Сочинение по повести собачье сердце булгакова рассуждение

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение-рассуждение по повести Булгакова «Собачье сердце»

       Михаил Афанасьевич Булгаков — один из величайших писателей начала 20 века. Он прославился как автор фантастических произведений, а также большого количества сатирических.

Стоит отметить, что фантастическую составляющую можно выделить фактически во всех произведениях писателя, но в то же время нет ни одного среди них, где не ставились бы важные психологические проблемы.

Так и в произведении «Собачье сердце» писатель обращается к теме современной действительности, изображая ее в значительной мере сатирически, но также и поднимает важнейшие философские и нравственные проблемы.

Обратите внимание

       Повесть по своему сюжету фантастическая; в ней говорится о профессоре, который сумел с помощью пересадки собаке отдельных внутренних органов убитого маргинала превратить животное в человека.

Строго говоря, суть эксперимента была не в этом — профессор надеялся, что пересадка семенных желез и гипофиза привезёт к омоложению.

Однако произошло не так, как он задумал, и научное сообщество с изумлением наблюдает за превращением собаки в человека. 

Автор сатирически изображает получившееся существо. Полиграф Полиграфович Шариков -типичный маргинал; его интересуют в основном выпивка и самые низменные развлечения.

Он жесток, самолюбив, труслив, готов предать профессора, лишь бы только добиться для себя безбедного существования.

Неслучайно сейчас мы употребляем иногда слово «шариковщина», чтобы обозначить мировосприятие абсолютно безнравственного, беспринципного и глупого человека, который понимает только собственные физиологические потребности.

       Сатирическому изображению подвергается также и современная автору реальность. Например, домком под руководством Швондера. Булгаков показывает людей, которые не способны даже предвидеть последствия своих поступков: Швондер старается «развивать» Шарикова, не отдавая себе отчета, что растит того, кто может быть опасен ему самому.

       Однако в повести поднимаются также важные философские проблемы. Один из главных героев произведения, профессор Филипп Филиппович, совершивший это чудо — превращение собаки в негодяя Шарикова, носит фамилию Преображенский.

Важно

С точки зрения сюжета это оправданно тем, что у него в роду есть священники, а священникам часто давали фамилию по храму, в котором они служили. В данном случае, очевидно, это был храм Преображения Господня. Но всё-таки это фамилия не случайна.

Булгаков хочет таким образом намекнуть на саму суть Преображения.

Церковь рассматривает это явление как превращение нашей грешной природы и грешного мира во что-то высокое, посвященные Богу, именно такое, каким Господь хотел бы увидеть свое творение, когда его создавал, но каким она не стала из-за грехопадения человека.

       Что же делает профессор Преображенский? Ведь он, по сути, тоже совершает преображение, то есть превращение собаки в человека. Но о том, что результат был нежелательным, говорит даже сам профессор: доброго и симпатичного пса он превратил в самого настоящего негодяя, так что получилось как бы хуже, а не лучше.

Профессор Преображенский словно берет на себя функции Бога, желая поправить то, что, на его взгляд, Господь устроил неудачно. Ему кажется, что надо поправить Творца и организовать так, чтобы человек жил гораздо дольше, может быть, и вечно и был всё время молодым.

В результате оказывается, что человеку функции бога всё же не по плечу и профессор вместе чего-то хорошего, к чему он стремился, напротив, вводит в мир ужасное существо, готовое крушить всё и вся ради своего удовольствия, в том числе и самого профессора.

В конце произведения Преображенский и доктор Борменталь вновь удаляют Шарикову те части тела, которые ими были вшиты, в результате он снова становится собакой.

Концовка выглядит искусственной, но иначе завершить было невозможно, потому что, развиваясь по логике происходящего, события, безусловно, приняли бы самый трагический оборот. Нет сомнения, что остановить Шарикова могло всё-таки только насилие, как бы плохо ни относился к этой мысли профессор в самом начале.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/625-sochinenie-rassuzhdenie-po-povesti-bulgakova-sobache-serdtse.html

В чем смысл повести «собачье сердце»: сочинение | литерагуру

(377 слов) Повесть Булгакова «Собачье сердце» нравится многим людям. Но при этом отнюдь не все понимают его творчество. И напрасно, ведь автор вложил в свои книги мудрые мысли и остроумные наблюдения, ради которых и стоит тратить время на чтение, а не смотреть онлайн.

Эту повесть справедливо называют антиутопией. Из этого следует, что она повествует о будущем, которого автор боится и не хочет допустить. Мы понимаем, что речь идет о будущем, когда узнаем, каков масштаб исследований профессора. Результат этих работ потрясает, возможно, Булгаков предсказал события следующего столетия.

Но почему же он боится прогресса? Зачем заставляет героя повернуть вспять? Я думаю, дело не в страхе, а в осознании профессором более тонких материй, чем медицина. Он понял, что не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Вместо чуда творения Филипп Филиппович смог лишь продлить век бездельника, которого не изменить ни одной операцией.

Увы, наука бессильна в отношении души: она может помочь человеку, но переделать его не в силах.

Зачем об этом написал Булгаков? Я считаю, он боялся, что за прогрессом техническим и научным не поспеет развитие нравов и культуры. На это люди нового времени могут не обратить такого внимания, как на медицину, например.

Поэтому автор изобразил чудовищный контраст эпохи, когда высокоразвитая наука соседствует с грубой и пошлой ментальностью. Очевидно, что такое зацикленное на одной сфере общество может породить только вульгарных и неустроенных Шариковых. Сила глупости растопчет плоды просвещения и даже не заметит их.

То есть, общество изменится к лучшему только внешне, а внутренне так и останется несовершенным.

Совет

В своей стране писатель видел именно такие тенденции, и его это напугало. «Собачье сердце» — карикатурный портрет эпохи. Люди так и не осознали, что разруха – в головах, а не на плакатах. Он боялся, что оно так и остановится в своем духовном развитии.

Просвещению уже не мешали ни цари, ни жандармы, но именно крестьяне и пролетарии оказались себе врагами. Они использовали новые возможности, чтобы мстить «буржуям», а не для того, чтобы стать умнее их. Поэтому автор высмеивает несостоятельность мировоззрения тех, во имя кого свершилась революция. Они не смогли ее понять.

Булгаков боится будущего, которое берут в свои руки такие ограниченные и порочные люди.

Казалось бы, веселое произведение «Собачье сердце», а тема у него серьезная и печальная, ведь автор напророчил верно: гаджеты меняются, а людские пороки остаются нетронутыми. Разруха по-прежнему в головах, а ее все разыскивают в другом месте.

Источник: https://LiteraGuru.ru/v-chem-smysl-povesti-sobache-serdtse-sochinenie/

Смысл повести Собачье сердце — сочинение по повести Булгакова Собачье сердце, — Сочинения по литературе

«НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ — ТО ЖЕ, ЧТО ДРЕВНИЙ ПРОРОК: ОН ВИДИТ ЯСНЕЕ, ЧЕМ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ» (А. П. ЧЕХОВ)

Смысл повести «Cобачье сердце»

(по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» бесспорно принадлежит к числу лучших в творчестве писателя. Определяющим в повести «Собачье сердце» является сатирический пафос (к середине 20-х годов М. Булгаков уже проявил себя как талантливый сатирик в рассказах, фельетонах, повестях «Дьяволиада «и «Роковые яйца»).

В «Собачьем сердце» писатель средствами сатиры обличает самодовольство, невежество и слепой догматизм иных представителей власти, возможность безбедного существования для «трудовых» элементов сомнительного происхождения, их нахрапистость и ощущение полной вседозволенности.

Взгляды писателя выпадали из русла общепринятых тогда, в 20-е годы. Однако в конечном итоге сатира М. Булгакова через осмеяние и отрицание определенных общественных пороков несла в себе утверждение непреходящих нравственных ценностей. Почему М.

Булгакову понадобилось вводить в повесть метаморфозу, делать пружиной интриги превращение собаки в человека? Если в Шарикове проявляются качества только Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Но на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, создает человека не в пробирке, а путем превращения из собаки. Доктор Борменталь — ученик и ассистент профессора, и, как и положено ассистенту, он ведет записи, фиксируя все этапы эксперимента. Перед нами строгий медицинский документ, в котором только факты. Однако вскоре эмоции, захлестывающие молодого ученого, начнут отражаться в изменении его почерка. В дневнике появляются предположения доктора о том, что происходит. Но, будучи профессионалом, Борменталь молод и полон оптимизма, у него нет опыта и проницательности учителя.

Какие же этапы становления проходит «новый человек», бывший недавно не то что никем, а собакой? Еще до полного превращения, 2 января, существо обругало своего создателя по матери, к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами.

Первая осмысленная реакция человека на замечания создателя — «отлезь, гнида».

Доктор Борменталь выдвигает гипотезу о том, что «перед нами развернувшийся мозг Шарика», но мы-то знаем благодаря первой части повести, что ругани не было в собачьем мозгу, и принимаем скептически возможность «развить Шарика в очень высокую психическую личность», высказываемую профессором Преображенским.

Обратите внимание

К ругани добавляются курение (Шарик не любил табачного дыма); семечки; балалайка (и музыку Шарик не одобрял) — причем балалайка в любое время суток (свидетельство отношения к окружающим); неопрятность и безвкусица в одежде.

Развитие Шарикова стремительно: Филипп Филиппович утрачивает звание божества и превращается в «папашу». К этим качествам Шарикова присоединяются определенная мораль, точнее, аморальность («На учет возьмусь, а воевать — шиш с маслом»), пьянство, воровство. Венчают этот процесс превращения «из милейшего пса в мразь» донос на профессора, а затем и покушение на его жизнь.

Рассказывая о развитии Шарикова, автор подчеркивает в нем оставшиеся собачьи черты: привязанность к кухне, ненависть к котам, любовь к сытой, праздной жизни. Человек зубами ловит блох, в разговорах возмущенно лает и тявкает. Но не внешние проявления собачьей натуры тревожат обитателей квартиры на Пречистенке.

Наглость, казавшаяся милой и неопасной в псе, делается невыносимой в человеке, который своим хамством терроризирует всех жильцов дома, отнюдь не собираясь «учиться и стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом общества».

Его мораль иная: он не нэпман, следовательно, труженик и имеет право на все блага жизни: так Шариков разделяет пленительную для черни идею «все поделить». Шариков взял самые плохие, самые страшные качества и у собаки, и у человека.

Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством; который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. Собака должна оставаться собакой, а человек — человеком.

Другой участник драматических событий в доме на Пречистенке — профессор Преображенский. Европейский знаменитый ученый занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор — представитель старой интеллигенции и исповедует старые принципы жизнеустройства.

Каждый, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должен заниматься своим делом: в театре — петь, в больнице — оперировать, и тогда не будет никакой разрухи. Он справедливо считает, что достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе можно только трудом, знаниями и умениями.

Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу. Убеждение же не вбивают в головы противника дубиной: «Террором ничего поделать нельзя». Профессор не скрывает неприязни к новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы.

Важно

Он не может принять новых правил («все поделить», «кто был никем, тот станет всем»), лишающих истинных тружеников нормальных условий труда и быта.

Но европейское светило все-таки идет на компромисс с новой властью: он возвращает ей молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость.

Встать в открытую оппозицию к новой власти — лишиться и квартиры, и возможности работать, а может, и жизни. Профессор сделал свой выбор. Чем-то этот выбор напоминает выбор Шарика. Образ профессора дан Булгаковым предельно иронично.

Для того чтобы обеспечить себя, Филипп Филиппович, похожий на французского рыцаря и короля, вынужден обслуживать подонков и развратников, хотя он и говорит доктору Борменталю, что делает это не ради денег, а из научных интересов.

Но, думая об улучшении человеческой породы, профессор Преображенский пока лишь преображает развратных стариков и продлевает им возможность вести распутную жизнь.

Всевластен профессор лишь для Шарика. Ученому гарантирована безопасность, пока он служит власть имущим, пока он нужен представителям власти, он может себе позволить открыто выражать нелюбовь к пролетариату, он защищен от пасквилей и доносов Шарикова и Швондера.

Читайте также:  Сочинение настоящая ответственность бывает только личной

Но судьба его, как и судьба всей интеллигенции, пытающейся против палки бороться словом, угадана Булгаковым и предсказана в повести Вяземской: «Если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступались бы самым возмутительным образом лица, которых, я уверена, мы еще разъясним, вас следовало бы арестовать».

Профессора тревожит крушение культуры, проявляющееся в быту (история Калабуховского дома), в труде и ведущее к разрухе. Увы, слишком современны замечания Филиппа Филипповича о том, что разруха — в головах, что, когда каждый займется своим делом, закончится «разруха сама собой».

Совет

Получив неожиданный для себя результат эксперимента («перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание»), Филипп Филиппович пожинает его последствия.

Пытаясь воспитать Шарикова словом, он часто выходит из себя от его неслыханного хамства, срывается на крик (он выглядит беспомощным и комичным — он уже не убеждает, а приказывает, что вызывает еще большее сопротивление воспитанника), за что себя же и упрекает: «Надо все-таки сдерживать себя… Еще немного, он меня учить станет и будет совершенно прав. В руках не могу держать себя». Профессор не может работать, нервы его издерганы, и авторская ирония все чаще сменяется сочувствием.

Оказывается, легче провести сложнейшую операцию, чем перевоспитать (а не воспитать) уже сформировавшегося «человека», когда он не желает, не чувствует внутренней потребности жить так, как ему предлагают.

И опять невольно вспоминается судьба русской интеллигенции, подготовившей и практически свершившей социалистическую революцию, но как-то забывшей о том, что предстоит не воспитать, а перевоспитать миллионы людей, пытавшейся отстоять культуру, нравственность и заплатившей жизнью за иллюзии, воплощенные в действительности.

Получив из гипофиза вытяжку полового гормона, профессор не предположил, что гормонов в гипофизе множество. Недосмотр, просчет привели к рождению Шарикова. И преступление, от которого предостерегал ученый доктора Борменталя, все же совершилось, вопреки взглядам и убеждениям учителя.

Шариков, расчищая себе место под солнцем, не останавливается ни перед доносом, ни перед физическим устранением «благодетелей». Ученые вынуждены защищать уже не убеждения, а свою жизнь: «Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный, с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер».

Вынужденная самозащита, конечно, несколько смягчает в глазах автора и читателя ответственность ученых за смерть Шарикова, но мы в очередной раз убеждаемся, что жизнь никак не укладывается в какие-либо теоретические постулаты. Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию.

Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой эксперимент должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/smysl-povesti-sobache-serdtse-sochinenie-po-povesti-bulgakova-sobache-serdtse/

Сочинение с планом по повести Булгакова «Собачье сердце» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных произведений русской литературы ХХ века.

“Контрреволюция одна…»

Нелегкая судьба ожидала повесть. Ее конфисковали в 1925 году при обыске жилища писателя, и долгое время «Собачье сердце» для читателей оставалось неизвестным. Почему? Ответ прост: в повести Булгаков сатирически обрисовал, развенчал образ «нового» советского человека, указывая на его опасность.

«Не собачье, а именно человеческое сердце»

Сюжет повести строится вокруг небывалого эксперимента: в поисках средств улучшения человеческой природы светило европейской науки профессор Преображенский пересаживает собаке железы некого Клима Чугункина.

Эксперимент удался на славу, хотя уже 10 дней профессор, по собственным признаниям, понял, насколько губительными — прежде всего, для них самих — оказались последствия этого поступка.

Обратите внимание

Отныне Полиграф Полиграфович Шариков («новый» человек едва ли не первым делом затребовал паспорт) проживает в доме профессора, демонстрируя не самые лучшие человеческие качества. Шариков унаследовал от Чугункина пристрастие к алкоголю, под влиянием которого он готов учинить насилие, грубые манеры и повадки карманника.

От собачьей же природы у Шарикова осталась естественная ненависть к кошкам. Преображенский замечает, что нападения на котов — лучшее из того, что делает Шариков. Это соответствует его звериной природе, тогда как остальные пороки идут от сердца человеческого, которое парадоксально называется «самым паршивым из всех, что существует в природе».

«Это еще не значит быть человеком…»

Куда больше опасений вызывает дружба Шарикова с председателем домкома Швондером, который лелеет в нем идеологически правильные взгляды, формируя «нового человека».

С легкой руки Швондера Полиграф Шариков получает паспорт, устраивается на работу заведующим очистки города от бродячих животных и узнает, что ему причитаются законом квадратные метры в квартире Преображенского. Швондер воспитывает у подопечного и взгляд на окружающий мир, который не отличается глубиной и соотносится с духом времени.

«Взять все, да и поделить», — выпалил однажды Шариков изумленному профессору «простое» средство, как решить вопрос социального неравенства. «Контрреволюция одна», — отвечает Полиграф Полиграфович на вопрос Борменталя, почему тот не любит театр.

Карикатурность образа Шарикова тем самым только усиливается, а вместе с ней — его моральное уродство. Апофеозом становится сцена с доносом, когда Шариков пытается натравить власть на профессора, припомнив все его «прегрешения» (включая сожженный том переписки Энгельса и Каутского).

Разгневанный профессор требует покинуть Шарикова покинуть его дом, тот угрожает пистолетом… По прошествии нескольких дней читатель видит, как Шарик находится на полпути к возвращению к своему звериному состоянию. И следователь, прибывший с ордером на арест профессора, вынужден был возвратиться ни с чем.

«Наука не знает способов обращать людей в зверей»

Что же собой представляет пресловутая «шариковщина»? Это не грубость и не пьянство, это восприятие любых идей, пусть даже не гуманных, как прописных истин.

Важно

Мозг Шарикова представляет чистое полотно, на которое может записать все что угодно (вспомним, как он механически повторял фразы, услышанные еще во время собачьей жизни).

После воспитания Швондером Полиграф Полиграфович повторяет штамп за штампом, а его поступки становятся оттого ужасней, что их вызвал недостаток воспитания и интеллекта.

Историю с Шариковым можно перенести на всю постреволюционную Россию в целом. Она была таким же чистым листом бумаги: «устаревшие» ценности стерты, казалось бы, можно начинать строить идеальное общество. Однако «новый» человек оказался, мягко говоря, далек от идеала — равно как и «новые» ценности. В этом и состоит опасность любых революций.

Шариковщина — явление социальное, которое применимо к тысячам, а быть может, и миллионам. Даже сейчас это явление имеет место быть, ведь потрясения в мире и возникающие на их фоне Шариковы и Швондеры — явление, которое не ограничивается одной исторической эпохой. Опасность таких людей для общества и показал Булгаков в своей гениальной повести.

Образы главных персонажей в повести

Сюжет «Собачьего сердца» охватывает нескольких действующих лиц. Условно их можно разделить на два лагеря — представители «старого» и «нового» времени. Среди первых находится профессор Преображенский, светило медицины, который открыл способ омолаживания организма.

Профессора можно назвать гуманистом: он против жестокого обращения с кем бы то ни было (человеком или животным — неважно). Так, в одном эпизоде прозвучали слова Преображенского «Террором ничего поделать нельзя», которые должны были стать руководством для «новых» людей. Должны были, но не стали. Многие считают, что Булгаков в «Собачьем сердце» пророчески предугадал репрессии последующих лет.

Но вернемся к профессору. Другая яркая черта его образа — постоянная жажда знаний, стремление улучшить, преобразить человеческую природу (что подчеркивается фамилией Преображенский).

Однако из-за неудачи с экспериментом профессор отчасти отказывается от своих взглядов: «…зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?» В этих словах — возражение против любых попыток изменить природу человека, «заточить» ее под эпоху.

Ассистентом Преображенского является Иван Арнольдович Борменталь, которого профессор приютил «полуголодным студентом» у себя на кафедре. Человек высокой культуры и интеллекта, он вместе с Преображенским представляет один полюс в книге. Им противостоят «новые» люди во главе с Шариковым и председателем домкома Швондером.

С помощью образа «преображенного» Полиграфа Полиграфовича Булгаков сатирически обобщает и заостряет до предела черты современного ему пролетария. От Клима Чугункина Шарик унаследовал пристрастие к алкоголизму, полное невежество, склонность к воровству и даже насилию (вспомним эпизод с Зиной).

Карикатурным выглядит то, как быстро Шариков под руководством Швондера адаптируется к «новому» времени — заводит паспорт, устраивается на работу, читает переписку Энгельса и Каутского.

Совет

Но, как метко замечает Преображенский, когда-то захотят натравить Шарикова на самого Швондера, иот того останутся «рожки да ножки».

Сатирическое мастерство Булгакова проявляется и в обрисовке других, эпизодических персонажей. «Уплотнение» приводит Швондера с группой единомышленников в квартиру Преображенского.

Одним из «товарищей» оказывается женщина Вяземская, которую из-за внешнего вида можно легко спутать с мужчиной.

Таким образом Булгаков делает упрек в адрес «нового» мира, в котором все было перевернуто с ног на голову, а на смену традиционным обращениям пришло нейтральное «товарищ».

В целом повесть Булгакова, как и ряд других произведений русской литературы 20 века, стала документом эпохи. Конфликт между Пореображенским и Шариковым будет оставаться актуальным еще долгие годы — пока существуют революции и насильственные попытки переделать человека.

Мини-сочинение

Почему провалился эксперимент? (вариант названия — «Слово в защиту Шарикова»)

Писатели издревле фантазировали об идее создания искусственного человека. Свою лепту в эту фантазию внес Булгаков, изобразив в «Собачьем сердце» фантастический эксперимент по превращению собаки в… пролетария.

Почти всех прочитавших повесть объединяет одно: стойкое отвращение к образу Полиграфа Шарикова, его невоспитанности и откровенному хамству. Как противоположность ему приводятся представители «старой гвардии» — Преображенский и Борменталь, высокоинтеллектуальные люди с безукоризненным воспитанием. Однако в сочинении я хотел бы в какой-то степени оправдать Шарикова.

«Террором ничего поделать нельзя» — заявляет профессор и тут же ставит на собаке жестокий эксперимент, который чудом не привел ее к гибели.

Впоследствии «обновленный» Шарик, защищаясь от упреков в свой адрес, обронит: «Разве я просил мне операцию делать?» — и будет абсолютно прав.

«Вы и создали господина Шарикова!» — злорадно скажет Швондер профессору, намекая, что только он ответственен за проделки своего «открытия».

Обратите внимание

Благодаря этому читатели в «Собачьем сердце» могут увидеть еще один проблемный слой — ответственность ученого за свои эксперименты.

Словно Фауст в погоне за знаниями, профессор ради улучшения человеческой природы решается преступить черту дозволенного.

И подобно своему литературному «собрату», Преображенский, как обрисовывает Булгаков в последней сцене, продолжал искать истину, чтобы понять тайны жизни.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-povesti-bulgakova-sobache-serdce/

Сочинение на тему: Смысл двух превращений в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Ро­ковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальнос­тью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображен­ский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни — уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза.

«Профессия — игра на балалайке по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «пред­ка».

Читайте также:  Слово о полку игореве - анализ произведения

Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вы­шиной.

Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен.

Важно

Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

«Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить.

Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?»

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он на­ходит союзника — управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное,  а также главный принцип

создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Совет

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, «строчит» донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы.

Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя.

Это длительный эволюционный процесс.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sochinenie_na_temu_Smisl_dvuh_prevrashenii_v_povesti_M__Bulgakova_Sobach-e_serdce

Сочинение «Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце»»

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести «Собачье сердце». Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме:, незатейливый, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.

Именно этот эксперимент профессора Преображенского и положен в основу повести.Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп.

Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, – покойный Влас с Пречистенки.

Скольким жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда человек…», «этот не станет пинать ногой».

Обратите внимание

И вот профессор совершает главное дело своей жизни – уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины.

Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза.

«Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Булгаков так описывает его внешность: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности.

Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи».

С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом.

Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп… Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может.

«Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить.

Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!» Шариков же говорит ему в ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете… Что вы мне жить не даете?

»«Неожиданно появившееся… лабораторное» существо требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает – Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает «интересы трудового элемента».

В лице председателя домкома Швондера он тут же находит союзника.

Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете: «Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией.

А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Шариков предъявляет хозяину квартиры «бумагу от Швондера», согласно которой ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-sochineniya-po-romanu-bulgakova-sobache-serdce/

Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху.

7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели.

Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше никогда не делал подобных записей. В. Вересаев говорил о Булгакове: «Цензура режет его беспощадно.

Важно

Недавно зарезала чудесную вещь “Собачье сердце”, и он падает духом. Да и живет почти нищенски».

Повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована в России лишь в 1987 году.

Свое произведение Булгаков вначале назвал «Собачье счастье. Чудовищная история». Но главным ее героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы Филиппа Филипповича Преображенского.

В повести «Собачье сердце» ярко отражена действительность 1920-х годов. Перед читателем предстают картины нэпа, торжества мещанской психологии, разрухи и голода в стране, жилищного кризиса.

Опыт и знания врача помогли Булгакову создать произведение, где был описан небывалый медицинский эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека.

В нем нашли отражение бурные научные изыскания рубежа XIX–XX веков, споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э. Штейнаха, профессора Н. К. Кольцова, дискуссии вокруг бурно развивающейся науки евгеники.

Ученые всего мира в те годы обратились к теории наследственности и способам ее улучшения. Булгакова как врача интересовали открытия в области физиологии, хирургии, трансплантации органов.

В повести Булгакова «Собачье сердце» бездомному псу Шарику врачи пересаживают гипофиз, взятый у пролетария Клима Чугункина. В сатирическом ключе изображены писателем духовные и нравственные ценности прошлой жизни.

В повести отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Его юмор часто принимал разоблачительный характер, вырастал до философского сарказма. Писателю было свойственно глубокое понимание людей и исторических событий.

Совет

Он был уверен, что талант ученого в сочетании с непониманием конечных целей могут привести к трагическим и неожиданным последствиям.

В произведении переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и язвительный сарказм. Все это создает художественный мир повести. Читая драматическую историю о Шарике и опытах профессора Преображенского, мы часто не можем сдержать смеха. Автор умело создает трагикомическое повествование, так как это наиболее полно отражает жизнь.

Большевики не способны были создать нормально функционирующее государство. Их законы находились за гранью здравого смысла. Это побуждало автора переводить повествование в фантастический план, но и не отрываться от реальности. Проза Булгакова рождена временем. Е.

Замятин назвал его прозу «фантастикой, корнями врастающей в быт». «Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, показывающая быт и людей с неожиданной стороны. Элементы фантастического были способом выразить тайные мысли писателя.

Фантастика настолько близка к реальности, что читатели верят каждому слову. Повесть наполнена грустными размышлениями о человеческих недостатках, об ответственности ученого и науки и о страшной силе самодовольного невежества.

Эти темы не утратили своего значения и сегодня.

Источник: http://www.sochuroki.com/fantasticheskoe-i-realnoe-v-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce/

Готовые школьные сочинения

Авг 19 2010

Сочинение по повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой.

В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество.

На примере провала эксперимента профессора Преображенского М. Булгаков пытался сказать в далекие 20-е годы, что страну необходимо возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние.

Почему же эксперимент гениального профессора мы называем неудачным? С научной точки зрения этот опыт, напротив, весьма успешный.

Обратите внимание

Профессор Преображенский совершает уникальную операцию: пересаживает псу человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины двадцати восьми лет. Человек этот — Клим Петрович Чугункин.

Булгаков дает ему краткую, но емкую характеристику: «Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена 1(алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной».

И что же? В появившемся в результате научного эксперимента существе задатки вечно голодного уличного пса Шарика соединяются с качествами алкоголика и уголовника Клима Чугункина. И нет ничего удивительного в том, что первыми произнесенными им словами была ругань, а первое «приличное» слово — «буржуи».

Читайте также:  Сочинения по картинам васнецова

Научный результат получился неожиданным и уникальным, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора Преображенского в результате операции тип, «маленького роста и несимпатичной наружности», перевернул отлаженный быт этого дома. Он ведет себя вызывающе грубо, самонадеянно и нагло.

Новоявленный Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и галстук ядовитого цвета, его костюм грязный, неопрятный, безвкусный.

При помощи домкома Швондера он прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену.

Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Щвондером, — переписку Энгельса с Каутским. И даже делает по поводу переписки критические замечания…

С точки зрения профессора Преображенского — все это жалкие потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они создают.

Важно

Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение. Для него же стать хоть и небольшим, но начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми.

Теперь он одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой девушки-секретарши. Его наглость становится беспредельной.

Целыми днями в доме профессора слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.

Профессор Преображенский и Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Из возможных культурных мероприятий Шарикову нравится только цирк, а театр он называет контрреволюцией. В ответ же на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме.

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков -: это скорее неудача, чем удача профессора Преображенского.

Он и сам понимает это: «Старый осел… Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в rtca. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, предупреждает Булгаков.

Своей повестью «Собачье сердце» Михаил Булгаков говорит, что свершившаяся в России революция — это не результат естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственный эксперимент.

Совет

Именно так воспринимал Булгаков все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма. Писатель протестует против попыток создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия методами.

А к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептически. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Сочинение по повести М. Булгакова «Собачье сердце» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sochinenie-po-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce/

Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич Булгаков мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него.

Любое произведение этого писателя кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести Собачье сердце, написанной Булгаковым в 1925 году.

Автор явно не надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет, появится в печати, хотя, как всякому художнику, ему хотелось видеть свое творение опубликованным. Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич отводит душу на ее страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках.

У профессора нет достойного оппонента. Есть благодарные слушатели в лице ассистента Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя.

Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение.

Борменталь пытается возразить, что, кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: Вот никаких и не читайте.

Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов.

Обратите внимание

Филипп Филиппович возражает: Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, потом он пророчески добавляет: они туда что угодно могут плеснуть.

Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.

И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.

Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют лишнюю жилплощадь у буржуев. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него аж семь комнат.

На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: В спальне… Профессор возмущенно возражает: Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной!.

, и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди….

Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить. И ведь на долгие десятилетия эти перегородки, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие коммуналка, утвердились в новой жизни.

До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами.

И для многих эта цель так и остается несбыточной.

Булгаков в повести Собачье сердце не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда никто вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.

Важно

Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни вначале как трагедия, а потом как фарс.

В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в Ресефесере: Взять все да и поделить… дело нехитрое.

А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет….

А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: …вы (Шариков) еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо… а вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить….

Много еще можно найти в повести Собачье сердце объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР. Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.

Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством ненавистью к тем, кто его обижал.

И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти много не надо.

Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник председатель домкома Швондер.

Совет

Шариков подходит Швондеру у него низкое социальное происхождение и пустое сознание. И карьера Шарикова поистине удивительна от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно пережиток прошлого. Но собак-то за что. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность.

Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира.

Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на местьВедь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими.

Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости. Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе.

Справедливость в их понимании это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-либо для всех, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха в головах». Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска.

Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних. Люди сами творят разруху и шариковщину. В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность.

Только вместо угодливости и покорности к вышестоящим у них появляется та же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть шариковы получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны.

Обратите внимание

В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее.

Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую Цену.

Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/rassuzhdeniya-nad-stranicami-povesti-sobache-serdce/

Ссылка на основную публикацию