Сочинение по картине рафаэля сикстинская мадонна описание

Описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства.

Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие.

Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Обратите внимание

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов.

Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви.

Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара.

Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества.

Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник.

Важно

Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою.

Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери.

Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы.

Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей.

Совет

Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник.

Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной.

Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны».

История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи.

Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Обратите внимание

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-rafael-santi-sikstinskaya-madonna/

«Сикстинская мадонна» Рафаэля. Описание картины :

Помните ли вы эти строки А. С. Пушкина:

Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений,И сколько неги и мечты!..Потупит их с улыбкой Леля -В них скромных граций торжество;Поднимет — ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

Лучше о Рафаэле сказать невозможно. Что бы мы ни говорили, мы будем лишь бесконечно перепевать, переставлять слова и комментировать бессмертные строки великого русского поэта.

Эволюция образов Пресвятой Девы Марии

«Сикстинская Мадонна» — пожалуй, самый трагический образ Богородицы из созданных Рафаэлем. Лицо Пречистой Матери выражает не только сильнейшую любовь к Сыну, но и — что самое важное в этом образе — решительное и в то же время смиренное принятие воли Бога-Отца, который дал ей Младенца, дабы она, вырастив Его, отдала на заклание.

Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Сравните эти две работы. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» — в 1517 году.

До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. «Мадонна Седия» — это первый звонок, предчувствие трагедии. Дева прижимает к себе Божественного ребёнка не нежно, а с каким-то неистовством, словно хочет уберечь от чего-то.

Рафаэль сделал его таким толстоватым, перекормленным, — вся любовь матери вложена в этого Младенца. Она пристально вглядывается в каждого из нас, в глазах застыл немой вопрос: «Вы не отнимете Его у меня? Вы не причините Ему зла?» Присутствие на картине Иоанна Крестителя является важной эмоциональной составляющей сюжета.

Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» — это нарастающая тревога, внутреннее напряжение — слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца.

От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» — к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне».

Самый трагический образ Богоматери

Какой видит Мать, смирившуюся с волей Бога-Отца и принявшую жертвенную суть своего Сына, Рафаэль? «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Она выходит к людям, как на сцену. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело.

Во всём её облике — решимость. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Она смотрит прямо и как бы сквозь нас, словно не придавая значения ни одной персоне, какой бы значительной в мире людей она ни была. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Не мы требуем жертву.

Важно

Господь Сам приносит её ради нашего спасения, и Она принимает свою судьбу и прощает всех нас, таких слабых и беспомощных. Её нежное и юное лицо излучает необыкновенную силу и мудрость, которая невозможна у обычных людей. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам.

Мир в видении Рафаэля – это театр, сцена, иллюзия? Настоящая, реальная жизнь в небесах?..

Нам не дано постичь тайны творений гениев эпохи Возрождения

Надо сказать, что все художники эпохи Возрождения были художниками обширных и глубоких знаний. На этом обычно не заостряется большое внимание, но чтобы оставить то наследие, которое оставили Микеланджело, Леонардо да Винчи или Монтень, нужно было очень много знать. Таким художником был, безусловно, и Рафаэль Санти.

«Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. У него ничто не случайно. Образы, созданные Рафаэлем и другими художниками Возрождения, представляют собой великие историко-художественные, историко-духовные и философские изыскания.

Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено? Зачем он это нарисовал? Почему он изобразил это так, а не иначе?» В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима.

Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Гением таинственным и не расшифрованным.

Символизм и графика

В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. У него всё продумано до мелочей. Конечно, в первую очередь мы смотрим на Марию как на женщину и Мать, чувствами воспринимаем Её отношение к Младенцу, Её любовь к Нему, Её тревогу за Него.

А что если попытаться взглянуть на эти образы не эмоционально, а с точки зрения графики картин, того, как они устроены композиционно? Например, «Мадонна Седия».

Мысленно проведите спиралеобразную дугу вокруг лица Матери, далее, по внешней орбите, ведите линию по рукаву Богородицы и по руке Младенца, захватывая уже два лица, потом снова, по внешней орбите, далее, по ноге Младенца, захватывая Иоанна Крестителя, снова на внешнюю орбиту, и тяните дугу вдоль платья Мадонны до места, где оно заканчивается. Получилась спираль в три с половиной оборота. Вот так была организована композиция этой картины. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.

Что такое спираль в три с половиной оборота? И тогда и сейчас это — известный вселенский, космический знак. Эта же спираль повторяется на панцире улиток. Случайность ли это? Конечно же нет. Это было известно ещё со строительства средневековых готических соборов. Искусство вписывания фигур в символы композиций, безусловно, виртуозно освоил и Рафаэль.

«Сикстинская Мадонна» выписана так, что в силуэте Марии явственно угадывается латинская R. Рассматривая картину, мы зрительно движемся по замкнутому овалу, описывающему Деву. Такое круговое движение, несомненно, было запланировано художником.

Рафаэль шутит?

Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна»? Описание Папы Римского Сикста IV, помещённого в левой части картины, всегда сопровождается просьбой сосчитать количество пальцев на его правой руке. Их 6, не правда ли? На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Таким образом, пальцев всё-таки 5.

Что это? Недосмотр художника, шутка или намёк на нечто такое, что христианские теологи вымарали из своей истории? Рафаэль прославляет, преклоняется перед Богородицей и смеётся над Папой Римским святым Сикстом IV. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста? Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины.

Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II, и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба.

История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра.

Что первично – дух или материя?

Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей.

Мы воспринимаем Рафаэля как художника только эмоционального, идеально гармоничного, совершенного в форме выражения идеи, а он на самом деле является художником очень конструктивным.

В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит абсолютно архитектурно-конструктивная основа. Он является идеальным сценографом всех своих творений.

Гуманизм Рафаэля

Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Это всё символы, создающие ощущение гармонии, примирения, единства души, Бога, человека и природы. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении.

Он много работал для католической церкви — рисовал высокопоставленных христианских чиновников и святых. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Возможно, это связано с ранней смертью его собственной матери.

Совет

Отец, художник и поэт, многому научил его, но и он ушёл из жизни, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Он знал тепло родительского дома и осиротел в том возрасте, когда мать и отец остаются в памяти навсегда очень светлыми образами.

Потом много учился и работал. В 18 лет стал учеником гениального и мудрого Пьетро Перуджино, который оказал громадное влияние на становление личности Рафаэля.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа ребята и утята пришвина

Красота, созданная Рафаэлем, спасёт мир

Шлейф плаща Рафаэля огромен. Об этом можно говорить бесконечно много. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут.

На сегодняшний день она абсолютно пуста, потому что никто не понимает, о какой красоте, о чём вообще идёт речь. Но для Фёдора Михайловича это была максима, и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Она была его любимой картиной, и ко дню рождения писателя его жена и Панаева заказали в Дрездене фрагмент этого образа. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.

Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, потому что именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, совершенной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Удивительная вещь — это сочетание необыкновенной чувствительности, нежности, такой бесконечной одухотворённости, абсолютной чистоты и совершенства форм и такого классического сценографического рационализма. Вот где совершенно неподражаемые и удивительные черты всеми всегда любимого и незабвенного Рафаэля Санти.

Источник: https://www.syl.ru/article/174346/new_sikstinskaya-madonna-rafaelya-opisanie-kartinyi

Урок развития речи в 8 классе «Сочинение-описание по картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Конспект урока развития речи

Сочинение-описание по картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

(8 класс)

1. Решаемые учебные проблемы:

— развитие речемыслительной деятельности учащихся через осмысление художественных образов, увиденных на картине;

— подведение учащихся к понимаю

— воспитание любви к живописи,

2. Задачи для учащихся:

— познакомиться с личностью художника и его картиной;

— научиться «читать» картину, точно, ярко описывать предметы с помощью выразительных средств языка;

3. Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; творческого воображения, формирование нравственно-этического оценивания произведений изобразительного искусства; формирование собственного отношения к увиденному на картине, использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари и др.)

Метапредметные:

Познавательные: расширение представления детей о сложности и кропотливости труда художника; воспитание вдумчивого зрителя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать увиденное.

Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить высказывание, формирование умений работать в группе ; проявление взаимопомощи, поддержки, умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: выявление заложенных в картине «Сикстинская Мадонна», вневременных, непреходящих нравственных ценностей, умение анализировать произведение изобразительного искусства, понимать и формулировать его идею, характеризовать его образы; определять изобразительно-выразительные средства языка.

В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой живописи, формулирование собственного отношения к картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна», развитие умения выразить свои мысли, обобщать, делать выводы; воспитание любви к живописи,

В коммуникативной сфере: умение создавать устные и письменные высказывания, умение вести диалог.

В эстетической сфере: понимание образной природы живописи, формирование эстетического вкуса.

Запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах работы с картиной.

4. Учебный материал урока: репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна», рассказ о художнике и его картине с использованием мультимедийной презентации, словари.

5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Виды деятельности: аналитическая беседа, словарная работа, работа в группах, самостоятельная.

7. Тип урока по форме: развитие речи

8. Тип урока по содержанию: исследовательский.

9. Форма оценивания результатов обученности: сочинение.

Обратите внимание

10. Оборудования и наглядные пособия: компьютер, проектор, репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

11. Вид используемых на уроке ИКТ: презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

12. Межпредметные связи: МХК.

Ход урока

I. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).

II. Подготовка школьников к восприятию нового материала.

Слово учителя. Лодовико Дольче, современник Рафаэля, сказал» «Живопись может показать в одном образе все то совершенство красоты, которое природа показывает едва в тысяче»

Какой смысл вкладывает Дольче в эти слова?

ІІІ. Восприятие и усвоение учебного материала.

Сегодня мы с вами обратимся к творчеству выдающегося итальянского художника 16 века Рафаэля, автора картины «Сикстинская Мадонна». Созданная для алтаря церкви святого Сикста в небольшом городке Пьяченца, картина эта стала вершиной его творчества. Мне бы хотелось, чтобы вы внимательно всмотрелись в эту картину.

  1. Чтение стихотворения «Мадонна» под музыку Шуберта «Аве Мария» (читает подготовленный ученик)

Не на троне – на Ее руке,

Левой ручкой, обнимая шею, —

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею –

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами горит.

И какое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз?

  1. Рассказ о создании картины.

Сообщения учащихся

1. Был второй день праздника Рождества, 26 декабря 1519 года. В этот день Рафаэль должен отправиться в Рим. Рафаэль, окруженный учениками, рассматривал карниз с изумительной орнаментовкой. Вдруг раздался крик. Упал рабочий и корчился от боли. Это был сильнейший признак столбняка – болезни, которую не умели лечить.

Привели жену больного. Она шла с ребенком на руках. Женщина бросилась к мужу, прижимая к груди ребенка, бросилась с подавленным криком, боясь испугать больного и усилить его страдания.

Когда она наклонилась и потом подняла лицо, Рафаэль увидел, как оно прекрасно в этой сдержанной скорби, с трепетавшими губами и покорностью в широко расставленных глазах…

2. Среди роскоши папского двора перед Рафаэлем вновь встала эта сцена, встала и не дает ему покоя. Писал он эту картину, не стремясь воспроизвести определенную женщину, запечатлевая в памяти черты той или другой, обогащая свою память каждой новой встречей.

В его Мадонне слились и донна Велата, и та, что он увидел, когда она увозила умирающего мужа. Рафаэль написал ее для скромного монастыря святого Сикста, в глуши маленького города Пьяченца. Да, это был портрет его любимой женщины, и потому-то в ней воплотились все женщины Италии.

Эта Мадонна постигла весь страх, всю боль предчувствия грядущих страданий.

3. Между раздвинутыми занавесями – просвет неба. Херувимы, трепещущие крыльями и тающие в эфире. И между ними спускается с облаков на землю божественная мать, покорная решению принести свое дитя в жертву спасения мира.

На ее юное прекрасное лицо легла тень страданий, которые она должна преодолеть ради великой идеи. Ее образ человечен и трагичен. Она величественна и проста. Мадонна идет к людям босоногая, как простая крестьянка. Справа от Мадонны, опустив глаза, на коленях стоит святая Варвара.

Она с безмолвным сочувствием преклонилась перед мужеством Марии.

Важно

С другой стороны, утопая в облаках, стоит святой Сикст. Старый и грузный, облаченный в тяжелую папскую мантию, он составляет полную противоположность Марии – чистой, легкой, летящей. От земли ее отделяет только шаг, который она так и не сделала. Мария как бы застыла перед выбором. Она вечно несет сына людям как символ добра и красоты, всепобеждающей материнской любви.

І. Вопросы, выявляющие эмоциональное отношение к картине.

1. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

2. Как вы думаете, почему эта картина вызывает у вас … настроение?

3. Нравится ли вам эта картина?

ІІ. Вопросы, помогающие понять взаимообусловленность содержания и средств выражения.

  1. Как построена картина?

  2. Какие цвета использует художник?

  3. Как вы думаете, для чего художник использует элемент открывающегося занавеса? (Мария внезапно появляется перед людьми, легко ступая по облакам, образующим дорогу, соединяющую небо и землю. Небо как бы спускается вниз).

  4. Что изображено на заднем плане картины?

  5. Какой изображает художник Марию?

  6. Каким изображен младенец?

  7. Каким изображен святой Сикст?

  8. Какой изображена святая Варвара?

  9. Для чего художник изображает фигуры святой Варвары и святого Сикста?

  10. Какими изображены облака?

ІІІ. Вопросы, выявляющие авторскую позицию художника и личное отношение к картине.

  1. Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

  2. О чем вы думаете, когда смотрите на эту картину?

  3. Как вы думаете, что дорого художнику в этой картине?

  4. Как художник сумел пробудить у вас … настроение?

  5. Как вы думаете, чему посвящена картина?

  1. Составление сложного плана сочинения.

І. Самое известное произведение Рафаэля.

ІІ. Красота, прошедшая сквозь столетия.

  1. Описание Марии.

  2. Описание святой Варвары.

  3. Описание святого Сикста.

ІІІ. Символ всепобеждающей материнской любви.

  1. Словарно-стилистическая работа.

Работа в группах с использованием мультимедийной презентации.

Задание № 1. Подобрать эпитеты, сравнения, метафоры к опорным словам.

1 группа. Мария – идет с царственным величием, ступает легко, фигура парящая, темный силуэт, сына благоговейно прижимает, жертвенность.

Лицо Марии – юное, нежное, благородное, с невидящим взглядом необычайно больших темных глаз, в которых застыли кротость и испуг.

2 группа. Христос – скорбность, серьезность лица.

Ангелы – с недетской серьезностью глядят, иронически.

3 группа. Сикст – грузная, старческая фигура в тяжелом золототканом папском облачении, умиленный взгляд, верящий в чудо.

4 группа. Варвара – опустившая глаза, коленопреклонная.

Облака – сгущенные, лучезарные, прозрачные.

Задание № 2. Определить по словарю значение слов:

1 группа: ангел, Богородица;

2 группа: величие, жертвенность;

3 группа: скорбь, святой;

4 группа: кротость, благоговейный.

Задание № 3. Подобрать синонимы к словам.

1 группа – картина (полотно, алтарный образ, холст).

2 группа – Мария (Мадонна, Богородица, женщина).

3 группа – младенец (Иисус Христос, ребенок).

4 группа – ангелы (херувимы).

  1. Написание сочинения-описания.

ІV. Итог урока.

Метод незаконченного предложения.

— Как вы понимаете слова Лодовико Дольче?

Домашнее задание:

Вам, конечно, захочется поделиться впечатлениями от картины с друзьями, родителями. Расскажите о картине от лица посетителя выставки.

Источник: https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-v-klasse-sochinenieopisanie-po-kartine-rafaelya-sikstinskaya-madonna-2490695.html

Сочинение на тему «Сикстинская Мадонна» Рафаэля (эссе)

«Сикстинская мадонна» — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения.

Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов.

По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году. «Сикстинская мадонна» еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи.

Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи».

Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью.

Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках. Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении св. Варвары. Римский Папа Сикст II как бы вверяет человечество заступнице. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление.

За фигурой мадонны клубятся облака и сияет манящая даль. Я часто смотрю на репродукцию этой картины, потому что она висит на стене в нашем доме, но каждый раз композиция картины поражает меня своей величественностью и в то же время гениальной простотой.

Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т.д.

Совет

Рафаэль, видимо, создал полотно, принципиально отличающееся не только от работ его предшественников, но и от своих собственных творений, написанных ранее.

По-моему, Рафаэль пошел по естественному пути любого настоящего художника. Он все более отождествлял красоту и совершенство божественного начала с человеческим. Это, на мой взгляд, придает особое обаяние «Сикстинской мадонне».

В картине все естественно и человечно, хотя перед нами богоматерь. Легко и плавно струятся складки одежд Марии, подчеркивая воздушность ее движения.

Ее прекрасное в своей человеческой кротости и умилении лицо будит ответное светлое чувство, как при встрече с родным человеком.

Я с трудом принимаю общепринятое толкование образа, будто бы лицо Марии овеяно светлой печалью, предчувствием того, что она родила сына на страдания за человечество и т.д. Мне кажется, на людей с полотна Рафаэля смотрят мать человеческая и дитя человеческое.

Через свет их лиц смотрящий на картину человек постигает божественное начало в мире. Потому что к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды.

У меня и у икон возникают подобные чувства: если икона написана слишком схематично, она не вызывает во мне ответного чувства.

Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею «Сикстинской мадонны» Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника.

Реалистические и гуманистические устремления таких художников эпохи Возрождения, как Рафаэль, разбили условную схему средневекового церковного изображения, придали мадонне с младенцем глубоко человеческий образ счастливого и здорового материнства, которое лишено всякого мистического ореола и полно чистой земной прелести. Поэтому в нашем доме, словно талисман добра и человечности, висит на стене моя любимая картина «Сикстинская мадонна».

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochinenie-na-temu-sikstinskaya-madonna-rafaelya-esse/

Картина «Сикстинская Мадонна»

Дата создания: 1512 год. Тип: картина маслом на холсте. Габариты: 265*196 см.

Местонахождение: Галерея старых мастеров (Дрезден).

Синопсис

Сикстинская Мадонна, которая также известна как «Мадонна Сан-Систо», — картина итальянского художника Рафаэля Санти, созданная по заказу папы Юлия II для церкви Сан-Систо в Пьяченце. Это одно из последних произведений художника, изображающих Мадонну. Знаменитый итальянский писатель и живописец Джорджо Вазари называл эту работу «по-настоящему редкой и экстраординарной».

Читайте также:  Проблема добра и зла в литературе сочинение

После Второй мировой войны картина попала из Швейцарии в Москву, где оставалась в течение десяти лет, пока не вернулась в Германию, где была отреставрирована и находится по сей день. Летом 2012 Дрезденская галерея отметила 500-летие работы.

Рафаэль

Рафаэль Санти — всемирно известный и безумно талантливый художник. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Будучи совсем молодым художником, он уже имел множество богатых клиентов, готовых заплатить большую цену за его творчество.

Главным наставником художника был его отец, который был ему опорой и поддержкой, а так же дал сыну большое количество уроков живописи. Небольшую часть своей жизни Рафаэль прожил во Флоренции, где у него было множество возможностей для совершенствования своего мастерства. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи.

Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний, изучая картины этих знаменитых живописцев.

Излюбленной темой в картинах Рафаэля были Мадонны.

Обратите внимание

Его руке принадлежит около полутора десятков изображений Мадонн, самой знаменитой из которых является «Сикстинская Мадонна», которая более двухсот лет хранится в Дрездене.

Размер данного полотна составляет 265*196 см. Эта огромная картина стала нововведением в эпохе Высокого Возрождения, так как она была написана не на дереве, как обычно, а на холсте.

Сикстинская Мадонна

Состав

Работа изображает Мадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей.

Рафаэль, благодаря сложной работе по подбору тонов, а также мастерскому использованию светотени, достигает реалистичной перспективы, чему частично помогает треугольное расположение фигур, создающее иллюзию глубины.

Стоит отметить виртуозно выполненную драпировку и выбор цветов.

Рафаэль был единственным художником эпохи Ренессанса, который применял в своих картинах великое множество психологических моментов. Мадонна находится в визуальном контакте со зрителем, ее добродушный взгляд притягивает зрителя и заставляет его смотреть ей в глаза.

Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире.

В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына. Даже в его взгляде читается какая-то тревога.

Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.

Каждый жест и движение героев картины можно трактовать по-разному.

Взглянув на Мадонну, зритель может подумать, что она идет ему навстречу, но одновременно с этим может показаться, что она вовсе не стремится двигаться с места.

Важно

То, как она держит младенца Иисуса, показывает трепетное отношение матери к ребенку и нежелание с ним расставаться, но в то же время, она будто преподносит его людям, как великий дар.

Считается, что Мадонна появилась «сама по себе». Рафаэль не создавал множества эскизов, но несмотря на это, изображение женщины полно красотой и совершенством форм.

Здесь перед нами линейная композиция безупречнейшей гармонии, лишенная, при всей своей математической схеме, холодной обдуманности.

В самом деле, можно геометрически реконструировать эту картину, построенную строго по принципу «золотого сечения».

Однако эта, по-видимому, столь обдуманная конструкция производит такое естественное и непосредственное впечатление, точно она вовсе не плод математических размышлений, а мгновенная и прекрасная импровизация.

https://www.youtube.com/watch?v=EMYjDfGfYNY

Пространство изображено так, что зрителю кажется, будто Мария приближается к нему из царства бесконечности.

На «Сикстинской Мадонне» фигуры окружены блеском красок, нежным полумраком. Мария, прекрасная, как статуя, овеяна светлыми, мерцающими облачками, населенными ангелочками, и в их сутолоке чувствуется жизнь, чувствуется дыхание, слышится шепот великих тайн.

Краски, линии, ощущение пространства, эллинское благородство форм все сочеталось в этой картине в удивительную гармонию. Как «Преображение», так и «Сикстинская Мадонна» — явления. Лишь на мгновение разорвалась завеса, являющая небесную группу двум стоящим внизу на коленях смертным.

Херувимы

Одна  из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Во многом, она получила свой статус благодаря изображению маленьких ангелов в нижней части картины, расположенной под образом Марии.

Известный критик Коббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Эти младенцы также появляются на различной атрибутике, пазлах, майках, пакетах, оберточной бумаге и т.д. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми.

Они и стали прототипами ангелов.

Рафаэль, изобразив фигуры Богородицы, Христа, Святого Сикста и Святой Варвары, понял, что композиция имеет много пустого пространства под ногами Мадонны. Она нашел выход, заполнив его облаками, а также добавив изображения ангелов, которые, как считается, были созданы позже.

Картина «Сикстинская Мадонна» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Религия

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/raphael/kartina-sikstinskaya-madonna.html

Сикстинская мадонна — любимая картина великих классиков

12.09.2017<\p>

Рафаэль — гений, который в своих творениях воплощал в жизнь божественное и вечное. Взирая на одну из его величественнейших работ, невольно начинает быстрее биться сердце и душа наполняется светлыми и неземными чувствами.

Такое ощущение, что за только открывшимся занавесом предстало небесное видение – Дева Мария, ступающая легкими прикосновениями стоп по воздушным облакам, держа в руках младенца Иисуса, благословляет каждого смотрящего на нее с восхищением человека.

Мадонна по-матерински бережно и заботливо прижимает к себе младенца. Выдающийся мастер в своем творении смог заключить маленькое божество в магический круг любви и нежности. Ее тревожный взгляд буквально насквозь просматривает душу зрителя. Взор Мадонны как будто предвидит трагическую судьбу своего маленького сына.

Совет

Ее лицо поистине является воплощением идеала женской красоты времен античности, которое помимо прекрасных физических данных наполнено духовностью идеалов христианства. С левой стороны мастер изобразил Папу Сикста II, которому пришлось провести свои последние дни в нечеловеческих мучениях. Он умер в 258 году нашей эры и стал святым.

Изображенный на полотне он молит Марию о благословении всего человечества. С правой стороны искусник изобразил Святую Варвару, которая демонстрирует покорность и безграничную любовь.

Если присмотреться к золотой дымке на заднем плане, то можно отчетливо увидеть лица множества ангелов.

Образ Мадонны гармонично совмещает в себе восхищение религиозным триумфом, тревожность за Иисуса и материнскую нежность. Ее одежда предельно простая, на ногах нет обуви, и вся она окружена благословенным светом. Несмотря на то, что художник не изобразил нимб над головой Марии, она всем свои видом говорит о своей святости и божественности.

В своей работе Рафаэль смог соединить границы религиозного идеала и высшей недосягаемой, гордой и в то же время скорбной человечности, изобразив спускающуюся к людям Марию с младенцем. Передний план дополнен двумя ангелами, которые своим взором и жестами обращаются к своей покровительнице.

Несомненно, эти крылатые мальчишки больше напоминают амуров из мифологии, однако, их наличие дополняет общую идею картины человечностью и теплотой.

История полотна

В 1512 году монастырь Святого Сикста, расположенный на территории Пьяченце, для своей капеллы заказал у Рафаэля картину «Сикстинской Мадонны». В то время Папой Юлием II проводился сбор благотворительности для реставрации часовни, в стенах которой находились мощи Святой Варвары и Святого Сикста.

Самое интересное то, что о полотне практически никто не знал до середины XVIII века. Свое признание оно обрело благодаря саксонскому курфюрсту по имени Август III, который около двух лет буквально умолял Бенедикта о разрешении вывоза картины в Дрезден.

Великие классики о картине «Сикстинская Мадонна»

В начале XIX века полотно попало на территорию России и буквально свело с ума не только многих критиков, но и выдающихся писателей, которые посвящали ему восторженные прекрасные строки.

К примеру, Белинский отзывался о картине так: «Какое благородство, какая грациозность кисти! Просто невозможно наглядеться! В моей памяти невольно возник Пушкин, ведь он обожал Рафаэля и недаром, ведь он так близок ему по натуре».

Даже такие великие всемирно известные писатели как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой обладали репродукциями мирового шедевра. По словам супруги Ф. М.

Обратите внимание

Достоевского, он очень любил работы Рафаэля, однако, самым лучшим его творением считал именно «Сикстинскую Мадонну». К.

Маратти относительно увиденного шедевра сказал следующие слова: «Если бы я увидел эту картину, но при этом ничего не знал о мастере, и мне бы сказали что, полотно создал ангел, я бы беспрекословно поверил».

Один из величественнейших умов Гете сказал поистине прекрасные слова: «Рафаэль всегда творил то, что другие только мечтали создать». И это выражение, несомненно, верное и в полной мере характеризует виртуоза, который в своих шедеврах воплощал не столько влечение  к идеалу, но и сам идеал, доступный простому смертному.  

Многие специалисты, занимающиеся изучением полотна, склонны полагать, что, создавая Мадонну, художник срисовывал ее со своей возлюбленной по имени Фанфарина.

Именно она была не только первой, но и последней страстью великого мастера, несмотря на то, что он не был обделен женским вниманием. Она была дочерью простого пекаря, однако, несмотря на ее бедность, великий искусник был буквально очарован ангельскими чертами ее милого личика.

Он создал не одну картину с ее портретом, однако самым популярным полотном с ее непосредственным участием стала, несомненно, «Сикстинская Мадонна». Не только специалисты занимались тщательным изучением шедевра, но и художники, известные на территории России.

К. Брюллов, наблюдая за полотном, говорил следующие слова: «Чем больше всматриваешься, тем больше начинаешь ощущать непостижимость этой красоты. Каждая черт, художник А. Иванов стремился скопировать шедевр на своем полотне, однако ему не удалось уловить его обаяние, это еще раз доказывает то, насколько величественная и неподражаемая картина «Сикстинская Мадонна».

На сегодняшний день неизвестно так ли выглядела Мадонна, какой ее изобразил Рафаэль. Однако это не так уж и важно, ведь ее образ создан, прежде всего, верованием и религиозными чувствами человечества. Эта загадка не делает произведение великого художника менее величественным и грандиозным, которое еще много веков будет вдохновлять своей красотой и святостью.

Источник: https://chrontime.com/publication-sikstinskaja_madonna_ljubimaja_kartina_velikih_klassikov

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр Возрождения? — Дневник живописи

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Сикстинская Мадонна – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.

Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?

1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны

Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.

Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.

Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.

Важно

Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.

Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.

Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим

На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.

2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).

Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.

Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю.

Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной. Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы.

Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.

Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия

Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.

Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

Читайте также:  Абадонна в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

3. Необычные детали Сикстинской Мадонны

Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю  Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.

Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?

Причём тут зелёный занавес?

Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.

Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.

Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.

Совет

Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.

Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.

Почему картину сослали в Пьяченца?

Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?

Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.

Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.

Популярные ангелочки Рафаэля

Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.

На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.

Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства.

Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации.

Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная  причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.

О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:

“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/sikstinskaya-madonna-rafaelya/

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ РАФАЭЛЯ «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА «

Рафаэль был счастливым художником. Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно. Никогда творчество не было для него горькой мукой.

Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения.

На картине Рафаэля явление Мадонны умершему папе Юлию II превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях.

В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.

В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и в сущности это простая женщина.

Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу.

Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок. Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного. Это божество, облеченное в человеческую форму.

Обратите внимание

Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные. Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.

Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской мадонне» каждый свое. Одни видели в ней только религиозное содержание, другие — скрытую в ней нравственную философию, третьи ценили в ней художественное совершенство. Но три этих аспекта неотделимы друг от друга.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны.

В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник.

В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев.

Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте.

Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму.

И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору.

Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине.

Важно

Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении.

Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям. С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг.

Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках.

Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию.

Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас.

Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги.

Совет

Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес Я вам, но меч…». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность».

Рассказывают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны — наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства. В.А.

Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как о воплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит… И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным.

Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление.

Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины.

Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла.

Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.

«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.

Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля: «Это что-то действительно почти невозможное…

Обратите внимание

Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества…

Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания… откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т.е. Иисуса Христа и Марии)… и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

…А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля.

Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских.

Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи.

«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой.

В одно мгновение он мог вспыхнуть, и… Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки…

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/blog/sochinenie_opisanie_kartiny_rafaehlja_quot_sikstinskaja_madonna_quot/2010-03-30-1064

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector