в сытости и сохранности.

Совет

Но сказочным образом они попадают на необитаемый остров, где находясь среди изобилия ягод, грибов, диких животных и рыбы, чуть не умирают от голода.

Они типичные представители верхушки общества, которые привыкли, что все приносится им будто по мановению волшебной палочки.

А сами они умеют лишь требовать. Сначала складывается впечатления, что это довольно властные, уверенные в себе люди. Однако такое их состояние — лишь фикция.

Они слабы и зависимы. Ведь без посторонней помощи они не могут ни одеться, ни поесть. И сами они понимают эту свою слабость, ведь в критической ситуации бросаются на поиски мужика. Генералы воспринимают мужика как вещь, как нечто само собой полагающееся, что всегда должно быть рядом с ними.

Потому они и с абсолютной уверенностью в успехе, начинают искать мужика. Ведь они здесь, значит и мужик где-то должен быть рядом. И они находят его спящим на улице. И тот начинает на них работать. Автор называет героя мужчинкой. Но, описывая его внешний вид, намеренно подчеркивает его гигантскую силу и стойкость.

Мужчинка он потому, что несмотря на свои физические возможности, он не может дать отпора.

Такое отношение к себе — привычное состояние для простого мужика, которое уже стало передаваться по наследству. Он сам ощущает себя как раб, и не видит иного предназначения своей жизни.

Мужик же сметлив, любое дело у него спорится: он и на дерево за яблоками залезет, и картофель выкопает, и из своих волос ловушки для рябчиков изготовит, потом поймает птиц и приготовит. Салтыков-Щедрин этим восхищен.

Но с нотой горькой иронии автор говорит о поведении мужика как раба.

Он все время спрашивает генералов о том, довольны ли они или нет, боится лишний раз отдохнуть и просит на это разрешение.

Его услужливость генералам с течением дней только растет и показывается писателем в гиперболизированной форме: например, он варит генералам кашу в пригоршне да строит им настоящий корабль, дно которого выстелено лебяжьим пухом.

Обратите внимание

Наградой мужика по прибытию в Петербург стала рюмка водки. Это вознаграждение насмешливо противопоставлено всему тому, что сделал мужик для генералов. Но тому больше и не нужно.

В данном произведении Салтыкову-Щедрину удалось мастерски передать необъяснимое сочетание силы и слабости в характере простого русского народа во время самодержавия.

Автор говорит о том, что у простого народа имеется огромный потенциал, но большая его часть не используется и вокруг царит крестьянская пассивность, покорность и служение.

Душа писателя болит за русский народ, он призывает людей посмотреть на себя со стороны и хоть что-то изменить в нормах своей жизни, а значит и в жизни родной стороны.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/06/obraz-muzhika-povest-kak-muzhik-dvuh-generalov.html

Образы генералов в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными.

“Служили генералы всю жизнь в какой то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали”, “имели каждый свою кухарку и получали пенсию”. Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь.

Они даже не могли понять, “что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет”, думали, “что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”.

Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и “булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы”. Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик.

“Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает!” – так рассуждают генералы. После того как стали они сытыми и веселыми, появилась новая проблема: “вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются и накапливаются”.

Теперь, когда не надо больше заботиться о том, что поесть, где это достать, генералы размышляют о жизни, вспоминают, как им жилось на Подъяческой, читают “Московские ведомости”: “Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!” У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома.

Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра.

“Веселись, мужичина!” Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе.

Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков Щедрин в своих сказках показывает необходимость перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права.

Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны.

Важно

М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушние, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России. Многое в описании жизни генералов является достоверным и правдоподобным.

Вместе с тем есть детали, поступки, которые кажутся странными, необыкновенными и фантастическими. Например, тот факт, что “набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова.

Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег…”

Фантастика Салтыкова Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образы генералов в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и…
  2. Образы двух важнейших персонажей поэмы Кочубея и Мазепы Несравненно менее содержательными, чем источники, послужившие для исторической сюжетной линии поэмы, были материалы, которыми располагал Пушкин для построения ее “новеллистической”,…
  3. Краткое содержание романа Диккенса “Повесть о двух городах” XVIII век. Высокопоставленный служащий известной банковской конторы едет во Францию с весьма непростым поручением: он должен сообщить дочери своего старого…
  4. Образы русского фольклора в сказке “Конек-Горбунок” Школьное сочинение для 1 и 4 классов по мотивам сказки Ершова “Конек-Горбунок”. “Конек-Горбунок” – это оригинальное авторское произведение, а не…
  5. Сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, повесть о шемякином суде В основе повести лежит сюжет о судебной тяжбе двух братьев-крестьян, богатого и бедного. Повесть изобличает неправый суд на Руси в…
  6. Образы фантастических существ в сказке В. Королева-Старого “Потерчата” Василий Королев-Старый написал для детей много произведений, В сборнике “Нечистая сила” он изобразил домовых и мавок, русалок и потерчат. И…
  7. Художественные образы в романе-сказке “Город трех Толстяков” Эта поэма могла подействовать сильнее на воображение читателя, чем та единственная фраза, которую придумал сказочник: “Десять пчел слетелись к пирожным,…
  8. Образы Малыша и Карлсона в одноименной сказке Астрид Линдгрен В повседневное, будничное житье-бытье большого современного города, с ежедневным хождением людей на службу, с привычным чтением падких до сенсаций, одуряющих…
  9. “Повесть о разорении Рязани Батыем” один из шедевров древнерусской литературы Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего…
  10. Назовите вечные образы в мировой литературе (на примере изученных произведений). Охарактеризуйте один на выбор Вечные образы – литературные персонажи, которые получили многократное воплощение в искусстве разных стран, разных эпох и стали “знаками” культуры: Преметей,…
  11. Мужик с топором в пушкинском романе “Капитанская дочка” Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и…
  12. Пан і мужик у поемі Н. А. Некрасова “Кому на русі жити добре” Твір по літературі: Пан і мужик у поемі Н. А. Некрасова “Кому на русі жити добре” Поема “Кому на Русі…
  13. А. И. Солженицын: “Один день Ивана Денисовича”; “Один А. И. Солженицын: “Один день Ивана Денисовича” “Один день Ивана Денисовича” связан с одним из фактов биографии самого автора –…
  14. Художественные образы в творчестве Салтыкова Художественные образы в творчестве Салтыкова МРАК-ХОЛОД-НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлевского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и…
  15. Сатирическая повесть М. Булгакова “Собачье сердце” как повесть-предупреждение “Собачье сердце” открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, – эволюции и революции, стремления к познанию окружающего…
  16. Как соотносятся взгляды на события двух “авторов” – Гринева и Пушкина? Продолжим рассмотрение проблемы взаимоотношений рассказчика и действительного автора “Капитанской дочки”. Мы уже знаем, что Пушкин определил главную роль Гринева как…
  17. Один день героя Солженицына Солженицын уже тогда – если не знал, то предчувствовал: срок, накрученный стране партией большевиков, подходит к концу. И ради приближения…
  18. Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин – один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,…
  19. “Генералы песчаных карьеров” – один из самых известных романов писателя Жоржи Амаду Бразильский писатель, общественный и политический деятель. Член Бразильской компартии. В первых романах “Какао” (1933) и “Пот” (1934) А. стремился документально…
  20. Детская литература на рубеже двух столетий На рубеже двух столетий и в начале нашего века на русский язык переводится много новинок иностранной литературы, а также некоторые…
Читайте также:  Сочинение мой любимый писатель и поэт лермонтов

Источник: https://ege-russian.ru/obrazy-generalov-v-skazke-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil/

Образ мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Образ мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Сказки мы знаем с детства, добрые и поучительные, забавные и страшные.

Всех их объединяет одно: добро непременно должно побеждать зло. Ведь без этого не может обойтись ни одна сказка. Такие волшебные произведения появляются и в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Только наполняются они совершенно другим содержанием.

Главным в повествовании становится не противостояние положительных и отрицательных героев, а сатирическое описание действительности. Писа-гель жил в очень сложное время. В период, когда были написаны первые три его сказки (1860 год), Александр II отменил крепостное право.

Но это совершенно не сказалось на быте мужика: он не стал жить лучше. Манифест от 19 февраля остался всего лишь простой бумажкой, которая по-прежнему не давала простым людям никакой свободы. Подобные исторические события и находят отражение в сказочных произведениях писателя. И в центре его внимания находится образ мужика.

Он не показан невежественным или неотесанным. При этом писатель не превозносит простого чело-века из народа до небес, не идеализирует его. Салтыков-Щедрин старается подобрать такие слова и краски, которые позволили бы нам понять истинный образ мужика и мир, в котором он живет.

Интересные его черты и качества писатель подме-| ил и описал в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Уже само название произведения преподнесено в ироничном ключе. Рассматривать его можно с двух сторон. Во-первых, обращает на себя внимание то, что один человек смог прокормить двух.

Во-вторых, точное определение количества генералов тоже невольно вызывает улыбку. Можно даже прочитать название произведение с неким вызовом: прокормил целых двух человек.

Так в самом названии текста писатель говорит о том, что главным героем будет мужик.

Совет

С самого начала произведения автор обозначает большую пропасть между двумя мирами: мужика и генералов. Также для описания последних писатель использует сатирические краски. Показано, что они совершенно оторваны от той действительности, в которой живут.

Например, регистратура, в которой служили генералы, получает определение какой-то»: «Служили генералы всю жизнь в какой регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимая. И провели они в этом учреждении всю жизнь, то есть их мир замкнут службой и домом.

У них нет и никогда не будет никакого жизненного опыта, который помог бы им выжить в других условиях, если бы они случайно выпали бы из этого круговорота  Так повествование преобразуется в сказку — генералы попадают на необитаемый остров.

Автор не дает их точного портрета, но замечает, что когда они очутились на острове, то на них были ночные рубашки и ордена на шее. Несмотря на то то генералы прожили на свете довольно долго, мни не умеют ничего делать.

Так с каждой фразой сатира писателя становится более едкой. Остров оказался не таким уже необитаемым: в лесу полно дичи, в озере рыбы, на деревьях фруктов. И, несмотря на то что им очень хочется есть, они садятся читать «Московские ведомости».

Ведь генералы совершенно не знают, как все это богатство можно побрать и приготовить.

Так в своей сказке М. Е. Салтыков-Щедрин показывает генералов беспомощными и неприспособленными к жизни людьми. Сатирические краски, используемые писателем в повествовании, показывают и внутреннее убожество богатых людей. Все это создает определенную почву для того, чтобы в контрасте показать находчивость и смекалку русского мужика, который тоже появляется в сказке.

Решение о том, что следует найти мужика, чтобы не умереть с голоду, приходит в голову бывшему учителю каллиграфии. Снова проскальзывают в сказке иронические нотки. Генералы совершенно не задумываются о том, что на необитаемом острове никого быть не должно. Но они смогли найти мужика по хлебному запаху.

«Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след». Такой штрих в портрете простого человека очень верно подмечен писателем. Образ мужика непременно соотносится с хлебом. Стоит вспомнить множество русских пословиц и поговорок, связанных с этим продуктом. Например, хлеб всему голова.

Вот такой головой и становится в этой сказке простой человек.

Обратите внимание

При описании главного героя, кажется, что перед нами предстает некий русский богатырь, который готов защитить правого и наказать обидчика: «…подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина».

Но ему в конечном итоге приходится делать вполне банальные вещи: накормить несчастных и голодных генералов. При этом они были ужасно рассержены, что он спит в то время, когда они хотят есть.

И мужик «зачал… перед ними действовать».

Сказочные и иронические интонации исчезают из произведения, и мы понимаем, что писатель с грустью смотрит на готовность и старания мужика накормить генералов.

Он показывает, что простой человек сохранил прежнюю психологию, ведь от него никто не требовал помогать и подчиняться генералам. Но он начинает их обслуживать, потому что такое раболепство было заложено у него в крови.

Наверное, должно пройти немало лет с отмены крепостного права, чтобы простой трудящийся человек смог наконец почувствовал вкус свободы.

Но в следующем же абзаце такие печальные нотки словно улетучиваются. Мужик ловко и проворно смог накормить генералов практически с первой же минуты встречи. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое.

Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю: потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика.

Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

Важно

В этом небольшом отрывке представлен самый полный и красочный портрет простого человека. Благодаря своей смекалке и труду он смог накормить не только себя (помним, что он большой мужичина), но и двух генералов, которые даже не знали, с какой стороны подойти к дереву.

Но в их глазах мужик все равно остается тунеядцем, человеком, живущим за чужой счет. Однако такое определение скорее можно отнести не к простому человеку, а к двум генералам.

Так образ мужика становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются отрицательные качества богатых и ленивых людей.

Портрет простого человека по ходу повествования пополняется новыми чертами. Мужик очень быстро смог приспособиться к новым хозяевам: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

Но смекалка и умение найти выход из любых обстоятельств не позволяют мужику понять, что он может и не работать на генералов. Ведь они находятся на необитаемом острове — далеко от всех правил и норм русской действительности. При этом он сам себя закрепощает: вьет веревку, чтобы его привязали к дереву.

Такая черта простого человека очень тонко подмечена писателем. При хорошем хозяине некоторые крестьяне оставались даже тогда, когда получали вольную. Вскоре мужик строит корабль, устилает его дно лебяжьим пухом и везет генералов домой, в Подьяческую.

Читайте также:  Анализ рассказа студент чехова сочинение

В конце произведения появляются грустные и в тоже время сатирические нотки: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Отмена крепостного права не принесла самого главного, она не раскрепостила крестьян духовно.

Они не смогли понять и почувствовать того, что приносил им этот закон. Но, несмотря, на все подобные противоречия сказка М. Е.

Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает показать, что генералы на самом деле намного глупее мужика, который смог и в сказочной жизни приспособиться и не умереть с голоду. Писатель не изображает его глупым и неразумным и в то же время не восхваляет.

Совет

Мужик сам показывает все оттенки своей натуры: трудолюбие, находчивость, смекалку и пока еще раболепство перед богатыми, которые никак не хотят дать простому человеку вольную не только на бумаге, но и в жизни.

Источник: https://prepodka.net/obraz-muzhika-v-skazke-m-e-saltykova-shhedrina-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil/

Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова Щедрина ««Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил / Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова Щедрина ««Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Творчество М. Е. Салтыкова Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы.

    В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию».

Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик.

«Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает!» – так рассуждают генералы. После того как стали они сытыми и веселыми, появилась новая проблема: «вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются и накапливаются».

Теперь, когда не надо больше заботиться о том, что поесть, где это достать, генералы размышляют о жизни, вспоминают, как им жилось на Подъяческой, читают «Московские ведомости»: «Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!» У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома.     Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра. «Веселись, мужичина!» Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе.     Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков Щедрин в своих сказках показывает необходимость перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права. Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны.     М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушние, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.     Многое в описании жизни генералов является достоверным и правдоподобным. Вместе с тем есть детали, поступки, которые кажутся странными, необыкновенными и фантастическими. Например, тот факт, что «набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег…»

    Фантастика Салтыкова Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни.

Добавил: 0verAic

34694 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00124531254653114915

Сочинение на тему «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Большая группа сказок посвящена теме: народ и Народ и господ    господствующие классы. Эта тема, одна из глав в творчестве Щедрина, была поставлена им уже в первой его сказке «Повесть о том, как один мужик двух   генералов прокормил»   (1869). В сказке изображены два генерала.

Это бывшие чиновники, которые  дослужились до генеральского звания. Всю жизнь они служили «в какой-то регистратуре», которую впоследствии упразднили «за ненадобностью». «Там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали».

Генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

Обратите внимание

Только попав на необитаемый остров, генералы узнают, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт», и догадываются, что «если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить».

Всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. Ничего иного делать они не умеют и, оказавшись на острове, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают», в ручьях рыба кишит, а на деревьях плоды висят, чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами.

Бездельники, привыкшие к паразитической жизни, они даже не сомневаются в своём праве на чужой труд и убеждены в том, что если бы им удалось найти мужика, то «он бы… сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы». Уверены они и в том, что «мужик везде есть, стоит только поискать его!» После долгих.

поисков они находят мужика, который спал под деревом и, как им кажется, «самым нахальным образом уклонялся  от работы».

Народ, говорит своей сказкой сатирик, создаёт все блага жизни, но в эксплуататорском обществе они достаются угнетателям. Генералы и олицетворяют в сказке мир угнетателей, мужик — народ  и его судьбу.

Угнетатели жадны и злы, тупы и ленивы, неблагодарны и трусливы, народ бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. Но на наглость и жестокость угнетателей он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. С горькой иронией рассказывает сатирик о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудился на генералов.

«И зачал он перед ними действовать. Полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых Яблоков, а себе взял одно, кислое.

Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку — и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика.

Наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам даже пришло на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

Важно

Народ мастер на все руки, и мужик в сказке вскоре изловчился даже в пригоршне суп варить.

Когда же соскучившиеся генералы «начали… нудить мужика», чтобы доставил он их в Петербург, выстроил мужик «корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океанморе переплыть», и перевез генералов в Петербург. В Петербурге генералы в казначействе столько «денег загребли», что «того ни в сказке сказать, ни пером описать».

«Однако,- с уничтожающим презрением заканчивает Щедрин сказку,- и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

«Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин воспитывал ненависть к тунеядцам и эксплуататорам, бросающим народу жалкие подачки.

Но в этой ранней своей сказке писатель осмеял не только паразитизм господствующих классов.

Революционный демократ, единомышленник Чернышевского, Добролюбова и Некрасова, он как бы обращался к народу с тем же вопросом, с каким к народу обращался Некрасов:

Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?

С горечью и болью говорил Щедрин о долготерпении народа и его покорности угнетателям, о том, что по приказу генералов мужик свил верёвку и «этой верёвкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг».

Гневное обличение дармоедов-эксплуататоров, осуждение народной пассивности и покорности, призыв к тому, чтобы народ сбросил со своих плеч угнетателей, уничтожил несправедливый и бесчеловечный строй,- таков идейный смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сказка Щедрина была высоко оценена передовыми современниками писателя. Восхищённый ею, Герцен в одном из писем к Огарёву спрашивал своего друга: «Читал ли ты «Историю двух генералов»? Это прелесть»

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil/

Сочинение по сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

Категория: Сочинения по сказке Дикий помещик

Actionteaser.ru — тизерная реклама

В своих сказках М. Е. Салтыхов-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях.

Основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». М. Е.

Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, — народ. Нет народа — государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле.

Читайте также:  Сочинение город санкт-петербург

Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. Эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у меня ничего, кроме чувства презрения. Самодовольные, «сытые, белые, веселые», они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения.

«Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» — так рассуждают генералы из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Совет

Автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «Я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!» Обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным.

Мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь», «стал даже суп в пригоршне варить». Салтыков-Щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.

Подобными чувствами пронизана и другая сказка Салтыкова-Щедрина — «Дикий помещик», в которой автор, сохраняя язык народной сказки, повествует о событиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в «некотором царстве, некотором государстве», в произведении изображен вполне конкретный образ русского помещика — князя Урус-Кучум-Киль-дибаева.

Смысл его существования заключается в том, чтобы «понежить свое тело». Он полностью живет за счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, презирает, не выносит «холопьего духу». Он молит бога о том, чтобы он все его владения очистил от мужика. И однажды «не стало мужика на всем пространстве владений помещика». Отсутствие мужиков сразу же отразилось на жизни всего государства: «остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса», и, следовательно, на существовании помещика. Он совсем одичал без мужиков, полностью потерял свое человеческое обличье: «весь он, с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках… утратил способность членораздельно произносить звуки…»

Человек, считающий себя истинным представителем России, его опорой, потомственный российский дворянин, без мужиков превратился в дикого помещика, больше похожего на животное.



Все знают, что снег белого цвета. Поэтому многие думают, что и изображать его нужно белым. Взял белую краску, нарисовал белое пятно — вот и снег. На самом деле снег можно писать и синим, и зеленым, и красным, и коричневым, и желтым.

Я увлекаюсь бисероплетением. Это заня­тие кажется мне необыкновенно увлекатель­ным. Изделия из бисера: подвески, ожерелья, пояса, браслеты, кулоны — очень красивы. Со вкусом подобранные цвета, разнообразные яр­кие оттенки вызывают восхищение.

Этим видом рукоделия я занимаюсь в кружке. Наш руководитель Ольга Петров­на — очень увлечённый человек. Прежде чем начать учить нас плетению, она рассказала об истории этого искусства.Оказывается, бисер существовал уже в древности у разных народов.

В Египте,

Обратите внимание

Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России.

Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось. В поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и состоятельных; бунтарей и рабов.

Тема этого сочинения посвящена

Майбутнє нашої держави визначається моральним і фізичним станом нації. Часто ми говоримо, що діти — це наше майбутнє, а здорова нація – щастя нашого народу і держави. І це не потребує доказів.

Але сьогодні питання про майбутнє країни більш ніж серйозний. Товариство не здорово, і тому щастя нації під питанням.

 Якщо люди морально і фізично здорові, натхнені, то вони мають цілі і прагнуть до них, розвивають держава, трудяться на благо своєї країни. Якщо відчувають турботу і захист з боку уряду, то

План1.    Мой друг Алеша.2.    Что меня привлекает в друге:а)    мужественность;б)    самостоятельность;в)    умение держать слово;г)    выносливость.3.    Быть настоящим мужчиной нелегко.Хочу рассказать о своем друге Алеше.

Для меня он во многом пример. Алеша растет в семье без отца. Поэтому, наверное, он так рано почувствовал, что должен быть по-мужски сильным.

И хотя он занимается спортом (ходит в секцию по дзюдо) и имеет уже свои первые награды, не это придает ему мужественности. По-моему, м

Важно

Образы Печорина и Онегина похожи не только смысловым сходством. В. Г. Белинский отмечал духовное родство Онегина и Печорина: “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин — это Онегин нашего времени”.

    Романы “Евгений Онегин” и “Герой нашего времени” написаны в разное время, и время действия этих произведений разное.

Евгений жил в эпоху подъема национального и социального самосознания, вольнолюбивых настроений, тайных обществ, надежд на революционные п

«Мы» — роман о будущем, о далеком будущем — через тысячу лет. В нем проверяется состоятельность мечты, на протяжении веков сопутствовавшей человеческой цивилизации. Тревожное ощущение возникает уже от названия книги.

«Мы» — слово-лозунг, слово-символ сознания массы. Писатель показывает реальную суть утопии, осуществленной якобы от имени большинства и ради его блага. В категоричности «мы» звучит запрет на «я».

Именно на этом запрете зиждется власть Единого Государства, о котором рассказывается в

Слово “обломовщина” стало нарицательным, это, если так можно выразиться, диагноз определенной болезни — болезни “ничегонеделания”, ленивой души. Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода.

Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности был полон прогрессивных идей, мечтал служить России.

Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского. Илья Ильич по характеру честен,

Это сказка о ребенке, но сказка принявшая форму философской притчи. Она имеет адресат, посвящена другу Леону Верту. Фантастичен сюжет этой сказки, встреча потерпевшим аварию летчиком с пришельцем иных миров – забавным, крошечным человечком.

Совет

Маленький принц свободно передвигается с одной планеты на другую, люди, животные имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым.

Маленький принц просит нарисовать летчика барашка, и в этом рисунке он разглядел то, что не видят взрослые, про

Фигура Емельяна Пугачева — предводителя крестьянского восстания 1773-1775 гг. — стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

    Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.

    Образ Пугачева — центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем сре

Сейчас смотрят:{module Салтыков:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-saltykova-shchedrina/sochineniya-po-skazke-dikij-pomeshchik/13051-sochinenie-po-skazkam-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvukh-generalov-prokormil-dikij-pomeshchik.html

Образ мужика в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

  • Сатира М. Е. Салтыкова Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки — это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова Щедрина — это особая форма сатиры.

    Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом.

    В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Мужик способен на все: «полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…» Но не только восхищение вызывает у автора это персонаж.

    Обратите внимание

    В то же время он печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. Салтыков Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

    Заканчивается «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» словами:

    • «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужчина!». Что еще нужно мужику для счастья…

    Салтыков Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных людей. Генералы не умели ничего делать, они наивно полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», для них было открытием, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет».

    Генералы попытались, что то сделать сами, но эта попытка не удалась. «Пошел один генерал направо и видит — растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть — ничего не вышло, только рубашку изорвал…

    » Но зато они знают средство, чтобы жить хорошо, ведь нужно просто найти мужика. Не беда, что остров необитаемый, мужик должен быть везде: «Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает!..» Салтыков Щедрин противопоставляет генералов и мужика.

    Всю жизнь занимавшиеся никчемной работой генералы всегда считают мужика работягу лодырем.

    Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина полны печали о том, что народ слишком забит, темен и терпелив. В то же время он намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные. Произведения Щедрина дороги своей любовью к народу, честностью, верностью идеалам, стремлением сделать жизнь лучше.

    Само фантастическое у Щедрина является формой выражения правды жизни. Фантастичность многих сцен и деталей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь фантазии писателя. Они построены по строго определенным законам.

    Форма сказки — эффективное средство художественного обобщения действительности, способное вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми. Своим творчеством Салтыков Щедрин пытался бороться против зла русской жизни: глупости правительства, покорности народа, взяточничества и пошлости. Он не приемлет того, что мешает развитию России.

    Главное зло, которое осуждает автор, — крепостное право, губящее как рабов, так и их господ.

  • Источник: http://soshinenie.ru/obraz-muzhika-v-skazke-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvux-generalov-prokormil/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector