Жанр и особенности жанра поэмы полтава пушкина

Полтава (поэма), действующие лица поэмы, сюжет, цитаты, интересные факты, исполнение

Название Полтава
Жанр поэма
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Написан 1828
Публикация 1829

Полтава — поэма А. С.

 Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам.

При чтении поэмы чувствуется влияние народных песен, сказочных мотивов на её содержание и характер изображения её персонажей.

Действующие лица поэмы

  • Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман
  • Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья
  • Любовь — жена его
  • Мария Кочубей — их дочь (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
  • Пётр Великий — русский царь
  • Карл XII — шведский король

Сюжет

Действие происходит на Украине в городе Полтава. Поэма состоит из трёх песен.

В первой песне повествуется о Марии, дочери генерального судьи Кочубея и крестника, украинского гетмана Мазепы, ставшего, согласно сюжету, любовником Марии. Упоминаются также события Великой Северной войны.

Во второй песне рассказывается о неудачной интриге Кочубея, направленной на устранение Мазепы, о последовавшей казни Кочубея, которую Мария не предотвратила. За исключением роли Марии, данная часть сюжета основана на исторических фактах.

В третьей песне идет описание перехода Мазепы на сторону Швеции, описываемого русскими источниками как измена, собственно Полтавской баталии и дальнейшей судьбы героев.

Цитаты

Мощь и слава войны, Как и люди, их суетные поклонники,

Перешли на сторону торжествующего царя.

Интересные факты

Читая поэму Пушкина «Полтава», не один, вероятно, читатель остановился в недоумении на строках 378-й и следующей, которые звучат так:

Во тьме ночной они, как воры,

Слагают цифр универсалов…

«Универсалами» назывались на украинском языке тех дней гетманские указы. Слово «цифр» здесь употребляется в смысле ], тайнопись.

Исполнение

Художественное чтение

  • 1934 — Антон Шварц.2 Хрестоматийный отрывок «Полтавский бой» слушать
  • 1948 — Василий Качалов
  • 1960 — Всеволод Аксенов

Радиоспектакли

  • 1947 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Михаил Лебедев; Мазепа — Борис Оленин; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Борис Нечаев; Мать Марии — Евдокия Турчанинова; Орлик — Григорий Кириллов. Композитор Виссарион Шебалин.
  • 1953 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Рубен Симонов; Мазепа — Михаил Астангов; Мать — Елизавета Алексеева; Мария — Елена Коровина; Кочубей — Андрей Абрикосов; Орлик — Владимир Осенев.
  • 1975 — Страницы поэмы читают Константин Вахтеров и Наталья Литвинова. Редактор Мириам Ашкинезер.
  • 1981 — Действующие лица и исполнители: Ведущий — Алексей Консовский; Кочубей — Владимир Самойлов; Мазепа — Леонид Марков; Мария — Ирина Акулова; Мать — Нина Архипова; Орлик — Агрий Аугшкап. Режиссёр Вера Дубовская. Редактор Татьяна Абрамова. слушать
  • 1987 — Авторский текст читает Кирилл Лавров. Режиссёр Евгений Агафонов. слушать

Произведения Александра Сергеевича Пушкина

Источник: http://www.cultin.ru/books-poltava-poehma

Жанр поэмы. «Полтава» (1828)

Эта историческая поэма продолжала тему Петра I, начатую «Стансами» и продолженную в написанном вслед за ними романе «Арап Петра Великого». Образ Петра I возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I.

Поэма «Полтава» посвящена победе русской армии над шведами в 1709 г. Композиционный центр поэмы – торжество русского оружия в знаменитой Полтавской битве. Главное достоинство Петра I, обеспечивающее победу, – выражение общенациональных интересов.

Царь ставит перед собой цели государственного масштаба и значения, он далек от узкокорыстных, узколичных устремлений.

Обратите внимание

Вследствие этого он единственный, кто навеки личными усилиями и трудами вписал себя в историю как великий государственный деятель:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

Антипод Петра I – украинский гетман Мазепа. Основу сюжета составляет история его измены, переплетенная с историей его любви к Марии, дочери его ближайшего друга и сподвижника Кочубея, оставшегося верным России, Петру I и казненного царем по навету Мазепы.

Пушкин, по его собственным словам, не нашел в Мазепе ни одной привлекательной черты. Мазепа и в самом деле изображен хитрым, коварным и злобным человеком. Его аморальность, бесчестие, вероломство, мстительность и лицемерие превращают его в исчадие ада. В нем нет ничего святого.

Он привык добиваться своих целей любой ценой, переступая через людей и через кровь.

Мазепа соблазняет свою крестницу, что по всем законам – светским и церковным – считалось тяжким преступлением, а отца ее предает публичной казни и уже приговоренного к смерти подвергает жестокой пытке, чтобы выведать у него признание, куда тот спрятал свои богатства.

У Пушкина вызывает отвращение не только Мазепа-человек, но и Мазепа-политик. В политической деятельности Мазепа также аморален: он воюет не за свободу Украины, а за личную власть, которую мыслит как деспотизм. Поэтому Пушкин настаивает на том, что Мазепа презирает свободу.

Однако, обманывая своих сторонников и привлекая их мечтой о независимости Украины, которая была жемчужиной в короне русского царя, а не угнетенной и обираемой колонией, Мазепа представляет свою измену как борьбу за свободу.

Пушкин проницательно обнажает лживость обещаний Мазепы: Украина, отпав от России, лишившись российской помощи и поддержки, стала бы легкой добычей Швеции или Польши и скоро потеряла бы свою независимость, а Швеция и Польша из друзей быстро превратились бы в захватчиков, которые растерзали бы Малороссию, как тогда называлась Украина. Практическая подготовка заговора представлена в поэме как гнусная польская интрига:

Торгуют царской головой,

Торгуют клятвами вассалов.

Важно

Истинные мотивы измены Мазепы чисто личные. Они хорошо известны Пушкину: месть оскорбившему его Петру I, хоть царь своей щедростью и лаской сделал все, чтобы загладить свою оплошность, ненасытное властолюбие, желание отторгнуть Украину от России и стать «царем Украйны»:

И скоро в смутах, в бранных спорах,

Быть может, трон воздвигну я.

В этих условиях Мазепа сделал ошибочную ставку на Польшу и Швецию.

Есть, однако, и еще одна тайная причина вражды Мазепы к Петру I: украинскому гетману ненавистны преобразования русского царя. Мазепа хотел бы направить развитие Украины вспять, в прошлое. Недаром его окружают «друзья кровавой старины». Сторонники Мазепы подобны московским стрельцам, поднявшим неправый бунт.

Поэма запечатлела знаменательный исторический итог: Карл XII и вместе с ним Мазепа терпят поражение и вынуждены бежать. В чем причины победы Петра I и его сподвижников?

Байрон написал поэму «Мазепа», в которой объяснил поражение Карла XII и Мазепы случайностью истории: трагизм истории в том, что вчерашний победитель сегодня оказывается побежденным. Тем самым в истории мира нет закономерности и царствует случайность.

Пушкин читал поэму Байрона и выдвинул свою точку зрения. В его поэме утверждается иное. Да, говорит Пушкин, вчерашний победитель сегодня оказывается побежденным, но это происходит не потому, что история – царство сплошного случая.

В истории есть закономерность: Мазепа может коварно погубить невинного, честного и преданного Кочубея, но в конце концов все встает на свои места, и Петр I торжествует над Мазепой так же, как молодая держава, рвущаяся к морю, к дружбе с другими европейскими странами, к свету, к просвещению, к процветанию и благоденствию празднует победу над Карлом XII, который хотел задержать ее развитие, оружием помешав намеченным прогрессивным начинаниям.

«Полтава», несмотря на ее исторический характер, тесно связана с современностью не только своей философией, но и сюжетом.

Речь идет о явной ошибке Петра I, поверившего Мазепе и не поверившего Кочубею, сообщившему царю об измене гетмана. В историю Мазепы включен рассказ о «бунте» Кочубея, который построен так, чтобы вызвать у читателя ассоциации с недавними событиями декабря 1825 г.

и последующими репрессиями. Богатый и знатный Кочубей, принадлежавший к аристократическим родам Украины, проявил исключительную решимость и организовал нечто вроде заговора против всесильного гетмана, любимца Петра I.

Совет

Он хотел защитить честь, достоинство, собственные права и думал о счастье своей родины. Но замысел его был раскрыт, а за этим последовала жестокая, мучительная и несправедливая казнь его и близких к нему людей.

В поэме она выдвинута в самый центр повествования и изображена особенно красочно, подчеркнуто эмоционально, с рядом запоминающихся многозначительных деталей.

Историей Кочубея «Полтава» включалась в число злободневных произведений. Заговор, действия Кочубея, неправая казнь получают особое смысловое наполнение – не только личного, но и общественного значения. Здесь слились обе линии повествования – историческая и личная.

Поскольку казнь Кочубея – очевидная ошибка Петра I, то Пушкин намекал ею на такую же ошибку Николая I, казнившего декабристов.

С точки зрения Пушкина, декабристы выступили в защиту своих исконных прав родового, аристократического дворянства, которое было унижено и отстранено от управления страной.

В этом смысле мятеж декабристов, в котором приняли участие отпрыски родовитых аристократических семейств, был в глазах Пушкина отчасти исторически оправдан. Следовательно, в «Полтаве» содержался и урок Николаю I, и назидание ему: император призывался к союзу с древнейшими родами, к союзу с древней аристократией.

Читайте также:  Сочинение любовь в патриархальном мире в пьесе бедность не порок островского

В «Полтаве» возникнет и другая идея, которая получит развитие в более позднее время. Речь идет об идее «милости», о «прощении» царем своих врагов-учителей.

Обратите внимание

Мстительному и жестокому Мазепе, не умеющему прощать, противопоставлен милосердный русский царь, прощающий обиды и поднимающий кубок за врагов, научивших его воевать. Эта идея также связана с побуждением, обращенным к Николаю I, помиловать декабристов.

В дальнейшем творчестве Пушкина она будет сопряжена с идеей гуманизма, в духе которого Пушкин наметит разрешение исторических, социальных и иных противоречий.

К 1826–1830 годам относятся первые обращения Пушкина к прозе.

«Арап Петра Великого» (1827–1829).Название этого неоконченного исторического романа Пушкину также не принадлежит и дано редакторами. Как ясно из заглавия, он связан с темой Петра I и с «семейственными преданиями». Кроме того, как говорил Пушкин, «лета к суровой прозе клонят».

Друг Пушкина А.Н. Вульф писал: «Главной завязкой этого романа будет неверность жены сего арапа, которая родила ему белого ребенка и за то была посажена в монастырь». В романе развернуты контрастные сцены – «парижские» и «русские», черты «старого» и «нового» быта.

Личность главного героя определяет историческое время с его настоятельной потребностью в преобразованиях: Ибрагим становится на сторону Петра I и оказывается в числе преобразователей-патриотов, в которых Россия испытывает острую нужду. Для «огромной мастерской», какую представляла собой Россия, нужны были наделенные природным умом и образованные работники.

Одним из них и стал Ибрагим, отправленный Петром Великим во Францию. Возвращаясь из Франции в Петербург, Ибрагим сравнивает Россию с Францией и делает выбор в пользу России и ее социально-культурного уклада. Франция в его глазах – «общий вихрь» «веселых забав», тогда как Россия – мастерская, где «каждый работник, подчиненный общему порядку, занят своим делом».

Отчетливо противопоставлены герцог Орлеанский, жаждущий наслаждений и пребывающий в растерянности, и Петр I, государь «Высокой души», «вечный работник на троне».

Период 1826 – первой половины 1830 г. ознаменовался в лирике увеличением числа стихотворений философского характера. Пушкин продолжил спор с философско-эстетическими идеями Просвещения, углубил романтическое представление о поэте-избраннике, внеся в него поправки, делающие образ поэта более «простым» и земным.

Основным жанром лирики остается элегия, главные признаки которой – гармония противоречивых чувств и живая, разговорная интонация неторопливого раздумья. Она создается путем совмещения различных стилей. Элегия все больше превращается в стихотворение свободной формы, независимое от каких-либо регламентаций и правил.

Такая тенденция свойственна и другим жанрам. Это означает, что Пушкин получил возможность свободно, не оглядываясь на тему, устаревшие жанровые приличия, выражать свой внутренний мир. Стиль лирики также становится проще и теряет книжность.

Важно

Вместе с тем Пушкин тонко чувствует заложенные в жанре возможности, опирается на них и заново вызывает к жизни, освежая свой жанровый и стилистический арсенал. По этому пути он пойдет и в дальнейшем.

В этот период Пушкин впрямую обращается к прозе, намечая переход к ней в последующие годы. В прозе и в поэмах вызревают новые социальные и философские идеи, формируется новый (одни исследователи назовут его универсальным, другие – бытийным, третьи – реалистическим) стиль будущих поэтических и прозаических произведений.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/3844.html

Художественные особенности поэмы «Полтава»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая современников, заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пушкина.

Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с одной стороны, и с периодом господства нового, весьма своеобычного литературного вида — романтической поэмы, с другой стороны. «Полтава», как замечает П.

Измайлов, «Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами. .. В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина».

Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.

Композиция поэмы объединила повествование об исторических событиях и историю отношения семьи Кочубея и гетмана Мазепы.

Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвящении произведения Марии Волконской, имя которой заменено на Матрёна, и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью:

Тебе — но голос музы тёмной Коснется ль уха твоего? Поймешь ли ты душою скромной Стремленья сердца моего?.. Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей, Одно сокровище, святыня,

Одна любовь души моей.

Совет

В создании художественных образов участвуют постоянные эпитеты, через которые выражается авторское отношение к героям.

Кочубей — «старый», «богат и горд», «богат и славен», «старец непреклонный», «несчастный» (3 раза), «безвинный» (2 раза); Мазепа «стар», «коварный», «старик» (2 раза), «злой старик», «гетман скрытный», «злодей» (3 раза), «Иуда», «старец» (4 раза), «мрачен», «тихой и угрюмый», «изменник», «ученик царя», «святой невинности губитель», «любовник жестокий»; Мария «младая», «робкая», «пугливая», «бедная дева», «краса черкасских дочерей», «дева робкая»; Петр «гений», «прекрасен», «могущ и радостен» и т.д. Одновременно вместе с образами прошлого в текст входят автобиографически важные размышления о ссылке и о палаче. Они отражают пребывание Пушкина в Михайловском, когда он и ознакомился с потрясшими его поэмами «Войнаровский» Рылеева и «Мазепа» Байрона, со стихами о Кочубее и его обольщённой дочери. Кроме того, в поэму органично включены раздумья поэта о своенравии и о славе, придавшие «Полтаве» субъективно-лирическое звучание. Приведём примеры отдельных отрывков из поэмы. Вот как мы узнаём о негодовании Мазепы: Но как он вздрогнул, как воспрянул, / Когда пред ним внезапно грянул / Упадший гром!.. Вот как описана украинская ночь: Тиха украинская ночь, / Прозрачно небо, звезды блещут… Становится очевидным, что на первый план выходит личность поэта, и мы не иначе, как через неё, всё принимаем и понимаем. Все приведенные цитаты свидетельствуют о лирической активности позиции поэта в качестве субъективно настроенного повествователя. Между тем внешний мир: усадьба Кочубея, место казни, участие в событиях Мазепы, ожидание битвы и само Полтавское сражение — представлены объективно, изобразительно подробно, описательно:

Богат и славен Кочубей, Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора Окружены его садами. И много у него добра: Мехов, атласа, серебра И на виду, и под замками. Пестреют шапки. Копья блещут. Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях ровняются полки. Толпы кипят. Сердца трепещут. …И вот, Идут они, взошли. На плаху, Крестясь, ложится Кочубей. Как будто в гробе тьмы людей Молчат. Топор блеснул с размаху, И отскочила голова… Свершилась казнь.

Народ беспечный Идет, рассыпавшись, домой, И про свои заботы вечны

Уже толкует меж собой.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Здесь детали создают эпическую картину мира и исторические образы участников событий. Автор-повествователь при этом как бы остаётся сторонним наблюдателем, стремящимся к объективности и точности. Между тем данная эпическая объективность дополняется психологической характеристикой героев и самого автора:

Не столь послушно, не слегка, Не столь мгновенными страстями Пылает сердце старика, Окаменелое годами. Упорно, медленно оно

В огне страстей раскалено…

В эпически объективное описание казни то и дело вторгаются эмоциональноокрашенные эпитеты, метафоры и олицетворения, наполняющие повествование лирическим звучанием:

На нем гуляет, веселится Палач и алчно жертвы ждет, То в руки белые берет, Играючи, топор тяжелый,

То шутит с чернию веселой.

Обратите внимание

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место.

Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию её родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей.

В портрете Марии характеристики «преступница», «своенравная, гордая», «ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в её судьбе.

Читайте также:  Сочинение маменька в повести толстого детство (образ мамы)

Монологи и диалоги героев составляют значительную часть произведения: вторая глава практически целиком состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью. Автор то оставляет их без комментариев, то дает собственную характеристику внутреннего состояния персонажей и окружающей обстановки.

Мазепа, размышляя над доносом Кочубея: «В горести притворной / К царю возносит глас покорный»; в разговоре с Марией он «мрачен, ум его смущён жестокими мечтами», «с нев-ниманьем / Он хладно потупляет взор». Эпитеты притворно, хладный, сонный, мрачный, жестокий в данном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойственную лирическому роду.

Лиризмом проникнуто рписание состояния Кочубея («печальный»,^ «с сокрушением сердечным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает», «безвинный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодушный, / Как агнец, жребию послушный»).

Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором участвуют в создании у читателя определенного настроения, которое меняется в зависимости от отношения к тому или иному персонажу или событию. Пушкин сохраняет на протяжении всего произведения активное использование метафор.

Именно образ Мазепы в поэме отличает «разработанность, психологическая насыщенность». Он противопоставлен Петру. В эпическом плане бывшие победы Мазепы не представлены, зато победа Петра описана во всех деталях. И Мазепа, и Петр пируют в «Полтаве», но Мазепа «равнодушно», а Петр «гордый, ясный, полон славы», потому и «пир его прекрасен».

Важно

Именно посвященные Петру стихи наполнены «совершенством выражения», отличающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие эпитетов и сравнений, которое уже отмечалось в портрете Марии, характерно и для создания образа Петра. В создании же конкретноисторического образа петровской победы использованы эпические детали и подробности. Сведение же в одном произведении исторической темы, изображения событий прошлого и современного взгляда на них находят выражение в сочетании эпического и лирического начал, как это и происходит в «Полтаве» Пушкина.

— Какие художественные приемы используются при описании украинской ночи? Почему? (используются эпитеты тиха, спокойно, передающие состояние природы и одновременно подчеркивающие состояние Кочубея перед казнью)

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/xudozhestvennye-osobennosti-poemy-poltava/

А.С.Пушкин «Полтава»: Жанр, композиция, персонажи. — презентация

1 А.С.Пушкин «Полтава»: Жанр, композиция, персонажи.<\p>

2 История создания поэмы А.С. Пушкина «Полтава». А.С. Пушкин увлекается исторической тематикой, и в частности эпохой и личностью Петра I, и пишет свою известную поэму «Полтава» в годах.<\p>

3 Особенности жанра. Поэма (от греческого творить) лироэпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.<\p>

4 Пушкин в «Полтаве», обращаясь к историческим событиям, утверждает: не слепая сила судьбы и случая играет решающую роль в истории; для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные, исторические и нравственные критерии.<\p>

5 Вчерашний победитель может сегодня пасть; но обычно в истории это результат не роковой случайности, а скрытой за нею закономерности; исход борьбы зависит от нравственного облика борющихся сторон, их способности учитывать уроки истории, от исторических и личных мотивов поступков.<\p>

6 Поражение Карла XII под Полтавой явилось неизбежным следствием достижения русским народом и государством исторической зрелости, следствием нравственного превосходства Петра и его «птенцов» над Карлом XII и Мазепой, а не результатом игры судьбы, коварства и неверности людей, покорно следующих за победителем.<\p>

7 Не только в большом мире, но и в истории, по мнению Пушкина, господствуют нравственные силы (а не слепая случайность). То же самое относится к личной жизни людей. Не только как исторические деятели, но и как частные лица, люди, с его точки зрения, несут и перед собой, и перед другими ответственность за свои поступки, а потому подлежат эстетическому и этическому, нравственному суду. Это относится ко всем персонажам «Полтавы» не только к Петру и Карлу XII, но и к Мазепе, Кочубею, Марии и даже к ее не названному по имени жениху, отправленному Кочубеем гонцом к Петру.<\p>

8 Почему Петр I был для Пушкина любимым историческим деятелем? За что в этот период творчества поэт ценит Петра? А.С. Пушкин ценит Петра I как государственного преобразователя, за его военные победы.<\p>

Совет

9 — Какие реальные исторические события легли в основу поэмы «Полтава»? Северная война, присоединение Украины к России<\p>

10 Северная война (Великая Северная война, Двадцатилетняя война) война, длившаяся с 1700 по 1721 годы, между Шведской империей и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя — Российская со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря годы Шведской империейприбалтийскими РоссийскаяСанкт-Петербург<\p>

11 Фонтан «Самсон…» в Петергофе Построен в честь победы России в Полтавской битве.<\p>

12 Воссоединение Украины с Россией событие, заключавшееся в переходе Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство. (Российское царство) в 1654 году.Войска Запорожского ГетманщинаРоссийское царство 1654 году Гетман Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населен ия Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.Богдан Хмельницкий Алексею Михайловичу Земским собором МосквеправославногошляхтыРечи Посполитой<\p>

13 Особенности сюжета поэмы. Сюжет произведения последовательность изображённых в произведении событий.<\p>

14 Почему сватовство Мазепы воспринимается родителями Марии как грех? Мазепа крёстный отец Марии.<\p>

15 — Каким образом судьбы героев поэмы и России переплетаются? через сюжет произведения — Какие две сюжетные линии переплетаются в поэме? романтическая, любовная и эпическая политическая, государственная<\p>

16 — Что является завязкой действия в поэме? донос Кочубея<\p>

17 Характеристика героев поэмы. — Кто главные герои поэмы? Кочубей, Мазепа, Петр I, Карл XII, Мария.<\p>

Обратите внимание

18 Образ Петра I Героем, стоящим в центре «Полтавы», является Петр, а центральным эпизодом Полтавский бой и пир после победы. Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем».<\p>

19 Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе».<\p>

20 Ясность и величие образа Петра, который Пушкин создает в «Полтаве», проясняет и логику наших размышлений о том, кто и почему остается в истории и памяти народной, и облегчает в этом плане задачу анализа произведения. И название поэмы, и эпиграф к ней, взятый из поэмы Байрона, ставят в центр внимания события исторические, а не частные: «Мощь и слава войны, как и люди, их суетные поклонники, перешли на сторону торжествующего врага».<\p>

21 главное в характеристике образа Петра, -его портрет: «Его глаза стают. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен», на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могуч и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряжённость момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен-ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.<\p>

22 Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь: Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком.<\p>

23 Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «…Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!» Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.<\p>

24 Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих…» Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могуч и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный в поэме. Эпический герой выражает интересы целого народа. В Петре, как в былинном герое, народ видит заступника, освободителя, с ним связывает будущее страны.<\p>

25 — Опишите Петра 1, каким изобразил его Пушкин в поэме: Его внешность; «…Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза». — Как характеризуют Петра его действия в связи с выступлением против него Карла XII? как мудрого, смелого, бесстрашного полководца Как ведет себя Петр во время Полтавского боя? «И он промчался пред полками, могуч и радостен как бой. Он поле пожирал очами». Как такое поведение характеризует царя? как яркую личность, бесстрашного военного полководца<\p>

Важно

26 Почему Мазепа не в состоянии постигнуть натуру Петра I? потому что Мазепа ставит личные преимущества выше государственных.<\p>

27 Образ Мазепы В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:<\p>

28 Говорят: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история. Одна дума, сочиненная Мазепою и напечатанная в истории Бантыш- Каменского, сильнее рисует характер Мазепы, нежели все эпитеты, данные ему автором поэмы». По мнению критика, Мазепа был патриот. Но разве таким представляет его история? Совсем нет! Все его действия нисколько не показывают в нём самоотверженной любви к Малороссии. История представляет в нём хитрого, предприимчивого честолюбца и корыстника, который готов был ничего не пощадить «для себя», обличает в нём характер, не совместимый с высокою любовью к отечеству.<\p>

29 Мазепа, выжитый польскими панами за волокитства из Варшавы, где получил блестящее образование, принят гетмана Самойловичем в дом и был 6 лет учителем его детей. После того гетман Самойлович избавил его от Сибири за преданность Дорошенку, вывел его в люди и всегда отличал его. Но когда Голицын, любимец Софии, так неуспешно совершил безрассудный поход свой против татар, то Мазепа, дабы угодить Голицыну и оправдать его, всю вину неудачи сложил на гетмана Самойловича, оклеветал его, сочинил донос и тем погубил своего благодетеля и его семейство; после сего купил себе у Голицына гетманство.<\p>

30 Но когда упал и сей вельможа, Мазепа не преминул донести Петру о взятках, кои брал с него Голицын, и разными происками, унижая других и выставляя только себя, он вкрался в любовь государя и пользовался его неограниченною доверенностью, в которой Петр уже позднее раскаивался.<\p>

31 Чтобы завладеть сокровищами удалого и для него опасного Палея, Мазепа зазвал его к себе, заключил в темницу, а потом сослал в ссылку; чтобы погубить Миклашевского и Мировича, он заставил их с горстью казаков защищать крепости против сильных отрядов; требовал казни отца своей любовницы Кочубея и Искры за справедливый на него донос.<\p>

32 После того Мазепа соединяется с Карлом против Петра; но видя неудачу свою, опять обращается к Петру с предложением предать Карла. Такие преступные действия НЕ клонились к освобождению Малороссии для её блага: он не имел того в виду и хотел сделать её независимою для себя, свою независимость хотел утвердить он, завладев Малороссией.<\p>

33 Доказательствами послужит то, что он никогда не соблюдал выгод Малороссии и грабил её; что он не имел, да, кажется, и не старался приобрести народную любовь, и до того был нетерпим малороссиянами, что, вступая в гетманство, должен был выговорить стрелецкий полк для охранения своей личности и позже также содержал гвардию из заднепровской вольницы и волхвов.<\p>

Совет

34 «Нечестное» сватовство его и связь с дочерью Кочубея Матроною (Мариею) своею крестницею, родная сестра которой была за его племянником Обидовским, показывает, как он не уважал мнение малороссиян, до чрезвычайности приверженных своим обычаям.<\p>

35 «Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты». известный пушкинист Б.С. Мейлах.<\p>

36 — Опишите Мазепу, каким изобразил его А.С. Пушкин в «Полтаве»: — Как ведет себя Мазепа по отношению к Марии? любит ее, но в то же время казнит её отца почему? для Мазепы личные интересы превыше всего — Почему Мазепа предал Петра I? «Я слово смелое сказал. Смутились гости молодые царь, вспыхнув, чашу уронил и за усы мои седые меня с угрозой ухватил. Тогда, смиряясь в бессильном гневе, отмстить себе я клятву дал…» — Как ведет себя Мазепа во время Полтавского боя? понимает, что Петр сильнее Карла — Сравните отношение народа к Мазепе и к Петру, народ любит Петра и презирает Мазепу.<\p>

37 Образ Карла XII Точен поэт в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. Подлинную оценку событий и исторических лиц дает сама история. Памятником Петру стала Полтавская битва: «Лишь ты воздвиг, герой!»<\p>

38 В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лжегероем. Легкомыслие и честолюбие отличительные черты его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла, которое в итоге признает даже его временный соратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому лишь «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».<\p>

39 Опишите Карла XII, изображенного в произведении: — Его внешность; («В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился») — Как ведет себя Карл XII во время Полтавского боя? («Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки») — Сопоставьте поведение Петра и Карла в момент боя. (выявление ученического понимания проблематики произведения) — Кого из героев оставляет в памяти история? Почему? (выявление ученического понимания проблематики произведения)<\p>

40 Художественные особенности поэмы «Полтава». «Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.<\p>

41 Композиция поэмы объединила повествование об исторических событиях и историю отношения семьи Кочубея и гетмана Мазепы. Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвящении произведения Марии Волконской, имя которой заменено на Матрёна (Мария), и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью: Тебе но голос музы тёмной Коснется ль уха твоего? Поймешь ли ты душою скромной Стремленья сердца моего?.. Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей, Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей.<\p>

Обратите внимание

42 В портрете Марии слова «преступница», «своенравная, гордая» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в её судьбе.<\p>

43 Какие художественные приемы используются при описании украинской ночи? Почему? используются эпитеты тиха, спокойно, передающие состояние природы и одновременно подчеркивающие состояние Кочубея перед казнью<\p>

44 — — Какие тропы используются при описании поэтом Полтавского боя? (метафоры) Как передается в тексте напряжение боя, его стремительность? (в тексте используются глаголы: колет, рубит, режет и др., передающие напряжение боя, его стремительность)<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1063782/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector