Сочинение по картине лутфуллина три женщины описание

Описание картины Ахмата Лутфуллина «Три женщины»

Описание картины Ахмата Лутфуллина «Три женщины»

Ахмат Лутфуллин родился в Башкирии в 1928 году и все свои творческие работы посвятил родному краю, башкирским колхозникам, истории и культуре своего народа. Его картины и портреты выполнены в стиле советского реализма и восхищают своей правдивостью и самобытностью.

Одна из самых известных его работ – картина «Три женщины». На специальном помосте, который сооружается в башкирских избах и служит и столом, и кроватью, сидят три женщины. Они приготовили нехитрую еду – хлеб, творог, сметану, расставили чашки и собираются пить чай.

Но как будто кто-то отвлек их просьбой сфотографироваться, и они уважили просьбу, застыли с достоинством и гордой грацией, очень ровно выпрямив спины.

И хотя женщины, судя по их простым одеждам и скромным угощениям, явно из обычной трудовой деревенской семьи, в их обликах чувствуется внутренняя сила, осознание собственного авторитета, почета среди родных и односельчан, мудрость прожитых лет и безмерная ответственность за крепость и благополучие своих семей.

Обратите внимание

Две женщины справа уже в преклонном возрасте, их натруженные узловатые руки спокойно сложены на коленях, головы и плечи укрыты теплыми шалями, темные, обветренные в тяжелых трудоднях лица хотя и выглядят немного уставшими, но излучают умиротворение и неподвластность жизненным невзгодам.

Женщина слева еще молода, ее румяное гладкое лицо и светлый тонкий платок выглядят свежими и яркими на фоне пожилых родственниц, красные юбка и блуза, пышные формы подчеркивают здоровье и энергию молодости.

Она как будто внимательно наблюдает – или за маленьким ребенком, или за едой, кипящей на печи.

При такой лаконичности образов женщин, скудности цветов и эмоций, автор в контрасте внимателен к другим деталям.

Вышитый красочный рушник на стене, красивые одинаковые чашки, распустившаяся герань на окне в синей эмалированной кастрюле говорят о пестрой мимолетности одной земной жизни, но одно поколение будет приходить на смену другого.

И все также будет чисто убрано в избе, будет хлеб на столе и вкусный чай, дети будут на велосипедах возвращаться домой из школы, а горы за окном – охранять покой своей деревни и помнить каждого, кто любил свою малую родину и посвятил соотечественникам энергию своего творчества и саму жизнь.

(No Ratings Yet)
← Описание картины Константина Коровина «За чайным столом»Описание картины Николы Пуссена «Похищение сабинянок (1638)» →
Авиньонские Девицы

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-axmata-lutfullina-tri-zhenshhiny/

Работа по картине А. Лутфуллина «Три женщины»

Интегрированный урок по русскому языку в 8 классе.

Тема урока: Работа по картине А. Лутфуллина «Три женщины». Цель урока: углубить знания учащихся по изобразительному искусству, научить работать по картине.

Оборудование: иллюстрации, плакаты, книги.

Учитель: Шарафутдинова Р.А.

Ход урока.

I. — Ребята!

Мы проведем сегодня путешествие в страну прекрасного. Ведь недаром говорят: «Прекрасное спасет мир» и «Прекрасное рядом с нами».Человек сегодня должен быть очень разносторонним: понимать мир, понимать искусство, новыми глазами смотреть на произведения искусства. Мы знаем очень много талантливых художников, но в то же время мы должны понимать их произведения.

а) А каких художников вы знаете? (Крамской,Репин,Серов,Перов,Лутфуллин,Домашников,Тюлькин,Имашева,ННурмухаметов)

Окружающую жизнь мы воспринимаем через изобразительное искусство.

б) Что же мы называем изобразительным искусством?

Изобразительным мы называем искусство, которое дает конкретное воспринимаемое зрением изображение предметов и явлений окружающей жизни.

в) А какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Графика, скульптура, фотография, живопись.

(Показываю рисунки, дети должны определить вид изо.)

— Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о живописи.

г) Что мы называем живописью?

Живопись — вид изобразительного искусства, в произведениях которого предметы и явления окружающей жизни изображаются с помощью красок на какой-либо поверхности.

д) Какие поверхности, где художник изображает свои произведения, вы знаете?

Холст, стена, потолок, ДВП, стекло.

е) Как вы думаете, ребята, художник рисует или пишет?

Художник пишет картину, а график карандашом рисует.

ж) Каких художников мы называем маринистом, баталистом, анималистом, портретистом, пейзажистом?

II. А теперь, ребята, проверим, как вы знаете и разбираетесь в изобразительном искусстве? ( решаем кроссворд).

По вертикали.

1. Изображение конкретного человека. (портрет)

2.Изображение природы.(пейзаж)

3.Живопись на стекле.(витраж)

4.Изображение, составленное из кусочков стекла или камня.(мозаика)

7.Мертвая натура, предметы, овощи, фрукты. (натюрморт).

По горизонтали.

3.Изображение городской жизни (ведута).

4.Изображение моря (марины).

5.Живопись водяными красками на сырой штукатурке (фреска).

Важно

6. Изображение, которое выполняется сначала на отдельной поверхности, а затем переносится на холст.(панно).

8.Предварительная работа художника, которая создается по воображению художника (эскиз).

9.Вид изобразительного искусства (графика).

10. Сельский пейзаж (пастораль).

III.Запишите число и тему урока.

— Цель нашего сегодняшнего урока, ребята, глубже познакомиться

с творчеством выдающегося башкирского художника Ахмета Фаткулловича Лутфуллина и с его замечательной монументальной картиной

«Три женщины».

Абзелиловский район — один из красивейших уголков Башкирии, который граничит сУчалинским районом. Край горный, край озерный и степной,край песенный,населенный богатым традициями народом.

Здесь, в деревне Ишкулово, родился Ахмат Лутфуллин,народный художник России, лауреат премии имени Салавата Юлаева. Он учился в Ленинградском художественно-ремесленном, затем — Уфимском театрально-художественном училищах.

Затем учится в Государственном художественном институте Литовской ССР.

Красной нитью через все этапы его творчества проходит национальная тема.

Известны его работы как «Портрет матери», «Девушка-башкирка в интерьере», «Портрет писательницы Хадии Давлетшиной», «Девушка в черном», «Башкирка в красном платке», «Праздник в ауле», «На сабантуй», «Чаепитие», «Три женщины».

Картина «Три женщины» написана в 1969 году.

Почему же А. Лутфуллин изобразил в своей картине женщин?

Потому что, женщина — это мать. Восславим женщину — мать, чьей грудью вскормлен весь мир, А. М.Горький, Самый дорогой человек на земле — это мать. Даже Родина уподобляется образу матери (стихи о матери).

Героев художник писал со своих родственников: прототипом древней старухи послужила его бабушка, пожилую женщину он писал со своей матери, молодую — с жены младшего брата. Образы женщин в картине и конкретны и собирательны одновременно.

Совет

Бабушка тоже очень родной человек, что только она не делает для своих внуков (стихи о бабушках).

Вопросы по картине.

а) Кого мы видим на картине?

б) Что нам говорят портреты этих женщин?

— Преемственность поколений, извечность материнского начала, связь времен хочет показать нам художник.

в) Что мы можем сказать о самой старшей и уважаемой из женщин?

— Мудрая, олицетворение величавой старости, многое повидала на своём веку, пережила две войны. Она царственно спокойна. Этот образ несёт в картине основную эмоциональную и идейную нагрузку. Руки у нее работящие.

г) Что вы можете сказать о женщине, которая расположена справа от величавой старухи?

— Также многое повидала, она моложе, давно встретила зрелость, благородная сдержанность чувств, стойкость вырастила много детей, пережила войну.

д) Что можем сказать о третьей?

-Третья, в белом платке — самая молодая, от неё веет молодостью, радостью жизни, на неё выпало больше радости и счастья.

е) Для чего они собрались и что они ждут? Опишите натюрморт:

— Они собрались на чаепитие. Башкирский народ очень гостеприимен, вы, наверное, тоже, когда приходят гости, сразу берётесь ставить самовар, а вот какие вы пословицы знаете о еде, пище, гостеприимстве.

Пословицы:

«Бог дал день, даст и пищу».

«Будешь жив, будешь и сыт».

«Гость на двор, что есть – на стол».

Читайте также:  Сочинение софья начертана неясно (фамусова)

«Гость недолго посидит, да много увидит».

«Ешь – не кроши, а съешь — не проси».

«Ешь поменьше, проживешь дольше».

«Не корми калачом, но встречай с открытой душой».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«От хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки — дымом».

«По труду и честь».

« Пища вкусна с угощающим».

«Работай до поту, так поешь в охоту».

«Сытому — веселье, а у голодного хлеб на уме».

«Умирать собирайся, да хлеб сей».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Хлеб – соль на столе, а руки свои».

ж) Во что они одеты?

з) Как они сидят?

-Величаво, гордо, художник их нарисовал вытянутыми.

Вы тоже, ребята, сядьте прямо, распрямите плечи. Ведь башкирский народ – очень гордый народ.

и) Что вы ещё видите на картине?

— полотенце, вышитое своими руками.

— палас на нарах ручной работы.

— дом новый, окна большие, светлые, на подоконнике – герань.

— пейзаж — изображение гор.

— мальчики едущие на велосипедах.

к) Какая музыка больше подойдет к этой картине?

— «Утренний туман» Рима Хасанова. Помечтайте вместе с этими женщинами (звучит музыка).

л) В старших классах ребята написали сочинения по этой картине. Разрешите зачитать несколько сочинений.

м) Какими двумя манерами пишут художники, и какой манерой написал Лутфуллин?

— шероховатая, мазками.

— лесировочная, гладкая, тонкая ровная поверхность.

н) На чем он написал свою картину и с помощью каких красок?

(на холсте, масляными красками).

о) Какие жанры живописи он использовал?

— портрет, натюрморт, пейзаж, пастораль.

п) Какие тона, какие краски использовал А. Лутфуллин?

р) Значение этого полотна очень велико. Оно принесло мировую известность художнику. Очень лестно отзываются об этой картине искусствовед Султанов и народный поэт Башкортостана Мустай Карим.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

а) Когда написана картина «Три женщины»?

б) Основная тема творчества А.Лутфуллина.

в) Что вы узнали о художнике А. Лутфуллине?

г) Какие чувства вызывает картина?

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/rabota-po-kartinie-a-lutfullina-tri-zhienshchiny.html

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин 1928 — 2007

?kolybanov (kolybanov) wrote,
2017-10-03 21:20:00kolybanov
kolybanov
2017-10-03 21:20:00Categories:

  • искусство
  • общество

В целях поддержки конкурса ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ (пожалуйста не забудьте посмотреть работы и проголосовать по адресу: http://artrb.

ru/ ) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.

Использую материал агентства БАШИНФОРМ

Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы.

В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — «Девушка-башкирка в интерьере», «Портрет башкира», «Портрет матери», «Портрет старика» и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки.

Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин.

Обратите внимание

К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.

Картины «Прощание» и «Ожидание» были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны.

Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна «Праздник в Зауралье.

Сабантуй», «Праздник в ауле», «Мелодии кубыза», «Белая юрта», «Моление о дожде» дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.

Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина «Три женщины». Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена.

Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия.

У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.

— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.

С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.

Важно

Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны.

Один из альбомов своей живописи художник озаглавил «Я — сын земли своей». Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края.

В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/17925528.html

Прекрасному художнику посвящается…. Словно волшебнику радужной сказки, Бог дал Художнику кисти и краски, Чудо – палитру, мольберт и холстину, Чтоб сотворил. — презентация

1 Прекрасному художнику посвящается…<\p>

2 Словно волшебнику радужной сказки, Бог дал Художнику кисти и краски, Чудо – палитру, мольберт и холстину, Чтоб сотворил он такую картину, Где будут горы, восход и закаты, Синее море и злые пираты, Желтый песок, белоснежные льдины… Все, что в душе – то на этой картине… Татьяна Лаврова<\p>

3 Ахмат Фаткуллович Лутфуллин- художник, чье творчество без преувеличения принадлежит к числу блестящих страниц не только башкирского, но и российского искусства второй половины 20 века.<\p>

4 Ч лен-корреспондент PAX, почетный член АН Башкортостана, народный художник СССР и РФ, лауреат Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Абзелиловского района Башкирии. В трудные годы войны Ахмат поступил учиться на токаря в Магнитогорске, там же пошел в изостудию при Дворце культуры металлургов. Живопись влекла и восхищала юношу, и потому он оказывается сначала в Ленинградском художественно- ремесленном училище, затем в Уфимском училище искусств. Основные знания живописного мастерства получил в Вильнюсском художественном институте, где он формировался как художник.<\p>

5 Круг творческих интересов А. Лутфуллина значителен и широк. Зная хорошо жизнь, он отразил в своих работах волновавшие его сердце темы. Конкретные люди, быт села,история башкирского народа, природа родной земли все воплотилось в полотнах одного из выдающихся мастеров живописи республики и России. Главный жанр его колоритных полотен это портрет и тематическая композиция, где он с наибольшей полнотой раскрывает духовную сущность человека нашего нелегкого времени.<\p>

6<\p>

7<\p>

8<\p>

9 Впервые А. Лутфуллин выставляется на республиканской выставке в Уфе (1957), где экспонировался «Портрет матери». Именно с этой, тонко и мягко исполненной работы начинается летопись творчества художника. Один за другим создает он удивительно привлекательные портреты «Сафа» (1956), «Мустафа-ага» (1961), «Механизатор» (1972); современных представителей интеллигенции: дирижера Г. Муталова, писательницы X. Давлетшиной, народного артиста СССР А. Мубарякова, народного поэта республики М. Карима, писателя Г. Шафикова<\p>

Читайте также:  Образ и характеристика минского в повести станционный смотритель сочинение

10<\p>

11 А. Лутфуллин участник многих республиканских, зональных, всесоюзных, международных и российских выставок. Лучшие произведения художника находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, в Третьяковской галерее, Русском музее. С наибольшей полнотой талант башкирского художника проявился в картинах, посвященных любимой родине, ее людям, особенно в таких сложных формах живописи, как триптих и композиционный портрет. К ним, прежде всего, относятся «Семья» (1963), «Золотая осень» (1968), «Три женщины» (1969), «Праздник в ауле. 30-е годы» (1969), «Ожидание. Год 1941-й» (1970), «Старуха у окна» (1974) и, безусловно, триптих «Семья колхозника Ражапа» (1974). Надо отметить, что большинство тематических картин Лутфуллина посвящены истории башкирского народа. В его полотнах история живет не сама по себе, а тесно перекликается с сегодняшним днем. «Прошлое никогда не умирает, говорит художник, оно продолжает жить в настоящем. Нельзя понять современности, не думая об истории Родины». А. Лутфуллин один из немногих художников, картины которого наполнены вдохновенной любовью к своей Родине Башкортостану. Их всегда отличает яркое национальное своеобразие. Он истинно башкирский художник.<\p>

12 Портреты, как основное направление в творчестве художника<\p>

13 Написать картину, довести ее от наброска до законченного состояния это одновременно и наука, и искусство; чтобы проявить тут подлинное умение, необходим долгий опыт. Э. Делакруа Выразительно схваченный силуэт, верно подмеченная деталь, характерный жест, острота подлинности в его рисунках вызывают восхищение. Все достойное внимания автор художественно пережил, а то и проанализировал и запечатлел легким или, напротив, решительным, но всегда таинственным прикосновением карандаша или ручки к белизне бумаги<\p>

14<\p>

Совет

15 Центральное место в творчестве Лутфуллина занимает портрет. Здесь и автопортреты, портреты родителей, которых он очень любил, известных людей, незнакомых и близких, а также просто графические наброски…<\p>

16<\p>

17<\p>

18<\p>

19<\p>

20<\p>

21 Тема войны в творчестве Ахмата Лутфуллина<\p>

22 ПРОВОДЫ НА ФРОНТ. Над всей страной тревога тучей черной, В ней зреет что-то скрытое от глаз… И в трудный час, Как дерево на корни, На нас страна родная оперлась. Ее надежда, слава и защита, Мы шепчем клятвы жаркие слова. Все мелкое, все лишнее забыто, Была бы только Родина жива! М. Хай<\p>

23 Военную тему Лутфуллин воспринимал как глубоко личную. С войной совпали его голодное детство и юность. Эти годы окрасили его произведения в драматические тона. Полотно «Проводы на фронт» находящееся в Третьяковской галерее в Москве, подкупает редкой правдивостью, достоверностью в изображении тыловых будней. Проводы на фронт, страшно сказать, стали для людей обыденным, привычным делом. К этому полотну тематически примыкает известная портретная работа художника «Ветеран»<\p>

24<\p>

25<\p>

26<\p>

27<\p>

28 Боль, утрата, горечь расставания, но при этом вера в Победу, надежда и любовь-все это нашло своё отражение на картинах Ахмата Лутфуллина, посвященных годам Великой Отечественной войны…<\p>

29 Семья, быт, традиции в творчестве художника.<\p>

30 Не менее интересны работы, с изображением натюрмортов, интерьеров: очень часто встречаем изображение простой башкирской избы, с её утварью, незамысловатой крестьянской пищей. Но не смотря на всю простоту, художнику всё это очень близко и дорого. Кувшины, расписные ложки, тарелки, хлеб, кружка молока, яйца и соль-отражение старины, родного быта.<\p>

31<\p>

32<\p>

33 Изучая творчество художника, замечаем, что для него важна тема семьи, традиций, преемственности поколений. Здесь можно отметить такие картины, как «Золотая осень», «Праздник в ауле», «Сабантуй», «Золотая свадьба», «Застолье»<\p>

34 В 1968 году Лутфуллин написал одно из самых сильных и законченных произведений – портрет-раздумье «Золотая осень». Два пожилых человека, муж и жена, воплощают в себе разные харак­теры: в женщине явно отмечено духовное превосходство, в ней больше внутренней цельности и силы. Мужчина более прост. Конечно, и его жизнь потрепала, но не в такой степени, как его суп­ругу. Мы не знаем их судьбы, нам не известно, какие невзгоды выпали на их долю, но это и неважно. Посмотрите, как спокойны их лица, на них нет и следа печальных забот. Эти люди прожили достойную жизнь, верно, достойно воспитали детей, а теперь живут спокойной и счастливой, в их понимании, жизнью. Что же главным было в их жизни? Честный труд. Посмотрите на их руки -они большие, даже несколько уродливо большие. Эти люди никогда не кривили душой. Они жили достойно. Труд – основа их жизни. Благодаря таким людям и существует настоящее.<\p>

35<\p>

36<\p>

37<\p>

38<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/551028

История и Культура Башкортостана

Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет нас прежде всего национальным своеобра­зием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чув­ствовать своеобразием и красоту его быта, характера и традиций.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Аскар Тамъян-Катайского кантона (ныне Абзелиловского района) Башкортостана. Учился в Ленинградском архитектурно-художественном, Уфимском театрально-художественном учили­щах, Государственном художественном институте Литвы.

Первая и очень небольшая выставка произведений художника состоялась летом 1957 в уфимском городском парке. И зрители, и печать приняли её очень тепло.

Обратите внимание

Уже в первых самостоятельных опытах молодого живописца увидели стремление к созданию портретов-образов, передающих лучшие черты башкирского на­рода: физическую красоту, богатство внутреннего мира, открытое чувство национальной гордости и достоинства.

«Первый, но вер­ный шаг» – так выразительно называлась рецензия на эту выставку в республиканской газете. Свой первый экзамен после окончания учёбы художник выдержал успешно.

В 1968 году Лутфуллин написал одно из самых сильных и за­конченных произведений – портрет-раздумье «Золотая осень». Два пожилых человека, муж и жена, воплощают в себе разные харак­теры: в женщине явно отмечено духовное превосходство, в ней больше внутренней цельности и силы. Мужчина более прост.

Ко­нечно, и его жизнь потрепала, но не в такой степени, как его суп­ругу. Мы не знаем их судьбы, нам не известно, какие невзгоды выпали на их долю, но это и неважно. Посмотрите, как спокойны их лица, на них нет и следа печальных забот.

Эти люди прожили достойную жизнь, верно, достойно воспитали детей, а теперь жи­вут спокойной и счастливой, в их понимании, жизнью. Что же главным было в их жизни? Честный труд. Посмотрите на их руки -они большие, даже несколько уродливо большие. Эти люди нико­гда не кривили душой. Они жили достойно.

Труд – основа их жизни. Благодаря таким людям и существует настоящее.

Самой большой творческой удачей Лутфуллина стала картина «Три женщины», она написана в 1969 году. Один из исследовате­лей современного искусства В.

Ванслов отметил: «А Лутфуллин в картине «Три женщины» воплотил гордую красоту и нравствен­ную чистоту народных характеров, создав образ, возвышающийся до глубоких раздумий о судьбе поколений, о развитии жизни, о прошлом и современном в истории народа».

Сам художник отмечает, что это полотно – его автобиография. Работая над ним, он как бы заново пережил в памяти всю свою жизнь и жизнь своих близких. Сюжет картины несложен. Три женщины в национальных одеждах пьют чай в чистой башкирской избе. Перед ними, по башкирскому обычаю, прямо на нарах, на белой скатерти – поднос с чашками, нехитрая деревенская снедь.

Но этот сюжет наполнен большой философской мыслью – пе­ред нами величавое повествование о трёх разных биографиях, трёх поколениях, трёх разных характерах, соединенных естественно и просто. За тремя живыми конкретными судьбами стоит судьба всего народа, вся его сложная история, глубинные основы его нравственной жизни. За их характерами – характер всей нации, мужественный, несгибаемый.

Царственно спокойна восседающая в центре на красной по­душке величавая старуха — живой символ неумолимого времени, незыблемости вековых обычаев. Узорчатые концы расшитых по­лотенец увенчивают ей голову.

Важно

Аскетическое лицо, тёмные высо­хшие руки сосредоточили в себе мудрость веками выработанного народного опыта, трудно, но достойно прожитой жизни.

Этот об­раз несёт в картине эмоциональную основную и идейную на­грузку

Фигура другой женщины мягко вырисовывается на светлом фоне окна. Она давно уже встретила зрелость. В её образе осо­бенно полно раскрываются нравственные черты нации: благород­ная сдержанность чувств, стойкость и внутренняя сила характера. Годы унесли молодость и физическую красоту этих двух женщин, но зато щедро наделили их нравственной красотой

Рядом с мудрой старостью – молодость. На долю молодой женщины, сидящей слева, выпало больше радости и счастья, она не испытала того, что довелось пережить старшим. Она – связую­щее звено прошлого и настоящего, продолжательница и храни­тельница нравственных ценностей народа.

Образы женщин содержат одну мысль – тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Всё до мелочей продумано в этом полотне.

Простоту и безы­скусственность жизни подчёркивает скромный натюрморт: свеже­испечённых хлеб, молоко в деревянной миске, три фарфоровые чашки с блюдцами, белые, в красный цветочек.

Золотистые гряды древних уральских гор, встречающих и провожающих поколения, -это тема вечности. Фигурки едущих на велосипедах школьников -тема молодости, постоянного обновления жизни.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и се­лёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, рас­писная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола.

Совет

Зачем художник на­писал этот натюрморт? Какую мысль выразил он? Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам.

Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пей­заж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полу­развалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надвор­ных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов.

Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседст­вуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в кар­тине – это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть.

Автор тщательно выписывает причудливое, слож­ное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная из­городь как бы свидетельство о том.

Почему всё пришло в упадок нам неведомо Вопрос в ином – справедливо ли это? Жизнь идёт вперёд, но справедливо ли движение, которое приводит к разру­шению? На этот вопрос, каждый ответит по-своему.

Пройдёт время, и новые поколения зрителей, возможно, иначе оценят удачи и находки художника. Но одно несомненно – живо­пись Ахмата Лутфуллина значительна и своеобразна.

По Л Н Поповой

Источник: http://www.bashculture.ru/archives/94

Сочинение по картине К. П. Брюллова «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмарёвых»

«Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмарёвых»

Карл Павлович Брюллов один из известных русских художников ХІХ века. В работах Брюллова мы видим разные жанры живописи. «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмарёвых» является выдающейся картиной художника. Сам Брюллов определил жанр картины как портрет.

На картине мы видим двух приятных молодых девушек, которые собираются на конную прогулку. Сами девушки являются реальными историческими лицами — Александра и Ольга, дочери знаменитого поклонника искусства А. Ф. Шишмарёва. Эта картина отличается от других работ автора яркими красками, контрастом света и тени. Что подчеркивает небывалую красоту сестер и очарование солнечного дня.

Глядя на картину, мы чувствуем, как от нее веет задором и радостью.

Изображение подчеркивают и фигуры лошадей, которые в нетерпении бьются копытами в предвкушении предстоящей прогулки.

Обращает на себя внимание и их хорошо подобранная окраска, которая контрастируют друг с другом: одна лошадь серая, другая гнедая. Это прием контраста неоднократно встречается нам в картине.

Ощущение нетерпение еще нам передает охотничий пес, не просто бегущий, а в буквальном смысле летящий рядом с сестрами.

Сестры Шишмарёвы выступают в данной картине главными героинями. Девушки спускаются по лестнице к стоящим лошадям. На первый взгляд девушки очень похожи. Обе они брюнетки, милые, стройные, с аккуратной талией и красивыми руками. Но, только на быстрый взгляд сестры, кажутся одинаковыми, присмотревшись глубже можно заметить, что они разные и художник это нам подчеркнул.

Обратите внимание

Старшая сестра Александра, спускается первой по лестнице. Она одета в бархатную амазонку темно-фиолетового цвета, украшенную на вырезе и рукавах тонким кружевом. На голове у нее одета плоская черная шляпка, украшенная вуалью.

Наряд Александры очень хорошо подобран и идет ей, подчеркивая ее красоту. Левой рукой она придерживает юбку и держит платок, правой оперлась на перила. Она быстро спускается с лестницы, но при этом ее движения плавны и изящны.

Во взгляде девушки мы видим уверенность в себе.

Позади Александры изображена ее младшая сестра Ольга. В отличие от своей сестры, которая только повернула голову, она приостановилась и полностью повернулась к художнику. Девушка выглядит более спокойной, застенчивой и не такой решительной как ее старшая сестра.

Наряд младшей сестры также отличается от наряда старшей. Верх платья Ольги светлее, чем низ. В ее образе преобладают яркие цвета: желтая шляпка с яркой вуалью, красная косынка. Также мы видим, что платье Ольги более закрыто, чем у ее сестры.

Правой рукой она платок и слегка придерживает юбку, а в левой руке у нее хлыст наездника. Возможно, этим автор подчеркивает ее характер — более закрытый, но не менее сильный, чем у ее сестры.

Не менее интересно нам представлена и общее цветовое решение картины: левая часть полотна более темная постепенно переходящую в светлую правую. Данный переход создает впечатление яркости и жизнерадостности портрета.

Выдающийся «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмарёвых» написанный в 1839 году Брюлловым, по праву принадлежит к лучшим произведениям XIX века. Как по мне это картина завоевала наибольшего моего внимания среди остальных работ автора.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/10/portret-sester.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector