Тема родины в творчестве ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Ахматова А. А

Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Анна Ахматова «гостила на земле» в трагическую эпоху, — трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. . Само понятие родины менялось в ее поэзии.

Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы. По аллее проводят лошадок, Длинны волны расчесанных грив. О пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив. Потом родиной становится Петербург.

Здесь проходит молодость, Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность — все это связано с Петербургом: Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Н ад которой держали венки Молодые твои серафимы, — Город, горькой любовью любимый.

В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу.

Обратите внимание

Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой. Первые сборники стихотворений — «Вечер» и «Четки» — посвящены, в основном, любовной теме.

Сборник «Белая стая» включал в себя стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго и тяжело болеет.

Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной. В «Белой стае» тема Родины заявлена с большой силой.

Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину.

Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику — у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так, княжна Марья в «Войне и мире» пишет в своем письме: «…

Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты Бог знает как и зачем…

Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви…» Морозное солнце. С парада Идут и идут войска. Я полдню январскому рада, И тревога моя легка. Здесь помню каждую ветку И каждый силуэт. Сквозь инея белую сетку Малиновый каплет свет.

Анна Ахматова может отождествить себя с известными в истории страдалицами за родную землю: «Мне с Морозовою класть поклоны… с Жанной на костер опять. » Так она напишет в 1962 году в стихотворении «Последняя роза».

Важно

Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой. Но тема жертвенной любви к Родине появилась много раньше.

Думали нищие мы, нету у нас ничего, А как стали одно за другим терять, Так, что сделался каждый день Поминальным днем, — Начали песни слагать О великой щедрости Божьей Да о нашем бывшем богатстве.

Это стихотворение открывает «Белую стаю». Стиль сборника, пронизанного трагическими предчувствиями, строг, аскетичен.

Аскетизм во всем — вплоть до траурно звучащего ритмического рисунка дольника, — стихотворного размера, которым писала Ахматова. В тяжелую для Родины годину и поэту не до прикрас. Сборник стихов «Подорожник» выходит в 1921 году.

В Россию пришло время больших перемен. Одни принимали революцию и воспевали ее, другие уезжали в эмиграцию.

Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был » далеки от приятия революции, но далеки и от политической ненависти.

Анна Андреевна решает проблему нравственного выбора по-христиански. Она не просит, чтобы ее миновала горькая чаша, не бежит от судьбы.

Стихотворение «Ты — отступник» адресовано конкретному человеку, в основе его ситуация из личной жизни Анны Ахматовой.

Ее близкий друг, художника Борис Анреп уезжает из России в Англию.

Совет

Для чего ты, лихой ярославец, Коль еще не лишился ума, Загляделся на рыжих красавиц И на пышные эти дома? Так теперь и кощунствуй, и чванься, Православную душу губи, В королевской столице останься И свободу свою полюби.

В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, святые иконы. Он губит свою «православную душу», как бы отдавая ее дьяволу, и теперь «не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать».

Иноземная свобода противопоставляется «благодати». Спасти душу отступника может лишь молитва праведника («оттого-то но время молитвы/ Попросил ты тебя поминать»). Спор с Анрепом продолжается и позже в лирике Ахматовой.

Анна Андреевна твердо стоит на своем: Высокомерьем дух твой помрачен, И оттого ты не познаешь света. Ты говоришь, что вера наша — сон И марево — столица эта. Ты говоришь — моя страна грешна, А я скажу — твоя страна безбожна.

Пускай на нас еще лежит вина, — Все искупить и все исправить можно.

Чувство ответственности за события, происходящие в России, слышится в этих строках. И действительно, Ахматова отличалась от других поэтов осознанием собственной великой миссии. Она была уверена в том, что огромное значение имеет каждый шаг, каждое действие, каждое слово ее в эту трагическую для Родины пору.

Недаром в конце жизненного пути она скажет: «Но я предупреждаю вас, Что я живу в последний раз». Здесь следует сказать о том, что Анна Андреевна, человек верующий, свою жизнь и судьбу рассматривала как возможность отработать все свои долги, чтобы закончить цикл воплощений на Земле.

«Смерти нет, это всем известно, /Повторять это стало пресно, /А что есть, пусть расскажут мне…» И несомненно, что стоицизм, проявленный ею в «годы страшных лет России», имел своим истоком ее сложное, далеко не всем понятное и доступное мировоззрение.

Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы пытались погубить душу родной страны. Стихотворение «Мне голос был…

» в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога: Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал И дух суровый византийства От русской церкви отлетал, Когда приневская столица, Забыв величие свое, Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берет ее, — Мне голос был… Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равных в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году. Ведь она как никто другой понимала суть событий.

В другом стихотворении сборника «Подорожник» сказано: А здесь уж белая дома крестами метит И кличет воронов, и вороны летят.

В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник «Anno Domini», Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение.

В этом стихотворении повторяется формула «А здесь» и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю: А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. Стихотворение «Петроград» продолжает эту тему. Здесь А.

Обратите внимание

Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги.

Вот перед нами строки стихотворения «Лотова жена» из цикла «Библейские стихи»: Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет «родной», относящийся к Содому, душераздирающе точен. А «красные башни» уж не ассоциация ли с родными кремлевскими? Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет.

И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и «нищих духом», то есть смиренных.

Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Requiem», посвященной страданиям репрессирован страны.

В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос ее сливается с голосами тысяч женщин-сестер, вдов репрессированных. И это второй план — как расширение личной ситуации.

Источник: http://historylib.net/tema-rodiny-v-poezii-anny-axmatovoj-axmatova-a-a/

Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой

Анна Ахматова “гостила на земле” в трагическую эпоху, – трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы. По аллее проводят лошадок, Длинны волны расчесанных грив.

О пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив. Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость. Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность – все это связано с Петербургом.

Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки Молодые твои серафимы, – Город, горькой любовью любимый.

В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом,считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Первые сборники стихотворений – “Вечер” и “Четки” – посвящены, в основном, любовной теме. Сборник “Белая стая” включал в себя стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго и тяжело болеет.

Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной.

В “Белой стае” тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину.

Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику – у женщин, потому что они,

Важно

казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так. княжна Марья в “Войне и мире” пишет в своем письме: “… Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты Бог знает как и зачем… Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви… ” Морозное солнце.

С парада Идут и идут войска. Я полдню январскому рада, И тревога моя легка. Здесь помню каждую ветку И каждый силуэт. Сквозь инея белую сетку Малиновый каплет свет. Анна Ахматова может отождествить себя с известными в истории страдалицами за родную землю: “Мне с Морозовою класть поклоны… с Жанной на костер опять.

” Так она напишет в 1962 году в стихотворении “Последняя роза” Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой. Но тема жертвенной любви к Родине появилась много раньше. Думали нищие мы, нету у нас ничего, А как стали одно за другим терять, Так, что сделался каждый день Поминальным днем, – Начали песни слагать О великой щедрости Божьей Да о нашем бывшем богатстве.

Это стихотворение открывает “Белую стаю”. Стиль сборника, пронизанного трагическими предчувствиями, строг, аскетичен. Аскетизм во всем – вплоть до траурно звучащего ритмического рисунка дольника, – стихотворного размера, которым писала Ахматова. В тяжелую для Родины годину и поэту не до прикрас. Сборник стихов “Подорожник” выходит в 1921 году. В Россию пришло время больших перемен.

Одни принимали революцию и воспевали ее, другие уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто бросил землю”, “Мне голос был” далеки от приятия революции, но далеки и от политической ненависти. Анна Андреевна решает проблему нравственного выбора похристиански.

Она не просит, чтобы ее миновала горькая чаша, не бежит от судьбы. Стихотворение “Ты – отступник” адресовано конкретному человеку, в основе его ситуация из личной жизни Анны Ахматовой. Ее близкий друг, художника Борис Анреп уезжает из России в Англию.

Читайте также:  Анализ произведения коробейники некрасова

Для чего ты, лихой ярославец, Коль еще не лишился ума, Загляделся на рыжих красавиц И на пышные эти дома? Так теперь и кощунствуй, и чванься, Православную душу губи, В королевской столице останься И свободу свою полюби. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, святые иконы.

Он губит свою “православную душу”, как бы отдавая ее дьяволу, и теперь “не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать” Иноземная свобода противопоставляется “благодати”. Спасти душу отступника может лишь молитва праведника (“оттого-то но время молитвы/ Попросил ты тебя поминать”). Спор с Анрепом продолжается и позже в лирике Ахматовой.

Анна Андреевна твердо стоит на своем: Высокомерьем дух твой помрачен, И оттого ты не познаешь света. Ты говоришь, что вера наша – сон И марево – столица эта Ты говоришь – моя страна грешна, А я скажу – твоя страна безбожна. Пускай на нас еще лежит вина, – Все искупить и все исправить можно. Чувство ответственности за события, происходящие в России, слышится в этих строках.

Совет

И действительно, Ахматова отличалась от других поэтов осознанием собственной великой миссии. Она была уверена в том, что огромное значение имеет каждый шаг, каждое действие, каждое слово ее в эту трагическую для Родины пору. Недаром в конце жизненного пути она скажет: Но я предупреждаю вас. Что я живу в последний раз.

Здесь следует сказать о том, что Анна Андреевна человек верующий, свою жизнь и судьбу рассматривала как возможность отработать все свои долги, чтобы закончить цикл воплощений на Земле. Смерти нет.

это всем известно, Повторять это стало пресно, А что есть, пусть расскажут мне… И несомненно, что стоицизм, проявленный ею в “годы страшных лет России”, имел своим истоком ее сложное, далеко не всем понятное и доступное мировоззрение.

Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы ни пытались погубить душу родной страны Стихотворение “Мне голос был… ” в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога: Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал И дух суровый византийства От русской церкви отлетал, Когда приневская столица, Забыв величие свое, Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берет ее, – Мне голос был… Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух. Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равные в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году Ведь она как никто другой понимала суть событий. В другом стихотворении сборника “Подорожник” сказано: А здесь уж белая дома крестами метит И кличет воронов, и вороны летят. В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник “Anno Domini”. Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто “бросил землю”. Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение В этом стихотворении повторяется формула “А здесь” и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю: А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. Стихотворение “Петроград” продолжает эту тему. Здесь А. Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги. Вот перед нами строки стихотворения “Лотова жена” из цикла “Библейские стихи”: Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд. Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет “родной”, относящийся к Содому, душераздирающе точен. А “красные башни” уж не ассоциация ли с родными кремлевскими? Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет. И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и “нищих духом”, то есть смиренных. Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой – мать, жена, сестра, провожающая русского солдата. Заключительным аккордом звучит стихотворение “Родная земля”. В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт (“грязь”), и пыль (“хрустит на зубах”), но это и нравственная почва, и первоматерия (“ложимся в нее и становимся ей”). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”, – скажет она потом. Когда-то “сероглазый король” Николай Гумилев верил в то, что миром будут править поэты. Они и правят, только не миром, а тем царством, которое “не от мира сего”. Но никогда еще ни один пророк и ни один поэт не отрекался от своего языка и своего народа, несмотря на “разоренный дом”. “Я верна осталась/ Печальной родине моей”, – писала Ахматова в 1935 году. Там же предсказала она нам “покаянные рубахи”, предписала “нам со свечой идти и выть” (“Зачем вы отравили воду… “).

Известно, какая судьба ждет пророка в его отечестве! Даже участь блудного сына куда завиднее. Но звание Поэта обязывает…

(No Ratings Yet)
Loading…

Фольклорні образи у творі лісова пісня.

Ви зараз читаєте: Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой« Дмитро Загул – МайбутнєОльга Анцибор – Свято спогадів »

Источник: https://ukr-lit.com/tema-rodiny-v-poezii-anny-axmatovoj/

Тема Родины в лирике Ахматовой

Анна Ахматова вошла в русскую литературу, прежде всего, как певец любви. Однако с течением времени лирика поэтессы, родившейся на рубеже веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчестве звучат мотивы самопожертвования и любви к Родине.

Свою позицию истинной патриотки Анна Андреевна ярко выражает в стихотворении, написанном в 1917 году, «Мне голос был. Он зван утешно…».

В те трудные годы революции многие поэты и писатели были вынуждены принять столь нелегкое решение – покинуть страну. Несмотря ни на что Ахматова даже не ставила перед собой какого- либо выбора.

Бросить окровавленную Россию, сбежать пусть даже с «грешной», но родной земли для этой женщины просто неприемлемо и никак не иначе.

Гражданский девиз поэтессы прозвучал в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…». Прибегая к приему антитезы, автор противопоставляет эмигрантов и патриотов, не оставивших родную землю в кровавый час. Однако Ахматова нисколько не обвиняет «беглецов».

«Изгнанник» в ее глазах «вечно жалок», «дорога странника темна», и «полынью пахнет хлеб чужой». Действительно, многие эмигрировавшие чрезвычайно болезненно ощущали свой разрыв с Родиной, тоем более некоторым из них судьба не оставила иного выбора, как пойти по этой «темной дороге» эмиграции.

Участь же оставшихся, по мнению поэтессы, куда выше и достойнее.

О том, насколько близко и глубоко воспринимает события, происходящие в России, о силе ее любви к своей стране и самопожертвовании ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва». Лирическая героиня готова вынести любые испытания, лишь бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Своего апогея гражданственность ахматовской лирики достигает в поэме «Реквием». Репрессии 30-х годов коснулись многих друзей и единомышленников, разрушили семью поэтессы. Отчаянием и болью пронизаны строки поэмы:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Голос ее в то время сливается с голосами тысяч вдов репрессированных. Здесь образ лирической героини приобретает обобщенный характер. В поэме речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута всеобщим ощущением безнадежной тоски и глубоким горем.

Обратите внимание

Таким образом, великая поэтесса, разделившая судьбу многих жен и матерей, сделала памятник народному бедствию.

Говоря о патриотической лирике Анны Андреевны, нельзя не упомянуть о стихотворении «Мужество», написанном уже в годы Великой Отечественной войны, в Ташкенте, куда истощенную. поэтессу, несмотря на ее сопротивление, после долгих настойчивых уговоров эвакуировали из блокадного Ленинграда. Негасимой верой в светлое будущее русского народа проникнуты его строки.

Так трогательно и глубоко еще не было сказано о Родине в ахматовской поэзии, как в одном из уже более поздних произведений – «Родная земля». «…Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею».

Ахматова в этих строчках обыгрывает многозначность понятия «родной земли». Это и почва с того места, где родился человек и где похоронены его предки, превратившиеся в эту почву, и абстрактный символ Родины.

Патриотическое чувство поэтессы нас только могуче, что она просто не смогла бы писать на чужбине. Ей необходимо было чувствовать «родную землю» под ногами, дышать воздухом Родины.

Именно поэтому она полностью разделила судьбу Отчизны со своим народом.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/ahmatova-a-a/tema-rodiny-v-lirike-ahmatovoi.html

Тема родины в творчестве Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой.

Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху.

Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

Важно

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой. Стихотворения первых сборников Ахматовой – “Вечера” и “Четок” – написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике “Белая стая”.

Сборник“Белая стая” был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа.

Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В “Белой стае” появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию.

“И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я”, – пишет она в стихотворении “Майский снег”.

Стихи “Белой стаи” строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах (“Думали: нищие мы…”).

В “Белой стае” возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении “Молитва”. Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой “песенный дар”, близких, друзей, даже ребенка, только бы “туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”.

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным. В “Белой стае” начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

Читайте также:  Анализ произведения некрасова княгиня трубецкая

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что “где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый…”, но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник “Подорожник” выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция – осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане.

Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения “Петроград”, “Не с теми я, кто…”, “Мне голос был;..” далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти.

Совет

Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение “Ты отступник…” адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа.

В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России.

Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты – отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение “Мне голос был…” уже менее конкретное.

Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или “глас свыше” (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме “исхода” праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой. Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой – “не осквернился”) скорбный дух…

Стихотворение 1922 года “Не с теми я, кто…”, вошедшее в третий сборник “Anno Domini”, опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто “бросил землю”.

В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних – о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение.

Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу “бесслезно”, “надменно” и “просто”, поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение “Петроград” продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

Обратите внимание

В стихотворении появляется местоимение “мы”. Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.

В “Anno Domini” появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией: Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькает крыло, Все голодной тоской изглодано, Отчего же нам стало светло? В “Anno Domini” усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворений, близких фольклору, например “Третий Зачатьевский”.

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки…

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме “Реквием”, посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини – арест сына.

Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин – сестер, жен, вдов репрессированных – это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих “невольных подруг”. Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта.

План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет “Распятие” расширяет рамки “Реквиема” до общечеловеческого масштаба. “Реквием” – это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой.

“Реквием” – это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл “Ветер войны” входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат.

Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение “мы”. Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна – это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Важно

Стихотворение “Родная земля” звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова “земля”. Это и грунт (“грязь на калошах”), и пыль (“хруст на зубах”), и нравственная почва, и первоматерия (“ложимся в нее и становимся ею”). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург.

В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну.

К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

Свое сочинение хочу закончить словами самой А. Ахматовой:

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Источник: http://schoolessay.ru/tema-rodiny-v-tvorchestve-axmatovoj/

Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой

Сочинения › Ахматова А.А.

Готовые Домашние Задания

Анна Ахматова «гостила на земле» в трагическую эпоху, — трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. .

Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы.

По аллее проводят лошадок,

Длинны волны расчесанных грив.

О пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив.

Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость, Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность — все это связано с Петербургом:

Был блаженной моей колыбелью

Темный город у грозной реки

И торжественной брачной постелью,

Н ад которой держали венки

Молодые твои серафимы, —

Город, горькой любовью любимый.

В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Первые сборники стихотворений — «Вечер» и «Четки» — посвящены, в основном, любовной теме. Сборник «Белая стая» включал в себя стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России.

Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго и тяжело болеет. Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной.

Важно

В «Белой стае» тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину.

Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику — у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так, княжна Марья в «Войне и мире» пишет в своем письме: «…

Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты Бог знает как и зачем… Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви…»

Морозное солнце. С парада

Идут и идут войска.

Я полдню январскому рада,

И тревога моя легка.

Здесь помню каждую ветку

И каждый силуэт.

Сквозь инея белую сетку

Малиновый каплет свет.

Анна Ахматова может отождествить себя с известными в истории страдалицами за родную землю: «Мне с Морозовою класть поклоны… с Жанной на костер опять. » Так она напишет в 1962 году в стихотворении «Последняя роза». Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой.

Но тема жертвенной любви к Родине появилась много раньше.

Думали нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем, —

Начали песни слагать

О великой щедрости Божьей

Да о нашем бывшем богатстве.

Совет

Это стихотворение открывает «Белую стаю». Стиль сборника, пронизанного трагическими предчувствиями, строг, аскетичен. Аскетизм во всем — вплоть до траурно звучащего ритмического рисунка дольника, — стихотворного размера, которым писала Ахматова. В тяжелую для Родины годину и поэту не до прикрас.

Сборник стихов «Подорожник» выходит в 1921 году. В Россию пришло время больших перемен. Одни принимали революцию и воспевали ее, другие уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь.

Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был » далеки от приятия революции, но далеки и от политической ненависти. Анна Андреевна решает проблему нравственного выбора по-христиански.

Она не просит, чтобы ее миновала горькая чаша, не бежит от судьбы.

Стихотворение «Ты — отступник» адресовано конкретному человеку, в основе его ситуация из личной жизни Анны Ахматовой. Ее близкий друг, художника Борис Анреп уезжает из России в Англию.

Для чего ты, лихой ярославец,

Коль еще не лишился ума,

Загляделся на рыжих красавиц

И на пышные эти дома?

Так теперь и кощунствуй, и чванься,

Православную душу губи,

В королевской столице останься

И свободу свою полюби.

В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, святые иконы.

Он губит свою «православную душу», как бы отдавая ее дьяволу, и теперь «не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать». Иноземная свобода противопоставляется “благодати”.

Спасти душу отступника может лишь молитва праведника («оттого-то но время молитвы/ Попросил ты тебя поминать»).

Спор с Анрепом продолжается и позже в лирике Ахматовой. Анна Андреевна твердо стоит на своем:

Высокомерьем дух твой помрачен,

И оттого ты не познаешь света.

Ты говоришь, что вера наша — сон

И марево — столица эта.

Ты говоришь — моя страна грешна,

А я скажу — твоя страна безбожна.

Пускай на нас еще лежит вина, —

Все искупить и все исправить можно.

Чувство ответственности за события, происходящие в России, слышится в этих строках. И действительно, Ахматова отличалась от других поэтов осознанием собственной великой миссии. Она была уверена в том, что огромное значение имеет каждый шаг, каждое действие, каждое слово ее в эту трагическую для Родины пору.

Недаром в конце жизненного пути она скажет: “Но я предупреждаю вас, Что я живу в последний раз”.

Здесь следует сказать о том, что Анна Андреевна, человек верующий, свою жизнь и судьбу рассматривала как возможность отработать все свои долги, чтобы закончить цикл воплощений на Земле.

“Смерти нет, это всем известно, /Повторять это стало пресно, /А что есть, пусть расскажут мне…” И несомненно, что стоицизм, проявленный ею в “годы страшных лет России”, имел своим истоком ее сложное, далеко не всем понятное и доступное мировоззрение.

Обратите внимание

Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы пытались погубить душу родной страны. Стихотворение «Мне голос был…” в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога:

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал

Читайте также:  Сочинение зима в нашем городе

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берет ее, —

Мне голос был…

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равных в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году. Ведь она как никто другой понимала суть событий. В другом стихотворении сборника “Подорожник” сказано:

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят.

В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник «Anno Domini», Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение. В этом стихотворении повторяется формула “А здесь” и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю:

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту тему. Здесь А. Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги. Вот перед нами строки стихотворения «Лотова жена» из цикла «Библейские стихи»:

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет «родной», относящийся к Содому, душераздирающе точен. А «красные башни» уж не ассоциация ли с родными кремлевскими?

Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет. И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и «нищих духом», то есть смиренных.

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Requiem», посвященной страданиям репрессирован страны. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос ее сливается с голосами тысяч женщин-сестер, вдов репрессированных. И это второй план — как расширение личной ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=QbASmjgF9DU

Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг”. Она обращается к страницам истории России времен стрелецкого бунта, подобно тому как А. С. Пушкин в стихотворении «Какая ночь! Мороз трескучий…» в картине кровавой казни, отнесенной к временам опричнины, оплакивал гибель декабристов. Евангельский сюжет «Распятия» расширяет рамки поэмы до общечеловеческого масштаба.

Источник: http://1soch.ru/ahmatova-aa/raznoe-59/tema-rodiny-v-poezii-anny-ahmatovoy

Тема Родины в лирике Ахматовой

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Стихотворения / Тема Родины в лирике Ахматовой

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Анна Ахматова вошла в русскую литературу, прежде всего, как певец любви. Однако с течением времени лирика поэтессы, родившейся на рубеже веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчестве звучат мотивы самопожертвования и любви к Родине.

    Свою позицию истинной патриотки Анна Андреевна ярко выражает в стихотворении, написанном в 1917 году, «Мне голос был. Он зван утешно…». В те трудные годы революции многие поэты и писатели были вынуждены принять столь нелегкое решение – покинуть страну. Несмотря ни на что Ахматова даже не ставила перед собой какого- либо выбора.

Бросить окровавленную Россию, сбежать пусть даже с «грешной», но родной земли для этой женщины просто неприемлемо и никак не иначе.     Гражданский девиз поэтессы прозвучал в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…». Прибегая к приему антитезы, автор противопоставляет эмигрантов и патриотов, не оставивших родную землю в кровавый час.

Важно

Однако Ахматова нисколько не обвиняет «беглецов». «Изгнанник» в ее глазах «вечно жалок», «дорога странника темна», и «полынью пахнет хлеб чужой». Действительно, многие эмигрировавшие чрезвычайно болезненно ощущали свой разрыв с Родиной, тоем более некоторым из них судьба не оставила иного выбора, как пойти по этой «темной дороге» эмиграции.

Участь же оставшихся, по мнению поэтессы, куда выше и достойнее.     О том, насколько близко и глубоко воспринимает события, происходящие в России, о силе ее любви к своей стране и самопожертвовании ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва». Лирическая героиня готова вынести любые испытания, лишь бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

    Своего апогея гражданственность ахматовской лирики достигает в поэме «Реквием». Репрессии 30-х годов коснулись многих друзей и единомышленников, разрушили семью поэтессы. Отчаянием и болью пронизаны строки поэмы:     Муж в могиле, сын в тюрьме,     Помолитесь обо мне…     Голос ее в то время сливается с голосами тысяч вдов репрессированных.

Здесь образ лирической героини приобретает обобщенный характер. В поэме речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута всеобщим ощущением безнадежной тоски и глубоким горем.     Таким образом, великая поэтесса, разделившая судьбу многих жен и матерей, сделала памятник народному бедствию.

    Говоря о патриотической лирике Анны Андреевны, нельзя не упомянуть о стихотворении «Мужество», написанном уже в годы Великой Отечественной войны, в Ташкенте, куда истощенную. поэтессу, несмотря на ее сопротивление, после долгих настойчивых уговоров эвакуировали из блокадного Ленинграда. Негасимой верой в светлое будущее русского народа проникнуты его строки.

    Так трогательно и глубоко еще не было сказано о Родине в ахматовской поэзии, как в одном из уже более поздних произведений – «Родная земля». «…Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею».

    Ахматова в этих строчках обыгрывает многозначность понятия «родной земли». Это и почва с того места, где родился человек и где похоронены его предки, превратившиеся в эту почву, и абстрактный символ Родины.

Патриотическое чувство поэтессы нас только могуче, что она просто не смогла бы писать на чужбине. Ей необходимо было чувствовать «родную землю» под ногами, дышать воздухом Родины.

Именно поэтому она полностью разделила судьбу Отчизны со своим народом.

Добавил: svetlorusaya

86445 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00535601319584436544

Тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой

Так молюсь за Твоей литургией

 После стольких томительных дней, 

Чтобы туча над темной Россией

 Стала облаком в славе лучей.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) жила и создавала свои прекрасные стихи в очень сложное время — время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Она начинала как «женская» поэтесса, описывавшая капризы женской души, но под влиянием времени стала гражданским поэтом.

Начало ее творческого пути было завидным: первый же сборник «Вечер» стал очень популярным, многие девушки и женщины узнали в ахматовской героине себя -так точно и психологически верно Ахматова описала женскую любовь и ненависть.

Ахматова сразу же выдвинулась в первый ряд поэтов, хотя потом она сама признавала свои ранние стихи слабыми. Но так говорят все поэты.

До трагических событий в России Ахматова выпустила еще один сборник стихов — «Четки», где она закрепила свою славу «женского» поэта. Она создала образ своей современницы, запечатлела тот мир, который скоро должен был разрушиться.

Словно предчувствуя это, Ахматова описывала этот мир ярко, рельефно, очень точно, обращая внимание на любую деталь. Но очень скоро и самой Ахматовой, и другим поэтам пришлось выбирать между свободным творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали создавать чудесные строки и строфы. Не стала исключением и А. Ахматова.

Совет

Переломным сборником в творчестве поэта стал сборник «Белая стая», в который вошли стихи о любви и Родине. Именно тема Родины стала ведущей для Ахматовой после 1917 года. Здесь она проявляет себя как ученица и наследница Некрасова.

В стихах «Белой стаи» лирическая героиня уже осознает неустойчивость всего привычного строя жизни, хрупкость самой жизни, ее мироощущение полно тревоги и предчувствия страшной беды. Разразившаяся война 1914 года была воспринята Ахматовой как великая скорбь. В ее стихах мотив скорби, плача становится центральным. Ее муза так же, как и у Некрасова, — муза скорби и печали.

Героиня лирических стихов Ахматовой ощущает, что она «на сто лет состарилась», теперь для нее «тени песен и страстей» стали тяжким и ненужным грузом. Она молит Бога о том, чтобы он помиловал ее дом и близких («Утешение»). Теперь она понимает, что такое настоящие страдания, а не выдуманные. Эти страдания оказываются более тяжелыми и невыносимыми.

Под влиянием катастроф Ахматова открывает в себе пророческий дар:

Нет, царевич, я не та,

Кем меня ты видеть хочешь.

И давно мои уста

 Не целуют, а пророчат.

Пророчество становится особым способом проявить свое отношение к миру и ко времени. Ахматова, особенно в последующих сборниках стихов, считает себя Кассандрой. В отдельных стихотворениях достигается религиозный накал чувств:

Как дым от жертвы, что не мог 

Влететь к престолу Сил и Славы,

А только стелется у ног,

Молитвенно целуя травы, —

Так я, Господь, простерта ниц:

Коснется ли огонь небесный

 Моих сомкнувшихся ресниц

 И немоты моей чудесной?

Источником вдохновения для Ахматовой стала Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, ведь она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия. Так она проявляла свою гражданскую позицию:

Не с теми я, кто бросил землю

 На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Между прочим, то, что Ахматова осталась в такое страшное время в России, поддерживало многих людей. Она была символом той великой культуры, которую растоптали большевики, но которая не умерла.

Сама Ахматова воспринимала себя так же: она считала, что призвана сохранить «живое русское слово» для потомков.

Россия для нее теперь связана с великой русской литературой, которую она призвана продолжать, и прежде всего — с творчеством А.С. Пушкина.

Все свои переживания и мысли поэтесса выражает в общечеловеческих и евангельских образах, которые символически обобщают многовековой исторический опыт человечества. Она считает, что для России настало время тяжелых испытаний, которые необходимо выдержать.

Обратите внимание

В цикле «Белая стая» появляются новые темы ахматовской поэзии: тема крушения прежней жизни под напором исторических обстоятельств, тема грозной власти истории над человеком, тема поэта-пророка. Сквозные мотивы скорби, разлуки, смерти усиливают трагическое звучание стихотворений.

В этом цикле Ахматова оттачивает свое умение в сжатых, емких строках стихотворения дать глубокое и значимое для всех содержание. Ее психологизм становится общечеловеческим, она описывает чувства, характерные для всех людей, встречающихся со страшными событиями.

Сама поэтесса так писала об этом в своем дневнике: «…и еще важнее, чтобы каждое слово в строке стояло на своем месте, как будто оно там уже тысячу лет стоит, но читатель слышит его вообще первый раз в жизни.

Это очень трудный пуч ь, но, когда он удается, люди говорят: «Это про меня, это как будто мною написано»».

Мастер психологизма Ахматова здесь достигает вершины мастерства, особенно когда пишет о русских матерях. Она сама пережила большое горе: расстреляли мужа — Н. Гумилева, арестовали и посадили в тюрьму ее сына — JI. Гумилева. Так она стала ближе к простым русским женщинам, к которым теперь она причисляла и себя.

Идея поэмы «Реквием» возникла тогда, когда она стояла в очередях, чтобы передать посылку в тюрьму сыну. И как-то одна из женщин, стоявших рядом, повернулась к ней и спросила: «Вы ведь поэт?» Ахматова ответила, что да. «Вы можете об этом написать?» — спросила женщина. «Могу», — ответила Ахматова.

В этой поэме тема Родины и людского горя достигает невиданных высот.

Эта поэма писалась очень долго, потому что должна была вместить в себя две эпохи — старую, царскую и новую, советскую. Ахматова дает нам психологическое свидетельство тех ужасных и трагических времен. Я считаю, что «Реквием» — одно из лучших произведений в русской поэзии.

Источник: http://lit-helper.com/p_Tema_Rodini_v_tvorchestve_A_A__Ahmatovoi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector