Сочинение образ рагина в повести палата номер 6 чехова

Произведение «Палата номер 6» (Чехов): краткое содержание и анализ персонажей :

В данной статье будет рассмотрено одно из талантливейших, удивительных, сложных и неоднозначных произведений – «Палата номер 6». Чехов, признанный мастер интеллектуальной и сатирической прозы, как всегда смог заметить и обличить самые ужасные язвы на теле общества.

История создания

Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6».

Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе.

Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.

Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)

Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама.

Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка.

Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.

Обитатели палаты

Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные – к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.

Моисейка – еврей, сошедший с ума, когда его шапочная мастерская сгорела. Он единственный, кого выпускают на улицу, где он получает то копеечку, то еще что-нибудь. Все принесенное евреем отнимает Никита. Моисейка всегда готов помочь товарищам: принести воды, укрыть.

Обратите внимание

Но делает он это, подражая Ивану Дмитриевичу Громову, своему соседу справой стороны. Тот всем помогает, но иногда с ним происходит что-то наподобие лихорадки, и он заговаривает о человеческой тупости, подлости и жестокости, о прекрасной жизни, которая когда-нибудь наступит.

Так начинается знакомство читателей с одним из главных героев рассказа «Палата номер 6» (Чехов).

История семьи Громовых

Около 12 лет назад жил на главной улице города чиновник Громов с двумя сыновьями – Иваном и Сергеем. Еще студентом Сергей заболел чахоткой и очень быстро умер. А через неделю после этого отца семейства обвинили в растрате казны и подлоге и осудили. Вскорости Дмитрий Громов умер от тифа в больнице тюрьмы.

Как всегда, нисколько не пытается приукрасить действительность Чехов. Рассказы, «Палата номер 6» в их числе, писателя тем и ценны, что отражают жизненную реальность со всей ее жестокостью, грубостью и нелепостью.

Так Иван остался практически один. Чтобы доучиться и еще отправлять деньги на еду матери, он дает частные уроки. Но не выдерживает молодой человек столь тяжелой жизни и уезжает домой.

В уездном училище Ивану дали место, но он не смог найти общий язык с товарищами и вскоре уволился. Умирает мать. Полгода Иван сидит на хлебе и воде, пока не удается устроиться судебным приставом.

Но и тут долго молодой человек не проработал – уволили по болезни.

О людях, которые не могут найти своего места в жизни, повествует рассказ Чехова «Палата номер 6». Именно таков Иван Громов.

Вот как описывает его сам автор: «Он все сводил к одному: в городе душно и скучно… у общества нет высших интересов, оно ведет бессмысленную и тусклую жизнь, разнообразя ее насилием… о женщинах всегда говорил страстно, но ни разу не был влюблен».

Однако в городе, несмотря на такое отношение, его любили. Иван был образован, много читал: «набрасывался на все, что попадалось под руку, даже на прошлогодние газеты».

Безумие Ивана

Как-то утром Иван идет по делу к одному мещанину и по дороге видит арестантов, которых ведут под конвоем. Громов думает о том, что и его могут заковать и посадить в тюрьму. На обратном пути Иван Дмитриевич видит городничего, и эта встреча кажется ему подозрительной.

Замечательно, с медицинской точностью изображает постепенное погружение человека в безумие Антон Чехов («Палата номер 6»). Иван не спит ночами, ему кажется, что за ним придут, осудят и посадят. Он всего боится. Весной находят два трупа со следами насильственной смерти.

Громов боится, что его заподозрят. Страх доводит его до того, что он запирается в погребе и сидит там два дня, пока его не находят печники. Увидев их, Иван в ужасе выбегает на улицу. Его ловят и вызывают Андрея Ефимыча – доктора. Тот заключает, что Иван Дмитриевич сошел с ума.

Так Громов попадает в палату № 6.

Остальные обитатели палаты

Кроме Моисейки и Громова, в палате обитает безымянный «оплывший жиром, круглый мужик с совершенно бессмысленным лицом». На побои Никиты он не отвечает даже выражением глаз.

Последний обитатель палаты – блондин с добрым и лукавым выражением лица. Его одержимость заключается в том, что его часто награждают очень редкими орденами. Обычно к больным никто не заходит, кроме Никиты и цирюльника.

Но постепенно по городу расползается слух, что умалишенных стал навещать доктор.

История Андрея Ефимыча Рагина

В юности Адрей Ефимыч собирался пойти в священники, но отец настоял на медицинской службе. Внешность у него мужицкая, грубая, «напоминает трактирщика на большой дороге», его руки и ноги огромны: «хватит кулаком – дух вон». Одевается Рагин очень небрежно.

До того как Андрей Ефимыч пришел работать в больницу, в ней царил полный беспорядок и произвол, к чему доктор отнесся совершенно равнодушно. У него не хватило характера что-либо изменить. Поначалу новый врач работает очень упорно, но постепенно опускает руки и приходит к выводу, что нет смысла в том, чтобы мешать больным умирать.

По утрам в приемной Андрей Ефимыч встречается с фельдшером Сергеем Сергеевичем, имеющим в городе практику. Фельдшер — человек религиозный, поэтому по воскресеньям он просит больных читать акафист, а сам обкуривает палаты ладаном. Постепенно на Сергея Сергеевича перекладывается обязанность приема больных – Рагину это надоедает.

Дома Андрей Ефимыч много читает из философии и истории. После обеда ходит несколько часов по комнате и думает. А вечером идет в гости к Михаилу Аверьянычу, почтмейстеру, только компания этого человека не в тягость Рагину.

Важно

Во время этих посиделок доктор говорит о том, что в городе совершенно не с кем вести умные беседы.

Чем больше Рагин читает, тем больше убеждается в том, что его жизнь была омерзительной и противной, а служба – вредное занятие, за которое платят обманутые им люди.

Речи разочаровавшегося, не видящего в будущем ничего светлого человека слышны в рассказе «Палата номер 6». Чехов, оставаясь верным себе, не идеализирует Рагина, но в этом герое воплотилась вся боль писателя о постепенной деградации общества.

Развитие сюжета

Познакомив читателя с основными действующими лицами, Чехов переходит непосредственно к действию рассказа. Итак, в больницу приезжает новый молодой доктор Евгений Федорович Хоботов. Единственная книга, которую читает этот человек – «Новейшие рецепты венской клиники». Он втайне начинает завидовать Рагину и желает заполучить его место.

Как-то на улице Моисейка просит у Рагина денежку на новые сапоги, тогда доктор просит у Никиты выдать обувь. Тут с обвинительными речами на доктора набрасывается Громов. Постепенно между больным и врачом завязывается беседа. На следующий день Андрей Ефимыч приходит поговорить снова.

«Доктор не в себе»

Произведение Чехова «Палата номер 6» в полной мере отразила отрицательные, неприглядные и разрушительные черты человеческого характера. Так, узнав о том, что Рагин стал часто посещать сумасшедших, Хоботов подговаривает фельдшера подслушать их разговоры. В результате они приходят к выводу, что Андрей Ефимыч сам сошел с ума.

Отношение к доктору меняется. Однажды его приглашают в управу, где задают вроде бы безобидные вопросы. Вернувшись домой, Рагин, однако, понимает, что это было психиатрическое освидетельствование. Хоботов советует доктору уйти с работы.

Окончание

Заканчивается рассказ «Палата номер 6» (Чехов). Цитаты, представленные выше, отлично передают весь тот мрачный и безнадежный настрой, который не оставляет шанса на счастливый конец.

Почтмейстер предлагает Рагину отправиться в путешествие. Вскоре Андрей Ефимыч с Михаилом Аверьяновичем оказываются в Москве. Почтмейстер начинает вести себя как барин, за что доктор очень на него негодует и впадает в уныние. В Варшаве почтмейстер проигрывает почти все деньги Рагина.

Андрей Ефимыч возвращается домой, у него нет ни денег, ни работы. Рагина приходят навестить Хоботов, фельдшер и иногда заходит почтмейстер. Доктор всем задолжал, но работы у него по-прежнему нет.

Однажды Хоботов приглашает его в больницу на консилиум. Рагин удивлен, но соглашается. В результате бывший доктор оказывается заперт в палате № 6. Никита отбирает его одежду, а потом бьет. Вечером следующего дня Андрей Ефимович умирает от апоплексического удара.

«Палата номер 6», Чехов: анализ

Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин.

И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы.

Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.

Совет

Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь.

Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться.

И это вполне оправдывается их жизненной позицией – все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов.

Постепенно доктор начинает желать лишь одного – найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену – сам оказывается среди умалишенных и умирает.

Но многое открыла Андрею Ефимычу палата номер 6. Анализ эпизода, когда доктор осознает весь ужас обитания в таком месте, позволяет убедиться, что человек может что-либо осознать, только испытав это сам. Как бы красиво Рагин ни говорил о том, что главное — свобода мысли, потеряв телесную свободу, он впал в апатию и перенес невероятное потрясение.

Таким образом, Чехов затронул такие проблемы, как лицемерие, насилие, незаинтересованность в духовном развитии, бездушное отношение к людям социальных работников и врачей.

В рассказе затронуты и философские проблемы: поиск смысла жизни, предназначение человеческого разума и роль страданий в жизни людей.

Интересны мысли о том, что отрицание страданий равносильно отрицанию самой жизни, а ум – единственный источник счастья и наслаждения.

Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В «Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — «Палата № 6″».

Образ Ивана Громова

Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу.

Громов – интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги.

По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден – когда-нибудь люди добьются бессмертия.

Обратите внимание

Даже попав в больницу с диагнозом «мания преследования», он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики – Чехов, несомненно, симпатизировал Громову.

Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти.

Читайте также:  Сочинения по рассказам льва толстого

Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами — на боль, негодованием – на подлость, а отвращением – на мерзость.

Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.

Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.

Образ Андрея Рагина

Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека – философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.

Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс.

Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному – зачем что-то делать, если все равно умирать.

Важно

Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.

Автор беспощадно показывает, к чему приводит такое отношение к жизни – не просто к смерти, а к надлому самого человека, его унижению и уничтожению не столько физическому, сколько моральному.

Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова.

Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника.

Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.

Выводы

Таким образом, рассказ Чехова «Палата номер 6» предстает глубоко философским произведением, не только отразившим проблемы своего века, но и поднявшим общечеловеческие вопросы.

Источник: https://www.syl.ru/article/188898/new_proizvedenie-palata-nomer-chehov-kratkoe-soderjanie-i-analiz-personajey

Анализ рассказа Чехова «Палата № 6»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Палата №6» — произведение выдающегося писателя А.П. Чехова, которое не оставит равнодушным никого, кто решиться его прочесть. Ведь в нем автор затрагивает очень важные общественные и философские проблемы, такие, как насилие над человеческой жизнью, лицемерие, глупость, право и бесправие, смирение и борьба за справедливость.

Палата под номером 6 – это не только место, где происходят основные события, но и некий символ общества, в котором одни мучаются, а другие не понимают и не хотят понять этих людей. Автор сравнивает это место с тюрьмой, а душевнобольных – с заключенными, которые фактически обречены на медленную смерть.

Среди всех обитателей палаты особое внимание автор уделяет Ивану Дмитриевичу Громову. В отличие от всех остальных жителей палаты (еврея Мойсейки, бесчувственного толстого мужчины, молчаливого мещанина), Громов достаточно образован и умен.

Резкие перемены в жизни, болезни и разочарования поспособствовали тому, что он оказался в этой мрачной палате. Несмотря на все это, он единственный, кто сознательно ухаживает за своими товарищами по несчастью, бережливо с ними обращается.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Совет

Другой герой повести, который якобы находится по другую сторону завесы, — заведующий больницей, Андрей Ефимыч Рагин.

По своей натуре мягкий человек, который хоть и понимает, что в больнице твориться бардак, кругом антисанитария, больных плохо кормят, бьют; может, где-то в глубине души он и сочувствует им, но ничего не может поделать, чтобы изменить ситуацию.

Он руководствуется философией смирения, что приводит его к тому, что он отходит от житейский забот и смиряется с аморальностью и воровством.

Со временем, он сближается с Иваном Громовым, находит в нем интересного собеседника, так как любит честность и ум, но сам построить вокруг себя честную и умную жизнь не может, потому как не умеет приказывать, запрещать, настаивать, и считает все это не нужным. Неудивительно, что через время Рагин сам становится пациентом Палаты №6.

И только оказавшись на месте больных, он осознает, какие страдания выносят эти люди, что они чувствуют, когда к ним проявляют такое отношение. Этого всего Рагин не может вынести, с ним случается апоплексический удар, и он умирает.

В принципе смерть Андрея Ефимыча – есть логическое завершения такой жизни, в которой присутствуют обман, воровство, зло.

Тема, раскрытая в повести «Палата №6», актуальна и на сегодняшний день в современном обществе. Произведение заставляет нас будто бы посмотреть на жизнь со стороны, и выделить главные ценности жизни.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-palata-6/

«Палата №6» (Чехов): описание и анализ повести из энциклопедии

«Палата №6» — повесть А.П. Чехова. Первые упоминания о ней встречаются в письме А.С. Суворину в марте 1892 г. Повесть, принадлежащая к общепризнанным шедеврам Чехова, отразила философские поиски автора рубежа 1880—1890-х гг.

, явилась плодом его медицинских (Чехов внимательно изучал отчеты русских психиатрических заведений) и социологических изысканий (А.И. Роскин считал, что «Палата №6» «была продиктована» Сахалином, отсюда заменяющие друг друга метафоры сумасшедшего дома и тюрьмы в тексте произведения).

Необходимо обратить внимание на то, что повесть писалась вслед за книгой о «каторжном острове» и рассказом «В ссылке».

«Палата №6» Чехова была впервые напечатана в «Русской мысли» (1892 г., №11), а затем вышла отдельным произведением в издательстве А.С. Суворина в Петербурге.

Издавалась также в серии «Для интеллигентных читателей» московского издательства «Посредник» (1893 г.). «Палата №6» Чехова вошла в VI том собрания сочинений издания А.Ф. Маркса, где, отмечает Э.А.

Полоцкая, соединены рассказы с обостренным чувством трагедийности мира.

Об обобщающем смысле этого произведения говорили многие современники Чехова. Лесков писал: «Всюду — палата №6. Это — Россия…». А.М. Скабичевский высказал предположение о «психиатрической прозе», о «предвестии декадентства», заключенном в этом произведении.

Обратите внимание

В процессе обсуждения повести («Книжки недели», 1893, №1) прозвучала мысль, впоследствии ставшая центральной практически во всех литературоведческих трудах о «Палате №6», — о направленности повести против философии «непротивления злу».

Между тем автор статьи считал Андрея Ефимовича Рагина, прошедшего путь от врача-«угнетателя» до пациента палаты №6, «пособником зла», а вовсе не толстовцем.

Кто есть герои Чехова — Рагин и Громов, кто именно стоит за их словами? — такова главная проблема всех споров о данном произведении вплоть до нашего времени.

Если первоначально в советском чеховедении главное внимание уделялось социальным аспектам произведения (повесть Чехова «Палата №6» воспринималась как обличительная притча в защиту погубленного обществом не похожего на других человека, загнанного в тупик, в сумасшедший дом, в гроб, акцентировались картины больничного насилия, олицетворением его является «тупая скотина» санитар Никита, а также неприглядные сцены городской «сонной и животной жизни» и т.д.), то впоследствии главное внимание было сосредоточено на философском смысле произведения, диалогах-спорах пациентов палаты №6 — доктора Рагина и бывшего чиновника Громова. Построчная философская дешифровка рагинского пессимизма («Все равно… Все равно… что фрак, что мундир, что этот халат…»; «Между теплым уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы») впервые была дана А.П. Скафтымовым в его работе «О повестях Чехова «Палата №6» и «Моя жизнь», где литературовед соотнес высказывания героя Чехова с «Афоризмами» Шопенгауэра. Тем самым исследователь отвечал интерпретаторам рассказа, видевшим в этом произведении лишь отголосок полемики с Л.Н. Толстым и Марком Аврелием, философия которого безусловно интересовала Чехова и нашла отражение в его творчестве.

В современном отечественном и западном чеховедении «Палата №6» все чаще получает иные истолкования. Как показал в своей монографии В.Б. Катаев, в повести «Палата №6» Чехов выступил как предтеча экзистенциализма, подняв вопросы одиночества, утраты смысла человеческого существования, разобщенности людей.

Социологические интерпретации повести разбиваются именно о композиционные и сюжетные ходы автора, уравнивающего пребыванием в трагической палате носителей различных социальных «футляров». Это «равенство» и духовное преображение человека перед лицом смерти становится темой ряда произведений Чехова.

Собственно, с самого начала накапливаются детали-символы, ведущие читателя к образу смерти, тщеты жизни.

Убеждение в бессмысленности своей деятельности приводит бывшего доктора Рагина в притягивающую его как магнитом «Палату №6» — причем, вначале добровольно, по собственному влечению, что воспринимается как своеобразный вызов общепринятым поведенческим нормам.

Ощущение, что само попадание в «заколдованный круг» этой больницы неизбежно есть путь к смерти, не покидает каждого из двух героев. И, как часто это бывает у Чехова, реальная смерть, воспринимаемая (и соответственно описанная художником) здесь как дело рутинное, становится моментом освобождения «гордого» изнемогшего ума от насилия жизни. Во многих современных работах повесть Чехова сравнивается с произведениями Т. Манна, Ф. Кафки.

Один из самых трагических рассказов Чехова имел, по воспоминаниям современников, «оглушительный успех», «самую счастливую судьбу». В ряде откликов талант автора «Палаты №6» сравнивался с Достоевским, причем, говорилось, что Чехов заглянул «еще дальше».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/palata_6_chekhov_opisanie_i_analiz_povesti_iz_ehnciklopedii/79-1-0-1381

Образ и характер Рагина по повести Палата № 6 (Чехов А. П.)

После путешествия на Сахалин в 1890 году образ родины в художественном сознании Чехова углубляется и становится сложнее.

Ехал он на самое страшное место российской каторги через всю Сибирь и был особенно восхищен бес – крайностью сибирской тайги: “Сила и очарование тайги – не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается”.

После просторов Сибири этот остров, населенный каторжниками, этот кусок земли, самой природой отделенный, отграниченный от большой земли, поразил как место “невыносимых страданий”, как “ад”, в котором были заживо погребены многие тысячи людей, часто ни в чем не повинные.

Важно

Под впечатлением от всего увиденного на Сахалине Чехов-художник написал, может быть, самую потрясающую свою повесть – “Палату

№ 6”.

Страшное, гнетущее впечатление производит судьба доктора Рагина, насильно заключенного в психиатрическую палату.

Он, лечивший больных этой палаты много лет, только оказавшись в одинаковом с ними положении, начинает понимать, что его прежняя жизнь кабинетного ученого, при виде несправедливости успокаивающего себя рассуждениями о непротивлении злу и об относительности всех благ на земле, была эгоистической.

Любовно вынашиваемые им идеи рухнули, как только его заперли в этой палате. Он смотрит из окна палаты в поле, видит багровый восход луны и на его фоне – высокую тюрьму, обнесенную каменной стеной.

Вид этот его страшит, его осеняет жуткая мысль: “Вот она, действительность!” Больничная палата, куда насильно запираются и больные и здоровые люди, стены тюремного двора, сама тюрьма – все это производит страшное впечатление.

В этой повести Чехов более чем в других произведениях протестует против насилия над беззащитной личностью, загнанной и вынужденной

жить в ограничении своих духовных и физических возможностей. Последний штрих этой трагедии – удары сторожа Никиты, пригвоздившие несчастного Рагина к его больничной койке.

Тень Сахалина лежит на всем сюжете повести, включая этот заключительный эпизод.

“Когда я читаю,- писал Илья Эренбург, хорошо понимавший общественный смысл повести,- как больничный сторож Никита бьет доктора Рагина, которого он еще недавно именовал “высокоблагородием” и который для него теперь рядовой сумасшедший, я всякий раз думаю о поездке Чехова на Сахалин”. Современники Чехова увидели в “Палате № 6” воплощение российской действительности.

Анна Ильинична Ульянова-Елизарова вспоминает, как понял образ “Палаты №. 6” молодой В. И.

Совет

Ленин, живший в начале 1890-х годов в Самаре и тосковавший там о широкой революционной деятельности: “Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № б”.

“Эти слова Володи,–пишет далее А. И. Ульянова-Елизарова-приоткрыли мне завесу над его душевным состоянием: для него Самара стала уже такой “Палатой № 6″, он рвался из нее почти так же, как несчастный больной Чехова. И он твердо решил, что уедет из нее следующей же осенью”. Н. С.

Лесков прямо утверждал, что в “Палате № 6” изображены в миниатюре “общие порядки” в стране и характеры людей: “Всюду-палата № 6. Это – Россия…” За художественным обобщением чувствовался самодержавно-полицейский режим.

Читайте также:  Образ и характеристика дмитрия коршунова в романе тихий дон шолохова сочинение

Вместе с тем в повести в устах душевно, больного Громова (болезнь его – мания преследования-весьма характерна для 80-х годов) прозвучали страстные строки, призванные вселить в читателя веру в будущее России: “Пусть я выражаюсь пошло, смейтесь, но воссияет заря новой жизни, восторжествует правда, и -на нашей улице будет праздник! Я не дождусь, издохну, но зато чьи-нибудь правнуки дождутся”.

Все, что Чехов пережил и передумал о русской жизни, находясь на Сахалине, углубило образ родины в его представлении, внесло в него большую долю горечи, но не заслонило собой всего прекрасного, что художник ценил прежде,-ни простирающихся вдаль полей, ни степей, перемежающихся богатыми лесами, озерами и реками, ни самой высокой ценности на земле – людей.

Источники:

    Чехов А. П. Степь. Повести и рассказы. В ступ, статья Э. Полоцкой.-М.: “Худож. лит.”, 1980. 352 с. (Классики и современники. Русская классическая литература)..Аннотация: Настоящая книга А. П. Чехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-ragina-po-povesti-palata-6-chexov-a-p/

Проблематика повести А.П.Чехова «Палата №6»

Повесть А.П.Чехова «Палата №6» затрагивает острые общественные и философские проблемы. В этом произведении автор пытается решить вопрос о насилии над человеческой личностью, праве и бесправии, смирении и борьбе за справедливость.

В этом рассказе изображен маленький захолустный городок. Но подробно автор останавливается на местной больнице, точнее, на одной палате — №6. В ней, как в фокусе, отразилась вся русская жизнь. Это мрачное помещение сравнивается с тюрьмой. Душевно больные фактически обречены на медленную смерть.

Условия существования для них просто невыносимы. Судьба этих пациентов никого не волнует. В городе больница значится только формально, потому что она должна быть по предписанию. Чехов проводит прямое сравнение ее с тюрьмой. У больных свои арестантские одежды, решетки на окнах, жестокий сторож Никита.

Среди хмурых обитателей палаты №6 автор уделяет особое внимание Ивану Дмитриевичу Громову. Он болен манией преследования. Повествователь дает нам его предысторию. Эта болезнь вызвана невыносимыми условиями жизни, постоянным насилием одних и полным бесправием других. Нужда не дала герою возможности окончить университет.

Громов был вынужден вернуться в родной город.

Но здесь он начал страдать от нищеты духовной: «О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую и бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные люди питаются крохами».

Мысль о насилии все больше овладевает сознанием впечатлительного героя. А жизнь на каждом шагу дает ему новую пищу для худших опасений. Он видит вооруженных конвойных, которые ведут закованных в цепи арестантов.

Перед Громовым постоянно мелькают полицейские надзиратели, исправники, городовые.

При этом герой трагически чувствует полную беззащитность: «А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна, и ничего в ней нет мудреного».

Обратите внимание

Это и есть самое страшное. Человеку негде искать защиты, справедливости. Его жизнь ничего не стоит. В обществе насилие считается «разумной, целесообразной необходимостью».

Чехов очень точно описывает ход развития душевной болезни. Однажды в городе, на кладбище произошло убийство. Нервы Громова не выдержали. Он подумал, что его могут подозревать в убийстве.

Громов вдруг побежал по улице, а вокруг кричали люди, лаяли собаки. Так он оказался в палате №6.

В больнице работает скромный доктор Рагин. Когда он прибыл в город осмотреть больницу, то сразу понял, что это «учреждение высшей степени безнравственное и вредное для здоровья жителей».

По его мнению, «самое лучшее, что можно было сделать это – выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Это были здравые мысли, но вслед за ними возникли другие, которые позволили молодому врачу оставить в больнице все, как было.

Коллеги помогли Рагину увидеть в этом решении «истинную мудрость».

У доктора своя жизненная философия. Он считает, что все в мире – «суета сует». Он привык лишь созерцать. Если нет условий для положительных изменений, то незачем и бороться.

Рагин утверждает, что на этом свете все незначительно и неинтересно, «кроме высших духовных проявлений человеческого ума». Жизнь – это досадная ловушка. Но это общее несчастье объединяет людей.

Они чувствуют себя лучше, когда «сходятся вместе и проводят время в обмене гордых, свободных идей. В этом смысле ум есть наслаждение незаменимое».

Каждый день Рагин выписывает много газет, журналов. Он словно закрывается ими от реальной жизни. Философия Рагина заключена в смирении и терпении. Андрей Ефимович понимает, что жизнь неизбежно состоит из потерь, страданий, несправедливости, приводит человека к смерти.

Важно

Какой смысл тогда с этим бороться? Философия Рагина подчинена главной задаче – оправдать, обосновать его жизненную ничтожную практику. Рисуя образ Рагина, А.П.Чехов думал не столько о тех философах, на имена которых ссылается Рагин, о другом вопросе.

Если вдуматься в позицию этого героя, то можно прийти к выводу, что она порождена атмосферой насилия и деспотизма в обществе.

Один из исследователей творчества Чехова высказал интересную мысль. Для того чтобы на самом деле презирать страдания, ничему не удивляться, быть всем довольным (как утверждает о себе Рагин), надо довести себя до животного состояния. В таком состоянии находился один из самых мрачных обитателей палаты – заплывший жиром мужик.

Жизнь сталкивает доктора Рагина и пациента Громова. Происходит конфликт их жизненных позиций. Громов не любит высокопарных слов. Он защищает естественные человеческие порывы. Когда человеку плохо, он кричит, протестует, реагирует. Человеку не все равно, что происходит с ним. Рано или поздно любому терпению приходит конец.

Никакая философия не может остановить естественные чувства, желания. Учения, проповедующие равнодушие к богатству, удобствам жизни, страданиям и смерти, непонятны «для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобств жизни. А презирать страдания значило бы для него презирать самую жизнь».

Философия доктора Рагина для Громова – это философия «российского лежебока»: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

Эти слова Громова заставили Рагина о многом задуматься. Его философия оказалась не жизнеспособна. После увольнения со службы Рагин отправился в путешествие вместе с развязным Михаилом Аверьянычем. Во время поездки доктор очень быстро стал утрачивать философский взгляд на мир. Его коллеге, хитрому Хоботову, удается упрятать Рагина в палату №6. А сам он занял место Андрея Ефимыча.

Только тогда Рагин почувствовал всю губительность своей философии. Никита жестко ударил своего бывшего начальника.

Рагин закричал, стиснул подушку и впервые осознал, что такую же невыносимую боль должны были испытывать изо дня в день эти люди: «Как могло случиться, что в продолжение больше, чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?». Так сама жизнь разрушает все философские иллюзии доктора, совершает трагическое возмездие.

Совет

Авторские симпатии принадлежат больному Громову за его ненависть к пассивности и насилию. Чехов подчеркивает его отзывчивость, порядочность, нравственную чистоту. В искренних словах Громова автору «слышится что-то чрезвычайно хорошее». Вся его несчастная судьба, облик внушали повествователю «хорошее, теплое, грустное чувство».

Название повести символично. Палата №6 – это образ патологии общества, его реальное, неприглядное лицо. Это мрак, на который закрывают глаза одни и в котором беспомощно страдают другие.

Думаю, Чехов хотел подчеркнуть, что серьезные общественные проблемы касаются каждого человека.

Если их не решать, не бороться с ними, то никто из нас не может ручаться за то, что рано или поздно ему не грозит попасть в палату №6.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/chehov-a-p/problematika-povesti-a-p-chehova-palata-.html

А.П.Чехов: «Палата номер 6»

Чехов: «Палата номер 6«

Описание больничного двора, заросшего крапивой, где стоит небольшой флигель. В сенях на старом хламе всегда спит стороже Никита, старый отставной солдат.

У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки, и красный нос; он невысок ростом, на вид сухощав и жилист, но осанка у него внушительная и кулаки здоровенные.

Принадлежит он к числу тех простодушных, положительных, исполнительных и тупых людей, которые больше всего на свете любят порядок и потому убеждены, что их надо бить. Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка.

В комнате на кроватях, привинченных к полу, содержатся пять сумасшедших, один из которых благородного звания, а остальные мещане. Один из них еврей Моисейка, который помешался, когда у него сгорела шапочная мастерская. Его одного из всех отпускают на улицу, где ему дают кто копеечку, кто квасу, кто еще чего-нибудь.

Все, что Моисейка приносит, отбирает сторож Никита в свою пользу. Моисейка любит услуживать: он подает товарищам воду, укрывает их, когда они спят, и т. д.

, но делает это не из сострадания, а подражая своему соседу с правой стороны Ивану Дмитриевичу Громову, который помогает всем, но иногда на него накатывает нечто вроде лихорадки, и он, захлебываясь, говорит о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле, об оконных решетках, напоминающих ему каждую минуту о тупости и жестокости насильников. Лет 1215 назад в своем доме на самой главной городской улице жил чиновник Громов, а с ним два его сына Сергей и Иван. Будучи студентом 4-го курса, Сергей заболел чахоткой и умер. Через неделю отца обвинили в подлоге и растрате казенных денег и отдали под суд. Вскоре он умер в тюремной больнице от тифа. Иван вынужден сам зарабатывать себе на жизнь частными Уроками и часть денег отправлять матери на пропитание. Он не выдерживает тяжелой жизни и уезжает домой. Ему дали место Учителя в уездном училище, но он не сошелся с товарищами, не понравился ученикам и скоро бросил место. Умерла мать. Полгода н питался только хлебом и водой, потом поступил в судебные приставы, пока не был уволен по болезни. Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал. О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами… Человечество делилось у него на честных и подлецов, середины же не было. О женщинах и о любви он всегда говорил страстно, но ни разу не был влюблен. В городе его, несмотря на это, любили. Он был очень образован и начитан: книги не читал, а глотал, но с одинаковой жадностью набрасывался на все, что ему попадалось под руки, даже на прошлогодние газеты и календари. Однажды осенним утром Иван Дмитриевич отправляется к одному мещанину, чтобы получить по исполнительному листу. По пути он ветре, чает арестантов с конвойными, и эта встреча производит на него тяжелое впечатление: ему кажется, что его тоже могут заковать в кандалы и отправить в тюрьму. По дороге домой Иван Дмитриевич встречает полицейского надзирателя, что тоже кажется ему подозрительным. Ночью Ивану Дмитриевичу не спится. Его преследу. ют мысли о возможном аресте, хотя он не знает за собой никакой вины. Его мучают кошмары, что его оклеветали, произошла судебная ошибка или он совершил преступление нечаянно. В течение нескольких дней все проходящие мимо окон и входящие во двор люди кажутся Ивану Дмитриевичу шпионами и сыщиками. Он всего боится, уединяется, избегает людей, служба становится ему невыносимой. Весной около кладбища находят два полусгнивших трупа с признаками насильственной смерти. В городе обсуждают неизвестных убийц. Боясь, что в убийстве заподозрят его, Иван Дмитриевич ходит по улицам и улыбается, при встрече со знакомыми уверяет, что нет подлее преступления, как убийство слабых и беззащитных. В конце концов Иван Дмитриевич прячется в хозяйский погреб, где сидит два дня. Когда к хозяйке приходят печники, ему кажется, что это переодетые полицейские. Он выбирается из квартиры и в ужасе бежит по улице. Его задерживают, приводят домой и вызывают доктора Андрея Ефимыча. Доктор решает, что пациент душевнобольной, и Ивана Дмитриевича отправляют в больницу, в палату номер 6.

Читайте также:  Лиза в повести пиковая дама пушкина характеристика образ

Кроме Ивана Дмитриевича и жида Моисейки, в палате содержится оплывший жиром, почти круглый мужик, с тупым, совершенно бессмысленным лицом. Это неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное, давно уже потерявшее способность мыслить и чувствовать. От него постоянно идет острый, удушливый смрад.

На жестокие побои Никиты мужик не отвечает ни звуком, ни движением, ни выражением глаз. Пятый обитатель палаты номер 6 бывший сортировщик писем, блондин с добрым но лукавым лицом. Он одержим идеей, что его награждают редкими орденами. В палате редко бывают новые люди: заходит только цирюльник.

Однако вскоре проходит слух, что помешанных начал посещать доктор.

Доктор Андрей Ефимыч Рагин в юности готовил себя к духовной карьере, но по настоянию отца посвятил себя медицине. Внешность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика на большой дороге, разъевшегося, невоздержного и крутог�

Источник: https://www.studsell.com/view/5075

Сочинение на тему Герой «Палаты № 6», доктор Рагин

В начале 90х годов Чехов не только бесповоротно порывает с толстовством, но и решительно осуждает его. Особенно сильное выражение это нашло в повести «Палата № б» (1892). Герой «Палаты № 6», доктор Рагин, проповедует толстовское успокоение в самом себе и самоусовершенствование.

Сам он человек чрезвычайно мягкий и деликатный, но, благодаря его мягкости и пассивному отношению к социальному злу, в больнице, которой он заведует, творятся преступления: больных морят голодом, заражают болезнями, избивают; особенно ужасно положение душевнобольных, заключённых в палате № 6.

Больной палаты № 6 Иван Дмитрич выступает критиком теории непротивления, «неделания», называет её «не философией», а ленью, факирсгвом, сонной одурью.

Обратите внимание

К чему приводит Рагина вера в нравственное усовершенствование и непротивление? Он на собственном опыте убеждается, что внутренней свободы для человека не может быть без свободы внешней.

Попав за решётку палаты № б уже в качестве больного, жестоко избитый сторожем, Рагин постигает нелепость своей теории непротивления. В отчаянии он хватается руками за решётку и трясёт её, но решётка не поддаётся; Рагин умирает от разрыва сердца.

«Палата № 6» прогремела на всю Россию. В. И. Белинский, прочитав её в юности, был потрясён, так как чеховская «Палата № 6» напоминала Россию с её мрачным тюремным режимом. В воспоминаниях сестра А.  И. Елизарова  пишет:  «Остался у меня в  памяти разговор с Володей о появившейся в ту зиму в одном из журналов новой повести А. Чехова «Палата № 6».

Говоря о талантливости этого рассказа, о сильном впечатлении, произведённом им,- Володя вообще любил Чехова,- он определил всего лучше это впечатление следующими словами: Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямотаки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в «Палате № 6».

Чехов порвал с толстовством во имя прогресса и культуры. Он писал потом: «Расчётливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и воздержании от мяса».

Это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображённое в произведении, даёт повод автору снова страстно обрушиться на толстовство. Оно обрекало людей на замкнутость, эгоизм.

Человеку нужно не это, нет! «Человеку нужно не три аршина земли; не усадьба, а весь» земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Задача и обязанность человека — не пассивный уход в мир своего л, а борьба с общественным злом, движение вперёд, жизнь во имя общественных интересов.

Чехов не мог обойти ещё одной распространённой теории 80-90х годов- теории «малых дел». «Наше время — не время великих задач!» — звучало в настроении эпохи. Основной задачей интеллигенции провозглашалось в это время выполнение скромного, маленького дела для народа, завоевание для него хотя бы некоторой культуры и  прежде всего — грамотности.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-geroj-palatyi-6-doktor-ragin/

«В “Палате номер 6” в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры» Н. С. Лесков (По рассказу А. П. Чехова «Палата номер 6»)

1. Удушливая и мрачная атмосфера жизни.

2. «Подвижная» Россия и «застойная» палата.

3. Пошлость современной жизни.

«В “Палате номер 6” в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры». Каждый временной отрезок характеризуется своими событиями и впечатлениями. Но они не проходят бесследно. Историки запечатлевают их в документах, художники — в картинах, писатели — в произведениях.

Но если первый из этого списка стремится к достоверности и объективности фактов, то остальные пытаются выразить свое отношение к тому миру, в котором им пришлось жить и творить. А. П. Чехову пришлось столкнуться с различными ситуациями. Об этом можно судить по наследию писателя. Начинает он с небольших юмористических рассказов.

Но вскоре в его творчестве появляются и весьма грустные тональности. Многое менялось в жизни. Например, пустели дворянские усадьбы, которые воспевал в своем творчестве И. А. Бунин.

А. П. Чехов же своими рассказами, повестями и драматическими произведениями пытался показать, какова настоящая Россия, скрытая в душе каждого человека.

Важно

Возможно, именно это послужило толчком к написанию такого произведения, как «Палата номер 6». Многие отмечали то, что автору удалось выразить атмосферу того времени.

И если действительно она была весьма мрачной и тяжелой, то только потому что во всем городе нашелся только один нормальный человек, да и то в сумасшедшем доме.

О духоте и атмосфере, которая царила в сумасшедшем доме, Чехов говорил и в своих ранних произведениях. Однако смеховой подход к этой проблеме не дал желаемого результата. Скрытые за образами и поведением героев удушливость и мрачность жизни наконец выплеснулись наружу.

Об этом прямо и открыто начал говорить Иван Дмитриевич Громов: «О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов…». Общество словно застыло на месте. У него нет ни целей, ни стремлений.

Кажется, что такая картина противоположна той, которая была в России в тот момент.

Рассказ написан в 1892 году, когда зарождаются новые литературные течения (символизм), когда зреют революционные настроения (вылившиеся в восстание 1905).

То есть жизнь, наоборот, полна движения и новых начинаний и впечатлений. Однако и в этой суматохе люди забывают о самом главном — духовной составляющей их поведения.

Это отражается именно в художественных произведениях, одним из которых и является «Палата номер 6».

Поэтому в уста Громова автор вкладывает размышления о современном состоянии общества, которое далеко от нравственного совершенства, бережного и внимательного отношения друг к другу.

Совет

Общество, по мнению героя, «ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием…». Несмотря на такие высказывания, Ивана Дмитриевича любили и уважали. Но пошлость жизни оказывала свое страшное воздействие, она губила не столько его разум, сколько душу.

Поэтому случайная встреча повернула жизнь Громова совершенно в другую сторону, в результате чего он оказался в сумасшедшем доме.

Так в произведении словно сошлись две линии. Россия осталась не за пределами палаты, а вместе со своими героями вошла в это помещение. Поэтому фразу Н. С. Лескова можно понимать двояко. Мир тогдашней жизни воплощен не только в рассказе в целом, но и в том учреждении, которое оно представляет. В этом описании есть и свои положительные моменты.

Несмотря на такую гнетущую атмосферу, в палате, а значит, в нашей стране есть люди, которые даже из сумасшедшего дома пытаются изменить тот мир, в котором они живут. Это не говорит о том, что Чехов в своем произведении призывал к революционным изменениям.

Нет, он просто приглашал остановиться и подумать над тем, что можно сделать, как выбраться из той пошлости, куда попали многие.

Самое опасное в том, что никто ничего не хочет менять в этой жизни. Всех совершенно устраивает ее уклад и настроения. При появлении в больнице доктора Андрея Ефимыча Рагина, возможно, и могли произойти какие-то изменения.

Но он оставляет все как есть: весьма равнодушно относится к тем беспорядкам, которые творятся в больнице. Однако Рагин также выделяется из этого общества, как и Громов.

«Андрей Ефимыч чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право». Доктор такой же пассивный, как и все остальные, даже в своем учреждении, которым он заведует. Поэтому не может навести порядок.

О таком попустительстве говорит Рагину Громов, называет его шарлатаном. И доктор приходит к выводу, что многое в жизни зависит от случая: «Кого посадили, тот сидит, а кого не посадили, тот гуляет, вот и все».

Обратите внимание

Но во многом общие взгляды на жизнь сближают доктора и пациента. Они являют собой две противоположности, но у них одно общее понимание, что пошлость современной жизни губит человека. Каждому из них автор дает возможность как-то это исправить, но вместе с тем ставит их в парадоксальные ситуации.

Громов понимает и может что-то изменить в этом мире, но он скован стенами сумасшедшего дома. Рагин же, наоборот, может что-то сделать, но по характеру он человек довольно пассивный. Это проявляется с юного возраста. Он обучается медицине, потому что так хотел его отец. Сам же он хотел посвятить себя духовной деятельности.

Прибыв в больницу, он может что-то изменить, но количество больных не уменьшается, поэтому он проводит меньше времени в ней.

С помощью этих двух образов Чехов показывает нам, что любой человек, активный (Громов) или пассивный (Рагин), не могут разомкнуть тот круг пошлой жизни, в котором они оказались. Поэтому им приходится только размышлять о том, как можно построить другой мир.

Однако окружающие враждебно относятся к такому общению. Они довольны той жизнью, которой живут и не хотят ничего в ней менять. Той атмосфере очень красочное определение дает Громов: «На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением.

По-моему, это, собственно, и называется жизнью».

Иван Дмитриевич пытается как-то расшевелить доктора. Он указывает на то, что в своем положении тот сможет очень многое сделать. Но ему мешают лень, попустительство и безволие. Но и такое указание на пороки не дает никакого результата.

Доктор и пациент остаются только философами по вопросам жизни. Скоро и сам Рагин попадает в палату номер 6 как пациент. Теперь у него тоже нет возможности как-то изменить эту жизнь. Судьба больше не предоставляет ему такой возможности.

Тогда бывший доктор окончательно замыкается в себе. На этом и заканчивается произведение.

Важно

Чехов в своем рассказе, несмотря на беспросветный пошлый мир, показывает, что в России есть люди, способные изменить ее. Но они подчиняются общему течению жизни и только на словах готовы построить жизнь по-другому. На самом же деле они просто приспосабливаются к ней. И таковы настроения того мира, в котором жил и сам писатель.

Палата номер 6 действительно становится миниатюрой того общества, в котором замкнуты люди. Они видят спасительный свет, но не идут к нему. Поэтому цитата Лескова приобретает еще одно значение.

Писатель сравнивает Россию с палатой, с домом для сумасшедших. Она служит для них, по мнению Громова, убежищем от того сумасшествия, которое царит за передами больницы.

Может поэтому и хорошо, что Рагин попадает в мир, оказывающий на человека менее губительное влияние.

Таким образом, писатель показывает нам, что нет в современной ему России того уголка, в котором человек смог бы раскрыть свой потенциал. Мещанская среда, как и в рассказе «Ионыч», со временем стирает все положительные и острые углы.

И на тот момент писатель не мог найти выхода, чтобы что-то изменить. Но своим произведением он совершил намного больше, чем обыкновенный доктор. Он показал порок, который стоит исправить. то есть он сделал первый шаг.

Может это весьма маленький вклад для такой большой страны, как Россия. Но отклик на произведение Чехова показал, что еще не все потеряно.

Мне кажется, что со временем палата номер 6 стала не миниатюрой, а карикатурой на то застоявшееся общество, которое губит в человеке самое лучшее, что в нем есть — стремление жить и стремиться к самосовершенствованию.-

Источник: https://prepodka.net/v-palate-nomer-6-v-miniatyure-izobrazheny-obshhie-nashi-poryadki-i-xaraktery-n-s-leskov-po-rasskazu-a-p-chexova-palata-nomer-6/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector