Старуха изергиль литературное направление рассказа горького

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». Видеоурок. Литература 7 Класс

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1). 

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький (Источник)

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».  

Обратите внимание

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве  художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором  природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;               
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих  людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем.

Еще и теперь по небу  бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут  мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там  резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые.  Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд.

Все это  звуки и запахи, тучи и люди  было странно красиво и грустно, казалось  началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ:

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.
  3. Легенда о Данко.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Происхождение Сын орла
Внешность 20-летний юноша, красивый и сильный.Глаза «холодны и горды, как у царя птиц».
Отношение к окружающим Высокомерие, презрение:«он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе».
Поступки Убийство
Реакция окружающих Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон».
Финал легенды «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».

«Легенда о Данко»

Происхождение «один из тех людей»
Внешность «молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».
Отношение к окружающим Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».  
Поступки Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».
Реакция окружающих 1. «Дружно все пошли за ним  верили в него».2. «И стали они упрекать его в неуменииуправлять ими»3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».
Финал «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко (Источник)

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра – воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко – альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч.  ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

 В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра – символ эгоизма, Данко – альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба  вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги.

А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.

И те, которые не находят их для  себя,  те просто лентяи или трусы или не понимают  жизни, потому что, кабы  люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

Важно

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила  его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. М. Горький Старуха Изергиль (Источник). 
  5. Максим Горький. Биография. Произведения (Источник). 
  6. Горький. Биография (Источник). 

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/cherty-romantizma-v-rasskaze-maksima-gorkogo-staruha-izergil

Какой жанр произведения старуха Изергиль?

«Старуха Изергиль» — одно из лучших ранних романтических творений Горького,своеобразие которого заключается в жанре произведения.Это «рассказ в рассказе». Старая цыганка Изергиль вспоминает свою молодость,рассказывает о своей жизни, включая в свои воспоминания 2 легенды:легенду о Ларре и легенду о Данко.

Ларра и Данко -два антипода.Первый жестокий индивидуалист,ненавидящий и презирающий всех, кроме себя. Ларра — сын женщины и орла.Он считает себя исключительным,неким сверхсуществом, высшей кастой.Для Ларры все люди — мелкие и ничтожные твари, в которых нет ничего достойного. Полуорел — получеловек не желает снизойти до простых людишек, т. к. гордыня в нем затмевает разум.

Гордыня и гордость — в чем их разница? Горький показывает, что гордый и умный Ларра одержим своей гордыней, все его лучшие качества (сила, воля,героизм)которые могли бы помочь людям, становятся причиной гибели Ларры. Само имя «Ларра» означает «отверженный».

Низменные мысли и поступки,эгоизм,эгоцентризм отторгают от него людей.Ради самоутверждения он убивает девушку.Изгнанный людьми,он скитается до тех пор,пока полностью не деградирует. Ларра бродит черной тенью по земле, и люди его не принимают…

Никому не нужен человек без сердца,презирающий всех.

Полная противоположность Ларре — храбрец и красавец Данко. Он смог зажечь в своем племени надежду и веру в будущую лучшую жизнь. Данко повел за собой из страшного непроходимого болотистого леса всех соплеменников.

А когда многие стали роптать, обвиняя Данко в обмане,т.к. вера в юношу у них угасла (недаром имя Данко у цыган означает «младший сын»,т.е.

неопытный,которому нельзя доверять),Данко вырвал из груди пылающее сердце и повел сомневающихся к свету и свободе, освещая дорогу факелом — сердцем.

Ради людей Данко не пожалел собственной жизни.Он жертвует собой,не задумываясь, потому что любовь к своему народу сильнее страха смерти. Данко готов к любому развороту событий,для таких,как он, по словам Изергиль,

Смерть Данко помогла племени выжить, а его горящее сердце не погасло: искры огня из груди Данко до сих пор освещают людям путь и помогают найти верную дорогую в жизни.

Так старая Изергиль делится своими представлениями о смысле бытия.Живут в веках смелые и делающие добро.Помогает выжить любовь(Сама Изергиль познала это чувство), а одиночки -эгоисты,ненавидящие «серую массу»становятся изгоями общества.

Совет

А еще автор показывает жизнь как сочетание белого и черного,любви и ненависти, мира и войны,отчаянья и надежды. Герои — одиночки могут жертвовать собой ради других, а могут, считая себя избранными, потерять себя,лишиться уважения и памяти людской.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/672220-kakoj-zhanr-proizvedenija-staruha-izergil.html

Художественные особенности ранних рассказов М.Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»)

Тема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни.

Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжёлой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с её ограниченными интересами и убогим духовным миром.

Иными словами, в идейном содержании рассказов явно присутствуют признаки революционного романтизма.Все писатели-романтики выражают решительное неприятие современного им общества, несправедливо устроенного, живущего по лживой морали.

Отвергая реальное современное общество, они утверждают свой идеал-мечту справедливого, высоконравственного общественного устройства. Так создаётся двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Отталкиваясь от красивого, но придуманного идеала, романтики с удвоенной силой начинают критиковать окружающий мир.

Одни (например, Дж.Г.Байрон, К.Ф.Рылеев) изображают героев, которые не примиряются с действительностью, искренне желают её улучшить или даже исправить; другие (например, Э.-Т.-А. Гофман, В.А.Жуковский) показывают героев, которые отстраняются от реального мира, углубляются в собственные переживания, их привлекают «тайны роковые» (А.С.

Пушкин), познание мистического. Творчество первых принято относить к активному (революционному) романтизму, творчество вторых — к пассивному (созерцательному) романтизму. Герои ранних рассказов Горького — романтические бунтари, они пытаются бороться с окружающим миром (Сокол), утверждают свою духовную независимость от мещанской морали (Радда и Лойко), руководствуются деятельной любовью к людям (Данко), то есть являются активными романтическими героями.

Читайте также:  Анализ рассказа пришвина голубая стрекоза

Главной художественной особенностью ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма.

Во-первых, жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу, как принято у писателей-романтиков (в реалистическом произведении антитеза, если можно так сказать, разнонаправленная, то есть главный герой сравнивается-противопоставляется разным второстепенным персонажам), решает мировоззренческие философские проблемы.

Обратите внимание

В «Макаре Чудре» (1892) ставится нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? Такова тема рассказа. История любви молодых героев иллюстрирует романтическую идею: воля дороже всего в жизни.

В «Старухе Изергиль» (1894) главный нравственный вопрос-тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы «Макара Чудры»: в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей? Здесь идея-ответ даётся в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрёл любовь и бессмертие в людской памяти.

В «Песне о Соколе» (1895) вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями. Такова идея рассказа.

Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами.

Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе, то есть отличаются односторонностью. Этим героям присуще одно всепоглощающее стремление-качество, которое подавляет остальные черты характера.

У Радды и Лойко это — гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта — гипертрофированный эгоизм, у Данко — любовь к людям, когда герой не щадит даже собственной жизни, желая спасти свой народ, у Сокола — желание активной деятельности. При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики (не изменяются во времени).

В-четвёртых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж.

В «Макаре Чудре» выразительными штрихами описана чёрная южная ночь в степи, слышен рокот недалёкого моря, а герои сидят около большого костра, который как бы разрезает своим светом ночь: «Окружавшая людей мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море».

Важно

В «Старухе Изергиль» изображается молдавская степь, поздний летний вечер, переходящий опять в чёрную южную ночь, таинственные тени и огоньки в ночной степи. В «Песне о Соколе» Горький рисует ясную, прозрачную ночь в степном Крыму, упоминает плеск близкого моря.

В-пятых, каждый из трёх рассказов имеет очень похожее композиционное построение — рассказ в рассказе. Произведение начинается с описания места действия и старика рассказчика, заканчивается упоминанием о молодом слушателе, о его чувствах, а в середине — сам рассказ стариков об их любимых героях. Таким образом, все три рассказа построены по кольцевой композиции.

Такое построение часто встречалось у писателей-романтиков XIX века и оформлялось как исповедь (поэма Байрона «Шильонский узник», поэма Лермонтова «Мцыри»). Горький, как и предшествующие романтики, использует приём самораскрытия героя.

Рассказывая легенды и истории молодому слушателю, старики объясняют свои собственные взгляды на жизнь —раскрывают своё мировоззрение, свою систему жизненных ценностей.В-шестых, в каждом рассказе описание героев и событий дано в романтическом стиле, который характеризуется множеством красочных эпитетов, ярких сравнений, неожиданных метафор. Примером могут служить портреты стариков.

«Макар Чудра» начинается с описания старого цыгана: «Он полулежал в красивой, сильной позе (…), методически потягивал из своей громадной трубки, выпуская изо рта и носа густые клубы дыма, и, неподвижно уставив глаза куда-то (…) в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал…».

В начале «Старухи Изергиль» помещается подробный портрет старой молдаванки, похожей на романтическую ведьму: «Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нем и морщинистый нос, загнутый, словно клюв совы. (…

) Кожа на лице, шее, руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ожидать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами» (II). В «Песне о Соколе» представлено романтическое изображение крымского чабана Надыра-Рагима-оглы.

Молодой человек, беседующий со стариком, не выписывает подробно его лицо, фигуру, одежду, но подбирает выразительные штрихи: «высокий, седой, сожжённый южным солнцем, сухой и мудрый старик» является неотъемлемой, органичной частью окружающей природы.

Горький использует в рассказах особый строй речи — напевный, похожий на стихотворный. Ритмичность прозы достигается особым подбором слов, постановкой определения после определяемого слова, изобилием выразительных тропов.

Герои-старики рассказывают свои истории молодому человеку, пешком путешествующему по Руси, — единственному реалистическому персонажу в рассказах. В критической литературе его принято называть «автобиографический герой». От него не слышно жалоб на неудобства кочевой жизни, он вносит в произведения дух благородства и оптимизма, пользуется уважением стариков рассказчиков.

Совет

Читатель не знает о нём ничего: ни его имени, ни возраста, ни причин, которые заставили его странствовать. В этом автобиографический герой похож на романтических героев, но в нём есть и другие черты, отличающие его от романтических героев.

Мировоззрение стариков — романтический максимализм — его не устраивает, потому что он знает реальную жизнь, которая сильно отличается от легендарной. Он заинтересованно слушает историю о Радде и Лойко, но не соглашается с жизненной философией Макара Чудры. Он же восхищается красочностью легенд о Ларре и Данко, но критически оценивает жизнь старой Изергиль.

Подводя итог, необходимо отметить, что три анализируемые рассказа по идейно-художественным приёмам относятся к романтизму: смысловая антитеза в основе сюжета, герои с сильными страстями и одной главной чертой характера, «одушевлённый» пейзаж, самораскрытие героя-рассказчика, кольцевая композиция, красочный стиль повествования.

В рассказах звучит типичный для революционных романтиков мотив неприятия окружающей действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центр повествования Горький ставит героев сильных, смелых, не покоряющихся никому и ничему.

Творчество Горького называют интеллектуальным, потому что в основе его произведений лежит спор философских идей. «Есть ли что-нибудь дороже свободы?» — задаёт вопрос Макар Чудра. «В чём бессмертие человека, а значит, и смысл его жизни?» — рассуждает старуха Изергиль. «Безумство храбрых — это глупость или подвиг?» — спрашивает Рагим.

Старики рассказчики отвечают на эти вопросы своими легендарно-фантастическими историями, а автобиографический герой выражает в этих произведениях реалистический взгляд на мир.

Таким образом, в ранних рассказах Горького переплетаются реализм и революционный романтизм, то есть начинает формироваться новое литературное направление, названное позже «социалистическим реализмом».

Если писатели-реалисты XIX века уделяли главное внимание быту, происхождению, воспитанию героя (то есть мотивированности его характера), то Горького интересовала неповторимая индивидуальность героев, в которой проявлялись их потенциальные возможности. В ранних рассказах писатель утверждает смой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.

Источник: http://lit-helper.com/p_Hudojestvennie_osobennosti_rannih_rasskazov_M_Gor-kogo_Makar_Chudra_Staruha_Izergil-_Pesnya_o_Sokole

Литературное направление рассказа «Старуха Изергиль» Горького

Данко.Художник Б. Дехтерев

Рассказ «Старуха Изергиль» является одним из самых известных произведений Максима Горького.
В этой статье представлен анализ литературного направления рассказа «Старуха Изергиль» Горького.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Л. Е. Оболенский о литературном направлении рассказа «Старуха Изергиль»:

«Обыкновенно к романтическому творчеству Горького относят и его рассказ «Старуха Изергиль», написанный уже в 1895 г.

Но, по моему мнению, этот чудный рассказ не имеет ничего общего с романтизмом

В нем скорее чувствуется веяние «символизма», но переходящего в могучую аллегорию, напоминающую лучшие произведения выдающихся западно-европейских поэтов. Да, уже окрепший к тому времени талант Горького сделал из этого рассказа нечто живое и исключительное.

Какую нужно невнимательность к произведениям родного писателя, чтобы не заметить образа Данко, нарочно поставленного рядом с образом Ларры, чтобы этот последний сильнее оттенял героя любви, сжигающего для людей свое сердце вместо факела!<\p>

Разве это романтизм?! Это просто упрек, брошенный современному человеку за его «мертворожденное сердце», брошенный тем современникам, которые «ни теплы ни холодны»…

Нет, назовите, как хотите, это настроение, но только не путайте его с романтизмом

(Л. Е. Оболенский, «Максим Горький и причины его успеха: (Опыт параллели с А. Чеховым и Глебом Успенским)», 1903 г.)

«Лермонтовская энциклопедия» о рассказе «Старуха Изергиль»:

«Людям первых лет Советской власти был близок революционный романтизм… Еще задолго до Октября романтизм молодого М.

Обратите внимание

Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Сказки об Италии» и др.

) явился возрождением и своеобразным продолжением традиций автора «Демона» и «Мцыри» [то есть Лермонтова] — в новых исторических условиях и с новым революционно-оптимистическим содержанием.»

(Голованова Т. П., статья «Сове́тская литерату́ра» в «Лермонтовской энциклопедии», 1981 г.)

«Молодому Горькому были близки вольнолюбивые мотивы Лермонтова, протест против угнетения и насилия, прославление героической личности, нашедшие отзвук в произведениях «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Человек», «Песня о Буревестнике»… и др. Традиции романтизма Лермонтова наполнялись в творчестве Горького жизнеутверждающим оптимизмом.»

(Желтова Н. И., статья «Го́рький» в «Лермонтовской энциклопедии», 1981 г.)

«Литературная энциклопедия» о рассказе «Старуха Изергиль»:

«До революции 1905 у передовых представителей пролетарской литературы (М. Горький) он [пейзаж] имел главным образом романтический характер, резко противопоставлял силу и мощь свободной природы подавленному и угнетенному человеку («Макар Чудра», «Рассказ старухи Изергиль»)…» (Нечаева В., статья «Пейзаж» в «Литературной энциклопедии» в 11 томах, том 8, 1934 г.) «М. Горький начал свою литературную деятельность под знаком активной, революционной романтики в начале 90-х гг… Романтика Горького отразила начало революционного подъема, пафос поднимающегося пролетариата, его протеста против полицейского государства и капиталистического строя в стадии, когда русский пролетариат еще неясно, отвлеченно представлял себе свое положение в обществе, конкретные пути борьбы и желаемый строй будущего общества. Революционная романтика раннего Горького воплощается в аллегорических, фантастических образах, в формах ритмизованного стихотворения в прозе песенного склада («Песня о соколе», 1895; «Песня о буревестнике» 1901), легенды, сказки («Макар Чудра», 1892, «Старуха Изергиль», 1895, «Хан и его сын», 1896 и др.), где исключительные люди совершают необыкновенные деяния, где фоном действия служит мощная, героизированная природа, вдохновляющая свободолюбивого человека. Романтические произведения Горького полны эмоциональности патетики, торжественной декламационности, яркой красочности, метафоричности.» (Храпченко М., Розенфельд Б. и др., статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии» в 11 томах, том 10, 1937 г.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/07/literaturnoe-napravlenie-staruha-izergil-gorkij.html

Литературное направление рассказа “Старуха Изергиль” Горького

Анализ рассказа Горького “Старуха Изергиль” продолжается легендой о юноше по имени Данко. Это был настоящий лидер, красивый и умный, он мог повести людей за собой и зажечь огонь в их сердцах. С болью в сердце осознает Изергиль свою старость.

Кстати, ради своих возлюбленных Изергиль, как и Данко, была способна на многое. Ему удалось совершить то, чего не смогли Ларра и Изергиль – умереть. Он смог погибнуть не только в расцвете сил, но не бесполезно, во имя будущих человеческих жизней.

Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе.

Читая данный рассказ, становится ясно, что в принципе человек может сотворить очень низкие поступки или самые храбрые подвиги. Когда Изергиль смирилась с тем, что она уже стара и не будет такой как раньше, она решает совершить свой подвиг. Пойдя на убийство, она спасает любимого из плена и потом отказывается от его любви. Ведь любовь в неволе это неправильно.

Каждой строчкой Горький доносит до нас, что человеку свойственно различные поступки как самые низкие, мерзкие так и безумно героические. Молодость открывает перед человеком не ограниченные возможности проявить себя. Но неспроста название рассказа «Старуха Изергиль», автор подчеркивает, что молодость очень скоротечна. И необходимо оставить после себя только светлую и добрую память.

Читайте также:  Образ и характеристика долохова в романе война и мир толстого сочинение

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Вторая часть автобиографичная.

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью.

Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».

Хотя и рассказ написан в достаточно сложном стиле повествования, как бы в диалоге между автором и пожилой женщиной.

Этот персонаж является воплощением гордости и чрезвычайного презрения ко всем окружающим. Старуха Изергиль» – это произведение, которое построено по принципу восхождения от худшего сюжета к лучшему. Герой Ларры – это воплощение человеческой гордости. Автор хотел представить сверхчеловека и сверхгероя, который, тем не менее, оказывается в конце поверженным собственным пороком.

Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль.

Важно

В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей.

Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость.

А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

История о Ларре восходит к древним временам полупервобытного общества, что придает повествованию особое очарование.

Старуха Изергиль» – это рассказ, который наполнен отсылками к классическим произведениям данного направления.

анализ рассказа, образы героев

Важный нюанс: старуха Изергиль в рассказе представляет собой довольно противоречивый образ, но, тем не менее, преисполненный высокими идеалами. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь…

Но можно ли считать, что оценка индивидуалиста Ларры старухой Изергиль полностью совпадала с отношением к нему проходящего и самого автора? Для Данко смыслом жизни было служение людям, бескорыстная помощь. Для сына орла главное – это он сам, его желания и свобода.

Источник: http://callbollonez.ru/Literaturnoe-napravlenie-rasskaza-S/

Методическая разработка на тему: «Раннее творчество Горького. Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль»

Цели: 1) Познакомить учащихся с особенностями раннего творчества Горького, показать романтический характер ранних рассказов писателя, повторить термины «романтизм» , «рассказ».

2) Развить навыки аналитической беседы с учащимися через постановку вопросов групп друг другу, активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке через викторину по творчеству писателя. 3) Организовать поисковую и творческую работу на уроке через выступления групп и написание критического отзыва по теме.

4) Воспитать в учащихся человечность, уважение к другим людям и творчеству писателя. ТСО: Высказывания о писателе, выдержки из его рассказов, эпиграф, плакаты учащихся.

Связь с другими предметами: История, эстетика, литературоведение. План: 1. Организационный момент: 1) Вступительное слово учителя 2) Тема и цель занятия 2.

Вступительная часть: 1) Викторина по творчеству Горького 2) Слово учителя 3) Фронтальная беседа с учащимися 3. Основная часть: 1) Выступления подгрупп 2) Аналитическая беседа 4.

Совет

Заключение: 1) Запись в тетрадях 2) Слово учителя 3) Написание критического отзыва на тему: « В жизни всегда есть место подвигу».

5. Домашнее задание: Пьеса «На дне», характеристика героев. Ход урока: Здравствуйте. Садитесь. Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать со слов из письма А. М. Горького к А.

П. Чехову: « Настало время нужды в героическом». Почему я взяла в качестве эпиграфа к уроку именно эти слова? Все дело в том, что тема, которую мы будем разбирать на уроке, отражает стремление писателя показать рвение человеческой души к подвигу.

А это одна из черт его ранних рассказов, с которыми мы познакомимся на уроке. В своих тетрадях запишите число и тему занятия: « Раннее творчество А. М. Горького.

Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль».

( Записывают ) Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к особенностям раннего творчества писателя, выделить его романтические черты, прочувствовать настроение героев, высказать свое мнение об этом.

Но прежде, в мир романтической жизни горьковских героев, я предлагаю вам поучаствовать в викторине, которая посвящена страницам биографии и творческого пути Горького.

Условия ее таковы. Я читаю вопрос, а вы, поднимая руку, отвечаете. За хоровой ответ вопрос снимается. За верный ответ вы получаете жетончик.

У кого из вас в конце викторины жетончиков окажется больше, тот становится победителем и получает «5» в журнал, а 2 и 3 места – «4» или работают еще для получения более высокого результата. Помогать мне будет ассистент – ваш мастер. Условия ясны?

ВИКТОРИНА

1) Назовите три автобиографические повести Горького. ( «Детство», «В людях», «Мои университеты» ).

2) Как называется первый печатный рассказ Горького? ( «Макар Чудра» ) 3) Где он был напечатан? ( В тифлисской газете «Кавказ» ) 4) Кого люди наказали изгнанием за гордость, за то, что он считал себя первым на земле , кроме себя, не видел ничего? ( Юноша Ларра – «Старуха Изергиль» ) 5) Какое произведение Горького носит название времени года? ( Повесть «Лето» ) 6) Чей это портрет: « Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно0синими глазами, тоже бронзовые…?» ( Молдаване, рассказ «Старуха Изергиль» ) 7) « Время согнуло ее пополам, черные когда – то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…?» ( Старуха Изергиль ) 8) «… юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу?» ( Юноша Ларра ) 9) « Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце?» ( Лойко Зобар. « Макар Чудра» ) 10) « О ней словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает?» ( Радда ) 11) Кто « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее « факелом великой любви к людям?» ( Данко, « Старуха Изергиль» ) 12) « …когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы…?» (Орел, « Старуха Изергиль») 13) …когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, « встал ногой на ее грудь, так что из ее уст кровь брызнула к небу?» (Ларра) 14) … спасла своего любимого из плена, уронив и задушив в грязи часового, но когда увидела, что он не любит ее, « дала ему пинка ногой?» (Изергиль молодая) 15) Так играл на скрипке, что « проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз – и замрет оно…?» (Лойко Зобар) 16) Чьи это слова: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам». (Старуха Изергиль) 17) « Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько». (Макар Чудра) Итак, подведем итоги. Посчитайте свои жетоны. (Считают) Молодцы! Вижу, что к занятиям вы подготовились. Как вы уже успели заметить, многие вопросы викторины касались рассказов, о которых пойдет речь на уроке. Это рассказы « Макар Чудра» и « Старуха Изергиль». Обратимся еще раз к теме занятия. Прочитаем ее. (Читают) Какие ключевые слова вы можете выделить? Ответ: Рассказ, романтизм. А если вы сумели их выделить, то должны знать их значения. Что такое рассказ? Ответ: Рассказ – это произведение малой эпической формы, повествующее, как правило, об одном событии, через которое раскрывается суть образа героя. В этом мы с вами и убедимся. А что такое романтизм? Ответ: Романтизм – это художественный метод начала девятнадцатого века для которого характерно интерес к человеческой личности, вера в ее безграничные возможности, в победу над окружающей действительностью. Какие наиболее важные признаки романтизма как литературного направления вы можете выделить? Ответ: 1. В центре романтического произведения стоит человек в его многообразных, непростых отношениях с миром. 2. Необычный герой в необычных обстоятельствах. 3. Внимание к внутреннему миру человека. 4. Наличие двоемирия (первый мир реальный, второй существует в воображении героя). 5. Лиризм проза, использование ярких художественных средств: эпитетов, метафор, необычных сравнений, риторических восклицаний и других. Что ж, надеюсь, что вы будете руководствоваться этими принципами в своих выступлениях. Но не следует забывать о том, что раннее творчество А. М. Горького совпадало с эпохой 90-х годов 19 века – запишите это. Это время бурного развития капитализма в России. Этому способствовал голод 1892 года, когда голодающая деревня двинулась в город в поисках работы и пополнила собой ряды босяков… А кто такие босяки? Ответ: Босяки – это люди, выброшенные на дно жизни, нищие, голодранцы. Эту жизнь Горький хорошо узнал во время своих скитаний по Руси. Запись: Творчество Горького 90-х годов носит романтический характер, отражая стремление масс к лучшей жизни и мечту самого писателя о свободе и справедливости. Благодаря своему характеру Горький смог преодолеть неблагоприятные обстоятельства и осуществи

Источник: http://historylib.net/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-rannee-tvorchestvo-gorkogo-romanticheskij-pafos-rasskaza-staruxa-izergil/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

«Старуха Изергиль» Максима Горького

“Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений.

В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М.

Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя.

Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения.

Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Обратите внимание

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, — все это вызывает в людях только ужас и гнев.

Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё “я” выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь.

Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко – это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль.

Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.

Читайте также:  Сочинение зима мое любимое время года 4, 5, 6 класс

Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Важно

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств.

В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”).

Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает “быль” и “сказку”.

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: “тусклые глаза, “потрескавшиеся губы, “сморщенный нос, загнутый, словно нос совы”, “черные ямы щек, “прядь пепельно-седых волос”.

Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу “человека, живущего среди людей”.

Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь.

Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.

Совет

Подводя черту под всем вышесказанным, хочу поделиться и своими впечатлениями о прочитанном произведении. Могу сказать, что проблемы, затронутые в рассказе, сильно меня взволновали, заставили глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы “свободных” людей натолкнули на мысль, что свобода – это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=81380

Ким егэ «старуха изергиль»

Ночь росла и крепла, наполняясь странными тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу…

      «И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления…

Хотели разорвать его лошадьми — и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много — и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:

      — Спросим его, почему он сделал это?

      Спросили его об этом. Он сказал:

      — Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

      А когда развязали его, он спросил:

      — Что вам нужно? — спросил так, точно они были рабы…

      — Ты слышал… — сказал мудрец.

      — Зачем я буду объяснять вам мои поступки?

      — Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь… Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем…

      — Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее.

      — Но она не твоя! — сказали ему.

      — Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…

      Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

      Долго говорили с ним и наконец увидали, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

      Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

      — Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

      И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись.

                                         ( А.М. Горький «Старуха Изергиль»)

В1. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок.

Ответ: _________________________________________

В2. Кто является главным героем рассказанной старухой Изергиль истории, отрывок из которой приводится в данном фрагменте?

Ответ: _________________________________________

Обратите внимание

В3. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Грянул гром с небес…»)? 

Ответ: __________________________________________

В4. Как называется приём одушевления природы, например: «…листва вздыхала и шепталась…»

Ответ: __________________________________________

В5. Как называется описание картин природы, с которого начинается данный фрагмент?

Ответ: ___________________________________________

В6. К какому жанру принадлежит история, рассказанная старухой Изергиль?

Ответ: ____________________________________________

В7. К какому литературному направлению, черты которого отразились, в частности, в произведении «Старуха Изергиль», был близок М. Горький в своём раннем творчестве?

Ответ: ____________________________________________

В8. Каким термином называют какую-либо значимую и емкую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «холодные и гордые» глаза героя)?

Ответ: _____________________________________________

В9. Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует персонажей: «черноволосую и нежную, как ночь», «сильный, как сама она», «глаза, как у царя птиц»?

Ответ: _____________________________________________

В10. Определите, какой стилистический прием, свойственный поэтической речи, М. Горький использует в тексте: «И забыли о ней», «И, когда ее спросили», «И разговаривали с ним» и т.д.?

Ответ: _____________________________________________

В11. Установите соответствие между тремя способами создания художественного образа и приведёнными примерами из текста. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ                                               ПРИМЕРЫ

А) портрет                                 1) «А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет                                                                        больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого».

Важно

Б) пейзаж                                2) «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»

В) несобственно-                   3) «Ночь росла и крепла, наполняясь 

прямая речь                                    странными, тихими звуками»

                                                    4) «А его мать стояла перед ними  на коленях и молчала, не находя

                                                     ни слёз, ни слов, чтобы умолять о  пощаде».

В12. Как называется средство иносказательной выразительности, использованное Горьким: «дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»?

Ответ: ____________________________________________________

13. Установите соответствие между тремя основными персонажами произведения и их судьбой. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                                   СУДЬБА

А) Данко                                             1) наступил на сердце

Б) Ларра                                            2) убит рукою Изергиль

В) осторожный человек                  3) вынул сердце, чтобы осветить                                                                 путь людям

               4) обречён на вечную жизнь

В14. Описывая скитания Ларры, Изергиль многократно использует один и тот же глагол. («И вот он ходит, ходит повсюду…И всё ищет, ходит, ходит…»). Как называется эта стилистическая фигура?

Ответ: ____________________________________________

В15. Как называется намеренное преувеличение признаков и свойств предметов или явлений («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»)?

Ответ: ____________________________________________

Совет

В16. Судьбе Ларры в рассказе противопоставлен сюжет о Данко, пожертвовавшем собой во имя людей. Как называется резкое противопоставление предметов и явлений в художественном произведении?

Ответ: ___________________________________________

В17. Назовите термином вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («…за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»).

Ответ: ___________________________________________

В18. Установите соответствие между героями произведения и доминирующими качествами их личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                                   КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Данко                                            1) крайний индивидуализм

Б) Ларра                                           2) альтруизм

В) старуха Изергиль                       3) стремление к яркой,                                                                                  исключительной жизни

             4) алчность

В19. Вместо одного названия предмета автор употребляет другое название, связанное с ним логической смежностью («Смотри – вон, тёмный, бежит степью!»). назовите это художественное средство.

Ответ: ____________________________________________________

В20. Установите соответствие между тремя персонажами «Старухи Изергиль» и соответствующими цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ                                                   ЦИТАТЫ

А) Данко                  1) «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»

Б) Ларра                  2) «мрачные все, как демоны. А ведь ты молодой и сильный»

В) повествователь  3) «красивые – всегда смелы»

                                 4) «всё лицо у него было изрублено крест-накрест саблями»

С1. Какие черты характера героя позволяет раскрыть данный фрагмент текста?

Обратите внимание

С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) звучит тема  гордыни, тщеславия и «превосходства, быть может, мнимого» и чем эти произведения созвучны легенде о «сыне орла»?

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/m_gorkij/m_gorkij_starukha_izergil/101-1-0-184

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector