Сочинение по картине репина пушкин на лицейском экзамене описание

Разработка урока по русскому языку на тему: учителя русского языка Мирсаевой А.А

Сочинение по картине И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Урок развития речи в 6 классе был посвящен подготовке к сочинению-повествованию по картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»,цель которого – воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению ( к личности А.Пушкина и Г.Р.

Державина); формирование их эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С.

Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных как важного выразительного средства; активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», выставка репродукций картин: Н. Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А. А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом», И. Е. Репин и И. К. Айвазовский «Прощай, свободная стихия».

Подготовительная работа: учащиеся заранее заучивают стихотворения А.С.Пушкина.

Ход урока

I.                  Организационный момент

Вступительное слово учителя

1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

—         Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского писателя и поэта в картинной галереи, посвященной А. С. Пушкину. Как видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают картины художников, которые так охотно обращались к личности писателя. Мы с вами не просто посетим картинную галерею, но и обогатим свои знания о Пушкине, соберем материал для предстоящего сочинения.

2)    Беседа.

—         Что вы знаете о жизни и личности А. С. Пушкина?

—         Какие его сказки и стихотворения вы читали и изучали?

—         Что вам понравилось в них?

—         Что можете прочитать наизусть? (чтение наизусть стихотворений и отрывков)

-Молодцы! Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Как-то прочитав в журнале опубликованное стихотворение Пушкина, В. А.

Обратите внимание

Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с ним. А позже в письме к своему другу, поэту П. А.

Вяземскому, он писал: «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Поэтому сегодня мы с вами задержимся у картины И. Е.

Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, которое описано Пушкиным. (один из учеников читает воспоминание А.С.Пушкина о том, как произошла встреча с Державиным, текст  дан на карточке-информаторе):

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, взволновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности.

Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина.

Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я окончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».

— Ребята, кто же такой Г. Р. Державин? Давайте познакомимся с историко-литературным материалом о Державине. (один из заранее подготовленных учащихся рассказывает о Г. Р. Державине).

В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века, нашим земляком.

Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры  (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Был так хорошо знаком с историей местного края, что даже будучи гимназистом возглавлял археологическую экспедицию.

Важно

Когда Державину пришлось уехать из Казани, которую называл «колыбелью своих первоначальных дней», он в течение многих лет поддерживал тесную связь с нашим городом: неоднократно приезжал, переписывался с казанскими студентами – начинающими литераторами, помогал им.

А после смерти поэта его вдова пожертвовала немалую для того времени сумму денег (30 тысяч рублей) на стипендии нуждающимся студентам Казанского университета.

В Казанском Государственном музее до сегодняшнего дня хранятся некоторые подлинные вещи Державина.

II.  Анализ картины.

—   Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Пушкина. Но прежде чем приступим к работе над картиной художника И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.

1)     Чтение стихотворения поэта С. Городецкого о И. Е. Репине

Какой старинной красотой

Уединенный сад цветет,

Где жизнью мудрой и простой

Художник радости живет…

Светлый весь, глаза сияют,

Голубую седину

Ветер утренний ласкает,

Будто легкую волну.

Не устал он, не измаян,

Полон силы и борьбы,

Сада яркого хозяин,

Богатырь своей судьбы…

2)    Беседа о художнике.

—         Какие сведения о художнике вы получили из домашнего упражнения 427?

—         Какие его картины вы знаете?

3)    Анализ произведения живописи.

—         Ребята, прежде чем приступить к анализу произведения живописи необходимо помнить о том, что жанр произведения живописи определенным образом «диктует» тип сочинения. Так пейзаж, портрет, натюрморт требует, как правило, описания и рассуждения; жанровая картина – повествования с элементами описания (рассуждения). (Высвечивается слайд с таблицей)

—         К какому жанру живописи относится картина «Пушкин на экзамене»? (Историко-бытовая)

—         Сочинение какого типа мы с вами будем писать (и составлять устно)? (Повествование с элементами описания и рассуждения).

—         Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и изучите все детали картины. ( ребята внимательно рассматривают репродукцию).

—         Нравится ли вам картина? Чем она привлекает? Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

—         Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина? Что хотел сказать своей картиной? (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему и внести свой вклад в пушкиниану.

У него еще есть картина о Пушкине, написанная совместно с художником И. К.

Айвазовским «Прощай свободная стихия», где поэт изображен на берегу Черного моря, а так же картина «Пушкин над Невой», над которой работал долгих двадцать лет, но так и не поставил под ней своей подписи.)

—         Поясняет ли название картины замысел автора? Почему она называется «Пушкин на экзамене», а не «А. С. Пушкин на экзамене»? (Художник хотел показать момент открытия таланта молодого Пушкина, тогда еще никому не известного.)

—         О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

—         А чтобы лучше понять произведение живописи давайте «перенесемся» в далекие события и сопоставим его с картиной.            ( Учащиеся знакомятся с текстом описания эпизода экзамена, который дан на карточке-информаторе)

«Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах.

Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина.

Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову.

—                     Осмелюсь просить внимания Вашего, Гаврила Романович. Господин Пушкин сочинил стихи под названием «Воспоминания о Царском Селе»,- сказал Галич.

Пушкин кашлянул и неуклюже вытащил из-за обшлага бумажку. Но он не заглянул в него, а скомкал в кулаке и начал читать:

                              Навис покров угрюмой нощи

                              На своде дремлющих небес…

Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо.

    Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли.

    Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом.

Совет

  Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул».

4)    Словарно-орфографическая работа (уточнить значение слов по словарю).

Высвечивается слайд №1

Эполеты

Вензель

Ботфорты

Фрак

Обшлаг

5)    Знакомство с опорными словами и словосочетаниями.

( ещё раз обратить внимание учащихся на роль прилагательных в языке как важного выразительного средства).

           а) упр. 429.

6)     Ответы на вопросы упр. 428.

                     а) ответы на вопросы данные в учебнике;

                     б) вопросы требующие размышления и доказательства:

—         Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

—         Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

—         Что привлекает внимание  в облике Державина?

—         Какова реакция окружающих на происходящее?

—         Какие чувства и мысли она вызывает?

—         Что хотел сказать И.Е.Репин своей картиной?

—         Какой может быть основная мысль сочинения?

III.   Работа по готовому плану.

1)     Высвечивается слайд №2.

План.

1)     Экзамен в Лицее.

2)     Обстановка, в которой проходил экзамен (зал, присутствующие).

3)     А.С.Пушкин – главный герой картины (выражение лица, глаз, поза поэта, настроение).

4)     Чтение стихотворения «Воспоминание в Царском Селе».

5)     Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте.

6)     Моё впечатление от картины.

IV.   Закрепление знаний.

1)     Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты. Особое внимание уделяется роли прилагательных в языке как важного выразительного средства.

V.    Обобщение.

1)     Слово учителя

—         Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями, ответили на все поставленные вопросы. Да, картина И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене» — светлая, правдивая, добрая, что художник, очень любивший поэта, называвший его «гением из стали», сумел выразить эту любовь к нему и веру в то, что Пушкин станет «солнцем русской поэзии».

Читайте также:  Сочинения по достоескому

В одном из своих пи

Источник: http://aksar.ucoz.ru/publ/1-1-0-4

План-конспект урока литературы (6 класс) по теме: Описание картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Пушкин в произведениях живописи.

Урок развития речи в 6 классе.

Сочинение по картине

И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

 Цель:

  1. воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление метапредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина
  2. формирование  эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина;
  3. развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи;
  4. активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Перспективное дом. задание:  учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина «Воспоминания в царском селе»

Ход урока

ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ЦВЕТНЫЕ ФИШКИ  (ОПРЕДЕЛЯЕМ свое НАСТРОЕНИЕ)

  1. Организационный момент Вступительное слово учителя.  Играет музыка Римского –Корсакова

Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Я сейчас буду считать до пяти. Когда перестану считать, откройте глаза. Сегодня вы все должны получить оценки «5».

2. Разминка. Учитель читает стих

А.С.Пушкин

В альбом Пущину. 1817

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,Исписанный когда-то мною,На время улети в лицейский уголокВсесильной радостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,Неволю мирною, шесть лет соединенья,Печали, радости, мечты души твоей,Размолвки дружества и сладость примиренья, —

  1. Как вы думаете,  чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее.

    Знакомство с планом урока (слайд 2)

  1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи. Беседа.
  1. Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее.

    Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?

Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Режим дня. Номер комнаты- 14. Друзья Пушкина. Как обзывали Пушкина. Произведения в лицейские годы.

  1. Что говорили современники Пушкина о его таланте?

В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал:  «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Учитель

Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, описанное Пушкиным.

Беседа:

  1. Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене? («Воспоминания в царском селе»)
  2. Что писал Пушкин о том экзамене?

Пушкин вспоминает об этом так: «Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности.

Наконец, вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Не помню, как я кончил свое чтение, — не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли».

Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава.

  1. Сколько лет было тогда Пушкину ? (15 лет)
  1. Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)

ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА «Юность Пушкина» режиссер Абрам Народицкий 

ФИЗМИНУТКА. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине «Пушкин на лицейском экзамене»)

Прежде чем приступим к работе над картиной художника  «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.

  1. Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике)

-ПРОСМОТР СЛАЙДА О КАРТИНАХ РЕПИНА (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина)

— Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)

Илья Репин родился 24 июля (5 августа)  года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи.

Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником.

Учился успешно, в  г. был награждён малой золотой медалью.

— Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)

В 1910 году по заказу Лицейского общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне.

Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).

А первый вариант картины, считающийся эскизом, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно — «А.С.

Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в частную коллекцию в Прагу.

Дополнения учителя (для разностороннего развития. Слайд 3)

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».

(приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

А теперь смотрим и сравниваем полотна!

Обратите внимание

И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1910, Эскиз, Холст, масло. 43×60.7 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (слайд 4).

 И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1911, Холст, масло. 123,7×195,5 см, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург(слайд 5)

 И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе»». 1911 Холст, масло. 203×398 см Частное собрание, Прага (слайд 6)

  1. Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)

— Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и попробуйте войти в картину.

-Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

 — Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?

 (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему.)

— О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

(В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»)

Дополнение учителя:

( «Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина.

Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову…Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом.

Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала.

Среди гостей прокатился гул». )

  1. Словарно-орфографическая работа (слайд7)

Эполе*ты -(франц., ед. ч. épaulette, от épaule — плечо), наплечные знаки различия военнослужащих, преимущественно офицеров, генералов и адмиралов в русской и иностранной армиях и флотах.

Ве*нзель -от польск, węzeł — узел), начальные буквы собственных имён (имени, фамилии), обычно переплетённые между собой и образующие своеобразный узор.

Ботфо*рты -фр. bottes fortes) — кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.

Фрак -[нем. Frack] Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.

Обшлаг -голл. opslag] Отворот на конце рукава; нижняя пришивная часть рукава.

  1.     Подбор синонимов (слайд 8)

Иллюстрация – репродукция, картина 

Автор –художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист

Герой – Пушкин, Державин, стихотворец,

Красный –алый

Молодой –юный

Гости –собравшиеся, родители, родственники

Взгляд –взор

Восхищение –радость, воодушевление

Внимание – забота, почтение
(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная, безукоризненная, безупречная, бесподобная, бесценная, блистательная
(Настроение) восторженное – вдохновенное, взволнованное, возбужденное, воодушевленное, трепетное, упоенное

     Триумф — победа, праздник, хвала

  1. Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому 
Картина Репродукция (картины), иллюстрация (картины),  исторически достоверная картина
Экзамен Переводной
Возраст поэта Юный, Пушкину 15 лет,
Лицо Светлое лицо, лицо торжественное,
Голос Голос уверенный и звонкий,
Что делает Пушкин Пушкин читает стих «Воспоминание в Царском селе»
Одежда поэта Белые панталоны, черные ботфорты
Поза поэта Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову, с гордо поднятой головой, рука направлена вверх,
Комиссия Экзаменационная комиссия в восторге от чтения
Окружающие люди Присутствующие внимательно слушают, довольные лица, некоторые гордо подняли головы , лица торжественные и отчаянные
Державин Державин приподнялся, приставил руку к левому уху, в красном сюртуке, воодушевился, прокатилась слеза по щеке во время чтения стиха Пушкиным, протянул руки к Пушкину,
  1. Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:

 — Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

— Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

 — Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)

 — Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)

 — Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)

  1. Работа по готовому плану. Запись на доске  (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. Слайд 9)
  1. Слово о живописце
  2. Экзамен в Лицее.
  3. ……………………………………..
  1. ……………………………………
  2. Восхищение Державина  (музы*ка, второй Державин)
  3. …………………………………… 

ПРИМЕРНОЕ СОЧИНЕНИЕ

                Илья Репин родился в  году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка.  В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.

                Свою картину «Пушкин на лицейском экзамене» Репин создал в 1911 году.

                Сюжет  картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Важно

                Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят  вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них  торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.

                В состава экзаменационной комиссии входил великий поэт Державин. Он приподнялся из- за стола, приставил к левому уху руку , удивленно смотрит  на Пушкина. Гавриила Романович одет в красный сюртук.

                Кажется , что голос молодого поэта  звенит металлом. Правая рука Пушкина вытянута вверх, растрепанная  голова с черными курдрями закинута назад.  Лицо поэта торжественное и гордое.  Пушкин одет в черный сюртук с красными обшлагами, белые панталоны и черные сапоги.

                После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.

                Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.  

Закрепление знаний. Обобщение. Вывод урока. Оценки.

Использованная литература:

  1. П.К. Боголепов, Н.В. Верховская, М.И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» 2 издание, Москва, «Детская литература»,1974 год.
  2. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год.
  3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат»,1955 год.
  4. В.С.Рождественский «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература», 1966 год.
  5. А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.
  6. Из материалов сайта «Газета 1 сентября». Сочинение по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Мирсаева Альбина Айратовна, учитель русского языка и литературы.
  7. Ходасевич Владислав Фелицианович «Державин» Библиотека Мошкова. 1916 год.

Интернет –ресурсы:

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/09/09/opisanie-kartiny-ie-repina-pushkin-na-litseyskom-ekzamene

Картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене»: история создания, описание, впечатление

Репин известен на весь мир как талантливейший российский художник. Картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене» стала одной из самых знаменитых работ мастера. Списанная с самого поэта, она поражает колоритностью и точностью образа. Картина по праву считается одной из лучших, которые вышли из-под кисти художника.

Об истории появления

История создания картины «Пушкин на лицейском экзамене» удивительна.

Несмотря на споры историков, существует очень красивая версия создания данного полотна, которое написано на основе реальных исторических событий и с точностью показывает процесс аттестации учеников лицея в XIX веке.

Кроме того, что на картине изображена фигура самого Александра Сергеевича, можно увидеть и фигуру Г. Державина, который так же является значительной личностью для русской классической литературы.

Шел 1815 год, январь. Императорский Лицей, который находился в Царском Селе, планировал проводить экзамены, которые должен был пройти сам Александр Сергеевич Пушкин. Ему на тот момент было всего пятнадцать лет.

Совет

Поразив всех присутствующих своим талантом, который поэт доказал, рассказав стихотворение «Воспоминания о Царском Селе», экзамен был успешно сдан.

Уже после судьи говорили о том, что в стихотворении Александра Сергеевича затронуто все то, что наполняет настоящую русскую душу.

Спустя очень многие годы, лицей праздновал свой юбилей – 100 лет с момента открытия. К этому торжественному событию Репину пришел заказ на написание полотна. Инициаторами заказа выступили члены Лицейского общества. Репин удостоился такой чести потому, что он отличался от других художников своим интересом не только к художественному искусству, но и к литературе.

Несомненный талант Репина

Еще до написания картины «Пушкин на лицейском экзамене», Репин очень любил творчество Александра Сергеевича. Он прочел массу литературы о поэте. Когда заказ был принят, художник с энтузиазмом начал работу над ним.

Как вспоминали позднее его друзья и знакомые, он стал настоящим фанатом столь известной и выдающейся личности, как Пушкин. Илья Ефимович прочел всю литературу, которая содержала любой материал из пушкинских воспоминаний о Царском Селе и лицее.

Именно это и обусловило такой ажиотаж, который вызвало полотно художника.

Описание картины

«Пушкин на лицейском экзамене» представляет собой большое полотно. Краски, которые использовал мастер, яркие и насыщенные. Вся картина Репина «Пушкина на лицейском экзамене» завораживает своей колоритностью. Множество деталей и на первом, и на втором плане заставляют всматриваться в полотно.

Впечатление по картине «Пушкин на лицейском экзамене» у всех, естественно, разное. Однако положительные отзывы сильно перевешивают те, которые несут негативную оценку полотна.

Что же изображено на полотне?

Картина показывает момент экзамена, когда Александр Сергеевич демонстрировал свой талант перед публикой.

Огромный зал Лицея, большие мраморные колонны, черно-белые плиты на полу – все это говорит о богатстве и престиже учебного заведения. На стене висит красивейший портрет императора.

Весь зал заполнен людьми в дорогих нарядах и костюмах. Сразу видно, насколько сильно люди интересовались личностью и талантом Пушкина.

Кроме того, по одежде гостей, пришедших на выступление Александра Сергеевича, можно увидеть, что эти люди – типичные представители дворянского населения. Пышные платья дам, дорогие костюмы мужчин – все говорит о богатстве.

В центре зала стоит сам Александр Пушкин в момент представления своего легендарного стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Изображен поэт в очень театральной позе – левая нога выдвинута вперед, правая рука вздымается к небу. По выражению, изображенному на лице юноши, можно сказать, насколько эмоционально сам поэт представлял свое творение окружающим.

Слева от поэта изображены дорогие дубовые столы, за которыми восседают экзаменаторы. Среди судей находится так же и личность, которая известна всему миру благодаря своему литературному таланту – Г.Р. Державин. Легендарный поэт настолько удивлен мастерством Пушкина, которому на тот момент было всего пятнадцать лет, что привстал, дабы лучше слышать юное дарование.

Несколько слов о композиции

Говоря о картине Репина «Пушкин на лицейском экзамене», важно сказать, что полотно написано крайне реалистично. Кроме того, оно написано в духе классического стиля.

Тем, кто увлекается и разбирается в изобразительном искусстве, сразу ясно, что в картине применен такой прием, как «Золотое сечение». Это видно по тому, как фигура Пушкина изображена в правой части картины. Именно там проходит та самая линия золотого сечения.

Кроме того, важно отметить, насколько и левая часть идеально сохраняет свои пропорции. Это можно увидеть, если обратить внимание на расположение Пушкина и Державина и пространство до стены зала.

Обратите внимание

Расстояние от правого края полотна до фигуры Гавриила Романовича разделено на две абсолютно равные части, средняя линия которых проходит сквозь фигуру Александра Сергеевича.

Главным героем композиции, ее центром, является совсем юный поэт. Все свободное пространство лицейского зала принадлежит только ему. Красивейшая, эпичная, запоминающаяся поза Пушкина рассказывает каждому о той гордости, которую чувствует поэт, рассказывая о Царском Селе.

Если говорить о заднем плане, то можно заметить, что ни у одного из присутствующих гостей не видно лица. В глаза бросаются только яркие и богатые одежды, четкие фигуры.

Неоднократные попытки художника

Известен тот факт, что Репину не сразу удалось изобразить Александра Пушкина так, как ему того хотелось. Над полотном он работал несколько лет. Было множество попыток изобразить поэта: с одного ракурса, с другого, около реки утром или вечером. Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена.

Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем».

Как вспоминал позднее друг Репина Корней Чуковский, художник изобразил на полотнах столько лиц, что этого количества вполне хватило бы, чтобы наполнить абсолютно пустой город.

Источник: https://autogear.ru/article/348/305/kartina-repina-pushkin-na-litseyskom-ekzamene-istoriya-sozdaniya-opisanie-vpechatlenie/

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года

Съехались и почетные гости: ректор С.-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет, министр народного просвещения гр.

Разумовский, попечитель учебного округа Сергей Семенович Уваров (почетный член Беседы), генерал Саблуков, которого покойный государь прогнал с караула в ночь на 12 марта.

Средь них, в первом ряду кресел, усадили Державина. Начальство лицейское разместилось у стола сбоку.

Экзамен очень утомил Державина. В красном мундире украшенном орденами, сияя бриллиантовою короной Мальтийского креста, сидел он, подперши рукою голову и расставив ноги в мягких плисовых сапогах. «Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы».

Он дремал все время, пока лицеистов спрашивали из латинского языка, из французского, из математики и физики. Последним начался экзамен русской словесности. «Тут он оживился: глаза заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи.

Он слушал с живостию необыкновенной». Наконец, вызвали Пушкина.

Лицеист небольшого роста, в синем мундире с красным воротником, стоя в двух шагах от Державина, начал свей стихи. Никто никогда не мог бы описать состояние души его. Когда дошел он до стиха, где упоминал имя Державина, голос его отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Бессмертны вы вовек, о Росски Исполины, В боях воспитанны средь бранных непогод; О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.

Важно

О громкий век военных споров, Свидетель славы Россиян! Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов, Потомки грозные Славян, Перуном Зевсовым победу похищали. Их смелым подвигам страшась дивился мир; Державин и Петров Героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

Сердце его было так полно, что самый обман, совершенный им, как бы исчез, растворился, и читая последнюю строфу, он уже воистину обращался к сидящему пред ним старцу:

О Скальд России вдохновенный, Воспевший ратных грозный строй! В кругу друзей твоих, с душой воспламененной Взгреми на арфе золотой; Да снова стройный глас Герою в честь прольется, И струны трепетны посыплют огнь в сердца, И ратник молодой вскипит и содрогнется

При звуках бранного певца!

И Державин вдруг встал. На глазах его были слезы, руки его поднялись над кудрявою головою мальчика, он хотел обнять его – не успел: тот уже убежал, его не было. Под каким-то неведомым влиянием все молчали. Державин требовал Пушкина. Его искали, но не нашли.

После обеда у Разумовского, где много важного вздору было говорено, усталый Державин уже ввечеру приехал домой, достал из кармана тоненькую тетрадку, писанную летучим и острым почерком, и для памяти надписал на ней: «Пушкин на лицейском экзамене».

Источник: http://hallenna.narod.ru/pushk_licey_derzh.html

Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Чёрным морем)

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным морем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.

Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его собственным словам, писал картины, сюжеты для которых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров. Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (таких художников называют маринистами).

Совет

Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, проведённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий.

Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.

Айвазовский был ещё студентом Академии художеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган похвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся.

В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего художника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта.

Эта встреча сыграла большую роль в творчестве Айвазовского, который впоследствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину.

На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.

Совместная работа Айвазовского и Репина, безусловно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссылки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.

Обратите внимание

На картине Айвазовского и Репина Пушкин изображён на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой великана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с фоном, выполненным в серых и белёсых тонах.

Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Правая руку отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдохновенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.

Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выполнены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечивает розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.

Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выписаны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет.

Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подобные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.

Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смерти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.

В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

Источник: https://compendium.su/rus/5-9klass/102.html

Двойные картины: пушкин — лицеист глазами репина

Интересно открывать для себя то, что у знакомой с детства картины, которая была напечатана в учебниках по литературе и истории, есть «сестры», пусть не близнецы, но уж точно «двойняшки». Тема сегодняшнего исследования – Пушкин и Репин.

Александр Пушкин на экзамене в Лицее (деталь картины «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»).

ИСТОРИЯ ТЕМЫ КАРТИН

В двенадцать лет Пушкина, благодаря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России учебное заведение Лицей, располагавшийся в Царском Селе под Петербургом.

Важно

В лицее предполагалось учить детей лучших представителей дворянства и готовить их к государственной службе.

Лицеисты изучали русский, латинский, немецкий и французский языки, риторику, литературу, историю, естественные науки и математику, изящные искусства занимались гимнастикой, танцами, фехтованием и верховой ездой.

Особое внимание уделялось воспитанию нравственных качеств благородства, чувства долга и собственного достоинства. Каждому из мальчиков полагалась отдельная комната, телесные наказания запрещались. Обучение длилось шесть лет и состояло из двух трехгодичных курсов начального и окончательного образования. Лицейское образование приравнивалось к университетскому.

Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. В лицее он обрел самых близких друзей. Вспыльчивого, страстно мечтающего о поэтическом поприще Кюхельбекера, ленивого, добродушного Дельвига, одаренного поэтическим талантом, решительного и бескомпромиссного Пущина.

Друзья любили Пушкина за доброту, отзывчивое сердце, легкость, остроумие. Все лицеисты имели прозвища, которые иногда говорили о них больше, чем самые подробные характеристики. У Пушкина их было целых три.

За безупречное, изящное владение французским языком его называли Французом; за резвость, непоседливость и говорливость — Сверчком; за пылкий нрав, частые ссоры, гримасничанье и подвижность — смесью Обезьяны с Тигром.

В лицее Пушкин опубликовал и первое стихотворение. Оно появилось в журнале «Вестник Европы» летом 1914 года и называлось «Другу-стихотворцу». А во время публичного экзамена при переходе с начального курса на окончательный Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Совершенством формы, глубиной мысли и образностью произведение пятнадцатилетнего юноши потрясло слушателей.

Совет

Присутствовавший на экзамене 8 января 1815 года Гавриил Романович Державин, носивший тогда неофициальный титул первого русского поэта, со слезами восторга объявил юного стихотворца своим преемником и хотел обнять его, но Пушкин в смущении убежал в Царскосельский сад.

Вот как об этом пишет сам Пушкин : «Державина видел я только однажды, но никогда того не забуду… Державин был очень стар… Экзамен наш его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Наконец вызвали меня.

Я прочёл мои ''Воспоминания в Царском Селе'', стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал.

Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли». С этого дня и началась слава Пушкина.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИН

В 1910 году по заказу Лицейского общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне.

Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).

А первый вариант картины, считающийся эскизом, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно — «А.С.

Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе»». Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в частную коллекцию в Прагу.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Обратите внимание

Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения.

Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».

Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

А теперь смотрим и сравниваем полотна!

1. И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1910, Эскиз, Холст, масло. 43×60.7 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

2. И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1911, Холст, масло. 123,7×195,5 см, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.

3. И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе»». 1911 Холст, масло. 203×398 см Частное собрание, Прага.

Источник: Дневник Парашутов

Источник: https://tenth-kingdom.livejournal.com/31212.html

Ссылка на основную публикацию