Сочинение тема любви в рассказах чехова (в творчестве)

Тема любви в произведениях Чехова

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

Чехов о любви

Любовь как способ манипулирования человеком

Любовь как не реализовавшаяся возможность счастья героев

Заключение

Литература

Введение

Наш век по праву можно назвать веком абсурда, когда огромное число людей ощущают бессмысленность той жизни, которую им приходится вести, невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации “новых” и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем.

Думается, что причина “популярности” Чехова для человечества состоит в необычайной созвучности тех вопросов, которые решают герои его произведений, нынешнему положению человека.

Чувство безысходности, одиночества, непонимания себя и других, разочарования и равнодушия, ощущения своей зависимости и слабости, внутренней дисгармонии тревожит героев Чехова.

Обратите внимание

Попытки найти себя, возродиться, ответить на главный свой вопрос – вопрос о значимости собственной личности, жизни, судьбы для себя самого, для других, для Бога… Попытки найти свое счастье и поиски путей одоления горя, страстное желание быть нужным, полезным и трудность в обретении той сферы деятельности, которая дала бы возможность человеку самореализоваться – вот часть тех жизненных проблем, которые приковывают внимание читателя, так как сильно напоминают его собственное внутреннее ощущение себя наедине со временем, наедине с собой.

Чехов о любви

Одна из самых важных тем, тема, имеющая большую историю в литературе, это тема любви, тема взаимоотношений мужчины и женщины.

Любовь – слишком сложное, неоднородное, многоликое явление, чувство, феномен человеческой души. Тема любви – тема вечная. Каждая эпоха, каждый человек вырабатывает свою концепцию любви, свое понимание этого чувства.

Интерес к теме любви был велик в любую эпоху. Особенно обостряется он во времена кризисов, когда чувство незащищенности, уязвимости, никчемности собственного “Я” является доминирующим для большинства людей.

У Чехова свое понимание и свое отношение к этому вопросу.

В записной книжке он писал: “Любовь – это или остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь”.

Любовь в жизни Чехова – тема, которая вряд ли когда-нибудь будет до конца исследована, описана, прокомментирована. Чехов останется для нас вечной загадкой.

Можно пытаться ответить на вопрос, кого же на самом деле любил Чехов: Мизинову, Авилову, Книппер? Какое место в его сердце занимали Эфрос, Яворская? Любил ли он вообще кого-нибудь или был, по мнению Лики Мизиновой, “кислятиной”, а не “живым человеком – мужчиной!”, человеком с “холодной кровью”, как написал о нем критик Н. К.

Михайловский в статье о сборнике рассказов Чехова “Хмурые люди”? Но вряд ли эти размышления приведут нас к пониманию творчества писателя. Лишь сошлемся на мнение Льва Шестова, который считал, что нет вернее способа “узнать”, чем положиться на чеховские произведения и на свою догадку.

Важно

Единственный факт, который хочется привести, говоря об образе Чехова-человека, это мнения Мережковского и Шестова, которые представляют собой некий обобщенный образ-впечатление или образ-символ русского писателя, полученный через призму их восприятия. Мережковский замечает такую “странную” особенность Чехова, как то, что он был всегда “одного и того же возраста, неопределенного, среднего”. Он никогда не казался ему молодым и не мог, соответственно, стареть.

Шестов обращает внимание на то, что “Чехов всегда ходит сгорбившись, понурив голову и никогда не обращает взоров к небесам, ибо там для него не начертаны знамения”.

Безусловно, что эти небольшие штрихи к портрету Чехова несут в себе определенную символическую нагрузку, отличаются долей условности, но ведь и то, из чего состоит произведение литературы, тоже по сути своей условно.

Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве писателя занимает одно из значительных (если не главных) мест.

Более сорока произведений (рассказов, повестей, драм) описывают мозаику судеб, характеров, ситуаций, связанных с чувством любви, которая может принимать столь различные, иногда самые противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга обличия (что в принципе не противоречит природе человека), что вспоминается легенда о Леонардо да Винчи, который с одного и того же человека писал Христа и Иуду.

Любовь тонкая, поэтичная, пронизывающая все художественное пространство произведения чистотой, искренностью, особой музыкальностью атмосферы, ощущается в рассказах “Дом с мезонином”, “Верочка”, “Дама с собачкой”, “О любви”.

Любовь, переродившаяся в скуку, поддавшаяся разлагающему действию обыденности, пошлости – в “Скуке жизни”, “Супруге”, “Дуэли”.

Любовь как способ манипулирования одного человека другим, когда сильная сторона, сама не испытывающая глубокого чувства, использует другую, зависимую от нее, именно потому, что та любит глубоко и серьезно (с точки зрения самоощущения героя), мы наблюдаем в рассказах “Володя большой и Володя маленький”, “Ариадна”, “Шуточка”, “Рассказ неизвестного человека”. Любовь как не реализовавшаяся возможность счастья для героев, возможность проникнуть в иное жизненное пространство, в котором возможна смена ролей на более удачные, привлекательные, находит свое воплощение в рассказах “На пути”, “У знакомых”, “О любви”, в пьесе “Вишневый сад” (отношения Лопахина и Вари). Предощущение новой, счастливой жизни, в которой угадывается далеко не последняя роль любви, и своеобразная ситуация ухода из жизни обыкновенной в мир, пока еще зыбко наметившийся в мечтах, реализовались в рассказах “Невеста”, “В родном углу”.

Совет

За внешним многообразием “трактовок” любви стоит вполне определенный, довольно грустный и пессимистичный взгляд автора на этот вопрос: на этом свете счастья нет, и счастливых людей нет, и счастливой любви нет.

Люди пока недостойны счастья и не способны быть счастливыми.

Возможно, что когда-нибудь настанут новые времена, жизнь найдет более совершенные формы (в это верят многие чеховские герои), и вопрос о счастье и любви будет лишен определения “больной”.

Любовь как способ манипулирования человеком

Шекспиру принадлежит образная модель мира в виде театральных подмостков с идеей-концептом о том, что человеческая жизнь представляет собой неисчерпаемую возможность творить собственную судьбу по своему усмотрению, играя многочисленные роли.

Игра в данном случае имеет много общего с чудом, то есть некоей сущностью, субстанцией (правда, несколько эфемерного свойства), которая позволяет человеку превращаться в кого угодно, делает его жизнь яркой, реализует его творческий потенциал, дает шанс быть победителем.

Герои некоторых чеховских рассказов воплощают этот принцип с “изнаночной” стороны.

Они играют со своими партнерами (вернее, партнершами, так как игра происходит между мужчиной и женщиной) в одну и ту же игру, назвать которую можно “Преследователь и Жертва”, с единственной целью в качестве выигрыша получить чувство самоудовлетворения собственной персоной и доказать ничтожество женщины с указанием подобающего ей места.

Игра очень жестокая, тем более если учесть, что она включена в любовный контекст произведения. То есть отношения на уровне манипулирования становятся характеристикой великого и святого чувства – любви, которое не осознается героями как высшая ценность человеческой жизни, а принимает какие-то уродливые формы.

Рассказ “Шуточка”, овеянный тонким лирико-ностальгическим чувством, демонстрирует как раз подобные отношения.

Рассказ насыщен сексуальным электричеством, в центре сюжетной структуры – образ санок с испуганной и одновременно восхищенной женщиной и холодным мужчиной, безжалостно играющим с ней, санок, устремляющихся в пропасть, в объятья дьявола, как гласит сам текст.

И те самые магические слова, от которых женщина начинает зависеть, “как от морфия или вина”, произносятся в момент страшный, вызывающий у Наденьки ужас, почти остановку дыхания, и одновременно влекущий своей тайной, обещанием безумного, сильного, острого ощущения – в момент падения санок в снежную преисподнюю.

Тема слабости и зависимости женщины от мужчины звучит в этом рассказе настойчивым рефреном. Герой многократно проделывает свой эксперимент и все с большим вниманием и тайной радостью, почти ликованием в душе, наблюдает за реакцией героини.

Идея придуманного героем обмана-фокуса, когда человек, тот, кто является адресатом этого мини-представления, не может разобрать, где иллюзия, а где реальность, довольно невинна.

Обратите внимание

И та радость, которую он испытывает, видя волнение, смущение, ожидание признания на лице героини, сродни радости ребенка, которому удалось-таки хоть раз поводить за нос взрослого. Но вот слова, выбранные для подобной “шуточки”, сразу же переводят эту “невинность” в жестокость и цинизм.

Женщина поставлена на свое место, напоминается о ее малодушии, гипнотической зависимости от мужчины, она играет жалкую роль. Кажется, что об этом повествует не сам сюжет, содержание, а подтекст, нечто, лежащее за пределами этого короткого рассказа.

Какая-то сверхкоммуникативность этого произведения дает почувствовать нам двусмысленность положения женщины, некую символичность в описании катания на санках с горы. Не есть ли это образ падения – сверху вниз? Всякий мужчина – это как бы новый Адам, всякая женщина – новая Ева. Их соединение представляет собой “обновление” грехопадения, причем энергетика греховности смещена в сторону фигуры женщины.

Подобный тип отношений между мужчиной и женщиной описан в рассказе “Володя большой и Володя маленький”, здесь он обострен до предела, и то, на что в “Шуточке” лишь только намекалось, в этом рассказе представлено, открыто и прозаично с налетом бесстрастности и равнодушия.

Сюжетная основа игры, в которую молодой человек Владимир Михайлович втягивает свою давнюю знакомую, можно сказать, подругу детства, Софью Львовну, выглядит так.

Молодая женщина, недавно вышедшая замуж за человека много старше ее (искренняя любовь как мотив создания семьи здесь сразу отвергается), разрушает, вступая в новую, супружескую жизнь, ореол некоей потенциальной невесты, невесты “вообще”, что сильно задевает мужское самолюбие ее старого знакомого.

Он сам вряд ли испытывал какие-то чувства к ней, но теперь, в изменившейся ситуации, в ситуации, которая уже “подмочила” репутацию Софьи Львовны (она вышла замуж не по любви, а “par depit” – с досады), он начинает проявлять активность по отношению к ней.

Она правильно угадывает, что это интерес “известного свойства”, который вызывают дурные и непорядочные женщины, но, естественно, не предполагает, что целью этого интереса является желание унизить ее еще раз, с тем чтобы подтвердить и закрепить за ней ее низкое, лишенное женского достоинства положение, даже больше – ее предательскую сущность.

Важно

Софья Львовна попадается на эту удочку. “Володя маленький” знает, на что делает ставки. Он уже заранее настолько уверен в несомненности своей оценки этой женщины, что и не изощряется в выборе средств обольщения: “не разговаривая с нею, он слегка наступал ей на ногу и пожимал руку”.

В кульминационный момент рассказа он в ответ на просьбу, почти мольбу героини: “научите меня, чтобы я поступила точно так же, как она… Мне не легко живется… Научите же… Скажите мне что-нибудь убедительное. Хоть одно слово скажите”, он издевательским тоном произносит – “тарарабумбия”. П.Д.

Рейфилд считает, что песню с таким припевом поют в Англии в водевиле. На рубеже веков “Тара-ра-бумбия” была любимой песней развращенного английского короля Эдуарда VIII. Тогда не было сомнений, что “Тара-ра-бумбия” – эвфемизм интимной близости.

Это же “слово” напевает Чебутыкин в “Трех сестрах”, чтобы дразнить Машу и напомнить ей о ее двусмысленном положении.

На попытку вернуть себе образ порядочной, умной женщины (вопрос об искренности этой попытки остается открытым), когда Софья Львовна просит Салимовича-младшего поговорить с ней о науке, он цинично и грубо указывает на неуместность подобного разговора с намеком на двуликую сущность героини: “Отчего это вам так вдруг науки захотелось? А, может, хотите конституции? Или, может, севрюжины с хреном?”.

Этот пренебрежительный тон как будто оправдывает себя: “Когда через полчаса он, получивший то, что ему нужно было, сидел в столовой и закусывал, она стояла перед ним на коленях и с жадностью смотрела ему в лицо, и он говорил ей, что она похожа на собачку, которая ждет, чтоб ей бросили кусок ветчины”.

Источник: https://works.doklad.ru/view/r3Poc0QxZ1U.html

Тема женского счастья и любви в творчестве Чехова

Темой женского счастья и любви связаны чеховские рассказы “Попрыгунья”, “Душечка”, “Дама с собачкой”.

В романном содержании рассказа “Попрыгунья” (1899) поставлены и решаются проблемы взаимоотношения мужчины и женщины, нарушения моральной нормы, истинных и ложных ценностей, роли женщины в семье.

Интересно, что писатель долго не находил подходящего заглавия, которое настраивало бы читателя на объективное прочтение авторской мысли. Заглавие “Попрыгунья” рассказ “Великий муж” получил уже в редакции. Оно сразу вызывает в памяти стрекозу И. Крылова и ясное завершающее поучение басни.

Читайте также:  Человек и природа в лирике тютчева сочинение

В “Попрыгунье” центральной сюжетной линией, поведением Ольги Ивановны и других персонажей подчеркнут мотив обмана. Героиня “Попрыгуньи” – хорошая, милая, редкая женщина. И, казалось бы, ничто в жизни не подталкивает ее к обману.

Он начинается незаметно, непреднамеренно, но с очень важного момента – жизненной установки. Жену-попрыгунью больше всего привлекают необычные люди, например художники. Именно в среде живописцев ей хочется быть своей и добиться успеха.

Поддавшись влечению ложного чувства и порочной страсти, героиня постепенно погружается в сеть обмана.

Однако страшнее то, что острая драма самообмана и любовного романа превращается в трагедию для мужа Ольги Ивановны. И автор здесь не может скрыть своего отрицательного отношения к женщине, которая не разглядела рядом с собой по-настоящему любящего и поистине великого человека. Ее роль в судьбе мужа очевидна: в заболевании Дымова “виноват не один дифтерит”.

Конечно, возникает естественное недоумение и в отношении к Осипу Дымову: позволительно ли быть таким покорным, очевидно обманутым? Чехов затрагивает очень сложную психологическую проблему – особенностей душевного и интеллектуального склада человека-ученого.

Психологически точно в образе Дымова изображен особый тип характера, не приспособленного к бытовым мелочам, с детской наивностью верящего в святость женщины.

Совет

Поразительно, как далека от Дымова, оказалась Ольга Ивановна, превратившая мужа в “метр-д'отеля”, не заметившая его душевого величия и настоящего ученого рядом с собой.

В рассказе “Душечка” (1899) создан характер другой Ольги, во многом противоположный и дополняющий женский образ “Попрыгуньи”. По словам Л. Толстого, А. Чехов “хотел поведать в комическом стиле про любовь Душечки, но любовь к любимому человеку, привязанность – самое трогательное, что существует в женском облике”. Лев Николаевич был прав и тогда, когда предвидел, что “Душечка” как истинно художественное произведение, осталось прекрасным и смогло произвести различные впечатления. Действительно, привязанность к мужьям, безмерная опустошенность в одиночестве, любви обилие Ольги Семеновны Племянниковой по-разному принимаются читателем. А автор мудро не навязывает свою позицию.

Еще одна женская судьба, еще одна история любви и неразрешимых противоречий запечатлена в рассказе “Дама с собачкой” (1899). В истории отношений Дмитрия Дмитриевича Гурова и Анны Сергеевны интересен не только сюжет – его роль, как всегда у Чехова, ослаблена.

Увлекают не страсти – жажда обладания другим, острота чувств отсутствуют. Читатель захвачен лирическим повествованием, поэтизирующим любовь, верит в искренность и подлинность того чувства, которое Гуров в свои сорок лет осмысленно называет настоящей любовью.

Автор “Душечки” не изменил манере бытописания, реалистическому анализу. Его герои имеют устоявшееся представление о жизни. Дмитрий Дмитриевич настолько хорошо изучил характер женщины, что иронически причисляет ее к низшей расе.

Реалистично показана социальная среда, в которой живут герои. Она обрисована с помощью емкой детализации, которая обретает символическое значение. Первое, что видит Гуров, отыскавший дом Анны Сергеевны, – это забор, “серый, длинный, с гвоздями”.

“От такого забора не убежишь”, – думает Гуров.

Мужа Анна Сергеевна называет лакеем, и во всех последующих ракурсах он подтверждает эту характеристику.

В жене Гурова выделено волевое начало, подавляющее женственность, и как следствие – муж “побаивался своей возлюбленной и не любил проводить свободное время дома”.

Супруга Гурова явно противопоставлена Анне Сергеевне, которая “все время называла его добрым, необыкновенным, возвышенным…”. Как тут не вспомнить “Душечку”! В сравнении женских образов вырисовывается типология женского характера.

В “куцей, бескрылой жизни” трудно найти место “красивому поэтическому” чувству. Но подлинная любовь, показывает Чехов

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/tema-zhenskogo-schastya-i-lyubvi-v-tvorchestve-chekhova.html

Раскрытие темы любви в рассказах А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

Сочинения › Чехов А.П. › О любви

Готовые Домашние Задания

Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна – зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн – все они испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней любви, однако не видят ее вокруг себя.

По мнению этих художников слова, современные им люди разучились любить, они эгоистичны и корыстны, душа их черства, а сердце холодно. Но потребность любить заложена в человеке от природы.

Именно поэтому почти все герои Чехова, Бунина, Куприна несчастны: они стремятся к любви, но не могут ее постичь.

Однако эти писатели убеждены, что любовь – самое яркое и счастливое, что может быть в жизни каждого человека. И в своих произведениях они показывают примеры такой любви. С огромной силой меня поразили рассказ А.П.

Чехова «О любви» и рассказ И.А. Бунина «Кавказ».

Обратите внимание

Они о разном и, в то же время, об одном и том же, В рассказе Чехова говорится о том, что люди, не решаясь изменить свою жизнь, навсегда остаются несчастными, упускают свою любовь.

Помещик Алехин рассказывает историю. Он был влюблен в замужнюю женщину – Анну Алексеевну. Эта воспитанная, умная, начитанная дама была женой посредственного, серого человека, которого, по сути, и не любила.

Что держало ее рядом с ним? Привычка, страх перемен, страх серьезного поступка? Хотя симпатию и родство душ с Алехиным героиня начала испытывать почти сразу. Но выбрала рутинную жизнь.

Со временем у нее появляются двое детей, и она продолжает жить с нелюбимым человеком.

Герои даже не говорили о своем чувстве. Зачем? Ведь все равно они не решились бы что-то поменять.

И только отъезд любимой заставляет Алехина признаться ей: «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». Но было уже поздно – герой потерял свое счастье навсегда.

Рассказ же Бунина «Кавказ» показывает обратную ситуацию. Героиня и герой решились убежать от мужа героини. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.

Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев.

Важно

Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте».

Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни.

Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» – тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь.

Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.

О величайшей потребности любить рассказывает нам и Куприн. Его герой Желтков («Гранатовый браслет») – то счастливчик, которому было подарено умение любить. Этот человек испытывает великое чувство к замужней женщине, стоящей выше его по социальному положению.

Никогда Желтков не сможет соединиться с ней, однако это для него не главное. Этот человек счастлив тем, что видит Веру Николаевну, дышит с ней одним воздухом, иногда может слышать ее голос.

Ради своей любви, из-за нее Желтков уходит из жизни, в последний миг обожествляя свою любимую: «Да святится имя твое».

Герои Бунина любят немного по-другому. Их чувство – это яркая вспышка, любовь-страсть, которая непременно проходит, иногда сменяясь трагедией («Темные аллеи», «Холодная осень», «Кавказ» и др.). Любовь, по Бунину, часто разрушает, калечит, убивает. Но все же – это самое великое, самое высокое и божественное, что доступно человеку на этой земле.

В этом с Буниным солидарны и Чехов, и Куприн. Любовь – божественный дар, за которой нужно быть благодарным всевышнему. Без этого чувства жизнь пуста и никчемна. И пусть иногда любовь выглядит как порок, разрушающий, испепеляющий, уничтожающий. Однако поистине несчастны те, кто не способен испытать этого порочного и, одновременно, божественного чувства.

Сочинения по теме:

  • Герои и сюжет рассказа А. П. Чехова “О любви” сочинение
  • Герои “Маленькой трилогии” А. П. Чехова и их характеры сочинение

Источник: http://1soch.ru/chehov-ap/o-lubvi/raskrytie-temy-lubvi-v-rasskazah

Тема любви в творчестве А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина

Тема любви в творчестве А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина

Ты чужая, но любишь, Любишь только меня, Ты меня не забудешь

До последнего дня.

И. А. Бунин

Я не могу и не хочу сравнивать этих писателей, просто потому, что они пишут о разном: разные ситуации, разные люди (ну что общего между Беликовым, Желтковым и Арсеньевым?). Поэтому я всячески буду избегать сравнения, вопреки, быть может, здравому смыслу, и призываю читателя сего сочинения не считать это ошибкой, а считать небольшим достижением.

Чехов, Куприн, Бунин…

Тема любви у этих авторов идет по возрастающей: если у Чехова с его «маленьким человеком» любовь отнюдь не на первом плане — в его новеллах среди социально-исторических и общечеловеческих проблем любви отведена совсем небольшая роль, то любовь купринского «естественного человека» может стать трагедией, как в «Гранатовом браслете». Другое дело — Бунин с его незабываемыми «Темными аллеями», «Жизнью Ар-сеньева» и, конечно, «Снами Чанга». Бунинская любовь — это волшебство, это настоящее чувство, которое посещает человека, может быть, один раз в его жизни, но из-за которого можно дуло револьвера приложить к своему виску и спустить курок.

Читатель может не согласиться со мной: «А как же Беликов — «Человек в футляре»? — спросит он.— Ведь его любовь обернулась трагедией».

Совет

Но такой вопрос не застанет меня врасплох, и я, пристально смотря ему (читателю) в глаза, задам встречный: «Любовь ли обернулась трагедией?» И, вообще говоря, была ли она, любовь? Что такое любовь для Беликова?
Отвечаю: Беликов умер потому, что повредил свою оболочку, образно выражаясь, стрелы Амура, посланные в его грудь, разбились о его футляр и проделали в нем трещины. Беликов не достоин любви; пытаясь ухватиться за эту соломинку, внезапно появившуюся в его жизни, он уже обрекает себя на смерть.

«Похороны таких людей, как Беликов, дают большое удовольствие»,— утверждает Чехов. Приходится признать и другое его утверждение: любовь дается лишь тому, кто ее достоин.

Плавно перейдем от Темы любви в творчестве Чехова к теме любви В творчестве Куприна, к его мистической, но реальной, непонятной, но естественной «Олесе». Как говорится, «в зобу дыханье сперло» и «навернулись слезы». Перефразируя эпиграф, могу сказать, что Паныч не забудет Олесю «до последних дней».

Да, они — чужие друг для друга люди, может поэтому и любовь у них похожа на сон: фантастическая, она ярко вспыхнула для него, но быстро ослепила его глаза. Сказочные мотивы, присутствующие на страницах повести («избушка на курьих ножках», «старая ведьма-бабуля») романтизируют историю, но окончание совсем не как в сказке («Стали они жить-поживать и добра наживать»).

Сразу бросается в глаза невозможность их соединения (Паныча и Олеси): миры, в которых живут герои, являются параллельными, их судьбы не могут скреститься; баррикады, возведенные тем образом жизни, которым живут Олеся и Паныч, слишком велики. Паныч думает о женитьбе, но не может представить себе Олесю среди людей своего круга: фрачных джентльменов и напудренных дам.

Говоря сухими, банальными словами, Олеся преподносит «урок нравственного благородства молодому человеку».

Близость, взаимовлияние тем любви у Куприна и Бунина проявляются Именно в таких произведениях, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Натали», «Сны Чанга». И я не могу удержаться от того, чтобы не перейти к самому главному.

Бунин… Этот писатель незаметно вошел в мою жизнь, но перевернул в ней все. Ее до недавнего времени размеренное течение сменилось «бурей, мглой, вьюгой» («Господин из Сан-Франциско»). Взлетев однажды на вершину счастья, опалив крылья, я попал в этот бушующий океан.

Читайте также:  Дружба базарова и аркадия кирсанова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Бунин открывает эту запретную тему — Тема любви. До него никто так ярко, так возвышенно не писая о ней. «Темные аллеи» — гимн любви, нобелевский цикл писателя, оставил в сердце моем неизгладимый отпечаток.

«Рай возможен не только на небе!» — под таким лейтмотивом проходит этот цикл, написанный словно рукой Всевышнего, Не случайно, наверное, творчество Бунина неотъемлемо связано с моей жизнью: ведь писатель говорит откровенно об истинных ценностях, истинном смысле существования, истинном смысле жизни.

В его произведениях Натали Станкевич, Арсеньев только познают эту жизнь, делают первые неуверенные шаги, понимают контрастность этой жизни: рядом с любовью всегда подлость, рядом с добром — зло. Бунин пишет мечту, это как «увидеть Париж и умереть!».

Ради нескольких мгновений счастья и устроен весь мир — разве это не так?
' Если «Темные аллеи» — это «праздник, который всегда с” тобой», то «Сны Чанга» — это шекспировский вопрос: «Быть или не быть?».

Обратите внимание

Гениальная находка писателя — показать мир глазами собаки. Трагедия усиливается во сто крат, нечаянная история несбывшейся любви превращается в трагедию всего мира. Автор ставит перед своими читателями трудные вопросы бытия и не дает на них ответа. Но оптимистические мотивы, звучащие в конце рассказа, все-таки оставляют в нас веру в жизнь, в любовь. «Жизнь продолжается»,— утверждает Бунин.

Вообще, «Сны Чанга» — одно из самых сильных произведений автора. Мысли, высказанные писателем на страницах рассказа, просты и банальны, потому и находятся на уровне гения.

«Трудно заставить себя понять то, что человек, которого ты любишь, может, совсем не питает к тебе такие же чувства».

Или: «Есть,, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то жаждой любви и от этого никого и никогда не любят».

Профиль юности бессмертной Промелькнул в окне трамвая.

Произведения Бунина бессмертны, ибо покуда существует этот бренный мир, в нем всегда найдется романтика, всегда появятся два человека, которые любят друг друга.

Три автора, писавшие свои лучшие произведения в одно и то же время (хотя Бунин и после революции не замолчал, а даже стал лауреатом премии Нобеля), посвятившие свои лучшие произведения уходящей дворянской России,— но какие разные!
Тема любви в творчестве Чехова – насмешка над маленьким человеком принижает все его чувства.

Тема любви в творчестве Куприна — это молитва, это нечто платоническое, нечто, происходящее под бетховенскую музыку.

Тема любви в творчестве Бунина — это истинное чувство, это счастье, это таинство, которое писатель «бессовестно» приоткрывает перед глазами обывателя, это лирика чувств.

Общее у этих писателей — это реализм. В основу многих рассказов положены реальные истории, происходившие в жизни реальных людей, а «Жизнь Ар-сеньева» — это просто автобиография. Каждый час, каждую минуту вокруг нас происходят жизненные трагедии, люди обретают счастье, встречаются и расстаются: заметить то, что происходит вокруг нас,— вот то, чем мы обязаны этим писателям!

Источник: http://historylib.net/tema-lyubvi-v-tvorchestve-a-p-chexova-a-i-kuprina-i-a-bunina/

«Дама с собачкой» и тема любви в творчестве А.П. Чехова

«Дама с собачкой» и тема любви. «Жена, как луна, не каждый день должна появляться на небоскло­не», — иронично писал Чехов в своем дневнике, но уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений челове­ческой души и особенно чувству любви.

Безусловно, любовь — самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на че­ловека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни.

Во времена Чехова в России были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным женить­ся и выходить замуж не по любви, а по «разумному расчету», либо по договоренности родителей, или из каких-то других соображений житей­ского здравого смысла.

Сейчас, когда так много свободы в любви, мы понимаем, что в этом был резон. Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто.

Если человека, обделенно­го любовью, не поглощали целиком интересы практического или духов­ного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни.

Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы, по словам Пушкина, «бла­гополучно скончаться посреди детей, плаксивых баб, да лекарей».

Вот и герои рассказа Чехова «Дама с собачкой» живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела впол­не завершенную форму, а в перспективе у них — медленное старение.

В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море.

Важно

Она, как сотни других праздных, старательно отдыхаю­щих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набе­режной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом.

Нечего удивляться тому, что главный герой, Гуров, живет так же раз­меренно и скучно.

Правда, он время от времени позволяет себе «малень­кие шалости», чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой.

Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть «как все». Его измены — отнюдь не романтические приключения, они — часть все того же рутинного порядка.

Курортная любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляет­ся обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые из­менила мужу и искренне переживает это.

Тем не менее, этот «южный» роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привле­кает то.

что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет при­тягивающее понятие «нельзя», и они не задумываются о последствиях.

Любовники не сразу замечают, что эта как будто ни к чему не обя­зывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курор­тный роман.

Совет

Но зародившаяся любовь сильнее их, в общем-то, слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправ­ляется в городок, где живет его «дама с собачкой».

Он ни на что не на­деется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.

«Что же здесь возвышенного?» — спросите вы. Гениальность Чехо­ва в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь самых обыкновенных и ничем не примечательных «маленьких людей». Они — заурядные и, в общем-то, скучные люди.

Они не в силах совла­дать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной свя­зью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится своей жены, а Анна Сер­геевна не хочет ранить своего мужа.

Однако на самом деле не это глав­ное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы «урвать» у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно.

Конец рассказа не показывает читателю, как любовь его героев не­уклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом не­трудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца.

Это — своего рода «дурная бесконечность», ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся, жизнь их не наполнена смыс­лом.

А ведь если бы они не оказались заурядными, если бы они не были так слабы, их любовь могла бы подарить им счастье на всю жизнь.

Источник: https://prepodka.net/dama-s-sobachkoj-i-tema-lyubvi-v-tvorchestve-a-p-chexova/

Рассказ Чехова “О любви”, как Антон Павлович описывает любовь

Как рассказать о сложной, щекотливой ситуации, когда сердце мужчины отдано замужней женщине, не скатываясь на двусмысленность и столь привычную современной литературе пошлость? Гениальному писателю Чехову это удалось. Настроение, тонкость и сложность выражения художественного замысла рассказа нашло своё полное отражение в подтексте, в невыраженном явно мнении писателя об отношениях мужчины и женщины.

Особенный его рассказ «О любви», в котором замужняя женщина Луганская Лидия Алексеевна и помещик Алехин Павел Константинович испытали друг к другу чувства искренней любви, интересен тем, что, возможно, в этом рассказе нашли своё отображение романтичные чувства писателя к Лидии Алексеевне Авиловой. Правда, любовь Чехова к Авиловой известна только по её воспоминаниям и она, будучи весьма в преклонном возрасте, писала в своей тетради, что ей сложно распутать моток шёлка их отношений, и она так и не может решить вопрос: «любили ли они друг друга»?

Но в одном сюжет рассказа и события жизни писателя действительно полностью совпадают.

Главный герой повествования – Алехин Павел Константинович – приезжает в Софьино и упорно, не жалея сил и времени, занимается сельским хозяйством, чтобы восстановить пришедшее в запустение собственное имение и сельскохозяйственные угодья.

Антон Павлович в 1892 году приобрёл имение в небольшом селе Мелихове, и его семье, как и главному герою рассказа, пришлось приложить немало сил, чтобы преобразить запущенную, находящуюся в полуразрушенном состоянии, мелиховскую усадьбу.

Краткое содержание

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию рассказов, написанных в Мелихово, и начинается он с завтрака, в котором принимают участие два охотника, и мелкопоместный помещик Алехин. За завтраком господа решили посплетничать и обсудить влюблённость крепостной девушки красавицы Пелагеи к набожному повару Никанору, обладающему буйным нравом. Так они и стали говорить о любви.

Алехин начал свой рассказ с утверждения, что невозможно объяснить каждый случай общепринятыми мерками и суждениями, что необходимо индивидуализировать каждую историю любви. И русским людям несвойственно поэтизировать любовь, а только украшать её роковыми вопросами.

Любовная история Алехина началась с того, что он приехал Софьино, чтобы заняться сельским хозяйством и посредством своих тяжёлых трудов рассчитаться с долгами отца.

Обратите внимание

Самым приятным событием в его жизни в имении стало знакомство с товарищем председателя окружного суда Лугановичем и его молодой, интеллигентной и обаятельной супругой Анной Алексеевной.

Знакомство состоялось ранней весной и вскоре в каждый свой приезд в город Алехин обязательно навещал семью Лугановичей. К нему в этом доме привыкли, и он привык, входил уже без доклада и был своим человеком.

Отношение к Анне Алексеевне у Алехина с первого дня было восторженным, он, только увидев её, уже имел впечатление чего-то важного и необыкновенного.

И в своём рассказе охотникам Павел Константинович отзывается об Анне Алексеевне только восхищённо, не жалея самых приятных по отношению к ней эпитетов.

Супруга Лугановича также осталась неравнодушной к Алехину, и она и её супруг сильно беспокоились о его делах и здоровье.

Шли годы, чувства Анны Алексеевны и Павла Константиновича крепли, но их воспитание и забота о ближних не позволяла влюблённым перейти в своих отношениях запретную черту.

У Анны Алексеевны началось расстройство нервов, она постоянно имела дурное настроение и стала испытывать к Алехину странное раздражение.

Как обычно случается в жизни, всему приходит конец. Лугановича назначили в одной из западных губерний председателем, куда он и отбыл со своими детьми, а Анна Алексеевна по настоянию врачей отправилась в Крым.

Важно

При проводах Анны Алексеевны на железнодорожном вокзале, Алехин без каких-либо дурных намерений зашёл к ней в купе и, наконец, их объяснение в чувствах друг другу состоялось.

Только расставаясь навсегда, они сумели выразить свои истинные чувства, не обременяясь правилами общества и семейными ценностями.

Каковы представления о любви в рассказе

Алехин в рассказе даёт оценку любовным чувствам людей, как в самом начале повествования, так и в конце.

Если, только начав свой рассказ, Алехин говорит о том, что вопросы, касающиеся личного счастья, можно истолковывать как угодно, то в конце своего повествования о твёрдо заявляет, что все обстоятельства, которые мешали им любить были ненужными, мелкими и обманчивыми. Он убеждён в том, что в любви нужно исходить «от высшего», и не стоит вовсе рассуждать о своих чувствах, а только действовать.

Читайте также:  Сочинение почему нужно заниматься спортом 5, 6 класс

С одной стороны, мнение главного героя можно расценить как смелое, в чём-то безрассудное и самоотверженное, но с другой стороны, как не вспомнить в этом случае сокрушительную любовь Анны Карениной и тот печальный финал её жизни, который произошёл благодаря её отринувшим досужие рассуждения чувствам.

Тайна любовной истории чеховских героев так и не находит своего разрешения, в рассказе не даются рецепты, как же нужно поступать, когда влюблённость невозможно реализовать в действительность, читателю представляется только вариант событий, когда влюблённые придерживаются определённой линии поведения, согласно принятым правилам общества.

Цитаты из рассказа Чехова “О любви”

Отзывы критиков о рассказе

Рассказ «О любви» получил высокую оценку литературных критиков, в которой они отмечали не только силу чеховского художественного слова, но и то, что писателю удалось посредством тонкого средства выражения своих мыслей не навязывать свою авторскую позицию читателю, не упрощать читателям задачу, делать собственные выводы из рассказанной им истории. И критики, и поклонники творчества Чехова не имеют общего мнения, чьими «устами» писатель в рассказе выражает своё мнение.

Интересно и построение рассказа о любви Алехина, оно словно помещено в обрамление. Рассказ Павла Константиновича начинается не потому, что его замучили душевные терзания, а потому что за окном идёт унылый дождь, небо затянуто серыми тучами, деваться в такую погоду некуда, и тянет поговорить. А охотникам – Буркину и Иван Иванычу – оставалось только слушать.

В конце же рассказа Алехина, солнце выглядывает из-за серых низких туч, и оба охотника, выйдя на балкон, обсудили, что возможно у молодой дамы было при прощании с Алехиным скорбное лицо, а Буркин, будучи с ней знаком, нашёл её красивой.

Рассказ Чехова, словно музыкальное произведение, где главная тема повествования звучит через разные, столь отличные друг от друга, голоса.

Заканчивается эта грустная любовная история Алехина и Анны Алексеевны Луганской многоточием.

Герой, проехав на поезде до первой станции и наплакавшись от души, вышел и пошёл в своё имение пешком, словно герой ещё мог что-то добавить к своим рассуждениям о любви, как-то ещё раз переосмыслить свои поступки и ещё раз вспомнить о женщине, которая оставила неизгладимый след в его душе. Весь рассказ пронизан драматизмом и надеждой героя, что у него ещё есть шанс понять свою душу.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/rasskaz-chekhova-o-lyubvi.html

Образы «футлярных» людей в рассказах А. Чехова

Всвоем творчестве А. П. Чехов отображал все сто­роны современной ему действительности.

Чехов — общепризнанный мастер «малой формы». Его рассказы — подлинные шедевры. Их отличает не­большой объем, внешне незатейливый сюжет и глуби­на содержания.

Особое место в творчестве Чехова занимает «ма­ленькая трилогия». Для рассказов, входящих в ее со­став, характерна общность героев, внутренняя связь частей, особенная внутренняя философия.

Совет

В центре рассказа «Человек в футляре» — некий гимназический учитель Беликов. Он весьма странен: даже в очень хорошую погоду ходит в галошах и с зон­тиком, в теплом пальто на вате, носит темные очки, лицо прячет в поднятый воротник, уши закладывает ватой, ездит на извозчике с поднятым верхом. Зонтик у него в чехле, часы и перочинный ножик тоже.

Бели­ков преподает в гимназии греческий язык, древний и мало кому нужный. Это тоже для него своеобразный футляр, в котором он чувствует себя комфортно. А вот всего живого Беликов боится. Он весь находится во власти циркуляров и особенно почитает те, которые что-либо запрещают. К остальным же относится с ос­торожностью — «как бы чего не вышло».

Беликов не может мыслить свободно, все его мысли находятся в чехле, в «футляре».

Дома Беликов не менее странен, чем вне его. Он носит халат и колпак, закрывает на окнах ставни, за­двигает на них задвижки, строго соблюдает все по­сты и даже опасается заводить женскую прислугу — во избежание в отношении себя дурных подозрений. Его спальня — тоже своего рода футляр. У него кро­вать с пологом. Ложась в нее, Беликов укрывается с головой.

Всего, что нарушает устройство его жизни, Бели­ков боится. «Футлярный» образ мыслей расстраивает его едва не состоявшуюся женитьбу. Беликова смуща­ет «странный образ мыслей» возможной невесты, Ва­реньки, и ее брата, Коваленко.

Он много гуляет с Ва­ренькой, часто заходит к ним в гости, но с предложе­нием не торопится. Однажды Беликов видит ее с братом, катающимися на велосипедах, что приводит его в оторопь: «…эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества», «женщина или девуш­ка на велосипеде — это ужасно!».

Он идет к Ковален­ко, ненавидящему его, между ними происходит не­приятный разговор, в результате которого Коваленко спускает Беликова с лестницы. После всего произо­шедшего герой заболевает и через месяц умирает.

Кроткое, умиротворенное выражение лица Белико­ва-мертвеца словно говорит о том, что он счастлив наконец очутиться в настоящем футляре, что только в гробу он «достиг своего идеала».

Герой рассказа «Человек в футляре» — персонаж не только комичный, он ужасен. Ведь, руководству­ясь девизом «как бы чего не вышло», он «держал в ру­ках всю гимназию целых пятнадцать лет!». Весь го­род опасался Беликова.

«Футлярным» человеком в рассказе оказывается не только его главный герой, но и те, кто, боясь его, живет по его правилам. Да и рассказчик, Буркин,— тоже «человек в футляре». Он также трепещет перед Беликовым. Беликов умер, но «сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!».

Обратите внимание

Мечта героя рассказа «Крыжовник», Николая Ивановича, овладевшая им всецело, тоже своеобраз­ный «футляр. Он покинул государственную службу, переселился из города в деревню, посвятив себя своей усадьбе, которая, «украшенная» крыжовником, и со­ставляет предел его жизненных мечтаний и интере­сов.

Он долго не женится, все копит деньги. А когда наконец женится, то опять же преследует единствен­ную цель — приобрести усадьбу с крыжовником. Ему неважно, что рядом с ним старая, некрасивая женщи­на, которую он совершенно не любит и единственное достоинство которой для него — наличие денег.

Без­условно, никакого счастья в их совместной жизни быть не могло. Николай Иваныч постоянно отказыва­ет себе и жене во всем, экономя каждую копейку. Ко­гда его жена умирает, он ничуть не горюет, главное — теперь у него достает денег на покупку заветной усадьбы.

Всецело посвятив свою жизнь выращива­нию крыжовника, герой меняется внешне, он «поста­рел, располнел, обрюзг». Собрав первую тарелку кры­жовника, кислого и невкусного, Николай Иваныч уже не может оценить его адекватно: он весь в своем «футляре» и глупо радуется тому, чему отдал всего себя.

Так и не обретя в жизни подлинного смысла, Ни­колай Иваныч умирает.

Герой рассказа «О любви», Алехин, подобно Нико­лаю Иванычу, тоже ограничил свою жизнь усадьбой и заботами о ней. Алехин — человек интеллигентный, и «футляр» у него особенный. Герой неожиданно влюб­ляется. С первого взгляда и навсегда.

С первой же встречи Анна Алексеевна производит на него неизгла­димое впечатление, которое взаимно. Анна Алексеев­на — замужняя женщина, и это накладывает отпеча­ток на ее отношения с Алехиным.

Они оба боятся, что их тайна станет известна не только мужу Анны Алек­сеевны, но и представится во всей полноте самим героям.

Идет время, Анна Алексеевна мучительно пережи­вает свое положение. Она становится раздражитель­ной, нервной, а нерешительность Алехина душит лю­бовь. Его чувства по-настоящему раскрываются толь­ко тогда, когда становится совсем поздно. Алехин ничего не предпринял ни до того, как героиня решила уехать, ни после. И его поведение — своеобразная форма выражения идеи «футлярности».

Чехов утверждал, что «в человеке все должно быть прекрасно», что человек в любой жизненной ситуа­ции должен оставаться человеком, не опутывать себя узами пошлости и духовной убогости, не ограничи­вать ими собственное существование. Об этом раз­мышляет писатель и в «маленькой трилогии».

Источник: http://5litra.ru/soch/199-obrazy-futlyarnyh-lyudey-v-rasskazah-a-chehova.html

Готовые школьные сочинения

марта 12 2014

Тема любви в рассказе Чехова «Дама с собачкой»

Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви.

Безусловно, любовь — самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни.

В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по “разумному расчету”, либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла.

Важно

Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто. Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни.

Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы — по словам Пушкина — благополучно “скончаться посреди детей, плаксивых баб, да лекарей”.

Герои рассказа Чехова “Дама с собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них — медленное старение.

В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит.

Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом.

Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно.

Правда, он время от времени позволяет себе “маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой.

Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его измены — отнюдь не романтические приключения, они — часть все того же рутинного порядка.

Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это.

Тем не менее этот “южный” роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие “нельзя”, и они не задумываются о последствиях.

Совет

Но эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман.

Но зародившаяся любовь сильнее их — в общем-то слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его “дама с собачкой”.

Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.

Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, “маленьких”.

Они — заурядные и в общем-то скучные люди. Они не в силах совладать &copy A L L S o c h. r u ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.

Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни.

Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно.

Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода “дурная бесконечность”, ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…

Обратите внимание

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Тема любви в рассказе Чехова «Дама с собачкой» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/tema-lyubvi-v-rasskaze-chexova-dama-s-sobachkoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector