Сочинение софья начертана неясно (фамусова)

Софья начертана неясно (сочинение)

В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи.

Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно».

И только в 1878 году Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» впервые по достоинству оценил этот персонаж и его роль в произведении.

Обратите внимание

Софья представляет собой лицо драматическое, она персонаж не социальной комедии, а бытовой драмы. Как и Чацкий, Софья натура страстная, живущая настоящим и сильным чувством.

И то, что предмет ее страсти жалок и убог, не делает ситуацию комичной, а наоборот, углубляет ее драматизм. В роли Софьи в лучших спектаклях актрисы играют любовь.

Именно любовь в ней самое главное, именно она формирует линию поведения Софьи.

Мир для нее разделен надвое: Молчалин и остальные. Когда избранника рядом нет— все мысли только о скором свидании. В героине воплощена сила первого чувства, и в то же время ее любовь несвободна и безрадостна. Девушка прекрасно осознает, что её избранника отец никогда не примет. Мысль об этом безумно омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе.

Её душу настолько переполняют чувства, что она делится переживаниями о своей любви с совершенно случайными людьми: сначала служанка Лиза, а затем и вовсе самый неподходящий человек — Чацкий.

Софья настолько влюблена и удручена, что она попросту лишается возможности здраво мыслить: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?» Но в выборе ее нет ни свободы, ни предопределенности. Она выбрала, полюбила человека удобного: тихого, безропотного и мягкого (таким видится Молчалин Софье).

Героиня относится к нему, как ей кажется, критически и здраво: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Софье кажется, что она поступила практично.

Но в конце произведения, когда она становится свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, Софья уничтожена, поражена в самое сердце. Этот момент – один из наиболее драматичных моментов пьесы. Как это ни печально, отказавшись от Молчалина, героиня не откажется от «молчалинского типа». Вспомните сцену разрыва Софьи и Молчалина.

Униженная, оскорбленная, она гонит недостойного возлюбленного от себя. «Кривизна души», которая доставила Софье столько страданий, пугает её намного меньше, чем дерзость — главное качество Чацкого. Жизнь света основана на криводушии. Но вот дерзости свет не примет.

Испытав разочарование в Молчалине, Софья не перестает ценить его робость.

Важно

А это и есть залог того, что следующий избранник Софьи будет немногим лучше Молчалина. Безусловно, Софья, натура неординарная — глубокая, самоотверженная, страстная. Но все ее лучшие качества получили страшное развитие, поэтому образ главной героини пьесы «Горя от ума» поистине драматичен.

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sofya-nachertana-neyasno-sochinenie/

Школьная Энциклопедия – Софья_2

         

Сочинение

Тема: “Софья начертана неясно” А. С. Пушкин

«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и реализма. В произведении “Горе от ума” описывается светское общество времен крепостного права и показывается жизнь 1810—1820-х годов.

 «Горе от ума» — представляет собой комедию, в которой высмеивается аристократическое московское общество первой половины XIX века. Произведение стало настолько популярным, что его, буквально, разобрали на цитаты.

 Читая произведение, можно сразу заметить одну миловидную, и на первый взгляд добросердечную девушку. Впервые встречаем мы ее в самом начале произведения. Я думаю, читатель уже догадался, что речь идет о Софье Фамусовой.

 Фамусова Софья Павловна, на мой взгляд,  наиболее сложный и противоречивый герой в комедии, и к нему я больше всего затрудняюсь выразить свое отношение.

 Это умная романтичная девушка, воспитанная на французских романах, как и многие дамы тех времен.

Нетрудно догадаться, что девушка, одурманенная французскими произведениями, переполненными любовью, сама отдастся романтическим мечтам о беззаветной любви.

Поначалу Софья была влюблена в Александра Андреевича, но с течением времени все изменилось. К моменту приезда Чацкого в Москву Софья была безвозвратно влюблена в секретаря своего отца, Молчалина. Молчалин представляется ей скромным, умным, нежным и робко любящим. Но мы-то знаем, что он не такой, а Софья ослеплена чувством и готова на многое ради него.

 На балу в доме Фамусовых можно наблюдать очень интересную картину. Софья зачем-то начинает распространять среди гостей слух о том, что Чацкий сумасшедший.

Слух легко переходит от одного гостя к другому, ведь каждый на балу считает Чацкого слишком умным (но мы же знаем, что такое неуважение проявляется к нему из-за того, что он говорит правду в лицо).

Совет

Софья сделала это потому, что она видит в своём возлюбленном то, что тот бы хотел скрыть.

  Искренней любовью Софья может кому-то понравиться, а кому-то и нет. А ее заблуждения — это не ее вина, а “фамусовского” общества, в котором она воспитывалась. 

 Наша героиня умна, наблюдательна, но любовь к Молчалину, одновременно ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина.

Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей и приходит к выводу, что «она его не уважает». 

В финале комедии, когда Софья становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. “Идеальный” Молчалин ведет себя так низко, так подло в сцене с Лизой, что героиня Софья не выдерживает и прогоняет Молчалина из дому.

 Прочитав произведение, я не раз задавался вопросом, почему же Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого. Казалось бы, два совершенно разных образа. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Однако Чацкий намного образованнее и, как мне кажется, мудрее Молчалина. Он не подлизывается к каждому встречному для того, чтобы получить для себя выгоду.

Чацкий говорит только осмысленные, толковые вещи. Софью, конечно же, можно понять. Ведь Чацкий пропал на три года, уехал невесть куда и не прислал ни одной весточки. А потом возьми и свались на голову Софьи, мол, “Прости Софьюшка, что так получилось, но не хотела бы ты снова полюбить меня? ”.

Конечно же, это только мое личное мнение, и я никому его не навязываю.

 С другой стороны, читая комедию можно пронаблюдать, что абсолютно у всех женщин из рода Фамусовых сложилась похожая судьба. Все женщины из этого рода имеют влиятельных мужей, которые обеспечивают им неплохое   состояние, почтение окружающих.

Обратите внимание

 Казалось бы, Софья должна следовать примеру, но в произведении мы наглядно видим, что она без ума от Молчалина. Молчалин не имеет большого достатка, высоких чинов, он покорил Софью своей покладистостью, преданностью и “искренним” и “любящим” взглядом в глаза.

Любая женщина сможет легко повестись на такое уважительное отношение.

Чацкий за те три года, что он пропадал, стал намного образованнее, чем Софья. Его воспитанность не позволяет ему во всём потакать любимой женщине.

Исходя из этих принципов, можно легко понять, что Софье Чацкий не подходит, а вот Молчалин — идеал! Ей необходим муж, который будет во всем ей потакать и не возникать. Хоть Софья и выгнала Молчалина, но, возможно, в будущем очередного кавалера она будет подбирать по таким же  нравам.

Образ Софьи глубоко трагичен. Ее душа искажена окружающим её обществом. Несмотря ни на что, Софья — самая привлекательная фигура из всех “фамусовских”, и я больше склоняюсь к мысли, что она на самом деле жертва, чем гонитель всего светлого. Надеюсь, это так и есть.

Источник: http://schoolpedia.ru/index/sofja_2/0-97

«Софья начертана неясно…» (Образ Софьи в комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С.)

Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков..Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждении, «энергией характера».

Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом.

Или удаление от общества», — писал критик.Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты.

Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным.Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви.

В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.

Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно». Гончаров считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды:

«К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Белинский же, считая нереальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».

Важно

Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства.Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой.

Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…».

Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С. А. Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов».И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настораживает. Настораживает и поведение Софьи.

Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а Софья с легкостью обрисовывает характер Молчалина, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума, …который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н. К. Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей. Софья темпераментна, своенравна.

Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Софьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чтением сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…

Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соответствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее ироничным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюбленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неестественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.

Читайте также:  Анализ пьесы островского доходное место

Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.

Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».

В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —

Высокий идеал московских всех мужей.

Совет

Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь.

Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка».

Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит».

Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «…не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, подсознательно желая отомстить ему.

Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Кроме того, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разговоре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чацкому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии.

Но обида и, как следствие, неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно.Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги…».

Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину.

Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение.Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала».

Обратите внимание

Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:… Стойте, будьте рады,Что при свиданиях со мной в ночной тиши Держались более вы робости во нраве, Чем даже днем, и при людях, и в яве; В вас меньше дерзости, чем кривизны души. Сама довольна тем, что ночью все узнала, Нет укоряющих свидетелей в глазах…

Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

Источник: http://lit-helper.com/p_Sof-ya_nachertana_neyasno____Obraz_Sof-i_v_komedii_Gore_ot_uma_Griboedova_A__S

Софья начертана неясно

В комедии “Горе от ума” Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: “Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…”. Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи.

Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье “не везло” в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; “Софья начертана неясно”.

И только в 1878 году Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” впервые по достоинству оценил этот персонаж и его роль в произведении.

Софья представляет собой лицо драматическое, она персонаж не социальной комедии, а бытовой драмы. Как и Чацкий, Софья натура страстная, живущая настоящим и сильным чувством. И то, что

предмет ее страсти жалок и убог, не делает ситуацию комичной, а наоборот, углубляет ее драматизм. В роли Софьи в лучших спектаклях актрисы играют любовь. Именно любовь в ней самое главное, именно она формирует линию поведения Софьи. Мир для нее разделен надвое: Молчалин и остальные. Когда избранника рядом нет— все мысли только о скором свидании.

В героине воплощена сила первого чувства, и в то же время ее любовь несвободна и безрадостна. Девушка прекрасно осознает, что ее избранника отец никогда не примет. Мысль об этом безумно омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе.

Ее душу настолько переполняют чувства, что она делится переживаниями о своей любви с совершенно случайными людьми: сначала служанка Лиза, а затем и вовсе самый неподходящий человек — Чацкий.

Важно

Софья настолько влюблена и удручена, что она попросту лишается возможности здраво мыслить: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?” Но в выборе ее нет ни свободы, ни предопределенности. Она выбрала, полюбила человека удобного: тихого, безропотного и мягкого (таким

видится Молчалин Софье).

Героиня относится к нему, как ей кажется, критически и здраво: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Софье кажется, что она поступила практично. Но в конце произведения, когда она становится свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, Софья уничтожена, поражена в самое сердце. Этот момент – один из наиболее драматичных моментов пьесы.

Как это ни печально, отказавшись от Молчалина, героиня не откажется от “молчалинского типа”. Вспомните сцену разрыва Софьи и Молчалина. Униженная, оскорбленная, она гонит недостойного возлюбленного от себя.

“Кривизна души”, которая доставила Софье столько страданий, пугает ее намного меньше, чем дерзость — главное качество Чацкого. Жизнь света основана на криводушии. Но вот дерзости свет не примет. Испытав разочарование в Молчалине, Софья не перестает ценить его робость.

А это и есть залог того, что следующий избранник Софьи будет немногим лучше Молчалина.

Безусловно, Софья, натура неординарная — глубокая, самоотверженная, страстная. Но все ее лучшие качества получили страшное развитие, поэтому образ главной героини пьесы “Горя от ума” поистине драматичен.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sofya-nachertana-neyasno/

«Софья начертана неясно…» (Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедо­ва. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведе­ния — все это вызывало многочисленные споры критиков.

Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоре­чив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждений, «энергией характера».

Софья не дорожит мнением фамусов- ского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное сви­дание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вы­зов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества.

«Барышню, нарушившую запреты, ожи­дал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.

Совет

Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что вы­держать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отноше­ния с Молчалиным.

Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной мо­рали: она хочет выйти замуж по любви.

В ее натуре «прячет­ся в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова ум­ного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхо­жих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «ис­тинное лицо» Молчалина.

Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин пи­сал, что Софья «начертана неясно».

Гончаров считал, что Со­фья испытывает сильное влияние окружающей ее среды: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, стра­стности и женской мягкости.

Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего возду­ха». Белинский же, считая нереальным противоречивый ха­рактер героини, писал, что Софья — «не действительное ли­цо, а призрак».

Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибое­дова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жиз­ненные обстоятельства.

Обратите внимание

Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром ма­дам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной сво­бодой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств.

Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступ­чив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких…». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С.А.

 Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувстви­тельных, сентиментальных романов».

И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настора­живает. Настораживает и поведение Софьи.

Любимому чело­веку очень трудно давать характеристику, а Софья с легко­стью обрисовывает характер Молчалина, не забывая доба­вить, что «нет в нем этого ума, …который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н.К.

 Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей Софья темпераментна, своенравна.

Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Со­фьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чте­нием сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит…

Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соот­ветствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее иронич­ным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюб­ленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неес­тественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.

Важно

Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее разви­тие событий в комедии.

Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-маль­чик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвите­лен:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей.

Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отли­чающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя прирав­нивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высо­кий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная лю­бовь.

Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматри­вает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка».

Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума…», «чужих и вкривь и вкось не рубит».

Откровенная обида слышится в словах Со­фьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «…не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.

Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако при­чины этого просты: она держит поклонника в неведении, под­сознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания».

Совет

Кроме то­го, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный иде­ал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разгово­ре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чац­кому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии.

Но обида и, как следствие, неприязнь Со­фьи — это прослеживается четко и определенно.

Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближе­нию с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интри­ги…». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует.

Она лишь думает, что любит его. Как замечает Ва­сильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Со­фьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, быв­ший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину.

Здесь не психологическая слепота героя, а, ско­рее, его интуитивное прозрение.

Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала».

Безусловно, здесь прояв­ляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чув­ствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви.

Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:

… Стойте, будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши 

Держались более вы робости во нраве,

Чем даже днем, и при людях, и в яве;

В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Сама довольна тем, что ночью все узнала,

Нет укоряющих свидетелей в глазах…

Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

Белинский В.Г. Указ. соч. С. 244.

Голлер Б. Драма одной комедии. — Вопросы литературы, 1988, № 2. С. 118—119.

Обратите внимание

Гончаров И.А. Мильон терзаний. — В кн: А.С. Грибоедов в русской критике. М., 1958. С. 263.

Гончаров И.А. Указ. соч. С. 265.

Белинский В.Г. Указ. соч. С. 244.

Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Ком­ментарий. Книга для учителя. М., 1983. С. 61.

Нечкина М.В. А.С. Грибоедов и декабристы. М., 1951. С. 251-258.

См: Гриневская И. Оклеветанная девушка. — Ежемесячные со­чинения, 1901,№ 10.

Читайте также:  Старуха изергиль литературное направление рассказа горького

Источник: http://5litra.ru/soch/640-sofya-nachertana-neyasno-obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Любовный “поединок” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

Комедия “Горе от ума” Грибоедова, несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи.

В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна содержит конфликтное столкновение “века минувшего” и “века нынешнего” и предлагает противостояние Чацкого Фамусову.

Другая сюжетная линия – Чацкий – Софья – раскрывает личную драму главного героя.

Софья, стоящая между Фамусовским обществом и Чацким, сыграла большую роль в создании “мильона терзаний” героя, хотя и сама пережила свое “горе от ума”. “Софья начертана неясно ….” – заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями.

Прекрасное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается у нее с полной слепотой в отношении Молчалина. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шестерых княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый “муж-мальчик”, “муж-слуга”. Софья живет только любовью.

Невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает ее влечение к нему. Ее чувство серьезно, оно дает ей смелость не боятся мнения “света”.

Нельзя согласиться с тем, что слова Фамусова о московских девицах: “Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой”, -имеют прямое отношение и к его дочке. Она всегда искренна. “Что мне молва ? Кто хочет, так и судит”, – говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой.

Чтение ею книг Фамусов называет “прихотью “. Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, сто отец прочит ей в женихи Скалозуба, который “слова умного не выговорит сразу”. Не любит она и пустое умничанье, острословие и злоязычие.

Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья не доросла до нее, она слишком полна “чувствительности”. Она воспиталась в век Карамзина и Жуковского.

Важно

Ее идеал – робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII начала XIX веков. Именно таким представляется Софье Молчалин.

Ее неожиданную любовь к секретарю отца невозможно понять, если не вдуматься во все то, что произошло у нее с Чацким.

Он увлек ее, но внезапно, в припадке онегинской хандры, когда ему все на свет надоело, в том числе и она, уехал за границу и не написал ей за три года ни слова.

Софья, слушая влюбленного Чацкого, думает, что он может только “прикинуться влюбленным”, что о себе “задумал он высоко”. Она с иронией восклицает : “Охота странствовать напала на него … Ах ! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко ?”

Я думаю, что никак нельзя осуждать Софью за ее любовь к Молчалину. Любовь К Молчалину – ее здравый портрет, ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на чувства Молчалина можно положиться.

Может быть, Молчалин и не хотел, чтобы Софья его полюбила. Всем угождающим Молчалин был робко почтителен с ней, как ” с собакой дворника, чтоб ласкова была”.

Он хотел добиться симпатии дочки начальника.

Он настолько старался добиться ее расположения, что она приняла эту угодливость за глубокую, трепетную любовь, которую она встречала в сентиментальных французских романах, так ненавистных отцу.

Софья увидела в трусливой робости Молчалина благородную, целомудренную робость возвышенной души. И не безнравственность заставляла ее проводить ночи с Молчалиным, запершись. А многие критики упрекали ее в этом. Именно уверенность в чистоте помыслов Молчалина в отношении к ней, презрение к “молве” и, конечно, влюбленность руководят Софьей.

Совет

Не разглядев Молчалина, она не сумела оценить Чацкого, не увидела, как умненькая горничная Лиза, что Чацкий не только “весел и остер”, но и “чувствителен”, то есть не только умен, но и нежен.

Мне кажется, что, когда Софья и Чацкий росли вместе, он, несомненно, оказывал на нее влияние. Именно это научило Софью не отворачиваться от бедных, не презирать их, несмотря на философию отца – “Кто беден, тот тебе не пара”. Три года разлуки с Чацким не могли не изменить Софью, не нанести отпечаток “фальшивой, жеманной среды московского света”.

Вольнолюбивые мысли, язвительные, колкие насмешки Чацкого в адрес людей ее круга, особенно Молчалина, теперь раздражают Софью. “Не человек, змея!” – отзывается она о нем.

А Чацкий испытывает к Софье искреннюю, горячую любовь. Он объясняется ей в любви при первом появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши.

О силе и характере его чувства можно судить по словам о Молчалине, обращенным к Софье:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? Пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запальчивости он упрекает ее даже в том, в чем она перед ним не виновата:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?

Гончаров по этому поводу отмечает, что Чацкий разыграл сцену ревности, не имея на то никакого права. Это говорит не только о слепоте влюбленной Софьи, но и слепоте влюбленного Чацкого. Традиционный любовный треугольник “сломан”. Оскорблены в своих чувствах и Софья, и Молчалин. И оба стараются вести достойно.

Как ни тяжело было Софье, но она нашла в себе мужество и достоинство не разрыдаться, не выказать ничем свою слабость. Она непримирима к Молчалину, ползающему у ее ног. В каждом слове ее чувствуется гордый характер, достойный Чацкого.

Обратите внимание

Она требует от Молчалина немедленно покинуть их дом, и чтоб ” я с этих пор вас будто не знавала”.

На мой взгляд, Софья, безусловно, достойна любви Чацкого. Она умна и смела не менее Чацкого, потому что сумела перенести последствия своей ошибки.

В статье “Мильон терзаний” Гончаров отметил, что у Софьи “задатки недюжинной натуры”. Ведь недаром любил ее Чацкий. Она достойна сочувствия, когда звучит приговор отца “В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов”.

Показывая любовный “поединок ” героев, Грибоедов обнаруживает личность не только в одном Чацком, но также и в Софье. И это тоже подтверждает то, что Софья – достойный объект любви. Но, к сожалению, их любовь не состоялась. Оба терпят беду, и трудно сказать, кто “ударился” тяжелый, больней. С легкой руки Софьи Чацкого объявили безумцем. Он изгнан и из сердца девушки, и из общества.

Таким образом, личная драма осложняет его общественную драму, ожесточая, Чацкого все более против дворянской Москвы.

Сочинения по теме:

  • Комедия “Горе от ума” как зеркало эпохи сочинение
  • Романтическая героиня комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” сочинение
  • Живой характер вольного стиха пьесы А.С. Грибоедова “Горе от ума” сочинение
  • Прекрасные представительницы фамусовского общества сочинение

Источник: http://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/lubovnyy-poedinok-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии “Горе от ума”, как близкий Чацкому, – это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: “Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку:”

В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: “Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья – лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она – так же как и Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством.

Важно

И пусть предмет ее страсти убог и жалок – это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения.

Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника – все мысли только о скорой встречи.

В Софьи воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе.

Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку – Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл.

Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”

Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках).

Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит: Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично.

Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена – это один из самых драматичных моментов пьесы.

Совет

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? Отвлечемся от Софьи и вспомним другую литературную героиню – Марью Болконскую из “Войны и мира”.

Вспомним, как отец ежедневно давал ей уроки геометрии, в которой бедная княжна так и не смогла разобраться. Так ли нужна была эта геометрия Марии Болконской? Нет, разумеется. Князь стремился научить дочь мыслить: ведь математика развивает логическое мышление.

Заставляя княжну изучать математику, князь лишь искал пути нового воспитания, ибо видел всю пагубность того образования, которое получали девушки-дворянки его эпохи. В “Горе от ума” есть исчерпывающее определение такого образования:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Как отчетливо сформулированы в этой гневной реплике ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были серыми и не образованными: они знали не так уж и мало.

Дело в другом: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья не умеет думать – вот в чем ее беда. Не умеет отвечать за каждый свой шаг.

Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти свой путь.

С одной стороны, ее воспитываю книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки. Восхищается их верностью, преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа.

Плохо другое -она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь “отбывает повинность”. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью.

В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. От княжон Тугоуховских до графини бабушки.

Обратите внимание

Таков удачный, благополучный путь светской дамы, совершить который стремится любая барышня – и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих – и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин – просто идеал!

Читайте также:  Образ и характеристика груши в повести лескова очарованный странник сочинение

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от “молчалинского типа”. Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная Софья гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается::ъ

будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши

Держались более вы робости во нраве,

Чем даже днем, и при людях, и въяве;

В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже это “кривизна души”, доставившая Софье такой страдание, пугает ее меньше, чем дерзость – определяющее качество Молчалина. Вся жизнь света построена на криводушии – поэтому так легко пошла Софья на подлость, распустив слух о безумии Чацкого. А вот дерзости свет не приемлет.

Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.Софья, безусловно, – натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная.

Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие – вот почему поистине драматичен образ главной героини “Горя от ума”.

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статьи “Мильон терзаний” он сравнил ее с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического.

Две характеристики заслуживают особого внимания: “Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все:” “Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=79887

Образ Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины.

Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно». И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова.

Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…» В изображении характера Софьи Грибоедов отказался от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины.

Важно

Софье довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора; «Софья начертана неясно».

И только Гончаров в статье «Мильон терзаний» в 1878 году впервые оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья— лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она, так же как и Чацкий, натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм.

В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда рядом нет избранника — все мысли только о скорой встрече.

В Софье воплотилась сила первого чувства, но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Девушка прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья уже внутренне готова к борьбе.

Чувства настолько переполняют душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему человеку — Чацкому.

Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл.

Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: «Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?» Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин из ее слов).

Совет

Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично.

Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов пьесы.

И как это ни трагично, отказавшись от Молчалина, Софья не откажется от «молчалинского типа». Вспомним сцену разрыва Софьи с Молчалиным. Оскорбленная, униженная, она гонит от себя недостойного возлюбленного. И все же у нее вырывается:

…будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши

Держались более вы робости во нраве,

Чем даже днем, и при людях, и въяве;.

В вас меньше дерзости, чем кривизны души.

Даже эта «кривизна души», доставившая Софье такое страдание, пугает ее меньше, чем дерзость — определяющее качество Чацкого. Вся жизнь света построена на криводушии. А вот дерзости свет не приемлет. Разочаровавшись в Молчалине, Софья продолжает ценить его робость: верный залог того, что следующий ее избранник не многим будет отличаться от Молчалина.

Софья, безусловно, натура неординарная — страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие — вот почему поистине драматичен образ главной героини «Горя от ума».

И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» сравнил Софью с Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического.

Две характеристики заслуживают особого внимания: «Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения и слепоты, в котором жили все…» «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/obraz-sofi-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html

Образ софьи фамусовой

Сочинения по литературе: Образ софьи фамусовой

Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений —; Александра Андреевича Чацкого — с консервативным фамусовским обществом.

Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому.— это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия.

Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”.

Обратите внимание

Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым.

Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамуеовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья.

Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии.

Грибоедов, создавая столь сложный и. противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не зезло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора.

И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе.

“Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”.— пишет Гончаров.

Софья — персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок — это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм.

У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету.

Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,

Мне все равно, что за него, что в воду.

Важно

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе.

Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому.

Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума.

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опроттет…

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Мол-чалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчали-на. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для уда-чной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг — вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь.

С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа.

Совет

Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки.

Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”.

И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин — просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная.

В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место.

Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Источник: http://ruslit.biz/obraz-sofi-famusovoj/

Ссылка на основную публикацию