ОГЭ. Сочинение 15.3. Комментарии понятий. 9 класс
Комментарии понятий.
(ОГЭ. Сочинение 15.3)
Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависятот содержания текста!
1.БЛАГОРОДСТВО—моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)
2.БЛАГОДАРНОСТЬ — чувства обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.
3. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА— это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
4.
ВЫБОР— это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека.
Порой сделать такой выбор очень непросто.
5.ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
6. ВЗАИМОПОМОЩЬ—отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.
7.ВЫСОКОМЕРИЕ —отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств.
8. ВЛАСТЬ– это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на поведение других людей, подчинять своей воле.
9.ВОСПИТАНИЕ – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
10.ГЕРОИЗМ— особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, преодолевает в связи с этим особые препятствия.
11. ГОРДОСТЬ—
чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств. Может трактоваться и как добродетель и как порок. |
12.ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
13. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ— это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности.
Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
14.ДРУЖБА– это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности.
Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
ДРУЖБА— это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке.
Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
15.ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ— это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры.
Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
16.ИСКУССТВО– это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
ИСКУССТВО– это творческое отображение действительности в художественных образах.
Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
ИСКУССТВО— это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
ИСКУССТВО– это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.
17. КРАСОТА— мир прекрасного вокруг нас. Нужно только увидеть его, заметить необычное в самом обыкновенном. Красота — это подлинное совершенство, гармоничное сочетание качеств и свойств какого-либо предмета, это то, что вызывает эстетическое наслаждение
18. КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК–это человек, соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, соотносящий себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью.
19. КНИГА. ДРАГОЦЕННАЯ КНИГА – это двигатель мысли, чувств, источник знаний, друг, советчик.
20.
ЛЮБОВЬ— это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви.
Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
21.
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ— это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
22. МИЛОСЕРДИЕ– это стремление «сделать милость сердцу».
23.МЕЧТА – желание, исполнение которого часто сулит счастье. Это первый шаг к цели. Не будет мечты, не будет цели. Только мечты способны заставить человека совершить невозможное, они зажигают в наших душах пламя надежды и веры в себя.
24.МУЖЕСТВО—моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость, выдержка, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно в опасной и сложной обстановке.
25.НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ— это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
26.НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР– это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.
Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
27. ОБЩЕНИЕ—одна из форм человеческого взаимодействия, без которой люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга.
28. ОТЗЫВЧИВОСТЬ— это способность принимать, понимать и поддерживать человека независимо от его сути, стиля жизни и характера. Отзывчивый человек- это человек, который быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы, всегда готовый помочь другому.
29. ПОДВИГ— поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.
30. ПАМЯТЬ— способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом
31. ПРИРОДА – это мир, который нас окружает и частью которого мы являемся.
32.СИЛА ДУХА– одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально.
Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
33.СЧАСТЬЕ— это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание.
Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.
34.САМОВОСПИТАНИЕ— это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего — к собственным действиям.
35СОСТРАДАНИЕ—это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность. Сострадание побуждает человека совершать добрые поступки.
- Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.
- Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.
- Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.
- Сострадание- это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.
36.СОВЕСТЬ— это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
37. СМЕЛОСТЬ—моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями.
38. САМООЦЕНКА—нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совесть..
39.СТРАХ — | негативная эмоция, обусловленная внешней или внутренней угрозой положению человека, его здоровью и жизни; ожидание возможного будущего зла, боязнь непредвиденного. |
40. СЧАСТЬЕ | -понятие,конкретизирующеевысшее благо какзавершенное,самоценное,самодостаточноесостояние жизни;общепризнаннаяконечнаясубъективная цельдеятельностичеловека. |
41. СКУПОСТЬ–моральное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради которой приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей)
42.ТЕРПИМОСТЬ —моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
43. УВАЖЕНИЕ— одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Предполагает: справедливость, равенство прав, доверие к людям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.
44. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость.
45.ЧТЕНИЕ– это форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Это идеальное совмещение приятного с полезным.
Источник: https://multiurok.ru/files/oge-sochinieniie-15-3-kommientarii-poniatii-9-klas.html
Сочинение 15.1, 15.2, 15.3
Третья часть ОГЭ по русскому языку предполагает выбор сочинения.
15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ.docx
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского философа Поля Рикёра: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Подчеркнутые предложения можно спользовать в любом сочинении.
Известный французский философ Поль Рикёр утверждает: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Я согласен с мнением выдающегося мыслителя. Язык помогает не только точно описать то, что нас окружает, но и передать все тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
В тексте о собаке, героически проявившей себя во время пожара, М. Лоскутов для передачи быстроты реакции пса употребляет слово разговорного стиля речи «сиганула». Отчаявшееся животное не могло терпеть стоны теленка, заточенного в горящем сарае. Благодаря стремительности действий, которую проявляет Борожай в критической ситуации, теленок оказывается на свободе.
Но самому Борожаю спастись не удалось. Причиной смерти собаки стали «клубы черного дыма», распространившиеся по горящему зданию. Это образное выражение помогает читателю наглядно представить картину, на фоне которой разворачиваются события рассказа.
Возвращаясь к цитате Поля Рикёра, я не могу не отметить поразительную точность его слов. Действительно, при помощи языка мы можем описать не только живое существо, но и окружение.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», — утверждает К. Г. Паустовский. Я абсолютно согласна со словами писателя, ведь всякое явление, предмет и даже чувства, эмоции, ощущения человек способен назвать словом.
В тексте о великом физике Льве Ландау писатель по отношению к преподавателю математики употребляет выражение «гроза отделения». Речь идёт о сильном, строгом человеке, заставляющем других относиться к себе с глубочайшим уважением. Такой человек беспристрастен и объективен. Эта короткая метафоричная фраза очень точно описывает героя текста.
Также в тексте ярко выделяется выражение разговорного стиля речи «разбазаривать время». Речь идет о пустой трате времени, бесполезности производимого действия. Если бы писатель заменил это выражение нейтральным (тратил время впустую или занимался чем-то бесполезным), то предложение потеряло бы силу своего значения.
Возвращаясь к цитате Паустовского, я не могу не отметить поразительную точность его слов. Русский язык поистине могуч и, пожалуй, нет ничего, что нельзя было бы выразить русским словом.
15.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
АНАЛИЗ ФРАЗЫ ИЗ ТЕКСТА.docx
Объясните смысл последних фраз текста: «Окрыленный, мчался Вадимка к дому охотника». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
В первом абзаце следует отражать понимание вами фразы, с которой работаете. Начинать можно любое сочинение 15.2 одинаково.
Cмысл фразы, которой заканчивает свой рассказ А. Никольская, заключается в том, что герой…
ИЛИ
Сначала перепишите предложение, которое собираетесь анализировать. Далее пишите: В данном предложении, которым заканчивается рассказ А. Никольской, раскрывается…
Итак, первый абзац. Обязательно отразите понимание вами фразы, которую анализируете:
Свой рассказ о чутком, добром мальчике, так и не сумевшем лишить жизни щенков, Анна Никольская заканчивает фразой: «Окрыленный, мчался Вадимка к дому охотника…». В этом предложении передается особое эмоциональное состояние героя в счастливый момент, когда он находит выход из сложной ситуации. Мальчик воодушевлен надеждой, ведь, возможно, щенков удастся спасти.
Далее (2, 3 абзацы) приводим два аргумента, доказываем свое понимание, оформляем отдельными абзацами:
Мать наказала утопить детенышей Жучки, но благородный ребенок не в силах совершить столь жестокий поступок. «Слезы подступили к горлу, стали душить» мальчика, когда он пришел к реке. О подавленности состояния детской души говорит также и напряженное эмоциональное состояние героя: Вадимка «вздрогнул», когда вспомнил наказ матери.
Спасительным оказался совет местного ветеринара: возможно, животных приютит охотник, ведь у его собаки тоже недавно появились щенки. Вдохновленный надеждой, «окрыленный» мальчик не просто бежит, а «мчится», чтобы спасти маленьких четвероногих друзей.
Вывод обязательно должен соотноситься с пониманием, которое вы отразили в первом абзаце
Фраза заканчивается многоточием. Автор произведения предоставляет возможность читателю самому завершить повествование. И хочется верить, что та надежда на спасение щенков, которая пробудила в добром и отзывчивом сердце героя чувство «окрылённости», обязательно оправдается в этой истории.
15.3 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом слова.
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА.docx
Как Вы понимаете значение слова … ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
В первом абзаце мы даем полное определение понятия, с которым работаем и комментируем его.
Далее следуют два примера-аргумента, которые иллюстрируют ваше определение.
Вывод обязателен
Что такое добро
Добро – понятие, которое относится к морально-нравственным категориям. Быть добрым – значит заботиться о ближних, уметь в нужный момент прийти на помощь нуждающимся, проявлять заботу, чуткость, отзывчивость и, главное, делать это бескорыстно, не требуя ничего взамен.
В произведении А. Никольской мать наказала главному герою утопить новорожденных щенят, но благородный ребенок не в силах совершить столь жестокий поступок.
«Слезы подступили к горлу, стали душить» мальчика, когда он пришел к реке. Никто не захотел помочь отчаявшемуся ребенку, кроме местного ветеринара.
Только Николай Егорыч проявил сочувствие и помог герою спасти щенков. Его поступок по праву можно назвать добрым.
Примеры проявления доброты можно встретить и в жизни. Средства благотворительного фонда, организатором которого является Первый канал центрального телевидения, направляются на лечение тяжелобольных детей. Ежедневно люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают надежду на выздоровление и продолжение жизни.
Проявление доброты становится неотъемлемой частью существования человечества. Помогая друг другу, люди не просто совершают хорошие поступки, а порой даже продлевают жизнь ближнего.
Что такое человечность
Человечность – одно из лучших морально-нравственных качеств человека.
В основе человечности лежит доброта, честность, любовь к Родине и ко всему, что окружает, отзывчивость, умение понимать ближнего, желание всегда прийти ему на помощь.
Несмотря на то, что это понятие образовано от слова «человек», человечность свойственна не каждому, так как не все люди могут пожертвовать своими интересами во имя другого.
Современный американский писатель Чак Паланик полагает, что человечность определяется по тому, как мы обращаемся с животными. В тексте С. Сергеевой эта мысль поддерживается и развивается.
Главная героиня рассказа обещает собаке: «Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой». Девушка впускает в собственный дом одинокое животное, беспокоится о нем, заботится. Привыкшая к человеческим рукам собака, оставшись на улице, погибла бы.
Но от верной гибели Жульку спасает добрая и отзывчивая Марина.
Одним из самых ярких проявлений человечности можно по праву назвать тот великий подвиг, который совершили люди нашей страны во время Великой Отечественной войны. Не требуя ничего взамен, они самоотверженно сражались за Родину и за жизнь без зла и насилия.
Сейчас, когда видишь ветерана на улице, так хочется подойти к нему и сказать искреннее человеческое «Спасибо!». Наш класс в знак уважения и благодарности к людям того поколения участвует в волонтерском движении.
Мы помогаем оставшимся без внимания родственников ветеранам по дому, стараемся обеспечить их самым необходимым. Бабушки и дедушки всегда радуются нашему приходу, рассказывают истории из своей жизни. После встречи с ними чувствуешь, что ты совершаешь какое-то большое дело.
Проявленная забота, доброта, отзывчивость, бескорыстность делают нас немного счастливее.
Многие утверждают, что человечность не свойственна нашему времени, но на представленных примерах легко убедиться, что для нее сегодня все же есть место. На пути к достижению целей мы должны думать не только о себе. Благодаря качествам, которые включает это понятие, мы можем жить в любви и гармонии с близкими.
Источник: http://trifonovang.ru/sochinenie
Сочинение рассуждение 15.3
Сочинение «Вторая мировая война»
Вторая мировая война это очень тяжолое время, многие дети остались без родителей, другие потеряли своих близких и родных.
Я и мои родители родились и выросли в мирное время. Изучая литературу и историю, смотря кинофильмы, слушая рассказы ветеранов, я понимаю какое жуткое и тяжелое время пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам, чтобы мы сейчас жили под голубым небом. Ведь война- это кровь, боль, слезы и смерть. Вторая Мировая Война охватила почти половину мира.
64 государства участвовали во Второй Мировой Войне. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 миллионов человек. Вторая Мировая Война поставила человечество на грань уничтожения цивилизации. Война принесла слезы и боль от потерь в каждую семью и в каждый дом.
Родители потеряли сыновей и дочерей, жены стали вдовами, а дети остались сиротами.
Подробнее…
Сочинение «Лженаука»
Лженаука
В тексте поднимается проблема «правдивости» оккультных наук. Что же такое оккультная наука? Лженаука или неизведанная правда.
Я считаю ,что оккультные науки — это отчасти правда, а отчасти — ложь. Даже не ложь, а что-то неизведанное и незнакомое. Есть, конечно , люди, которые пытаются под видом науки принести в нашу жизнь обман, например, филиппинское врачевание. Но, а если взять ААЯ (аномальные атмосферные явления), это не обман, а что-то неизведанное, мистическое и поэтому неясное.
Подробнее…
Сочинение «Моральные ценности»
Благополучие и моральное удовлетворение человека. Быт и суета — это то, что заполняет наше существование, не оставлял места хорошим эмоциям, без которых в жизни никак. Но мы сами можем пополнить ими жизнь.
В данном тексте затронута проблема того, что благополучие и моральное удовлетворение заключается в том, чтобы доставить радость другим.
Подробнее…
Сочинение «Недоросль»
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» была написано в 1782 году.
Комедия заставляет читателя улыбнуться над смешными и нелепыми героями. Писатель высмеивает дремучее невежество и нежелание хоть как-то изменить ситуацию, неправильное воспитание дворянских детей, их лень и отсутствие собственной позиции.
Подробнее…
Сочинение «Отношение к матери»
Предложенный текст посвящён проблеме отношения к матерям. Что же такое жертвенная материнская любовь?
Каждый человек от рождения имеет мать. Именно она подарила нам жизнь и относиться к ней мы должны соответственно. Мать-это тот человек, который всегда и во всём помогает нам, поддерживает нас. Мы не должны забывать это … .
Подробнее…
Источник: http://www.so4enu.ru/sochineniya/15-3-rassuzhdenie