Сочинение образ и характеристика васкова в рассказе а зори здесь тихие васильева

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «а зори здесь тихие. . . »

108 – НОМАИ донишгох л

М. Шарыпова

ОБРАЗ СТАРШИНЫ ВАСКОВА В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»

Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой

Приближается 70-я годовщина победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Война носила всенародный характер. Люди разных национальностей и возрастов, мужчины и женщины, старики и дети принимали участие в ней. Дорогой ценой досталась победа: миллионы загубленных жизней, потерянного здоровья, тысячи разоренных городов и деревень.

Горькая судьба минувших поколений, опыт Великой Отечественной войны нашли свое художественное воплощение на страницах произведений разных родов и видов. Много было написано и о произведениях, посвященных военной тематике.

Обратите внимание

Однако вопрос этот исчерпанным быть не может, ибо вечно будет жить в памяти грядущих поколений мысль о величии подвига отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

В дело достижения победы над врагом велик был вклад женщин и девушек: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и многих им подобных. О бессмертном подвиге их сверстниц, пятерых совсем юных девчат и старшины пишет в своей повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев. Произведение было написано в 1969 году.

Прошло 45 лет, однако оно продолжает волновать всё новые и новые поколения глубиной своего идейно-художественного содержания, захватывающим сюжетом, великолепными образами старшины Федота Васкова, сержанта Риты Осяниной, рядовых бойцов Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Лизы Бричкиной.

Не как художественные образы, плод авторской фантазии, а как живые предстают перед нами эти

разные по характеру, уровню образования, социальному происхождению, отношению к врагу, по своим личным счетам с ним, но примерно одинаковые по возрасту девчата, и старшина. Для девчат же «тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».

Объем статьи не позволяет остановиться на анализе системы образов в повести, поэтому свое исследование на данном этапе мы посвятим лишь анализу образа одного из них – старшины Федота Васкова.

Полностью человеческие и командирские качества старшины раскрываются в лесу, до столкновения и в момент столкновения с фашистскими диверсантами.

До выхода в лес – он лишь строгий комендант, требовательный командир, для которого устав – это свод законов, исполнение которых обсуждению не подлежит.

Важно

Из экспозиции произведения, из авторской информации о Васкове, годах его детства мы узнаем, что он вырос в семье участника первой мировой и гражданской войн. Данное обстоятельство, безусловно, наложило свой отпечаток на его формирование как гражданина и военного.

Сам он был участником финской войны.

Его профессиональные качества раскрываются раньше, чем человеческие: вспомним, как он проверял каждый раз охраняемые объекты, как он упорно добивался у начальства дать ему непьющих бойцов, как он организовал службу девушек в соответствии с уставом, как он готовился сам и готовил к выходу в лес для ликвидации вражеских диверсантов девушек. Васков собрал все необходимое для борьбы с врагом, провел соответствующий инструктаж с личным составом, ознакомил девушек с создавшейся ситуацией и с условиями ведения боя с противником в лесу.

Старшина был человеком наблюдательным, с сильно развитым охотничьим чутьем, прекрасно знал лес и реакцию животных и птиц на появление человека в лесу, замечал мельчайшие следы, оставленные врагом, по ним определял направление его движения.

Более того, он предугадывал как опытный боец и командир замысел врага, возможные намерения его, делал соответствующие выводы и почти не ошибался в своих расчетах. В соответствии с этими выводами он строил свои планы.

Старшина Васков как командир и воспитатель, передавал свой богатый опыт молодым бойцам.

Васков был бесстрашным командиром, готовым в любую

— 110 “С НОМАИ донишгох _ }

минуту столкнуться с врагом один на один, а когда его вынуждали обстоятельства и долг патриота, он один шел против многих.

С сильно развитым чувством гуманизма старшина делал все возможное, чтобы сохранить личный состав, сберечь девчат от бессмысленной гибели. Но соотношение сил на поле битвы, в лесу, было слишком разное – шестнадцать на шесть.

Трудовая его жизнь началась в четырнадцать лет. Надо было содержать семью. Тогда голодная, тяжелая жизнь была. Летом работал в поле, а зимой охотился. Потом был призван в армию. Служил исправно, стал старшиной. Да и на своих подчиненных он смотрел, как человек из другого поколения.

Совет

Как настоящего командира его особо радует то, что «отличную позицию выискал. Глубокую, с укрывистыми подходами, с обзором от леса до озера» (1, 44).

Старшина был командиром и воспитателем. Его интересовали и проблемы личной жизни подчиненных. В любую минуту он мог помочь им, поддержать добрым словом, вселить надежду, веру в лучшее будущее.

Строг учитель и командир по отношению к подчиненным, не соблюдающим тишину и конспирацию, когда враг рядом.

В тексте повести много примеров, когда старшина пытается пробудить в бойцах бодрость и уверенность.

Выше мы уже упоминали о весьма уважительном отношении старшины к уставу. Сам он всегда, как военный, поступал в соответствии с требованиями устава и требовал их выполнения от других.

«Немцам один путь: меж этими озерами, через граду. А там известно что: бараньи лбы да каменья с избу. Вот в них-то мы и позицию должны выбрать: основную и запасную, как тому устав учит» (1,42).

Еще: «Расстояние до ориентиров Федот Евграфович лично парами шагов проверил и занес в стрелковую карточку, как того требовал устав» (1, 45).

Старшина, как родной человек, постоянно опекает своих подчиненных: то позаботится о самочувствии Гали Четвертак, то смастерит чуни, то поднимет на руки, чтобы она ноги в холодной воде не замочила, то, с целью воспитания, возьмет ее с собой в разведку, то скажет доброе слово, то укроет своей шинелью.

«Всю жизнь Федот Васков выполнял приказания. Выполнял

буквально, быстро и – с удовольствием, ибо именно в Этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось.

Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается», – так характеризует Васкова сам автор (1,57).

Обратите внимание

Настоящий командир Красной Армии, старшина Васков знал не только устав, но и врага, его способности, сильные и слабые стороны. Он знал, что враг опасен и все время старался держать его под наблюдением, иначе он мог совершить много непоправимого.

Опыт он имел не только боевой, а еще и охотничий – и понимал, что врага да медведя с глазу спускать не годится. Леший его ведает, что он там еще напридумает, куда рванется, где оставит секреты.

Тут же выходило прямо как на плохой охоте, когда не поймешь, кто за кем охотится.

Как ни старался старшина уберечь девушек от столкновения с врагом, страшное все-таки произошло – Соня Гурвич натолкнулась на диверсантов. Васков и Женя обнаружили бездыханное тело Сони. Сколько ненависти, ярости было в старшине. «Зубами скрипел от черной, ослепительной ярости, и только одного желал: догнать. Догнать, а там – разберемся…

– Ты у меня не крикнешь. Нет, не крикнешь…» (1, 90).

Беспощаден был он по отношению к врагу, ужасен был его приговор над убийцами Сони:

«Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние точно отмерено – тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу.

Именно так все задумано было: как барана, чтоб крикнуть не мог, чтоб хрипел только, кровью исходя. И когда он валиться начал, комендант уже спрыгнул с него и метнулся ко второму…» (1, 92).

В полном соответствии с характером поступила в данном эпизоде Женя Комелькова, проявив смелость и героизм, поддержавшая старшину в критический момент. Мы имеем в виду не веселый, озорной нрав Комельковой, а ее настоящие бойцовские качества, сильно развитое чувство патриотизма, бесстрашие, ненависть к

— 112~С НОМАИ донишгох

врагу. Возможно, такому воспитанию способствовало и влияние отца, когда-то бравшего ее на охоту на кабана. Правда, эта охота была на двуногих зверей, но и здесь Женя была на высоте, когда ударила второго диверсанта прикладом по голове.

Прав был старшина, когда говорил: не женское это дело -война. Однако Женя проявила самый настоящий мужской характер, точно выполнив все указания старшины.

Справедливы слова Васкова, успокаивающего Женю, которая только что ударила по голове живого человека и которую теперь тошнило:

«Брось, – сказал он. – Попереживала и будет. Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, товарищ боец, не человеки, не звери даже – фашисты. Вот и гляди соответственно» (1, 95).

Важно

И главную идею произведения, антигуманную суть войны, автор вкладывает в уста старшины, когда хоронили Соню:

«Отличница была, – сказала Осянина. – Круглая отличница -и в школе, и в университете.

– Да, – сказал старшина. – Стихи читала.

А про себя подумал – не это главное. А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» (1, 98).

Слова эти были сказаны по поводу смерти Сони, когда Галя, Рита и Женя были еще живы. Хотя потом, после смерти всех пятерых, могли и должны были относиться ко всем им и многим, им подобным женщинам и девушкам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Замечательные слова старшины передает автор, когда оставшаяся тройка – Васков, Комелькова и Осянина – принимала последний и решительный бой с врагом:

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась…» (1, 128).

Пример удивительного героизма проявил Васков, когда он и Галя Четвертак были в разведке, а Галя, испугавшись фашистов, обнаружила себя и тем самым поставила под удар Васкова и всю группу. Раненый, почти безоружный, он долго тянул за собой вереницу немецких диверсантов в глубь леса, к болоту.

Однако характер старшины, характер командира в нем с особым великолепием проявляется в заключительной сцене столкновения Васкова с фашистами, когда пали смертью храбрых последние бойцы, надежная его опора – Рита Осянина и Женя Комелькова.

С одной пулей в пистолете и одной гранатой без запала, раненый и замученный всем пережитым, он один ликвидирует шестерых немецких диверсантов.

На протяжении всего произведения достойными помощниками старшины были Рита и Женя.

Таким образом, изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» позволяет сделать заключение о месте произведения в контексте военной прозы 50-х – 80-х годов, о его гуманистической и антивоенной сущности, а также основных средствах характеристики образа старшины Васкова.

ЛИТЕРАТУРА:

Совет

1. Васильев, Б. А зори здесь тихие… / Б. Васильев. – М. : Дет. лит., 1987.- 141 с.

2. Бочаров, А. Г. Человек и война / А. Г. Бочаров. – М.: Советский писатель, 1978.

3. Метченко, А.И. Современная советская литература. 70-е годы (Актуальные проблемы) / А.И. Метченко, Б.С. Бутров, А.П. Герасименко, В. А. Зайцев: Изд-во Московского университета, 1983. – 232 с.

4. Русская советская литература 50-70-х годов: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз.и лит.» / В. А. Ковалев, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; под ред. В. А. Ковалева. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.

5. Современная русская советская литература. В 2ч. 4.1. Литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя/ А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В. Г. Воздвиженский и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г. А. Белой. – М.: Просвещение, 1987. -256 с.

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…

М. Шарипова

Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой

В статье исследуется образ центрального героя произведения –

Читайте также:  Анализ произведения волки! шукшина

— 114- НОМАИ донишгох

старшины Федота Васкова. В начале исследования автор делает оговорку, что в пределах одной статьи трудно дать анализ системы образов, по этой причине Шарипова М. А. останавливает свой выбор лишь на одном образе.

Старшина Васков является сюжетообразующим центром произведения. Именно он как командир группы бойцов, направленных на ликвидацию немецкого десанта, инструктирует своих подчиненных и направляет общие усилия на выполнение задания командования. В своей статье Шарипова М. А.

дает обстоятельную обрисовку образа старшины не только как командира, но и как воспитателя. При этом важнейшими средствами характеристики образа литературного героя являются речь, поступки, авторская оценка, портрет. Цитаты, приведенные из текста повести, подкрепляют высказанные Шариповой М.А. мысли.

Образ старшины Васкова имеет большое воспитательное значение.

Обратите внимание

The Image of Sergeant-Major Vaskov in the Narrative “The Dawns Are Still” by B. Vassilyev

M. Sharipova

Key words: moral substance, system of images, means of characteristics, protagonist

The author of the article explores the image of the protagonist of the literary production “The Dawns Are Still” sergeant-major Feclot Vaskov.

At the very beginning the author makes a reservation that within the boundaries of one article it is difficult to give the analysis of the system of images, due to that reason M.

Sharipova gives a thorough portrayal of the sergeant-major stopping her choice on one image only.

Sergeant-major Vaskov is a plot-framing centre of the narrative. It is he who, being a commander of a group of soldiers sent for a liquidation of the German landing, instructs his subalterns and directs all efforts for an implementation of the goal of the commanding.

The author of the article gives a thorough delineation of the protagonist's image; he is presented not only as a commander, but as a tutor either. Hereby, the most important means of hero's characterization are: speech, actions, author's appreciation, portrait.

Tlie citationsfrom the text fortify the ideas expressed by the author of the article. Tlie image of sergeant-major Vaskov is of great educational importance.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-starshiny-vaskova-v-povesti-b-vasilieva-a-zori-zdes-tihie

Образ Васкова в повести «А зори здесь тихие»

Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая меня проблема – проблема войны.

Борис Васильев – один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился и жил в Смоленске. Но началась война, и он в рядах добровольцев отправляется на фронт.

Пройдя войну с начала и до конца, Васильев вынес с фронта главные мысли и идеи своих будущих произведений, написанных в семидесятые годы.

Важно

Одним из произведений «лейтенантской прозы» является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

В этой повести Васильев описывает жизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину.

Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый – солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной, Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни.

Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести.

Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны.

Свою повесть автор посвящает нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести.

У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет.

Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Басков остается в живых и доводит выполнение приказа до конца.

Совет

Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог доказать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести.

Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине. В своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение, и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог.

И этому он учился не по книжкам, а сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.

Прочитав произведение Бориса Васильева, мне кажется, каждый не раз еще задумается о войне с ее бессмысленностью и последствиями. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, чтобы война не повторилась. После прочтения «А зори здесь тихие…

» мне показалось, что я сама вместе с девушками побывала в боевых условиях, видела врага и гибель зенитчиц. Это еще раз подчеркивает мастерство писателя. На мой взгляд, произведение написано интересно и убедительно, все правдиво и естественно.

Каждая деталь, начиная с описания разъезда, леса, дорог и заканчивая героями и сценами их гибели, важна для единого, целого восприятия повести.

И Борис Васильев, мне кажется, нигде не преувеличил.

Я не могу сказать, что эта книга моя самая любимая. Одну, самую любимую книгу очень трудно выделить из многообразия книг. Я считаю, что произведение написано на высоком уровне, просто и доступно для любого читателя.

В наше неспокойное время такие произведения просто необходимы, поэтому мне и хотелось рассказать об одном из них. Именно мастерство таких писателей, как Васильев, раскрывает и подчеркивает бесчеловечность войны.

И мне кажется, что такие произведения, как повесть «А зори здесь тихие…», актуальны и звучат как предостережение нам.

Источник: http://www.rlspace.com/obraz-vaskova-v-povesti-a-zori-zdes-tixie/

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «а зори здесь тихие. . . »

108 — НОМАИ донишгох л М. Шарыпова ОБРАЗ СТАРШИНЫ ВАСКОВА В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»

Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой Приближается 70-я годовщина победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Война носила всенародный характер.

Люди разных национальностей и возрастов, мужчины и женщины, старики и дети принимали участие в ней. Дорогой ценой досталась победа: миллионы загубленных жизней, потерянного здоровья, тысячи разоренных городов и деревень.

Обратите внимание

Горькая судьба минувших поколений, опыт Великой Отечественной войны нашли свое художественное воплощение на страницах произведений разных родов и видов. Много было написано и о произведениях, посвященных военной тематике.

Однако вопрос этот исчерпанным быть не может, ибо вечно будет жить в памяти грядущих поколений мысль о величии подвига отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

В дело достижения победы над врагом велик был вклад женщин и девушек: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и многих им подобных. О бессмертном подвиге их сверстниц, пятерых совсем юных девчат и старшины пишет в своей повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев.

Произведение было написано в 1969 году.

Прошло 45 лет, однако оно продолжает волновать всё новые и новые поколения глубиной своего идейно-художественного содержания, захватывающим сюжетом, великолепными образами старшины Федота Васкова, сержанта Риты Осяниной, рядовых бойцов Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Лизы Бричкиной.

Не как художественные образы, плод авторской фантазии, а как живые предстают перед нами эти разные по характеру, уровню образования, социальному происхождению, отношению к врагу, по своим личным счетам с ним, но примерно одинаковые по возрасту девчата, и старшина. Для девчат же «тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».

Объем статьи не позволяет остановиться на анализе системы образов в повести, поэтому свое исследование на данном этапе мы посвятим лишь анализу образа одного из них — старшины Федота Васкова.

Полностью человеческие и командирские качества старшины раскрываются в лесу, до столкновения и в момент столкновения с фашистскими диверсантами.

https://www.youtube.com/watch?v=3rIkYTVNfVQ

До выхода в лес — он лишь строгий комендант, требовательный командир, для которого устав — это свод законов, исполнение которых обсуждению не подлежит.

Из экспозиции произведения, из авторской информации о Васкове, годах его детства мы узнаем, что он вырос в семье участника первой мировой и гражданской войн. Данное обстоятельство, безусловно, наложило свой отпечаток на его формирование как гражданина и военного.

Сам он был участником финской войны.

Его профессиональные качества раскрываются раньше, чем человеческие: вспомним, как он проверял каждый раз охраняемые объекты, как он упорно добивался у начальства дать ему непьющих бойцов, как он организовал службу девушек в соответствии с уставом, как он готовился сам и готовил к выходу в лес для ликвидации вражеских диверсантов девушек. Васков собрал все необходимое для борьбы с врагом, провел соответствующий инструктаж с личным составом, ознакомил девушек с создавшейся ситуацией и с условиями ведения боя с противником в лесу.

Важно

Старшина был человеком наблюдательным, с сильно развитым охотничьим чутьем, прекрасно знал лес и реакцию животных и птиц на появление человека в лесу, замечал мельчайшие следы, оставленные врагом, по ним определял направление его движения.

Более того, он предугадывал как опытный боец и командир замысел врага, возможные намерения его, делал соответствующие выводы и почти не ошибался в своих расчетах. В соответствии с этими выводами он строил свои планы.

Старшина Васков как командир и воспитатель, передавал свой богатый опыт молодым бойцам.

Васков был бесстрашным командиром, готовым в любую

— 110 «С НОМАИ донишгох _ }

минуту столкнуться с врагом один на один, а когда его вынуждали обстоятельства и долг патриота, он один шел против многих.

С сильно развитым чувством гуманизма старшина делал все возможное, чтобы сохранить личный состав, сберечь девчат от бессмысленной гибели. Но соотношение сил на поле битвы, в лесу, было слишком разное — шестнадцать на шесть.

Трудовая его жизнь началась в четырнадцать лет. Надо было содержать семью. Тогда голодная, тяжелая жизнь была. Летом работал в поле, а зимой охотился. Потом был призван в армию. Служил исправно, стал старшиной. Да и на своих подчиненных он смотрел, как человек из другого поколения.

Как настоящего командира его особо радует то, что «отличную позицию выискал. Глубокую, с укрывистыми подходами, с обзором от леса до озера» (1, 44).

Старшина был командиром и воспитателем. Его интересовали и проблемы личной жизни подчиненных. В любую минуту он мог помочь им, поддержать добрым словом, вселить надежду, веру в лучшее будущее.

Строг учитель и командир по отношению к подчиненным, не соблюдающим тишину и конспирацию, когда враг рядом.

В тексте повести много примеров, когда старшина пытается пробудить в бойцах бодрость и уверенность.

Выше мы уже упоминали о весьма уважительном отношении старшины к уставу. Сам он всегда, как военный, поступал в соответствии с требованиями устава и требовал их выполнения от других.

«Немцам один путь: меж этими озерами, через граду. А там известно что: бараньи лбы да каменья с избу. Вот в них-то мы и позицию должны выбрать: основную и запасную, как тому устав учит» (1,42).

Совет

Еще: «Расстояние до ориентиров Федот Евграфович лично парами шагов проверил и занес в стрелковую карточку, как того требовал устав» (1, 45).

Старшина, как родной человек, постоянно опекает своих подчиненных: то позаботится о самочувствии Гали Четвертак, то смастерит чуни, то поднимет на руки, чтобы она ноги в холодной воде не замочила, то, с целью воспитания, возьмет ее с собой в разведку, то скажет доброе слово, то укроет своей шинелью.

«Всю жизнь Федот Васков выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и — с удовольствием, ибо именно в Этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования.

Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось.

Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается», — так характеризует Васкова сам автор (1,57).

Настоящий командир Красной Армии, старшина Васков знал не только устав, но и врага, его способности, сильные и слабые стороны. Он знал, что враг опасен и все время старался держать его под наблюдением, иначе он мог совершить много непоправимого.

Опыт он имел не только боевой, а еще и охотничий — и понимал, что врага да медведя с глазу спускать не годится. Леший его ведает, что он там еще напридумает, куда рванется, где оставит секреты.

Тут же выходило прямо как на плохой охоте, когда не поймешь, кто за кем охотится.

Как ни старался старшина уберечь девушек от столкновения с врагом, страшное все-таки произошло — Соня Гурвич натолкнулась на диверсантов. Васков и Женя обнаружили бездыханное тело Сони. Сколько ненависти, ярости было в старшине. «Зубами скрипел от черной, ослепительной ярости, и только одного желал: догнать. Догнать, а там — разберемся…

Читайте также:  Сочинение минька в рассказе ёлка зощенко образ и характеристика

— Ты у меня не крикнешь. Нет, не крикнешь…” (1, 90).

Беспощаден был он по отношению к врагу, ужасен был его приговор над убийцами Сони:

«Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние точно отмерено — тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу.

Именно так все задумано было: как барана, чтоб крикнуть не мог, чтоб хрипел только, кровью исходя. И когда он валиться начал, комендант уже спрыгнул с него и метнулся ко второму…” (1, 92) (24, 'www.gugn.ru').

В полном соответствии с характером поступила в данном эпизоде Женя Комелькова, проявив смелость и героизм, поддержавшая старшину в критический момент. Мы имеем в виду не веселый, озорной нрав Комельковой, а ее настоящие бойцовские качества, сильно развитое чувство патриотизма, бесстрашие, ненависть к

— 112~С НОМАИ донишгох врагу. Возможно, такому воспитанию способствовало и влияние отца, когда-то бравшего ее на охоту на кабана. Правда, эта охота была на двуногих зверей, но и здесь Женя была на высоте, когда ударила второго диверсанта прикладом по голове.

Прав был старшина, когда говорил: не женское это дело -война. Однако Женя проявила самый настоящий мужской характер, точно выполнив все указания старшины.

Справедливы слова Васкова, успокаивающего Женю, которая только что ударила по голове живого человека и которую теперь тошнило:

«Брось, — сказал он. — Попереживала и будет. Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, товарищ боец, не человеки, не звери даже — фашисты. Вот и гляди соответственно» (1, 95).

И главную идею произведения, антигуманную суть войны, автор вкладывает в уста старшины, когда хоронили Соню:

«Отличница была, — сказала Осянина. — Круглая отличница -и в школе, и в университете.

— Да, — сказал старшина. — Стихи читала.

Обратите внимание

А про себя подумал — не это главное. А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…” (1, 98).

Слова эти были сказаны по поводу смерти Сони, когда Галя, Рита и Женя были еще живы. Хотя потом, после смерти всех пятерых, могли и должны были относиться ко всем им и многим, им подобным женщинам и девушкам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Замечательные слова старшины передает автор, когда оставшаяся тройка — Васков, Комелькова и Осянина — принимала последний и решительный бой с врагом:

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась…» (1, 128).

Пример удивительного героизма проявил Васков, когда он и Галя Четвертак были в разведке, а Галя, испугавшись фашистов, обнаружила себя и тем самым поставила под удар Васкова и всю группу. Раненый, почти безоружный, он долго тянул за собой вереницу немецких диверсантов в глубь леса, к болоту.

Однако характер старшины, характер командира в нем с особым великолепием проявляется в заключительной сцене столкновения Васкова с фашистами, когда пали смертью храбрых последние бойцы, надежная его опора — Рита Осянина и Женя Комелькова.

С одной пулей в пистолете и одной гранатой без запала, раненый и замученный всем пережитым, он один ликвидирует шестерых немецких диверсантов.

На протяжении всего произведения достойными помощниками старшины были Рита и Женя.

Таким образом, изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» позволяет сделать заключение о месте произведения в контексте военной прозы 50-х — 80-х годов, о его гуманистической и антивоенной сущности, а также основных средствах характеристики образа старшины Васкова.

1. Васильев, Б. А зори здесь тихие… / Б. Васильев. — М.: Дет. лит., 1987.- 141 с.

2. Бочаров, А. Г. Человек и война / А. Г. Бочаров. — М.: Советский писатель, 1978.

3. Метченко, А. И. Современная советская литература. 70-е годы (Актуальные проблемы) / А. И. Метченко, Б. С. Бутров, А. П. Герасименко, В. А. Зайцев: Изд-во Московского университета, 1983. — 232 с.

Важно

4. Русская советская литература 50−70-х годов: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз.и лит.» / В. А. Ковалев, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.- под ред. В. А. Ковалева. — М.: Просвещение, 1981. — 224 с.

5. Современная русская советская литература. В 2ч. 4.1. Литературный процесс 50−80-х годов. Кн. для учителя/ А. Г. Бочаров, Г. А. Белая, В. Г. Воздвиженский и др.- под ред. А. Г. Бочарова, Г. А. Белой. — М.: Просвещение, 1987. -256 с.

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…

М. Шарипова Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой В статье исследуется образ центрального героя произведения —

— 114- НОМАИ донишгох старшины Федота Васкова. В начале исследования автор делает оговорку, что в пределах одной статьи трудно дать анализ системы образов, по этой причине Шарипова М. А. останавливает свой выбор лишь на одном образе.

Старшина Васков является сюжетообразующим центром произведения. Именно он как командир группы бойцов, направленных на ликвидацию немецкого десанта, инструктирует своих подчиненных и направляет общие усилия на выполнение задания командования. В своей статье Шарипова М. А.

дает обстоятельную обрисовку образа старшины не только как командира, но и как воспитателя. При этом важнейшими средствами характеристики образа литературного героя являются речь, поступки, авторская оценка, портрет. Цитаты, приведенные из текста повести, подкрепляют высказанные Шариповой М. А. мысли.

Образ старшины Васкова имеет большое воспитательное значение.

The Image of Sergeant-Major Vaskov in the Narrative «The Dawns Are Still» by B. Vassilyev

M. Sharipova

Key words: moral substance, system of images, means of characteristics, protagonist

The author of the article explores the image of the protagonist of the literary production «The Dawns Are Still» sergeant-major Feclot Vaskov.

Совет

At the very beginning the author makes a reservation that within the boundaries of one article it is difficult to give the analysis of the system of images, due to that reason M.

Sharipova gives a thorough portrayal of the sergeant-major stopping her choice on one image only.

Sergeant-major Vaskov is a plot-framing centre of the narrative. It is he who, being a commander of a group of soldiers sent for a liquidation of the German landing, instructs his subalterns and directs all efforts for an implementation of the goal of the commanding.

The author of the article gives a thorough delineation of the protagonist'-s image- he is presented not only as a commander, but as a tutor either. Hereby, the most important means of hero'-s characterization are: speech, actions, author'-s appreciation, portrait.

Tlie citationsfrom the text fortify the ideas expressed by the author of the article. Tlie image of sergeant-major Vaskov is of great educational importance.

Источник: https://gugn.ru/work/2022435/obraz-starsiny-vaskova-v-povesti

Анализ произведения Васильева “А зори здесь тихие”

Творчество Бориса Васильева известно далеко за пределами нашей страны. Известный писатель, фронтовик, он на себе испытал все ужасы воины и прекрасно знал, что такое смерть. “А зори здесь тихие”, “В списках не значится”, “Завтра была война” и многие другие его произведения, по праву занимают достойное место в мировой литературе.

Но в отдельный ряд хотелось бы поставить повесть Васильева “А зори здесь тихие”. Тема данного произведения о женщинах на войне не нова, но здесь мы видим, как писатель не сентиментальничая, жёстко и правдиво рассказал о событиях, происшедших в 1942 году где-то в лесах Карелии.

Подразделение ПВО, которым командует старшина Басков, на все сто процентов укомплектовано молодыми девушками. Места здесь тихие, и служба необычного контингента протекала спокойно, без всяких происшествий.

Но всё перевернулось в один миг… По данным разведки в расположение батареи были заброшены немецкие диверсанты. Старшина принимает решение уничтожить малочисленный, по его мнению, десант своими силами. Для этого он выбрал пять девушек–зенитчиц.

Фашисты были уничтожены, но какой ценой?!

Обратите внимание

Рита Осянина, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Женька Комелькова, Четвертак – у каждой из них свой счёт к фашистам. Короткими, точными мазками автор нарисовал портреты этих девушек. Конечно, ключевая фигура повести – старшина Басков.

Он участвовал финской войне, за ним имеется фронтовой и жизненный опыт, который он пытается донести до своих подчинённых. Но это только на первый взгляд. Все шестеро – это одно неразделимое целое. Они гармонично дополняют друг друга.

Из “пенька замшелого, у которого в запасе двадцать слов, да и те уставные”, по мнению девушек, старшина, в момент опасности, выплёскивает свои необыкновенные душевные свойства. Он готов взять на себя все мыслимые и немыслимые трудности, чтобы защитить своих молодых бойцов.

Своим заместителем Басков назначил сержанта Осянину. Он давно приметил Риту. Строгая, неулыбчивая, она выглядела старше своих лет. Было видно, что предыдущая жизнь не баловала её.

Командир не ошибся; сержант воевала зло и умело, мстя за погибшего мужа, защищая своего сына.

Перед тем как умереть, Рита рассказала старшине свою тайну, тем самым она вверила судьбу мальчика в надёжные руки.

Женя Комелькова – полная противоположность Осяниной. Озорная хохотушка, душа любой компании, но как оказалось, характер у этой девочки был стальной. Она трижды спасает группу: первый раз – у протоки, искупавшись в ледяной воде, тем самым сорвав переправу гитлеровцев; второй – убив ножом немца, который одолел командира; и, наконец, ценой своей жизни, она спасает раненую Риту.

Да, все девушки погибли, погибли геройской смертью. Они погибли ради грядущих поколений. В этом произведении Б. Васильев, прежде всего, показал силу русского духа, самопожертвование ради светлого будущего, связь между поколениями.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-proizvedeniya-vasilyeva-a-zori-zdes-tikhie.html

«А зори здесь тихие» — краткое содержание

Повесть «А зори здесь тихие», краткое содержание которой приведено далее в статье, рассказывает о событиях, происходящих во время Великой Отечественной Войны.

Произведение посвящено героическому подвигу зенитчиц, неожиданно оказавшихся в окружении немцев.

О повести «а зори здесь тихие»

Впервые повесть была опубликована в 1969 году, ее одобрил редактор журнала «Юность».

Поводом к написанию произведения стал реальный эпизод военного времени.

Небольшая группа выздоравливающих после ранений солдат из 7 человек воспрепятствовала подрыву немцами Кировской железной дороги.

В результате операции в живых остался лишь один командир, который впоследствии по окончании войны получил медаль «За боевые заслуги».

Важно

Эпизод трагический, однако, в реалиях военного времени это событие теряется среди ужасов страшной войны. Тогда автор вспомнил о 300 тысячах женщин, несших фронтовые тяготы наряду с бойцами мужского пола.

И сюжет повести построился на трагических судьбах девушек-зенитчиц, которые погибают в ходе разведывательной операции.

Кто автор книги «А зори здесь тихие»

Произведение написано Борисом Васильевым в повествовательном жанре.

Когда началась Великая Отечественная Война, он едва закончил 9-й класс.

Борис Львович воевал под Смоленском, получил контузию, и потому знал о фронтовой жизни не понаслышке.

Литературным трудом он увлекся в 50-е годы, занимался написанием пьес и сценариев. За прозаические повести писатель взялся лишь спустя 10 лет.

Главные герои повести «А зори здесь тихие»

Далее представлены краткие характеристики и судьбы главных персонажей повести: старшины Васкова и пятерых героинь — зенитчиц.

Васков Федот Евграфыч

Старшина, в командование которого поступили зенитчицы, занимал комендантское положение на 171-м железнодорожном разъезде.

Ему 32 года, но девушки дали ему прозвище «старик» за несговорчивый характер.

До войны был обычным мужиком из деревни, имел 4 класса образования, в 14 лет вынужден был стать единственным кормильцем в семье.

Сын Васкова, которого он отсудил у бывшей жены после развода, умер до начала войны.

Гурвич Соня

Простая стеснительная девушка из большой семьи, родилась и выросла в Минске. Ее отец работал участковым врачом.

До войны она успела проучиться год в МГУ на переводчика, бегло говорила по-немецки. Первой любовью Сони был студент-очкарик, занимавшийся в библиотеке за соседним столом, с которым они робко общались.

Когда началась война, в связи с избытком переводчиков на фронте, Соня попала в школу для зенитчиков, а потом в отряд Федота Васкова.

Девушка очень любила стихи, заветной мечтой ее было снова повидать своих многочисленных домочадцев. В ходе разведывательной операции Соню убил немец двумя ударами ножа в грудь.

Бричкина Елизавета

Деревенская девушка, дочь лесника. С 14 лет вынуждена была оставить учебу и ухаживать за неизлечимо больной матерью.

Мечтала поступить в техникум, поэтому после смерти мамы, следуя совету одного из отцовских друзей, собиралась переехать в столицу. Но ее планам не суждено было сбыться, их скорректировала война — Лиза отправилась на фронт.

Хмурый сержант Васков сразу вызвал в девушке большую симпатию. Во время вылазки на разведку Лиза была отправлена через болото за подмогой, но слишком торопилась и утонула. Спустя некоторое время, ее юбку на болоте найдет Васков, тогда он поймет, что остался без подмоги.

Комелькова Евгения

Веселая и красивая рыжеволосая девушка. Немцы расстреляли всех членов ее семьи, беспощадная расправа произошла прямо на Жениных глазах.

Уберегла девушку от гибели ее соседка. Горя желанием отомстить за гибель родных, Женя подалась в зенитчицы.

Совет

Привлекательная внешность девушки и задорный характер сделали ее объектом ухаживаний полковника Лужина, поэтому начальство, чтобы прервать роман, перенаправило Женю в женский отряд, так она попала под командование Васкова.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа мольера тартюф, или обманщик

В разведке Женя дважды проявила бесстрашие и героизм. Она спасла своего командира, когда он боролся с немцем. А затем, подставив себя под пули, увела немцев от места, где спрятались старшина и ее раненая подруга Рита.

Четвертак Галина

Очень молодая и восприимчивая девушка, отличалась низким ростом и привычкой сочинять истории и небылицы.

Выросла в детском доме и даже не имела своей фамилии. Из-за ее маленького роста престарелый завхоз, который относился к Гале по-дружески, придумал ей фамилию Четвертак.

До призыва девушка почти успела закончить 3 курса библиотечного техникума. Во время разведывательной операции Галя не смогла справиться со страхом и выскочила из прикрытия, попав под немецкие пули.

Осянина Маргарита

Старшее лицо по взводу, Рита отличалась серьезностью, была весьма сдержана и редко улыбалась. В девичестве она носила фамилию Муштакова.

В самом начале войны погиб ее муж, лейтенант Осянин. Желая отомстить за гибель родного человека, Рита отправилась на фронт.

Своего единственного сына Альберта она отдала на воспитание матери. Гибель Риты стала последней из пятерых девушек в разведке. Она застрелилась, понимая, что смертельно ранена и является непосильной обузой для своего командира Васкова.

Перед смертью она просила старшину позаботиться об Альберте. И тот сдержал данное обещание.

Другие персонажи «А зори здесь тихие»

Кирьянова

Была старшим боевым товарищем Риты, промкомвзвода. До службы на границе участвовала в Финской войне. Кирьянова вместе с Ритой, Женей Комельковой и Галей Четвертак были перенаправлены на 171-й разъезд.

Зная о тайных вылазках Риты к своему сыну и матери во время службы у Васкова, она не выдала давнюю сослуживицу, заступившись за нее в то утро, когда девушка встретила немцев в лесу.

Краткий пересказ повести «А зори здесь тихие»

События повествования приведены в сильном сокращении. Диалоги и описательные моменты опущены.

Глава 1

Действие происходило в тылу. На недействующем железнодорожном разъезде под номером 171 осталось всего несколько уцелевших домов. Бомбежек уже не было, но для предосторожности командованием были здесь оставлены зенитные установки.

По сравнению с другими частями фронта, на разъезде был курорт, солдаты злоупотребляли спиртным и заигрывали с местными жительницами.

Еженедельные рапорты коменданта разъезда старшины Васкова Федота Евграфыча на зенитчиков приводили к регулярной смене состава, однако картина снова и снова повторялась. Наконец, проанализировав сложившуюся ситуацию, командование направило под руководство старшины команду девушек-зенитчиц.

Обратите внимание

Проблем с выпивкой и разгулом у нового состава не было, однако для Федота Евграфыча было непривычным командование женским задиристым и обученным составом, так как сам он имел всего 4 класса образования.

Глава 2

Гибель мужа сделала Маргариту Осянину суровым и замкнутым в себе человеком. С момента утраты любимого, в ее сердце горело желание отомстить, потому она осталась служить на границе близ тех мест, где погиб Осянин.

На замену погибшей подносчице прислали Комелькову Евгению – озорную рыжую красавицу. Она тоже пострадала от фашистов – ей своими глазами пришлось видеть расстрел немцами всех членов семьи. Две непохожих девушки подружились и сердце Риты стало оттаивать от пережитого горя, благодаря веселому и открытому нраву Жени.

Две девушки приняли в свой кружок стеснительную Галю Четвертак. Когда Рита узнает о том, что можно перевестись на 171-й разъезд, она сразу соглашается, так как совсем рядом живут ее сын и мать.

Все трое зенитчиц поступают под командование Васкова и Рита с помощью своих подруг предпринимает регулярные ночные вылазки к родным.

Глава 3

Возвращаясь под утро после одной из своих тайных вылазок, Рита столкнулась в лесу с двумя немецкими солдатами. Они были вооружены и несли в мешках что-то тяжелое.

Рита немедленно сообщила об этом Васкову, который догадался, что это диверсанты, целью которых является подрыв стратегически важного железнодорожного узла.

Старшина предал важную информацию командованию по телефону и получил приказ прочесать лес. Он решил пройти к озеру Вопь коротким путем наперерез немцам.

На разведку Федот Евграфыч взял с собой пятерых девушек во главе с Ритой. Это были Бричкина Елизавета, Комелькова Евгения, Галина Четвертак и Соня Гурвич в качестве переводчика.

Важно

Перед отправкой бойцов пришлось научить правильно обуваться, чтобы не стереть ноги, а также заставить вычистить винтовки. Условным сигналом опасности было кряканье селезня.

Глава 4

Кратчайший путь к лесному озеру шел через топкое болото. Почти полдня команде пришлось идти по пояс в холодной болотной жиже. Галя Четвертак потеряла сапог и портянку, и часть пути по болоту ей пришлось идти с босой ногой.

Добравшись до берега, вся команда смогла отдохнуть, выстирать грязные вещи и перекусить. Для продолжения похода Васков смастерил для Гали чуню из бересты. До нужной точки добрались только к вечеру, здесь нужно было устроить засаду.

Глава 5

Планируя встречу с двумя фашистскими солдатами, Васков сильно не беспокоился и надеялся, что захватить их в плен удастся с передовой позиции, которую он разместил среди камней. Однако, при непредвиденном случае, старшина предусмотрел возможность отступления.

Ночь прошла спокойно, только боец Четвертак сильно заболела, шагая босиком по болоту. На утро немцы потянулись к Синюхиной гряде между озерами, вражеский отряд состоял из шестнадцати человек.

Глава 6

Поняв, что просчитался, и что большой немецкий отряд ему не остановить, Васков отправил Елизавету Бричкину за подмогой. Он выбрал именно Лизу потому, что она выросла на природе и очень хорошо ориентировалась в лесу.

Чтобы задержать фашистов, команда решила изобразить шумную деятельность лесорубов. Они разожгли костры, Васков подрубил деревья, девушки аукались и весело перекликались. Когда немецкий отряд был в 10 метрах от них, Женька выбежала прямо к реке, чтобы, купаясь, отвлечь внимание вражеских разведчиков.

Их план сработал, немцы пошли в обход, и команде удалось выиграть целые сутки времени.

Глава 7

Совет

Лиза очень спешила за подмогой. Не выполнив указания старшины о перевале на островке посередине болота, она, уставшая и замерзшая, продолжила путь.

Почти дойдя до конца болота, Лиза задумалась и сильно испугалась большого пузыря, вспучившегося прямо перед ней в мертвой тишине топи.

Инстинктивно девушка рванулась в сторону и потеряла опору под ногами. Шест, на который пыталась опереться Лиза, сломался. Последнее, что она увидела перед смертью – это лучи всходившего солнца.

Глава 8

Старшина точно не знал о траектории движения немцев, потому решил отправиться на разведку вместе с Ритой. Они обнаружили привал, 12 фашистов отдыхали возле костра и сушили белье. Где были другие четверо, установить не удалось.

Васков принимает решение о смене места дислокации, а потому направляет Риту за девушками и заодно просит принести его именной кисет. Но в суматохе кисет забыли на старом месте, и Соня Гурвич, не дождавшись разрешения командира, побежала за дорогой вещью.

Через короткое время старшина услышал едва различимый крик. Как бывалый боец, он догадался, что этот крик означает. Вместе с Женей они отправились по направлению звука и нашли тело Сони, убитой двумя ударами ножа в грудь.

Глава 9

Оставив Соню, старшина с Женей оправились в погоню за фашистами, чтобы они не успели донести о происшествии своим. Ярость помогает старшине четко продумать план действий.

Одного из немцев Васков убил быстро, справиться со вторым ему помогла Женя, оглушив фрица прикладом по голове. Эта была первая рукопашная схватка для девушки, которую она очень тяжело перенесла.

Обратите внимание

В кармане одного из фрицев Васков нашел свой кисет. Вся команда зенитчиц во главе со старшиной собралась возле Сони. Тело сослуживицы достойно похоронили.

Глава 10

Пробираясь сквозь лес, команда Васкова неожиданно напоролась на немцев. В доли секунды старшина выбросил вперед гранату, затрещали пулеметные очереди. Не зная сил противника, фашисты приняли решение отступать.

Во время короткого боя Галя Четвертак не смогла перебороть страх и не участвовала в стрельбе. За такое поведение девушки хотели осудить ее на комсомольском собрании, однако, командир заступился за растерявшуюся зенитчицу.

Несмотря на сильную усталость, недоумевая о причинах задержки подмоги, старшина отправляется на разведку, взяв с собой Галину в воспитательных целях.

Глава 11

Галя была очень сильно испугана происходившими реальными событиями. Фантазерка и сочинительница, она часто погружалась в вымышленный мир, а потому картина реальной войны выбила ее из колеи.

Васков и Четвертак вскоре обнаружили два тела немецких солдат. По всем признакам, раненые в перестрелке бойцы были добиты своими же товарищами. Недалеко от этого места продолжали разведку оставшиеся 12 фрицев, двое из которых подошли уже совсем близко к Федоту и Гале.

Старшина надежно спрятал Галину за кустами и сам укрылся в камнях, однако девушка не справилась со своими чувствами и с криком выскочила из укрытия прямо под автоматную очередь немцев. Васков стал уводить немцев от оставшихся своих бойцов и добежал до болота, на котором и укрылся.

В ходе погони он был ранен в руку. Когда рассвело, старшина разглядел вдали Лизину юбку, тогда он понял, что теперь не может рассчитывать на подмогу.

Глава 12

Важно

Находясь под гнетом тяжелых мыслей, старшина отправился на поиски немцев. Пытаясь понять ход мыслей противника и исследуя следы, он набрел на Легонтов скит. Из укрытия он наблюдал, как группа фашистов из 12 человек прятали в старой избе взрывчатку.

Для охраны диверсанты оставили двоих солдат, один из которых был ранен. Васкову удалось обезвредить здорового охранника и завладеть его оружием.

Старшина с Ритой и Женей встретились на берегу реки, в том месте, где они изображали лесорубов. Пройдя через страшные испытания, они начали относиться друг к другу по-братски. После привала они стали готовиться к последнему бою.

Глава 13

Команда Васкова держала оборону берега так, как будто за ними была вся Родина-Мать. Но силы были неравны, и немцам все-таки удалось переправиться на их берег. Риту тяжело ранило при взрыве гранаты.

Чтобы спасти старшину и раненую подругу, Женя, отстреливаясь, убегала все дальше в лес, уводя за собой диверсантов. Девушку ранило в бок слепым выстрелом врага, но она даже не подумала, чтобы спрятаться и переждать.

Уже лежа в траве, Женя палила до тех пор, пока немцы не застрелили ее в упор.

Глава 14

Федот Евграфыч, перебинтовав Риту и завалив ее еловыми лапами, хотел отправиться на поиски Жени и вещей. Для спокойствия он решил оставить ей наган с двумя патронами.

Рита понимала, что смертельно ранена, она боялась лишь того, что ее сын останется сиротой. Поэтому попросила старшину позаботиться об Альберте, рассказав, что именно от него и от своей матери она возвращалась в то утро, когда столкнулась с немецкими солдатами.

Васков дал такое обещание, но не успел отойти от Риты на несколько шагов, как девушка выстрелила себе в висок.

Совет

Старшина похоронил Риту, а затем нашел и похоронил Женю. Раненая рука сильно ныла, все тело горело от боли и напряжения, но Васков решил отправиться в скит, чтобы убить хотя бы еще одного немца. Ему удалось нейтрализовать часового, в скиту спали пятеро фрицев, одного из которых он пристрелил сразу.

Заставив их связать друг друга, едва живой, он повел их в плен. Только тогда, когда Васков увидел русских солдат, он позволил себе потерять сознание.

Эпилог

Спустя некоторое время после войны, в письме своему товарищу, один турист описывает удивительные тихие места в районе двух озер. В тексте он также упоминает одного старика без руки, который приезжал сюда вместе с сыном Альбертом Федотычем, капитаном-ракетчиком.

Впоследствии этот турист вместе со своими новыми товарищами установили мраморную плиту с именами на могиле девушек-зенитчиц.

Заключение

Пронзительная повесть о женском героизме во времена Великой Отечественной Войны оставляет в сердцах неизгладимый след. Автор неоднократно подчеркивает в своем повествовании о противоестественности участия женщин в военных действиях по своей природе, и вина в этом лежит на том, кто развязал войну.

В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял по повести фильм. Он посвятил его той медсестре, которая унесла его с поля боя, избавив его от неминуемой смерти.

Источник: https://1001student.ru/literatura/a-zori-zdes-tihie-povest.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector