Характеристика и образ анны сергеевны в рассказе дама с собачкой чехова сочинение

Образ и характеристика Гурова в рассказе «Дама с собачкой» Чехова

Гуров и Анна Сергеевна в Москве.Художник С. Алимов

Господин Гуров является одним из центральных персонажей рассказа «Дама с собачкой» А. П. Чехова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Гурова в рассказе «Дама с собачкой» Чехова: описание героев в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по рассказу «Дама с собачкой»
Все материалы по творчеству Чехова Полное имя героя — Дмитрий Дмитриевич Гуров:

Возраст Гурова — меньше 40 лет:

О внешности Гурова известно следующее:

Господин Гуров — женатый человек и отец троих детей. Гуров с семьей живет в Москве:

Гуров женился рано, еще будучи студентом. Он не любит свою жену и давно обманывает ее с другими женщинами: 

Обратите внимание

Гуров почти всегда отзывается о жещинах плохо и называет их «низшей расой». При этом он не может прожить без женщин и двух дней: 

У Гурова есть много опыта, в том числе горького, в общении с женщинами:

Господин Гуров — привлекательный, располагающий к себе мужчина:

Дмитрий Дмитриевич Гуров работает в банке, хотя по образованию является филологом:

Судя по всему, господин Гуров — небедный человек. В Москве у него есть два дома, в котором он сдает квартиры в аренду жильцам:
Отдыхая в Ялте, Гуров знакомится с «дамой с собачкой», молодой замужней женщиной Анной Сергеевной. Между ними завязываются тайные любовные отношения.

Анна влюбляется в Гурова, но тот воспринимает эти отношения как очередную мимолетную связь:  

Когда курортный роман подходит к концу, Гуров спокойно расстается с Анной Сергеевной. Он уверен, что скоро забудет ее. Вернувшись в Москву, Гуров живет своей привычной жизнью.

Но проходит больше месяца и Гуров понимает, что не может забыть Анну Сергеевну:

Гуров едет в город С., где живет Анна с мужем. Ему удается поговорить с ней и рассказать о своих чувствах. Анна признается ему, что тоже не может забыть его. После этого их тайные отношения возобновляются: каждые 2-3 месяца Анна приезжает на свидания в Москву к Гурову. Эту связь они скрывают от всех:

Анна Сергеевна оказывается первой женщиной, которую Гуров действительно любит:

Гуров и Анна искренне, по-настоящему любят друг друга. Они оба страдают из-за невозможности быть вместе (разводы в то время были почти невозможны):

Анна Сергеевна считает Гурова добрым, необыкновенным, возвышенным человеком, однако сам он таковым себя не считает:

Судя по всему, тайные отношения Гурова и Анны продолжаются довольно долгое время. Чем заканчивается их история — автор не уточняет:

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/07/gurov-dama-s-sobachkoj-obraz-harakteristika.html

Анализ произведения Чехова «Дама с собачкой» | Литерагуру

Рассказ писателя А. П Чехова «Дама с собачкой» написан в 1898 году. Он является одним из ярких произведений писателя, показывающим взаимоотношения между двумя людьми, которые наполнены боязнью общественного осуждения. Подобные книги хорошо поспособствовали раскрепощению общества: они помогли человечеству осознать, как губительно сковывающее его лицемерие.

История создания

Первую редакцию рассказа Чехов спланировал в августе в городе Кисловодске с иным названием. Начиная с 1897г, он собирал заметки к рассказу, и уже в 1899 году произведение увидело свет в журнале «Русская мысль». Также известно, что книгу «Дама с собачкой» писатель написал после долгого молчания, творческого затишья, поэтому публика приняла возвращение кумира очень благосклонно.

Рассказ был создан в Ялте 1898 году. После поездки в этот город и встречи со своей любовью, писатель решил сочинить рассказ о двух взрослых людях, между которыми возникает привязанность друг к другу, но ей не суждено развиться по ряду психологических причин.

Жанр и направление

Жанр – рассказ, однако некоторые критики утверждают, что «Дама с собачкой» — это повесть. Все же основные характеристики данной работы указывают на то, что она выполнена в жанре рассказа. Сюжет базируется на одной линии, героев мало, а динамичных действующих лиц и того меньше. Кроме того, объем для повести маловат.

Направление – реализм. В книге описаны будничные ситуации без оттенков вымысла. В действии участвуют обычные люди с типичными характерами, их быт столь же натуралистичен, а проблемы, с которыми они сталкиваются, — это распространенные с трудом решаемые вопросы из нашей жизни.

Суть

Герои из разных городов и все же они однажды встречаются. Он женат, но не верен супруге, она замужем, но не чувствует полноты счастья в супружестве. После нескольких дней общения у дамы меняется мировоззрение, появляется желание изменить свою жизнь и стать счастливей, однако у нее есть свое НО.

А вот герой понимает, что эта встреча – очередной курортный роман, который до смерти ему надоедает, однако он вынужден претворяться и играть роль страстного любовника из-за того, что так принято.

Важно

С помощью этого произведения можно понять психологию зрелых людей: чем люди руководствуются в таких ситуациях? Дмитрий боится разрушить семью, но в то же время неверен жене и ищет любовные приключения на стороне. И эти же приключения надоедают ему, тяготят его. Героя тревожит репутация в обществе, ведь оно вряд ли хорошо воспримет его поступок.

Женщина же боится уйти от супруга в неизвестность, где ее ждет позор и клеймо «неверной жены». Однако она решается на отчаянный шаг – измену, в которой тоже разочаровывается, ведь ее идеал оказался обыкновенным кутилой в поисках дешевого удовольствия.

Суть произведения — описание отношений двух влюбленных, их мыслей и расчетов, чувств и поведения на людях. В путах семейной жизни их сковывает страх общественного осуждения, и в минутном самообмане они тоже не находят радости. В финале разочарование побеждает их страсть: Дмитрий и Анна разлучаются навсегда.

Главные герои и их характеристика

  1. Дмитрий Гуров, уже немолод, из Москвы. Он — филолог, работающий в банке, отдыхающий в Ялте. В Москве оставил жену, которой он неверен, троих детей. В его типаже есть что-то привлекательное: интеллигентность, юмор, обходительность, нестандартное мышление. Но Гуров не принимает дам за полноценных людей.

    Мимолетные любовные встречи с ними – это пристрастие мужчины. Несмотря на удачи в амурных делах, автор показывает его как несчастного человека: работает не по призванию, живет с нелюбимой женщиной, тоскует в объятиях случайных знакомых. По отношению видно, что он делает и свою семью несчастной, оставляя их одних в другом городе.

    Измена для героя является нормальной ситуацией. Возникает чувство, что он никогда не испытывал настоящей взаимной любви.

  2. Анна Дидериц из Санкт-Петербурга, но проживает с мужем в городе С.. Она жизнью супруга не интересуется, счастья в своей жизни не чувствует, не зная любви и душевной гармонии.

    При этом Анна ратует за нравственность и измену не признает, считая это грехом. Отношения с Гуровым ей в тягость, но чувства все же к нему есть, поэтому встречи продолжаются. Она воспринимает их серьезно, видимо, женщина полюбила своего соблазнителя, поэтому разлука дается ей очень тяжело.

    Ее можно назвать совестливой, честной, чувствительной и глубоко несчастной героиней. Ни брак, ни страстное увлечение не принесли ей желаемого родства души с другим человеком.

Тема

Тематика рассказа вертится вокруг любовных отношений. Автор поднимает тему верности и измены, описывая похождения Гурова на стороне. Он настолько типичен, что можно представить, сколько таких искателей приключений рыскают в поисках легкой добычи. Герой – охотник, который видит в женщинах дичь.

Он отказывает им в равенстве с собою, но на самом деле за пренебрежительным отношением к ним скрывает месть судьбе и людям. Именно поэтому он изменяет жене. Он мстит ей за необходимость содержать ее и детей, пренебрегая любимым делом.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор затрагивает и тему призвания, его роли на нашем жизненном пути.

Другое дело – измена Анны. В ее поступке автор осветил тему любви, желанной и преступной страсти. Женщина всерьез увлеклась Гуровым, всерьез воспринимала их роман. Для нее эта интрижка – роковой шаг, измена себе и своим принципам.

Но полюбила и готова была жертвовать всем, и за свою неразборчивость поплатилась разочарованием.

На ее примере Чехов показывает, что человек должен, прежде всего, сохранять верность себе, иначе он рискует быть обманутым, причем очень жестоко.

Интересно, что автор размышлял еще и о вере в Бога. Его героиня апеллирует религиозными понятиями, объясняя свое отношение к неверности. Она верит в святость брачных уз, а вот Гуров уже не во что не верит, поэтому даже достигнутая цель в виде близости с Анной не приносит ему удовольствия.

Таким образом, А. П. Чехов поднял в своем произведении очень важные темы:

  1. истинная и фальшивая любовь;
  2. верность и измена;
  3. семейные отношения;
  4. правда и ложь;
  5. искренность и лицемерие;
  6. преданность себе и своим идеалам;
  7. вера и безверие.

Проблема

  1. Проблема счастья. Оба человека были несчастны и смирились с этим. В Ялте главные герои почувствовали свободу, поверили в возможность счастливой жизни, но тщетно: на обмане и лицемерии не построить благоденствия. Пошлость их связи обрекает чувства на угасание.
  2. Проблема лицемерия.

    Оба героя ежедневно обманывают супругов, окружающих и себя тоже. В итоге они были вынуждены лгать друг другу, повинуясь условиям затеянной игры. Ложь берет людей в плен и заставляет застроить всю жизнь иллюзорными воздушными замками.

  3. Проблема ханжества.

    Анна и Дмитрий могли бы расторгнуть надоевшие браки, если бы общество не было столь враждебно настроено по отношению к открытому проявлению воли личности. Оно спокойно относится к лицемерию, но вот истинная любовь оказывается вне закона.

  4. Проблема сексизма и безнравственности. Гуров относится к дамам с презрением, поэтому не видит проблемы в своем поведении.

    Он нагло вред жене, сбивает с пути истинного других женщин, соблазняя их на пошлую и ненужную связь. Именно из-за неуважения к слабому полу он позволяет себе безнравственные поступки.

Смысл

Чехов помогает выявить причину несчастья многих людей – это неумение и страх воплощать свои мечты в жизнь. Если бы герой изначально пошел работать по призванию, если бы он выбрал более подходящую супругу, если бы он даже остался холост, никого не обманывая и не обнадеживая зря, он жил бы честно, открыто, счастливо.

А так он лишь грезит наяву, добиваясь того, что ему же самому не нужно и даже противно. Героиня тоже не в силах объясниться с мужем и начать жизнь с чистого листа. Им легче опутать себя с ног до головы ложью и наслаждаться краткими и иллюзорными мгновениями, издали напоминающими счастье. В этом и заключается причина их разочарований.

Такова основная идея рассказа.

Вывод прост: нужно жить честно, прежде всего, быть честным с самим собой. Нужно уметь признаться себе, что легкая дорога – не всегда верный путь, и она может привести к тупику. Лучше горькая правда, чем сладкий, но бессмысленный самообман. Это главная мысль — простая, но дельная истина, необходимая людям.

Критика

Писатель Максим  Горький обратился к Чехову с вопросом: «Что же Вы делаете?».

Альбов Вениамин Павлович (р. 1871), педагог (автор статей), прокомментировал произведение Чехова:

Р. И. Сементковский считал, что нельзя называть главного героя хорошим человеком с его жизненными принципами. Он делает несчастными самых важных людей своей жизни — детей. Развлечение, кратковременные связи, делают его жалкую натуру выше в его глазах. Чехов изобразил его бытие мелкой, пошлой и бессмысленной суетой.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-chehova-dama-s-sobachkoj/

Размышляя над рассказом А.П.Чехова «Дама с собачкой»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Дама с собачкой / Размышляя над рассказом А.П.Чехова «Дама с собачкой»

  Скачать сочинение

    Чехов относится к таким мастерам художественного слова, чьи произведения воспринимаются и принимаются по-разному. Чехов “нормален” — в хорошем смысле этого слова. В его произведениях нет ни предельного накала чувств, ни катастрофического отчаяния, ни боли, поглощающей все. Его герои встречаются, разговаривают, ходят, занимаются пустяками, страдают…

Страдают? Да. Но эти страдания, заключенные где-то внутри, спрятанные за разговорами о градусниках и о погоде, будучи перенесенными в другое время или в другие — экстремальные — обстоятельства, может быть, выльются в настоящую трагедию.     А пока эта неразвившаяся трагедия живет внутри, она спрятана, не доведена до крайней черты.

Люди не в силах носить ее в себе, распыляют свою боль на мелочи и незначительности. Поэтому очень часто в рассказах и пьесах Чехова люди существуют со своей бесприютностью и душевным надломом в каком-то футляре. В себе. Вокруг них — мир, состоящий из таких же закупоренных людей.

Совет

    И это футлярное существование (я говорю о понятии “футляр” в более широком смысле) заставляет людей плыть по течению жизни. Но за этим футляром прячется мучительное одиночество, непонятность, ненужность, открывается вся эта страдающая и измученная душа.     В рассказе А.П.

Чехова “Дама с собачкой” происходит постепенное расфутляривание человека, обретение истинного смысла жизни. С банальной истории — курортного романа — начинается настоящая, великая и хрупкая любовь.     Гуров, главный герой, внешне благополучен: у него есть и семья; и работа, да и сам жив-здоров.

Но все это не жизнь — жалкое подобие, блеклое отражение истинной жизни в кривом зеркале повседневности. Любовь возвращает человека в мир духовности.     На курорте встречаются два человека, жизнь которых скучна и нелепа. Их первый разговор — тоже о скуке.

Их семьи только по названию могут считаться семьями: Анна Сергеевна вышла замуж из любопытства, мужа своего презирает, называя лакеем; Гуров не любит свою жену, считает ее церемонной и недалекой, давно ей изменяет. Любовь преображает их обоих: она открывает перед ними иное измерение, заставляет жить в полную силу, а не механически.

    Гуров, полюбив, начинает осознавать красоту окружающего мира: когда они сидели на скамейке, “подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. Эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”.

А как контрастирует описание ялтинского пейзажа с описанием размеренной и монотонной жизни в Москве!     Вернувшись в Москву, Гуров думал, что забудет об Анне Сергеевне, как забывал о других женщинах. Но он уже сильно любил ее, сам того не осознавая, — в нем проснулась душа.

И эта душа, наполненная живительным чувством, не могла мириться с безобразием, существующим вокруг. Гуров обнаруживает вдруг, что совсем одинок, что не с кем ему поделиться своими переживаниями, что с людьми можно поговорить только на тему “осетрины с душком”.

И тогда его охватывает отчаяние: “Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные дни!” Гурова мучит мысль о несовершенстве мира, о несовершенстве самого человека: мысленно он возвращается к событиям в Ялте, ему кажется, что там он был лучше, чище… Все самое светлое в жизни связано с его любовью. Почему-то, мечтая о новой жизни, люди представляют ее иной, сверхъестественной, яркой. Они связывают наступление счастья с избавлением от всего того, к чему мы так привыкли. Может быть, поэтому некоторые люди не понимают творчества Чехова, считая любовь в его произведениях неистинной, обычной. Но Чехов в высшей степени правдив — суета будет всегда вокруг нас. Другое дело — как мы к ней сами будем относиться.

Обратите внимание

    Для Гурова “эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках…” стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на него, считавшего женщин “низшей расой”. И еще у меня долго не укладывалось в голове: “с вульгарною лорнеткой в руках…”, и это огромное настоящее чувство.

Чехов специально несколько снижает образ героини; он не идеализирует, не делает из нее богини — это самая обыкновенная женщина. Потому что любовь — это не то абстрактное туманное облако, заставляющее горько и безудержно вздыхать. Это реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь, возникающая независимо, спонтанно, облагораживает человека, становится целью его жизни.

В конце рассказа будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, что “до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. То есть самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь.

И лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем совершенно точно знать, что будет завтра, послезавтра, через неделю, через две…

13598 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Дама с собачкой / Размышляя над рассказом А.П.Чехова «Дама с собачкой»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099701184864017966

Сочинение по рассказу Чехова Дама с собачкой «Момент презрения в любви», — Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему : Тема любви в творчестве Александра Куприна

МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ — В ЛЮБВИ

(по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой») Творчество Чехова — это честный и прямой путь художественного познания правды о человеке.

Алексей Толстой

«Чехов — несравненный художник… Художник жизни… И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но всякому человеку вообще», — так охарактеризовал великого русского писателя Л. Н. Толстой.

Чем привлекает нас чеховский мир? Удивительной естественностью и глубиной трезвой правды и чуткостью к красоте. Тонким юмором и мудростью предвидений. Трудно даже перечислить все грани этого феномена. Но одна особенность творчества более других объясняет неослабевающее притяжение к Чехову.

В его скромных героях мы узнаем себя, свои переживания, находим ответы на мучительные вопросы.

Действительно, многие люди, прочитав рассказ «Дама с собачкой», подумают, что это написано о них. Тема рассказа — невозможность счастливой любви и необходимость любви для счастья человека.

Разве это не актуально и сейчас? Гурову, герою рассказа, «не было еще и сорока, но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса». Жену свою он не любил и постоянно изменял ей.

Поэтому к женщинам у него было отношение как к существам «низшей расы».

Анна Сергеевна считала своего мужа лакеем; ни о любви, ни даже об элементарном уважении к нему не было речи. Как мы видим, в обоих случаях семейного союза нет. Есть только путы. До встречи Анна Сергеевна и Гуров лишены были того, что можно назвать жизнью. Их существование было бесцельно, однообразно и бездуховно.

Их проблема состояла в том, чтобы пробудиться и стать самими собой. И это случилось. Однажды в Ялте произошло событие, которое резко изменило жизнь наших героев. Как-то сидя в павильоне, Гуров увидел молодую невысокую женщину в берете. Состоялась встреча. Легкий шутливый разговор. Мысли «о скорой, мимолетной связи». Близость.

Спокойное отношение ко всему этому у Гурова и раскаяние со стороны Анны Сергеевны. Затем трезвое спокойствие Дмитрия Дмитриевича переходит в опьянение, нетерпеливую страстность, сладкое забытье. Но при этом он отчетливо понимает: то, что происходит между ним и Анной Сергеевной, — кратковременно, это эпизод, который скоро закончится.

«И он думал о том, что вот в его жизни было еще одно похождение, и оно тоже уже кончилось, и осталось теперь воспоминание… » Но конец приключения стал началом любви. Началось раздвоение жизни Гурова на явную, полную «условной правды и условного обмана», и тайную, полную «истинного счастья и истинного страдания».

Важно

Он теперь осознает, что его явная жизнь — «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха…, точно сидишь в сумасшедшем доме». Надо что-то делать.

Когда Гуров видит Анну Сергеевну в театре, перед ним открывается правда их отношений. До сих пор он этой правды не понимал. В воспоминаниях «дама с собачкой» казалась Гурову красивее, моложе, нежнее, чем была». В театре перед ним предстала «маленькая женщина, ничем не замечательная», но она теперь заполняла всю его жизнь, «была его горем, радостью, единственным счастьем».

Мне хотелось бы подчеркнуть необычное отношение автора к своему герою.

Для Чехова важно не то, что Гуров изменил своей жене, а то, что он вдруг неожиданно для себя, когда уже начал стареть, впервые испытал чувство любви; и в связи с этим возник вопрос: «Как освободиться от пут?». А ответ не прост.

«И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Это двойственное ощущение очень характерно для позднего творчества Чехова. Автор не обещает, что «новая прекрасная жизнь» наступит сама по себе, что жизнь своим стихийным ходом осуществит лежащий в ее основе закон правды и красоты. Это должны сделать сами люди.

Процесс освобождения труден и долог, но он все-таки начинается. И начинается новая жизнь с любви — когда человек искренен в желаниях, правдив и честен перед собой, не хочет обманывать других.

«Дама с собачкой» — одно из самых светлых произведений Писателя, пронизанное светом надежды, исходящим из человеческой возможности любить.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-po-rasskazu-chehova-dama-s-sobachkoj-moment-prezreniya-v-lyubvi/

Характеристика главных героев рассказа «Дама с собачкой»

Гуров Дмитрий Дмитрич — главный герой рассказа «Дама с собачкой». Филолог по образованию, но служит в банке, готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома.

Ему под сорок, у него двенадцатилетняя дочь и два сына-гимназиста.

Женился он рано, студентом 2-го курса, жену он считает недалекой, боится ее, не любит бывать дома, часто ей изменяет и о женщинах отзывается дурно, хотя предпочитает именно их общество мужскому, в котором ему скучно.

Герой знакомится в Ялте с отдыхающей здесь Анной Сергеевной фон Дидериц, обратившей на себя его внимание тем, что она гуляет всегда одна, в сопровождении белого шпица. Он быстро сближается с ней, рассчитывая на мимолетное и необременительное приключение.

Некоторое время они проводят вместе — завтракают, гуляют, любуются морем, ездят за город. Провожая Анну Сергеевну, покидающую Ялту, Дмитрий Гуров полагает, что они уже больше никогда не увидятся, и потом, уже в Москве, думает, что приятное воспоминание о ней скоро покроется туманом.

Чехов подчеркивает опытность героя в амурных делах и даже некоторый цинизм, чтобы тем более неожиданной стала его внезапная влюбленность: проходит месяц, а память Гурова остается столь же ясной, точно он расстался с Анной Сергеевной только вчера.

Совет

Его начинает томить неудовлетворенность «куцей, бескрылой» текущей жизнью: ненужные дела, «неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном»…

В конце концов герой не выдерживает и едет в город С., сказав жене, что едет в Петербург хлопотать за одного молодого человека. Там он находит дом Анны Сергеевны, но долго не может понять, как дать ей знать о себе, чтобы не возбудить ничьих подозрений. Встреча их состоится в театре, где он неожиданно подходит к ней.

Она признается ему в любви и просит уехать, обещая приехать в Москву и выполняя обещание. С тех пор они живут двойной жизнью — явной и скрытой, тайно встречаясь раз в два-три месяца, во время приездов Анны Сергеевны, и Гуров уже не мыслит себе жизни без нее. «…

Только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему — первый раз в жизни». Однако он не знает, как изменить сложившееся положение, заставляющее их прятаться, лгать, подолгу не видеться.

Чехов заканчивает рассказ открытым финалом: героям кажется, что решение будет найдено и все будет хорошо, хотя они и осознают, что «самое сложное и трудное только еще начинается».

Фон Дидериц Анна Сергеевна — главная героиня рассказа «Дама с собачкой» Чехова. Невысокого роста, блондинка.

Гуров обращает внимание на ее «несмелость, угловатость неопытной молодости» в общении с незнакомым, тонкую, слабую шею и красивые, серые глаза. Она рассказывает Гурову, что выросла в Петербурге, но замуж вышла в город С.

, где живет уже два года, что муж ее служит то ли в губернском правлении, то ли в губернской земской управе.

Между ней и ее новым знакомым завязывается роман, однако после своего «падения» героиня переживает и раскаивается, она опасается, что Гуров первый перестанет ее уважать, и пытается убедить его, что любит честную, чистую жизнь, а грех ей гадок, чем вызывает некоторую растерянность и смущение любовника. О муже она отзывается как о хорошем, честном человеке, но что при всем том он — лакей. После внезапного появления Гурова в ее городе, в театре, она говорит ему, что все это время думала только о нем и что несчастна, а затем обещает ему приехать в Москву.

Ее встречи с Гуровым в Москве становятся регулярными, но такая двойная жизнь угнетает ее больше, чем Гурова. При свидании героиня плачет «от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась; они видятся только тайно, скрываются от людей, как воры!».

Обратите внимание

Она все сильней привязывается с Гурову, обожает его, вызывая в его душе не только истинную любовь, но и глубокое сострадание.

Она, как и ее избранник, надеется на то, что им каким-то образом удастся избавиться от «невыносимых пут» и что в конце концов «начнется новая, прекрасная жизнь…».

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/kharakteristika_glavnykh_geroev_rasskaza_dama_s_sobachkoj/79-1-0-1571

«Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова

Рассказ «Дама с собачкой» был создан Чеховым в 1898 году под впечатлением жизни в Ялте.

Тема, изложенная в произведении проста и многим читателям знакома — курортный роман и его последствия. Но задумкой Чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. Цель произведения лежит гораздо глубже.

Автор желает показать читателю (и особенно читателю того времени), как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество.

В первой части писатель демонстрирует поведение мужчины и женщины на курорте вдали от семьи и привычного образа жизни. Главный герой Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной.

Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой. Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа.

Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено.

Гуров желал просто развеяться и хорошо отдохнуть. Но встреча с Анной Сергеевной переменила его. Он искренне полюбил ее, полюбил как впервые в жизни, испытав в зрелом возрасте щемящие юношеские чувства. И эта любовь озарила его вспышкой осознания всей бестолковости незаметных неинтересных дней.

Чехов подводит читателей к главному постулату — любовь может все. Именно поэтому его герой изменился, прозрел. Он уже не прожигатель жизни, а человек, способный сострадать, быть искренним, верным.

Сюжетная линия прорисована автором с филигранным литературным искусством. Вот среди гуляющих на набережной курорта появляется новое лицо — дама с собачкой. Через несколько дней Гуров с этой дамой знакомится. После недели встреч, по словам Анны Сергеевны, произошло ее падение.

Важно

Кажется, что «донжуан» добился чего хотел, и что за этим должно последовать. Пришедшее от мужа Анны Сергеевны письмо с мольбой о возвращении домой прерывает приятное времяпрепровождение.

Вскоре и Гуров уехал домой, искренне полагая, что больше он никогда ее не увидит. Но герой простился не со своим очередным «приключением», а со всей прошлой жизнью, привычками и мыслями, он простился и с собой.

Потому то далее и предстает совершенно новым человеком.

И если поначалу возвращение домой, в Москву приятно и комфортно для Дмитрия Дмитриевича, то потом его мысленный взор снова обращается к Анне Сергеевне. Чувства накрывают Гурова стремительно и очищают от лицемерия и равнодушия. Внутренние перемены толкают его на поиски любимой женщины.

Писатель умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. Это словно тюрьма для чистых и светлых взаимоотношений. Судьба ставит их перед непростым выбором, но ведь любовь делает чудеса. Не имея сил перебороть свои истинные и сильные чувства, Гуров и Анна Сергеевна решают продолжать встречи. Она приезжает к нему в Москву для свиданий в гостинице.

Вопреки ханжескому настрою общества, автор явно симпатизирует главным героям. И это расположение видно в их портретах. Гуров порядочный москвич, обаятелен, находчив, наблюдателен и весьма учтив в обращении с дамами. У нее прекрасные серые глаза и нежная шея.

Чехов полностью отказался от принятых стандартов и очень категорично развивает сюжет рассказа по совершенно противоположному пути. Ведь в историях о курортных романах герои не должны быть так отчаянно несчастны.

Отныне у Гурова две жизни: явная, но полная условной правды и обмана, а другая — протекающая в тайне от окружающих.

Чехов не задает вопросов о том, что ждет этих людей. Он просто показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина. Но ее мысли теперь близки и понятны Гурову, ведь теперь он любит по-настоящему.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова
  • «Ванька», анализ рассказа Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/291-dama-s-sobachkoi-analiz

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Рассказ «Дама с собачкой» датируется 1899 годом. Время написания совпадает со временем повествования. В художественном мире произведения акцентируется внимание на пары, связанные узами брака, но не узами любви, что в итоге приводит к частым супружеским изменам.

Главное действующее лицо — Дмитрий Дмитриевич Гуров, мужчина сорока лет, филолог по образованию. Его женили рано, без любви.

Чехов описывает его жену, как женщину с темными бровями, высокого роста, причисляющую себя к числу «мыслящих». Гуров не любит ее, более того боится, часто изменяет.

Совет

Это является причиной его презрительного отношения к женщинам, в его понимании они низшая раса, без которых, он, однако, не может прожить и дня.

Отдыхая на Ялте, Гуров встречает незнакомое лицо — молодую блондинку, невысокого роста, полную внешнюю противоположность его жене. Он легко определяет в ней замужнюю женщину, и мысль о курортном романе овладевает им.

Спустя некоторое время, они знакомятся, быстро заинтересовываются друг другом, начинают проводить вместе много времени. Первый пиковый момент сюжета — сцена в номере Анны Сергеевны, дамы с собачкой, где произошло ее «падение».

Чувствуя себя порочной женщиной, она заливается слезами. Гуров вместо утешений, принимается равнодушно есть арбуз, промолвив только усталое «Полно, полно…». Казалось бы, все что хотел, он получил.

Так почему же он не спешит покинуть ее?

Следующим событием явилось письмо от мужа Анны Сергеевны, в котором он просит ее вернуться домой. Настал момент, когда наши герои расстаются. Поезд отходит, ставя точку на мимолетном романе. Однако не все так просто. Гуров, как бы сильно не старался, не может избавиться от мыслей об Анне Сергеевне.

Вконец измученный воспоминаниями, он едет в город С., чтобы увидеться с ней. Он не решается войти в ее дом, встречаются они позже, в Театре. Анна Сергеевна напугана, растеряна, но счастлива снова видеть его. Конец рассказа повествует о тайных встречах Гурова и Анны Сергеевны в одной из гостиниц Москвы.

Дальнейшее развитие событий остается неизвестным.

Все произведение поставлено таким образом, словно в мире не существует никого, кроме главных героев. Портреты их супругов даны бегло, без упоминания имен. Несмотря на это, чувствуется некая сила, не дающая героям быть вместе.

чехов дама собачка рассказ

Присутствуют элементы компоновки художественного мира, которые соответствуют внутренним переживаниям героев.

Например, момент, когда Гуров жадно ищет глазами Анну Сергеевну в Театре, его напряженности и тревоге как нельзя лучшее подходит звучание настраиваемого оркестра. Или сцена встречи влюбленных: «Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом.

Запели флейта и скрипка…». Как музыкальные инструменты добиваются единого звучания, так и герои желают быть вместе, невзирая на препятствия.

Обратите внимание

Это не единственные детали «Дамы с собачкой». С первых строк героиню сопровождает белый шпиц, который исчезает после сцены в гостиничном номере на Ялте. Если вспомнить, что собака олицетворяет верность, а белый цвет чистоты и непорочности, то можно сделать вывод, что это вовсе не случайность.

Также не случайны слова чиновника, друга Гурова «А осетрина-то с душком!», которые возмутили Гурова.

Возможно, они его задели, потому что он почувствовал в них скрытый упрек в свою и Анны Сергеевны сторону? Как бы сделанное невзначай упоминание гейш, женщин обязанных одаривать вниманием посетителей, но не имеющих права быть счастливыми в любви, невольно заставляет провести параллель с самой Анной Сергеевной.

Обратим внимание и на цветовую палитру рассказа. В первой части она содержит яркие оттенки: синие море, южные пейзажи. Во второй же краски становятся тусклее, преобладают серые цвета: серый забор, разделяющий любовников, серое одеяло, которым накрывается Гуров, его же серая от пыли чернильница, серое платье Анны Сергеевны, что указывает на депрессивное состояние героев.

Чехов использует такие художественные детали, как жестикуляция: «Она пожала ему руку и стала быстро спускаться вниз, все оглядываясь на него.» — интерес, нежелание расставаться, «Она спрятала лицо у него на груди и прижалась к нему.» — поиск защиты, «-Как? Как? — спрашивал он, хватая себя за голову.» — защитный жест.

Стоит обратить внимание, что в жестах Гуров часто проскальзывает неуверенность, некая неискренность — «Тогда он поглядел на нее и вдруг обнял и поцеловал в губы, и тотчас же пугливо огляделся: не видел ли кто?», « И часто на сквере или в саду, когда вблизи никого не было, он вдруг привлекал ее к себе и целовал страстно.

», «Он стоял, не решаясь сесть рядом.», « Тихо постучал в дверь.».

Детали, которые на первый взгляд случайны, есть одна из составляющих писательского стиля Чехова. Эту особенность отметил однажды Л.Н. Толстой: «Он странный писатель, бросает слова некстати, а между тем у него все живет. Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна.»

Думаю, главная тематика «Дамы с собачкой» не пресловутый курортный роман, а ситуации, когда люди встают перед выбором: либо отказаться от любви, либо противостоять мнению общества.

Важно

По жанру это прозаический рассказ, затрагивающий актуальные вопросы и проблемы, с глубоким содержанием, но небольшой по размеру. А.П. Чехов мастерски создает жизненные ситуации, обрисовывает реалистические характерами со своими слабостями, а главное дает шанс самим поразмыслить над тем, к чему приводят союзы без любви.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=534739

Сочинение по повести Чехова «Дама с собачкой»

В последний период своей деятельности Чехов все чаще обращается к изображению людей, противостоящих окружающему  миру лжи и обмана. Обычно они не решают глобальных проблем, не являются идеологами, как некоторые персонажи Достоевского и Толстого.

Но у Чехова свой принцип изображения жизни. Анализ человеческих отношений ведется им обычно на уровне быта, часто мелочей, случайных, казалось бы, подробностей. Ведь далеко не всегда через выдающиеся события можно увидеть характерные явления, совершающиеся в глубине жизни.

Картина действительности воссоздается Чеховым не только в общем, но и в частном. И тогда выясняется, что условия жизни становятся невыносимыми уже для самых рядовых, обычных людей, которые не совершают героических поступков, но жить неистинной жизнью, лгать и обманывать, притворяться и лицемерить больше не хотят.

Повесть «Дама с собачкой» (1899) посвящена истории духовного прозрения, возрождения двух обыкновенных людей — Гурова и Анны Сергеевны, случайно познакомившихся во время курортного сезона в Ялте. Писатель нисколько не идеализирует ни Анну Сергеевну («маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарной лорнеткой в руках»…

), ни Гурова, привыкшего к легким победам. В первой половине повести, обладающей сюжетной законченностью, описывается обычный «курортный роман». Гуров, простившись с Анной Сергеевной, подумал, «что вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось».

Между тем все, происшедшее в Ялте, было лишь экспозицией: «похождение» обернулось большой, настоящей любовью, которая «изменила их обоих».

Внутренний сюжет произведения связан с эволюцией характера героя, его постепенного перехода от пошлости, опустошенности, даже цинизма к богатству переживаний, подлинной духовности.

Под влиянием нового, ранее не изведанного им чувства меняется мироощущение Гурова, у него растет отвращение к тому, что ранее казалось привычной нормой, ко всему этому безумному миру, где в ответ на попытку исповеди можно услышать только равнодушную и в сущности оскорбительную фразу об «осетрине с душком».

Эта испорченная осетрина становится символом «куцей, бескрылой жизни», которая сравнивается в повести с сумасшедшим домом или арестантскими ротами, жизни, где господствующим цветом является серый.

Когда Гуров приехал в город С, чтобы встретиться с Анной Сергеевной, то постель в его гостиничном номере была покрыта серым одеялом, пол обтянут серым сукном, чернильница оказалась серой от пыли, а напротив дома, где жила Анна Сергеевна, тянулся длинный серый забор.

Гуров и Анна Сергеевна, полюбившие друг друга «как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья», мучительно думают, «как уберечь себя от необходимости прятаться, обманывать…».

Повесть не имеет сюжетного завершения (что очень характерно для «позднего» Чехова), по смысл этого и других произведений писателя был совершенно правильно понят Горьким, который писал Чехову в январе 1900 г.

по поводу «Дамы с собачкой»: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни. — черт бы ее побрал!».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Сочинение по повести Чехова «Дама с собачкой». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-po-povesti-chexova-dama-s-sobachkoj/

Сочинение «Сочинение по повести Чехова «Дама с собачкой»»

В последний период своей деятельности Чехов все чаще обращается к изображению людей, противостоящих окружающему миру лжи и обмана. Обычно они не решают глобальных проблем, не являются идеологами, как некоторые персонажи Достоевского и Толстого.

Но у Чехова свой принцип изображения жизни. Анализ человеческих отношений ведется им обычно на уровне быта, часто мелочей, случайных, казалось бы, подробностей.

Ведь далеко не всегда через выдающиеся события можно увидеть характерные явления, совершающиеся в глубине жизни.

Совет

Картина действительности воссоздается Чеховым не только в общем, но и в частном. И тогда выясняется, что условия жизни становятся невыносимыми уже для самых рядовых, обычных людей, которые не совершают героических поступков, но жить неистинной жизнью, лгать и обманывать, притворяться и лицемерить больше не хотят.

Повесть «Дама с собачкой» (1899) посвящена истории духовного прозрения, возрождения двух обыкновенных людей — Гурова и Анны Сергеевны, случайно познакомившихся во время курортного сезона в Ялте.

Писатель нисколько не идеализирует ни Анну Сергеевну («маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарной лорнеткой в руках»…

), ни Гурова, привыкшего к легким победам. В первой половине повести, обладающей сюжетной законченностью, описывается обычный «курортный роман». Гуров, простившись с Анной Сергеевной, подумал, «что вот в его жизни было еще одно похождение или приключение, и оно тоже уже кончилось».

Между тем все, происшедшее в Ялте, было лишь экспозицией: «похождение» обернулось большой, настоящей любовью, которая «изменила их обоих».

Внутренний сюжет произведения связан с эволюцией характера героя, его постепенного перехода от пошлости, опустошенности, даже цинизма к богатству переживаний, подлинной духовности.

Под влиянием нового, ранее не изведанного им чувства меняется мироощущение Гурова, у него растет отвращение к тому, что ранее казалось привычной нормой, ко всему этому безумному миру, где в ответ на попытку исповеди можно услышать только равнодушную и в сущности оскорбительную фразу об «осетрине с душком».

Эта испорченная осетрина становится символом «куцей, бескрылой жизни», которая сравнивается в повести с сумасшедшим домом или арестантскими ротами, жизни, где господствующим цветом является серый.

Когда Гуров приехал в город С, чтобы встретиться с Анной Сергеевной, то постель в его гостиничном номере была покрыта серым одеялом, пол обтянут серым сукном, чернильница оказалась серой от пыли, а напротив дома, где жила Анна Сергеевна, тянулся длинный серый забор.

Гуров и Анна Сергеевна, полюбившие друг друга «как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья», мучительно думают, «как уберечь себя от необходимости прятаться, обманывать…».

Повесть не имеет сюжетного завершения (что очень характерно для «позднего» Чехова), по смысл этого и других произведений писателя был совершенно правильно понят Горьким, который писал Чехову в январе 1900 г. по поводу «Дамы с собачкой»: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни.

— черт бы ее побрал!».

Источник: https://shdo.net/sochinenie-sochinenie-po-povesti-chexova-dama-s-sobachkoj/

Тема женского счастья и любви в творчестве Чехова

Темой женского счастья и любви связаны чеховские рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Дама с собачкой».

В романном содержании рассказа «Попрыгунья» (1899) поставлены и решаются проблемы взаимоотношения мужчины и женщины, нарушения моральной нормы, истинных и ложных ценностей, роли женщины в семье.

Интересно, что писатель долго не находил подходящего заглавия, которое настраивало бы читателя на объективное прочтение авторской мысли. Заглавие «Попрыгунья» рассказ «Великий муж» получил уже в редакции. Оно сразу вызывает в памяти стрекозу И. Крылова и ясное завершающее поучение басни.

В «Попрыгунье» центральной сюжетной линией, поведением Ольги Ивановны и других персонажей подчеркнут мотив обмана. Героиня «Попрыгуньи» — хорошая, милая, редкая женщина. И, казалось бы, ничто в жизни не подталкивает ее к обману.

Обратите внимание

Он начинается незаметно, непреднамеренно, но с очень важного момента — жизненной установки. Жену-попрыгунью больше всего привлекают необычные люди, например художники. Именно в среде живописцев ей хочется быть своей и добиться успеха.

Поддавшись влечению ложного чувства и порочной страсти, героиня постепенно погружается в сеть обмана.

Однако страшнее то, что острая драма самообмана и любовного романа превращается в трагедию для мужа Ольги Ивановны. И автор здесь не может скрыть своего отрицательного отношения к женщине, которая не разглядела рядом с собой по-настоящему любящего и поистине великого человека. Ее роль в судьбе мужа очевидна: в заболевании Дымова «виноват не один дифтерит».

Конечно, возникает естественное недоумение и в отношении к Осипу Дымову: позволительно ли быть таким покорным, очевидно обманутым? Чехов затрагивает очень сложную психологическую проблему — особенностей душевного и интеллектуального склада человека-ученого.

Психологически точно в образе Дымова изображен особый тип характера, не приспособленного к бытовым мелочам, с детской наивностью верящего в святость женщины.

Поразительно, как далека от Дымова, оказалась Ольга Ивановна, превратившая мужа в «метр-д'отеля», не заметившая его душевого величия и настоящего ученого рядом с собой.

В рассказе «Душечка» (1899) создан характер другой Ольги, во многом противоположный и дополняющий женский образ «Попрыгуньи». По словам Л. Толстого, А. Чехов «хотел поведать в комическом стиле про любовь Душечки, но любовь к любимому человеку, привязанность — самое трогательное, что существует в женском облике». Лев Николаевич был прав и тогда, когда предвидел, что «Душечка» как истинно художественное произведение, осталось прекрасным и смогло произвести различные впечатления. Действительно, привязанность к мужьям, безмерная опустошенность в одиночестве, любви обилие Ольги Семеновны Племянниковой по-разному принимаются читателем. А автор мудро не навязывает свою позицию.

Еще одна женская судьба, еще одна история любви и неразрешимых противоречий запечатлена в рассказе «Дама с собачкой» (1899). В истории отношений Дмитрия Дмитриевича Гурова и Анны Сергеевны интересен не только сюжет — его роль, как всегда у Чехова, ослаблена.

Увлекают не страсти — жажда обладания другим, острота чувств отсутствуют. Читатель захвачен лирическим повествованием, поэтизирующим любовь, верит в искренность и подлинность того чувства, которое Гуров в свои сорок лет осмысленно называет настоящей любовью.

Автор «Душечки» не изменил манере бытописания, реалистическому анализу. Его герои имеют устоявшееся представление о жизни. Дмитрий Дмитриевич настолько хорошо изучил характер женщины, что иронически причисляет ее к низшей расе.

Важно

Реалистично показана социальная среда, в которой живут герои. Она обрисована с помощью емкой детализации, которая обретает символическое значение. Первое, что видит Гуров, отыскавший дом Анны Сергеевны, — это забор, «серый, длинный, с гвоздями».

«От такого забора не убежишь», — думает Гуров.

Мужа Анна Сергеевна называет лакеем, и во всех последующих ракурсах он подтверждает эту характеристику.

В жене Гурова выделено волевое начало, подавляющее женственность, и как следствие — муж «побаивался своей возлюбленной и не любил проводить свободное время дома».

Супруга Гурова явно противопоставлена Анне Сергеевне, которая «все время называла его добрым, необыкновенным, возвышенным…». Как тут не вспомнить «Душечку»! В сравнении женских образов вырисовывается типология женского характера.

В «куцей, бескрылой жизни» трудно найти место «красивому поэтическому» чувству. Но подлинная любовь, показывает Чехов

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/tema-zhenskogo-schastya-i-lyubvi-v-tvorchestve-chekhova.html

Анна Сергеевна главная героиня произведения Чехова «Дама с собачкой» — Сборник сочинений

Героиня «Дамы с собачкой» Анна Сергеевна фон Дидериц (эта жесткая немецкая фамилия так же не подходит женщине, как чужд ей носитель этой фамилии — ее муж) воплощает черты самого привлекательного из женских образов Чехова. Вероятно, именно такие женщины ему больше нравились.

И Женя Волочанинова, называемая детским именем Мисюсь («Дом с мезонином»), и Анна Алексеевна Луганович («О любви»), и Нина Заречная («Чайка»), и некоторые другие женщины из произведений писателя наделены похожими чертами, главная из которых — их истинная женственность.

Об Анне Луганович мы узнаем из уст влюбленного в нее мужчины: она молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная.

Совет

О Мисюсь художник-рассказчик вспоминает: «Я любил Женю. Наверное, я любил ее за то, что она встречала и провожала меня, за то, что смотрела на меня нежно и с восхищением.

Какими трогательно красивыми были ее бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, ее слабость, праздность, ее книги! А разум? Я подозревал у нее незаурядный ум, меня восхищала широта ее взглядов…» Все упомянутые черты мы видим и в Анне Сергеевне.

Умение любить своего избранника, понимать его, восхищаться им, тонкость душевных движений, искренность и интеллигентность без самоуверенности, навязчивой назидательности, командного тона и т. д. — вот что привлекает чеховских героев в женщинах.

Конечно, в наше время победного феминизма, когда женщины все агрессивнее перенимают мужские функции, героини Тургенева и Чехова, прозрачно-нежные, как цветы анемоны, кажутся устаревшими, немодными, несовременными. И как недостижимый сегодня идеал «вечно женского» они оставляют в душе ностальгию, тоску по тому, что безжалостно истребляет современная цивилизация.

Сюжет произведения — это путь обновления героя через настоящее чувство к женщине. Он мог бы стать сюжетом романа, но сила Чехова именно в том, что он умел на пространстве каких 14-15 страниц повествования сказать о человеческих нравах, конфликтах жизни и страстях человека, его духовном перерождении, все, что хотел, и жанр романа для этого ему не нужен.

В «Даме с собачкой», по сути, два повествовательных голоса — спокойный, отстраненный, с ноткой иронии авторский и очень разный по эмоциональному воодушевлению голос Гурова.

Его мысли, чувства, восприятие того, что с ним и вокруг него творится, — писатель передает через внутренний монолог героя или не собственно прямой речью, то есть тем самым внутренним монологом, в который включаются как комментарии, так  и объяснительные е авторские слова.

Голос Гурова в течение повествования меняется, с самодовольно-спокойного, бесцветно-уравновешенного становится все более волнующим. Любовь дарит Гурову прозрение.

Обратите внимание

Он видит ничтожность своего существования, никчемность всего, чем живут люди его окружения, и в его мнениях по разным вопросам появляются эмоционально окрашенные резкие гневные слова. Так же по мере происходящего в душе Гурова из авторского голоса исчезает ирония, он становится сочувственным, даже патетическим.

Существенную роль в истории любви играют, как это характерно для Чехова, картины природы и осеннего Крыма с его «морем, горами, облачками, широким небом», и зимней заснеженной Москвы, когда «приятно видеть белую землю, белую крышу, дышится мягко, славно…

у старых лип и берез, белых от инея и, наконец, города С, в котором запоминается только серый забор напротив дома Дидерицев на Старо-Гончарной улице». Писатель рисует картины природы немногими штрихами, принимает несколько красок, называет лишь несколько знаковых предметов, например, море, горы, кипарисы.

Они, собственно, не имеют самостоятельного значения, а передают настроение персонажей, подчеркивают его. Так, ялтинскую природу Гуров видит очень по-разному.

Накануне кульминационной сцены в номере отеля, когда Гуров и Анна Сергеевна становятся любовниками, возбуждение, беспокойство героя передано и тем, что он чувствует удушье, непрерывно хочет пить, «а на улицах вихрем носится пыль, срывало шляпы.

Потом, когда любовь обоих достигает гармонии и полноты, сидя с молодой женщиной на скамье в Ореанде, Гуров видит Ялту «сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака.

Листья не трепетали на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносящийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, который нас ожидает». Философское настроение мужчины, рожденное ощущением полноты жизни, еще усиливается извечным покоем природы, сливается с ним. Вернувшись с курорта, Гуров сначала радуется тому, что бурный роман закончился, волнения и страсти позади, привычная московская морозная зима его радует, а заснеженные липы и березы «ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море.

Это же можно сказать и о роли интерьеров в рассказе, изображенных более скупо и наделенных эмоциональной функцией.

Важно

Это и номер в ялтинской гостинице, и московская квартира Гурова, и театр в городе С. Несколькими словами Чехов умеет изобразить настроение места действия: «Дома в Москве уже все было по-зимнему, топились печи и утром, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно и няня ненадолго зажигала огонь». Здесь  каждое слово сильно и информационно, и настроением.

Под пером Чехова история, которая начинается как банальный адюльтер, превращается в рассказ о большой, настоящей любви. Очень хорошо об этом чудесном превращении сказала современная российская писательница Татьяна Толстая: «С чеховским героем происходит метаморфоза без всякой причины, без всякого объяснения, ни через что.

Эта самая большая и таинственная правда, которая известна, наверное, каждому, не может быть объяснена ничем, кроме вмешательства сил метафизических, духовных, тех, что выше нас, что могут невидимо постучать в дверь».

«Ничем особым не примечательная» Анна Сергеевна, непонятно почему полюбив Гурова необъяснимо почему нужна ему, заменила ему весь мир, — один из самых прекрасных и волнующих персонажей в литературе, а рассказ «Дама с собачкой» справедливо считается шедевром, хотя что в нем такого происходит? Ничего, кроме чуда…

Тайна в той метаморфозе, в этом преобразовании, в том непонятном и беспричинном, что случилось с героями, и приметно то, что Чехов эту тайну также не описывает. Он не может ее описать, не в состоянии, как не способен ни один из гениальных писателей. Ибо это Чудо, это выше любого понимания и описать его нельзя.

Источник: http://schooltask.ru/anna-sergeevna-glavnaya-geroinya-proizvedeniya-chexova-dama-s-sobachkoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector