Сочинение тема россии в творчестве есенина (в лирике, поэзии)

Образ России в творчестве Есенина

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Образ России в творчестве Есенина

ВЫПОЛНИЛА:

студентка группы

Научный руководитель:

АСТРАХАНЬ — 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

1. Чувство родины — основное в творчестве Есенина.. 6

2. Тема Родины в творчестве С.А. Есенина.. 9

3. Образ России в творчестве С.А. Есенина.. 18

Заключение.. 25

Список литературы… 30

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

С. Есенин

Тема Родины в русской литературе — одна из самых любимых тем русских писателей и поэтов. Нет ни одного известного мне творца, который не затронул бы этой темы в своих произведениях.

Одни из них лишь мельком касались ее, другие посвящали Родине все свои творения, вкладывая в них любовь и чувства, доказывая, что Родина — немаловажная, а порой и самая главная часть их жизни и творчества.

Это отношение к родной земле врывалось в их произведения бурным потоком эмоций, в течении которого были и восхищение землей русской, и необъятная любовь к Родине.

“Тема Родины, России, — основная во всех моих стихах…” — нередко упоминал Есенин. Да, именно горячая любовь к России, к тому уголку земного шара, где он родился, была силой, которая воодушевляла его на новые произведения.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье…

— так можно охарактеризовать словами самого поэта его взгляд, обращенный к России из “прекрасного далека”. Создавая цикл “Персидские мотивы”, Есенин, не будучи никогда в Персии, дает прекрасный образ Родины. Даже находясь в благодатном краю, он не может забыть, что

Луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому, что я с севера, что ли?

Обратите внимание

Разделяя вместе с Россией трагические повороты ее судьбы, он зачастую обращается к ней, как к близкому человеку, ища сочувствия и ответа на горькие неразрешимые вопросы.

Ах, родина!

Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Так он воспринимает революционные события, таким он видит себя в новой России. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, “с крестьянским уклоном”. Устами крестьян выражает свое отношение Есенин к действиям новых хозяев России:

Вчера иконы выбросили с полки,

На церкви комиссар снял крест…

Но, сожалея о “Руси уходящей”, Есенин не хочет отставать и от “Руси грядущей”:

Но все ж я счастлив.

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.

При всей любви к патриархальной России Есенина обижает ее отсталость и убогость, он восклицает в сердцах:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Но какие бы невзгоды ни терзали Россию, красота ее все равно оставалась неизменной, благодаря дивной природе. Чарующая простота есенинских картин не может не покорить читатели. Уже за один “Синий туман.

Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет” можно влюбиться в Россию поэта. Каждый листок, каждая травинка живет и дышит в стихотворениях Есенина, а за ними — дыхание родной земли.

Есенин очеловечивает природу, даже клен у него похож на человека:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

За кажущейся простотой образов — великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю.

Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью, народом, который сумел пережить и голод, и разруху.

Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Но однозначно сформулировать, за что именно любима Родина, невозможно.

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”.

И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях: “Запели тесаные дроги…”, “Гой ты, Русь, моя родная,” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” — восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Важно

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: “Принимал все по-своему с крестьянским уклоном ”.

Не зная марксистско-ленинской теории, Есенин представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому “избу новую, кипарисовым тесом крытую”, подавай каждому по первому желанию “ковш золотой с брагою”[1] .

А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли.

А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на “железного коня”. Видя все это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли!

Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать “железного коня” — город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь.

Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении “Сорокоуст”.

Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении “Русь уходящая”.

Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.

Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить все, что в ней происходит. Он, по его словам, “еще больше влюбился в коммунистическое строительство”.

Совет

Посетив родное Константинове в 1924 г, после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении “Русь советская”.

Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал ее. Ему казалось, что гибель идет на деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою “жись”.

Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, ее уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы.

И хотя он, поэт, в этой жизни места себе не находит, и ему очень горько от этой мысли. Он принимает эту жизнь и прославляет новую.

Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за своего, родного.

Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвыситься над личной судьбой, не утратил перспективу развития.

Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет ее независимо от своей личной судьбы.

Стихотворение заканчивается светлыми строками, обращенными к молодежи, к будущему родной страны.

Обратите внимание

Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении “Неуютная жидкая лунность”. Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт.

Ему теперь уже не милы “лачуги”, “песни таежные”, “очажный огонь”, потому что все это связано с нашей Россией, с “бедностью полей”. Он хочет видеть Русь “стальную”, уже предвидит мощь родной страны.

Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.

Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла Есенину находить свой путь к большой правде века.

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение “Сыплет черемуха снегом” Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как “никнут шелковые травы”, чувствует, как пахнет “смолистой сосной”; слышит пение “птах”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/136329/obraz-rossii-v-tvorchestve-esenina

Россия в лирике блока и есенина сочинение

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой». Тема России является центральной в творчестве многих поэтов.

Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века.

С болью в душе и сердце поэт восклицает: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви.

Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. .

Свои переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении «Осенняя воля», где, обращаясь к Родине-матери, поэт писал: «Приюти ты в далях необъятных.

Как жить и плакать без тебя?» Правда, впоследствии он, как бы сомневаясь, спрашивает себя о том, является ли революция для России благом, а может быть, это просто разрушительная сила? Блок понимает, что «в России плохо». Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой родины звучит в словах Христа:

Родной простор печален.

Изнемогаю па кресте.

И челн твой будет ли причален

К моей распятой высоте?

Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе родины очень ярко

выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России. Главной, ведущей мыслью этого цикла являются слова: «И вечный бой! Покой нам только снится! Сквозь кровь и пыль. Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль».

Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли. Блок создает неповторимый образ России — образ прекрасной девушки, невесты, возлюбленной. Блок писал: О,Нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?

Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее.

Важно

В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ родины. Отдавая отчет своему яркому, самобытному таланту, Сергей Есенин писал: Мое село лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского, скандального пиита.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта — это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной любви к России звучит в почти каждом стихотворении поэта. Есенин пишет: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Есенин — поэт сложной судьбы. В стихотворении «Русь уходящая» он с горечью пишет:

Читайте также:  Сочинение жизнь современной молодежи 9 класс

Я человек не новый. Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнатъ стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе родины после революции. Вернувшись в двадцатых годах на родину, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:

Вот так страна! Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дpужeн?

Моя поэзия здесь больше нe нужнa,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца.

Есенин ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали.

Недаром Горький писал: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ

Сочинения 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс.

Источник: http://esenin-s.ru/rossiya-v-lirike-bloka-i-esenina-sochinenie/

Россия в стихотворениях Есенина

‘Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном селе Константинове.

Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. “Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве “.

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник “Радуница”. За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры.

Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода “Радуницы” мифологизируется, она становится воплощением рая на земле.

Совет

Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная. Хаты – в ризах образа… Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Исус. Он зовет меня в дубровы, Как во царствие небес… В елях – крылья херувима, А под пеньком – голодный Спас. Ивы – кроткие монашки.

В новом сборнике стихов, названном “Голубень” и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении “Запели писаные дроги…”. В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, – свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения.

Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира (“Пришествие”, “Преображение”, “Инония”, “Иорданская голубица”).

([Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернет человека вновь к природе, а поэзию – к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении “О Русь, взмахни крылами…”:

О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными племенами Встает иная степь. По золотой долине, Меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов…

Обратите внимание

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о. революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину “мира таинственного, мира древнего”.

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание, Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения:

Лижет теленок горбатый Вечера красный подол, По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет национальности имажинистской поэзии. “У собратьев моих, – замечает Есенин, – нет чувства родины”.

Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом. В 1920 году Есенин создает стихотворение “Я последний поэт деревни…”.

Это стихотворение – плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия – храм:

За прощальной стою обедней Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора – “железный гость”.

В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется. В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу “Страна негодяев”, которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти.

Важно

В сборнике “Москва кабацкая”, встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл “Персидские мотивы”, написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций).

В стихотворении “Русь советская” Есенин пишет о Родине, пострадавшей от “урагана” (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней.

Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление (“Уж не село, а вся земля им мать”).

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Россия в стихотворениях Есенина

Другие сочинения по теме:

  1. Россия единственная настоящая любовь Есенина “Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин….
  2. Россия в лирике А. Блока и С. Есенина Сочинения по литературе: Россия в лирике А. Блока и С. Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в…
  3. Россия в лирике Блока и Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт…
  4. Россия в творчестве С. А. Есенина “Моя лиpика Россия в творчестве С. А. Есенина “Моя лиpика жива одной лишь любовью – любовью к pодине. Чyвство pодины основное в…
  5. Любовь к родному краю Сергея Есенина Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил о себе…
  6. Сочинение: О Русь! Взмахни крылами!..” (По лирике С. А. Есенина.) Эта Сочинение по Достоевскому, пожалуй, подходит С. Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и…
  7. Жизнь и творческая судьба поэта Сергея Есенина Русскую поэзию XX столетия невозможно представить без стихов Сергея Есенина. К вершинам поэзии поэт поднялся из глубин народной жизни. С…
  8. Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии ее народа и духовном рабстве, вере и безверии, стремились…
  9. Размышляя над стихотворением Есенина “Неуютная жидкая лунность” Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и…
  10. Тема Родины в стихах Есенина Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе,…
  11. Противоречия во взглядах Есенина На мучительный вопрос: “куда несет нас рок событий” – поэт не мог ответить. Именно в этот период рушатся его утопические…
  12. Стихотворение С. А. Есенина Запели тесаные дроги Сочинения по литературе: Стихотворение С. А. Есенина Запели тесаные дроги.. Россия – страна бескрайняя… И характер русский широкий, раздольный, но…
  13. В чем причина отсутствия социальных мотивов в лирике Есенина? Ее можно объяснить по меньшей мере двумя обстоятельствами. Сборник “Радуница” складывался не без влияния того литературного окружения, в котором оказался…
  14. Размышления о творчестве Сергея Есенина Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя…
  15. Цикл стихов Есенина “Сорокоуст” В 1920 году Есенин создает целый цикл стихов на эту тему – “Сорокоуст” (сорокоуст – поминальная церковная служба по умершим)….
  16. Родина и природа в лирике С. Есенина Сочинения по литературе: Родина и природа в лирике С. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая. И свинцовой свежести полынь. Никакая родина…
  17. Родина и ее исторического будущего в творчестве Сергея Есенина Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия, пережив множество событий, готовится вступить в XXI век. Сегодня в погоне за…
  18. Общие темы лирики Блока и Есенина Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в…
  19. Яркая и напевная лирику С. А. Есенина Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С. А….
  20. Мир природы в лирике С. А. Есенина Тема родины одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной…

Источник: https://ege-russian.ru/rossiya-v-stixotvoreniyax-esenina/

Образ России в лирике С. А. Есенина

“Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил Есенин. В этом понятии для него слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”: родная земля и любимая женщина, трудная жизнь страны и одиночество матери, порыв к людям и любовь к зверью.

В столь всеобъемлющем чувстве Есенина ко всему живому на земле проявляется его глубокое жизнелюбие, его душевный оптимизм.

Поэтическая идея связи времен, продолжения себя в грядущих поколениях выражается у Есенина через образ родины и ее певца: Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, – Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.

Поэт не думает о себе как о смертном человеке;нет, он, скорее, утверждает обратное: он будет жить, будет петь ту же песнь о своей родине.

Слово “Русь” было всеобъемлющим у Есенина; оно как бы связывало тысячелетнюю историю с днем настоящим. И одновременно оно конкретизировало представление о родине – милой его сердцу, деревенской, “избяной”.

В стихотворении “Неуютная жидкая лунность” та же Русь, та же любовь к России “золотой бревенчатой избы”, к ее истокам; но любовь “от противного”, любовь через отрицание “нищеты”, отсталости: Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.

Мечта об иной Руси – “стальной”, не нищей – не раз посещала Есенина. И как бы принимая несовместимость “полевой” и “стальной” России, Есенин пишет: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил. Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Совет

За что же так любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки, словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни.

Читайте также:  Сочинение маменька в повести толстого детство (образ мамы)

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! Родина – это прежде всего ее природа, так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий.

Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. Не один год “железный гость”, “каменные руки шоссе”, сдавившие “за шею деревни”, и другие поэтические образы терзали поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в “Русь кабацкую”.

Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое громадное умственное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они – часть России. Для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: “Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак”.

Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что “таких не поднять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана”. Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут. ” горечью: Ты, Рассея моя. Рас. сея.

Азиатская сторона! 1925 год, год воскресения и смерти поэта. Он все больше верил в будущее страны. Но освободиться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да, страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание – все это и другое привели к трагическому концу.

Но его Русь всегда оставалась живой вольной Русью – преимущественно полевой, крестьянской, он был связан с ней, с народной культурой самыми кровными узами. Сергей Есенин, ездивший за границу, никогда не забывал о своей родине, а особенно о своем родном селе Константинове.

Как глубоко нужно любить Родину, чтобы столь исповедально размышлять о своей судьбе и о будущей судьбе крестьянской России. Всем сердцем Есенин принимает красоту рождающейся “стальной” России, так как за ней – будущее. Но Есенин ни на минуту не забывает о красоте “рязанских раздолий”.

Обратите внимание

Только человек с чистой и светлой душой и с неисчерпаемой любовью в сердце ко всему живому открывает для себя и для нас всю красоту родной земли, только тот, твердо верящий в ту истину, что “мир – прекрасен”, мог почувствовать и выразить свое чувство Родины.

Золотая есенинская роща и его красногривый жеребенок, и край рязанских раздолий – все это для нас родное и близкое, это живая красота России. Любовь Есенина к Родине была неиссякаемым источником вдохновения поэта. Можно привести сотни строк, посвященных родине, и почти в каждом произведении мы сумеем почувствовать эту любовь поэта к отчизне: “Я люблю Родину! Я очень люблю Родину!”

Поэтический талант Есенина объединен с жизнью народа. Есенинская поэзия дышит запахом родных полей. Какую бы страницу его стихов мы ни раскрыли, мы везде увидим живое свидетельство бесконечной любви поэта к нашей прекрасной родине, верным сыном которой он был.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Образ России в лирике С. А. Есенина« Тема семьи в романе “Обломов”Жизненный путь Андрея Соколова по рассказу Шолохова “Судьба человека” »

Источник: http://schoolessay.ru/obraz-rossii-v-lirike-s-a-esenina/

Образ России в лирике Есенина

Стихи Есенина… Они не подвластны времени и всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли свое отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущим родины. Многие поэты – предшественники и преемники Есенина – задумывались о том, какой быть России. А. С. Пушкин, подводя итог прожитых лет в стихотворении “Памятник “, писал:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Ему многое пришлось претерпеть за свою недолгую жизнь, но он навсегда остался пророком, голосом России. Тяжела и трагична судьба М. Ю. Лермонтова.

Он был “всегда один”, не найдя себе места среди бесчисленных “масок”, обвиняя свое поколение в бездействии. Поэт-демократН. А. Некрасов всю свою жизнь и творчество по святил России, ее народу.

Он обвинял самодержавие и желал видеть русский народ счастливым, борясь в своих стихах против пороков русского общества.

А. Блок не просто любил свою страну, природу, народ – он пытался разгадать ее душу, оценить ее настоящее и определить будущее. С. Есенин – это предельно русский поэт, который до боли любил свою родину:

О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

Все его стихи о родине наполнены таким глубоким чувством, что трудно выделить одно, лучшее. Это потому, что чуть ли не в каждом своем произведении Есенин говорит о любви к родине: Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

В своих ранних стихах Есенин не пытается проникнуть в социальные конфликты времени. Русь кажется ему “покойным уголком”:

Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю,

тебе и верую.

Но затем в творчестве поэта начинают возникать и трагические мотивы. Он начинает осознавать, что нелегка жизнь людей в России:

Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.

Есенину дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не сожалеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В его творчестве как бы происходит борьба двух чувств – понимания необходимости и неизбежности перемен и сожаления о том, что уходит в прошлое то, что ему очень дорого.

Важно

Во время Первой мировой войны и Октябрьской революции в своих стихах Есенин передает боль и тревогу за судьбу родины, за жизнь односельчан, вовлеченных в круговорот войны.

Есенин называет себя “последним поэтом деревни” и пишет: “Неживые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!” Он горюет, что “стальная конница победила живых коней”. Поэт воспевал старую, патриархальную Россию. На его глазах она умирала.

И у него, естественно, возникал вопрос: что ждет Россию в будущем? Раздумья поэта тревожны, но все-таки наполнены светлой надеждой и верой в будущее России, ее людей. В стихотворении “О Русь, взмахни крылами…” возникает образ возрожденной, воспрянувшей духом России:

О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! Есенин все больше верит в будущее страны: Мне теперь по душе иное… И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Поэзия Есенина остается для нас очень близкой, волнующей, животрепещущей, вливает нам “в грудь теплым”, учит по-новому видеть родное и любить его. Никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не смогли заставить забыть его, так как в глазах его “прозрений дивный свет”.

Мне очень хочется, чтобы в нашей жизни было меньше лжи, лицемерия, жестокости, а больше добра. Я думаю, поэзия С. Есенина, которая очищает души людей своей чистотой, своей искренностью, духовностью, совестью и нравственностью, поможет нам в этом.

Тогда надежды Есенина и других поэтов на обновление общества оправдаются.

(No Ratings Yet)
Loading…

Образ России в лирике Есенина

Источник: http://home-task.com/obraz-rossii-v-lirike-esenina/

С. Есенин

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Тема Родины — одна из главных в лирике ве­ликого русского поэта Сергея Есенина.

От юно­шеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль про­шла долгий и сложный путь до тревожных разду­мий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Ро­дины — основное в моем творчестве».

Возможно вы искали — Сочинение: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Родиной поэта было село Константиново, бли­жайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии.

Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокры­лых облаков, «березового молока» и шелковых трав.

Совет

И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, пол­ные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Похожий материал — Сочинение: Религия как способ разрешения нравственных проблем (По роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые»,«тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действитель­ность, которая его окружала.

Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут со­здать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы:

Небо — как колокол,

Месяц — язык,

Мать моя — родина,

Очень интересно — Сочинение: Гуманизм романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Я — большевик.

Но революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской земли, видны были следы- войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обречен­ной на гибель старой деревне:

Вам будет интересно — Сочинение: Гуманизм творчества Ф.М. Достоевского.

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Та же тема — тема утраты старой, живой Рос­сии, звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Ис­поведи хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня жи­вого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Похожий материал — Сочинение: Образ Петербурга

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-obraz-rossii-v-tvorchestve-s-esenina.html

Образ России в лирике Есенина

Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина.

От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о “стране березового ситца”, от воспевания лугов и дубрав, “озерной тоски” есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. “Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, — вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых облаков, “березового молока” и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и

необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть “хижины хилые”, “тощие поля”, он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала.

Обратите внимание

Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут создать идиллический “земной рай” для мужиков.

Читайте также:  История создания романа пушкина дубровский и прототипы героев

Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его “ворвались” напряженные, чеканные ритмы:

Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина,

Я — большевик.

Но революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской земли, видны были следы – войны и разрухи: голодные, опустевшие

села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении “Письмо матери” есть печальные строки:

Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.

Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обреченной на гибель старой деревне:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.

Та же тема — тема утраты старой, живой России, звучит в “Сорокоусте”, “Песне о хлебе”, “Исповеди хулигана”, в стихотворении “Я последний певец деревни”. “Конь стальной победил коня живого”, и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Сердце поэта болит оттого, что не видит он в новых, советских людях бережного отношения к родной природе, к корням своим, к “отеческим гробам”: “Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот”. Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми ее недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел принимать:

Россия-мать! Прости меня, прости! Но эту дикость, подлую и злую, Я на своем недлительном пути Не приголублю

И не поцелую.

Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало “грусть в кипении веселом”. Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодежь, новая молодежь, поет “агитки Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол”. Уже “иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест”, и старый дед говорит:

Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес,

Молюсь осинам…

Важно

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, “где капустные грядки красной водой поливает восход”, где “схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу”.

Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле.

И все же до самой смерти он оставался сыном “страны березового ситца”, не желая быть пасынком “коммуной вздыбленной Руси”.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-rossii-v-lirike-esenina/

Россия в творчестве С. А. Есенина

Сочинение на тему «Россия в творчестве С. А. Есенина»

Есенин в своем творчестве опирался на традиции русской классической литературы и народной поэзии, и в его произведениях отражены существенные стороны жизни русского народа и национального духа. Поэтому-то поэзия Сергея Есенина обладает художественной неповторимостью и своеобразием. На протяжении всей его жизни не прерывалась теснейшая связь поэта с фольклором.

Атмосфера народных песен, окружавшая его все детские годы, отложила в душе Есенина глубочайший след. Лучшей песенницей на селе считалась мать поэта, отец пел неплохо. А дед Титов, на воспитании которого находился Есенин, знал великое множество песен. С творчеством таких русских поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Языков, Никитин и многих других был знаком Есенин.

Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью С. А. Есенина, Россия была тем цементирующим раствором, на котором С. А. Есенин» замесил» свою эстетику. Вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней все, без нее — ничего. Женщины, дети, дом, друзья — все это можно было «отдать другим».

Всеми обычными человеческими привязанностями поступиться, от всего отказаться. Только не от нее — тогда начнется хаос. За эту великую любовь к родине его нередко обвиняли и в национализме, и в узости, в глухоте ко всему, что не свое, русское, — обвиняли несправедливо. Между тем, уверенность, что С. А.

Есенин хорошо писал лишь о своем, о «российском», не является аксиомой. Во всяком случае, он дерзко вплетал в словесные свои орнаменты кипарисы и олеандры, причем не только в «персидские мотивы», но и в рязанские узоры. Взять, к примеру, золотую и бревенчатую избу и кирпичное ее «сердце» — русскую печь.

У Есенина ей ничего не стоит обернуться «верблюдом кирпичным», которому долгими зимними рязанскими ночами снятся совсем не зимние сны:

Видно, видел он дальние страны, Сон другой и цветущей поры, Золотые песни Афганистана И стеклянную хмарь Бухары. Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта — синий и голубой.

Совет

Эти цвета усиливают ощущение необъятности голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия («синь, упавшая в реку», «вечером синим, вечером лунным»). Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры.

Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется над землей»).

Кленовый шатер кажется его лирическому герою самой надежной защитой, под его раскидистой кроной он чувствует себя в безопасности, ничего вкусней кленового молока не знает. Но вот он раздвинул стены «зеленой избы» и шагнул. Не шагнул — побежал, подставляя лицо черемуховому снегу, яблоневой вьюге: Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. И пошел, и повел нас по изумительной в своей простоте земле, и открылась ширь у земли, а в есенинской поэзии появился пейзаж. Типичный пейзаж у раннего Есенина словно подернут дымкой. Его трудно представить без «охлопьев синих рек». Краски приглушены, смягчены. На полыхающие зори мы смотрим сквозь курящиеся туманы.

Сквозь синий туман видим и «красные крылья заката». Есенин вообще любит восходы и закаты, наверное, за их перламутровую нежность, выходя на натуру, будто на рыбалку: либо на рассвете, либо ранним вечером — в «сутемень», когда и «синь, и полымя воздушней, и легкодымней пелена».

Но писал Есенин, конечно, не одни лишь пейзажи, отражающие, как зеркальце, цветы и переливы неба и земли. Были у него и жанровые, сельские картинки: Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист. От вихместого приволья Гнутся травы, мнется лист…

За неполные два года «творческого неугомона» (1917— 1919) Сергей Есенин, почти перестав писать лирику, создал цикл революционных поэм: «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Пантократор».

Это книга из отдельных поэм — создание небывалое, дерзкое: и Новый завет новой мужицкой эры, и театрализованные игрища в честь Руси, и «орнаментическая эпопея», где тщательнейшим образом отреставрированы собранные по крохам народные представления и о назначении человека, и об исходе мира: Не губить пришли мы в мире, А любить и верить.

Обратите внимание

И в то же время эти поэмы — произведения остро злободневные, отражающие отношение Есенина к революционным событиям — отливы и приливы его очарований и разочарований, с незапрограммированной точностью дневника.

Во всем цикле чувствуется какой-то определенный конфликт, который является отражением конфликта личного — той внутренней борьбы, которая происходит в душе самого Есенина, жаждущего принять и «обожить» новорожденный мир и не умеющего совместить идеальные представления о революционном его преображении с реальной действительностью.

И когда Есенин перестал понимать, «куда несет нас рок событий», а непонимание для него, с его здравым крестьянским умом, с его проницательным взглядом на происходящие в стране события, было мучительным.

Как за спасательный круг, ухватился он за «начала», за ту крестьянскую твердыню, над которой совсем недавно иронизировал, за кровные узы, связывающие и с русской деревней, и с русским «равнинным мужиком». С реальным, пропахшим самогонкой мужиком, обозленным поборами и взявшимся за нож и обрез. Мужик если гневен не вслух, То завтра придет с ножом. Несмотря на душевную смуту, в переломном 1920 году он все-таки написал то единственное стихотворение-манифест. Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвою берез.

Это созданный средствами пейзажной живописи образ прощания с вымирающей деревянной деревней, с ее древней кустарной земледельческой культурой и прощание с еще живым, но уже предчувствовавшим, что его время закончилось, последним поэтом деревни. Для Сергея Александровича Есенина источником углубленного понимания национального характера, психологии, быта, обычаев родного народа, а кроме того, мерилом его поэтического мастерства был фольклор.

Еще сочинения автора:

  • Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина

Источник: http://vsesoch.ru/s-a-esenin/364-rossiya-v-tvorchestve-s-a-esenina.html

Образ России в творчестве С. Есенина

Я люблю родину.

Я очень люблю родину.

С. Есенин

Наверное, творчество никакого другого из великих поэтов, кроме С. Есенина, не было проникнуто таким острым, глубоким, беззаветным чувством любви к России. Родина жила в его сердце, словно неотъемлемая часть души, словно самое интимное переживание, словно спасительная надежда. Часто бывая за границей, поэт всегда стремился домой, не принимая чужеродное ни сердцем, ни разумом:

Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.

Воспитанный в селе Константинове, у деда, Есенин вспоминал впоследствии: «Рязанские поля была моя страна». С детства с образом родины в сердце Есенина слились и дух деревенской избы, и церковный колокольный звон, и живописная красота русской природы.

Наделенный ярким и богатым воображением, юноша «до радости и боли» признается в своих необыкновенных, нежных, трогательных стихах в любви к зеленокосым красавицам березкам, безбрежным просторам полей, синеве родного неба. Поэт не старается приукрасить нехитрую действительность, но ему бесконечно дороги и деревенская простота, и искренность крестьян. С.

Есенину был дан от неба дар, который невозможно приобрести ни за какие сокровища в мире: неброскую красоту природы средней полосы России он воспринимал как-то по-детски, незамутненно, и это даже сегодня очаровывает и завораживает нас в его стихах.

Кому еще удалось пронести сквозь жизненные бури и невзгоды воспоминания о том, как «сыплет черемуха снегом», как «ели, словно копья, уперлися в небо», как «роса блестит на крапиве», как «отражаясь, березы ломались в пруду?»

Если крикнет рать святая:»Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою».

И все же Есенин не мог не видеть нищету и убогость крестьянских сел, «тощие поля» и «хижины хилые». Он восторженно поверил в революцию, от которой ожидал, что она изменит жизнь деревни к лучшему, сделает ее легче и радостнее, мужиков — богаче.

Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошенный,Лес да монастырь.

Важно

Однако ожидания Есенина не оправдались, поскольку большевики начали не с построения нового, а с разрушения старого. Война и разруха коснулись, естественно, и дорогой поэту бревенчатой «милой родины». Есенин видит, что старая патриархальная деревня обречена на гибель, но что заменит ее?

Россия! Сердцу милый край!Душа сжимается от боли.

Произведения Есенина, написанные под этим впечатлением, полны горечи и печали («Исповедь хулигана», «Сорокоуст», «Песня о хлебе»).

Он ощущает себя «последним поэтом деревни», поскольку уже «конь стальной победил коня живого» и каменные руки шоссе сдавливают шею деревне. Однако прогрессивные перемены необходимы, и Есенин понимает это.

Он не уверен ни в своем будущем, ни в будущем своей родины, но верит, что жизнь в конце концов поменяется в лучшую сторону.

Полевая Россия! ДовольноВолочиться сохой по полям!Нищету твою видеть больноИ березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною…Может, в новую жизнь не гожусь,Но и все же хочу я стальноюВидеть бедную, нищую Русь.

Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Но, несмотря на веру в прогресс и будущую мощь России, поэт всегда оставался верен в своем сердце милой, старой, уходящей в прошлое Руси.

Все равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы.

Источник: http://www.sochuroki.com/obraz-rossii-v-tvorchestve-s-esenina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector